совершенствование методов обучения и воспитания аттестация
Аттестационный критерий «Совершенствование методов обучения и воспитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
III . Совершенствование методов обучения и воспитания
Наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий
1. Педагог разрабатывает и успешно реализует программы учебных дисциплин по направлению деятельности. Разрабатываю и реализую рабочие программы по _________________________ в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе УМК _________________, Обучение осуществляю в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО. Рабочие программы ежегодно утверждаются приказами по школе № __от _____. Ставлю цели и задачи при планировании каждого урока, исходя из темы и результатов предыдущего урока. На уроках применяю деятельностный подход, работаю над содержанием каждого этапа урока. При подготовке к урокам определяю степень реализации задач предыдущего урока, корректирую цели на следующий урок.
Вывод : Прохождение программного материала ежегодно реализую в полном объеме, на каждом уроке добиваюсь максимально полной реализации поставленных задач.
2. Анализ уроков/ занятий, проводимых педагогом.
Вывод: в системе и эффективно применяю современные психолого-педагогические технологии, формирую мотивацию к обучению.
Вывод : Использую различные формы и методы обучения, новые образовательные технологии, что позволяет активизировать деятельность обучающихся на уроке, повысить качество обученности.
Вывод: Владею методикой организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся, применяю творческий подход.
Вывод : На каждом уроке применяю ТСО, наглядность; результативность использования дает положительный эффект.
Аттестация педагогических работников
[Закон «Об образовании в РФ»] [Глава 5] [Статья 49]
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Требования к квалификационным категориям
(в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 )
П. 36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
— стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
— стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662*(5);
— выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
П. 3 7. Высшая квалификационная категория педагогическим работникамустанавливается на основе:
— достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
— достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662*(5);
— выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
— активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Статья «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся
Для реализации поставленных задач я использую различные методы работы:
репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие учебного успеха ученика на уроках географии и практической направленности в обучении географии.
Репродуктивный – использую при закреплении, повторении, при самостоятельной работе по составлению описания географического объекта.
Объяснительно-иллюстративный – при изучении нового материала, новых понятий: климатические пояса. Дети воспринимают готовую информацию (слушают, смотрят, читают, запоминают) т.е. закладывается основной запас знаний, на базе которого можно самостоятельно добывать новые.
Частично-поисковый исследовательский метод использую на уроках географии в 6-9 классах. При изучении темы «Погода, ее влияние на здоровье человека».
Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.
Довольно эффективна групповая работа. Например, предлагаю группе одинаковые задания, допускающие неоднозначное решение, с тем, чтобы завершить работу дискуссией между группами, или даю группам разные задания по одной теме, обсуждение отчёта каждой группы позволяет всем учащимся познакомиться с содержанием темы в целом.
Считаю актуальной коллективную форму организации учебной деятельности, которая развивает умение сотрудничать, кооперировать свои усилия, рационально организовывать совместный труд. В своей работе на уроках использую методики коллективного способа обучения: опрос мнений, турнирная методика, методика взаимного тренажа, взаимодиктант.
Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении географии, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные. Осуществляю дифференциацию также и по характеру помощи учащимся.
В обучении географии использую лекционно-семинарскую и зачётную формы организации обучения, способствующие воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода в добывании знаний. Например, изучение раздела «Человек и природа» в 8 классе начинаю с урока-диалога «Влияние природных ресурсов на жизнь и здоровье человека». На этом уроке учащиеся получают перечень вопросов, на которые им предстоит ответить на зачёте, список новых терминов, необходимых при изучении этого раздела. Учащиеся получают представление о том, что узнают и чему научатся при изучении этой раздела. Второй урок – семинар «Антропогенное воздействие на природу». Третий урок – практикум «Рациональное природопользование». Четвёртый урок – конференция «Экологическая ситуация в России». На пятом уроке провожу зачёт по теме «Человек и природа». Как правило, ещё до урока-зачёта несколько учащихся успешно отвечают на вопросы зачёта, эти учащиеся становятся моими помощниками на зачёте.
Стараюсь, чтобы учение стало удовольствием. Что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, пусть даже не покидая своего города, прожить жизнь любого народа или племени, оставаясь самим собой: при помощи номенклатуры.
Важное место в своей работе отвожу развитию образного мышления. Для представления картины мира использую географический и картографический тренаж. Каждый урок начинаю с 5-минутных разминок «Путешествие по карте», «Мир в зеркале прессы», ребята выполняют многовариантные задания, у детей развивается образное мышление, речь, память, воспитывается культура общения. Такой способ очень помогает в развитие и памяти.
Для уроков географии особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использование разнообразных источников знаний, а результаты помимо словесного отчёта оформлены в виде картосхем, графиков, схем и т. д.
Применяю демонстрационный материал, таблицы, сигнальные загадки, схемы-конспекты. В их создании участвуют сами школьники. Это позволяет любому ученику реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим.
Для развития учебного успеха ученика разрабатываю новую систему мониторинга педагогической деятельности учителя и результативности учебной деятельности обучающегося. Для этого нужно было построить учебный процесс так, чтобы помочь каждому обучающемуся раскрыть себя. Я учитываю при составлении заданий, что необходимо развивать творческий потенциал ученика, поддерживать его стремление к учебному успеху, творить при выполнении заданий разного уровня.
Росту успешности обучения способствует оборудованный кабинет географии, где сосредоточен и систематизирован материал, необходимый для выполнения программ: демонстрационный и раздаточный (тесты, проверочные и самостоятельные работы, карточки, разноуровневые задания) дополнительная литература, справочники, стенды, настенные карты.
Воспитываю у учащихся стабильный интерес к познанию, активную жизненную позицию, исключая приспособленчество, любовь к труду, уважение к человеку труда, учу добросовестно и качественно трудиться самим.
Всю работу по воспитанию и обучению детей провожу в тесном контакте с родителями. Родители всегда в курсе как учебной, так и воспитательной деятельности учащихся. Через индивидуальные беседы, родительские собрания совместно решаются проблемы воспитания и обучения учащихся.
Уделяю внимание и познавательной деятельности школьников. Помогаю детям научиться самостоятельно добывать знания из источников научно – популярной, художественной и публицистической литературы, знакомлю учащихся с приёмами исследовательской деятельности.
Через экскурсии по родному краю воспитываю любовь к окружающему нас миру. Учу беречь и охранять природу. Во внеурочное время ученики готовятся к олимпиадам.
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Достижение цели своей работы вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Активизация познавательной деятельности осуществляется путем комбинирования методов, приемов применения разнообразных форм в обучении, развивая самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Методы являются одним из способов привлечения внимания к процессу обучения. Анализ методической литературы позволяет утверждать, что продуктивная и репродуктивная деятельность учащихся на уроке является важным звеном в обучении. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся осуществляется под влиянием стимулов, активизирующих познавательную деятельность школьников, направленную на самообразование и совершенствование личности. Продуктивная деятельность учащихся способствует активизации мыслительной деятельности на уроках, что позволяет раскрыть умственные возможности учащихся. Стремление самостоятельно и творчески овладевать знаниями, выполнять задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты –непременные условия возникновения интереса к учебным предметам. Разнообразные модели уроков обеспечивают проявление активности учащихся в процессе обучения, что способствует развитию любознательности, от которой возможен переход к устойчивому интересу при изучении предметов.
Совершенствование методов обучения и воспитания обеспечивается путем внедрения новых технологий, позволяющих повысить результаты освоения основной образовательной программы, как предметные, так и личностные. С этой целью постоянно повышаю свою квалификацию ( ПРИЛОЖЕНИЕ3.1 ), знакомлюсь с новыми технологиями, методами и приемами, использую технологии, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность учащихся, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Свою работу с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями, выстраиваю по принципу индивидуализации, с учетом их личностных характеристик и уровнем овладения общеучебными умениями. Это позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, что, в конечном счете, приводит к результативности обучения.
Сегодня большое значение уделяется патриотическому воспитанию. Как учитель начальных классов и классный руководитель, стараюсь воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к Отечеству, прививать любовь к истории, культуре своего народа, своего края и на уроках, и во внеурочной деятельности. Регулярно провожу классные часы, беседы о толерантности, здоровом образе жизни. Сами учащиеся выполняют проекты, презентации, рисунки, плакаты по пропаганде ЗОЖ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4.
Мои ученики являются активными участниками различных конкурсов, предметных олимпиад, фестивалей, учебно-исследовательских конференций . ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4., 2.5.
Совершенствование методов обучения и воспитания, использование новых образовательных технологий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Совершенствование методов обучения и воспитания,
использование новых образовательных технологий.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования,
как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный
процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.
Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
Технология ИКТ ( компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).
Технология индивидуального и группового обучения ( работа в группах, парах, индивидуально)
Работа в группе Работа в парах Индивидуальная работа
Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.
Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.
Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)
Использую три варианта дифференцированного обучения:
на основе предварительной диагностики характеристик личности;
уровня овладения общеучебными умениями учащихся;
внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательных интересов к изучению отдельных предметов.
Все задания можно объединить в две группы: первая — учитель дает задание каждому ученику, вторая — ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.
Во время выполнения задания обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.
Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки, динамические паузы, рефлексия)
Применяю здоровьесберегающие технологии в следующих формах:
гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;
формирование гигиенических навыков обучающихся;
правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от
характера выполняемой работы);
физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,
упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)
физические упражнения и подвижные игры на переменах;
классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;
подвижные игры на открытом воздухе;
каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;
ежегодно принимаю участие в месячнике военно-спортивных мероприятий, приуроченный ко Дню Защитника Отечества (А ну-ка, мальчики);
организую спортивные праздники для родителей и детей;
при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;
согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.
Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)
Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.
Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса
Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников,
поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители не только помогают
изготавливать декорации и костюмы к праздникам, но и участвуют в постановке, являются самыми активными зрителями.
Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).
Технология проектной деятельности (мини-проекты, учебные, творческие и социальные)
Мини-проект по окружающему миру.
Проект по русскому языку «Рассказ о слове» (презентация)
Игровые технологии ( уроки и задания в игровой форме, деловые игры, подвижные игры)