соотношение веры и дел в соборном послании апостола иакова
Соборное послание святого Апостола Иакова. Глава 2, стихи 19-26.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
В этом принципиальное отличие христианской веры от иудаизма и ислама, а также от учений лжепророков. В христианстве Самим Христом нам велено толковать закон Божий образно. А у лжепророков, в иудаизме и исламе закон Божий понимается буквально, прямо по тексту. Из-за этого люди строят земные храмы, приносят кровавые жертвы, людей убивают камнями, поклоняются иконам и мощам и творят прочие беззакония.
Иными словами, если мы толкуем закон Божий образно, то мы видим, что Святой Дух называет семь христианских конфессий бесами, а значит мы должны отказаться от конфессий и вновь объединиться в Церковь Божию. Это и значит «вера содействовала делам его». Помните, как сказал Апостол Павел: «Неужели Христос разделился? Никак!». Это как раз об этом. Апостол Павел это сказал пророчески, потому что он умел образно толковать закон Божий, а в нем это разделение пророчески прописано от начала мира.
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
Теперь вы видите принципиальное отличие христианства от иудаизма и ислама? Оно не в постах и обрядах! А в понимании закона Божиего.
Что легче – понимать закон прямо по тексту, поститься и молиться, или сначала понять о чем говорит закон Божий, посредством образного толкования (что само по себе весьма непросто), и только потом исполнять указания Святого Духа? Поэтому и сказано в Новом Завете, что сложно войти в Царствие Божие. Нужно не только тяжело трудиться, но сначала понять, что нужно сделать.
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем?
Поэтому в 25 стихе пророчески говорится о том, что в какой-то момент человеческой истории появится такая земная церковь, которая уклонилась от Бога, но своевременно одумается и примет Божиих пророков. То есть обучит свою паству толковать закон Божий образно и тем самым оправдается, отпустив всех, кто научился толковать закон Божий образно, то есть пророков, другим путем, который указал ей Святой Дух.
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
То есть если веришь в Бога, но толковать закон Божий образно не умеешь, то не сделаешь необходимые Богу дела, а, значит, вера твоя мертва.
О простоте апостола Иакова
Мы продолжаем рассказывать читателям нашей газеты о книгах Нового Завета. В нем за Книгой Деяний апостольских следуют семь посланий, называемых «соборными» (или по др.-гр. «кафолическими»). Впервые это название употребил один из первых церковных историков Евсевий Кесарийский, с тех пор оно закрепилось за семью письмами (послание — это письмо), авторами которых являются апостолы Иаков, Петр, Иоанн и Иуда. Хотя Соборные послания являются небольшими по объему текстами, если сравнивать их с Евангелиями и книгой Деяний, но они настолько насыщены, что краткость не будет означать быстроты прочтения (наверное, любой текст Священного Писания нужно читать медленно и вдумчиво). Но предварительно нужно рассказать об авторстве первого послания.
Брат Господень
Согласно толкованиям святых отцов Православной Церкви считается, что братья Господни — это дети святого праведного Иосифа Обручника от первого брака. По учению Православной Церкви, Пресвятая Богородица является Приснодевой, зачавшей Спасителя без участия мужа, поэтому Рождество Господа является тайной действия Божия. Святой Иосиф Обручник не вступал в супружеские отношения с Пресвятой Богородицей, но жил с Ней, как хранитель Ее девства.
Хотя евангелист Иоанн пишет, что братья Господни не веровали в Него (Ин. 7, 5), в книге Деяний и посланиях святого апостола Павла святой Иаков предстает одним из столпов Иерусалимской Церкви (см.: Гал. 2, 9), а его речь становится итогом Апостольского Собора (см.: Деян. 15, 13–21). Вероятно, апостол Иаков прошел путь сомнений и неверия, но затем настолько утвердился в вере, что стал наставником и примером веры для других. По преданию, Сам Господь Иисус Христос поставил Иакова первым Иерусалимским епископом. За святость жизни апостол Иаков был прозван Праведным, и даже многие не принявшие Христа иудеи относились к нему с большим уважением.
Испытания и искушения — для чего?
«За что мне такие искушения?» — такой вопрос хотя бы раз в жизни задавал себе каждый верующий человек. Этот вопрос беспокоит не только современных христиан. Вопрос «за что?» можно назвать вечным вопросом веры. Послание апостола Иакова начинается с ответа именно на этот вопрос, а это значит, что читатели его письма нуждались в объяснении и утешении.
Апостол Иаков начинает свой ответ с призыва к радости: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2). Первое правило в преодолении искушений — радость. Важно понять, о каких именно искушениях говорит святой апостол Иаков. В первую очередь, это искушения и испытания гонениями (из книги Деяний мы уже знаем о том, что убиением Стефана было положено начало длительной череде гонений на учеников Христовых). Почему же христианин должен радоваться? Потому чтоиспытание вашей веры производит терпение (Иак. 1, 3).
Терпение… Сам Господь связывает терпение и спасение: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13). Конечно, речь идет о терпении во время гонений. Но каждый согласится, что терпение — это как раз та добродетель, которой нам так часто не достает в обычной жизни. Просто научиться терпеть других — это сложно. Ведь терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1, 4). Без терпения нельзя стать совершенным.
Еще одна необходимая добродетель, особенно в искушениях и испытаниях, — мудрость: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему (Иак. 1, 5). Эти слова апостола отсылают читателя в далекие времена правления царя Соломона, просившего у Господасердце разумное, чтобы судить народ… и различать, что добро и что зло; и благоугодно было Господу, что Соломон просил этого (3 Цар. 3, 9–10). Но для мудрости необходима вера: Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак.1, 6).
Именно мудрый и несомневающийся человек может осознать настоящую причину искушений: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13–14). Причина не где-то вне человека, и тем более — не Господь Бог виновен в искушениях. Каждый искушается собственными страстями, победить который можно только с помощью Господа.
Не взирайте на лица
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица (Иак. 2, 1). Все равны перед лицом Божиим, поэтому и верующие должны без лицеприятия исполнять закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак. 2, 8). Любовь не совместима с лицемерием и пристрастностью. Особенно же любовь нарушается тогда, когда в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих… (Иак. 2, 2–3). Лицеприятие побеждается милосердием. Милосердие — еще одна добродетель, которую должен стяжать христианин вместе с терпением и мудростью, потому что суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. 2, 13).
Любовь проявляется, прежде всего, в делах. Апостол Иаков задается вопросом: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14). Вера, не подтвержденная делами, будет подобна вере… бесов: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Как духи злобы не могут совершать добрых дел, так и отсутствие добрых дел у человека не приближает к Богу. Вера и дела должны стать одним целым, как целостен человек, состоящий из души и тела, потому что как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
В чем состоит совершенство?
Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 2). То, чем каждый человек согрешает постоянно,— слова и мысли. Христианин должен не только не совершать греховных дел, но и не допускать слов осуждения и злых помышлений. Ведь сам Христос сказал, что осуждению подлежит не только убийца, но и всякий, гневающийся на брата своего напрасно; кто скажет брату своему: «ракА»(пустой человек); кто скажет: «безумный» (Мф. 5, 22). И в грех прелюбодейства впадает всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, потому что он уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28).
Апостол Иаков сравнивает человеческий язык — как орган речи — с удилом, влагаемым в рот коням (Иак.3, 3) и с корабельным рулем, которым корабли направляются, куда хочет кормчий (Иак. 3, 4). Так и язык — небольшой член, но много делает (Иак. 3, 5), и как ни удивительно это для нас, но всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (Иак. 3, 7–8). Языком мы и благословляем Бога и проклинаем людей, но не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 10–11).
Что нужно делать?
Чтобы стяжать перечисленные апостолом Иаковом добродетели терпения, милосердия, воздержания в словах и мыслях, прежде всего, нужно покориться Богу, противостать диаволу (см.: Иак. 4, 7) Затем очистить руки, исправить сердца, сокрушаться, плакать и рыдать, смириться пред Господом. Не злословить друг друга (см.: Иак. 4, 7, 9–11). Удивительная простота апостольских слов. Всего лишь несколько шагов на пути к Богу — чистота дел и мыслей, сокрушение и смирение пред Господом.
И самое главное, о чем апостол говорит в самом конце послания,— молитва: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13). Апостол Иаков предлагает молиться всегда — в горе и радости. Легко обращаться к Богу, когда радость и счастье переполняют сердце. Нужно научиться делать это и в скорби. Апостол приводит пример праведного Иова, прославившего Бога в самых тяжких страданиях и потерях. Поэтому так необходима молитва в болезнях, ведь болезни всегда связаны со скорбью и страданиями. Апостол советует болящему призвать пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15).
Напоследок же апостол призывает христиан быть примером для тех, кто хочет положить начало покаянию. Ведь и это проявление любви и милосердия к ближним: обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).
Если после прочтения послания апостола Иакова у кого-то возникнет вопрос, для чего оно написано, ответ будет очень простым — апостол дал нам краткое руководство в главных делах христианской жизни.
Газета «Православная вера» № 5 (505)
Глава II
Увещание к нелицеприятному отношению к ближним (1–13). Учение о вере и добрых делах в отношении к оправданию (14–26).
Апостол только что ( Иак.1:27 ) указал, что истинное благочестие более всего выражается в благотворительной, деятельной любви к несчастным. Теперь ( Иак.2:1 ) он первооснову и источник этой добродетели указывает в правой вере в Господа Иисуса Христа, Которого он здесь именует Господом славы, с целью, быть может, поднять благоговейное настроение читателей послания, а вместе показать всю несообразность того лицеприятного предпочтения богатых бедным пред лицом Господа и славы, которое Апостол сейчас же (ст. 1) называет, а далее ( Иак.2:2 ) обличает: «кто делает что-нибудь с лицеприятием, тот бесчестит самого себя, так как показывает неуважение к сроднику своему и, прежде всего, неуважение к самому себе, потому что свойство действий в отношении к подобному себе переходит и на самого действующего» (блаж. Феофил.).
Что предупреждение против лицеприятия ( Иак.2:1 ) вызывалось наличностью в первохристианском обществе этого порока, показывает приводимый здесь, ст. 2–3, и заимствованный, очевидно, из действительной жизни читателей послания пример лицеприятия, тем более недопустимого и предосудительного, что совершалось оно в богослужебном собрании верующих ( συναγωγή здесь, как и в Евр. 10 – церковно-христианское богослужебное собрание) пред Господа славы, пред Которым всякая слава и величие мира сего – ничто. Усматривая в таком поведении читателей очевидное нарушение совершенного закона веры Христовой, св. Апостол укоризненно замечает: « бысте судии помышлений злых» (4 ст.), т.е. «вы испортили свой приговор… стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия» (блаж. Феофил.).
Противоречие лицеприятия христианскому долгу показывается тем, во-первых, что при первоначальном призвании и обращении ко Христу первыми верующими оказались люди бедные, незнатные, презираемые в мире (ст. 5, см. 1Кор. 1:26–28 ), а во-вторых, указанием на недостойное поведение богачей, частнее на пристрастие богачей к насильничеству и сутяжничеству, ст. 6–7; подобное отношение сильных членов к более слабым обличал Ап. Павел в Христианском Коринфском обществе ( 1Кор. 6:18 ). По справедливому суду Апостола, богачи, – очевидно, принадлежащие к христианскому обществу (а не язычники или иудеи, как предполагали некоторые толкователи), – своими, противными закону Христову, поступками хулят, бесчестят «доброе имя» (т ό καλόν όνομα ) – т.е. имя христиан, которым уже в раннее время назывались последователи Христовы ( Деян. 11:26 ; 1Пет. 4:16 ).
Оканчивая свое обличение порока лицеприятия, Апостол указывает в нем нарушение главного закона нравственной жизни – царственного закона любви к ближним, известного в качестве такового уже в Ветхом Завете ( Лев.19:18 ), но еще более проясненного в Новом Завете ( Мф. 22:40 ; Рим. 13:8–10 ; Гал. 5:14 ).
В силу такого внутреннего, органического взаимоотношения веры и дел, св. Апостол в ст. 23 свидетельство Быт.15 о вменении Аврааму в праведность его веры обетованию Божию о потомстве истолковывает в том смысле, что вера Авраама, наивещим образом проявившаяся в жертвоприношении Исаака, тогда же наиболее полно и совершенно послужила к его оправданию; следовательно, Авраам оправдался верою, достигшей совершенства в делах его. Печатью совершенства Авраама, как следствия веры и дел его, Апостол признает усвоенное Аврааму (в Ис. 41:8 ; 2Пар. 20:7 ) название «друга Божия» (евр. очевд, греч. φίλος ).
Для еще более наглядного доказательства всеобщности того закона в Царстве Божием, по которому оправдание совершается длительным процессом взаимоотношения веры и добрых дел, св. Апостол приводит новый пример: язычница блудница Раав некогда проявила великую веру в истинного Бога Израилева и доказала эту веру на деле – сокрытием в своем доме и заботливым руководством соглядатаев еврейских ( Нав.2 ), и за это получила и временное помилование ( Нав 6:17, 25 ), и вечное оправдание, и спасение. Следовательно, таков общий закон – оправдание в Царстве Божием на земле.
Свое учение об оправдании св. Апостол заключает повторением мысли о бездеятельности и бесполезности одной веры без дел (ср. Иак.2 и Иак.2:20 ), но для пояснения присоединяет сравнение: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Здесь «по-видимому, нет точного соответствия между членами сравнения. Во взаимных отношениях между духом и телом, и между верою и делами, скорее духу надлежало уподобить веру, а телу дела, и тогда сравнение было бы такое: как тело без духа мертво, так дела без веры мертвы… но Апостол имел в виду тех, которые опускали нужду и значение самого дела, довольствуясь одною только верою. Потому ввиду главной своей цели он высказывает одну только общую мысль сравнения, что вера одна сама по себе, если не выражается в делах, – то же, что мертвое тело, безжизненна» (еп. Михаил). Еще раз, в заключение отдела речи, св. Апостол высказывает мысль об органической и потому нерасторжимой связи веры и дел: организм при сохранении связи всех его членов живет, при разрушении этой связи – умирает.
Толкование на первое соборное послание апостола Иакова
Содержание соборного послания Святого апостола Иакова
Апостол Иаков написал послание свое к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии и уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, а написал он его с целью учительной. В нем он поучает, что искушения различны, одни от Бога, а другие от собственного сердца человеческого, что веру должно показывать не в слове только, но и на деле и что оправдываются не слушатели закона, но исполнители его. Потом он предписывает относительно богатых, чтобы в собраниях богатые не предпочитались бедным, но были вразумляемы как надменные, а далее предлагает он утешение обижаемым, увещевает их долготерпеть до явления Судии, поучает терпению, указывает пользу терпения из примера Иова, заповедует призывать к больным пресвитеров, стараться обращать заблудших к истине, говорит, что в награду за это Господь подает прощение грехов, и таким образом оканчивает послание.
Оглавление соборного послания Святого апостола Иакова
О терпении, о нелицемерной вере, о смирении в отношении к ближнему, о внутреннем разжжении нашем и происходящих от него страстях, чему причиной не Бог, но от Него все, что ни есть у нас доброго. О кротости и непорочности, о доброй деятельности, доставляющей блаженство. О благоразумии и сдержанности в слове, о нелицеприятной, по закону, любви ко всем, о том, что человек оправдывается не верою только, но и делами, и не тем или другим отдельно, но обоими вместе. О том, что опрометчивый и необузданный язык умерщвляет своего владетеля, почему необходимо направлять оный к благохвалению и прославлению Бога. О добром обращении друг с другом, без спора из-за славолюбия и мнения человеческого. О мудрости Божественной, о том, что от беспечности и сладострастия происходят споры, распри и вражда с Богом. О нужде покаяния для спасения. О неосуждении ближнего. О том, что не от человека, но от Бога зависит исправление поведения мужа. О любостяжании богатых и наслаждении их в мире и о праведном осуждении от Бога. О долготерпении и перенесении страданий и об истине; частные наставления каждому, сообразные с верой, и о том, что нужно служить спасению ближнего.
Сравнение учения Иакова о соотношении веры и дел с учением апостола Павла
Обращает на себя внимание сходство между словоупотреблением апостола Иакова и характерными выражениями апостола Павла (Рим, Гал). Как известно, апостол Павел подчеркивал, что человек оправдывается не делами Закона, но верой; на этом основании некоторые комментаторы видели во взглядах апостола Павла и Иакова явное противоречие. Однако более внимательный анализ текстов и их толкований показывает, что такое понимание является чересчур упрощенным и неглубоким.
Главное отличие состоит в том, что рассуждения апостола Павла и апостола Иакова лежат как бы в разных плоскостях. Можно заметить, что в своих посланиях апостол Павел рассматривает в первую очередь вероучительный аспект. Обращаясь по большей части к людям, совсем недавно уверовавшим во Христа, апостол хочет заложить верные основы их христианского мировоззрения. Апостол Павел отвечает на принципиальный вопрос, благодаря чему именно стало осуществимо спасение и соединение с Богом.
Апостол Павел акцентирует, что человек не в силах добиться праведности личными усилиями и не может своими делами «заработать» себе спасение; по сравнению с абсолютной святостью Бога человеческие дела всегда будут несовершенны. Спасение является благим даром милосердного Бога. Именно Бог делает первый шаг навстречу человеку, и оправдание пред Богом достижимо только в Иисусе Христе. Именно через веру человеку приобщается ко Христу и становится участником дара Божественной благодати.
Апостол Иаков, со своей стороны, рассматривает исключительно этический аспект, не касаясь вероучительной проблематики. По всей вероятности, его читатели довольно давно приняли христианство и нуждались в практическом руководстве, как строить свою жизнь в соответствии с верой. Иаков акцентирует, что подлинная христианская жизнь невозможна без деятельной любви к ближнему. Без ежедневных усилий вера христианина может остаться бесплодной. Показательно, что и апостол Павел постоянно говорил о том же самом в своих нравственных наставлениях, присутствующих в каждом его послании. Апостол призывал подражать ему, как он подражает Христу, и носить тяготы своих ближних (1 Кор 4:16; 11:1; Гал 6:2).
Немаловажно отдавать себе отчет и в различии смыслового наполнения слова «вера» у Иакова и Павла[704]. «Вера» в Послании Иакова — это прежде всего согласие с определенными умозрительными постулатами (например, «Бог един»). Но для апостола Павла вера не существует только на интеллектуальном уровне — она охватывает все существо человека. Павел подразумевает, что вера будет действовать любовью (Гал 5:6). Можно также вспомнить Послание к евреям, где вера осмысляется как полное доверие Богу вопреки всем препятствиям, а также как сила, ведущая человека к великим свершениям, жизненным подвигам и стойкости в испытаниях. Содержание Послания к евреям убедительно показывает, что вера фактически неотделима от дел (Евр 11).
Когда апостол Павел говорит, что человек получает оправдание по вере, а не за свои дела, он в первую очередь имеет в виду «дела Закона», то есть иудейские обрядовые установления и ритуальные предписания (скорее всего, тот же самый смысл имеет выражение «мертвые дела» в Евр 6:1; 9:14). В Послании Иакова под «делами» понимаются поступки человека как члена общества, в которых проявляется его любовь к ближним — помощь голодным, сиротам и вдовам и другие добрые дела (Иак 2:15–16; 1:27)[705]. И опять же апостол Павел всегда указывал на необходимость подобных дел.
Таким образом, мы видим, что на смысловом уровне между Посланием Иакова и посланиями апостола Павла не имеется никаких существенных противоречий. До пустимо предположить, что в Послании Иакова присутствует некая полемика, однако это не полемика с самим апостолом Павлом, но, возможно, с некоторыми его последователями, которые превратно истолковали учение апостола о спасении верой, заключив, что для Бога не имеет значения, каким образом христианин проводит свою жизнь. Сам апостол Павел бесспорно подразумевал, что истинная вера не может не проявлять себя в добрых делах.