совершенствует и развивает методы и средства обучения и воспитания
Совершенствование методов обучения и воспитания, использование новых образовательных технологий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Совершенствование методов обучения и воспитания,
использование новых образовательных технологий.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования,
как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный
процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.
Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
Технология ИКТ ( компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).
Технология индивидуального и группового обучения ( работа в группах, парах, индивидуально)
Работа в группе Работа в парах Индивидуальная работа
Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.
Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.
Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)
Использую три варианта дифференцированного обучения:
на основе предварительной диагностики характеристик личности;
уровня овладения общеучебными умениями учащихся;
внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательных интересов к изучению отдельных предметов.
Все задания можно объединить в две группы: первая — учитель дает задание каждому ученику, вторая — ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.
Во время выполнения задания обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.
Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки, динамические паузы, рефлексия)
Применяю здоровьесберегающие технологии в следующих формах:
гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;
формирование гигиенических навыков обучающихся;
правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от
характера выполняемой работы);
физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,
упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)
физические упражнения и подвижные игры на переменах;
классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;
подвижные игры на открытом воздухе;
каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;
ежегодно принимаю участие в месячнике военно-спортивных мероприятий, приуроченный ко Дню Защитника Отечества (А ну-ка, мальчики);
организую спортивные праздники для родителей и детей;
при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;
согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.
Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)
Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.
Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса
Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников,
поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители не только помогают
изготавливать декорации и костюмы к праздникам, но и участвуют в постановке, являются самыми активными зрителями.
Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).
Технология проектной деятельности (мини-проекты, учебные, творческие и социальные)
Мини-проект по окружающему миру.
Проект по русскому языку «Рассказ о слове» (презентация)
Игровые технологии ( уроки и задания в игровой форме, деловые игры, подвижные игры)
Аттестационный критерий «Совершенствование методов обучения и воспитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
III . Совершенствование методов обучения и воспитания
Наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий
1. Педагог разрабатывает и успешно реализует программы учебных дисциплин по направлению деятельности. Разрабатываю и реализую рабочие программы по _________________________ в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе УМК _________________, Обучение осуществляю в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО. Рабочие программы ежегодно утверждаются приказами по школе № __от _____. Ставлю цели и задачи при планировании каждого урока, исходя из темы и результатов предыдущего урока. На уроках применяю деятельностный подход, работаю над содержанием каждого этапа урока. При подготовке к урокам определяю степень реализации задач предыдущего урока, корректирую цели на следующий урок.
Вывод : Прохождение программного материала ежегодно реализую в полном объеме, на каждом уроке добиваюсь максимально полной реализации поставленных задач.
2. Анализ уроков/ занятий, проводимых педагогом.
Вывод: в системе и эффективно применяю современные психолого-педагогические технологии, формирую мотивацию к обучению.
Вывод : Использую различные формы и методы обучения, новые образовательные технологии, что позволяет активизировать деятельность обучающихся на уроке, повысить качество обученности.
Вывод: Владею методикой организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся, применяю творческий подход.
Вывод : На каждом уроке применяю ТСО, наглядность; результативность использования дает положительный эффект.
Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся
Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания
Просмотр содержимого документа
«Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся»
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Выступление на заседании
ШМО учителей истории и обществознания
методов обучения и воспитания учащихся»
Автор: Степанова Н.Ф.,
учитель истории и обществознания
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
— быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
— четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и родителей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к ученикам: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Остановлюсь на отдельных образовательных технологиях, которые я использую в своей работе:
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, внеурочных мероприятиях; обогащение содержания уроков истории и обществознания.
—развитие различных видов мышления;
-углубление межпредметных связей;
-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
— обогащение содержания изучаемого материала. (Приложение 1)
Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.
—сохранение здоровья обучающихся;
-повышение качества образовательного процесса:
-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;
-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
— укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении
грамотно заботиться о своем здоровье.
-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
— благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков. ( Приложение 2)
— развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
— учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения
обобщения). ( Приложение 3)
Проектные методы обучения.
В своей работе широко использует метод защиты проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Результат: Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Технология коммуникативного обучения.
При применении инновационных технологий встречаются проблемы. Их приходится решать по мере поступления.
Учитель учится вместе со своими учениками: повышение квалификации, вебинары, встречи и обсуждения с коллегами, обмен опытом.
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Приведу отдельные результаты использования мною отдельных современных образовательных технологий как учителя и классного руководителя:
Таблица. Результаты использования современных образовательных технологий
результат использования технологий
Методические приёмы. Отдельные компоненты
Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности.
Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.
Исследовательские методы обучения
Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения;
— Создание и грамотное оформление творческих работ.
— участие в сообществах по интересам,
— участие в онлайн конкурсах,
Проектные методы обучения
Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.
Разъяснения по методам обучения и воспитания
Совершенствование методов обучения и воспитания (пункт 3.1. экспертного заключения)
Согласно требованиям пунктов 36, 37 нового Порядка аттестации, педагог при аттестации на квалификационные категории должен продемонстрировать свои достижения в области совершенствования методов обучения и воспитания.
МЕТОД (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под. ред. Ю.К. Бабанского).
В экспертном заключении методы обучения и воспитания распределены по четырем основным группам:
1-я группа: методы формирования новых знаний и способов деятельности,
2-я группа: методы организации деятельности учащихся,
3-я группа: методы контроля и самоконтроля,
4-я группа: методы формирования личностных результатов.
При оценке 1-й группы методов особое внимание эксперт должен уделить умению педагога излагать учебный материала и знакомить обучающихся со способами действий.
К методам формирования новых знаний и способов деятельности можно отнести:
— объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы: рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей;
— проблемный и частично-поисковый методы: проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и т.п.;
— исследовательский метод: решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и др. Благодаря данному методу школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.
При оценке умения педагога использовать 2-ю группу методов определяется эффективность деятельности по организации работы учащихся на уроке/занятии.
К методам организации деятельности учащихся можно отнести:
— методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся: мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры метод кейсов, практикум, тренинг, выступления учащихся с докладами и др.;
— методы самостоятельной работы учащихся: выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами, лабораторная работа и т.п.
3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля. Степень владения данной группой методов позволяет оценить эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.
К методам контроля и самоконтроля относятся: тестирование, анкетирование, викторина, письменные работы, устные и письменные опросы, зачет, экзамен и др.
К методам формирования личностных результатов можно отнести беседу, убеждение, внушение, поручение, соревнование, пример, аналогию, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации и др.
При проведении экспертизы педагогической деятельности (на открытом уроке/занятии) учителю рекомендуется продемонстрировать владение хотя бы по одному методу из каждой группы методов. Наряду с этим он должен показать конспекты, дидактические материалы и т.п., в которых описывается использование конкретных методов, а также принять участие в собеседовании с экспертом.
В случае, если педагог имеет льготу (имеет право не проводить открытый урок/занятие), то владение им методами обучения и воспитания эксперт может определить, познакомившись с материалами его портфолио, а также беседуя с аттестуемым и администрацией образовательной организации.
Уровень владения обозначенными группами методов определяет эксперт по предложенным ниже критериям.
Использует продуктивно и совершенствует: полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока, личным качествам учителя, его подготовленности и уровню профессиональной компетентности и методического мастерства, лимиту учебного времени урока или занятия. Под совершенствованием следует понимать внесение педагогом в используемый метод каких-либо новшеств, которые позволили улучшить полученные результаты учебно-воспитательной работы. Роль эксперта, в данном случае, будет заключаться в определении целесообразности введенного новшества, его грамотности и эффективности.
Использует продуктивно: полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
Использует недостаточно продуктивно: частичное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
Не использует: несоответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
О показателе «Не использует» может также свидетельствовать незнание аттестуемым педагогом современных методов обучения и воспитания, неумение отбирать их для достижения поставленных целей урока или занятия.
Максимальное количество баллов, которое педагог может получить за продуктивное использование одного метода и его совершенствование (достаточно одного из каждой группы), составляет 60 б. Соответственно, четыре группы методов оцениваются в 240 баллов.
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Достижение цели своей работы вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Активизация познавательной деятельности осуществляется путем комбинирования методов, приемов применения разнообразных форм в обучении, развивая самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Методы являются одним из способов привлечения внимания к процессу обучения. Анализ методической литературы позволяет утверждать, что продуктивная и репродуктивная деятельность учащихся на уроке является важным звеном в обучении. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся осуществляется под влиянием стимулов, активизирующих познавательную деятельность школьников, направленную на самообразование и совершенствование личности. Продуктивная деятельность учащихся способствует активизации мыслительной деятельности на уроках, что позволяет раскрыть умственные возможности учащихся. Стремление самостоятельно и творчески овладевать знаниями, выполнять задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты –непременные условия возникновения интереса к учебным предметам. Разнообразные модели уроков обеспечивают проявление активности учащихся в процессе обучения, что способствует развитию любознательности, от которой возможен переход к устойчивому интересу при изучении предметов.
Совершенствование методов обучения и воспитания обеспечивается путем внедрения новых технологий, позволяющих повысить результаты освоения основной образовательной программы, как предметные, так и личностные. С этой целью постоянно повышаю свою квалификацию ( ПРИЛОЖЕНИЕ3.1 ), знакомлюсь с новыми технологиями, методами и приемами, использую технологии, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность учащихся, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Свою работу с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями, выстраиваю по принципу индивидуализации, с учетом их личностных характеристик и уровнем овладения общеучебными умениями. Это позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, что, в конечном счете, приводит к результативности обучения.
Сегодня большое значение уделяется патриотическому воспитанию. Как учитель начальных классов и классный руководитель, стараюсь воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к Отечеству, прививать любовь к истории, культуре своего народа, своего края и на уроках, и во внеурочной деятельности. Регулярно провожу классные часы, беседы о толерантности, здоровом образе жизни. Сами учащиеся выполняют проекты, презентации, рисунки, плакаты по пропаганде ЗОЖ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4.
Мои ученики являются активными участниками различных конкурсов, предметных олимпиад, фестивалей, учебно-исследовательских конференций . ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4., 2.5.