современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология

Церкви для будущего

Историк искусства Лев Масиель Санчес объяснил, что происходит в современной церковной архитектуре России, и показал шесть вариантов ее развития

Церковная архитектура России отличается от светской прежде всего тем, что в 1990-е годы она начиналась с нуля. Храмы не строились в стране в течение 70 лет, и отношение к церквям пришлось вырабатывать фактически заново — так же как и к самой Церкви. Основным направлением стало возведение храмов в тех же формах, что были до революции. Формы эти были разные, и отбиралось из них не все.

Главный ориентир — формы древнерусской архитектуры, в основном с XII по XVI век. Столь любимый зодчими последних ста лет перед революцией XVII век менее популярен — не в последнюю очередь из-за утраченного навыка производства качественных деталей. Барокко и классицизм фактически отвергнуты как недостаточно православные.

В последнее время в моде неорусский стиль — архитектура начала ХХ века, эпохи модерна, живописно имитировавшая древнерусскую. Формы современной архитектуры в храмовую архитектуру России не допущены, хотя в зарубежной православной архитектуре они встречаются — правда, не являются мейнстримом. Все поиски пока происходят внутри традиционалистской парадигмы, по линии комбинации исторических элементов и (в последнее время все чаще) «осовременивания» зданий — то есть по путям, пройденным церковной архитектурой Европы в XIX и первой половине XX века. В этом смысле с точки зрения собственно архитектуры русские храмы не способны воплотить содержательный современный художественный образ и пока представляют лишь конфессионально-этнографический интерес. Однако, учитывая 70-летнюю паузу в развитии нормальной религиозной жизни страны, есть надежда, что постепенно представление о самой Церкви и отношение к церковному искусству изменятся, последнее сможет покинуть гетто историзма и предложить наполненные новыми смыслами архитектурные образы.

1. Свято-Владимирский скит Валаамского монастыря (2006–2007 годы, авторский коллектив Андрея Анисимова, архитекторы Татьяна Ефимова и Наталья Бледнова)

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияФотография иерея Максима Массалитина. 2009 год © Wikimedia Commons/иерей Максим Массалитин

Масштабный образец эклектичной архитектуры, созданный на основе форм средневековых Новгорода и Пскова (одноапсидные алтари, звонницы и прочее) с добавлением элементов московского зодчества XVI века (шатер) и неорусского стиля (шлемовидные купола). Детали грубоваты, композиция переусложнена, отсутствует иконографический замысел — архитектурные цитаты, порождающие новые смыслы. Исключительно изобильную продукцию мастерской Анисимова можно назвать официальным мейнстримом современного церковного строительства.

2. Храм Петра Апостола в Петербурге (2005–2009 годы, по проекту Андрея Лебедева)

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияФотография Антона Кукушина. 2012 год © flickr.com/Anton Kukushin

Среди построек в духе неорусского стиля выделяется выразительным силуэтом, оригинальной композицией и разумной степенью обобщенности деталей. Может стоять в ряду приличных (но совсем не лучших) образцов дореволюционного неорусского стиля; почти предел достижений современного ретроспективизма. Единственное, чего храм точно лишен, — это интересного иконографического замысла; увы, в России такового почти не встретить.

3. Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кирове (1997–2003 годы, по проекту Евгения Скопина)

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияФотография Григория Сысоева. 2007 год © Григорий Сысоев/ТАСС

Очень интересен с точки зрения замысла. Во-первых, смелая треугольная композиция (несколько треугольных в плане храмов было построено в России в эпоху классицизма). Возможно, имеется в виду соотнесение каждого из приделов с одной из мучениц, а центрального объема — с их матерью. Во‑вторых, обращение к теме местного типа храма эпохи барокко. Это замечательно и в смысле обращения к считающейся многими «неправославной» эпохе, и в смысле интереса к местному наследию. Отсутствие последнего, к сожалению, не должно удивлять. После блестящего расцвета региональных художественных традиций в XVIII веке вся страна вне Москвы и Петербурга превратилась в XIX столетии в живущую лишь столичными ориентирами провинцию, коей и остается до сих пор. Преодолеть столь давнюю тенденцию сложно. И тем отраднее видеть постройку, свидетельствующую о сохранении чувства региональной самоценности.

4. Храм преподобного Серафима Саровского в Билибине (2003–2009)

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология © wikimapia.org/tazik

В свое время стал известным благодаря оригинальному и уникальному по смелости (пусть и не по удачности) художественному решению интерьера, предложенному московским художником Виталием Мельничуком. Местный консервативный епископ Диомид отказался тогда освящать храм.
С точки зрения архитектуры он скромен, но любопытен как пример обращения к местным традициям. Использован — правда, менее узнаваемый, чем в предыдущем случае, — образ типичного деревянного сибирского храма XVIII–XIX веков: приземистого, типа «восьмерик на четверике», побеленного для сходства с каменным. То есть именно такого, какой мог быть построен на этой земле.

5. Церковь Николая Чудотворца в Повенце (2003–2004 годы, архитектор Елена Шаповалова)

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология © Wikinedia Commons/Thule

Единственный современный русский храм, который можно назвать действительно хорошей архитектурой. Один минус, правда, сразу заметен: неудачное соединение боковых главок со скатами кровли главного шатра.
Построен как памятник погибшим на строительстве Беломорканала, проходящего за храмом. В целом здание напоминает типичную для Русского Севера постройку. Правда, использован нестандартный тип завершения: боковые шатры в деревянных северных храмах никогда не ставились по диагонали от главного. Основной объем решен оригинально: он повторяет уникальные формы собора Соловецкого монастыря и при этом в том виде, какой он имел в лагерные времена. Эффект усиливается грубой поверхностью бетона. Тема ГУЛАГа подхватывается звонницей, напоминающей лагерную вышку. Сочетание крашенных в серый цвет бревен и бетона удачно подходит и мемориальной теме, и образу северного храма. Бетонные поверхности неожиданно ставят эту церковь в ряд со знаменитыми храмами европейского модернизма — 100-метровым храмом Огюста Перре в Гавре, капеллой Ле Корбюзье в Роншане, собором Сакре-Кер в Алжире и другими. Вряд ли эта ассоциация специально имелась в виду — но в том и заключается свойство настоящего произведения искусства, что оно может сказать много больше того, что вкладывает в него создатель. Итак, храм в Повенце — вроде бы единственный в современной России, где сложный иконографический замысел находит достойное художественное воплощение. Других пока найти не удалось.

6. Проект часовни для Русского Севера (2013 год, авторы Иван Земляков и Даниил Макаров)

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияПроект миссионерского храма ΙΧΘΥΣ Даниила Макарова. 2011 год © Даниил Макаров/cc-qc.ru

И один пример бумажной архитектуры. Авторы поместили часовню на Большой Заяцкий остров Соловецкого архипелага, среди первобытных каменных лабиринтов. Редкий пример постройки, не ориентированной на исторические формы. Тем не менее образ узнаваем как храмовый и верно улавливает гений места. Речь идет не о состоявшейся удаче (придраться есть к чему), но о верно предложенном варианте направления поисков.

Источник

Катехизация дизайном. Как меняется архитектура православного храма

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияВалерий Лизунов Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Традиции и современные тренды

В древности общество вкладывало огромные ресурсы и силы в строительство храмов. Древние русские церкви — это вершина инженерного и архитектурного прогресса того времени, воплощение общественной мысли. Первыми каменными строениями на Руси были именно церкви — Десятинная церковь в Киеве вообще считается первым местным задокументированным сооружением из камня. Для строительства церквей приглашались самые лучшие зарубежные и отечественные архитекторы, решались сложнейшие технические задачи. Например, при строительстве церкви Покрова на Нерли зодчие создали укрепленный искусственный холм высотой четыре метра, чтобы уберечь храм от затоплений.

Как только значение церкви в жизни России начало уменьшаться, храмовая архитектура превратилась в штамповку. До недавнего времени строительство новых храмов было в основном попыткой довольно поверхностного переосмысления древних и классических образцов. Часто это большое количество золота, дорогих мозаик и мрамора. Идейно это несколько устарело — современным прихожанам хочется простоты, понятности и функциональности без излишеств.

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияДесятинная церковь в Киеве в 19 веке Фото: Wikimedia

В русской церкви появляется понимание, что штамповать копии больше не имеет смысла, что сам внешний вид храма может привлекать новые поколения. Например, в наше бюро обратился иеромонах Иона (Голов) с просьбой построить современный храм на Верейской улице, в котором молодому поколению будет комфортно. И эта задача вполне реализуема. Несмотря на то что православная церковь достаточно консервативна и на любую попытку отойти от традиционных форм смотрит с опаской, переосмысливать традицию в рамках современности необходимо. Минималистичность форм, использование инновационных, удобных, экологичных и износостойких материалов, добавление функциональной составляющей, облегчение декора позволяет не только не отойти от традиционного назначения церкви, но и сделать ее более удобной для прихожан. Кроме того, современные подходы решают много бытовых и эксплуатационных вопросов.

Ярко украшенный православный храм с роскошным внутренним убранством, множеством позолоты и росписи — это уже привычный для нас образ. Естественно, что минимализм не терпит такого количества деталей и декора. Поэтому возникает конфликт между современной тенденцией к минимализму и традиционной церковной роскошью. Разрешение этого конфликта лежит в том, чтобы найти грань между прошлым и будущим, не отпугнуть старшее поколение, но не потерять связь с новым поколением, которому дворцовое убранство уже не слишком понятно. Связать старшее и молодое поколение можно, совместив функциональность и изящность.

Тенденции мировой храмовой архитектуры XX и XXI веков

Мировая архитектура после эпохи модернизма стала тяготеть к простоте и функциональности — это характерно и для церковного зодчества. Например, паломническая церковь Нотр-Дам-Дю-О французского архитектора Ле Корбюзье. Эта капелла выполнена из бетона, и главным декоративным элементом внутри церкви, по сути, является свет. Ле Корбюзье заложил в архитектуру здания динамику. Стены изогнуты, испещрены множеством разноразмерных окон. Внутри — только белые стены, лавки, свечи и естественная игра света и тени. Часовня совсем маленькая, поэтому Ле Корбюзье вынес алтарь за пределы стен капеллы — под козырек изогнутой крыши. Так что службы могут проводиться прямо на улице. Между прочим, идеальное решение для пандемии.

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияКапелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане. Архитектор: Ле Корбюзье Фото: Immanuel Giel

Или работы японского архитектора Тадао Андо. Его протестантская Церковь Света — это небольшое прямоугольное здание из блоков необработанного бетона, отсутствие внутреннего декора, стоящие в несколько рядов лавки для службы. В восточной стене храма Андо разместил оконный проем в форме креста. Естественный свет, падающий на грубые стены церкви в разное время суток, создает невероятный эффект. Получается что-то очень глубокое, чувствуется связь человека с природой.

Если обратиться к православным храмам, построенным в логике функционализма, то это, например, Свято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр во Франции — целый комплекс строений в центре Парижа. Hа территории центра есть зрительный зал, парк, школа, книжные магазины, кафе и выставочные пространства. Перед архитекторами стояла сложная задача — вписать традиционное российское храмовое зодчество в застройку современного Парижа. Архитектору Жан-Мишелю Вильмотту это удалось. Фасад церкви выложен горизонтальными блоками из бургундского известняка, что создает достаточно четкий и минималистичный образ храма. Пять куполов церкви отлиты из композитных материалов, которые обычно применяются в аэрокосмической отрасли. Благодаря таким современным материалам купола получились легкими, но прочными.

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияСвято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр в Париже. Архитектор: Жан-Мишель Вильмотт Фото: Zairon

Прекрасный образец современного дизайнерского решения, который уже можно увидеть в Москве, — трапезная при храме Священномученика Антипы Пергамского. Не удивительно, что кафе-трапезная «Антипа» — теперь излюбленное место встреч столичных фланеров и зумеров, вне зависимости от их отношения к РПЦ. И это здорово — ходит человек в кофейню, покупает модный мерч, а потом и на службу, может, заглянет. А может, и не заглянет, но будет видеть, как оттуда выходят веселые прихожане и идут пить кофе за соседним столиком.

Проект храма на Верейской улице идет по этой же дороге: мы старались ответить на запрос современности, при этом не забывая о традициях. Форма здания — центрическая крестово-купольная с одной главой — отсылает к древнейшим русским церквям: Покрову на Нерли или церкви Спаса Преображения. Однако купол очень плавно переходит в барабан, кажется, будто крыша опускается до земли. Мы решили избавить храм от лишних деталей, освободили внутреннее пространство: чистые белые стены, отсутствие опор и перегородок, свечи, убранные в стенные проемы, которые служат подсвечниками, — все это создает ощущение свободы и спокойствия. Алтарная стена будет выполнена из стекла, эта часть храма как раз выходит на лес. Низкая алтарная преграда позволит прихожанам увидеть, что происходит за ней во время богослужения.

С помощью современных материалов можно освободить приход от лишних расходов — от ежегодного обновления фасада, кровли и стен церкви. Поэтому мы решили использовать бетон — он долговечен и его не надо обновлять. Мы также предусмотрели систему централизованной вентиляции, это поможет справиться с копотью от свечей, которая очень быстро накапливается на стенах храма.

Большое внимание уделили комфорту людей, что не очень характерно для русских церквей. На цокольном этаже будет гардероб, чтобы прихожанам не нужно было думать, что делать с верхней одеждой. На первый и подземные этажи будут вести пандусы для людей с ограниченными возможностями. На территории храма предусмотрена парковка, а церковная лавка вынесена за пределы основного здания, чтобы не отвлекать прихожан от их главной цели посещения церкви — общения с Богом.

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типологияХрам на Верейской улице в Москве. Проект Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Мне кажется, стоит помнить, что церковь — это не место для развлечений, но для внутреннего созерцания. Сюда мы приходим, чтобы выдернуть себя из жизненной суеты, остановиться, подумать о Боге, осознать себя, свою жизнь. Современные вау-эффекты в церкви совершенно не имеют смысла. И даже более того, мне кажется, что современная храмовая архитектура должна стремиться к простоте форм, отсутствию искусственного украшательства. А современные материалы должны служить комфорту прихожан, должны возносить их над всем бытовым и мирским. Церковь вряд ли превратится в место для селфи. Ведь цель посещения церкви не в том, чтобы поделиться со всеми знакомыми, что мы живем насыщенной духовной жизнью. Хочется верить, что цель посещения дома Бога намного глубже и важнее.

Источник

Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов Лайтарь Наталья Владимировна

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология

современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Смотреть картинку современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Картинка про современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология. Фото современная православная церковная архитектура россии тенденции стилевого развития и типология

Содержание к диссертации

Глава 1. Основные тенденции современной церковной архитектуры и монументально-декоративного искусства 24

1.1. Епархиальные и искусствоведческие комиссии, координирующие храмовое строительство. Подготовка специалистов в области церковной архитектуры и монументально-декоративной живописи 24

1.2. Архитектурные мастерские, занимающиеся проектированием храмов. Проектная деятельность зодчих 42

1.3. Монументально-декоративное искусство в современных церквях 59

Глава 2. Проблема соотношения традиций и новаторства в русском церковном зодчестве второй трети XIX — начала XX века 73

2.1. Взаимосвязь функционального аспекта храмовой архитектуры и стилистики церквей периода эклектики и модерна 73

2.2. Типологический анализ храмов на основе их объёмно-планировочных композиций и типов завершений 85

Глава 3. Современная храмовая архитектура России: традиции и новаторство 110

3.2. Типологический анализ современных храмов 128

Список литературы 157

Принятые сокращения 174

Актуальность исследования. С конца 80-х годов XX в. начался процесс возрождения Русской Православной Церкви. К настоящему времени возведено большое количество церквей, во внешнем облике которых зодчие стремились выразить архитектурную идею православного храма современным языком, не выходя при этом из рамок канонических требований.

Католицизм и протестантизм оказались достаточно открытыми и восприимчивыми к новым тенденциям, появляющимся в современном зодчестве. В итоге возникало слияние новых тенденций с традиционными историческими мотивами из раннехристианской, готической или романской архитектуры.

Несомненно, доминирование новаторских приёмов в зарубежной архитектуре храмов XX в. связано с вероисповеданием. Католицизм и протестантизм менее консервативны в области церковного зодчества, чем православие.

Степень разработанности проблемы. Исследованием архитектуры периодов эклектики и модерна занимались в той или иной мере такие учёные, как Е.А.Борисова, А.В.Иконников, Т.П.Каждан, Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовский, А.Л.Пунин, Т.А.Славина, Б.М.Кириков, М.В.Нащокина. В книге «»Национальный стиль» в архитектуре России» (2000)

Литература, освещающая вопросы современной храмовой архитектуры, немногочисленна и содержит, в основном, фактологические сведения о строительстве той или иной церкви и связанных с этим проблемах. В настоящее время выпускаются брошюры о строительстве храмов, публикуются статьи в таких периодических изданиях, как «Журнал Московской Патриархии», «Проект Россия», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Новый меценат», «Московский журнал», «Радонеж. Православное обозрение», «Церковный вестник», являющийся ежемесячным изданием Санкт-Петербургской Епархии.

Нормативным документом, призванным помочь архитекторам в проектировании церквей, является «Свод правил по проектированию и строительству. Здания, сооружения и комплексы православных храмов», состав-

ленный и принятый постановлением Госстроя России от 27 декабря 1999 г. (разработан М.Ю.Кеслером и А.В.Оболенским).

Количество публикаций, освещающих тему подготовки современных специалистов в области храмовой архитектуры, невелико. Это статьи игумена Александра (А.Н.Фёдорова) и статья Ж.М.Вержбицкого «Проектирование культовых сооружений в государственных художественных вузах» в сборнике научных трудов «Искусство архитектуры» (1995). Материалы о профессиональной подготовке религиозных живописцев содержат статьи А.К.Крылова и Д.Г.Мироненко.

новаторства в современном церковном зодчестве, то исходя из цели работы, нами поставлены следующие задачи:

Систематизация типологии храмов периода эклектики и модерна на основе исследования их планировочных и объёмно-пространственных композиций как отражение актуализации функционального аспекта церковной архитектуры.

3. Исследование стилевых закономерностей современной церковной
архитектуры России и их классификация, выстраиваемая в соответствии с
проблемой соотношения традиций и новаторства.

Поставленные задачи потребовали рассмотреть, помимо осуществленных зданий храмов, сложившиеся в России в последние годы:

а) практику проектирования храмов,

б) систему подготовки специалистов в области церковного зодчества и
монументально-декоративного искусства,

в) основные тенденции развития монументально-декоративного искусст
ва в архитектуре современных храмов.

Анализ градостроительного аспекта современной церковной архитектуры не является основной задачей диссертации. Он проводится в том случае, если тот или иной храм играет активную градостроительную роль.

Методология исследования. Для решения поставленных задач используется комплексный метод исследования, предполагающий всесторонний анализ рассматриваемых храмов: натурное обследование церковных сооружений, изучение литературных источников, записи личных бесед с архитекторами и художниками-иконописцами, искусствоведческий анализ исследуемых современных храмов.

Гипотеза исследования. Новаторство в современной церковной архитектуре выражается не только в конструктивно-технических и композици-

онных новшествах, но и в художественном переосмыслении и интерпретации традиционных исторических мотивов, в новом композиционном соотношении традиционных элементов.

Материал и источники исследования. Диссертационная работа не претендует на всеобщий охват из-за огромного числа возведённых церквей во всех регионах России, поэтому рассмотрены православные храмы, информация о строительстве которых широко освещалась в средствах массовой информации, либо была получена в процессе поездок по России. Материалы о новых церквях России были получены также в результате личных бесед с архитекторами и художниками-иконописцами.

Научная новизна работы заключается в следующем:

Выполнен типологический анализ современных церквей на основе изучения их объёмно-планировочных решений.

Предложена классификация новых храмов по их стилистическим признакам.

5. Осуществлена систематизация типологии храмов периода эклектики и
модерна на основе изучения их объёмно-планировочных композиций.

На защиту выносятся:

— результаты типологического анализа современных православных
церквей России на основе их объёмно-планировочных композиций;

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке программ таких дисциплин архитектурного направления, как «Теория архитектуры», «История русской архитектуры периодов эклектики и модерна», «Современная архитектура России». Данные учебные программы будут полезны и актуальны как для факультетов истории и теории искусств, так и для архитектурных факультетов высших художественных и архитектурно-строительных вузов.

Достоверность научных результатов обеспечивается полнотой привлечённого к исследованию материала, многосторонностью его анализа, использованием многочисленных источников (книги и публикации в периодических изданиях, каталоги и справочники, натурное обследование соискателем новых храмов России, личные беседы с архитекторами и художниками-иконописцами).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных в сборниках научных трудов. Основные результаты работы нашли своё отражение в выступлениях на Всероссийской научно-технической конференции в СПБУТД (Санкт-Петербург, 2006); II Всероссийской конференции по исторической психологии памяти В.П.Денисенко (Санкт-Петербург, 2007); XV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария (Можайск, 2008).

Структура диссертации. Диссертация изложена на 156 страницах основного текста, состоящего из введения, трёх глав, заключения, сопровождается библиографическим списком (212 литературных источников) и альбомом с иллюстративным материалом (429 наименований).

Епархиальные и искусствоведческие комиссии, координирующие храмовое строительство. Подготовка специалистов в области церковной архитектуры и монументально-декоративной живописи

В начале 1990-х годов Церковь получила свободу и возможности для самостоятельной деятельности. Поскольку большей части людей традиции религиозной культуры не были известны из практического опыта детства и юности, по существу, необходимо было их вводить заново. Общество, в своём большинстве, воспринимало возрождение православия как возвращение того светлого, возвышенного и святого, что Россия потеряла в годы воинствующего атеизма. Это во многом способствовало установлению Церкви как организации контакта с большим числом людей. На Архиерейском соборе 1988 года был принят проект нового устава Русской Православной Церкви (предыдущий действовал с 1945 года), согласно которому произошло восстановление прихода как автономной единицы с широким участием в управлении мирян и выборностью снизу; статус патриарха снова приближен к тому статусу, который был выработан на соборе 1917- 1918 годов: он является председателем на сессиях Синода, Собора архиереев и Поместного собора и во всём этим учреждениям подотчётен. «Согласно уставу Русской Православной Церкви, принятом на Архиерейском соборе в 2000 году, высшим органом церковного управления является Поместный собор, на который собираются все архиереи, представители духовенства, монашествующих и мирян»51. Центральным управленческим органом Церкви, после Архиерейского собора, служит Московская Патриархия, которая состоит из Священного Синода, Управления делами Московской Патриархии и Синодальных отделов.

После отделения от государства в 1917 году Церковь получила возможность самостоятельно определять сферы общественно-политической жизни, в которых она будет участвовать, и формы этого участия. В советское время реализовать это было невозможно. В настоящее время отношения между Русской Церковью и государством строятся на основе активного сотрудничества. При Администрации президента вопросами отношения с православной Церковью занимается Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями Главного управления внутренней политики. Совещательным органом для контактов с религиозными организациями является Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, в котором несомненное преимущество в количественном отношении принадлежит представителям Русской Церкви.

Большинство государственных деятелей воспринимают Церковь как часть культурного наследия и как один из символов российской государственности. Поэтому одним из видов сотрудничества власти и Церкви (в основном на региональном уровне) является финансирование восстановления или реставрации храмов прошлых столетий. В некоторых случаях имеется поддержка строительства новых церковных сооружений.

Общецерковной комиссии по архитектурно-художественным вопросам в области храмового строительства в _ настоящее время не существует. В регионах России вопросы по согласованию проектов новых церковных сооружений решаются епархиальными советами, существующими при каждой епархии, и привлечёнными для этого специалистами. Кроме того, региональные зодчие имеют возможность обратиться в искусствоведческие комиссии или какие-либо,другие архитектурные центры Москвы или Санкт-Петербурга за советом. А-члены московской и петербургской комиссий в качестве консультантов,выезжают на места в другие города России.

Архитектурные мастерские, занимающиеся проектированием храмов. Проектная деятельность зодчих

В настоящее время проектированием храмов занимаются как специализированные архитектурные мастерские (часто при монастырях и Лаврах), так и проектные организации, для которых создание проектов церквей существует одновременно с ведением проектов гражданских сооружений.

В регионах России осуществляются проекты церковных сооружений, разрабатываемые как столичными, так и местными архитекторами. Среди региональных архитектурных мастерских выделяются архитектурная студия «Менам Керка» (Сыктывкар), архитектурная мастерская «Архитектоника» (Ижевск, главный архитектор — С.А.Макаров), «Удмуртгражданпроект» (Ижевск), проектно-реставрационная мастерская «Терем» (Екатеринбург, ведущие архитекторы — В.М.Поздникин, Н.А.Бушмелева, С.О.Лемегова), «Магнитогорскгражданпроект» (Магнитогорск), «Сибспецпроектреставрация» (Тюмень).

Многочисленность и разнообразие творческих мастерских — характерное явление сегодняшнего времени. Постепенно в архитектурной практике в области храмового строительства вырабатывается необходимый профессиональный опыт. Начинают работать специалисты, в учебной практике которых уже присутствовали творческие задания на проектирование церковных сооружений и убранства их интерьеров. Многие из них воцерковлённые люди. Всё это создаёт предпосылки и благоприятные условия для создания наиболее удачных проектов храмов. Немаловажное значение при этом имеет создание епархиальных архитектурных и искусствоведческих отделов и комиссий, призванных координировать данную область архитектуры и оказывать квалифицированную помощь в проектной практике зодчих.

Монументально-декоративное искусство в современных церквях

В начале прошлого века отмечалось пристальное внимание к древнерусской иконописи. Как продолжение прерванных традиций, в настоящее время среди художников наблюдается большой интерес к национальным истокам. Это выражается в том, что в большинстве случаев стилевое решение композиций на религиозные темы основано на традициях византийской и древнерусской иконописи.

Ярким примером стремления к возрождению стилистики искусства Византии в монументальной живописи является роспись церкви св. вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. Работы были проведены под руководством московского иконописца И.А.Чашкина. Им же были созданы иконописные образы для трехъярусного иконостаса храма (рис 65).

Сюжет со св. Георгием Победоносцем повторяется и на одном из рельефов фасада церкви, но в ином иконографическом изводе. Фасадные рельефы крупных пропорций «Св. вмч. Георгий Победоносец», «Богоматерь Знамение» и «Спас Нерукотворный» на храме, возведённом в честь победы в Великой Отечественной Войне, не только задают тональность всему окружающему пространству, но и предполагают соотношение их пластического решения и смысловой составляющей с рельефами обелиска Победы, расположенном недалеко от церкви. Рельефы обелиска имеют более мелкий масштаб. Они сплошь покрывают почти всю поверхность его граней.

В традициях византийской живописи выполнена роспись Георгиевского храма в Самаре. Авторство и исполнение живописного убранства стен церкви принадлежит художнику А.И.Чашкину. Стиль росписи гармонично сочетается с внешним обликом сооружения, в котором ясно прослеживаются композиционные приёмы и архитектурные формы, бытовавшие в средневековом византийском зодчестве. Программа росписи интерьера храма традиционна. В центральном куполе изображён Христос Вседержитель, окружённый Херувимами: и Серафимами (рис. 122). Цилиндрический барабан разделён на три горизонтальных яруса. Верхний ярус прорезан арочными окнами. Простенки оконных ниш оформлены орнаментом растительного характера. В среднем ярусе барабана размещаются фигуры пророков в рост. Изображения отличает подчёркнутая внешняя статичность, создаваемая за счёт строгой фронтальной ориентированности фигур пророков. Нижний меньший по ширине ярус барабана представляет собой узкую горизонтальную полосу, заполненную орнаментом геометрического и растительного характера.

Роспись сводов центрального креста посвящена сценам праздничного цикла. В их числе: Покров Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Воскрешение Лазаря, Воскресение Христа, Преображение Господне, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня. Стены церкви св. Георгия Победоносца украшены евангельскими сюжетами и геометрическими орнаментами. На четырёх подкупольных столбах изображены фигуры святых в полный рост.

Спокойный, замкнутый ритм построения живописных композиций сообщает им монументальность и торжественность. Движение в них либо отсутствует, либо предельно замедленно. Плавные, круглящиеся линии складок одежд святых и тонкие переходы от света к тени моделируют объём изображений. Монументальные композиции исполнены на синих и золотых фонах. Такая особенность была характерна для фресок сербских храмов (роспись Великой Богородичной церкви в Студенице, 1209). Колорит Георгиевской церкви согласован. Сочетания светло-голубого, охристого и блекло-розового цветов создают гармоничную и утончённую колористическую гамму.

Роспись самарской церкви ориентирована на традиции византийской монументальной живописи XIII столетия. В этот период развития византийского искусства в храмах ещё бытовали невысокие алтарные преграды в виде колоннады или аркады, несущей низкий антаблемент. В церкви св. вмч. Георгия Победоносца в Самаре установлен фаянсовый пятиярусный иконостас, художественное и конструктивное решение которого в определённой степени выбивается из общего оформления внутреннего пространства храма (рис. 113).

В наши дни уральские мастера возрождают старинное искусство изготовления фаянсовых иконостасов. Специалистами екатеринбургской архитектурной мастерской «Терем» разработана технология, включающая проектирование, компьютерное моделирование, изготовление моделей, выпуск деталей и их монтаж в храме. Иконостас составляется из объёмных элементов, установленных на бетонные фундаменты и прикреплённых к металлическим каркасам. Сначала фаянсовые элементы покрываются эмалевыми красками, глазурями, золотом и обжигаются при температуре до 1200 градусов, что обеспечивает высокую прочность красок и позолоты. Цветовая палитра неограниченна. Затем детали иконостаса укладываются друг на друга на специальном клее. Важным достоинством фаянса является его невоспламеняемость.

Фарфоро-фаянсовые иконостасы украшают ныне храм св. Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в Москве (рис. 77), часовню св. Троицы на Троицкой площади в Петербурге, собор арх. Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных в посёлке Токсово Ленинградской области (стр. 90), церковь св. вмч. Георгия Победоносца в Самаре, храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге (рис. 153) и другие.

Взаимосвязь функционального аспекта храмовой архитектуры и стилистики церквей периода эклектики и модерна

Повышенный интерес к проблеме национальной самобытности, зародившийся ещё в конце XVIII века, несоответствие композиционных приёмов и художественных принципов классицизма новым требованиям архитектурной практики начала 1830-х годов обусловили необходимость поиска новых средств и методов для решения задач, которые вставали перед зодчими того времени. Многообразие и усложнение общественных функций сооружений (вокзалы, пассажи, музеи, гимназии, промышленные здания) потребовало от архитекторов создания новых планировочных, композиционных и художественных решений и приёмов. Происходило закономерное расширение диапазона исторических стилевых прототипов. При этом главной особенностью нового творческого метода, положенного в основу эклектики, являлось соответствие функционального назначения сооружения и его стилистического решения. При проектировании зданий административных учреждений, больниц и учебных заведений, музеев и театров зодчие чаще всего обращались к мотивам архитектуры периодов ренессанса, барокко и классицизма. Нередко в облике одной постройки соединялись традиции различных исторических стилей. В архитектуре сельских жилых и хозяйственных сооружений нашло своё широкое применение «фольклоризирующее направление», опирающееся на традиции народного деревянного зодчества.

Новый творческий метод эклектики нашёл своё выражение и в церковном строительстве. «Стремясь преодолеть стилевой «универсализм» классицизма и создать более дифференцированную систему архитектурных образов культовых зданий, отражающую особенности их религиозной функции, архитекторы-эклектики обратились к использованию разных исторических стилей, выбирая тот стилевой прототип, который, по их мнению, полнее соответствовал традициям данной религии»66. Так, здания иноверческих храмов зодчие проектировали в «неороманском» или «неоготическом» «стилях», либо соединяли в одной постройке архитектурные мотивы обоих стилевых направлений. Примерами этого служат лютеранская церковь св. апостола Петра в Санкт-Петербурге, возведённая по проекту А.П.Брюллова в 1833 — 1838 годах; шведская евангелическо-лютеранская церковь св. вмц. Екатерины, построенная в Санкт-Петербурге зодчим К.К.Андерсоном в 1862 — 1865 годах; немецкий реформатский храм на набережной реки Мойки, проект которого разработали архитекторы Г.Э.Боссе и Д.И.Гримм, и который был возведён в 1862 — 1865 годах.

Первым опытом проектирования храмов в новом национальном направлении явились две постройки В.П.Стасова — Десятинная церковь в

Разрабатывая проект воссоздания Десятинной церкви в Киеве, архитектор-классицист отказался от приёмов классицизма. В.П.Стасов создал своеобразную стилизацию в духе древнего русского зодчества, основанную на крестово-купольной системе, привнесённой на Русь из Византии. Отделка фасадов храма представляла собой достаточно свободные вариации на темы русских средневековых церквей. История архитектуры в то время делала только свои первые шаги, и поэтому сам В.П.Стасов, и его современники не имели точного представления о характере и стилевых особенностях архитектуры Древней Руси.

Крупнейшим зодчим «русско-византийского стиля» являлся К.А.Тон. Главной его церковной постройкой служит храм Христа Спасителя в Москве, возведённый в 1832 — 1880 годах (рис. 168). Храм был задуман как памятник победе в Отечественной войне 1812 года. В соборе Христа Спасителя произошло смешение функций храма и музея, результатом чего явилось новаторское для того времени объёмно-планировочное решение сооружения. Крестообразное в плане внутренне пространство цельно. Восьмигранный центральный объём плавно перетекает в подкупольное пространство. Входящие углы планового креста, усиленные стенами расположенных здесь лестниц, служат устоями главы. По всему периметру это ядро окружено двухэтажной сводчатой галереей. Здесь расположился музей, посвященный войне 1812 года. На стенах галереи были установлены мраморные плиты с датами сражений, именами погибших, раненых и награждённых, с текстами важных политических документов, а также собраны трофейные знамёна и ключи покорённых городов.

Многие строившиеся в то время храмы повторяли по своей композиции и художественному решению церковные сооружения, спроектированные К.А.Тоном, что закономерно. В 1838 году был издан альбом образцовых проектов храмов, разработанных К.А.Тоном. Этот альбом был одобрен властями и признан единственным пособием, которым следовало руководствоваться при проектировании всех православных церквей, возводимых по всей территории страны. Соответствующий закон был опубликован в 1841 году. Указание строить по образцовым проектам, разработанным К.А.Тоном, вошло также и в «Устав строительный». Таким образом, «русско-византийский стиль» в интерпретации К.А.Тона был придан статус официального.

«Русско-византийский стиль» в храмовом строительстве предполагал использование, как правило, традиций раннемосковской школы архитектуры. Национальный облик церковным сооружениям придавали такие архитектурные формы и детали, как луковичное пятиглавие, цилиндрические барабаны глав, закомары, аркатурно-колончатый пояс. Всё же в архитектуре рассматриваемого стилевого направления присутствовали ещё черты уходящего классицизма. Воздействие классицистических традиций выражалось в некоторой геометризации основных объёмов церквей, в чётком разделении горизонтальных и вертикальных членений, в двухосной симметрии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *