сосновское храм нижегородская область
Сосновское. Церковь Спаса Преображения.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1824 году в селе Сосновском освящена новая трехпрестольная каменная церковь в честь Нерукотворного Образа Спаса. Главным является престол во имя Нерукотворного Образа Спаса. Левый придел был устроен в честь святителя Николая Чудотворца. Правый придел был освящен в память мучеников Фрола и Лавра, имя которых носила первая деревянная церковь нашего села. День памяти мучеников Флора и Лавра отмечается 31 августа.
Наверное, стоит назвать тех, кто верно и честно нес слово Божие к населению прихода Сосновской Спасской церкви во второй половине 19-го- начале 20-го века до ее закрытия. В 1866-1975 г.г. здесь служил священник Михаил Веселовский. Вместе с ним служили Семен Федорович Подлужинский. Псаломщик Семен Успенский, пономарь Александр Петрович Троицкий.
С 1878 по 1904 год настоятелем церкви села Сосновского являлся Семен Иванович Невский. Кроме него, здесь служили с 1891 года священник Дмитрий Никитович Зефиров. Псаломщиками на рубеже веков служили Николай Виноградов, Александр Троицкий, Василий Алексеевич Никольский, Василий Васильевич Алексеевский, Иван Дельфинов, Николай Дроздов.
Как известно, в каждой школе до Октябрьской революции 1917 года обязательно преподавался Закон Божий. На должность законоучителя, как правило, назначался церковнослужитель, а в крупных школах это был обязательно священник, назначаемый Нижегородским епископом. С октября 1898 г. законоучителем сюда по указу Нижегородской епископа назначен священник Измаил Александрович Бенедиктов, честно прослуживший на этой должности до конца 1917 года.
С 1918 года начались гонения на святую церковь. Советская власть безжалостно и коварно уничтожила и разрушила большинство действующих в России церквей, а вместе с тем жестоко искоренила из сознания людей такое понятие, как церковный приход, являвшийся самой многочисленной ячейкой христианского мира. Церковь была отделена от государства, а школы — от церкви. Законоучителей – священников изгнали из школы. В результате этого большинство церковно-приходских школ были закрыты. Таких школ в нынешнем Сосновском районе было 10. Многие ученики этих школ совсем бросили обучение и только единицы перешли в бывшие земские школы, располагавшиеся в ближайших селениях. Коммунисты так активно занимались антирелигиозной деятельностью, что не только издевались над чувствами верующих христиан, но и «успешно» закрывали и разрушали церковные здания.
Священников и других церковнослужителей часто по наговорам и необоснованным доносам незаслуженно обвиняли в антисоветской деятельности и жестоко преследовали. В книге «Священник — душа народа», автор Александр Лушин, нижегородский историк и публицист, указал, что последним священником храма в Сосновском был отец Димитрий Павлович Шевлягин, родившейся в 1892 году. В августе 1937 года он был арестован, через месяц приговорен тройкой НКВД к высшей мере наказания и 8 сентября расстрелян.
Здание храма переоборудовали сначала в клуб, затем в кинотеатр. Тогда, во времена социализма, в помещении Сосновской церкви проводились развлекательные светские мероприятия, показывали кинофильмы всех жанров, устраивались молодежные дискотеки. Там же школьников тех времен принимали в пионеры и комсомольцы.
В начале 90-х годов прошлого века население района, не утратившее в советское время веру в Бога, стало активно заниматься вопросом возвращения церковного здания прихожанам. На страницах районной газеты «Сосновский вестник» развернулась полемика: быть ли церкви в Сосновском? Местная община православных верующих просила вернуть бывшую поруганную церковь. «У нас в Сосновском должна быть восстановлена своя церковь… Пусть православные кресты вновь сияют над поселком, внося в наши души мир и покой». Этот вопрос решался не один год.
Но мечта православных верующих сбылась. Восстановление церкви началось в 1992 году, когда Сосновский приход получил юридическую регистрацию.
В августе 1993 года церковному приходу возвращено и храмовое здание. 20 августа 1993 года состоялось освящение церкви в Сосновском. «Во время службы приглашенного из Павлова священника постепенно стекался народ. Подходили старушки, со слезами на глазах крестились, отдавая дань восстановленной справедливости. Это их отцы и деды возводили здание Спасского храма, и в этих стенах должно продолжаться то, для чего они были предназначены…». Первым священником после возрождения прихода был Сергий Шелдаков. В разные годы церковную общину окормляли иереи Роман Неверов, Виталий Овчинников, Сергий Лукоянов, Дмитрий Орлов, Максим Козлов, Илия Трушкин, Роман Сосинович. В настоящее время настоятелем церкви является иерей Андрей Филатов.
Церковь возрождается, благоустраивается, обновляется, хотя и испытывает материальные трудности. Летом 2009 года был установлен золоченый крест, как символ победы Православия. На зимнюю Николу, т.е., 19 декабря, 2007 г. на храм Нерукотворного Образа Спаса воздвигли девятитонный купол. В феврале 2012 года в храме установлен пятиярусный иконостас.
Сосновское храм нижегородская область
О благочинии
Сосновское благочиние – это структурное подразделение Выксунской епархии.
Епархия подразделяется на благочиннические округа, возглавляемые благочинными, которых назначает правящий архиерей – епископ Выксунский и Павловский Варнава.
Сосновское благочиние образовано 7 декабря 2016 года и входит в состав Выксунской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви (Московский патриархат).
Благочинный Сосновского округа иерей Димитрий Широкожуков
В состав благочиния входят Сосновский и частично Павловский районы ( город Ворсма и села Большое Давыдово, Грудцино, Детково, Рыбино, Ясенцы, Фроловское, Ворвань). У нас действует 15 храмов, четыре часовни, семь воскресных школ.
В деревне Сергейцево функционирует Православный реабилитационный центр для наркозависимых. В Рожке при доме-интернате есть молельная комната.
Есть на нижегородчине удивительные места. Среди соснового бора, белоствольных перелесков и первозданных озёр живет район под певучим названием Сосновский. Его история уходит корнями в глубокую древность. Сосновская земля во все века славилась своими умельцами и героями, но главное – она сумела сохранить православную веру. Тому свидетельством являются возрождающиеся храмы благочиния. В них, как в былые времена, звучит молитва об укреплении веры, о единстве русского народа.
Начиная с 90-х годов ХХ века наши церковные приходы входили в состав Павловского благочиния, сначала Нижегородской, а с 2014 года и Выксунской епархии. 7 декабря 2016 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, епископ Выксунский и Павловский Варнава подписал документ о создании Сосновского благочиннического округа. Он был выделен из Павловского округа и уже три года существует как самостоятельное административное образование. Первым благочинным округа стал иерей Александр Котин, а сейчас эта нелегкая миссия возложена на священника Димитрия Широкожукова.
Сосновское благочиние объединяет весь Сосновский район и часть Павловского. Древняя Ворсма с ее великолепными храмами, поселок Большое Давыдово, Ясенцы, Грудцино, Ворвань – это тоже Сосновское благочиние.
Сейчас здесь действует 15 храмов, семь из них расположены на сосновской земле.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спаса стоит в самом центре Сосновского. В 2019 году ему исполнилось 195 лет. За последние десятилетия белокаменный красавец-храм видел и запомнил древнее благочестие, познал и безжалостное разорение. Стерта с лица земли величественная колокольня, которая до сих пор не восстановлена.
К началу ХХ века приход Спасской церкви был самым многочисленным на сосновской земле. Литургическая жизнь оборвалась здесь в 30-е годы прошлого столетия. Последним настоятелем храма в Сосновском был иерей Димитрий Павлович Шевлягин. В августе 1937 года священник был арестован, через месяц приговорен тройкой НКВД к высшей мере наказания и 8 сентября расстрелян. Отец Димитрий встал в один ряд с верными сынами Божьими, которые не отказались от Бога в лихую годину.
Истинным украшением сосновской земли стал храм во имя Владимирской иконы Божией Матери в Сурулове. Возрожденный из руин за сравнительно небольшой период этот дивный храм стал украшением этих мест. Он привлекает верующих людей со всего благочиния. Великолепная, украшенная живописными иконами церковь стала духовным пристанищем для ребят из православного центра для наркозависимых в Сергейцеве. Любят сюда приходить и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и проживающие в Суруловском реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Самым первым на сосновской земле был возрожден Покровский храм в Панино. Местные жители и уроженцы древнего села не могли смириться с тем, что их прекрасный Дом Божий стоит в запустении. Объединив усилия, они смогли не только отремонтировать храм, но и сделать его красивым, уютным и радостным. Много лет несет здесь своё служение протоиерей Павел Правдин.
Как могучий великан стоит посреди Селитьбы храм во имя Живоначальной Троицы. Построенный в самом начале XX века каменный исполин стал духовным центром большого села и окрестных деревень. В советские годы он служил зернохранилищем, но люди уберегли святыню, не дали разорить ее. Житель Селитьбы Александр Егоров ездил в Москву, к самому всесоюзному старосте Михаилу Калинину с просьбой не разорять храм.
Селитьба раскинула свои длинные-длинные улицы в одном из самых экологически чистых уголков Сосновского благочиния, среди хвойных и смешанных лесов, по которым петляет озорная река Пава. Священник Димитрий Широкожуков стал добрым пастырем и духовным наставником для прихожан.
Настоящей жемчужиной сосновской земли стал храм в честь иконы Знамение Божией Матери в Студенце. Кто хоть раз бывал в Студенце, навсегда сохранит в душе незабываемую картину: дорога через поле, перелесок и устремленный в небеса белоснежный храм. Солнце весело играет в золотых звездах, украшающих синие купола. Это первый признак того, что открывшеися за кромкой леса храм посвящен Пресвятой Богородице. Почти двести лет назад, в начале XIX века жители здешних мест на самом живописном и видном месте воздвигли храм. Его освятили в 1833 году. С того года Знаменский храм и ведет свою летопись, полную счастливых и тревожных событий.
Сегодня Студенец – это гостеприимно открытое сердце, место духовной тишины и молитвы. Потому и спешат сюда ноги, ведь Студенец как остров посреди мира суеты, где сердце согревается благодатью. Остров, на котором восстанавливается историческая справедливость, с любовью и старанием возрождается еще дом Божий. А как сказал патриарх Кирилл, «Когда мы строим храмы, мы как бы говорим Богу: «Ты нам нужен!»
Как резная деревянная шкатулка, радует, восхищает, приглашая под свои своды храм в честь Рождества Христова в Кайдалове. Он возник на сосновской земле совсем недавно, но стал добрым и светлым местом, куда тянется душа. Настоятель храма священник Димитрий Широкожуков.
На самом высоком месте Елизарова, рядом с утраченным Успенским храмом, современные жители села построили деревянный храм. Каждую неделю они собираются на главное богослужение – Божественную литургию. Вместе со священником Павлом Правдиным люди молятся о том, чтобы Господь простил их предков, разрушивших древний храм, упокоил их души. Уютная деревянная церковь собирает под свои своды десятки елизаровцев, которые считают новый храм духовной лечебницей.
До 30-х годов XX века на сосновской земле действовало 25 храмов. Большинство из них были разрушены или поруганы. До сих пор в храме в честь Иоанна Богослова в Давыдкове размещается Дом культуры. В Иоанно-Богословском храме начинал своё служение священномученик Петр Сахаровский, причисленный ныне к лику святых.
Давно стерт с лица земли Покровский храм в Баранове, а ведь именно здесь произносил свои первые проповеди священномученик Иоанн Лазарев, которого Церковь причислила к лику святых.
Волнуют верующие души руины некогда величественных храмов в Матюшеве, Муханове, Бочихе, Колпенках, Пашигорьеве. Во многих селах люди установили поклонные кресты в память об утраченных святынях.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спаса
О храме в честь Нерукотворного Образа Спаса в Сосновском
Храм в честь Нерукотворного Образа Спаса в Сосновском.
3D Панорама №1
3D Панорама №2
В начале прошлого века на территории Сосновского района существовали 23 церкви, к 1917 году добавилось еще две.
Одной из первых церквей района принято считать церковь села Сосновского. Построена она была ранее 1588 года, т.е. до того времени, когда по здешним местам прошли с огнем и мечом жестокие и карающие полчища черемисов-марийцев и татар, старавшихся отомстить за Казанский поход Ивана Грозного и уничтожавших многие мирные славянские селения.
Интересен и тот факт, что если большинство селений, подвергшихся нападению черемисов, были полностью или почти полностью выжжены, то село Сосновское было уничтожено только частично, а церковь Флора и Лавра и церковные постройки сохранились полностью. Церковь даже не была разграблена. Итак, в 1588 году в селе Сосновском было 22 двора жилых и сожженные, пустых мест, а значит до прихода черемисов здесь было 36 жилых домов, не считая церковных строений и пяти келий нищих. По тому времени это было довольно большое селение. Поэтому здесь и была построена где-то в середине 16 века деревянная церковь в честь памяти мучеников Флора и Лавра. К этой церкви относились ближайшие деревни.
Церковь имела пашни 10 четей. Четь — старая русская единица измерения земли, равная 1,5 десятины или 3, 16 гектара. Это значит, что в распоряжении церкви было более 30 гектаров пашенной земли.
Большинство селений, пострадавших во время черемисской войны, постепенно восстанавливались, а некоторые из них так и не могли подняться из пепла. В 1599 году упоминается « государства бортного села Сосновского поп Фроловской церкви Филипп Петров и староста села Сосновского Михайло Микитин…». Это тот самый Михайло Микитин, который упоминался в 1888 году и двор которого уцелел во время черемисской войны.
Начало 17 века получило в Русской истории название смутного времени. Это был период правления Бориса Годунова и польской интервенции, походы на Москву Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которые закончились освобождением Москвы отрядами ополченцев под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В 1613 году русский престол занял Михаил Романов. Романовы вскоре постарались достойно отблагодарить тех, кто помогал им занять московский трон. Награды раздавались в виде земельных владений из государственных резервов. Земли будущего Горбатовского уезда — Богородск, Ворсму царь пожаловал Козьме Минину, а Павлово и Сосновское роду Черкасских, которые являлись родственниками и Ивана Грозного, и новой династии Романовых. В 1742 году последняя представительница рода князей Черкасских Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, а вместе с ней к Шереметьевым перешло большое земельное владение с крестьянами, прикрепленными к этой земле. 120 лет, до отмены крепостного права в 1861 году большей частью земель Сосновского района владел род графов Шереметевых, являвшихся одним из самых древних и знаменитых государства Российского. В 1802 году по приказу графа Николая Петровича Шереметева была произведена опись его владений в Панинской вотчине, в которую входило и село Сосновское. Вот что сообщалось об этом селе: «Село Сосновское состоит в черезполосном владении с подпоручиком Алексеем Телишевским, корнетом Алексеем Андреевичем Беклемишевым и другими… В одном селе Сосновском церковь деревянная…По последней 5-й ревизии состоит крестьян мужского пола 236, женского 235, дворов крестьянских 110, бобыльских 12…». Следует отметить, что здесь указаны только крестьяне, принадлежавшие Шереметевым. Кроме них, здесь жили крестьяне, владельцами которых были другие помещики. Но самыми большими владениями здесь были поместья князя Гагарина Л.Н.и Шереметева Д.Н. Всего же в списке населенных мест Нижегородской губернии по сведениям 1859 года в селе Сосновском числилось дворов 210, мужчин 699, женщин 797, церковь 1, а в 1916 году число жителей достигло 2249 человек.
В 1824 году в селе Сосновском освящена новая трехпрестольная каменная церковь в честь Нерукотворного Образа Спаса. Главным является престол во имя Нерукотворного Образа Спаса. Левый предел был устроен в честь святителя Николая Чудотворца. Правый предел был освящен в память мучеников Фрола и Лавра, имя которых носила первая деревянная церковь нашего села. День памяти мучеников Флора и Лавра отмечается 31 августа.
Наверное, стоит назвать тех, кто верно и честно нес слово Божие к населению прихода Сосновской Спасской церкви во второй половине 19-го- начале 20-го века до ее закрытия. В 1866-1975 г.г. здесь служил священник Михаил Веселовский. Вместе с ним служили Семен Федорович Подлужинский. Псаломщик Семен Успенский, пономарь Александр Петрович Троицкий.
С 1878 по 1904 год настоятелем церкви села Сосновского являлся Семен Иванович Невский. Кроме него, здесь служили с 1891 года священник Дмитрий Никитович Зефиров. Псаломщиками на рубеже веков служили Николай Виноградов, Александр Троицкий, Василий Алексеевич Никольский, Василий Васильевич Алексеевский, Иван Дельфинов, Николай Дроздов.
Как известно, в каждой школе до Октябрьской революции 1917 года обязательно преподавался Закон Божий. На должность законоучителя, как правило, назначался церковнослужитель, а в крупных школах это был обязательно священник, назначаемый Нижегородским епископом. С октября 1898 г. законоучителем сюда по указу Нижегородской епископа назначен священник Измаил Александрович Бенедиктов, честно прослуживший на этой должности до конца 1917 года.
С 1918 года начались гонения на святую церковь. Советская власть безжалостно и коварно уничтожила и разрушила большинство действующих в России церквей, а вместе с тем жестоко искоренила из сознания людей такое понятие, как церковный приход, являвшийся самой многочисленной ячейкой христианского мира. Церковь была отделена от государства, а школы — от церкви. Законоучителей – священников изгнали из школы. В результате этого большинство церковно-приходских школ были закрыты. Таких школ в нынешнем Сосновском районе было 10. Многие ученики этих школ совсем бросили обучение и только единицы перешли в бывшие земские школы, располагавшиеся в ближайших селениях. Коммунисты так активно занимались антирелигиозной деятельностью, что не только издевались над чувствами верующих христиан, но и «успешно» закрывали и разрушали церковные здания.
Священников и других церковнослужителей часто по наговорам и необоснованным доносам незаслуженно обвиняли в антисоветской деятельности и жестоко преследовали. В книге «Священник — душа народа», автор Александр Лушин, нижегородский историк и публицист, указал, что последним священником храма в Сосновском был отец Димитрий Павлович Шевлягин, родившейся в 1892 году. В августе 1937 года он был арестован, через месяц приговорен тройкой НКВД к высшей мере наказания и 8 сентября расстрелян.
Здание храма переоборудовали сначала в клуб, затем в кинотеатр. Тогда, во времена социализма, в помещении Сосновской церкви проводились развлекательные светские мероприятия, показывали кинофильмы всех жанров, устраивались молодежные дискотеки. Там же школьников тех времен принимали в пионеры и комсомольцы.
В начале 90-х годов прошлого века население района, не утратившее в советское время веру в Бога, стало активно заниматься вопросом возвращения церковного здания прихожанам. На страницах районной газеты «Сосновский вестник» развернулась полемика: быть ли церкви в Сосновском? Местная община православных верующих просила вернуть бывшую поруганную церковь. «У нас в Сосновском должна быть восстановлена своя церковь… Пусть православные кресты вновь сияют над поселком, внося в наши души мир и покой». Этот вопрос решался не один год.
Но мечта православных верующих сбылась. Восстановление церкви началось в 1992 году, когда Сосновский приход получил юридическую регистрацию.
В августе 1993 года церковному приходу возвращено и храмовое здание. 20 августа 1993 года состоялось освящение церкви в Сосновском. «Во время службы приглашенного из Павлова священника постепенно стекался народ. Подходили старушки, со слезами на глазах крестились, отдавая дань восстановленной справедливости. Это их отцы и деды возводили здание Спасского храма, и в этих стенах должно продолжаться то, для чего они были предназначены…». Первым священником после возрождения прихода был Сергий Шелдаков. В разные годы церковную общину окормляли иереи Роман Неверов, Виталий Овчинников, Сергий Лукоянов, Дмитрий Орлов, Максим Козлов, Илия Трушкин, Роман Сосинович. В настоящее время настоятелем церкви является иерей Андрей Филатов.
Церковь возрождается, благоустраивается, обновляется, хотя и испытывает материальные трудности. Летом 2009 года был установлен золоченый крест, как символ победы Православия. На зимнюю Николу, т.е., 19 декабря, 2007 г. на храм Нерукотворного Образа Спаса воздвигли девятитонный купол. В феврале 2012 года в храме установлен пятиярусный иконостас.
Уже несколько лет при храме действует детская воскресная школа, которую посещают дети от шести до пятнадцати лет. Ребята изучают Закон Божий Основы православной культуры, церковно-славянский язык, жития святых, церковное пение. Это значит, что у храма есть будущее.
Колесо истории
Церковь в честь Нерукотворного Образа Спаса, р.п. Сосновское. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в Сосновском есть памятник градостроительства и архитектуры – Спасская церковь (датировка объекта – 1824 год, документ о приобретении статуса приказ от 24 апреля 2000 года N 5-ОД).В 1824 году в селе Сосновском была освящена новая трехпрестольная каменная церковь в честь Нерукотворного Образа Спаса. Главным является престол во имя Нерукотворного Образа Спаса. Левый предел был устроен в честь святителя Николая Чудотворца. Правый предел был освящен в память мучеников Фрола и Лавра, имя которых носила первая деревянная церковь нашего села. День памяти мучеников Флора и Лавра отмечается 31 августа.
С 1918 года начались гонения на святую церковь. Советская власть безжалостно и коварно уничтожила и разрушила большинство действующих в России церквей. Здание храма переоборудовали сначала в клуб, затем в кинотеатр. В начале 90-х годов прошлого века население района стало активно заниматься вопросом возвращения церковного здания прихожанам. Этот вопрос решался не один год. Восстановление церкви началось в 1992 году, когда Сосновский приход получил юридическую регистрацию. В августе 1993 года церковному приходу возвращено и храмовое здание. 20 августа 1993 года состоялось освящение церкви в Сосновском. 19 декабря, 2007 г. на храм Нерукотворного Образа Спаса воздвигли девятитонный купол. Летом 2009 года был установлен золоченый крест. В феврале 2012 года в храме установлен пятиярусный иконостас. Уже несколько лет при храме действует детская воскресная школа, которую посещают дети от шести до пятнадцати лет. Ребята изучают Закон Божий Основы православной культуры, церковно-славянский язык, жития святых, церковное пение.
Владимирская церковь, с. Сурулово, Сосновский район. Храм в с. Сурулово был основан в 1722 году в честь Владимирской иконы Божьей Матери. В начале 20 века храм имел 34 десятины земли. В 1901 году жители заложили новый каменный храм. Для строительства храма глину брали в местечке «Егорова свеча», тут же кирпич делали и обжигали. А для фундамента использовали известь и бут. В 1904 году только что построенный храм освятили. До 1935 года продолжалась служба в храме, пока не начались гонения на церковь. Десятилетиями создаваемые красота и богатство сельского храма были порушены за несколько дней. Всю работу по разрушению храма возглавил местный коммунист Астафьев Павел Иванович. Коммунисты под его руководством стаскивали иконы с иконостаса, бросали на пол и растаптывали их. Часть икон удалось забрать местным жителям и спрятать. До войны в храме открыли клуб, а во время войны сделали склад для хранения зерна. После того, как война закончилась, председатель колхоза приказал железо снять с крыши храма для колхозных нужд. Деревянный верх местные жители растащили на дрова. Помещение стало портиться. Но в начале 60-х годов XXстолетия крышу покрыли и открыли магазин. Долгое время полуразрушенное здание стояло печальным памятником ушедшей эпохе. Много трудов на возрождение храма положили уроженцы села, выходцы из династии Жуковых: Александр Петрович Жуков, Александр Сергеевич Зюриков и Наталья Петровна Зюрикова (Жукова). Чуть больше года понадобилось, чтобы воссоздать святыню в ее красоте и величии. Обновленный красавец – храм устремлен к небу голубым куполом с сияющими звездами, который венчает позолоченный крест. Территория храма обнесена добротным кованым забором. Нижегородские иконописцы завершили внутреннюю роспись храма, выполненную в древнерусском стиле. 15 февраля 2016 года произошло торжественное и радостное событие – освящение храма, совершил его епископ Выксунский и Павловский Варнава.
Знаменская церковь с. Студенец Сосновский район. Памятник градостроительства и архитектуры – в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Датировка объекта – 1833 год. Документ о приобретении статуса приказ от 24 апреля 2000 года N 5-ОД.
Три престола:
1) в честь Знамения Пресвятой Богородицы;
2) во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца (сейчас церковь восстанавливается именно как храм Сергия Радонежского);
3) во имя св. вмц. Варвары.