споручница грешных икона божией матери в москве
Чудотворная икона Божией Матери
«СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»
Одна из самых трогательных, самых удивительных икон. Духовный смысл ее — в безграничной любви Божией Матери к людям. Она «ручается» Господу за нас грешных. Мы согрешили. И достойны наказания, гибели. А Богородица ищет, как бы защитить нас спасающей благодатью, привести к покаянию. Мы еще и не думаем об исправлении, а Она уже свидетельствует Господу о нашем желании покаяться. На иконе и удивительная надпись! Смысл ее в том, что Господь обещает Богородице («дает руце»), что всегда будет прислушиваться к Ее мольбам за нас, за весь род человеческий.
Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну. ».
Происхождение этого образа неизвестно. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку, как это делается при получении согласия. Этим Сын Божий как бы заверяет Пресвятую Богородицу, что всегда будет внимать Ее мольбам за грешников. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре близ города Карачева Орловской губернии в середине XIX века. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Пред иконой Божией Матери «Споручница грешных» молятся об избавлении от эпидемий и чумы, об исцелении в расслаблении тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов.
Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» находится в Храме Николая Чудотворца в Хамовниках (м.»Парк Культуры», ул. Льва Толстого, 2).
Споручница грешных (2009)
Рукой подать. Часть 2
Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.
Церковь чтит икону Божией Матери «Споручница грешных»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Древнюю чудотворную икону Божией Матери «Споручница грешных» чтит Православная Церковь в четверг 8 июня 2017 года.
Эта икона получила свое название из-за надписи, сохранившейся на ней: «Аз сопоручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне через Меня испросят».
В XIX веке стал также известен образ Богородицы «Споручница грешных», находившийся в Николаевском Одрине мужском монастыре бывшей Орловской губернии (сегодня — село Одрино Карачаевского района Брянской области).
Из-за своей ветхости икона сначала не пользовалась должным почитанием и находилась в старой часовне у монастырских ворот. Но после того как в 1843 году многим местным жителям было открыто во снах особое значение и чудотворная сила образа, его торжественно перенесли в храм.
После этого, к иконе стало приходить множество верующих со своими просьбами, а первым, по преданию, по молитвам к образу его матери исцелился расслабленный мальчик. Также по молитвам к иконе исцелилось много людей во время одной из эпидемий холеры.
В 1848 году по инициативе москвича Димитрия Бонческула с Одринской иконы был сделан список, сначала помещенный в его доме. Однако после того как от иконы истекло миро, с помощью которого многие получили исцеление от болезней, список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором в честь святыни устроили придел.
Празднование иконы Богоматери «Споручница грешных» совершается трижды в год: 20 марта, 29 мая, 11 июня и в четверг по Пятидесятнице (Троице).
Пожалуй, больше ни одна икона Богородицы так точно не отражает самую суть небесного служения Богородицы. Вся земная жизнь Божией Матери была примером совершенной веры, никогда не колеблющейся надежды и особо чистой любви к человеческому роду. Являясь по рождению человеком, по успению Своему Богородица обещала не только апостолам, но и каждому человеку свое заступничество перед Господом: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Каждый знает, что и ныне Богородица молится обо всех нас: и о добрых, и о злых, всех прощая, с одинаковой материнской любовью принимая и целомудренного, и кающегося грешника.
Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну. «.
Одна из самых трогательных, самых удивительных икон. Духовный смысл ее — в безграничной любви Божией Матери к людям. Она «ручается» Господу за нас грешных. Мы согрешили. И достойны наказания, гибели. А Богородица ищет, как бы защитить нас спасающей благодатью, привести к покаянию. Мы еще и не думаем об исправлении, а Она уже свидетельствует Господу о нашем желании покаяться. На иконе и удивительная надпись! Смысл ее в том, что Господь обещает Богородице («дает руце»), что всегда будет прислушиваться к Ее мольбам за нас, за весь род человеческий.
Самое раннее воспоминание о Корецкой иконе Божией Матери «Споручница грешных» связано с благодатным образом, который с XVII века хранится в Свято-Троицком (ранее Свято-Воскресенском) Корецком девичьем монастыре Ровенской и Острожской епархии Украинской православной церкви. Его появление связано с именем последнего из православных князей Корецких Самуила. Князь, взятый турками в плен, был убит в Стамбуле. Брат его Иоанн под нажимом католиков, которые были подчинены османами и повиновались им, дабы сохранить тот худой мир, что, как известно, лучше доброй ссоры, принял западную латинскую веру, но попросил свою сестру, игуменью православного Корецкого девичьего монастыря Серафиму, забрать икону, до того хранившуюся в княжеской молельне.
В том же 1622 году в четверг по Пятидесятнице – Святой Троице икона была торжественно перенесена в обитель, и с тех пор это празднование иконы «Споручница грешных» считается самым важным из всех трех дат. 12 августа 1880 года состоялось освящение возвращенных Корецкому Свято-Воскресенскому монастырю развалин Свято-Троицкого монастыря, который был восстановлен. В восстановленном храме Святой Троицы в резном деревянном киоте была устроена чудотворная икона.
Самые убедительные для большинства чудеса все-таки те, что случаются в исторически близкое нам время. Известно свидетельство, что в 1923 году к празднику Святой Троицы из села Козлин привезли молодого человека, который выказывал все признаки душевной болезни – он вел себя агрессивно, выкрикивал ругательства. После торжественного богослужения священник по имени Варсонофий совершил над одержимым молитвенное служение от беснования. Тут же посреди ясного неба – в буквальном смысле! – раздался гром, больной упал без сознания, а когда пришел в себя – то ум его полностью прояснился.
В 1924 году на Волыни шли обильные дожди, реки разлились. Это время также пришлось на празднование Пятидесятницы. Игуменья обители Феофания решилась на то, чтобы обнести крестным ходом чудотворную икону вокруг храма под жутким ливнем хотя бы раз. Но, как только образ вынесли из храма, дождь пошел тише, а когда это случилось, все решили обойти храм три раза, как полагается. К концу крестного хода ливень утих совсем.
С соединением Свято-Троицкого и Свято-Воскресенского Корецкого монастырей название монастыря стало Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь. 17 августа 1998 года настоятельница Корецкого Свято-Воскресенского монастыря Ровенской епархии обратилась с прошением на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II о благословении на внесение в список чудотворных икон Божией Матери Корецкого образа «Споручница грешных». Благословение было получено, икона внесена в Патриарший церковный календарь, а четверг после Святой Троицы признан основным днем празднования.
Еще один древний образ Богородицы долгое время стоял в старой часовне у ворот Николаевского Одринского монастыря. Из-за ветхости и потускневших красок икона не пользовалась должным почитанием, была забыта.
Явление и прославление иконы Божией Матери «Споручница Грешных» произошли в 1843 году. Удивительным образом многие жители Орловской губернии увидели во сне чудотворную силу древней Богородичной иконы, которая хранилась в старой часовне Николаевского Одринского мужского монастыря.
Первым чудом, за которым последовали и другие, было исцеление двухлетнего мальчика, страдающего от неизлечимой болезни. Выздоровление ребенка произошло, когда по просьбе его матери перед древней иконой Богородицы «Споручница грешных» был отслужен молебен.
Целый ряд последующих исцелений положил начало почитанию образа как чудотворного. Древнюю икону Божией Матери «Споручница грешных» привели в порядок и перенесли в соборный храм Никольского монастыря. На поклонение к святому образу стали стекаться верующие, особенно прославилась помощь Богородицы от Ее иконы «Споручница грешных» во время эпидемии холеры в 1847–1848 годах, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
Годом ранее, в 1846 году, один из монахов Николаевского Одринского монастыря был отправлен в Москву, чтобы заказать ризу для вновь обретенной чудотворной иконы «Споручница грешных». Во время проживания священнослужителя в столице его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. В благодарность за гостеприимство из Николаевского Одринского монастыря подполковнику был прислан точный список с чудотворной иконы, сделанный на липовой доске.
Нескончаемые чудеса от иконы Божией Матери сподвигли построить в Николаевском Одринском монастыре в честь чудотворного образа большой трехпрестольный храм, слава о чудотворениях от иконы быстро распространилась далеко за границы области. Икона Божией Матери «Споручница грешных» находилась в обители вплоть до Великой Отечественной войны. В годы оккупации святыню удалось эвакуировать, так началось ее долгое путешествие по стране.
Тридцать лет икона переходила из рук в руки частных коллекционеров, пока не очутилась на Украине. Вернул ее в стены родной обители схимонах Макарий, который собрал необходимые средства с помощью подаяний верующих и выкупил икону у частного владельца. 24 октября 1996 года чудотворный образ «Споручница грешных» занял свое прежнее место в церкви монастыря в Николо-Одринской пустыни в селе Одрино Карачевского района Брянской области, где пребывает и в настоящее время.
Но вернемся к истории списка, отправленного в Москву подполковнику Бонческулу, проживавшему в приходе Николаевской церкви в Хамовниках. Волей проведения данный образ Богородицы тоже проявил свою чудотворную природу.
Икона, представляющая собой точную копию находящейся в Никольском монастыре, была освящена и поставлена в домашнем иконостасе подполковника вместе с другими иконами. Вскоре было замечено, что по иконе мелькают необыкновенные блики, а с самого образа истекают капли маслянистой влаги, которые при помазании дают выздоровление от тяжелых болезней.
30 мая 1848 года Бонческул пожертвовал свою икону Божией Матери «Споручица грешных» в приходскую Николаевскую церковь в Хамовниках, посчитав, что чудотворения должны быть открыты всем желающим помощи Богородицы. Диакон, стоявший при иконе, отирал влагу тканью и раздавал ее народу. Вскоре в храме был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Со всех сторон стали приезжать к иконе больные, молились перед нею и получали исцеление.
Вскоре мироточение прекратилось, но в алтаре церкви начались явления необычного света в виде появлявшихся и исчезавших бликов, похожих на звезды, которые то ярко блестели, то исчезали совершенно, то снова появлялись. Чтобы исключить физическую природу бликов, пробовали гасить лампаду перед иконой, открывать окна, следить за лунным светом, в результате этих экспериментов удостоверились в чудотворной природе явления.
Икона прославилась не только чудесными явлениями, но и многими официально зафиксированными исцелениями. И поныне чудотворный образ Божией Матери «Споручница грешных» находится в Москве в храме святителя Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2).
С иконы Божией Матери «Споручница грешных» было сделано множество точных списков, которые распространились по территории Российской империи, многие из них стали чудотворными. Так, в 1854 году Д.Н. Бонческул прислал из Москвы в Кяхту список с чудотворной иконы «Споручница грешных», поручив кяхтинскому купцу Л.Т. Молчанову передать его в Троицко-Савский собор, причину чего пояснил в письме:
«Есть много случаев, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога живого совершается там, где Ему благоугодно. По той непостижимой для нас смертных воле было мне видение во сне – поставить копию с чудотворной иконы Споручницы грешных в ваш Троицкий собор. Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне глас от стоящего близ меня чернеца, чтоб икону Споручницы грешных я внес в храм этот. Я спросил, что это за храм, и в ответ сказано было: это – Троицко-Савский собор».
Как только икону поставили в соборе, от чудотворного образа стали проявляться благодатные знамения. Кроме необыкновенного явления света, озарявшего собор, при горении единственной при образе лампады стали совершаться и доныне совершаются чудеса исцеления с верой прибегающих к милосердию Божию.
Из записей соборных священнослужителей о чудесах от иконы составлено целое сказание «Описание чудес и исцелений от иконы Божией Матери Споручницы грешных, находящейся в Кяхтинского градоначальства Троицкосавском соборе».
Широко известен также чудотворный список с иконы Божией Матери «Споручница грешных», находящийся сейчас в церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы в селе Срезневе Шиловского района Рязанской области. Этот храм был выбран Самой Божией Матерью для Своего чудотворного образа. Во время революции, когда Пронская Спасская обитель, где был создан список, была закрыта, по видению одной благочестивой женщине было дано указание спасти чудотворную икону и поставить ее в церкви родного села.
И вот уже многие десятилетия икона Божией Матери «Споручница грешных» находится в этом храме. Прихожане уверены, что только заступничество Царицы Небесной позволило уберечь храм от закрытия и разорения во времена советской власти, и образ «Споручница грешных» все эти годы являлся духовным утешением молящимся пред иконой.
Множество чудес являл и являет по сегодняшний день чудотворный образ. Это и мироточение, и благоухание в храме во время чтения акафиста, и исцеления.
«Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая».
«Кто не сознает себя грешником, тому Божия Матерь не Споручница»
В этот день, может быть, полезным было бы для многих из нас открыть 11 главу Евангелия от Матфея и задуматься об участи живущих в Хоразине и Вифсаиде. Грех этих людей усугублялся тем, что им были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей. Исцеление от телесных болезней дается ради исцеления души.
Чем больше влечет нас Бог к покаянию, тем отвратительней наша нераскаянность, и тем суровее будет наказание за наши грехи. Господь называет города Хоразин и Вифсаиду, у каждого из которых — свое горе: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» Христос пришел в мир с благословением, но если это благословение ставится ни во что, для отвергающих его есть горе, и горе, приговор которого износится Христом, — самое страшное.
За Хоразином и Вифсаидой мы не можем не видеть сегодня многие великие города с другими названиями. Эти два города были богатыми, с большой численностью населения. Вифсаида возвысилась особенно при четвертовластнике Филиппе. Отсюда Христос призвал по крайней мере трех Своих апостолов. Так благоволил Бог к этому месту. Но скоро наступил упадок этих городов, и они превратились в почти безлюдные, забытые всеми селения. Так с неизбежностью разрушает грех города, и так несомненно исполняется слово Христово.
Господь сравнивает Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном. Тир и Сидон не были столь нечестивыми, как Хоразин и Вифсаида. Если бы они услышали, то же слово проповеди, и если бы те же чудеса были совершены в них, то давно бы они во вретище и пепле покаялись.
Христос знает сердца всех и знает, что если бы Он жил и проповедовал тогда в них, то они принесли бы несравненно больший плод. Однако Он продолжает Свою проповедь здесь, чтобы и Его служители никогда не отчаивались, не видя желаемого успеха. Мы медлили с покаянием, мы все время откладываем его, а покаяние Тира и Сидона было бы скорым, они давно бы уже покаялись. Наше покаяние было слабым и поверхностным, а их — было бы глубоким и серьезным, во вретище и пепле. Тир и Сидон не постигла участь Хоразина и Вифсаиды, и отрадней будет им в день суда, нежели тем.
На Страшном Суде мы, несомненно, должны будем дать отчет, как мы употребили дары данной нам благодати. Нас не только спросят за то, что мы грешили, но и покажут, насколько лучше должны мы были стать. Если терзания совести — муки ада, каким адом будет для нас сознавать, что нам даны были все возможности достигнуть небес!
Особенно гневно осуждает Господь Капернаум: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Чудеса Христовы были подаваемы в этом городе как хлеб насущный на каждый день, и живущие в нем привыкли к ним, как некогда народ израильский к манне, называя ее надоевшим хлебом. Столько сладких утешительных слов благодати произнес здесь Господь, а теперь из Его уст исходит слово грозного гнева. Участь Капернаума предопределена. «Ты, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Так те, кто сподобляется услышать евангельское благовестие в силе и чистоте, возносятся, по дару Христа, до небес. Но если после этого они прилепляются всем сердцем к земле, их падение вниз продолжится, и оно будет горшим, чем у неведающих истины.
Чем выше дары Божии, тем страшнее их отвержение. Господь сравнивает участь Капернаума и Содома. Он говорит, что явленное Им в Капернауме спасло бы Содом. Если бы эти чудеса увидели содомиты, то, несмотря на свое нечестие, они покаялись бы. И их город сохранился бы до сего дня как памятник спасающего Божия милосердия. Там, где истинное покаяние, Христос прощает величайшие грехи и спасает от неминуемой гибели. Отраднее будет земле содомской в день Суда, нежели граду тому.
«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Когда вокруг сплошной мрак, мы должны обращать наш взор к Богу с благодарением.
«В скорбях благодарите, — говорят святые отцы, — и облегчится греховное иго». Иго наших грехов Господь несет на Себе, и возносит хвалу Отцу Небесному за то, что есть на земле простые чистые души, проникающие в тайну Его Крестных Страданий.
С этой молитвой хвалы Спасителя перекликается в веках песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа» и благодарение всех верных в Евхаристии. Никто никогда на земле не обращался так непосредственно к Богу, но теперь — даром Креста Его — молитва Господня стала главной нашей молитвой.
Мы приходим к Богу со страхом и трепетом — как Господу неба и земли, и с детским доверием — как к Отцу, Который может защитить нас от всякого зла и снабдить всяким благом. Он утаил сие от мудрых и разумных — от тех, кому Он дал большее человеческое знание и разумение. Они возгордились этим даром, остановились на нем и не пошли дальше. Если бы они прославили Бога за то, что они получили, Он дал бы им познание несравненно более важного. То, что Он открыл младенцам.
Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В этом избрании смиренных сердцем и нищих духом — воля Отца Небесного, которую мы должны принять с благодарением. Все преимущества отданы малым сим. Они — не лучше, чем другие, но оттого что к ним относятся как к низшим, они привлекают особое благоволение Отца. Об этом непрестанно напоминает Евангелие. Ты, грешник, ты, оставленный всеми и презираемый всеми, раздавленный жизнью человек, обратись скорее ко Господу, потому что Отец Небесный смотрит на тебя с особенной любовью. Божия Матерь поручается за тебя: «Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорбех сердца обретают утешение». Бог открывает все Свои тайны тем, кто кается, потому что любит Его. Аминь».
Тропарь, глас 4
Умолкает ныне всякое уныние, и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорби сердца обретают утешение, и небесною любовию озаряются светло: днесь бо Матерь Божия простирает нам спасающую руку, и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя: Аз Споручница грешных к Моему Сыну, Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну. Темже людие обремененнии грехи многими, припадите подножию Ея иконы, со слезами вопиюще: Заступнице мира, грешным Споручнице, умоли Матерними молитвами Избавителя всех, да Божественным всепрощением покрыет грехи наша, и светлыя двери райския отверзет нам, Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.
Кондак, глас 1
Честное Жилище бывши неизреченнаго естества Божественнаго выше слова и паче ума, и грешным еси Споручница, подаваеши благодать и исцеления, яко Мати всех Царствующаго, моли Сына Твоего, получити нам милость в день судный.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Молитва пред иконой Божией Матери «Споручница грешных»
К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой и воздыхание мое приимет и молениям нашим скоропослушливо внемлет, аще не Ты, Всеблагая Споручнице, всех наших радостей Радость?
Услыши же и нынешняя песнопения и моления, и о мне грешном Тебе приносимая, буди мне Мати и Покровительница и радости Твоея всем нам Подательница.
Устрой жизнь мою, якоже хощеши и якоже веси. Вручаю бо себе Твоему покрову и промышлению, да радостно всегда пою Тебе со всеми: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; радуйся, Препрославленная во веки. Аминь.
О, Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, Прибежище спасение притекающих к Тебе!
Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневи Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многия образы прежде мене прогневавших Его благоутробие; мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания.
Тыя убо образы помилованных очесом грешных души моея представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему благоутробию.
О, Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси Сын Твой, есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздали комуждо по делом его.
Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния.
Воистинну бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже уповая на Тя постыдится когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть.
Того ради молю Твою неисчетную благость: отверзи двери милосердия Твоего мене, заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне Рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великая моя грехи, и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз со всеми получившими прощение воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемем веце. Аминь.