социально культурная деятельность как специализированная область общественной практики
Социально-культурная деятельность как область общественной практики.
Многозначность понятия «скд» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура скс определяется различными видами скд.
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине 20 века.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «скс» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».
В различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются:
— наука и научное обслуживание
— обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.
Социальная сфера является составной частью непроизводственной сферы и представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей.
Определения соц. сферы:
1. деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2. деятельность по соц. защите, соц. обеспечению и соц. реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3. совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.
Понятие скс входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб соц. сферы, в рамках которых осуществляется скд. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социокультурная реабилитация, СМИ, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и др.
Многие из этих областей скс, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и др., превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей.
Социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России.
Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.
Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 г.) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.
Экономическая ситуация в стране 90-х г. Имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями СКС на федеральном, региональном, местном уровнях. В социокультурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.
Возрастает роль и значение религии в социально-культурной жизни общества. Существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.
Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е г. Потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.
Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.
Социально-культурная деятельность как система меж-субъектных отношений.
СКД правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образования, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.
СКД характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных общественных отношений – политических, экономических, социальных, культурных.
Обобщенным субъектом СКД является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей – культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме СКД в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все – и создатели, и потребители культурных ценностей.
К субъектам СКД относятся многочисленные СКИ, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществялются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общесвтенной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
Взаимодействие субъектов СКД предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и искусства. Это взаимодетйсвие четко просматривается и в процессе реализации социально-культурной политики, которая осущетсвляется на нескольких уровнях. Уровни: государственный, негосударственный (неформальный), семья.
Несовершенство СК политики часто справедливо объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального паспределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях.
Организационные формы взаимодетйсвия субъектов СКД разнообразны. Это и договора на региональном уровне, и контракты, и соглашения по «освоению» СКС, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и общественных органах руководства культурно-просветительной работой и т.д.
Уровни взаимодетйсвтия и взаиомоотношений: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.
Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики, ее цели, понятия и основания.
Значит, социально-культурная деятельность представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида.
Основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.
Социально-культурная деятельность имеет свои характерные черты:
а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;
б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
в) характеризуется многообразием видов, на основе многообразия интересов (художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);
г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;
д) отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;
е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;
ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере;
з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;
и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.
Основные виды социально-культурной деятельности:
· Активный и пассивный отдых.
· Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу, способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.
· Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.
· Творчество, как процесс создания чего-то нового (не возможен без прохождения уровня 1, 2, 3).
Результатом социально-культурной деятельности должно стать формирование всесторонней гармонически развитой личности, а важнейшая задача – это работа по социализации личности, т.е. включение личности в социально-культурный процесс.
Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.
Социокультурная практика является своего рода адаптивным механизмом – ресурсом, позволяющим гармонично встроиться в контекст культурных и социальных процессов.
В общественной практике социально-культурной деятельности, задействовано множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы.
Виды социокультурных практик:
Социально-культурная анимация – осуществление социокультурных программ и проектов; реализация программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Анимация – способ инициации творческих потребностей людей, пробуждение их гражданской, общественной активности.
Социально культурная реабилитация – относится к наиболее актуальной и востребованной сфере общественной практики СКД. В широком смысле социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, педагогических социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека. Основным ее объектом являются социально-ослабленные и социально-незащищённые группы населения. Целью социальной реабилитации является социальная интеграция-процесс, который характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени.
Художественная культура и искусство – являются одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется СКД. Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально-культурные функции. Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство – один из важнейших способов эстетического освоения мира. СКД в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество со своими правилами.
Социально культурная деятельность как специализированная область общественной практики
Раздел 1. Общая характеристика социально-культурной деятельности
Определение СКД. Цели и задачи
Социально-культурная деятельность – это процесс, который направлен на формирование условий для как можно более полного самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением культурных ценностей и прочим. Менеджер социально-культурной деятельности принимает участие в формировании удовлетворительной среды и инициатив населения в области досуга, в решении задач религиозной, историко-культурной, экологической сферы, проблем семьи и детей, используя своеобразные формы и методы.
Характерные черты СКД: свобода выбора, активность; обусловленность национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Многообразие видов СКД зависит от общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных интересов взрослых, молодежи, детей. Имеет прямую связь с саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением.
Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики, ее цели, понятия и основания
Социально-культурная деятельность имеет социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие на развитие личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.
СКД можно разделить на несколько видов деятельности:
Социозащитная деятельность – подразумевает социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей.
Раздел 1. Общая характеристика социально-культурной деятельности
Определение СКД. Цели и задачи
Социально-культурная деятельность – это процесс, который направлен на формирование условий для как можно более полного самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением культурных ценностей и прочим. Менеджер социально-культурной деятельности принимает участие в формировании удовлетворительной среды и инициатив населения в области досуга, в решении задач религиозной, историко-культурной, экологической сферы, проблем семьи и детей, используя своеобразные формы и методы.
Характерные черты СКД: свобода выбора, активность; обусловленность национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Многообразие видов СКД зависит от общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных интересов взрослых, молодежи, детей. Имеет прямую связь с саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением.
Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики, ее цели, понятия и основания
Социально-культурная деятельность имеет социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие на развитие личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.
СКД можно разделить на несколько видов деятельности:
Социозащитная деятельность – подразумевает социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей.
Лекция № 15. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики
Модуль 3. Сферы реализации социально-культурной деятельности.
Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. «Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, поскольку они реально раскрываются как «человеческие отношения».
Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в своем воздействии на человека — это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Социально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида. Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение способов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек перестает быть прежде всего объектом воздействия со стороны безличных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого «самодостраивается», самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности.
Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.
Анализ социальной природы социально-культурной деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социальные институты реализуется в обществе, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая социально-культурную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникальность ее характеристик.
Социально-культурная деятельность выступает средством социализации индивида, т.е. приобщением к общественному целому, становления как’ члена общества. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной сферы в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [Кон И.С.]. В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.
Передача опыта может осуществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Соответственно различают направленную и ненаправленную формы социализации. Социально-культурная деятельность относится к направленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности которых учитывается социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.
Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, — все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.
Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.
Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.
Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.
Распространение ценностей культуры осуществляется прежде всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.
Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной, информации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его в личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация); воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.
В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы как типологические уровни социально-культурной деятельности.
Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.
Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная деятельность охватывает постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках. Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы и конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряжение, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия. для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия, поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с нормативными ожиданиями, принятыми в данном обществе. Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодолению негативных состояний и позволяют человеку актуализировать не только творческий потенциал, но и позитивные эмоции, настроения. Социально-культурная деятельность преобразует негативные психологические состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия.
Устойчивое и действенное регулирование социальных отношений осуществляется через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые мероприятия, посвященные профилактике наркозависимости, алкоголизма, девиантных форм поведения). В этом случае норма носит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.
Таким образом, социально-культурная деятельность выполняет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.
Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее структуру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический. Разумеется, это деление условно, ибо эти «блоки» тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл.
Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется «поведенческим» блоком культуры. Цель такого регулирования – добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художественно-образные и информационно-логические средства и методы, представляют собой действенный потенциал нормативного воздействия на личность. Когнитивный и поведенческий «блоки» синтезируются праксеологическим блоком.
Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его можно назвать «культуроорганизующим». Средством такого регулирования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые центры, концертно-зрелищные учреждения и др.).
Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты.
а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;
б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
в) характеризуется многообразием видов, на основе многообразия интересов (художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);
г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;
д) отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;
е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;
ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере;
з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;
и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.
Рассматривая специфику социально-культурной деятельности как проявление ее сущностного начала и назначения в обществе, необходимо остановиться на проблеме включенности социально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно охарактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества: Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовную жизнедеятельность общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.
1. Духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции
общества и различных его групп.
2. Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и движениями, имеют место политические формы работы пропагандистской направленности. Социально-культурная деятельность может выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политических лидеров, политико-предвыборные кампании).
3. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформировалась в целую производственную отрасль. Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятий и трудовых коллективов, органов административного и методического руководства, научных центров и учебных заведений, систему экономического учета и отчетности.
4. Социально-культурная деятельность независимо от
характера и сферы проявления призвана решать важнейшие
социальные задачи:
— изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности;
— формирование общественно значимых качеств личности;
— развитие творческих способностей;
— создание благоприятной культурной макро-микро-среды;
— организация социальной помощи и социально-психологической реабилитации через социокультурные формы деятельности.
Таким образом, социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферыжизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.
Лекция 16.Досуг и досуговая деятельность. Народная художественная культура и творчество. Образование и карьера.Социальная защита и реабилитация.
До начала ХХ века досуг рассматривали исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
На сегодняшний день слово «досуг» употребляется в следующих значениях:
• в качестве синонима свободного времени;
• как свободная (нерабочая) деятельность;
• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»).
Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами; это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.
Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности.
Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге, под которым понимается не просто свободное, т. е. праздное время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.
Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни.
Выделим основные принципы КДД, опираясь на теоретические и практические исследования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.
Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий:
• оперативность учреждений культуры;
• непрерывность процесса КДД.
Еще одним важным принципом культурно-досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и иные особенности людей.
Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры для пенсионеров. Это наиболее благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.
Дифференцированный подход необходим и по гендерному признаку. Организация работы среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Это следует принимать во внимание. Но несмотря на это, многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы с женщинами. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность женщинам-матерям посещать культурно-досуговые мероприятия.
Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие занятий уровню интересов и способностей; временная продолжительность и схема переключения с одних занятий на другие; в систему каких предшествующих и последующих занятий включено данное занятие.
Принцип системного подхода подразумевает осуществление КДД согласно сформированному плану, учитывающему государственные приоритеты культурной политики, дифференцированному подходу к аудитории, для которой проводятся те или иные мероприятия, что подразумевает изучение интересов и потребностей людей, а также использование современных методик и форм организации досуга, которые, кроме пассивного присутствия, подразумевают и активное участие в КДД.
Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности является рекреационная. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы.
Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности. Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует разделять на три уровня; федеральный, региональный и местный. все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на развитие личности.
Индустрия развлечений. Развлекательные виды досуга используют искусство, которое связано с ярким зрелищем, насыщено юмором, позитивными эмоциями. Это также занятия, которые доставляют людям удовольствие, создают праздничное настроение.
К индустрии развлечений относятся следующие виды культурной продукции, бизнеса и досуговых услуг:
♦ газеты, журналы, книги развлекательного содержания;
♦ киноиндустрия и производство видеопродукции (создание фильмов,
радио- и телепрограмм, видеорекламы и др.);
♦ сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции;
♦ музыкальная индустрия, производящая и продающая соответствующую музыкальную продукцию — компакт-диски, компакт-кассеты и др.;
♦ артбизнес (галереи, выставочные залы);
♦ организация концертов, туров и т.п. (шоу-бизнес);
♦ игровой и игорный бизнес;
♦ театры, концертные организации, цирки;
♦ досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки;
♦ модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;
♦ парки (зоопарки, аквапарки, тематические, развлекательные парки, экопарки и др.);
♦ сеть общественного питания (кафе, рестораны).
Основные институты, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью:
I. Семья как изначальный социокультурный институт. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• роль семьи в жизни ребенка, подростка, взрослого человека;
• формирование жизненных ориентиров и моральных ценностей в семье;
• процесс социализации в рамках семьи;
• проблемы современных семей (разобщенность членов семьи, оторванность детей от домашних забот, трудовых и нравственных традиций и т. д.). Пути преодоления этих проблем.
• формы семейного отдыха;
• помощь социальных работников семьям в решении психологических проблем, а также организации совместного семейного отдыха.
1. Поддержка талантливых детей и молодежи (учреждение ежегодных премий, проведение различных конкурсов, финансирование и развитие школ искусств, центров детского и молодежного творчества и т. д.).
2. Покровительство государством развития национальной белорусской культуры (поддержка народных ремесел, творческих коллективов, музыкальных и танцевальных объединений).
3. Развитие физической культуры и здоровья нации (финансирование и развитие объектов спортивного назначения, пропаганда здорового образа жизни).
4. Идеологическое воспитание нации (выработка основ идеологии белорусского государства, введение обязательного дня информирования, финансирование мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию).
Внешкольному образованию и развитию детей и молодежи всегда уделяется особое внимание. Начало было положено в 1978 году с появлением домов пионеров, которые в 1992 году были преобразованы в детско-юношеские центры, с сохранением своих основных задач: предоставление возможностей творческой самореализации личности, участие в художественной самодеятельности, организация свободного времени детей и молодежи. Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развита в нашей стране. К ним относятся дома детского творчества, дома и дворцы молодежи, центры эстетического воспитания. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Одним из наиболее эффективно действующих и популярных центров досуга для детей и молодежи являются Центры творчества детей и молодежи. В состав Центров входят клубы и кружки различного направления, обучаются коллективы художественной самодеятельности, методический отдел занимается разработкой сценариев, подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение необходимыми материальными ресурсами. Осуществляется оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.
Работа ведется по четырем основным направлениям:
• интеллектуальное и технологическое творчество;
• экология и туристско-краеведческая работа;
• декоративное и изобразительное искусство.
Для дошкольников работают кружки гимнастики, хореографии, народного пения, художественной гимнастики, коллектив бального танца, функционируют психологические театры, в программу которых входит психогимнастика, танцевальная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок.
В настоящее время социальная защита инвалидов осуществляется как на уровне государства, так и на уровне общественных организаций. Для помощи инвалидам по слуху и речи в социальной адаптации созданы городские, районные, краевые общества инвалидов. Эти общественные организации оказывают комплексную, дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию данных людей в общество. В структуре общественных организаций имеются учебные центры, предприятия, реабилитационные и культурные центры.
Отдел художественного творчества (включает в себя кружки народной самодеятельности, клубы, театры, студии живописи, фотостудии), спортивный отдел (спортивные тренировки и соревнования по плаванию, легкой атлетике, футболу, волейболу, оздоровительные мероприятия, консультации врачей-специалистов, профилактические мероприятия, посещения бассейна, тренажерного зала),
отдел досуга (совместно с художественным отделом организует культурно-просветительскую и культурно-досуговую работу с инвалидами).
Культурно-досуговая деятельность помогает в решении многих социальных проблем. Ее важность для инвалидов в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.
Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодь»! деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинаров.
По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.
Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки (Федеральная целевая программа «Культура России» (2006– 2010 годы).
Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.
Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального творчества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.
Обширную сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Следует подчеркнуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.
Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности.
Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.
Образование и карьера. Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое условие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются следующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).
Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной России и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот вопрос даёт представление об устройстве самого образования как общественной социально-культурной практики.
Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).
Разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие молодого поколения, культивирование навыков самообразования для творческой самореализации личности. Это формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, мировосприятия и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэтнических отношений. Это систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.
Дополнительное образование характеризуется как одна из наиболее ярко выраженных разновидностей вариативного образования и эффективных форм общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность общества.
Особая актуальность института дополнительного образования состоит в том, что он изначально ориентирован на свободный выбор человеком видов и форм социокультурной, в частности образовательной, деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации способностей.
Образ жизни людей с ограниченными возможностями в первую очередь формируется ими самими. Их жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным желаниям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оправдать своё целевое назначение, не могут игнорировать особенности естественной культурной среды, духовные ценности, потребности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир.
Такая интеграционная политика существенно отличается с практики государственного попечительства и патронажа, в которой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена интеграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчуждению от контактов с окружающим миром.
Возрастает роль креативной педагогики, формирования у людей с социальной недостаточностью желания и готовности участвовать в социально развивающих акциях, образовательных, художественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и другую досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множества параллельных структур, участвующих в реабилитационной работе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.
Исторически семья остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.
Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружески отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.
В процессе социально-культурной деятельности необходимо учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, о; но-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.
Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В последние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций се
Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне.
• Проблемы количественного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи.
• Отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуального, физического и психического развития детей в семье.
• Нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества.
• Недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания.
• Недостаточный потребительский бюджет и уровень жизни, рост количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания.
• Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых,
Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, мсжсемейные отношения.