совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке»

1. Что является объектом и предметом современной педагогики?

2. Каковы основные функции педагогической науки?

3. Какие задачи решает педагогическая наука?

4. Как проявляется взаимосвязь педагогической науки и практики?

5. Приведите примеры взаимодействия педагогической науки и педагогической практики.

6. Обоснуйте связь педагогики с науками о человеке.

7. Приведите примеры взаимодействия педагогики с другими науками.

8. Приведите примеры заимствования педагогикой достижений других наук.

9. Почему педагогика имеет сложную, разветвлённую структуру?

10. Что входит в категориально-понятийный аппарат современной педагогики?

11. Приведите примеры категорий педагогики и связей между ними.

1. Что является объектом и предметом современной педагогики?

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах –верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал «сам собой», не нуждаясь в специальном изучении. Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики– явления действительности, которые определяют развитие

человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики– образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как

фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

2. Каковы основные функции педагогической науки?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная

дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Однако педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свои особенности. Она не требует влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещают две функции: научно-теоретическая и конструктивно-техническая.

Научно-теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях, которые являются основными функциями педагогической науки:

общетеоретическая, состоящая в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, общих закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);

прогностическая, заключающаяся в обоснованном предвидении развития педагогической реальности ( реализуется через построение моделей педагогических процессов и явлений, а также дает научное обоснование предполагаемых изменений )

практическая (преобразующая, прикладная), которая обеспечивает совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания.

Прогностический уровень научно-теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Конструктивно-техническая (технологическая) функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

• проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

• преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

• рефлексивный или корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

3. Какие задачи решает педагогическая наука?

Основные задачи педагогики:

— выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;

— изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;

— разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

— прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;

— внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Среди главных задач педагогической науки можно выделить такие: исследование особенностей воспитательного процесса; изучение структуры педагогических процессов, а также механизмов, по которым они проходят; разработка методов, принципов и приемов учебно-воспитательного процесса.

4. Как проявляется взаимосвязь педагогической науки и практики?

Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения:

совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Смотреть фото совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Смотреть картинку совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Картинка про совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Фото совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики

Поясним основные аспекты обогащения педагогической науки за счёт педагогической практики.

1. Эмпирические данные о педагогическом процессе. Самые достоверные данные о педагогическом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. Педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д.

2. Экспериментальная проверка научных гипотез. Любые научно-педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.

3. Инновационный педагогический опыт. Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях

Обогащение педагогической практики педагогической наукой заключается в следующих аспектах.

1.Разработка новых систем обучения и воспитания. Педагогический процесс очень противоречив, на него влияет огромное количество разнонаправленных факторов. Наличие единой системы необходимо для того, чтобы упорядочить педагогический процесс, придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и воспитания. Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач педагогического процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и педагогических действий, взаимодействия педагогов с учениками, воспитанниками. Её разработка требует использования большого объёма научных знаний, а также больших усилий, связанных с осмыслением и поиском новых идей, с выстраиванием логичной структуры, объединяющей все компоненты педагогического процесса. Практическая педагогическая деятельность сосредоточена преимущественно на достижении частных целей и решении оперативных задач, она не оставляет возможности для системного осмысление всего процесса. Поэтому разработка новых систем обучения и воспитания так необходима для обогащения педагогической практики.

2. Прогнозирование развития педагогического процесса. Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности. Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.

3. Научное обобщение передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт, как правило, локален, связан со специализацией его создателей. Создав уникальные авторские приёмы, средства или даже целую методику, педагог-практик может активно делиться опытом с коллегами, но даже в этом случае сфера распространения его опыта будет невелика. Кроме того, без научного изучения сложно понять, что именно является решающим фактором успешности его методической разработки. Всестороннее изучение передового педагогического опыта даёт ответы на такие вопросы и позволяет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций, которые могут использовать очень многие педагоги, в том числе

5. Приведите примеры взаимодействия педагогической науки и педагогической практики.

Любая наука может определять в одном объекте исследования свой специфический предмет изучения. Предмет изучения – воспитание – присущ различным наукам. Исторический материализм, например, изучает воспитание как определенный элемент развития общества; история – как определенный элемент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – как определенный элемент изучения и становления личности развивающегося человека. Обособленность и наличие признаков научности вообще определяются, в первую очередь, присутствием такого предмета изучения, который не изучается другой наукой.

Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека.

Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.

Любая наука вправе иметь основные исторические этапы становления и область определенных явлений и процессов, которые она изучает и определение которых имеет большое значение для понимания ее теоретических основ. Без этого наука не могла бы развиваться. Потому и появляется все большее количество образовательно-воспитательных учреждений, увеличивается сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, создаются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподноситься педагогика как отдельная специальная научная дисциплина. Все это привело к большому скачку в развитии педагогической теории.

Педагогика, появившись как наука о воспитании детей и молодежи, по мере увеличения своих границ в области воспитания и области действия субъективных явлений в жизни общества, все более становится наукой о принципах педагогического влияния на людей различного возраста.

Постоянно совершенствуясь, любая наука привносит в свои теоретические знания новые понятия, наполняется новым содержанием и регламентирует свои научные изыскания и исследования. Этот процесс коснулся и педагогики. Педагогическая наука в современном мире представлена в виде целой системы педагогических наук.

Таким образом, педагогическая наука – это сочетание длительной практики процессов обучения и воспитания личности на фоне развития общества и социума, находящихся под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это итог долгого и последовательного исследования принципа развития личности.

Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.

Как и в любой науке, в педагогике существует давний спор о том, что такое педагогика: наука или искусство. Практическая деятельность позволяет разрешить данный спор. Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать. Знание философских понятий закономерностей обучения и воспитания, овладение формами, методами и средствами педагогического действия составляют основу педагогического мастерства.

Исследование педагогической науки следует начинать с научно-познавательной деятельности, на основе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как обязательная константа педагогической практики.

Настоящим педагогом может быть человек, имеющий, во-первых, призвание, внутреннее осознание того, что это именно его путь, а, во-вторых, также набор научных знаний и опыт, позволяющие постоянно находиться на пути поиска, развития, самосовершенствования.

Само слово «педагогика» употребляется в четырех различных смыслах:

– как явление жизни, другими словами, как процесс реального обучения, воспитания, развития, саморазвития людей в образовательных учреждениях;

– как наука, другими словами, заключается в изучении педагогического явления и разрабатывает способы их оптимизации в интересах человека и общества;

– как учебная дисциплина, которая содержит все достижения педагогической науки и показывает их непосредственное применение на практике;

– как педагогическая практика, которая показывает, как правильно переводить педагогический опыт и знания на непосредственную работу с людьми. Как наука педагогика представляет собой сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, которые ориентированы на познание педагогической деятельности, совершенствование систем достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

Таким образом, можно подвести итог, что педагогика направлена на изучение опыта человечества и передачу его от поколения к поколению, что приводит к развитию человека.

6. Обоснуйте связь педагогики с науками о человеке.

Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке.

Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого:

— новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;

— подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Ни одна наука не может существовать в вакууме. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, например данных других наук о человеке, что в общем виде дает наиболее полную картину изучаемого.

Источник

Совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики

совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Смотреть фото совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Смотреть картинку совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Картинка про совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Фото совершенствование на основе фундаментального знания педагогической практикиРобот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций.

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал «сам собой», не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования. И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа, в сочинениях Платона и Аристотеля.

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как «ведение ребёнка», «детовождение»), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:
— объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);
— преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);
— прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики:
— выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;
— изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
— разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
— прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
— внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Источник

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

50. Связь педагогики с психологией обусловлена необходимостью…

А) учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности

б) учитывать особенности воспитания личности в различных социальных институтах

в) решать педагогические задачи эстетического воспитания

г) решать вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе

51. Совершенствование на основе фундаментальных знаний педагогической практики, разработка новых методов, средств, форм относится к______ функции педагогики

А) практической

52. Военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, производственную педагогику выделяют в зависимости от…

А) вида (отрасли) человеческой деятельности

б) возрастных особенностей обучающихся

в) социального положения обучающихся

г) профессии обучающихся

53. Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений характеризует образование как…

А) результат

г) общественное явление

54. Военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, производственную педагогику выделяют в зависимости от…

А) вида (отрасли) человеческой деятельности

б) возрастных особенностей обучающихся

в) социального положения обучающихся

г) профессии обучающихся

55. К основным категориям педагогики не относится

А) управление

56. В решении педагогических задач нравственного воспитания педагогика взаимодействует с…

А) этикой

57. Основным качеством педагогического процесса является…

А) целостность

58. Специальная педагогика не включает в себя…

А) социальную педагогику

59. Образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах, является _____________ педагогики.

А) предметом

60. Прогностическая функция педагогики заключается в…

А) обоснованном предвидении развития педагогической реальности

б) совершенствовании педагогической практики, разработке новых методов, средств, форм, системы обучения, воспитания

в) теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

г) вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков

Источник

Успешное совершенствование практики педагога через непрерывное профессиональное развитие

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дядечко Валентина Юрьевна,

Филиал АО «НЦПК « Өрлеу »

Институт повышения квалификации

по Костанайской области»,

Успешное совершенствование практики педагога через непрерывное профессиональное развитие

В условиях модернизации образования происходит активный поиск новых ценностей, педагогических, социальных, научно-методических приоритетов, которые могли бы стать основой современной педагогики и обеспечить создание условий для выполнения постоянно меняющегося социального заказа.

Основной характеристикой XXI века является непрерывность образования. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, предлагается по-новому осмыслить и расширить концепцию непрерывного образования. Подобное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков.

Доктор педагогических наук Герман Селевко заметил: «Сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы» [3, 138 стр.].

Таким образом, главной задачей современной школы является научить учащегося учиться: извлекать знания из разных источников, видеть проблему и искать пути ее решения, достигать поставленной цели, чтобы в будущем он смог ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и найти свое место в быстро меняющемся мире.

Для педагогической системы, для того чтобы быть успешным, обучение должно происходить параллельно на всех уровнях; т.е. обучение, предназначенное для учащихся/студентов, для учебно-вспомогательного персонала, для школ и для систем, в рамках которых они работают [1, 123 стр.].

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы гибкого реагирования, совершенствования и изменения, а от педагога – его становления как профессионала, не только глубоко знающего свой предмет, но и легко ориентирующегося в инновациях, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

В рамках Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан разработан пошаговый подход к рефлексии, планированию и консультированию с целью развития лидерства учителя.

Первым шагом является выявление ценностей и проблем, требующих решений. Для педагогов такими ценностями являются: мотивированность учеников на успешное обучение, комфортность («Учить всех всему легко и приятно» Я.А. Коменский) и высокая результативность процесса обучения.

Следующий шаг предполагает консультации коллег по поводу программы изменений. Перед началом практики в школе с использованием идей Программы курсов рекомендуется провести консультации с коллегами по планируемым изменениям в преподавании и обучении, получившим отражение в серии последовательных уроков. Все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) вносят свой вклад в процесс планирования и проведения уроков и предлагают дополнительные пути достижения поставленной цели.

Легкодостижимой в проведении консультаций оказалась пропедевтическая работа с учащимися, что привело их к быстрой адаптации к новым подходам на уроках.

Удивило желание детей помочь учителю в освоении идей курсов, осмыслении действия новой методики, их спокойное отношение к тому, что их записывают на видео и фотографируют.

Как видно из реального результата консультирований, процесс согласования и консультации был эффективным, работа по развитию лидерства учителя в процессе обучения проходила планомерно, и, что крайне важно, поддерживалась и организовывалась администрацией школы.

Качественная работа по развитию лидерства учителя включает апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и обзор.

Во время практики в школе на первых уроках учителя встречаются со следующими проблемами:

— группа «закрывается», зацикливается на своей работе, не слушает представления и ответы других групп;

— отвечая у доски при представлении иллюстрированного доклада, не все ученики чувствуют себя комфортно, работают в основном не с классом, а с учителем;

— даже работая по критериям оценивания, которые были выработаны самими учениками, при оценке работы других групп ученики затрудняются, проявляют стеснение и неуверенность.

Данные проблемы преодолеваются на следующих уроках путём совместных тренингов с учителями самопознания и школьными психологами.

Учителями проводилось поэтапное оценивание собственных действий посредством анализа организуемого учебного процесса. Одним из исходных пунктов такого анализа является определение реального места уроков в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей. Анализируя содержание уроков с позиций внедрения модулей Программы, приходит понимание значимости для учащихся данного возраста проблемы межпредметных связей изучаемого материала, увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения, коллизии.

Кроме того, учителями выявлено, насколько целостно усваиваются учениками различные виды опыта – деятельностного, творческого, социального, личностного; как опыт, полученный на уроках, влияет на качество знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий), на эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированность), на уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность).

Результатом стало, во-первых, изучение проявлений личности учеников, востребованных данной ситуацией ( избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность) . Во-вторых, формирование у учеников опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагало показ им на уроках образцов организации учебной деятельности, ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.

Результатом проведения серии последовательных уроков с использованием идей Программы является обзор практики на заседании методического Совета школы, где презентуются «изюминки» реализации идей Программы:

– специальная подборка материала (новизна, историзм, практическая направленность, показ новейших научных и социальных проблем);

– композиция методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество, исследовательский подход, диалог, рефлексия);

Педагогические коллективы готовы к введению инноваций и преобразованию воспитательно-образовательного процесса в школе.

MacBeath et al., 2006.

Селевко Г. Компетентности и их классификация.//Народное образование. 2004. №4. С. 138.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *