совместное обучение детей с нарушенным и нормальным зрением
Консультация для педагогов «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 11
Консультация
Тема: «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
Подготовила: воспитатель Кузнецова А. А.
Роль зрения в познании человеком окружающего мира исключительно велика. Очевидно, что сокращение, а тем более, полная потеря зрения ведет за собой серьезные потери в области чувственного отражения. Невозможность или существенные ограничения в получении зрительного опыта влекут за собой ограничения в психическом развитии (депривационное поражение).
Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Разумеется, что слепота создает огромные трудности для ребенка при вхождении его в социальное общество. Сверхкомпенсация рождается как реакция психики на чувство неполноценности, неуверенности и слабости, которые появляются у слепого ребенка. Сверхкомпенсация же направлена на формирование социально полноценной личности, на завоевание позиции в общественной жизни, она направлена на преодоление конфликта.
Коррекционно-педагогическая работа
У ребенка с нарушенным зрением компенсаторные перестройки выражаются не только на биологическом, но также и на социальном уровне, который требует целенаправленного и сознательного обучения. Развитие детей с нарушением зрения определено единым взаимодействием биологических и социальных факторов и зависит от формы заболевания органа зрения, от того, насколько сохранились слуховой, двигательный и кожный анализаторы, от уровня психического развития, от того, когда было утрачено зрение, а также от содержания, методов и форм обучения и воспитания.
Отправные идеи, касающиеся коррекции и компенсации нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии слабовидящих детей были разработаны Л. С. Выготским, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагиным, А. Г. Литваком, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной и др. Также важно отметить особую роль социальных факторов в развитии детей, которые связанны с воспитанием и обучением. Ребенок с рождения и постоянно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая является очень важным условием и источником его развития.
Формирование сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков когнитивной деятельности и др.
Содержание и методы коррекционной работы строятся исходя из возраста детей, структуры и состава нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентировки в пространстве. Процессы компенсации в детском возрасте имеют свои особенности, связанные с возрастными изменениями. Из-за этого при оценке возможностей компенсации в детском возрасте рассматриваются не только уже сформированные механизмы компенсации, но и те, которые только находятся в стадии развития и становления, то, что Л. С. Выготский обозначал «зоной ближайшего развития «. Учитывание зоны ближайшего развития имеет большую важность для управления процессами компенсации и коррекции.
Основные принципы коррекционной работы
Интегрированное обучение слепых и слабовидящих детей
Толковый словарь Ушакова определяет термин «интеграция» как «объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития». В специальной педагогике данный термин обозначает процесс, состояние и результат, при которых люди с различными нарушениями в развитии или имеющие ограниченные возможности здоровья, физического развития, интеллекта, и т. д., не изолируются от общества, а участвуют во всех видах и сферах социальной жизни совместно и вровень с остальными. [19]
М. И. Никитина, в своей работе «проблема интеграции детей с особенностями развития»,дает такое определение: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования».
Тема интегрированного обучения слепых и слабовидящих детей очень важна и актуальна. Как уже указывалось выше, только в процессе постоянного общения, взаимодействия, в том числе обязательно и со здоровыми детьми, ребенок, имеющий различные нарушения зрения, способен будет потом успешно «влиться» в общество зрячих. Но не редка ситуация, когда слабовидящие и слепые дети длительное время проживают в условиях изолированного, замкнутого пространства (каковым является интернат или специальная школа, потом они имеют большие трудности, а иногда и вовсе лишены возможности полноценно и самостоятельно включиться в социальную жизнь и адаптироваться в ней. По мнению автора данной работы, именно интегрированное обучение способно помочь слепому или слабовидящему ребенку наиболее полно в дальнейшем адаптироваться в мире зрячих людей. Несомненно, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов по зрению несет в себе большие сложности, как для первых, так и для вторых.
Процесс социальной компенсации, в который вовлечен ребенок с нарушенным зрением, [13] Л. С.Выготский описывает так: 1) «неприспособленность ребенка к социокультурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности (принцип компенсации)». Очевидно, что педагоги, работающие со слабовидящими и слепыми детьми, должны будут получить дополнительную подготовку, чтобы быть способными оказать квалифицированную помощь таким ученикам.
Для детей с различными нарушениями зрения (абсолютно слепых, слабовидящих, частично зрячих) в общеобразовательной школе нужно создать благоприятные условия, а именно адаптивную образовательную среду.Также важнейшим условием благополучной интеграции являются: успешная социальная адаптация ребенка, активное включение его в учебную деятельность, рецепторное обучение,которое основывается на использовании всех анализаторов: слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, и зрительного (если сохранилось остаточное зрение).
В заключение можно сказать, что хотя интегрированное обучение детей с нарушениями зрения и связано с трудностями, польза от него для ребенка-инвалида по зрению может быть огромной. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе может даже подготовить слепого или слабовидящего к дальнейшему обучению в ВУЗе и значительно облегчить его адаптацию там.
По мнению автора данной работы, интегрированное обучение, несмотря на все свои недостатки и сложности, является наилучшим вариантом обучения для детей с патологией зрения, потому как включает таких детей во все сферы жизни общества как равноправных его членов. Слепой или слабовидящий ребенок, который постоянно взаимодействует со зрячими детьми, включен в их деятельность, в будущем способен успешно интегрироваться в общество зрячих.
Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.
Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.
НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В последнее время вопросы здоровья людей приобретают все большую актуальность. Здоровье населения является ключевым компонентом устойчивого положения страны. Без этого компонента не удастся достичь полноценного развития ни экономической, ни социальной, ни какой-либо другой отрасли государства. Как правило, здоровье и основы нормального развития человека имеют начатки еще во внутриутробном периоде. К огромному сожалению, с каждым годом все больше и больше детей приобретают отклонения в развитии. Людей с недостатками в развитии изучает область знания, которая называется специальная психология.
По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения».
Специальная психология делится на отрасли. Одной из отраслей является тифлопсихология, т.е. психология слепых и лиц с нарушениями зрения.
В настоящее время, по данным Министерства Здравоохранения, заболевания глаз различной этиологии и сложности имеют более миллиона детей. И с каждым годом число таких детей растет. Среди болезней отмечаются: косоглазие, близорукость, дальнозоркость, амблиопия и др.
Причины нарушения зрения у детей могут быть переданы от родителей, появиться в период внутриутробного развития или уже после рождения:
— вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
— наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
— иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).
— внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
— в связи с повышением внутриглазного давления;
— на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
— недоношенные дети с ретинопатией, т.е. снижение чувствительности сетчатки, при которой часто наступает тотальная слепота;
— перенапряжение зрительного органа;
— неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга;
— длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером;
— чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.
Большое значение имеет ранняя диагностика нарушений зрения у детей. Первое обследование у врача-офтальмолога необходимо провести еще в период новорожденности.
С трех до семи лет у ребенка развивается аккомодация, т.е. способность четко видеть на разных расстояниях. Поэтому особенно важно обеспечить ребенку в этот период хорошее освещение во время занятий, необходимо использовать материал с большим понятным шрифтом и избегать переутомления глаз.
В дальнейшем плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении окружающего мира. Дети либо совсем не видят, либо же видят, но очень плохо. Как следствие, нарушена ориентация в пространстве.
У этих детей также наблюдаются нарушения в двигательной сфере: плоскостопие, гиподинамия, нарушение осанки и др. Нарушениям зрения могут сопутствовать также ДЦП, нарушения слуха, задержки умственного развития.
При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии, т.е. к слабости мышц. Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др.).
Также к особенностям развития моторики слепых и слабовидящих младенцев следует отнести почти полное отсутствие хватательного рефлекса. Ребенок не тянется к предметам, долго не может начать ползать. А начав, ползают ногами вперед, боясь удариться головой. Формирование навыка ходьбы может запаздывать на 2-3 года.
При нарушениях зрения также нарушено психическое развитие ребенка. Его уровень зависит от времени появления зрительного дефекта, от степени его тяжести, от наличия нарушений других структур организма, а также от атмосферы в семье, наличия психолого-педагогической коррекции и эффективности лечения. Как правило, психолого-педагогическая помощь должна сочетаться с медикаментозным лечением.
На формирование личности человека с нарушенным зрением оказывают влияние и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограничение возможности доступа к получению информации и общения с другими людьми.
Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития. Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушена, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания.
При обучении таких детей нужно как можно чаще применять элементы наглядности, учить их практически использовать знания, умения и навыки.
Незрячие должны уметь считывать тактильно рельефнографические изображения.
Разумеется, воспитание и обучение слепых и слабовидящих детей, наряду с детьми, имеющими нормальное зрение, необходимо начинать с раннего возраста. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. С ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе. Через игру ребенок получает знания, накопленные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь. Поэтому родителям необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему следует выполнять руками и телом. Игровые умения у таких детей формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением, развитию игры свойственны некоторые особенности:
замена практического действия его описанием;
отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними;
схематичность сюжета игры;
неохотное включение ребенка в коллективную игру и неумение удерживать внимание сразу нескольких партнеров по игре;
необходимость постоянной помощи со стороны взрослого в процессе игры.
По мере взросления ребенка, ведущей становится учебная деятельность. Но из-за нарушения зрения не все дети и не всегда могут обучаться в школе для детей с нормальным развитием.
Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей средой.
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
в модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
в дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;
в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Для учащихся таких школ выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая в системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.
В школах для слабовидящих детей широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей.
Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. В связи с увеличением срока обучения слепых и слабовидящих по сравнению с обычной школой дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.
При воспитании и развитии таких детей, при подготовке их к самостоятельной жизни, при облегчении деятельности используют специальные коррекционные средства.
Например, оптические средства коррекции. К ним относятся различного рода лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты. Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.
Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.
В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.
Таким образом, в настоящее время огромное число детей имеют отклонения в развитии. Среди них большое количество имеют нарушения зрения. Кроме нарушений зрения у таких детей обнаруживаются нарушения двигательной, психологической, эмоционально-волевой и других сфер. Биологический дефект осложняется еще и социальным окружением ребенка. Для воспитания и обучения этих детей созданы специальные школы, разработаны специфичные средства и методы, изобретена тифлотехника и др. Следовательно, степень развития слепых и слабовидящих детей зависит от совокупности степени тяжести и локализации нарушения, своевременно оказанной помощи, отношения родителей к ребенку и других компонентов их жизни.
Слепой ребенок в семье: (Кн. для родителей) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1989.- 57 с.
Совместное обучение детей с нарушенным и нормальным зрением
Инклюзивное образование, как совместное обучение здоровых детей и их сверстников с особенностями развития, становится необходимостью сегодняшнего дня. Мир стремительно меняет свои ориентиры, предпочтения, ожидания, ценности. И если прошлый век формировал и создавал школу специального образования детей с проблемами, то сегодняшнее столетие требует их интеграции. «Включенное», говоря иными словами, образование основано на идеологии, которая элиминирует дискриминацию развивающейся личности по принципу здоровья и подразумевает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Мы уже не можем существовать в параллели, мы вынуждены считаться с увеличивающимся числом проблемных деток и создавать для них среду принятия и комфорта, адаптации и реабилитации, среду в которой нет «Нас» и «Их», а есть «Мы».
Как считают специалисты, а также доказывает мировая практика инклюзивного образования, этот способ обучения и воспитания, помогая особым детям социализироваться, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект и для здорового контингента их сверстников. К тому же, инклюзия способствует уменьшению социальной пропасти между обычными и «другими» детьми. [10. С. 81]
Понимая, что основы личности, качества характера и начала межличностных отношений закладываются на ранних этапах развития и формируются собственно на этапе дошкольного детства, можно утверждать о значимости именно этой ступени инклюзивного образования.
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что инклюзивное образование, на этапе своего становления, требует создания грамотного психолого-педагогического сопровождения. Такое сопровождение требует не только специальной организации, создания развивающей среды, изменения и индивидуализации образовательных маршрутов, но и, прежде всего, понимания специфики того контингента детей, которые вливаются в обычную группу дошкольного образовательного учреждения. Поэтому, прежде чем обозначать все остальные этапы подготовительной и сопроводительной деятельности педагогического коллектива и администрации дошкольного образовательного учреждения вводящего инклюзию, необходимо остановиться на психологических особенностях ребенка имеющего те или иные нарушения зрения.
На протяжении дошкольного возраста со стороны самого ребенка развивающегося в норме, возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия. Растет продолжительность ознакомления с предметами, его планомерность. (Урунтаева). Решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они направлены на воспроизведенияе предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине, в рисовании – о соотношении цвета, фигуры, фона. Именно в дошкольном возрасте проявляются специфические зрительные реакции — прослеживание контуров, соотнесение формы фигуры и отверстия, предшествующие выполнению практического действия. ( 3. М. Богуславской). Отсутствие полноценности таких реакций при зрительной патологии не может не сказаться на качестве и эффективности действия слабовидящего дошкольника. Организация данных видов деятельности в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении потребует учета индивидуальных возможностей ребенка с нарушениями зрения и способов реализации творческого замысла.
Отличительными особенностями детей младшего возраста с нарушениями зрения являются нарушения координации, ограниченность зрительного контакта и ограниченность речевого контакта. Эти особенности выражаются в дефиците движений, неуверенности и отсутствии целенаправленности, в избегании глаз собеседника, отсутствии жестов при общении, задержке речевого развития, а так же признаках вербализма. Педагоги должны быть готовы к тому, что таким детям нужно больше времени на выполнение заданий, связанных с определенными сложностями с восприятием информации и у них обязательно проявляются проблемы в процессе организации собственной деятельности. Именно поэтому слабовидящие дети испытывают неуверенность в собственных силах, ищут поддержки у взрослых. Они часто испытывают необходимость в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянном подбадривании их значимыми взрослыми. Только при данной поддержке дети исследуемого контингента справляются с нерешительностью и могут преодолеть скованность.
Осознавая эти проблемы, в ситуации инклюзивного образования необходимо стремиться к тому, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих процессу интеграции. Это значимо для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: сбоев в формировании познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
Каждый жизненный цикл имеет не только общие отличительные, но и индивидуальные характеристики личности. Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения могут отличаться друг от друга не только по степени нарушения, но и по целому ряду признаков, среди которых утомляемость, скорость усвоения информации, работоспособность и некоторые другие. Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения. При этом, один и тот же диагноз, может иметь серьезные различия в интеллектуальном и личностном проявлении.
Как демонстрируют результаты наблюдений и опросов, педагоги, работающие в инклюзивных группах со слабовидящими дошкольниками, сталкиваются с тем, что последние почти не пользуются жестами, применяя их лишь при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации. При этом проблемы возникают не только с общением на дистанции, что является чертой личностного эгоцентризма, нежелания слышать партнера по общению, как следствие воспитанного ближайшим социумом эгоцентризма, чрезмерной опеки родственников.
Как показывают исследования, проведенные нами на охваченном интегративным пространством контингенте слабовидящих дошкольников, можно выделить определенные особенности их познавательной деятельности, межличностных отношений и внутриличностного самочувствия, которые педагогам дошкольных учреждений в ситуации инклюзивного образования не должны игнорировать.
Следующая особенность, которую необходимо учитывать педагогам инклюзивного дошкольного учреждения касается механизмов компенсации, которые неизбежно срабатывают при нарушении работы анализатора, в том числе и при слабовидении. Как механизм, компенсирующий недостатки зрительного восприятия, у слабовидящих детей выступают слуховое и осязательное восприятия. Скорость приема информации при осязательном восприятии небольшая. Мышечно-двигательная чувствительность, которая является значимым компонентом ориентировки в пространстве при отсутствии зрительного контроля, приводит к тому, что дети с нарушениями зрения уступают в точности движений, оценке движений и степени мышечного напряжения в процессе освоения и выполнения игровых, конструктивных и других операций.
Совместная детская деятельность детей с нарушениями зрения и нормально-видящих сверстников, непременно выявит определенную особенность запоминания и сохранения информации слабовидящих дошкольников, для которых большую роль играет значимость самой информации для эффективности результата деятельности, возможность практического применения тех или иных знаний и навыков. Для успешного усвоения этих действий слабовидящими, важно уточнение ожидаемых образов, показ значимости информации для конечного результата. Кроме того, необходимо помнить, что для усвоения информации слабовидящим ребенком требуется большее количество повторений и тренировок.
На занятиях или в игровой, досуговой деятельности, где предусмотрено использование инновационных, компьютерных технологий, следует использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок. Если предполагается игровое занятие на компьютере следует подбирать индивидуальные настройки экрана монитора в зависимости от диагноза зрительного заболевания ребенка и от индивидуальных особенностей восприятия им визуальной информации. Необходимо дозировать зрительные нагрузки и чередовать их с другими видами деятельности. Надлежит использование специальных программных средств для увеличения изображения на экране; применение программ экранного доступа для озвучивания информации происходящего на мониторе; реализация принципа работы с помощью клавиатуры, а не с помощью мыши; использование «горячих» клавиш; проведение в ходе занятий физкультминуток, включающих специальные упражнения для глаз и общие физические упражнения.
Педагоги инклюзивного дошкольного учреждения должны учитывать, что при зрительной работе у слабовидящих детей быстрее наступает утомление, что снижает их работоспособность. Поэтому необходимо проводить небольшие перерывы, на которых можно заниматься активными видами деятельности. Учитывая, что слабовидящим дошкольникам могут быть противопоказаны многие обычные занятия физкультурой, например наклоны, резкие прыжки, поднятие тяжестей, так как они могут способствовать ухудшению зрения, необходимо организовать подгрупповые формы физкультминуток, где отдельно проводят упражнения со слабовидящими и нормально-видящими детьми. Некоторые упражнения, доступные детям с нарушениями зрения, позволительно проводить и совместно с основной группой, по усмотрению педагога.
Включение детей с нарушениями зрения в пространство инклюзивного образовательного учреждения на самых ранних ступенях, до поступления в школу разрешит многие проблемы их дальнейшей адаптации и социализации. Конечно, переход к инклюзивной образовательной среде ставит нас перед значимым этапом работы по созданию итегративной среды, инклюзивного педагогического мышления, формирования механизмов организации совместного взаимодействия различных категорий детей и их грамотного психолого-педагогического сопровождения. Но неизбежно ожидаемо одно: налаживание процесса обучения и воспитания дошкольников с нарушениями зрения в интегративной среде и подбор эффектных методик, учитывающих их психологические особенности, поможет добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратит развитие вторичных отклонений, повысит уровень развития и, что не менее важно, подготовит основной состав их сверстников к принятию детей с особенностями развития и пониманию способов их эффективного сосуществования.
Литература:
Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. — М., 2010.
Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — с. 374-377.
Ремезова Л.А., Курицина О.В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – 2014-№9.- с. 182