современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании

Применение интерактивных технологий в образовательном процессе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Корнилаева Надежда Ивановна,

ГБУ ДО «Детская школа искусств» им. В.В. Толкуновой

Применение интерактивных технологий в образовательном процессе.

Существуют и другие названия Z -тов:

а) поколение художников;

б) цифровой человек или человек, рожденный с кнопкой;

в) домашнее поколение (поколение соотечественник);

д) поколение центениалов;

Характерные черты поколения Z :

а) умеют отлично работать с любой информацией;

б) быстро развиваются;

в) могут делать одновременно несколько дел (писать сочинение и слушать музыку, играть в компьютерные игры и учить уроки).

Им свойственно: «клиповое мышление», инфантилизм, плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети).

Психологические особенности поколения Z :

а) одаренность и быстрое включение в интересующую их информацию;

б) нацеленность на быстрый результат;

в) их психологические особенности вызывают тревогу у психологов и родителей;

г) им присущ синдром дефицита внимания и гиперактивность (неусидчивость, невнимательность);

д) интровертированность и склонность к аутизации;

е) повышенная возбудимость.

Термин интерактивности – суммарное название методик используемых в образовательном процессе, обеспечивающие усвоение материала в совместной деятельности по заданным педагогом правилам.

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения:

На сегодняшний день современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: интерактивная лекция, творческие задания, обучающие игры (ролевые игры, имитация, деловые игры), работа в малых группах, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, тестирование, обратная связь и опрос, дистанционное обучение, тренинги, использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии).

Следует отметить основные правила организации интерактивного обучения:

Правило первое: в работу должны быть включены все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включать всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе: надо позаботиться о психологической подготовке учащихся. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятия, психически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В связи с этим полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье: обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.

Правило четвертое: помещение должно позволять работать детям как в больших так и в малых группах.

Правило пятое: соблюдение правил и регламента. Об этом педагог и дети договариваются заранее и не нарушают его. Например: не перебивать товарища, слушать внимательно, отвечать если это необходимо.

Правило шестое: делить классы на группы по принципу добровольности, случайности или по интересам.

Информационные технологии позволяют сделать занятия более интенсивными, помогают заинтересовать учащихся, повысить уровень их художественного образования и развить творческие способности.

В своей педагогической деятельности в преподавании дисциплины «История изобразительного искусства» я активно применяю интерактивные технологии как групповые так и индивидуальные.

Самая распространенная методика подачи новых знаний это мультимедийные презентации, которые применяю практически на каждом уроке. Такая форма изложения материала позволяет наглядно представить теоретический материал, более детально изучить картины. Мною создана «копилка» разработок презентаций по классам. Дети имеют возможность в форме диалога высказать свое мнение, обсудить ту или иную тему. В век компьютерных технологий, обучающие без труда самостоятельно выполняют презентации, видео ролики, через которые они выражают свои мысли, ставят проблему на обсуждение и под руководством педагога находят пути ее решения.

Инфографика – это современный инструмент визуализации, позволяющий хорошо усвоить учебную информацию, способствующий развитию поисковой деятельности и формированию критического мышления. Применение новой технологии на уроках изобразительного искусства дает возможность организовать совместную работу педагога и обучающихся, а также способствует формированию универсальных учебных действий. Инфографика — это подборка изображений и диаграмм с минимумом сопроводительного текста, позволяющая быстро понять суть освещаемой темы. Использование инфографики наиболее уместно для изучения периодов искусства. Наглядно представленная инфографика развивает логическое мышление обучающегося, систематизирует знания, позволяет лучше ориентироваться в периодизации временных лет. Сделать инфографику можно в программе PowerPoint или онлайн.

Используя интерактивную доску у педагога есть прекрасная возможность «провести» по виртуальному музею, что формирует зрительный ряд обучающихся, возможность прикоснуться к прекрасному переходя из одного зала к другому.

Просмотр фрагментов обучающего видео, как один из приемов подачи нового материала, эффективен в образовательном процессе, но не должен носить развлекательный характер. После просмотра видео материала я подвожу детей к обсуждению темы и формулировки вывода, т.к. конечной целью является формирование мировоззрения учащегося.

Интервью как метод исследования я применяю, например, при сравнении стилевых направлений в искусстве. Интервью может быть индивидуальным, при участии интервьюера и респондента или групповым, где в диалог вступают более двух человек. Тематическое интервью представляет набор вопросов, расположенных в определенной последовательности и наличие предположительных ответов.

Для решения обучающих и воспитательных задач на занятиях изобразительного искусства я использую следующие интерактивные формы:

· деловые и ролевые игры;

Отдельное внимание хочется уделить использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Мультимедийные учебники позволяют использовать определенный интерактив, расширять уровень познавательной активности обучающихся. Современное интернет пространство богато оснащено интернет-галереями, виртуальными экскурсиями, учебно-методическими материалами, электронными библиотеками, аудио гидами. В своей работе я использую материалы Государственной образовательной платформы «Российская электронная школа», образовательную платформу «Юрайт», http://iskusstvu.ru/, http://artyx.ru/books/index.shtml

Для успешности обучения учащихся и улучшения качества процесса преподавания я создала свой интерактивный ресурс с помощью приложения LearningApps.org. Работа в LearningApps проста и без труда с составлением упражнений справятся не только педагоги, но и дети. Самостоятельно созданный ресурс поможет педагогу в объяснении нового материала, закреплении знаний, тренинга, контроля. В приложении LearningApps.org можно создать упражнения «Пазлы», «Создай пару», «Найди соответствие», «Установи последовательность» и др.

Электронные тесты и опросы позволяют контролировать знания учащихся, делать оценку промежуточного контроля знаний. Позволяет проводить коммуникацию не только с учениками, но и давать обратную связь с родителями. Современные инструменты тестов позволяют проводить анализ опросов и получать автоматически результаты проверенных тестов. Существует несколько видов тестов:

а) тесты со свободным изложением или конструированием ответов, которые предполагают однозначные, лаконичные ответы. При этом нужно иметь твердые знания по этой теме. Выполнять такие задания довольно сложно и его проведение занимает много времени. Например, детям дается текст после прочтения которого нужно ответить на вопросы (устно или письменно). Такие тесты имеют положительные стороны: простота ответов, отсутствие необходимости искать варианты ответов.

Тесты и вопросы в PowerPoint можно создавать:

· с помощью Шаблонов MS Office ;

· с помощью Шаблона Анатолия Николаевича Комаровского;

Таким образом, основной целью интерактивного обучения является развитие коммуникативных умений и навыков, которые влияют на установление эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Интерактивные методы, приёмы, технологии обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Интерактивные методы, приёмы, технологии обучения»

В современном активно изменяющемся мире качественное образование, отвечающее вызовам эпохи, не может ограничиваться лишь трансляцией накопленных знаний. Основной компетенцией выпускника становится способность самостоятельно осваивать новые компетенции. В связи с этим увеличивается роль деятельностных (активных и интерактивных) методов, приёмов, технологий обучения.

Условно в педагогике выделяют три группы методов обучения – пассивный, активный и интерактивный.

Пассивный метод обучения, или традиционный, – студент выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит).

Активный метод обучения подразумевает активное взаимодействие педагога и студента. В этом случае обучающиеся активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания.

Интерактивный метод обучения ориентирован на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.

Классификация интерактивных методов обучения п о наличию заданных моделей деятельности и наличию ролей (Ю.С. Арутюнов)

Анализ конкретных ситуаций

Действие по инструкции

Имитационные методы позволяют воспроизводить в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе (игровые и неигровые формы и методы);

Неимитационные методы – построение моделей изучаемого явления (дискуссии, «мозговые атаки» и т.д.).

Рассмотрим несколько методов интерактивного обучения.

1. Придумывание заданий, вопросов и задач самими студентами. После прохождения студентами определённой темы можно им предложить придумать по 5–7 примеров и обменяться друг с другом. Далее каждый решает примеры соседа. Затем опять обмениваются листами и проверяют друг друга.

3. « Займи позицию ». Зачитывается какое-нибудь утверждение и студенты должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Необходимо, чтобы они объяснили свою позицию.

4. Презентации с использованием различных вспомогательных средств : доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т. п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.

5. Методика « Попс-формула » по зволяет помочь слушателям аргументировать свою позицию в дискуссии. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состоит из четырех элементов:

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

Источник

Статья на тему «Интерактивные технологии в образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интерактивные технологии в образовании

Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Одна из главных задач для современного преподавателя – сделать процесс обучения интересным для учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам на помощь приходят интерактивные технологии.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) постепенно проникают во все сферы образования. Этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования.

В настоящее время большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных интерактивных технологий, которые можно использовать на уроках (телеконференции, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.). Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий. Появление информационных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.

Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.

Интерактивными технологиями являются такие технологии, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.

Целями применения интерактивных технологий являются:

Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.

Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.

Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

Индивидуализация педагогического взаимодействия.

Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.

Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:

выявление многообразия точек зрения;

обращение к личному опыту участников;

поддержка активности участников;

соединение теории и практики;

взаимообогащение опыта участников;

облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
поощрение творчества участников.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.

Следует отметить технологии интерактивного обучения. К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:

2)Ротационные (сменные) тройки.

4)Работа в малых группах.

10)Суд от своего имени.

12)Ролевая (деловая) игра.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.

Преимущества интерактивных методов обучения:

обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;

появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;

в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;

активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.

Как уже было отмечено, под технологией интерактивного обучения предполагается система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В структуре процесса обучения с применением технологий интерактивного обучения можно выделить следующие этапы:

Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Следует обратить внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.

Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.

Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск: Современное слово, 2005.

Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.

Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.

Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

Источник

Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию

У учителей, особенно новичков, часто возникают вопросы по технологии использования на уроках интерактивных методов обучения. Как сделать так, чтобы дети не баловались, а работали, и чтобы материал хорошо усвоился? В статье разберем, какие методы называются интерактивными и как их применять на уроках на разных ступенях обучения в школе.

Интерактивные методы: суть, задачи, принципы

Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода.

современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Смотреть фото современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Смотреть картинку современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Картинка про современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Фото современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании

Учитель в этой схеме стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.

Задачи интерактивных методов обучения

В итоге знания усваиваются гораздо быстрее и лучше. Интерактивные методы находятся в основании пирамиды на следующем рисунке:

современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Смотреть фото современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Смотреть картинку современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Картинка про современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Фото современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании

Принципы интерактивных методов

В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.

Примеры интерактивных методов обучения

Сюжетно-ролевая игра

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.

Виды сюжетно-ролевых игр : связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.

Как проводить . Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.

Примеры сюжетно-ролевых игр

Зоопарк . Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.

Драматизация . Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.

Игра на ассоциации

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.

Виды игр на ассоциации : вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).

Как проводить . Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.

Примеры игр на ассоциации

Цепочка ассоциаций . Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.

Цветочек ассоциаций . Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.

Угадай слово . Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.

Мини-исследование

современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Смотреть фото современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Смотреть картинку современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Картинка про современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании. Фото современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании

Возраст : простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах.

В чем польза : дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.

Виды мини-исследований : по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).

Как проводить

Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.

Сформулировать суть проблемы.

Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.

Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.

Оформление результатов и подведение итога.

Примеры мини-исследований

Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.) и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.

Эксперимент . Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.

Кейс-метод (разбор ситуаций)

Возраст : для средней и старшей школы.

В чем польза : дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.

Как проводить

Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.

Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.

В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.

Каждая группа презентует свое решение перед классом.

Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.

Примеры кейсов

Метод анализа ситуации . Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.

Метод инцидентов . Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось. » или «Произошло. ». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.

Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт) . Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.

Если вы хотите применять методы интерактивного обучения в школе, расширьте свое представление о современных образовательных технологиях в целом. Обратите внимание на следующие курсы повышения квалификации АНО «НИИДПО». Обучение на курсах дистанционное*, после успешного освоения программы выдается удостоверение установленного образца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *