соответствующий цели обучения учащихся сотрудничеству
Обучение в сотрудничестве (методические рекомендации)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение в сотрудничестве
Одним из базовых понятий в гуманистической педагогике является понятие сотрудничество. Под сотрудничеством понимается не только совместная деятельность учащихся, но и сотрудничество с преподавателем. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию деятельности учащихся в малых группах, где совместными усилиями решаются те или иные дидактические задачи.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. В последние годы преподаватели нашего училища все чаще обращаются к идеи организации совместной групповой деятельности обучающихся.
Обучение в сотрудничестве имеет существенные отличия от групповой деятельности и используется главным образом для того, чтобы обеспечить для каждого обучающегося возможность усвоить, осмыслить изучаемый материал, чтобы ни у кого не было пробелов в знаниях, чтобы каждый осмыслил изучаемый материал, понимал его суть.
Необходимо отметить отличия методики сотрудничества от других форм совместной групповой работы. При организации групповой работы или работы в команде уделяется особое внимание «групповым целям», и успеху всей группы, в то время как обучение в сотрудничестве предполагает:
— взаимозависимость членов группы;
— личную ответственность каждого члена группы за успех своих товарищей;
— совместную учебно-познавательную, творческую и другие виды деятельность учащихся в группе;
— социализацию деятельности учащихся в группах;
— общую оценку работы группы, которая складывается из оценки форм общения учащихся в группе наряду с академическими оценками результатов работы каждого ученика.
Организация обучения в сотрудничестве предусматривает группы учащихся состоящих из четырех человек разного уровня обученности. Для общеобразовательного учреждения, основной дидактической целью которого является формирование навыков и закрепления нового материала, рационально формировать смешенные группы. С этой целью педагог заранее, до урока, определяет группы состоящие из двух слабых учеников и вокруг каждой из групп дописывает фамилии одного сильного и одного среднего ученика, обязательно учитывая их психологическую совместимость. При построении урока и для решения основных дидактических задач необходимо соблюдать основные этапы познавательной деятельности.
Этапы познавательной деятельности
Дидактические задачи каждого этапа
Рекомендуемые виды деятельности
Ознакомление с новым материалом
Восприятие и осмысление новой информации.
Самостоятельный поиск информации.
Осмысление новой проблемы, решение которой требует нового знания.
Эвристическая лекция, беседа. Представление проблемной ситуации. Мозговая атака.
Формирование ориентировочной основы действий
Формирование адекватного понимания новой информации каждым участником группы.
Фронтальные виды деятельности под руководством педагога
Формирование необходимых навыков
Организация соответствующих видов деятельности для каждого участника группы с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого, уровня его обученности.
Совместная деятельность учащихся
Применение полученных знаний, сформированных навыков и умений для решения конкретных проблем, задач широкого плана
Формирование и развитие умений критического мышления при работе с разнообразной информацией на разных носителях (анализ, синтез, выводы, заключения, оценка), приятие аргументированных решений
Индивидуальная и совместная деятельность обучающихся
Контроль уровня обученности, развития функциональной грамотности
Формирование умений самоконтроля, взаимоконтроля, рефлексии
Индивидуальная и совместная деятельность
Выполнение заданий в группах может проходить по частям (каждый учащийся выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником не зависимо от степени его успешности). При этом выполнение каждого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
При организации групповой работы необходимо учитывать что существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:
— зависимость участников от единой цели, задачи, которая ставиться перед группой и которую они могут достичь только в результате совместных усилий;
— зависимость от источника информации, когда каждый участник группы владеет только частью общей информации необходимой для решения поставленной общей задачи;
— зависимость участников группы от единого для всех учебного материала (один текст, один эксперимент или лабораторная работа);
— зависимость от одного для всей группы поощрения – либо все члены группы поощряются одинаково, либо не поощряются никак.
После выполнения заданий всеми группами педагог на каждом уроке организует общее обсуждение работы. Для выявления степени усвоения учебного материала учащимся предлагаются индивидуальные задания (вне группы). Оценки за выполнения индивидуальных заданий суммируются на группу и объявляется общая оценка группы. Таким образом соревнуется не сильный со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, соревнуется сам с собой, т.е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
При всем многообразии и вариативности видов групповой работы обучение в сотрудничестве наиболее эффективна для изучения нового материала каждым учеником. Такая работа может использоваться в обучении многим предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов в начальных и старших классах.
Доклад «Использование технологии «Обучение в сотрудничестве на уроках»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ Соляновская СОШ
«Обучение в сотрудничестве»
Учитель истории и обществознания
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,
собственным напряжением. А. Дистервег
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться. Если не пробуждать интереса к учению, освоения знаний не произойдёт. Одним из эффективных способов для этого достижения является т ехнология сотрудничества.
ТС – педагогическая деятельность, ориентированная на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Сущность этой технологии заключается в создании условий для творческого саморазвития личности.
-взаимозависимость членов группы;
— личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
— совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
— общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.
Основные варианты организации
обучения в сотрудничестве:
— «Обучение в команде»
В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Этот вариант сводится к трем основным принципам:
а) «награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;
в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.
В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах по 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена на изучение всей группой.
Все эти варианты требуют четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:
1) Группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости. При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся.
2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3) Оценивается работа не одного человека, а всей группы. Оценка ставится одна на всех.
Успех всей группы зависит от вклада каждого. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими .
Таким образом, основные идеи всех вариантов технологии «обучение в сотрудничестве» – это одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей, общность цели и задач; индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование. Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Возможность совершенствовать свои собственные достижения .
Работа в группах не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность.
Технологическая цепочка разработки групповой деятельности в технологии сотрудничества:
Определить диагностические цели и задачи урока.
Диагностично поставить цель занятия – это значит определить:
— какие знания учащиеся должны усвоить;
— какими социальными умениями они должны овладеть;
— какие качества будут проявлять;
— Какие чувства будут выражать;
— как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся.
Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке, помните, что он должен быть меньшим, чем при обычной организации обучения, подумайте за счет чего возможна его экономия
Численность и комплектование групп – весьма важный вопрос организации учебного сотрудничества. Лучше комплектовать небольшие группы по 4-5 человек. Желательно чтобы в группу вошли ученики с разными учебными возможностями. Обладая разной работоспособностью, такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, предупредить появление у них ошибок. Группа, составленная только из слабых учеников, неработоспособна.
Не рекомендуется создавать группы по желанию учащихся, поскольку возникает объединение детей с одинаковыми способностями, и они не достигают высоких результатов в коллективной деятельности.
Распределение ролей в группе.
Предоставьте ученикам возможность самим определить функции каждого при выполнении задания. Не забудьте напомнить, что надо обязательно предусмотреть (примерно) такие роли:
— лидер, ответственный или координатор отвечает за то, чтобы все ученики поняли суть работы и выполняли ее ответственно, готовит своих партнеров к отчету;
— секретарь – оформляет отчет, карточку оценок и взаимооценок;
— организатор активной деятельности каждого ученика следит за активностью своих партнеров, старается, чтобы все участвовали в обсуждении и никого не забыли;
— наблюдатель отслеживает культуру общения и взаимопомощь внутри группы.
Определить время групповой работы.
Продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, творческое задание, график, таблица, схема, устный ответ, представленный одним из учеников группы.
Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы. К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз на различных этапах занятия. В таком случае говорят: «Собираем группы» или «Рассыпаем группы».
После выполнения заданий в группах следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого они могут задавать группе вопросы. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать, аргументировано отстаивать свое решение. Участники других групп не только могут задавать вопросы, но и дополнять выступление. В этом заложен определенный дидактический умысел – научить ребят слушать и слышать друг друга.
Оценивание результатов групповой работы – очень важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им бальных отметок, необходимо оценивать и социальные достижения.
Продумать систему оценки работы группы и каждого члена группы:
— все члены группы получают одинаковые оценки, однако, тот, кто защищал проект группы, получает дополнительный балл;
— индивидуальная оценка каждого может быть повышена на балл, если коллективный проект оценен высоко;
— можно выставлять каждому ученику оценку за индивидуально выполненное задание в группе;
— избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
— если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не следует ругать.
Правила эффективного взаимодействия формируются постепенно. Для начала можно предложить детям памятку:
Выскажи своё мнение.
Выслушай мнение партнёра.
Придите к единому мнению.
Дети могут сами предложить правила сотрудничества и составить законы группы:
Общайся, не мешая другим.
Не перебивай, слушай партнёра до конца.
Отстаивай свою точку зрения мирно.
Задай вопрос, если сомневаешься в чём-то.
Ясно выражай свои мысли и чувства.
Поблагодари каждого за работу.
Преимущества технологии сотрудничества в следующем:
Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал. При работе в группе, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга неясные моменты, в случае необходимости не боятся все вместе обратится к учителю.
2) У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
3) Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями.
4) Развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Организация сотрудничества в учебной деятельности через парную и групповую работу позволяет не только повысить мотивацию учения, но и приводит к качественным изменениям в развитии личности каждого ребёнка.
Фрагмент урока обществознания с использованием
методики «Ажурная пила»
Работу по варианту «ажурная пила» провожу при изучении нового материала. Попрошу коллег помочь мне в проведении урока. Разделимся на две группы. Сядьте за два стола по 4 человека. У вас на столах лежат карточки с рисунками. Посмотрите на них и определите тему нашего урока.
Верно, тема: Глобальные проблемы современности
Рассмотреть причины и сущности глобальных проблем современности, определить пути их решения, решить вопрос: выживет человечество или погибнет.
I. Изучение нового материала.
— Какие проблемы называются глобальными?
Коллеги, вы объединились в группы по 4 человека. Ваша задача: выполнить одинаковое задание – изучить 4 глобальные проблемы. Каждый член группы выполнит свое задание – проанализирует одну глобальную проблему и наметит пути ее решения. Перед вами лежат карточки, распределите их между собой и на основе рисунка на них определите глобальную проблему, над которой будете работать. Перед вами лежат таблицы, в которые надо занести данные по каждой из 4-х проблем. Один из вас должен будет заполнить оценочный лист группы, определите, кто это будет.
Определили свою проблему? Вам дается 5 минут на ее изучение и запись в таблицу. Изучили? А теперь коллеги из разных групп, изучающие одну проблему сядьте рядом и обсудите вашу общую проблему. На эту работу вам дано 3 минуты. Обменялись информацией? Сядьте на свои места и обучите своей теме остальных членов группы, выбрав самое важное, не забывайте заполнять таблицу. На эту работу вам дано 20 минут.
III. Закрепление изученного материала: (10 мин.)
Вопросы к участникам групп :
С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX — начале XXI века? Почему они являются глобальными?
Назовите пять государств, входящих в «ядерный клуб».
Что нужно сделать для предотвращения ядерной катастрофы?
В чём заключается глобальная демографическая проблема человечества? Приведите примеры.
Что нужно сделать для решения демографической проблемы?
Почему проблема терроризма стала одной из опаснейших проблем человечества? Приведите примеры.
Каковы причины экологических проблем?
Что нужно сделать для предотвращения экологической катастрофы?
Какое влияние на человека, животных и растения оказывают озоновые дыры?
Какова причина кислотных дождей? Как они влияют на живые существа?
Можно ли не допустить экологической катастрофы? Что нужно сделать для этого?
Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989 году вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась., сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чём говорит эта притча, и какой урок из неё мы можем извлечь?
IV. Подведение итогов.
В каждой группе ответственный за учет ваших достижений занёс заработанные вами баллы в специальный лист. Таким образом, определен вклад каждого из вас в общее дело
В заключении я хочу обратить ваше внимание на то, что при использовании технологии сотрудничества, недостаточно сформировать группы и дать задания. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!». Наша задача состоит в том, чтобы научить учиться.
Причины ее возникновения
Угроза ядерной войны
Если на поставленный вопрос отвечает член команды, который работал над темой, по которой поставлен вопрос, команда получает 1 балл.
На вопрос преподавателя отвечает человек, который работал над другой темой – 2 балла.
За дополнения к ответу на вопрос – 0,5 балла.
Предотвращение угрозы ядерной войны
Преодоление экологического кризиса
В XX веке резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что привело к изменению природного баланса и загрязнению окружающей среды. Мир потрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, сказывается на здоровье человека.
Парниковый эффект вызвал глобальные изменения климата (засухи, смерчи, наводнения). Происходит загрязнение Мирового океана. Озоновые дыры приводят к ослаблению озонового слоя, который обеспечивает защиту Земли от ультрафиолетового излучения. Происходит усиление потока солнечной радиации на Землю, что вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. От повышенного уровня излучения страдают растения и животные.
Все экологические проблемы тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека и его постоянным вмешательством в окружающую среду.
Ускоренный рост населения планеты, численность которого составляет 7 млрд, привёл мир к глобальной демографической проблеме. Её суть — в неконтролируемом росте населения Земли, с одной стороны, и постоянном уменьшении доли населения экономически развитых стран в общем населении мира — с другой. Это значит, что население развитых стран стареет. То есть рост численности населения мира происходит за счёт бедных стран (например, Индия, Бангладеш, Пакистан, Эфиопия, Конго и др.), где проживает большинство населения Земли.
Реальность современного мира бесстрастно свидетельствует о том, что акты террора, ранее достаточно редкого явления, стали повседневными и привычными событиями во многих странах практически на всех континентах. Акты международного терроризма включают жестокость, бессмысленные убийства, взятие заложников, взрывы на улицах городов, захват самолётов, вымогательство, применение пыток или угрозы их применения с политическими целями.
Авторская статья: «Технология обучения в сотрудничестве»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология обучения в сотрудничестве
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью собственными силами, собственным напряжением».
Инновационные педагогические технологии взаимосвязана, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как честность, доброжелательность, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии и его индивидуальными особенностями.
Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:
обучение в коллективе,
обучение в малых группах.
Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.
чителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Сегодня все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции, поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, быть доброжелательными по отношению к учителю и друг к другу.
В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества – эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не в только в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями.
Существуют и специфические педагогические приемы:
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, ученики соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своими ранее достигнутыми результатами. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Эта работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.
Другая разновидность такой организации учебного процесса является командно-игровая деятельность. Для этого организуются:
Следующий вариант обучения в сотрудничестве «Пила». Учащиеся организуются в группы по четыре – шесть человек для работы над учебным материалом. При этом ученики работают над разбитым на фрагменты материалом, образующим смысловые блоки. Каждый учащийся разрабатывает свою часть информации, после чего происходит «встреча экспертов», когда изучающие одинаковые фрагменты материала участники разных групп встречаются, чтобы обменяться информацией. Затем по возвращении в группу они обучают других всему, чему научились сами. Данный вариант работы развивает внимание, так как необходимо внимательно выслушивать партнеров по команде, чтобы получить необходимые знания. Развивается заинтересованность в том, чтобы передать знания другим, так как результатом является итоговая оценка всей команды.
По окончании работы учитель может опросить любого ученика по любому из фрагментов материала.
Есть вариант обучения в сотрудничестве, который называется «Учимся вместе», когда весь класс делится на группы по уровню обученности по 3-5 человек в каждой. Результатом совместной работы группы будет усвоение всей массы информации, подлежащей изучению. При таком подходе также развиваются взаимодействие и взаимная заинтересованность, так как награду получает вся группа, а не отдельный ученик. При этом присутствует индивидуальный подход, включающий равные возможности для всех участников. Большое значение имеет умение педагога по комплектованию групп и постановке целей для каждой из них. Здесь у учеников развивается самостоятельность и ответственность в определении индивидуального распределения задания и выполнении одной общей задачи. Также они должны определять правильность выполнения своих заданий товарищами по работе, стимулировать активность каждого участника в группе и культуру общения внутри группы. Таким образом, при выполнении учебной работы развивается активное, творческое познание нового, а также происходит развитие культуры общения в группе. Функциями педагога при этом являются как контроль успешного выполнения задания, так и оценка характера общения между собой участников группы, контроль развития способов оказания ими необходимой помощи друг другу.
Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.