совершенствование содержания и методов обучения в контексте повышения качества образования
Совершенствование содержания и методов обучения в контексте повышения качества образования
МОДУЛЬ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
1.1.2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ (МИГ)
1. Знать медийную и информационную грамотность по материалам ЮНЕСКО
2. Расширить понятийный аппарат по медийной и информационной грамотности
3. Совершенствовать технологические навыки медийной и информационной грамотности
Формирование медийной и информационной грамотности педагогов
Первичные источники – это оригинальные источники, они не содержат интерпретацию информации. Это послания, оригинальные произведения искусства, рукописи, фотографии, дневники, личные письма. Рекомендуется использовать по возможности первичные источники.
Вторичные источники предоставляют поставщики информации; информация подвергается интерпретации, критическому анализу или интерпретации данных.
Третичные источники – это компиляции, указатели и другие организованные источники (например, хронологические таблицы, базы данных и т.п.), которые содержат структурированную информацию.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ МАТЕРИАЛАХ ЮНЕСКО ПО ФОРМИРОВАНИЮ МИГ
Источник: Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. ЮНЕСКО// https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Одна из составляющих общей культуры человека. Это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Это компонент общей педагогической культуры, важнейший показатель профессионального мастерства педагога в развивающемся информационном обществе.
МЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ (МИГ). НАВЫКИ ПО МАТЕРИАЛАМ ЮНЕСКО
1. Выявление и осознание информационных потребностей: что требуется найти, какую проблему решить?
2. Выявление источников информации: что использовать – Интернет, книги СМИ, первичные, вторичные или третичные источники информации?
3. Определение местоположения и поиск информации: где следует искать, к кому обратиться за помощью?
4. Анализ и оценка качества информации: как оценить надежность данной информации?
5. Организация, хранение или архивирование информации: как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
6. Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: как следует действовать с соблюдением авторского права создателей информации?
7. Создание и обмен новыми знаниями: как лучше представить собственную информацию?
Источник : Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. ЮНЕСКО// https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf
Источник: Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. ЮНЕСКО// https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf
«Жесткие» навыки работы, связанные с аппаратным обеспечением или с цифровыми устройствами
«Мягкие» навыки взаимодействия с программным обеспечением для работы с информацией
Мета-навыки являются базой коммуникационного процесса для успешного применения как «мягких», так и «жёстких» навыков
HARDWARE SKILLS, SOFTWARE SKILLS, META SKILLS
«Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, к ценностям отечественной культуры.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Это обусловило выбор темы аналитического отчета « Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»
Целью данного аналитического отчёта является самоанализ и самооценка педагогической деятельности в межаттестационный период: с 2010г. по 2015 учебный год.
Целью моей педагогической деятельности является совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, как средство повышения качества обучения; создание условий, способствующих формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, то есть, развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств учащихся в условиях адаптивной образовательной среды, воспитание активной жизненной позиции в тесном содружестве с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подхода, формирование положительной мотивации у учащихся к обучению, что будет способствовать высокому качеству образования, что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго
Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:(слайд2)
(слайд3) Направление деятельности
(Слайд4) Основное направление педагогической деятельности:
«Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»
Актуальность проблемы обоснована потребностью в совершенствовании образовательного процесса, методов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
То есть, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
(Экран5)Определены объект исследования:
(Экран6)(Предмет исследования: влияние современных педагогических технологий на общую успешность в обучении младших школьников.
(Экран7) Цель исследования : определение условий организации образовательного процесса через применение современных образовательных технологий способствующих повышению качества знаний;
создание для учеников благоприятной образовательной среды.
Была выдвинута гипотеза исследования : Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, повысит эффективность процесса обучения и позволит каждому ученику успешно выстраивать индивидуальную траекторию своего учения и развития-, как в учебной, так и во внеурочной деятельности
( Экран8 ) Сформулирован предполагаемый результат : применение современных образовательных технологий обеспечит повышение качества знаний обучающихся и будет способствовать формированию личностных компетенций младших школьников.
(Экран9) Для достижения цели поставленных задач, использовались следующие методы: метод теоретического анализа, изучение и внедрение эффективных форм деятельности передового педагогического опыта, диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ результатов обучения, педагогический мониторинг).
База исследования: МКОУ СОШ № 6, учащиеся начальных классов (25-27 человек).
В 2013-2014 учебном году приступила к реализации ФГОС НОО, начав работать в первом классе. Для выявления уровня сформированности познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД обучающихся была проведена стартовая диагностика. Методологической базой послужили следующие пособия
По данным диагностики в классе (25 человек) было выделено несколько групп обучающихся, которые отличаются разным уровнем развития как предметных, так и личностных УУД. Такая неравномерность развития УУД является нормой и отражением индивидуальности ребенка.
Стартовая диагностика уровня сформированности предметных и личностных УУД включает в себя диагностические таблицы,(смотреть в отчете) при помощи которых проводится экспертная оценка уровня сформированности УУД методом наблюдения. Мониторинг уровня сформированности предметных и личностных УУД включает в себя систему заданий, при помощи которых определяется уровень сформированности УУД методом измерения. Все это дает возможность учителю проводить качественный мониторинг достижений учащихся на протяжении всего учебного процесса.
Результат выглядит следующим образом:Слайд11
Данная диагностика уровня сформированности УУД позволила скорректировать учебную и воспитательную работу, выбирать задания, соответствующие уровню развития обучающихся. Это обеспечивает дифференцированный подход к обучению. При проектировании проблемной ситуации на уроках я опиралась на возможности своего класса и проведенную диагностику, т.к. степень трудности учебных заданий должен соответствовать этим уровням и выводить обучающихся в зону их ближайшего развития.
Применение современных технологий на уроках способствует приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся. Использование активных методов преподавания, современных технологий повысило интерес к изучению предметов, активность учащихся на уроках и внеурочной деятельности, качество знаний обучающихся.
В изучении современных образовательных технологий я вижу пути совершенствования своей педагогической деятельности.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность высоких учебных достижений учащихся. Ее можно отследить по диаграмме качества знаний. ( слайд15)
Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы. Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются факультативы ( «Развитие познавательных способностей», «Речь и культура общения», «Основы безопасности жизнедеятельности»),.
Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему минимально необходимой помощи со стороны учителя. Для этого:
– даю дополнение к заданию в виде схемы;
– помогаю найти алгоритм решения;
– указываю причинно-следственные связи,
необходимые для выполнения задачи;
С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.
Работая индивидуально с детьми, готовлю их к участию в олимпиадах Мои ученики активно принимают участие в ежегодных школьных предметных олимпиадах (Смотреть в аналитическом отчете)
Совершенствование форм и методов обучения, способствующие повышению качества образования.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Совершенствование форм и методов обучения, способствующие повышению качества образования. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица Презентация учителя начальных классов Сармановой Жазиры Советовны
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. «Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский Особенности современного урока:
Метод проектов Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».
Результаты Применение различных форм и методов, обеспечивающих включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы: Качество знаний по предметам:
Степень обученности учащихся
Каждый учитель начальных классов знает, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: •игровая деятельность; •создание положительных эмоциональных ситуаций; •работа в парах; •проблемное обучение.
Семья – это единство, объединение людей, сплоченных общими интересами
«… жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…» ( Б. Пастернак). Данная программа, по которой я проводила уроки в начальных классах, помогла мне и моим ученикам, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему мы научились и как оценить процесс обучения. У моих детей стал развиваться огромный интерес, повысилась активность, внимательность, мышление. Учащиеся стали ставить перед собой небольшие цели, помогать друг другу, стали отслеживать полученный результат, стали рисковать при этом, понимая, что ошибки – это неотъемлемая часть обучения. Главная особенность этой программы — учащиеся работают сообща. Учителя создают условия для обучения, а учащиеся изучают материал самостоятельно и консультируют друг друга. Работа в группе является неотъемлемой частью программы Кембриджского обучения. При делении на группы с использованием различных стратегий, учащиеся были рады друг другу. Учащихся делила на группы с помощью цветных шаров, по конфетам, по картинкам, по цвету. Деление в таком порядке помогло заинтересовать и вовлечь в учебный процесс слабых учеников. Присутствовал в классе эмоциональный шум от счастья и радости.
Совершенствование качества образовательного процесса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск
Совершенствование качества образовательного процесса
Владение современными образовательными технологиями;
Способность сделать учебный материал доступным для понимания;
Творческое применение методов в обучении;
Способность организовать детский коллектив;
Яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.
Перед современной школой поставлено требование о повышении качества образования и воспитания, обеспечение более высокого уровня преподавания каждого предмета. Необходимо разработать и внедрить процесс обучения, обучающие предметные методики, обосновывающие педагогическую эффективность в сочетании методов и форм обучения с учетом цели обучения, в том числе и приемы обучения для формирования общеучебных и специальных умений и навыков учащихся, выступающих как база последующего овладения содержанием учебных предметов и подготовки к практической деятельности.
Повышение качества обучения учащихся связано с совершенствованием проверки и оценки результатов обучения школьников. Проверочно – оценочная деятельность учителя – это неотъемлемая часть всей его педагогической работы.
Качество знаний – это совокупность, характеризующая результат учебно – познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, систематичность, осознанность, прочность.
Составляющими качества образования являются:
Качество сформированности общеучебных умений школьников;
Умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т.п.;
Качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
Качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т.д.)
Качество социальной адаптации (способность найти свою нишу в обществе).
Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения:
Создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности, принятию решений;
Обеспечение учебно – воспитательного процесса на современном уровне;
Обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленный на разносороннее развитие образовательного процесса;
Организация учителей начальных классов, психолога, логопеда, родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Существенные резервы повышения качества обучения связаны не столько с совершенстванием содержания обучения, сколько с совершенстванием всех аспектов методической системы работы учителя на уроке.
Качество обучение в значительной степени зависит от методической системы обучения, а так же от умения учителя использовать ее таким образовам, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала их творческий потенциал, повышала самостоятельность учащихся.
Чтобы повысить качество образования следует:
Улучшать процессы преподавания и обучения
Использовать разнообразные методики и технологии
Применять информационно – коммуникационный подход в процессе обучения.
Кроме того, учителю нужно:
Продуманно формулировать цель своей деятельности;
Ставить конкретные задачи;
Прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;
Отслеживать уровень мотиваций учащихся;
Наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;
Отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.
Теперь образование все более ориентируется на создание технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями.
Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебн. Пособие. – СПб: Питер, 2010г.
Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Семинар «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Повышение качества образования: проблемы и пути решения. Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане качество образования это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования. Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы: уровень обученности учащихся; готовность их к продолжению образования; уровень воспитанности учащихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе; уровень выполнения стандартов образования.
Абсолютное большинство учителей считают, что одной из основных задач, решение которых будет способствовать повышению качества образования, является формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности (95%), более половины решение задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ, укрепление материальной базы (54%). Лишь 18% назвали самообразование учителя, творческое отношение к уроку, и ни один не назвал задачу обеспечения глубокого анализа всей деятельности учителя, а ведь без этого трудно наметить пути решения поставленной задачи улучшения качества образования конкретному учителю и всему коллективу в целом. Как же повысить качество образования? Факторы, влияющие на качество школьного образования Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования Факторы, которые школа может изменять Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.) Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень Уровень дисциплины в образовательном учреждении Сформированность у учащихся общеучебных умений: умение организовать собственное познание, умение управлять познавательным процессом; умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы. Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях Перегруженность программ и учебников учебными материалами, введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя создание в классе такой среды. Характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды. К необходимым, можно отнести следующие: Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.). Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей). Осознанность цели работы и ответственность за результат. Реализация индивидуальных интересов учащихся. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов). Формирование понятий и организация своих действий на их основе.