сострадательный ум пол гилберт
Сострадательный ум пол гилберт
CFT Compassion Focused Therapy — Что такое Терапия Сфокусированная на сострадании и для чего нужен Тренинг навыков для развития сострадательного мышления?
Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT), была разработана Полом Гилбертом для лечения людей, которые страдают от постоянной самокритики, чувства стыда и ненависти к себе.
Сострадание — что это такое?
Пол Гилберт, цитата:
Навыки и отличительные черты сострадания:
• Мотивация относиться к себе и другим более доброжелательно;
• Сопереживание по отношению к себе и другим;
• Открытость к своему страданию и страданиям других людей;
• Эмпатия к себе и другим;
• Толерирование эмоций — учиться толерировать и регулировать эмоции;
• Безоценочность (не отвергать, не подавлять и не оценивать) по отношению к своим мыслям и чувствам.
Чем сострадание не является:
• Сострадание — это не любовь в широком понимании этого слова, любовь включает в себя желание, страсть и близость;
• Сострадание — это не жалость, сострадание помогает переносить тяготы жизни;
• Сострадание — это не слабость, сострадание требует мужества;
•Сострадание — это не смирение и не уход от стыда, страха, вины, гнева. Напротив, сострадание способствует тому, чтобы честно и открыто встретиться со своими эмоциями и болью, сделать сознательный выбор и взять на себя ответственность за регулирование болезненных эмоций.
Модель СFТ
Согласно модели СFT, опираясь на строение и развитие человеческого мозга, мы все имеем три мотивационные системы (способы эмоционального регулирования). Это своего рода виды мышления, которые мы используем, чтобы управлять нашими решениями, эмоциями и поведением.
+ Система активации — ориентирована за побуждения и ресурсы;
+ Система угрозы фокусируется на обнаружении угрозы и защите;
+ Система успокоения фокусируется на удовлетворении, безопасности и дружелюбии.
Цели CFT:
• Развивать сострадание к себе и другим;
• Развивать и практиковать навыки сострадания, мужество и выбор относиться к себе и другим с состраданием;
• Заменить самокритику на сострадание;
• Взять на себя ответственность и стать более доброжелательным по отношению к себе;
• Научиться дистанцироваться, делать шаг назад и наблюдать за болезненными эмоциями вместо того, чтобы идентифицировать себя с ними (мои эмоции — это не я);
• Осознать, что мы думаем и чувствуем.
СFT исследования
Исследования показали:
• Позитивные связи с физиологическими переменными (например, влияние на экспрессию генов), а также психологические факторы, такие как психическое здоровье, стрессоустойчивость и эмоциональная регуляция, удовлетворенность жизнью и резильентность. (Fredrickson et al., 2013; Gilbert, 2010; Gilbert et al., 2010; MacBeth & Gumley, 2012; Neely, Schallert, Mohammed, Roberts & Chen, 2009)
• Первый систематический обзор эффективности применения СFТ в клинических группах показал улучшение психопатологических симптомов, развитие самосострадания, межличностного и социального функционального уровня и качества жизни в целом. (Leaviss & Uttley, 2015).
• Оценка программы Тренинга навыков для развития сострадательного мышления у пациентов с пограничным расстройством личности (ПРЛ) показала:
уменьшение симптомов ПРЛ и самокритики,
повышение уровня доброжелательности к самому себе (Feliu-Soler et al., 2017).
• Первые результаты текущего интервенционного исследования пациентов с пограничным расстройством личности (Biermann et al. in prep.) показали:
Высокая эффективность метода CFT у пациентов с ПРЛ;
Значительное снижение самокритики, чувства стыда, а также снижение тяжести психопатологических симптомов.
Барьеры на пути к самосостраданию:
• Самокритика (внутренний критик);
• Стыд;
• Страх;
• Вина.
_ Самокритика исследования
В недавнем крупном обзоре 48 исследований метода CFT было показано, что самокритика приводит к:
• расстройствами пищевого поведения,
• депрессивными расстройствами,
• социальным тревожным расстройством,
• расстройством личности,
• обострению психотической симптоматики,
• сложностям в сфере межличностных отношений,
• самоповреждениям,
• суицидальному риску.
— Социальный страх — один из величайших человеческих страхов, страх быть не принятым, отвергнутым;
— Стыд превращает человеческое «Я» в недостойное, не имеющее значения и не заслуживающее любви и принятия;
— Вина лишает человека возможности обратиться за помощью и относиться к себе доброжелательно.
— Самокритика как стратегия защиты:
• Вынужденная социальная изоляция;
• Самокоррекция и самоулучшение;
• Cамообвинение, самоосуждение;
• Ненависть и отвращение к себе.
Самоуверенность
Самоуверенность — это способность ободрять себя, сохранять устойчивость в состоянии дистресса и осознавать свои положительные качества и способности перед лицом неудач, жизненных тягот и разочарований.
Важно отметить, что способность к самоуверенности и самосостраданию значительно снижает симптоматику депрессии, тревоги и других ментальных расстройств, в то время как самокритика, как было доказано, приводит развитию и осложнённому течению различных ментальных расстройств.
Сострадание эффективно снижает эмоциональную боль путем развития доброжелательного принимающего отношения к себе.
Тренинг навыков для развития сострадательного мышления
Поможет овладеть навыками CFT для эффективного использования системы активации, угрозы и успокоения и в результате позволит научиться доброжелательному и сострадательному отношению к себе для активации системы успокоения, чтобы более эффективно справляться с такими болезненными эмоциями, как стыд, страх, вина, ненависть к себе и другие.
Цели Тренинга навыков для развития сострадательного мышления:
Тренинг навыков с одной стороны учит применять новые навыки на практике, чтобы справляться с самокритикой и эффективно регулировать такие болезненные эмоции, как стыд, страх, вина, отвращение к себе и ненависть к себе;
С другой стороны данный тренинг позволяет развить самоуверенность, доброжелательное и сострадательное отношение к самому себе и значительно повысить качество жизни.
PsyAndNeuro.ru
Психотерапия, сфокусированная на сострадании
За последнее десятилетие возросло значение психотерапевтических методик, использующих сочувствие и, тем самым, способствующих улучшению психического здоровья. Особенно много исследований было проведено на тему терапии, основанной на сострадании (CFT), которая эффективно используется в составе комплексной терапии аффективных расстройств 2. Однако, до сих пор остаётся неясным, как CFT работает.
CFT базируется на выработке у пациента сострадательного мышления, заключающегося в возможности сочувствовать себе и другим, а также получать сочувствие от окружающих. Сострадание – это мультидименсиональный конструкт, включающий в себя два навыка мышления. Первый навык представляет собой умение быть чувствительным к своим и чужим бедам и реализуется через готовность помогать, испытывать чувства симпатии и эмпатии. Второй навык включает в себя аффилиативные (направленные на установление, поддержание и развитие межличностных отношений) качества в сфере внимания, мышления, поведения и эмоций. Он осуществляется путём переформулирования идей самообвинения в самокорректирующие идеи, когда сострадание распространяется на себя. Помимо психообразования CFT использует различные методики изменения когнитивных конструктов, техники майндфулнесс, экспрессивное письмо, дыхательные упражнения, а также тренировку сострадательного типа мышления.
Исходя из эволюционной теоретической модели, можно выделить главные аспекты CFT (медиаторы), за счёт которых происходят изменения в психической сфере пациентов. Это: 1) формирование уверенности в себе; 2) освобождение от самокритики; 3) стимулирование внимания и обработки положительного аффекта; 4) формирование устойчивости к стрессам и уменьшение отрицательных эмоций [4]. Основным фактором является формирование уверенности в себе. Остальные три образовываются в ходе усиления этой уверенности. Все вместе они способствуют развитию чувства благополучия и снижают воздействие негативных факторов на человека.
Сформировавшаяся уверенность в себе помогает пациенту сохранять спокойствие и быть сильным при возникновении новых трудностей. К тому же она способствует состраданию по отношению к себе в обычной жизни [5], позволяет оставаться в благополучии и снижает риск депрессивных симптомов и тревоги [6].
Модель CFT предполагает, что после формирования уверенности в себе снизится интенсивность самокритики. Так, в некоторых исследованиях уверенность противопоставляется депрессогенным мыслям о собственной никчёмности [7]. Ещё одной целью CFT является регуляция положительных и отрицательных эмоций. Это происходит за счёт трёх систем: 1) системы обнаружения угрозы и формирования ответа на неё; 2) системы ресурсов человека; 3) системы утешения. В результате CFT пациент приобретает такие качества, как безопасность, спокойствие и чувство удовлетворённости.
Согласно P. Gilbert, разработавшему CFT, основными этапами терапии являются: 1) выработка навыков сочувствия для формирования самосострадания в последующем; 2) выработка навыков состраданиям происходит за счёт воображения, дыхательных техник и изучения тона голоса; 3) использование сочувствия к себе для борьбы с самообвинением и симптомами депрессии.
Существуют исследования, подтверждающие, что CFT осуществляет up-регуляцию для позитивных [8] и down-регуляцию [9] для негативных эмоций. Однако, до сих пор нет ни эмпирических доказательств, ни рандомизированный контролируемых испытаний (РКИ) механизмов, за счёт которых происходят изменения при проведении CFT. Существуют РКИ, демонстрирующие, что CFT весьма эффективна при депрессиях, тревожных расстройствах у взрослых с умеренным дистрессом. В самом последнем РКИ, вышедшем в 2019 году, при сравнении эффективности техник майндфулнес и CFT в отношении депрессии и тревоги было обнаружено, что оба вида терапии способствуют развитию сострадания к себе и снижению руминаций, симптомов тревоги и депрессии, а CFT помогает развить осознанность у пациентов [10].
В декабре 2018 года в журнале Frontiers in psychology вышла статья M. Sommers-Spijkerman и соавторов, в которой они описали механизмы, за счёт которых CFT воздействует на душевное состояние пациентов. Их целью было проверить, как работают медиаторы данного вида психотерапии, сравнить их с группой контроля. Авторы проверили длительность эффекта медиаторов независимо и при взаимодействии друг с другом через 6 месяцев.
Сначала была опробована гипотеза, что чувство уверенности в себе, самокритика, положительные и отрицательные эмоции особенно оказывают влияние на благополучие, а также на симптомы тревоги и депрессии. Сфокусировавшись на содержании CFT, авторами была сформулирована гипотеза о том, что основной эффект терапии будет заключаться в формировании пациентом чувства уверенности в себе.
Для этого авторы проанализировали данные листа ожидания РКИ (N=242), исследующие эффективность CFT. Изучая каждый медиатор в отдельности, и также их взаимодействие, у пациентов были измерены изменения в уверенности в себе, в самокритике, в положительных и отрицательных эмоциях в течение 3 месяцев, и изменения в депрессивной, тревожной симптоматике, чувстве благополучия в течение 6 месяцев по сравнению с группой контроля.
Данное исследование обнаружило, что для лечения тревоги и депрессии наибольший эффект оказывают такие медиаторы, как уверенности в себе и снижение самокритики. При исследовании комбинации различных аспектов CFT обнаружилось, что медиатором для благополучия является только повышение уверенности в себе. Медиаторами для симптомов тревоги оказалось одновременное влияние уверенности в себе и негативного аффекта, в то время, как для депрессии был эффективен только положительный аффект. Таким образом, все аспекты CFT являются эффективными для лечения тревоги и депрессии.
На сегодняшний день это исследование является единственной работой, в которой авторы изучили эффективность влияния медиаторов CFT. В некоторых предыдущих работах было продемонстрировано, что CFT является эффективным методом терапии для тревоги и депрессии. Некоторые исследования были менее специфичны для различных аспектов данного вида терапии: например, в них демонстрируется только эффективность повышения уверенности в себе. Однако новое исследование показало, что данное умение мало способствует снижению симптомов депрессии и требует сочетания с позитивным аффектом. Возможно, что оба этих медиатора находятся в корреляционных взаимоотношениях, и, например, «обучение» пациента положительным эмоциям способствует развитию и уверенности в себе. Однако, не все психотерапевты согласны с этим утверждением. Следовательно, будущие исследования должны быть направлены на изучение взаимосвязи данных аспектов CFT.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эффективность медиаторов CFT зависит от состояния, в котором находились респонденты. Если требуется улучшение душевного благополучия пациента, то терапия должна быть направлена на выработку способности к утешению, на положительные эмоции и спокойствие. Если же необходимо купировать депрессивную и тревожную симптоматику, то терапию необходимо направить на отрицательные эмоции, идеи самоуничижения.
Новое исследование имело ограничения. Во-первых, его авторы сконцентрировали своё внимание только на одном аспекте CFT: на повышение уверенности в себе. Во-вторых, респонденты далеко не во всех случаях выполняли одинаковые упражнения, с одинаковой частотой.
Таким образом, данное исследование как бы подготовило почву для эмпирических исследований эффективности CFT. Будущие исследования должны иметь более строгий дизайн, а также им следует обратить внимание на механизмы работы отдельных компонентов CFT.
Автор перевода: Вирт К.О.
[1] Gilbert, P., and Procter, S. (2006). Compassionate mind training for people with high shame and self-criticism: overview and pilot study of a group therapy approach. Clin. Psychol. Psychother. 13, 353–379. doi: 10.1002/cpp.507
[2] Shapira, L. B., and Mongrain, M. (2010). The benefits of self-compassion and optimism exercises for individuals vulnerable to depression. J. Posit. Psychol. 5, 377–389. doi: 10.1080/17439760.2010.516763
[3] Braehler, C., Gumley, A., Harper, J., Wallace, S., Norrie, J., and Gilbert, P. (2013). Exploring change processes in compassion focused therapy in psychosis: results of a feasibility randomized controlled trial. Br. J. Clin. Psychol. 52, 199–214. doi: 10.1111/bjc.12009
[4] Gilbert, P. (2014). The origins and nature of compassion focused therapy. Br. J. Clin. Psychol. 53, 6–41. doi: 10.1111/bjc.12043
[5] Matos, M., Duarte, J., Duarte, C., Gilbert, P., and Pinto-Gouveia, J. (2017a). How one experiences and embodies compassionate mind training influences its effectiveness. Mindfulness 9, 1224–1235. doi: 10.1007/s12671-017-0864-1
[6] Gilbert, P., McEwan, K., Mitra, R., Franks, L., Richter, A., and Rockliff, H. (2008). Feeling safe and content: a specific affect regulation system? Relationship to depression, anxiety, stress, and self-criticism. J. Posit. Psychol. 3, 182–191. doi: 10.1080/17439760801999461
[7] Petrocchi, N., Dentale, F., and Gilbert, P. (2018). Self-reassurance, not self-esteem, serves as a buffer between self-criticism and depressive symptoms. Psychol. Psychother. Theory Res. Pract. doi: 10.1111/papt.12186
[8] Engen, H. G., and Singer, T. (2015). Compassion-based emotion regulation up-regulates experienced positive affect and associated neural networks. Soc. Cognit. Affect. Neurosci. 10, 1291–1301. doi: 10.1093/scan/nsv008
[9] Leary, M. R., Tate, E. B., Adams, C. E., Allen, A. B., and Hancock, J. (2007). Self-compassion and reactions to unpleasant self-relevant events: the implications of treating oneself kindly. J. Pers. Soc. Psychol. 92, 887–904. doi: 10.1037/0022-3514.92.5.887
[10] Anna Dora Frostadottir and Dusana Dorjee (2019). Effects of Mindfulness Based Cognitive Therapy (MBCT) and Compassion Focused Therapy (CFT) on Symptom Change, Mindfulness, Self-Compassion, and Rumination in Clients With Depression, Anxiety, and Stress. Front. Psychol., 17 May 2019. doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01099
[11] Diedrich, A., Burger, J., Kirchner, M., and Berking, M. (2016). Adaptive emotion regulation mediates the relationship between self-compassion and depression in individuals with unipolar depression. Psychol. Psychother. Theory Res. Pract. 90, 247–263. doi: 10.1111/papt.12107
Marion Sommers-Spijkerman, Hester Trompetter, Karlein Schreurs and Ernst Bohlmeijer. Pathways to Improving Mental Health in Compassion-Focused Therapy: Self-Reassurance, Self-Criticism and Affect as Mediators of Change. Frontiers in psychology.
Пол Гилберт — Психотерапия XXI века
Подписывайтесь на наши каналы. Копирование материала без ссылки на источник запрещено. Поддержите наш проект! Ссылки в конце статьи!
Объединение с эволюционными науками
Психотерапия разделена на школы, процессы и интервенции, однако есть потребность в более смешанном, междисциплинарном, интегративном и согласованном научном подходе. Важный вопрос психотерапии – понимание нашего происхождения: почему мы такие, почему страдаем от болезней, которые делаем сами.
Очевидная причина человеческих страданий заключается в том, что мы биологически созданные существа со встроенными механизмами физической и психологической боли, старения и смерти.
Начнём с понимания причин, процессов, облегчения и предотвращения психических страданий, и поисследуем эволюционную природу основных мотивационных процессов и потребностей, эмоций и когнитивных способностей, которые поддерживаются сформировавшимися в процессе эволюции стратегиями и алгоритмами. Углубление понимания диапазона наших возможностей, обусловленных окружающей средой, и того, как современная культура выявляет в нас лучшее и худшее, важно для разработки более эффективных методов лечения и профилактики, учитывающих, в том числе, культурный контекст.
Нужно использовать новые представления о теле как об экосистеме: диеты, микроэкология кишечника и микробы и вирусы могут влиять на психическое состояние (Dunn, 2011; Lima ‐ Ojeda, Rupprecht & & Baghai, 2017). Исследуются способы использования технологий для передачи психологических знаний до огромного числа людей, многие из которых, возможно, никогда не будут иметь доступа к помощи. Хоть здесь и не получится рассмотреть все темы, статья даёт основания полагать, что клиническая психология и психотерапия XXI века всё больше основываются на интегративной, эволюционной, контекстуальной (науке об окружающей среде) и биопсихосоциальной науках (Gilbert, 1995, 2016).
Это может помочь психотерапевтам осознать важность социально обусловленной эволюционной психологии, того, как она предлагает альтернативу парадигме чрезмерной медикализации психических расстройств, и предлагает психообразование клиентов, помогает понять наши склонности и врожденные потребности в определенных типах социальных отношений и увидеть, как лучше избежать психологических проблем, улучшить жизнь и просоциальное поведение.
От проблем выживания и размножения к современному разуму
Эволюционная психология помогает понять, что мы все – часть потока жизни; просто ещё один вид на планете. Мы не выбирали какими быть: у нас уже есть две руки и ноги, внутренние органы, мозг, ведущий нас к полезному и разрушительному поведению. Мы не выбирали пол, культуру, физиологию мозга и его зависимость от других людей.
Если бы меня трех дней отроду похитили наркоманы, то эта версия Пола Гилберта сильно бы отличалась от пишущего статью, вплоть до эпигенетики и связей в мозге. Эта версия Пола Гилберта была бы импульсивной, корыстной, опасной, возможно, уже за решёткой и явно не озабоченной изучением сострадания.
Социально обусловленная, эволюционная психология помогает понять, что эмоции и мотивы (побуждения) эволюционировали, потому что помогали выживать и размножаться. Эволюция работает, если за A идёт B, алгоритмы стимул-реакция управляют побуждениями, эмоциями и способностями: эти элементы информационного потока служат выживанию и размножению.
На рисунке 1 основные эволюционные проблемы, которые привели к комплексу человеческих мотивов, эмоций, способностей и их фенотипов.
Будущие психотерапевты будут всё больше узнавать о фенотипических вариациях: появляются свидетельства, что вариации могут быть связаны с тем, как безопасная среда в детстве определяет, какие мы выбираем стратегии выживания и размножения, известные как жизненно-исторический подход. Такие жизненные истории влияют на восприимчивость к психологическим проблемам и интервенциям у разных фенотипов. Вечный вопрос: связаны ли такие основы с сознательными убеждениями и схемами, или мы говорим о чем-то более фундаментальном, таком как эпигенетически созданные фенотипы. Если это так, то что это значит для психотерапии?.
Фокус на эволюцию
Многие направления психотерапии признают важность понимания эволюции для понимания разума. Знать истоки типов и функций наших возможностей в плане эмоций и мотивации важно, но нам нужна эволюционная основа по другой причине: мозг создавался не по плану. Он получился стихийно для решения адаптационных генно-ориентированных проблем выживания и размножения.
Сейчас нет согласованной нозологии для классификации разных, сформировавшихся в процессе эволюции функций мышления. Но мы можем рассматривать разум как сложный механизм, с наклонностями, желаниями и потребностями, которые нас мотивируют, эмоциями, которые меняют физическое состояние в зависимости от цели и обстоятельств, и способностями, как физическими, так и когнитивными, которые управляют и разнообразят наши действия. Когда дело доходит до социального поведения, разум должен иметь возможность посылать и декодировать сложные социальные сигналы, чтобы участвовать в создании динамических, социальных ролей для создания привязанности, статуса, воспроизводства или жизни в обществе. Создание таких ролей требует быстро меняющихся интерактивных действий с использованием специализированных систем обработки. Они были названы социальным менталитетом.
Мы обладаем многогранным и многоплановым разумом, но он страдает от конфликтов между стремлениями, эмоциями и системами убеждений, только часть которых осознаётся. Это разум, который, несмотря на миллионы лет эволюции, имеет встроенные “ошибки”, отвечающие за создание неадаптивных петель обратной связи, ведущие к проблемам с психическим здоровьем и приводящие к злобе и порочности.
Эволюционный функциональный анализ и объяснение для клиентов, почему наш разум такой коварный
Многие из клиентов не знают о природе своего исходного человеческого потенциала — сформировавшейся в процессе эволюции наклонности. Некоторые легко сливаются со своими наклонностями, некоторые стыдятся их, могут дистанцироваться от них или отыгрывать во вред себе и другим.
Ограничения
Эволюция происходит через адаптацию предыдущих версий к новым условиям. Нельзя вернуться и начать всё сначала. Следовательно, каждая версия – это компромисс. Например, из-за пересечения пищеварительного и дыхательного трактов мы можем задохнуться. Скелет развивался в море и плохо подходит для ходьбы, из-за чего мы мучаемся болезнями спины, тазобедренных суставов и коленей.
Издержки / компромиссы
Издержки, влияющие на психологию, есть и в физиологии. Например, ходьба освобождает руки и увеличивает диапазон зрения, но вызывает проблемы со спиной и суставами, сужает родовой канал, хотя в растущей голове ребёнка развивается мозг. Ещё два важных момента: у людей самые опасные и болезненные роды, причём мать и ребёнок чаще умирают от осложнений при родах, чем другие приматы. Также дети рождаются уязвимыми и более незрелыми, чем большинство других млекопитающих, и требуют гораздо большего ухода после родов. Один из плюсов: стало больше людей, занимающихся уходом за детьми. Большинство приматов какое-то время не разрешают трогать или держать своего ребенка, люди же “делятся” своими детьми с рождения. Большое количество ухаживающих лиц (родственников), возможно, послужило стимулом для развития эмпатии. Появляется всё больше свидетельств, что показатели послеродовой депрессии меняются в зависимости от родственных и других форм поддержки женщин в пре- и послеродовом периоде. Это важно в мире, где у многих матерей и детей нет доступа к опекунам и поддержке. Доказано, что дети, о которых плохо (или не) заботились в детстве, чаще страдают от психологических проблем и ведут себя антисоциально.
Несоответствие среды
Сегодня наши потребности в тесных, стабильных, взаимосвязанных системах социальной поддержки заменяются растущим давлением в борьбе за социальное место, которое лишено подлинного, доступного, дружеского, заботливого человеческого контакта. Стыд, ощущение неполноценности, отчуждение, самокритика становятся основными психическими проблемами со здоровьем. Эволюционные, контекстные, биопсихосоциальные подходы помогают клиентам понять, насколько ненормальными могут быть современные условия, и в то же время признавать технологии, физические удовольствия, замечательные удобства и лекарства, которые без них были бы невозможны. Многие терапевты ценят, что полезно учить и практиковать принятие, но мы также можем учить и практиковать непринятие! Следующее поколение терапевтов должно будет добиваться больших успехов в продвижении социальных изменений и социальной контекстуализации наших умов и потребностей.
Внутренние мотивы, социальные мотивы и установки
Проблемы начинаются, когда функции поиска не реализуются: например, мы не можем найти пищу, безопасное место или спокойствие. Проблемы в раннем возрасте могут возникать из-за срыва или блокирования врождённых мотивов поиска. Важная проблема терапии – это помощь клиентам в формулировании того, к каким социальным мотивам и установкам они на самом деле обращаются, что они чувствуют, что им нужно, что они ищут и почему, учитывая, что часто направления поиска не осознаются. Клиенты могут не знать об этом, но они чувствуют, что хотят и нуждаются в чём-то, что бы им помогло, особенно, если они ищут безопасное место и надёжную базу.
Среди наиболее важных социальных мотивов: поиск сексуальных партнеров, борьба за ресурсы, получение или поддержание статуса и избегание слабости и угнетения; создание альянсов, сотрудничество и принадлежность к группе; забота о потомстве и поиск помощи и поддержки, например, от родителей, родственников и других сообществ.
Социальные мотивы как социальная ментальность
В мозге есть специальные системы обработки социальной информации. В крупном обзоре нейрофизиологических сетей, лежащих в основе социального познания (Силстон, Бассетт и Моббс, 2018) подчеркивается тема социального мышления: социальное познание является «мимолетным, тонким, контекстуальным, абстрактным и часто неоднозначным», но люди и животные могут действовать постепенно, шаг за шагом в необычайно сложных, быстрых потоках социальной информации.
Теория социального менталитета предполагает, что проблемы психического здоровья будут разными в зависимости от внутренних конфликтов и моделей социальных мотивов, которые подавляются или преследуются в зависимости от среды. Исследуя различные модели депрессии, ученые выяснили, что, когда мотивы ориентированы на желание успеха, неудача ассоциируется с пессимизмом и апатией, тогда как социальные потери в отношениях ассоциируются с плачем, грустью и поиском поддержки со стороны других. Следовательно, и подавленное стремление к успеху, и поиск поддержки могут вести к депрессии, но симптомы будут разными в зависимости от текущих установок.
Проблемы конкурентной социальной ментальности могут быть связаны с трудностями социального сравнения (чувство неполноценности и никчемности), уязвимостью к стыду и самокритике, особенно когда конкурируют за место в иерархии. Вопросы социальной иерархии важны для разрешения конфликтов: люди с чувством неполноценности часто винят за сложности себя, а те, кто чувствует себя выше, винят других. Следовательно, самокритика может рассматриваться с точки зрения ее основных мотивационных функций. Уэзералл, Робб и О’Коннор подчеркнули факт о том, что при переживании нежелательного чувства неполноценности усиливаются депрессивные симптомы (суицидальные идеи/самоповреждение).
Некоторые формы конкурентного поведения явно антисоциальны, связаны с нарциссизмом, стремлением к статусу и уникальности, а также эксплуатацией других в своих интересах. Межгрупповая конкуренция лежит и в основе предрассудков, порочности, войн и этнических чисток.
Как помочь людям сбалансировать социальную ментальность, например, уменьшив вредные аспекты конкурентоспособности и увеличив пользу для здоровья от сострадания и просоциальности? Конкурентная ментальность предполагает обращение внимания и обработку информации, связанной с социальной иерархией и механизмами власти. Сострадательная ментальность предполагает обращение внимания и обработку социальной информации так, чтобы это было связано с заботливым поведением, удовлетворением потребностей, облегчением и предотвращением страданий. У этих разных ментальностей есть собственные физиологические признаки, влияющие на психическое здоровье.
Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT), частично была разработана как мотивирующая, переключающая терапия, чтобы помочь людям, которые слишком сливаются с социальной иерархией и индивидуализмом. Сама по себе негативная самооценка не делает нас больными. Влияют на физиологию, развитые в ходе эволюции, системы мотивации и эмоций, связанные со страхом изоляции и отторжения. Переключение на социальную ментальность, сфокусированную на заботе и сострадании к себе и другим, имеет далеко идущие последствия для целого ряда физиологических систем.
Многие психотерапевты хорошо понимают важность совместно создаваемых ролевых взаимодействий. Терапевты и клиенты могут испытывать побуждения и состояния, которые они не хотят испытывать: сексуальное желание, стыд, страх, неприязнь, скука, доминирование, желание спастись или избавиться от чувства неполноценности. Хотя некоторые клиенты хорошо реагируют на сотрудничество, они могут хуже реагировать на заботу и сострадание, если боятся этого. Некоторые клиенты приглашают терапевтов быть главными, а затем пытаются заслужить одобрение, покорно делая то, что предлагает терапевт. Другие настаивают на своей самодостаточности и им трудно признать, что кто-то может им помочь или испытать благодарность. Все это примеры проблемных ролевых союзов.
Социальная ментальность и социальные потребности
Люди рождаются со специфическими потребностями в других, присутствие которых помогает развить ряд физиологических и психологических процессов. Это – формы (ассоциативных) социальных отношений, безопасной и стимулирующей среды, способствующей обучению, игре и росту. Теоретики привязанности подчеркивают, что взрослому нужно обладать эмпатией, чтобы грамотно обеспечивать основные потребности ребёнка. Это создаёт надежную базу для защиты и роста и безопасное место, которое обеспечивает регулирование эмоций, особенно в стрессовых ситуациях. Ребёнок может развить позитивные внутренние рабочие модели «себя как компетентного и привлекательного» и «других как компетентных и заботливых», когда у него есть опыт доступности родителей, когда они нужны, когда его могут успокоить, поощрить, принять и порадоваться его существованию. Разные психотерапевтические методики фокусируются на определённых аспектах таких потребностей развития. Кроме того, ведутся споры о роли, которую играют братья и сестры в формировании у детей уверенности в себе, регуляции эмоций и ценностей, связанных с социальными потребностями во взрослой жизни.
Когда потребности ребенка в защите, безопасности, поощрении и привязанности не удовлетворяются в полной мере или отсутствуют, то траектория развития будет совсем другой. Система обнаружения угроз будет ведущей при построении самоидентификации, межличностных отношений, склонности к психологическим проблемам и антисоциального поведения. Поэтому некоторые аспекты психотерапии учитывают клиентов, нуждающихся в защите и безопасности в терапевтических отношениях, особенно когда этого не было в детстве. Это обеспечивает нужную среду для изменений и роста, позволяя клиенту набраться смелости для изучения сложных и страшных вещей. Хорнштейн и Эйзенбергер изучили доказательства того, что «поддержка и безопасность» влияют и на страх приобретения, и на страх потери. Вовлечение стрессора «поддерживающий другой» влияет на физиологическую реакцию на стрессор. Используя теорию привязанности и подобные исследования, CFT помогает клиенту создать ощущение безопасности, как один из способов развития самосострадания.
Социальные установки и потребности в принадлежности, идентичности и поддержке занимают центральное место. Часто клиенты чувствуют себя потерянными или расстроенными не только с точки зрения близких отношений и привязанности, но и с точки зрения чувства принадлежности. На работе и в обычной жизни могут возникать сложности с тем, как нас оценивают другие, хотят ли с нами работать и ценят ли наш вклад в общее дело. Психологические проблемы часто связаны с одиночеством. Если вы спросите страдающего депрессией, тревожным расстройством, чувствуют ли они себя членом какой-то группы или одиноким, часто они отвечают «одиноким» с чувством оторванности от социума. Как физическое, так и эмоциональное одиночество имеет мощные, вредные физиологические и психологические эффекты и являются ключевым направлением для работы в CFT.
Эмоции
В последнее время обсуждают эволюционную природу эмоций. Экман и Фризен, Панксепп говорят об универсальных, сформированных эволюционно эмоциях со специфическими функциями: беспокойство, гнев, радость и удивление. На них могут быть направлены интервенции. Барретт говорит, что эмоции не так фиксированы и категоричны. Люди могут испытывать их в разных сочетаниях, разной интенсивности и выражать их по-разному в соответствии с культурой, средой и фоновыми состояниями. Тем не менее, у большинства психотерапевтов есть некоторая карта эмоций клиентов. Некоторые эмоции используются (неосознанно), чтобы избежать эмоций или потребностей; например, люди, которые проявляют гнев, могут бороться с тревогой или печалью. Ferster предложил классическое обусловливающее объяснение того, как дети начинают бояться определенных эмоций в зависимости от того, какая эмоция идёт в паре (например, тревога и гнев) и как родители наказывают или поощряют их. Некоторые психодинамические методы фокусируются на использовании терапевтических отношений для поиска и преодоления заблокированных эмоций, таких как гнев, особенно для страдающих психосоматическими расстройствами. Многие терапевты, работающие с эмоциями, признают важность облегчения проявления эмоций, проживания, принятия, осмысления и адекватной работы с ними. В разных поведенческих методах лечения депрессивных расстройств это ведёт к положительным эмоциям и эмоциям, связанным с вознаграждением, а это может быть самым важным. Хотя позитивная психология отстаивает важность укрепления благополучия и положительных эмоциональных состояний, а не просто противодействия неприятным, растёт понимание того, что некоторые клиенты могут бояться разных типов положительных эмоций и хотеть снизить чувствительность. Особенно неприятными для некоторых могут быть страхи, связанные с эмоциями, вызванными заботой о себе и других.
Все три системы могут регулироваться через социальные отношения. Угроза и причинение вреда, расставание или конфликты с важными для нас людьми стимулируют систему угроз. Родственные отношения могут быть источником радости, удовольствия и ободрения, а социальные отношения могут быть источником успокоения, умиротворения и безопасности. CFT подчеркивает, что система отдыха адаптирована к эволюции заботливого поведения млекопитающих, а блуждающий нерв, как часть парасимпатической системы, может реагировать на разные аспекты человеческого общения, в частности, заботу, доброту и поддержку. Эта функциональная, эмоциональная система часто недооценивается клинически, но на ней все больше фокусируются некоторые интегративные методы терапии, помогая клиентам получить доступ и развить эту систему, используя дыхание, осанку, поведенческие и визуальные практики. Это также помогает регулировать две другие системы эмоциональной обработки. Работа над улучшением парасимпатического тонуса улучшает просоциальное поведение.
Два миллиона лет когнитивной революции — пещера способностей Аладдина
Проблемы, которые привели к этой эволюции, были в основном социальными. Хорошие отношения с сородичами защищают от стрессов общественной жизни, снижают конфликты, способствуют грумингу и взаимопомощи, дают возможности для обмена опытом и сотрудничества, и всё это важно с практической точки зрения и с точки зрения физиологии. Это гипотеза социального мозга.
Эволюция социального мозга и социальных когнитивных навыков
Здесь я коснусь нескольких навыков и попытаюсь сделать более полную нозологию из доступных сегодня когнитивных навыков. Все указанные ниже навыки взаимозависимы: улучшение одних может улучшить другие. Каждый из них – потенциальная мишень для терапевтических интервенций.
Один из явных присущих человеку навыков – язык. Язык даёт новые возможности для системного мышления, позволяет строить сложные модели мира, узнавать о сложных отношениях между объектами и людьми, иметь представление о прошлом и будущем и передавать огромные объёмы информации друг другу. Это позволяет нам рассказывать истории (о прошлом и будущем) и даёт возможность квартировать и определять место нашего самосознания в море других сознаний и отношений. ACT (Терапия Принятия и Ответственности) сформулировала некоторые значения человеческого языка в теории реляционных фреймов. Язык – замечательный навык, способность, но именно мотивы и эмоции, которые его структурируют, несут основное эмоциональное воздействие.
Умение рассуждать
Начиная с греческих философов и до современных когнитивных психотерапевтов, умение рассуждать считалось главным для эмоций и поведения. Сейчас есть много моделей, связанных с атрибуцией причинности, верованиями и формированием отношения с помощью разных форм метапознания. Тем не менее, метапознание может быть более поздней стадией обработки и обусловленным эмоциональным состоянием. Некоторые теоретики предлагают системы с двумя процессами: быстрые, автоматические и контролируемые эмоциями и преднамеренные, рефлективные системы с когнитивным контролем. Барнард и Тиздейл проводят различие между импликативными и пропозициональными суждениями и мышлением, предлагая разные специализированные взаимодействующие и подчиняющиеся системы. Умение рассуждать тогда намного сложнее, чем иногда кажется на первый взгляд.
Воображение
Комплексное интегративное мышление
Мозг людей умеет обрабатывать несколько классов информации одновременно, в отличии от других приматов. Например, когда мы за рулём, мы видим много разных объектов, которые меняются в зависимости от дорожных условий, других участников движения, переключения передач, проверки спутниковой навигации, торможения и разговоров с пассажиром. Мы можем делать это часами. Эта интегративная сложность связана с системами памяти и двигательными навыками. Подумайте, сколько нужно выучить, чтобы сыграть концерт Рахманинова. Интегративное мышление легче работает в безопасной среде, но может работать и в стрессовых условиях. Эти навыки не зависят от языка, они являются фундаментальным свойством человеческого мозга. Когда мы сталкиваемся с массой информации, поступающей изнутри и снаружи, которую мы не можем совместить, мы ощущаем перегруженность, подавленность и растерянность. Иногда психотерапия помогает замедлить и объединить сложные, а порой и конфликтные информационные потоки.
Самоконтроль
Понимание осознанности
Это огромная область в изучении сознания, которая очень важна для психотерапии, хотя часто принимается как должное. У нас есть осознавание сознания, которое порождает особый вид воображения и понимание природы нашего ума. Осознанность, столь важная для созерцательных традиций, была бы невозможна без этого. Нельзя научить обезьян быть внимательными, тогда как мы можем сознательно «специально» сосредоточиться, чтобы наблюдать за собственным умом здесь и сейчас. Это осознавание сознания порождает интенциональность (центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет). Ни одно животное не может сознательно выбирать практиковать какие-либо навыки, осознавая, что они намерены это делать. Львы не тренируются специально, чтобы быть быстрее охотников. Мы только начинаем понимать значение ума, который осознает свою сознательность и может стать наблюдателем самого себя. Важно отметить, что эта способность позволяет нам не быть пассивными наблюдателями того, что приходит нам в голову, наших архетипических требований, а даёт способность осознавать, что использовать, а что нет; что развивать, а что нет.
Теория разума, эмпатия и ментализация
Эволюция навыка представлять намерения и эмоции других людей, известная как теория разума, была основой для развития социального интеллекта. Животные обладают определенными способностями к эмпатии и заботе, но наши способности к воображению и рассуждению позволяют сознательно и намеренно пытаться понять, что происходит в умах других. Есть специальная терапия, посвященная ментализации и формам обучения эмпатии. Эти навыки позволяют внутренне размышлять о наших мотивах и эмоциях, понимать их происхождение и функции, а также влияние, которое мы оказываем на умы других людей, а они на нас.
Обучение
Сводная функция многих из перечисленных способностей позволяет нам учить других удивительными способами, превосходящими всё, что могут делать другие животные. Гилберт предположил, что обучение (от родителя к ребенку, от союзника к союзнику) имеет ключевое значение для большей части человеческого развития, и что мы развили многие имеющиеся навыки отчасти из-за его преимуществ, обмена знаниями и обучения других. Это также важно и в психотерапии. Нельзя недооценивать и мотивацию обучать. Сегодня в Интернете полно видео, где люди просто делятся своими знаниями и учат других, будь то, как готовка, игра в гольф или на гитаре, или получение степени. Обучение связано с важностью чувства уважения и признательности, возможности что-то дать. Существует вопрос открытости к обучению, как и кем, что имеет очевидные последствия для психотерапии. В какой степени клиенты открыты для обучения? Это связано с так называемым «эпистемическим доверием», которое может иметь решающее значение для терапевтических отношений.
Воплощённое познание
Мы создаем (ощущаем) смысл и познаем мир с помощью так называемого воплощённого познания. Это говорит о том, что наши стили обработки сильно зависят от возникающих (нейро) физиологических процессов и частично регулируются ими. Сейчас эта тема занимает центральное место во многих методах лечения. Эти методы лечения предполагают, что если люди не могут получить доступ к ключевому физиологическому механизму обработки (например, блуждающему нерву, окситоцину, путям в лобной коре), то определенные формы регуляции будут недоступны. Таким образом, ключевым аспектом такой терапии является объединение, основанных на фактических данных, практик, которые, как было показано, помогают системам развиваться и становятся доступными для клиентов.
Обзор
Хотя «когнитивные» методы лечения внесли огромный вклад в понимание того, как некоторые формы мышления могут быть полезными или вредными, мы не разработали нозологию когнитивных навыков, развивавшихся последние 2 миллиона лет. Это задача на будущее, включая специальные тренинги для разных способностей (например, эмпатии, воображения, осознанности, сенсомоторной осведомленности) и того, как терапевтически использовать и тренировать различные способности. Это особенно важно в свете новой работы, показывающей, что конкретные практики (например, тренировка внимательности, эмпатии и сострадания) влияют на разные системы мозга.
Вывод
Также важно, что мы давно знаем, что психическое здоровье и просоциальное поведение, и их физиологические основы связаны с контекстуальными проблемами, в частности, не только в молодости. Западные методы лечения, которые разработали и опробовали свои методы в узких социальных группах, делают акцент на мозге как самостоятельном объекте, который можно изменить так же, как спортсмен может натренировать тело. Фактически, мы развиваемся, чтобы жить и действовать в социальной среде. Терапия и терапевты будущего будут гораздо больше обусловлены социальной средой, многогранны и сфокусированы на том, как использовать сострадание и просоциальность между нами и внутри нас.
Перевод: Марина Белоусова. Редакция и адаптация: Антон Вотрин, Екатерина Федотова.
Ждёте новых статей? Нравится наш контент? Вы можете поддержать наш проект материально, любой суммой:
Наши каналы:
— мы в Telegram