соотношение понятий социализация воспитание обучение развитие
Соотношение понятий: социализация, развитие, формирование и воспитание
Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.
В процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.
В педагогике наряду с социализацией широко используют такие понятия как «развитие», «воспитание», «обучение», «формирование». Как соотносится понятие «социализация» с этими категориями?
Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.
Воспитание— это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике воспитание определялось в широком и в узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, то есть отождествлялось с социализацией. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).
Воспитаниепредполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.
Как соотносятся понятия «социализация», «образование» «воспитание» и «обучение»?
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
ЛЕКЦИЯ 1.
ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАНИЯ
Что такое воспитание как педагогическая и социальная категория?
Известный отечественный педагог Х.И. Лийметс, рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого. Это определение воспитания можно рассматривать как наиболее обобщенное с функциональной точки зрения, то есть с точки зрения, раскрывающей сущность воспитания как процесса
В широком социальном смысле – воспитание – это процесс создания условий для освоения и творческого применения личностью накопленного человечеством социального опыта. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Освоение социального опыта – это основное условие развития и формирования личности.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов и личности с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Почему возникло воспитание?
Оно возникло потому, что возможности стихийной социализации не обеспечивали достаточного уровня подготовленности человека к выполнению сложных социальных ролей в сфере управления государством, духовно-религиозной, политической и военной сферах, а также в сфере экономики. Воспитание не дает человеку ничего такого, чего он сам по себе не мог бы достигнуть, но оно достигает всего скорее и легче. (Готхольд Эфраим Лессинг немецкий философ, поэт, драматург, теоретик искусства 18 века)
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория. Чем сложнее человеческий социум и человеческая жизнь в целом, тем важнее роль воспитания в жизни общества и отдельной личности
Как соотносятся понятия «социализация», «образование» «воспитание» и «обучение»?
Социализация – это процесс и включения человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству им социального опыта. Результатом социализации является становление, то есть формирование и развитие личности. В процессе социализации человек осваивает и творчески применяет накопленного человечеством. Под опытом понимается все, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества:
1. Знания о природе, обществе, и человеке,
2. Умения интеллектуальной и практической деятельности;
3. Ценности и ценностно-смысловые ориентации (моральные, эстетические правовые и др. нормы и требования, предъявляемые обществом к человеку) и определяющие его отношение к миру, природе, обществу, другим людям и самому себе;
4. Социально одобряемые модели поведения
Социализация может быть стихийной и относительно управляемой.
Относительно управляемая социализация в современной педагогике понимается как образование.
Образование – это процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах личности, общества и государства.
Образование осуществляется в целостном педагогическом процессе, который представляет собой упорядоченное взаимодействие учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников) осуществляемое в специально организованной среде и направленное на решение педагогических задач, то есть сна создание условий для формирования и развития личности
В процессе обучениячеловек осваивает в основном 1 и 2 компоненты социального опыта.
В процессе воспитания – в основном 3и 4 компоненты.
Таким образом, воспитание можно рассматривать как часть целостного педагогического процесса, направленного на создание условий, обеспечивающих формирование и развитее ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите ценности, которые в считаете преобладающими, наиболее распространенными и признанными в современном обществе?
2. Какие факторы влияют на формирование системы ценностей в обществе и сознании людей?
Развитие, социализация, воспитание-что это?
1. Развитие – это изменение, представляющее собой переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
Как известно, существуют два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Сторонники биологического подхода считают, что развитие личности обусловлено природными факторами, которые присущи человеку от рождения. Сторонники социологического подхода считают, что на развитие личности оказывают влияние социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Развитие личности представляет собой такой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные изменения.
Л. С. Выготский выделил два уровня развития детей:
— уровень актуального развития – то, что ребенок делает сейчас самостоятельно;
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и прежде всего система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок.
2. Социализация – это включение человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей. Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Не каждый человек может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом. Таких людей называют «жертвами» социализации.
3. В процессе социализациирешаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач регулируется мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой».
Результатом социализации человека является социальная активность, т. е. готовность к активным действиям.
Социальная адаптированность, социальная активность и социальная автономность – критерии, которые свидетельствуют о социализации человека.
4. Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Единого определения понятия «воспитания» нет. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество. В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает включение ребенка в различные виды различных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Процесс воспитания полностью не влияет на личность. Он способствует социализации ребенка. Социализация ребенка – цель деятельности любого педагога, поскольку приобретаемые знания можно рассматривать как базу для социального становления человека.
На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогом, родителями, другими детьми. В этом плане огромную роль играет выбор педагогических средств, которые, с одной стороны, помогают ребенку реализовать себя, с другой стороны, помогает определить свой способ поведения при взаимодействии.
Итак, развитие, социализация и воспитание воздействуют на человека с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще человеку, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляет сущность формирования личности.
Картотека подвижных игр (социализация, развитие коммуникативных навыков) Подвижные игры (Социализация, коммуникативные навыки) Игра «Утка, утка, утка, гусь» Дети становятся в круг. Водящий обходит их, приговаривая:.
Социализация детей дошкольного возраста через воспитание любви к малой Родине А. И. Строганова заведующий МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» Краснодарский край, Красноармейский район, Ст. Ивановская Патриотическое.
Тема № 3: Соотношение развития, воспитания и социализации личности
План:
1. Сущность понятия «личность».
2. Взаимосвязь понятий «развитие», «воспитание», «формирование».
3. Социализация как социально-педагогическое явление.
4. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности.
Форма занятия: проблемная лекция
Цель: формирование системы знаний о развитии, воспитании и социализации личности.
Основные понятия по теме: личность, человек, индивидуальность, развитие, воспитание, социализация, макрофакторы социализации, микрофакторы социализации, мезофакторы социализации.
Основное содержание лекции
1.Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Для того, чтобы реализовать и воплотить эту цель, необходимо знать, что из себя представляет личность, какие факторы оказывают влияние на этот процесс, какие этапы в ее развитии существуют. Остановимся, прежде всего, на таком вопросе, как: что представляет собой понятие личность, какова её сущностная характеристика.
В общем развитии человека имеют место две взаимосвязанные линии: биологическая и социальная. Процесс биологического развития человека тесным образом связан с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые позволяют характеризовать его как общественное, социальное существо.
Понятие человек объединяет в себе как биологические, так и социальные свойства и качества. Когда говорят и подразумевают только социальные свойства и качества человека (речь, сознание, привычки и др.) используют понятие личность. То есть, понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. Заметим также, личностную сторону также составляют такие характеристики, как ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность.
В ходе онтогенетического развития формируется индивидуальность человека, содержание которой составляют как бы «три этажа» свойств:
свойства центральной нервной системы человека, темпераментные свойства и свойства личности.
Например, в процессе воспитания можно «отладить» такие черты холерика, как вспыльчивость, горячность и несдержанность, или развить у флегматика черты подвижности и оперативности в принятии решений.
Но замечено, что в условиях стресса, неожиданно возникших экстремальных факторах в ситуации, свойства нервной системы и темпераментные свойства могут проявиться в запрограммированном природой виде, т.е. своей наследственной обусловленности. Именно с этой закономерностью связана необходимость проведения профессионального отбора работников для профессий, в которых возникновение стрессовых факторов и экстремальных ситуаций происходит наиболее часто, а также профессий, связанных с опасностью для жизни и здоровья человека.
Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. То есть, развитие выступает как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности.
Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. В воспитании идет своего рода «воспроизводство» себе подобных людей.
В процессе передачи и усвоения опыта новым поколением, т. е. в процессе воспитания, происходит управление развитием, его корректировка, создаются специальные стимулирующие условия для успешного продвижения вперед и т. д.
Может показаться, будто воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека происходит его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.
Категорию «воспитание» используют чрезвычайно широко. Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т. д.
В педагогике есть другие понятия, с помощью которых описывается процесс развития человека. Например, формирование, что означает придание чему-то определенной формы, законченности, завершенности. Формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание, образование и обучение получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень «сформированности», не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека. В этом случае формирование понимается как результат развития человека. В педагогике формирование употребляется еще в одном смысле, а именно как организаторская деятельность педагога в процессе воспитания, образования, обучения учащихся. Однако чаще всего формирование употребляется как понятие, идентичное воспитанию.
Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, то есть не только адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Социализация человека связана с формированием готовности индивида к реализации совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение – выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Критериями социализации является: социальная адаптация, социальная автономизация и социальная активность. Решение задач их формирования существенно зависит от внешних и внутренних факторов. С.И.Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор».
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируются кажущимися противоречивыми мотивами: «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Социальная активность – реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека.
Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по: национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут(регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации ( радио, телевидение, кино и т.д.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и т.д.), в которых осуществляется социальное воспитание.
Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).
Выделяют 3 сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присущих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Общение как сфера социализации человека непосредственно связана с деятельностью и её можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Самопознание личности предполагает становлении в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
4.Основные объективные факторы развития и формирования личности: наследственность, среда, воспитание. Приведем различные точки зрения и по этому вопросу.
Теория конвергенции двух факторов предполагает взаимодействие наследственности и среды, причем наследственность является основой, а среда лишь условием реализации наследственно предопределенных особенностей личности.
Если серьезно вдуматься, то можно заметить, что борьба по вопросу о роли различных факторов в развитии личности идет в основном вокруг проблемы о том, что является решающим в ее развитии: биологическое (наследственное) или социальное (среда и воспитание).
К сожалению, сторонники рассмотренных выше теорий о ведущих факторах развития ребенка, встречаются иногда и среди современных учителей. Это объясняется невысоким уровнем психолого-педагогической подготовки отдельных учителей, попыткой оправдать свою педагогическую беспомощность наследственной неполноценностью детей. Бывают случаи, что подобные учителя стремятся избавиться от «трудного», «неисправимого» ребенка, не правильно строят свои отношения с ним и его родителями, травмируют психику ребенка, чем наносят большой вред, как ему, так и коллективу класса, в целом делу воспитания личности.
А теперь приведем другой пример (см.: Педагогический поиск М., 1987. С. 24). В Парагвае живет племя гуайкилов, которое относится к наиболее отсталым, среди известных в настоящее время. Кормится оно в основном медом диких пчел, ведет кочевой образ жизни. Не вступает в контакт с посторонними, имеет крайне примитивный язык. На стоянке, покинутой племенем, французский этнограф Веллар нашел двухлетнюю девочку. Ученый привез ее во Францию и отдал на воспитание своей матери. По прошествии 20 лет она ничем не отличалась по своему развитию от интеллигентных европейских женщин, стала этнографом, изучила французский, испанский и португальский языки.
В чем сила воспитания? Почему оно оказывается решающим, фактором развития личности? Прежде всего, это процесс целенаправленный, поэтому он может корректировать наследственность и изменяет микросреду. Во-вторых, все дети проходят через воспитательные учреждения, которые способны создать систему внешних целенаправленных влияний и определенные условия для их эффективности.
Вывод: Развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика М. “Владос”, 2000.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. С.-П., М., Харьков, Минск, 2000.
3. Безрукова В.С. Педагогика проективная. Екатеринбург: “Деловая книга”, 1996.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1999.
5. Шуберт Е.Ю., Бекманова А.Б. Педагогика (учебное пособие). Шымкент: ЮКГУ им.М.Ауезова, 2002.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Владос, 2001.
7. А.В. Мудрик. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие.- М, 2001.
9. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.- М., 1980.