социология программа обучения в вузе
О программе
Образовательная программа НИУ ВШЭ «Социология» направлена на подготовку специалистов, обладающих необходимыми навыками для анализа процессов и закономерностей, происходящих в экономической, политической или социальной сферах общества. Отличительной чертой образовательного процесса является участие в реальных научных исследованиях, хорошая подготовка по ряду смежных дисциплин и высокий уровень владения английским языком. Учебные программы и курсы соответствуют самым высоким мировым стандартам, что позволяет выпускникам продолжать обучение за рубежом.
Что я буду изучать?
Наряду с социологическими дисциплинами студентам предлагается углубленное изучение смежных дисциплин:
Помимо основной специализации студенты имеют возможность самостоятельно выбирать один из дополнительных профилей обучения. При этом обязательным для всех является расширенное изучение цикла экономических дисциплин.
Большое внимание уделяется преподаванию английского языка. Уже в бакалавриате студентам предлагаются профессиональные дисциплины на английском языке, которые читают преподаватели, приглашенные на постоянную работу из США, Великобритании, Германии и других стран.
Программа предлагает три специализации:
Базовые кафедры:
Проектно-учебные лаборатории и группы:
У кого я буду учиться?
Преподаватели программы – ведущие российские социологи, а также международные специалисты, работающие в НИУ ВШЭ на постоянной основе.
Где я буду работать?
Теория и методы социологии востребованы везде, где нужно собирать и анализировать информацию об обществе и принимать соответствующие решения: в бизнесе, государственной деятельности, политике, массмедиа. Выпускники программы работают в ведущих организациях, изучающих социальные процессы или занимающихся маркетингом и анализом современных рынков; в крупных компаниях в области рекламы, связей с общественностью и массмедиа, а также в органах госуправления. Среди основных работодателей:
Где я смогу продолжить обучение?
Выпускники программы «Социология» могут продолжить обучение в магистратуре НИУ ВШЭ, а также в вузах-партнерах за рубежом:
Какие предметы изучают на факультете социологии
Кто такие социологи? Это специалисты, которые изучают общество и взаимоотношения между людьми. Так что, если вас всегда интересовало, по каким законам строится и живёт социум, можете смело поступать в вуз на социологию.
А чтобы понять, действительно ли вам подойдёт социальная наука, читайте нашу статью. В ней мы разберём, какие предметы изучают на факультете социологии, как туда поступить и кем можно работать после университета.
Хотите получать полезные материалы каждый день? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте следить за акциями и скидками компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Факультет социологии: что изучает
Что такое социология? Этот термин пришёл к нам из латинского и греческого языков:
societas (лат.) — общество;
λόγος (др.-греч.) — слово.
То есть, это наука, объектом исследования которой является общество и всё, что с ним связано.
Существует два направления изучения общественных явлений:
Научные исследования в социологии нужны, чтобы изучать и объяснять социальные явления, происходящие в разных областях жизни. Для этого учёные-социологи используют различные методы исследований, которые помогают оценить качественные изменения (наблюдение и подробное описание явлений) и количественные (статистический анализ). А результаты описывают в академических трудах.
А вот социологи-практики занимаются изучением реальных социологических показателей: проводят опросы, запускают различные исследования, организовывают наблюдения за людьми и конкретными аспектами их жизни. Результаты, получаемые в процессе такой деятельности, помогают не только изучать общественные явления, но и прогнозировать их.
Социологические опросы актуальны в разных областях: от маркетинга до избирательных кампаний. Именно эти специалисты рассказывают человеку, какие среднестатистические настроения существуют в обществе накануне выборов и какую марку масла предпочитают жители Москвы или других городов.
Социология: направления специализации
Что же изучают на факультете социологии в институтах? Это зависит от специализации, которую выберет студент. Их довольно много. Среди основных можно назвать следующие:
Где изучают социологическую науку в России
Факультет социологии — что изучает? А кем работать после окончания университета? Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, в каких университетах можно получить профессию социолога.
По общероссийскому классификатору специальностей высшего образования направление «Социология» относится к социальным наукам и обозначается кодом 39.03.01.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
А учиться на социолога можно в 143 вузах России. Из них университетами с самыми сильными кафедрами по данному направлению считаются:
Чтобы стать студентом социологического факультета, необходимо предоставить высокие баллы ЕГЭ по основным и дополнительным предметам.
Обязательные предметы:
Дополнительные предметы:
Выбор дополнительных предметов зависит от направления специализации, которое хочет изучать абитуриент.
Некоторые вузы вводят дополнительные испытания для будущих студентов. Так, чтобы поступить в МГУ имени М.В. Ломоносова, нужно не только показать высокие баллы ЕГЭ по обществознанию, но и сдать устный экзамен по данному предмету.
Факультет социологии: предметы
Основная задача преподавателей социологических факультетов — учить студентов разбираться в основной области, грамотно собирать данные, исследовать и анализировать их, а также правильно описывать выводы и прогнозировать возможное развитие социалогических явлений и процессов.
Для этого учащимся предлагают комплексную программу обучения, состоящую из трёх блоков:
Общий модуль
В этот общеобразовательный блок, который студенты изучают на первом и втором курсах, входят базовые дисциплины. Их главная задача — привить навыки работы с данными и грамотно их интерпретировать. Для этого студентам преподают:
Профильный модуль
На третьем курсе студенты выбирают специализацию. С этого момента они начинают изучать те предметы, которые помогают им понять специфику выбранной области и изучить, как применять социологические методы в ней.
Специальные предметы
Если на третьем курсе студенты только знакомятся с профессиональной областью, то на четвёртом у них появляется возможность качественно усилить свои знания. Для этого в программу добавляют специальные предметы. Например, в ВШЭ студентам выпускного года предлагают изучить курс «Data Mining в социальных науках: методы факторизации и кластеризации».
Конечно, обучение на социологическом факультете невозможно без организации и участия в опросах, подготовке к научным семинарам и конференциям, а также написания курсовых и дипломных работ.
Где можно работать с дипломом социолога
Какую работу может найти дипломированный социолог после вуза? На самом деле выбор довольно широк.
Те, кто выбирает научную карьеру, могут работать в таких организациях, как:
А те, кто хочет непосредственно участвовать в бытовых исследованиях и собирать данные, могут попробовать применить свои знания в таких местах, как:
Мы рассмотрели, какие предметы изучают на факультете социологии, как туда поступить и кем работать после. Надеемся, эта статья помогла вам лучше понять, кто такие социологи и стоит ли выбирать этот профиль для себя.
А если понадобится помощь в написании рефератов, курсовых или дипломных по социологии и не только, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Программа академического развития
С 2013/2014 учебного года в бакалавриате действует специальная учебная программа академического развития, где преподавание ряда основных предметов и курсов по выбору ведется на английском языке.
Цель программы заключается в создании дополнительных образовательных возможностей для студентов бакалавриата образовательной программы «Социология», которые рассматривают академическую карьеру как один из возможных путей дальнейшего развития.
Целевая аудитория программы: в 2018/2019 учебном году на программе обучаются студенты 1-2 курсов.
В чем заключаются особенности данной программы?
Программа предусматривает предоставление расширенных возможностей студентам для развития профессиональных компетенций международного уровня:
1. Изучение курсов, нацеленных на развитие профессиональных компетенций на английском языке.
3. Расширение образовательной программы за счет спектра дисциплин, направленных на формирование компетенций международной академической культуры.
4. Возможность участия в специальных семинарах и мастер-классах с ведущими мировыми специалистами в области социологии, посетившими НИУ ВШЭ в текущем учебном году.
5. Участие в специальных летних школах для группы академического развития.
Какие дисциплины включаются в учебный план?
В 2018/2019 учебном году распределение кредитных единиц по дисциплинам выглядит таким образом:
Sociological Theory (11)
Summer School for Academic excellence group (3)
Sociological Theory (4)
Sociological reasoning: Journal seminar (6)
Summer School for Academic excellence group (3)
Как начать обучение в группе академического развития?
В начале учебного года объявляется конкурсный отбор в группу академического развития. Дата начала конкурса публикуется на сайте образовательной программы.
Отбор проходит в два этапа.
I этап: мотивационное письмо на английском языке.
В письме необходимо указать следующие пункты:
II этап: собеседование на английском языке.
По окончании отбора составляются списки учебных групп академического развития (Honors group).
Преподаватели программы
Кафедра экономической социологии: Профессор
Социология
Программа направлена на подготовку специалистов, обладающих необходимыми навыками для анализа и выработки рекомендаций в экономической, политической или социальной сферах. Отличительной чертой образовательного процесса является тесная связь обучения и исследований, а также практическая ориентация подготовки студентов. Вовлечению будущих бакалавров в исследовательскую деятельность, выработке навыков проектной работы способствуют базовые кафедры ведущих российских маркетинговых компаний и научно-учебные лаборатории.
Выпускники программы отвечают самым высоким требованиям рынка труда в области изучения рынков, общественного мнения, рекламы и связей с общественностью, а также академических исследований.
С 2015 года Вышка входит в рейтинг QS – World University Rankings by Subject по предмету Sociology, поднявшись за 4 года из группы 151-200 до группы 51-100, став лидером по этому предметному рейтингу среди российских вузов.
Телефон: (495) 772-95-90*12383
Локальный омбудсмен
Международная аккредитация
Рейтинги
Кого и зачем здесь учат
Выпускники программы – современные социологи — это специалисты широкого профиля, обладающие не только прочным фундаментом социологических знаний, соответствующих самым высоким мировым стандартам, но и навыками программирования, анализа больших данных и продвинутым уровнем владения английским языком.
Это дает возможность реализации в ряде востребованных направлений: маркетинг, управление, консалтинг, реклама, журналистика – не только в крупных российских, но и зарубежных компаниях.
Часть бывших студентов продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре в России и за рубежом, выбирают преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность.
Преимущества образовательной программы
• Программа получила международную аккредитацию ZEvA
• Преподаватели программы – ведущие российские социологи, а также международные специалисты, работающие в НИУ ВШЭ на постоянной основе.
• Студенты участвуют в реальных научных исследованиях, проходят практику и работают в научных лабораториях и исследовательских центрах факультета социальных наук.
• На программе обеспечивается продвинутый уровень владения английским языком. Уже в бакалавриате студентам предлагаются профессиональные дисциплины на английском языке, которые читают преподаватели, приглашенные на постоянную работу из США, Сингапура, Германии и других стран.
Учебные программы и курсы соответствуют самым высоким мировым стандартам. Это позволяет выпускникам программы успешно продолжать обучение в вузах-партнерах за рубежом.
Во время обучения
Программа предлагает сочетание обязательных и выборных курсов, формирующих знания и компетенции в области социологической теории, экономической социологии и прикладных методов анализа данных с использованием статистических пакетов SPSS, Stata, R и навыков программирования на Python.
Обязательным иностранным языком является английский. Некоторые профессиональные дисциплины читаются на английском языке.
Наряду с профильными социологическими дисциплинами студентам предлагается выбрать один из майноров – дополнительных направлений для изучения:
• Урбанистика и другие
Для специализации предлагаются три направления:
На факультете действуют базовые кафедры ведущих российских маркетинговых компаний, где студенты знакомятся с тем, как работают «фабрики по производству данных», участвуют в полевых исследованиях и аналитической работе, а также проектно-учебные лаборатории и группы.
Все студенты проходят учебную и производственную практику в ведущих российских и зарубежных исследовательских и маркетинговых компаниях.
Во время практики они знакомятся с тем, как организованы крупные центры изучения общественного мнения и маркетинговых исследований, приобретают полезные практические навыки и возможности для трудоустройства.
Важные шаги в профессию выпускникам-социологам помогают сделать базовые кафедры ведущих российских маркетинговых и исследовательских компаний: Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр Юрия Левады, ВЦИОМ, Компания «ГфК-Русь».
Перспективы после обучения
Выпускники программы могут могут реализовать себя в самых разных сферах деятельности: маркетинге, управлении, консалтинге, рекламе, журналистике, академических исследованиях и преподавании и самых разных организациях — от крупной государственной компании или маркетингового агентства до небольшого стартапа, от органов государственной власти до НКО, реализующей гражданские инициативы.
Выпускники программы работают в ведущих организациях, изучающих социальные процессы или занимающихся маркетингом и анализом современных рынков; в крупных компаниях в области рекламы, связей с общественностью и массмедиа, а также в органах госуправления.
Нередко бывшие студенты программы продолжают обучение на магистерских и аспирантских программах как по социологии, так и по другим смежным направлениям — экономике, менеджменту, статистике, антропологии, культурологии и т.д. — в России и за рубежом.
Участие в научных исследованиях и эффективная производственная и учебная практика в ведущих исследовательских и маркетинговых компаниях создают прочную основу для дальнейшего трудоустройства. Часто выпускники получают приглашение на работу от организаций, в которых проходили практику, еще на этапе обучения.
Среди основных работодателей:
• фирмы, проводящие маркетинговые исследования («ГфК-Русь», Ipsos, ARMI-Marketing, Magram MR, Nielsen, «Радар»);
• компании, работающие в сфере медиапланирования (TNS Global и другие);
• компании, изучающие общественное мнение (Аналитический центр Юрия Левады, ФОМ, ВЦИОМ, Группа РОМИР, ЦИРКОН);
• аналитические управления крупных российских и международных компаний (Kaspersky Lab, «МегаФон», «Рольф», Procter&Gamble, Unilever, Kraft Foods, KimberlyClark, Google);
• рекламные и PR-агентства;
• HR-агентства (поиск персонала);
• министерства и ведомства (Минэкономразвития и другие);
• финансово-кредитные учреждения (Сбербанк России и другие);
• университеты (НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МВШСЭН и другие);
• исследовательские институты (НИСП, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН и другие).
Что нужно знать для поступления
Образовательная программа «Социология» реализуется на факультете социальных наук и предлагает абитуриентам 115 бюджетных, 50 платных мест и 5 платных мест для иностранцев ежегодно.
Для поступления необходимо представить результаты Единого государственного экзамена по следующим предметам:
• Математика (минимальный балл: 60)
• Обществознание (минимальный балл: 60)
• Иностранный язык (минимальный балл: 60)
• Русский язык (минимальный балл: 60)
Поступить на бюджетное место больше шансов у абитуриентов, которые помимо достаточного балла ЕГЭ имеют дополнительные преимущества, такие как аттестат с отличием, хорошо написанное итоговое сочинение, статус победителя или призера одной из ключевых Олимпиад или иные индивидуальные достижения.
Подробнее об условиях поступления на программу можно узнать на странице Траектория поступления и странице приемной комиссии.
Будущая профессия
Социология – лучшая специальность для креативных и амбициозных, идущих в ногу со временем, или же убежденных нонконформистов. Если новости, поведение людей на улице, новые практики и явления вызывают у вас интерес, если вы верите, что такая наблюдательность может приносить доход или же поможет улучшить жизнь людей – то вам точно нужно поступать на образовательную программу «Социология»! Если вы коммуникабельны, не боитесь нового – мы научим вас быть организатором и компетентным специалистом. Если вы «директор» по жизни – разовьем творческие качества и чувство нового.
Социология как направление образования предоставляет огромные возможности и позволяет реализовать себя в разных направлениях. При любви к математике и статистике вы можете специализироваться на методах исследования, при гуманитарном складе ума, любви к обществознанию, истории, литературе – выбрать экономическую социологию, социологию культуры, города, социальных институтов, работая с текстами интервью, биографий, фотографиями.
Кем и где трудится выпускник-социолог?
Социолог сегодня – специалист, который может работать в любой отрасли, в любой организации: от крупной государственной компании или маркетингового агентства до небольшого start-up’а, от органов государственной власти до НКО, реализующей гражданские инициативы. Поэтому все наши выпускники находят свой путь карьеры – кто-то сразу начинает работать (часто в тех компаниях, куда пришел еще во время учебы на практику или стажировку), некоторые продолжают образование – в России и за рубежом. Ведь социолог обладает особым пониманием процессов в обществе, его строения, взаимодействий людей, занимающих разные социальные позиции. Поэтому социолог может обнаружить те связи и закономерности, которые не видны «на поверхности» событий и бизнес-процессов, собрать данные, которые позволят прогнозировать поведение людей, улавливать изменения общественных представлений.
Работодатели и выпускники всегда подчеркивают, что наша образовательная программа формирует важнейшие навыки, необходимые современному профессионалу:
Выпускник-социолог – универсальный специалист, он аналитик, умеет работать с разнородной информацией, в совершенстве владея соответствующим программным обеспечением. Он организатор, коммуникатор, может самостоятельно вести проекты, ставить задачи, рассказывать о социальных проблемах с экрана телевизора или с трибуны как эксперт.
Есть ли типичный выпускник направления «Социология»? Если только в том смысле, что для социолога характерно быть нетипичным. Социологи – это аналитики и исследователи, занимающие престижные и очень перспективные позиции в современных компаниях или государственных органах. И в социологии находят себя люди, которые считают, что не только размер заработной платы, модный офис и имя фирмы-работодателя важны для их самооценки. Среди наших студентов и выпускников всегда находятся люди, которых вдохновляет возможность решать реальные социальные проблемы, например, в области инклюзивного образования, адаптации мигрантов, развития городских сообществ и культурных индустрий. Что интересно, именно этими часто занимаются выпускники, уезжающие продолжать учиться и работать в престижные западные университеты и компании.
Важные шаги в профессию выпускникам-социологам помогают сделать базовые кафедры ведущих российских маркетинговых и исследовательских компаний: Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр Юрия Левады, ВЦИОМ, Компания «ГфК-Русь».
Выпускники-социологи на рынке труда
Навыки проектно-аналитической деятельности востребованы работодателями коммерческого и некоммерческого сектора и органов власти. Работодатели признают наличие у выпускников-социологов компетенций маркетологов, аналитиков, исследователей. Больше половины наших выпускников заняты именно в сфере маркетинга и рекламы. Как и выпускники, работающие в области управления и развития персонала (Human Relations – HR) или связей с общественностью (PR), или же занятые в различных исследовательских структурах, выпускники социологи отличаются навыками предпроектной работы, организации и ведения проектов, переговоров, систематизации и анализа информации, экспертного анализа ситуаций в сферах социальной и корпоративной политики, сбора и обработки полевых данных, проведения кабинетных исследований, формирования и управления рабочей группой, оценки эффективности, подготовки презентаций и отчетов для разных аудиторий, ведения диалога с разными аудиториями, выстраивания взаимодействия индивидов и групп с гражданским обществом, органами власти и бизнес-сообществом.
В каких сферах работают выпускники-социологи:
Работодатели
Наших выпускников трудоустраивают: