соотношение понятий педагогическая технология и методика обучения и воспитания

Соотношение понятий педагогическая технология и методика обучения и воспитания

Стандартизированность и регламентированность действий педагога в педагогической технологии, наличие наряду с технологиями методик обучения и воспитания часто вызывают вопросы, связанные с определением места технологии в профессиональной деятельности педагога, с соотношением таких понятий, как педагогическая технология, педагогическая теория, методика, педагогическое мастерство и педагогическое творчество.

Остаётся ли при использовании технологии возможность для педагогического творчества?

Зачем нужна технология, если уже есть разработанные методики преподавания различных предметов?

Можно ли говорить о мастерстве и творчестве, если педагог работает по готовой, кем-то созданной технологии?

Нужно ли педагогу знание педагогической теории, если в применяемой им технологии уже всё продумано и теоретически обосновано?

Разберёмся в этих вопросах.

Взаимосвязь педагогической технологии и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство – это высокий уровень владения педагогической технологией. Труд педагога-мастера технологичен, поскольку главный признак мастерства – воспроизводимость запланированного результата – является ключевым признаком педагогической технологии. Достичь такого уровня можно, освоив готовую научно спроектированную технологию или выработав свою в ходе накопления и осмысления личного опыта. Однако педагогическое мастерство, приобретённое в результате личного опыта – это трудный и долгий путь проб и ошибок, и благодаря использованию уже созданных технологий можно значительно сократить этот путь. В то же время уникальный педагогический опыт может послужить основой для появления новых технологий обучения и воспитания.

Ещё один аспект взаимосвязи педагогической технологии и педагогического мастерства состоит в том, что в педагогической деятельности невозможно полностью исключить влияние субъективного фактора. Одна и та последовательность педагогических действий может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или как-либо творчески интерпретироваться. Из-за этого, даже работая по одной технологии, разные педагоги могут добиться разных результатов, и чем выше результат, тем выше мастерства, т.е. выше уровень владения технологией. Вместе с тем, разница в результатах будет не столь велика, так как в педагогических технологиях влияние личностных особенностей конкретного педагога сведено к минимуму.

Овладение педагогической технологией не препятствует педагогическому творчеству, а, напротив, обеспечивает готовность к творческому решению психолого-педагогических проблем, рождающихся в работе с обучающимися, воспитанниками. Можно сказать, что использование технологии сокращает ресурсы, затрачиваемые педагогом на рутину, и освобождает их для творчества. Творчество же является важным условием выработки уникального педагогического стиля, присущего педагогу-мастеру.

Соотношение педагогической теории, методики и технологии

Технология не отменяет ни методику, ни педагогическую теорию.

Педагогическая теория анализирует такие вопросы, как выработка цели воспитания, отбор содержания образования, определения сущности законов и закономерностей, принципов, форм и движущих сил учебно-воспитательного процесса. Всё это педагог не открывает самостоятельно, а использует в готовом виде, опираясь на своё знание педагогической теории.

Методика детализирует общие вопросы с учетом специфики конкретного предмета, обеспечивает разнообразие используемых форм, методов, приёмов и средств осуществления педагогического процесса, способствует их правильному выбору и применению.

Технология разрабатывает принципы и правила реализации конкретных задач, конструирует учебный процесс и строго задает определенную последовательность процедур, шагов, направленных на достижение гарантированного результата.

В отличие от методики, педагогическая технология жёстко задает способ достижения цели посредством алгоритмизации процедур и действий (хотя технологию полностью нельзя сводить к алгоритмизации). Одно из ключевых свойств технологии – её воспроизводимость. Условно говоря, методика даёт ответ на вопрос «Что и как можно сделать для достижения тех или иных педагогических целей?», а технология – на вопрос «Что и как необходимо сделать, чтобы добиться конкретных результатов обучения и воспитания?»

Источник

Методика и технология в педагогике, определение

Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования. Она оставляет свой отпечаток на процессе воспитания и формирования личности. Консерватизм здесь неуместен, ведь специалистами выведено множество альтернативных способов и методик преподавания.

Педагогическая методика – это наука структурирующая всевозможные техники и закономерности обучения. Состоит из комплекса методов, приемов и средств образования. Имеет исследовательскую природу, и дает возможность педагогу совершенствоваться.

Творческий взгляд на педагогическую методику

Что такое методика в педагогике? Это итог многовековых поисков педагогами способов эффективного обучения с максимальной работой на результат. Их существует огромное количество, и все обладают научной основой. Использование различных методик для педагога – это определенно возможность проявить свой творческий потенциал.

Методы в педагогике – это постоянный поиск смыслов, целей, классификаций, возможность продумать занятие наперед и дать шанс детям реализовать себя в ходе урока. Это по праву называют педагогическим искусством, ведь свидетельствует о раскрепощении учителя и его инициативности. В современных школах, употребление методик – это обязательная и неотъемлемая часть работы.

План-конспект урока как визуальное воплощение методик

Визуальным показателем любой использованной методики является план-конспект занятия. В нем в письменном виде находится постепенный ход урока, дословная последовательность реплик преподавателя, формы работы и необходимые дидактические элементы. В ходе составления конспекта прописывают и желаемые результаты итога занятия. Несмотря на точность, это никак не сковывает действия учителя, а наоборот направляет его и помогает структурировать работу в короткий отрезок времени.

Составление конспекта – ответственная задача, при выполнении которой стоит учитывать некоторые необходимые компоненты:

Методика и технология

Методика педагогики – это не технологии обучения, хотя эти понятия часто путают, ведь они схожи по своей природе.

Педагогическая технология – это набор форм, методов, приемов и средств учебного процесса. Они устанавливаются на фоне психолого-педагогических инсталляций, направленных на получение эффективного результата работы.

Методика и технология – два звенья одного механизма. Совокупность методов имеет ряд характеристик:

Методика. Что это такое? Это действие имеющее творческий характер. Технология же более универсальна и стандартизирована. Но, несмотря ни на что, технологии могут использоваться в методике, и методика применима в технологии.

Источник

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

А.М. Тихонов

К.В. Гончаров

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

Аннотация. В статье на основе анализа педагогической литературы сделана попытка определиться с понятиями «педагогическая система», «педагогическая технология», «методика обучения», «педагогический процесс».

Ключевые слова: педагогическая система, педагогическая технология, методика обучения.

Понятия «педагогическая система», «педагогическая технология», «методика обучения», «педагогический процесс» отмечаются на всех уровнях научных исследований: от курсовых работ студентов до докторских диссертаций учёных. Но иной раз складывается впечатление легкомысленного отношения к этим понятиям. Например, исследователем проверяется на эффективность некий комплекс упражнений для развития физических качеств, но представляется это как «методика развития физических качеств». Положение усугубляется тем, что в учебниках по теории и методике физической культуры, кроме учебника под редакцией Ю.Ф. Курамшина, отсутствует само определение методики. По Ю.Ф. Курамшину методика – это, во-первых, в узком смысле, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями, и, во-вторых, в широком смысле – совокупность не только методов, но и форм организации занятий [5]. Даже во втором случае (методика в широком смысле), с точки зрения дидактики, это понятие очень узкое.

Не всё однозначно и в общей педагогике: одно и то же явление называют разным словами, например: «система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова», «технология Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова», «методика Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова».

Педагогическая система и педагогическая технология. Понятие системы имеет большую общность, нежели понятие технологии. Под системой часто понимают совокупность свойств, составляющих целое. На недостаточность такого взгляда обращают внимание Е.Б. Агошкова и Б.В. Ахлибининский [1]. Проследив эволюцию понятия систем, они делают вывод о том, что система S на объекте А относительно интегративного свойства (качества) есть совокупность таких элементов, находящихся в таких отношениях, которые порождают данное интегративное свойство. С точки зрения П.К. Анохина, таким интегративным фактором, объединяющим все элементы системы, является результат. С его точки зрения «системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата». (2, С. 25-26).

Центральным моментом для системы, – отмечает П.К. Анохин, – является результат, так как любой комплекс и любое множество становятся системой только благодаря результату. Вместе с тем система не может быть стабильной, если сам результат своими существенными параметрами не влияет на систему обратной афферентацией. А если это так, то любая система, какой бы значительной она ни была в иерархическом ряду, должна подчиняться этим правилам.

Таким образом, по мнению П.К. Анохина в системе результат представляет собой её органическую часть, оказывающую решающее влияние как на ход её формирования, так и на все ее последующие реорганизации. Ни у Г.К Селевко [4], ни у В.П. Беспалько [3] результат не входит в структуру педагогической системы. Ещё, с нашей точки зрения, один недостаток систем, вернее структур педагогических систем, представленных в педагогике – это отсутствие в них образовательного подхода, который является основой, фундаментом, на котором выстраиваются остальные их составляющие. С учётом вышесказанного, в структуру педагогической системы мы внесли следующие элементы: смысл образования, цель, участники образовательного процесса, содержание, методы, средства обучения и контроля, формы организации, образовательный подход и результат. Принимая это во внимание, мы определяемся с понятием «педагогическая система» следующим образом: педагогическая система – это совокупность образовательных элементов, выведенных результатом образования в режим взаимосодействия.

Всякая технология представляет собой систему, но не любая педагогическая система является технологией. Понятие системы чаще используется для описания статической, структурной картины, в то время как технология акцентирует прежде всего функционирование, процессы изменения во времени, происходящие с субъектами и объектами деятельности, предполагает достижение планируемых результатов.

Методика предметного преподавания и технология.

Г.К. Селевко отмечает[4], что методика преподавания учебной дисциплины рассматривает передачу (изложение и усвоение) учеником содержания только определённой дисциплины. Она характеризуется отношением «преподавание — предметное содержание — учение». Педагогическая технология разрабатывает более общие закономерности формирования личности обучающихся, применимые к широкому кругу специальных областей, рассматривает отношения «преподавание — учение». Название методике даёт соответствующая научная дисциплина (методика гимнастики, методика лёгкой атлетики и др.). Название технологии определяется той научной основой, которая используется в учебно-воспитательном процессе (ведущей парадигмой, принципом, подходом, основными методами и формами, закономерностями), например, технология развивающего обучения, технологии коллективного способа обучения (КСО). По Г.К. Селевко, педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам» [4, С. 33]. В данном определении словосочетание «система функционирования» означает процесс, предполагает действие (быть в действии, в работе) и тогда педагогическая система идентифицируется с педагогическим процессом (технология – это процесс). В этом случае получается, что разработанная и апробированная технология, не применяющаяся на практике, уже и не технология. В нашем понимании педагогическая технология – это идеально представленные компоненты педагогической системы, выстроенные на научной основе, запрограммированные во времени и в пространстве и приводящие при её реализации к достижению намеченных результатов. «Идеальное» в данном случае понимается как продукт сознания. А образовательный процесс – совокупность последовательных действий участников образовательного процесса для достижения образовательного результата. Другими словами, это реализация технологии на практике.

Технология, так же, как и методика, должна быть структурирована (концептуальная основа, содержательная и процессуальные части) и отвечать определённым критериям: концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое, предметное и физиологическое (для дисциплин сферы физической культуры и спорта) обоснование достижения образовательных целей), системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Таким образом, педагогическая система даёт общее представление об образовательных компонентах, которые конкретизируются и программируются на весь период обучения в технологии или методике. Отличие технологии от методики в том, что помимо передачи предметного содержания (например, обучить технике прыжка в длину) обучающийся развивается как личность (например, при обучении технике прыжка в длину, у ученика сформированы способы умственных действий: самоконтроль, самооценка, коррекция, планирование и т.д.).

2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. – http://www.galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-7-1.htm.

3. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения / В.П. Беспалько. –

М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. / Г.К Селевко, М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

5. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

Источник

Соотношение понятий «педагогическая технология» и

«методика обучения и воспитания»

Определяя понятие «педагогическая технология», мы пользовались терминами: метод, прием, способ, средство. Эти же термины используют, когда дают определение методике преподавания определенного предмета или методике воспитательной работы. Вместе с тем, данные понятия различаются.

Под методикой обычно понимают совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания. В то же время методика – педагогическая наука, изучающая 1) закономерности, содержание, методы и средства обучения определенному учебному предмету (частная методика); 2) особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных институтах (методика воспитательной работы). Однако методика изучает разнообразные методы (приемы) и средства педагогического процесса, не выстраивая их в определенной логике, по определенному алгоритму.

Технология отличается от методики именно своей алгоритмичностьюи нацеленностью на определённый диагностируемый результат. Попутно заметим, что педагогическая технология не сводится к алгоритму как точной репродукции действий, так как учитывает и допускает в определенных пределах творчество педагогов и воспитанников.

Есть и другие подходы к различению рассматриваемых понятий. Методика в большей степени раскрывает систему деятельности педагога на уроке или во внеклассной воспитательной работе (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, как организовать различные этапы урока и т.п.). Технология наряду с деятельностью педагога описывает деятельность самих учащихся. Кроме того, методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии более жестко предписывают определенную последовательность действий учащихся и педагога, отступление от которой может препятствовать достижению запланированных результатов. Технологии предоставляют возможность их воспроизводить, методики же воспроизвести намного труднее. Они в большей степени основаны на интуиции, традиции, личностных качествах педагога. Технология всегда научно обоснована, базируется на определенных философских, психологических или педагогических теориях, которые не зависят от личности педагога.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Источник

Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания»

Структура педагогической технологии.

Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии.

Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем.

Тема II. 1. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий

План:

Основные понятия (глоссарий):

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных компонентов (педагоги и воспитанники, их цели, способы деятельности, содержание образования и воспитания, материально-технические средства), характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостной явление.

Педагогическая система современной школы – целостность обучения и воспитания, а также сфера профессионального и свободного общения всех участников педагогического процесса.

Авторская педагогическая система – образовательно-воспитательное учреждение, основанное на нетрадиционных подходах, идеях, концепциях, принципах, технологиях обучения и воспитания. Проектируется автором (ученым, руководителем учреждения; выдающимся, талантливым педагогом, авторским педагогическим коллективом).

Воспитательная система – целостность компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и развитие личности. В практике современной школы чаще всего фигурируют две системы: дидактическая (охватывает учебную деятельность школьников и методическую работу учителей) и система воспитательной работы, под которой обычно понимают систему внеучебных воспитательных мероприятий. (В.С. Кукушин)

Педагогический процесс – обучение и воспитание в неразрывном единстве.

Технология – а) это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь);

б) целостная система знаний, используемых с целью реализовать конкретный человеческий замысел, моделируя условия, средства и способы; процедура изготовления продукта человеческой деятельности.

Педагогическая технология – проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько); совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные воспитательно-образовательные цели, предполагающие научное проектирование, при котором задаются эти цели и сохраняется возможность объективных измерений достигнутых результатов.

Методика обучения и воспитания – совокупность методов, приемов и средств обучения и воспитания, позволяющих реализовывать педагогические цели.

1.1. Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем. Процесс создания воспитательно-образовательных систем, технологизации обучения, воспитания и образования является мировой тенденцией, вызванной определенными изменениями в социокультурной жизни человечества. К этим изменениям можно отнести переход общества из индустриального в постиндустриальный и информационный тип, глобализацию всех сфер жизнедеятельности. Постоянное возрастание объема информации приводит к затруднению усвоения знаний, что обусловливает необходимость непрерывного образования, поиски оптимальных и интенсивных путей организации обучения и воспитания, в частности, образовательно-воспитательных систем и технологий, которые бы позволили повысить качество обучения и воспитания.

Для Республики Беларусь актуальность разработки и внедрения в педагогическую практику современных образовательно-воспитательных систем и технологий обусловлена также выходом государства в мировое образовательное пространство и ростом образовательных потребностей, удовлетворение которых возможно только при использовании эффективных технологий в процессе обучения и воспитания.

Проблема образовательно-воспитательных систем и технологий стала в последнее десятилетие одной из наиболее злободневных и обсуждаемых в педагогике, она становится предметом изучения в процессе профессионально-педагогической подготовки. Будущему учителю необходимо понимать сущность педагогических систем и технологий, знать разнообразие их видов, видеть их структуру, составные части.

Авторы современных концепций обучения и воспитания как целостного педагогического процесса считают, что раскрыть их сущность можно только на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы, то есть определить состав, структуру и организацию основных компонентов педагогического процесса, установить ведущие взаимосвязи между ними; выявить внешние связи системы; определить функции системы и ее роль среди других систем; установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы.

Согласно Т.А. Ильиной, система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Наряду с понятием учебно-воспитательной (образовательной) системы очень часто употребляется словосочетание «педагогическая система». Нередко это понятие персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной и практической деятельности выдающихся педагогов прошлого и современности (например, педагогическая система Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори и т.д.). По мнению Б.С. Гершунского, наиболее целесообразно апеллировать к весьма широкому понятию «педагогическая система», прежде всего, для общей характеристики интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической и управленческой деятельности в соответствующих социальных условиях. Только в этом случае понятию «педагогическая система» может быть придан достойный этого глобального понятия не только сугубо педагогический, но и социально-культурный смысл, подчеркивающий первостепенное значение этой системы для развития социума, для реализации его важнейшей личностно-созидательной функции.

соотношение понятий педагогическая технология и методика обучения и воспитания. Смотреть фото соотношение понятий педагогическая технология и методика обучения и воспитания. Смотреть картинку соотношение понятий педагогическая технология и методика обучения и воспитания. Картинка про соотношение понятий педагогическая технология и методика обучения и воспитания. Фото соотношение понятий педагогическая технология и методика обучения и воспитания

Е.Ф. Сивашинская в интегрированном курсе лекций по педагогике подчеркивает, что «в самых общих чертах педагогическая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности» [8, с. 95]. Педагогическая система, как отмечалось выше, является частью (элементом) более широкой социальной системы и находится под ее постоянным «контролем». Иначе говоря, это «открытая система» изменяющаяся под влиянием социума, прогресса общества в науке, культуре, технике. Изменения педагогической системы находятся в зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества (на укрепление материально-технической базы обучения и воспитания, на совершенствование методов и форм учебно-воспитательной деятельности, на улучшение профессиональной подготовки учителя или его материального положения и т.д.).

В педагогических системах выделяют их структуру. В.А. Сластенин и др. определяют в данных системах следующие основные компоненты:

· Педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы).

· Содержание образования и воспитания и материальная база педагогического процесса (средства педагогической системы).

Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс, следовательно, непосредственно педагогический процесс (обучение и воспитание в единстве) есть педагогическая система в динамике. Можно утверждать, что педагогическая система – это форма существования педагогического процесса.

На современно этапе развития педагогики как науки и педагогической практики выделяется разнообразие видов педагогических систем. Наиболее общая педагогическая система – это система образования и воспитания, которая создана в обществе и выполняет его социальный заказ. Ее подсистемы – социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.

В Республике Беларусь в соответствии с законом об образовании данная система представлена следующими подсистемами:

· Общее среднее образование.

· Внешкольное обучение и воспитание.

· Среднее специальное образование.

· Подготовка научных и научно-педагогических кадров.

· Повышение квалификации и переподготовка кадров.

· Самостоятельное образование граждан [4].

Важнейшими характеристиками данной общей педагогической системы являются единство, преемственность ее компонентов, непрерывность системы образования и воспитания, что обеспечивает гражданам нашей республики возможности развиваться, учиться на протяжении всей жизни; постоянно обогащать интеллектуально-творческий и культурно-духовный потенциал нации.

Ведущей подсистемой в приведенном списке является общеобразовательная школа. Педагогическая система современной школы рассматривается как целенаправленная, самоорганизующаяся система, в состав которой, в свою очередь, входят дидактическая и воспитательная подсистемы, а также сфера профессионального и свободного общения всех участников педагогического процесса.

Педагогическая система образовательного учреждения, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, концепции и технологии, проектируемые автором (ученым, директором учреждения, ведущими педагогами коллектива учителей и т.д.) относится к авторским педагогическим системам.

Примерами современных авторских школ (педагогических систем) могут быть авторские школы в России:

· Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).

· Школа самоопределения (А.Н. Тубельский).

· Школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов).

· Школа «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).

· Школа В.А. Караковского.

· Школа-парк (М.А. Балабан).

· Агрошкола А.А. Католикова.

В дальнем зарубежье существуют следующие альтернативные педагогические системы: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, педагогика свободного труда С. Френе, система воспитания М. Монтессори, Дальтон-технология. Все эти педагогические системы возникли в XX столетии как протест против традиционной педагогики, формы поиска новых педагогических систем и технологий, призванных создать условия для развития активности и самостоятельности ребенка в процессе обучения и воспитания.

1.2. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии.Любая педагогическая система предполагает наличие в ней определенной технологии. Технологический подход к осуществлению обучения и воспитания – это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики. Понятие «технология» (см. глоссарий) в последнее время получает все более широкое распространение в педагогике. Термин «технология» и его вариации «технология обучения», «образовательная технология», «педагогическая технология» сегодня широко используются в педагогической литературе, учителями-практиками и получили множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие компоненты образовательно-воспитательного технологического процесса. К.Г. Селевко приводит в книге «Современные образовательные технологии» более 10 определений данного понятия (Б.Т. Лихачева, В.П. Беспалько, И.П. Волкова, В.М. Шепеля, М. Чошанова, В.М. Монахова, М.В. Кларина) [7, с.14 – 15].

Ныне существующая традиционная технология обучения и воспитания введена в школы Я.А. Коменским и его сподвижниками более 400 лет назад, пережила несколько социальных формаций, применяется при обучении людей всех возрастов.

Термин «педагогическая технология» упоминался еще в 20-е гг. прошлого века (С.Т. Шацкий). В это же время распространилось и понятие «педагогическая техника» (как совокупность приемов и средств, направленных на эффективную организацию учебно-воспитательной работы).

В 40 – 50-х гг. началось внедрение в учебно-воспитательный процесс ТСО (технических средств обучения), появился термин «технология образования», который позже модифицировался в «педагогические технологии». В дальнейшем педагогические технологии были признаны профессионально-педагогической категорией.

В середине 60-х гг. содержание этой категории подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом, на международных конференциях. Было определено два направления ее толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в этой области в различных странах. Сторонники первого направления связывали педагогические технологии с необходимостью широкого применения в педагогическом процессе технических средств. Представители второго главное видели в том, чтобы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и преодолеть отставание педагогических идей, педагогической практики от стремительного развития техники.

В 70-х гг. были четко определены признаки технологического процесса в обучении. Ученые (в частности, Л. Салаи, Венгрия) расширили сферу составляющих процесса обучения, включив в понятие «технология обучения» анализ и постановку целей, планирование, выбор методов приемов и средств, материалов, наиболее отвечающих целям и содержанию работы в интересах повышения качества, эффективности учебно-воспитательной работы.

Таким образом, к концу XX – началу XXI века педагогические технологии были признаны отраслью теоретического знания в педагогике и обязательным компонентом существующих педагогических систем.

Современные исследователи проблем педагогических технологий предупреждают о необходимости строго дифференцировать ТСО и педагогические технологии при разработке концепций педагогических технологий: «технологию нельзя путать с оборудованием, так как оборудование не предполагает панацеи» (М. Вулман). Но с возрастанием роли информационных технологий в процессе обучения и воспитания возникает прежняя тенденция отождествления этого понятия с компьютерным обучением. Следует четко понимать, что информационная образовательная технология (ИОТ) является разновидностью педагогической технологии.

В настоящее время понятие «педагогическая технология» в образовательно-воспитательной практике употребляется на трех иерархических соподчиненных уровнях:

1. Общепедагогический уровень, на котором общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технологияхарактеризует целостный педагогический процесс в конкретном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. На этом уровне педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания, алгоритм деятельности субъектов педагогического процесса.

2. Частнометодический (предметный) уровень: предполагает использование частнопредметных педагогических технологий,которые употребляются в значении «частная методика обучения», то есть как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя).

3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса,решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля изученного, технология самостоятельной работы обучающихся и т.д.

Прослеживая динамику развития образовательно-воспитательных технологий, мы можем отметить, что именно совершенствование всех способов и средств обучения, увеличение их «веса» в педагогических системах от одной исторической эпохи к другой стимулировало процесс технологизации педагогики как области профессиональной деятельности по обучению, воспитанию и развитию личности. Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный педагогический процесс и повышают его эффективность.

1.3. Структура педагогической технологии.Из анализа разнообразных определений сущности педагогической технологии следует, что она в максимальной степени связана с учебно-воспитательным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, методами и формами, средствами обучения и воспитания. В связи с этим Г.К. Селевко структуру педагогической технологии представляет следующими компонентами:

· Концептульная основа педагогической технологии. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию (концепция – это система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея каких-либо теорий; общий замысел, главная мысль). Она может быть представлена как философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование необходимости достижения образовательно-воспитательных целей.

· Содержательная часть обучения и воспитания, включающая в себя цели обучения и воспитания (общие и конкретные), содержание образования и воспитания.

· Процессуальная часть педагогической технологии, представленная непосредственно технологическим процессом – организацией учебно-воспитательной работы, методами и формами работы воспитанников; методами и формами учебно-воспитательной работы учителя; деятельностью педагога по управлению учебно-познавательной и другими видами деятельности школьников; способами педагогической диагностики и т.д.

Согласно В.П. Беспалько, структура педагогической технологии может быть представлена как наличие учащихся (объект-субъектов педагогического процесса), целей обучения и воспитания, содержания обучения и воспитания, воспитательно-образовательных процессов, учителя и (или) ТСО, форм и форм организации учебно-воспитательной деятельности, выпускников педагогического учебного заведения (системы), отвечающих заданным в целях требованиям (модель выпускника). Выпускник – результат технологизированного педагогического процесса.

Структура педагогической технологии, ее функционирование направлены на решение важнейшей задачи – превратить учебно-воспитательную работу школы (учителя) из мало упорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс. Для этого следует знать, что педагогическая деятельность технологична, если есть в наличии следующие ее компоненты-признаки:

ü Диагностично поставленная цель.

ü Ориентация всех учебно-воспитательных процедур на гарантированное достижение этой цели.

ü Постоянная обратная связь между учителем и учащимися как субъектами обучения и воспитания, текущая и итоговая оценка результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся.

ü Воспроизводимость всего образовательно-воспитательного цикла.

В связи с этим использование образовательно-воспитательной технологии требует от педагога знания и осуществления компонентов ее проектирования:

1. Постановка цели обучения и воспитания.

2. Подготовка учебно-воспитательных материалов и процедур, материально-технической базы для работы технологии.

3. Разработка материалов для текущего и итогового контроля, оценки и коррекции результатов образовательной (воспитательной) деятельности.

Теоретическая и практическая разработка проблемы педагогической технологии, ее сущности и структуры позволила выделить наиболее существенные критерии технологичности педагогического процесса (или основные качества, свойства педагогической технологии). К ним относятся:

v Концептуальность педагогической технологии.

v Системность педагогической технологии (она должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью).

v Управляемость педагогического процесса, осуществляемого на основе определенной педагогической технологии (предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования учебно-воспитательного процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов).

v Эффективность использования педагогической технологии (она должна быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения и воспитания).

v Воспроизводимость педагогической технологии подразумевает возможность ее применения (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательно-воспитательных учреждениях, другими субъектами.

1.4. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».Технологии общепедагогического уровня синонимичны педагогическим системам, хотя, как отмечалось выше, понятие педагогической системы шире, чем понятие «технология», включает в себя, в отличие от технологии, и субъектов, и объектов педагогической деятельности. Педагогическая технология на этом уровне является инструментарием функционирования педагогической системы.

Частнопредметные и локальные технологии могут быть тождественны понятиям «метод и прием обучения и воспитания», «методика обучения и воспитания»; разница между ними заключается лишь в том, что в технологиях более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная стороны. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Если процесс обучения и воспитания технологизирован, то его результат мало будет зависеть от личностных, субъективных качеств педагога и учащихся (не обязателен талантливый, выдающийся учитель; ученик имеет право только на общие способности, от его одаренности или неспособности результат практически не зависит). В этом преимущество педагогической технологии перед методикой обучения и воспитания.

Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии являются частями методик обучения и воспитания.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему создание педагогических систем и педагогических технологий стали тенденцией в мировой образовательно-воспитательной практике?

2. Определите наиболее общую педагогическую систему в Республике Беларусь, возникновение которой обусловили потребности современного социума.

3. Сравните понятия «педагогическая система», «педагогическая технология». Есть ли между ними сходство, различия?

4. Составьте таблицу «Этапы развития проблемы педагогической технологии в педагогической науке и практике» по хронологическому принципу. Каковы основные причины возникновения и развития педагогических технологий?

5. Докажите, что понятия «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания» не тождественны.

Литература:

1. Афонина, Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 25 – 33; 65 – 81.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М., 1995.

3. Левитес, Д.Т. Практика обучения: современные образовательные технологии. \ Д.Т. Левитес. – М., 1998.

4. Об образовании в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 окт. 1991г.. № 1202-XII: в ред. Закона от 19 марта 2002 г. // Настунiцкая газета. – 2002. – 4 крас.

5. Педагогические технологии: учеб пособ. для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушина/. – Ростов н/Д:Издат. центр «Март», 2002. – С. 233 – 237.

6. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич В.С. – Минск: «Соврем. слово», 2006. –С. 702 – 704.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть1 \ Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жассскон, 2007. – С.94 – 106.

9. Снопкова, Е.И. Педагогические системы и технологии: практический аспект: учеб. метод. Пособие / Е.И. Снопкова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. –С. 62 – 74.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *