сова легенды и мифы
Совы: легенды и поверья
Многие, если не почти любой и каждый, знают, что сову принято считать символом мудрости. Между тем, задолго до того, как эта «птичка» стала связываться с подобным качеством, она уже была представлена в символике древнейших цивилизаций. Самое старинное изображение совы насчитывает 32 – 34 тыс. лет (пещеры Chauvet во Франции). А что если пройтись, хотя бы бегло, по традиционным взглядам на сов разных народов, сложившимся в стародавние времена?
Начнем с Америки. У североамериканских индейцев было принято считать, что совы связаны с душами умерших, а потому помогают шаманам связываться с ними. Широкое распространение имела легенда о похищении Совой детей, которых затем выручал Койот. Иногда говорят, что сова здесь признавалась мудрой птицей, но это лишь отчасти верно: речь шла о шаманском знании, получаемом из потустороннего мира.
Ацтеки и майя придерживались мнения, что в сове воплощается демоническое ночное существо: посылающее грозные предзнаменования подземного бога, выступающее вестником смерти, а также проводником душ после смерти. Однако в предацтекской культуре Древней Мексики в образе священной совы почиталась Теотиуакан, богиня дождя.
В Индии сова почиталась в качестве покровителя ночи, посланца загробного мира и тоже – провожатого душ в царство мертвых. У индуистов сова является «значком» Ямы, бога – повелителя этого царства, и признается верховым животным Дурги, супруги бога – разрушителя Шивы в одной из ее грозных ипостасей.
Соотнесение совы со злыми духами было присуще и народам Средней Азии. И по законам Моисея это «нечистая» птица. В еврейской традиции связывалась со слепотой, а иудейская демоница Лилит изображалась вместе с совой.
У египтян это – птица смерти, принадлежащая царству ночного солнца, которое пересекает озеро или море тьмы. В Африке до сих пор сов связывают с темными силами, на многих местных наречиях ее именуют «ведьминской птицей» и потому безжалостно истребляют, невзирая на протесты экологов.
Славяне тоже относили ее к «нечистым», приписывали связь с ведьмами и лешими, называли предвестницей смерти или вдовства, обличительницы распутства, охранительницы кладов. Сохранились сказания о том, что она боится мести птиц за невозврат одолженных у них перьев (белорусское, хорватское) и опасается насмешек за похвальбу о красоте своих детей (польское).
Для кельтов сова хтонический символ, «ночная ведьма». В мифологии валлийцев присутствует всеведающая Кавлвидская сова. Этруски считали ее атрибутом бога тьмы и ночи. А вот в Древней Греции– священной и даже волшебной птицей, принадлежавшей Каллипсо, той самой, что удерживала Одиссея на своем острове 7 лет. Ну, и конечно же, это спутница Афины (Минервы), которую Гомер назвал даже «совоокой» богиней. Именно в ее обществе сова становится символом мудрости. Хотя, если говорить о греко-римской традиции, стоит упомянуть, что в Риме она первоначально была атрибутом аллегорических фигур Ночи и Сна, и мойра Атропос, прерывающая нить жизни, также связывалась с этим пернатым существом. Зато греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу. Сов охраняли, и им даже было позволено жить в греческом Акрополе.
…Быстрым легким шагом мы прошлись по разным традиционным культурам, большинство из которых опасливо относилось к героине сегодняшнего рассказа. Однако, нельзя обойти стороной использование ее в защитных целях. В Японии, например, считалось, что изображавшие сову статуэтки в домах по принципу подобия отвращают эпидемии и голод (в Китае времен династии Шан они тоже служили амулетами от зла). В Средней Азии детей и скот защищали от того же зла с помощью совиных перьев. Да и у славян были поверья, связанные помещением совы у хозяйственных построек для отпугивания то домового, то мышей, а то и для защиты дома.
Сова и филин в мифологии народов мира
Совы принадлежат, наверное, к наиболее таинственным и загадочным птицам. Скрытный ночной образ жизни, «умный» взгляд, бесшумный полет, пугающий голос поражали человеческое воображение. Сов почитали, посвящали богам и героям, они стали символом мудрости. Во многих сказках и легендах совы выступают советниками, проницательными птицами, вестниками, носителями необычных знаний. Сове славяне приписывают роль хранительницы подземных богатств.
Эти птицы играли значительную роль в верованиях и культуре человека с древнейших времён. На стене одной из пещер во Франции обнаружено изображение полярной совы, датированное еще ранним палеолитом (Armstrong, 1958). Наскальные изображения сов находят в самых разных местах земного шара — в Европе, Австралии, Америке.
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины (а именно — домовый сыч). По одной из христианских традиций, сова символизирует мудрость Христа, которая проявляется среди первозданной тьмы (Saunders, 1995). Считалось, что совы владеют силами, которые недоступны другим животным. Это одна из причин того, что они были неотъемлемыми спутниками волшебников и знахарей. Так, волшебник Мерлин, персонаж легенд о короле Артуре, всегда изображался с совой на плече. У многих африканских народов сова также считается птицей волшебников и колдунов. В Лотарингии старые девы ходили в лес и просили сову найти мужа.
В культурах многих племен американских индейцев сова олицетворяла сверхъестественное знание, пророчество, магическую силу. У пауни она была символом защиты, у оджибве — символизировала высокий статус духовных лидеров племени, у пуэбло — ассоциировалась с божеством плодородия. Ленапы верили, что увиденная во сне сова становилась духом-защитником человека. В священных преданиях некоторых племен полярная сова олицетворяла север и северный ветер.
У древних майя сова была символом власти, ее изображения встречаются на барельефах правителей. Оглала сиу почитали полярную сову, и воины, отличившиеся в битве, награждались её перьями. В древности у сиу было особое общество, которое называлось «Совиная Ложа». Его члены верили, что силы природы будут благоволить тому, кто заслужит больше совиных перьев. У некоторых племён перо совы считалось магическим талисманом. У индейцев зуни матери клали возле ребенка совиное перо, чтобы ему было легче уснуть.
Сова почиталась у ирокезов. Калифорнийские индейцы верят, что сова является божеством и хранителем больших деревьев. В мифах некоторых народов Центральной Америки Уитака — обольстительная женщина, покровительница женского плодородия и плодородия полей. За её чрезмерную чувственность и пьяные оргии боги превратили Уитаку в сову (Федосеенко, 1998).
Одна из причин особого отношения людей к совам — их таинственные ночные крики. «Голос филина — одно из чудес ночи, — писал орнитолог Ю.Б. Пукинский. — По силе, глубине и производимому им в ночном лесу впечатлению нет равного ему звука» (Пукинский, 1977). Интересно, что крики филина поражают не только людей, но и животных. Ученым нередко приходилось слышать, как в ответ на его голос начинали выть волки, шакалы и другие звери. Названия многих видов сов у самых разных народов мира являются звукоподражательными (Holmgren, 1988; Marcot, Johnson, 2003).
Многие примитивные народы видели в сове почитаемое, доброе существо, её зловещая репутация возникла позже. Тунгусы верят в покровительство сов, считают сову защитницей от злых духов и полагают, что она охотится за духами и поедает их. Белая (полярная) сова у калмыков считалась святой птицей. Её называли предвещающей и относились с большим почтением.
На острове Самоа член клана совы, найдя мертвую птицу, плачет и бьет себя по лбу камнем, пока не потечет кровь, а затем хоронит сову как сородича. В бывшей ГДР стилизованное изображение филина было на знаке «Охрана природы».
Поскольку у древних греков сова была птицей Афины, ночной полёт сов означал благосклонность этой богини. Как трогательно пишет о домовом сыче Д. Кайгородов: «В его взгляде заметно что-то хитрое, лукавое, но не злое, а даже привлекательное. «Тот, кто знает эту совку, — говорит Брем, — тот поймет, что греки могли видеть в ней любимую птицу богини мудрости Афины-Паллады». У итальянцев домовые сычики являются истинными домашними друзьями, часто ходят с подрезанными крыльями по дому, двору и саду, и ловят повсюду мышей» (Кайгородов, 1906).
Греки изображали домового сыча на серебряных монетах в 4 драхмы — тетрадрахмах, чеканившихся в Афинах еще в V в. до н. э., на различных измерительных сосудах как птицу Афины, покровительницы города. Раньше она была богиней темноты, видимо поэтому возникла связь с ночными птицами. Отсюда, кстати, современное научное название рода домовых сычей — Athene. Афина помогала в работе и сражениях, олицетворяла мудрость. Такой же силой наделялась и ее священная птица. Понятна радость грека, если он встречал сову — значит, к нему придет толковая мысль. Домовые сычи находились под строгой охраной, они в большом количестве населяли Акрополь. Считалось, что магический «внутренний свет» даёт птице ночное видение. Если сова пролетала над греческой армией перед битвой, это воспринималось как предзнаменование победы. У этрусков сова также была атрибутом бога темноты (Marcot, Johnson, 2003). У римлян богиней мудрости считалась Минерва. Сову чаще всего изображали сидящей у ее ног. «Сова Минервы летает по ночам», — говорили римляне. Это означало, что хорошие идеи приходят чаще всего ночью.
Сова часто выступает помощником шамана, помогает ему установить связь с миром духов, дает силу видеть ночью, находить утраченные предметы и т.п. На северо-западном побережье Аляски племя юпик в конце зимы проводило особую магическую церемонию. Для неё под руководством шамана изготавливались специальные маски, через которые проявляли себя духи животных, как опасных, так и дружественных. Помогающий дух часто выступал в роли совы. Большинство масок содержали перья полярной совы (Marcot, Johnson, 2003).
В Афганистане считалось, что сова дала человеку кремень и железо для добывания огня. В Авесте сове покровительствует Мах, Луна. Это означает, что совы имеют отношение к оккультным наукам и им открыты тайные знания.
В Индии считалось, что на сове летает Лакшми — богиня богатства. Поэтому некоторые индийские народности, прежде всего бенгальцы, до сих пор верят, что если в дом залетит белая сова, это хороший знак, значит в дом придет достаток. В Китае сов связывали с громом и летним солнцестоянием. Считалось, что помещённые в каждом углу дома изображения сов защищали его от удара молнии. Сова была одним из символов мужского начала ян (Marcot, Johnson, 2003). Китайцы считали сову символом благополучия.
Этнограф А.В. Гура (1997) считает, что у славян положительная оценка птиц семейства совиных в народных поверьях характерна лишь для части южных славян и связана, по-видимому, с позднейшим мусульманским влиянием. Это и представление о филине как доброй, «святой» птице у мусульман Герцеговины, и сочувственное отношение к сычу, наказанному разлукой с сестрой-кукушкой, у кюстендильских болгар, и родство сыча или совы с падшим ангелом в некоторых сербских и болгарских легендах. В фольклорных текстах Герцеговины сыч выступает как царь птиц. Известна также мусульманская легенда, как сова спасла всех птиц от истребления за что получила от мудрого Сулеймана божье поощрение. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой, залесской барыней Ульяной Степановной.
По народным поверьям, сова сторожит клады. Филин, «совкин деверь», является постоянным спутником Лешего, сычи — его гонцы, мудрая сова — советница лесного хозяина. Сова обладает свойствами необыкновенными. Если сердце этой птицы положить вместе с левой ножкой или хотя бы с одним когтем на крепко спящего человека, он сейчас же станет рассказывать, что думает делать в будущем, и выдаст все свои сокровенные тайны. Когти и кости филина и совы использовали для отгона нечистой силы: их жгли и кадили этим дымом во дворе и в доме. Вещие птицы филин и сова, главным образом, предрекают несчастье — особенно, если усядутся на угол дома и начнут кричать. Д. Кайгородов (1906) рассказывал, как в начале XX века «птичьи фабрики» стали направлять своих заготовителей в область Войска Донского заготавливать сов. Первые два года агентам никто не мешал, сов стреляли, а на третий год донцы встретили их чуть ли не с дрекольями: из-за сильного уменьшения численности сов развелось много мышей.
В Украине бытует поверье, что сова кричит к появлению ребенка. Ласковое отношение к филину слышится в украинской народной песне «Ой не пугай, пугаченьку». Пугач в ней говорит: «Як же менi не пугати: хотять байрак вирубати, нiде менi гнiзда звити, малих дiток прогодувати».
Известны такие поговорки о сове: днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот; всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло; если много сов — урожай будет хороший; сыч кричит ночью перед дождем и холодом; филин кричит на оттепель; сова в дупле — на ветер, в сушняке — к дождю; сова кричит — на холод.
Сова, кто смотрел в твоё круглое жёлтое око,
Тот знает великую тайну чудес.
Не царила ли ты в Небесах? В их провалах немых, там, высоко,
В бездонностях синих доныне твой знак не исчез.
Кто в полночь читал под ущербной Луною
Пожелтевшую летопись дней,
Тот меня понимает без слов, и сейчас он со мною,
Над одной мы строкою,
В песне моей,
В струне мы одной, что во славу Вселенной бряцает.
О, мудрая птица, чей взор темноту проницает,
В ночи́, где дневные не видят ни зги,
Ты сидела на страшной избушке Яги,
Ты глядела в глаза благородной Афины,
Ты была за плечами у всех колдунов,
Ты крылом прорезаешь ночные долины,
Навевая виденья вещательных снов
На ведовские стебли полночных цветов,
От которых приняв дуновение, мрак
Нашим снам сообщает твой знак, —
Я знаю, когда-нибудь в безднах, далёко,
Погаснет Светило кружащихся дней,
Но в новых ночах первозданных, в смешении тьмы и огней,
Пред творчеством новым зажжётся, сквозь Хаос, безмерное жёлтое око.
Константин Бальмонт
Сова легенды и мифы
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
совы в мифологии
Кельты: хтонический символ, «ночная ведьма», «трупная птица».
Христианство: Сатана, силы тьмы, уединение, скорбь, запустение, дурная весть.
Крик совы – это «песня смерти». Сова символизировала также евреев, предпочетших тьму свету Евангелия.
Греко-римская традиция: филин символизировал мудрость и был посвящен Афице (Минерве). Сова была атрибутом бога тьмы и ночи у этрусков.
Еврейская традиция: слепота.
Индуизм : эмблема Ямы, бога мертвых.
Иносказательное значение сов двойственно.
Совы (и иногда не отделяемые от них сычи) в человеческих представлениях снабжены мудрым проницательным взглядом, рассудительны, задумчивы, тем более что известно, что они обладают способностью видеть ночью. «Совы вследствие природы своей имеют исключительное значение, прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, посему бдительным стражам и прочим, надлежащим такой же классификации, уподоблены могут быть» (Бёклер, 1688). Здесь же упоминается один внеевропейский символический пример: «Татар-Хан ввел на свой золотой щит черную сову, ибо самый первый татарский царь, Чингис-Хан, посредством оной птицы жизнь свою уберег».
Как символ знаний и эрудиции, рассеивающих тьму невежества, эта птица часто изображается в фирменных знаках научных изданий и книжной торговли, тем более что богиня Афина (Минерва) также воплощала мудрость.
В народных же поверьях сыч и сова часто имели негативный смысл, особенно вследствие того, что они ведут ночной (светобоязнь) образ жизни,- из-за их нелюдимости и необщительности, бесшумного лета и издаваемых ими специфических звуков. Тем самым они представляют отвращение к духовному свету, усиливая положительное восприятие Иисуса Христа в «Ночи страждущих и мертвых». Поэт эпохи барокко Хохберг (1675) рассказывает об удачном бое дневных птиц при нападении ночных тварей: «Замеченного в птичнике сычонка Весь птичник драл дрекольями, вопя. Кто рвется за церковную заслонку, Того ждет тоже схожая судьба».
в индуизме сова служит верховым животным для страшной темной богини Дурги в той форме ее проявления, когда ее именуют «Камунда»; у юкатанских майя бог смерти Гунхау часто носит при себе голову совы.
В Китае сова является отрицательным подобием феникса и считается причиняющей болезни из-за того, что большие неподвижные совьи глаза представляются «демоническими»; такое отношение к совам объясняется также существованием поверья, будто молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза своим родителям. Однако во времена династии Шан совы приобрели положительное осмысление, о чем свидетельствуют многочисленные бронзовые статуэтки, относящиеся к тому времени. В предацтекской культуре Древней Мексики (Теотиуакан) богиня дождя почиталась в
виде священной совы, но у ацтеков сова символизировала некое демоническое ночное существо и злые предзнаменования. Все эти двусмысленности можно проиллюстрировать поговоркой: «Что одному сова
Из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом сатаны, князя тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же, как сатана обманывает людей. Кроме того, сова символизирует одиночество, и именно в этом смысле она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. Однако издревле считается, что сова наделена мудростью, и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима.
Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества: «Просветить сидящих во тьме и тени смертной. » (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.
В настоящее время — эмблема проницательности и книжной эрудиции, сова имела зловещий, даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со смертью и оккультными силами. Ей приписывали дар пророчества, возможно из-за способности видеть в темноте. Ее считали птицей
смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Китае, и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как пок ровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии.
У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.
В Китае молодым совам приписывали привычку выклевывать глаза своим матерям. Также сова относилась к символу «ян», имеющему скорее негативную, разрушительную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизн и и вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской
традиции — символ слепоты безверия.
Ассоциации же совы с мудростью ведут свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибутом богини мудрости и учебы Афины Пронойи (Провидящей). Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах. От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическое изображени е мудрости — сова, сидящая на стопке книг, и идиома «ученая сова» в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.
Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна.»
Сова легенды и мифы
С 8 по 15 октября 2021 года, в центре Воронежа, в здании главпочтамта, что на проспекте Революции, проходила филателистическая выставка, приуроченная ко Всемирному дню почты и Международной неделе письма.
Это первая подобная выставка, со времен распада СССР, и воронежские филателисты и посткроссеры с радостью приняли в ней участие, предоставив свои коллекции для экспозиции.
Помимо опытных филателистов, в выставке принимали участие юные коллекционеры из КЮФ «Первая марка», руководит которым Светлана Мишурова. Ее воспитанники не просто увлечены филателией, они ищут интересный материал, изучают историю каждой марки и пишут статьи.
Мы информационно поддерживаем ребят и предлагаем на ваш суд заметку Киры Гусевой. Ее коллекция сов вызвала большой интерес у посетителей выставки.
Уважаемые коллеги-филателисты! Меня зовут Кира Гусева, мне 12 лет, я учусь в 6 классе гимназии №9 г.Воронеж. С детства обожаю сов! Они были связаны у меня с мифами Древней Греции и, наверное, навсегда останутся любимыми птицами.
Недавно я начала коллекционировать марки, а с сентября – пришла в КЮФ «Первая марка», чтобы заниматься филателией всерьёз. Узнав, что вот-вот состоится общегородская филателистическая выставка, в которой можно принять участие, я решила, что моей первой экспозицией, будет работа именно про совушек.
И не прогадала: мой дебют оказался успешным, работа допущена к выставке и получила диплом с оценкой «хорошо»! Я постаралась сделать работу современной и привлекательной для молодёжи, внедрив QR-код с криком филина. Это сработало: у моего стенда толпились зрители, сканируя код смартфонами!
QR-код с криком филина
Хочется поделиться со всеми своей радостью и поэтому я, взяв за основу свою экспозицию, написала эту заметку и проиллюстрировала её марками из своей коллекции. Надеюсь, вы полюбите сов также, как люблю этих птиц я.
Мифы и легенды о совах и филинах
Есть особый пряный запах
В лунном оклике совы,
В сонных крыльях, в мягких лапах,
В буро-серых пестрых крапах,
В позе вещей головы.
Борис Садовской, 1905 г.
Совы принадлежат, наверное, к наиболее таинственным и загадочным птицам. Скрытный ночной образ жизни, «умный» взгляд, бесшумный полет, пугающий голос – всегда поражали человеческое воображение. Одна из причин особого отношения людей к совам — их таинственные ночные крики.
«Голос филина — одно из чудес ночи, — писал орнитолог Ю.Б. Пукинский. — По силе, глубине и производимому им в ночном лесу впечатлению нет равного ему звука!».
Сов почитали, посвящали богам и героям. С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. Во многих сказках и легендах совы выступают советниками, вестниками, носителями необычных знаний. Эти птицы с древнейших времениграли значительную роль в верованиях и культуре человека.
В культурах многих племен американских индейцев сова олицетворяла сверхъестественное знание, пророчество, магическую силу. У пауни она была символом защиты, у оджибве — символизировала высокий статус духовных лидеров племени, у пуэбло — ассоциировалась с божеством плодородия. Ленапы верили, что увиденная во сне сова становилась духом-защитником человека. В священных преданиях некоторых племен полярная сова олицетворяла север и северный ветер.
У индейцев зуни, матери клали возле ребенка совиное перо, чтобы ему было легче уснуть. У дакота кроличий сыч считался духом-защитником храбрых воинов. У племени якама сова была тотемом.
В Индии считалось, что на сове летает Лакшми — богиня богатства. Поэтому некоторые индийские народности, прежде всего бенгальцы, до сих пор верят, что если в дом залетит белая сова, это хороший знак, значит в дом придет достаток.
В Китае сов связывали с громом и летним солнцестоянием. Считалось, что помещённые в каждом углу дома изображения сов защищали его от удара молнии. Сова была одним из символов мужского начала ян. Китайцы считали сову символом благополучия.
Поскольку у древних греков сова была птицей Афины, ночной полёт сов означал благосклонность этой богини. Как трогательно пишет о домовом сыче Д. Кайгородов: «В его взгляде заметно что-то хитрое, лукавое, но не злое, а даже привлекательное. «Тот, кто знает эту совку, — говорит Брем, — тот поймет, что греки могли видеть в ней любимую птицу богини мудрости Афины-Паллады».
Афина помогала в работе и сражениях, олицетворяла мудрость. Такой же силой наделялась и ее священная птица. Понятна радость грека, если он встречал сову — значит, к нему придет толковая мысль. Греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу. Сов охраняли, и им даже было позволено жить в греческом Акрополе.
В Риме сова первоначально была атрибутом аллегорических фигур Ночи и Сна. И мойра Атропос, прерывающая нить жизни, также связывалась с этим пернатым существом.
У египтян это – птица смерти, принадлежащая царству ночного солнца, которое пересекает озеро или море тьмы.
В Африке до сих пор сов связывают с темными силами, на многих местных наречиях ее именуют «ведьминской птицей» и потому безжалостно истребляют, невзирая на протесты экологов.
Славяне тоже относили ее к «нечистым», приписывали связь с ведьмами и лешими, называли предвестницей смерти или вдовства, охранительницы кладов.
Сохранились сказания о том, что она боится мести птиц за невозврат одолженных у них перьев (белорусское, хорватское) и опасается насмешек за похвальбу о красоте своих детей (польское).
Известны такие поговорки о сове:
— днем слепа, ночью зряча,
— мышей ловит, а не кот;
— всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло.
Интересны народные приметы:
— если много сов — урожай будет хороший;
— сыч кричит ночью перед дождем и холодом; филин кричит на оттепель;
— сова в дупле — на ветер, в сушняке — к дождю.
В нашем родном городе тоже есть легенда, связанная с совой.
Наша «воронежская» сова живёт на ул. Алексеевского на «Доме с совой», архитектора Михаила Замятнина. И с этой совой связана вот какая легенда: если влюбленные хотят приблизить свадьбу или рождение ребенка, то надо прийти к сове и поделиться своими мечтами. А можно обратиться к ней и перед важной деловой поездкой или встречей, ведь считается, что ее мудрость может принести успех.
Открытка прошедшая почту (худ Н.Фролова)
Я тоже часто подхожу к сове и загадываю желания. И очень часто они сбываются.
Советую вам приехать в Воронеж и попробовать!
Кира Гусева, КЮФ «Первая марка», г.Воронеж