сообщение на тему соборы

Храм Василия Блаженного — история и загадки

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборыХрам Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также:

Источник

10 Знаменитых храмов России

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы

1 0 Знаменитых храмов России

В России сотни соборов и церквей имеют огромную художественную ценность. История некоторых из них насчитывает тысячу лет. Представляем десятку самых знаменитых храмов нашей страны.

Исаакиевский собор (1858)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы Построен в Санкт-Петербурге по проекту Огюста Монферрана в честь Исаакия Далматского, особо почитаемого Петром I святого. С 1706 года на месте Исаакиевского собора располагались культовые сооружения, предназначенные для работников Адмиралтейских верфей, так что собор в своем нынешнем виде — четвертый по счету. Непосредственно ему предшествовало здание по проекту Антонио Ринальди, начатое при Екатерине II и законченное при Павле I. Собор по проекту Монферрана был заложен в 1819 году. Этот проект неоднократно дорабатывался, за время работ появились новые строительные технологии. Всего в строительстве приняло участие 400 тысяч государственных и крепостных крестьян. Около четверти из них умерли от болезней или несчастных случаев. Общие затраты превысили 23 миллиона рублей серебром при первоначальном плане в 4,5 миллиона. К1842 году здание было в целом построено, начались работы по оформлению, затянувшиеся на 16 лет. Собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма.

Храм Иоанна Предтечи (середина IX века)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы Для строительства церкви Святого Иоанна Предтечи в Керчи был использован фундамент и ряд элементов еще более древней базилики VII века. В XIV веке стены расписали фресками, но потом, когда церковь при турках стала мечетью, их замазали. Сейчас видны лишь очертания древних изображений. При строительстве храм, видимо, был освящен в честь Георгия Победоносца, а нынешнего покровителя обрел в конце XVIII века. Кладка стен и перекрытий сохранилась с IX века.

Зеленчукский храм (Х век)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы Средний Зеленчукский храм (существуют также Северный и Южный) находится в Зеленчукском ущелье Карачаево-Черкессии на месте столицы древних аланов, главный собор их государства в Х-ХШ веках. Стены сложены из песчаника, крыша — из тонких каменных плит. Посвящен святому Николаю Чудотворцу. За тысячу лет ни разу не перестраивался. В настоящее время для богослужений используется один раз в год.

София Киевская (1037)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы Строительство начал Владимир Креститель, а завершил Ярослав Мудрый. Собор сильно пострадал во время нашествия Батыя, через 100 с лишним лет был восстановлен. Некоторое время принадлежал Униатской церкви, пришел в запустение, возвращен РПЦ после завоевания Киева царем Алексеем Михайловичем. В 1709-1740 годах отремонтирован, расширен и перестроен снаружи с применением элементов барокко. Интерьер сохранил подлинные мозаики и фрески первой половины XI века, выполненные греческими мастерами.

София Новгородская (1050)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборыСобор построен по распоряжению Ярослава Мудрого на месте сгоревшего 13-главого деревянного собора на территории новгородского Детинца. Внутри стены были побелены известкой, а своды украшены фресками. Бронзовые ворота заказали в середине XII века в Магдебурге. Внутреннее оформление закончено в 1109 году. В XVIII и XIX веках принимались меры к укреплению конструкции стен и сводов. В настоящее время сохранились лишь фрагменты фресок — основная масса погибла во время Великой Отечественной войны.

Успенский собор, Владимир (1160)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборыПервоначальное здание возведено по приказу Андрея Бого-любского, в 1161 году собор был расписан. Высотой превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. Уже в 1189 году подвергся существенной перестройке и расширению. Во время нашествия Батыя сильно пострадал от пожара, еще раз подвергся разграблению в 1411 году в ходе междоусобицы. Один из немногих храмов, где сохранились подлинные фрески Андрея Рублева.

Успенский собор, Москва (1479)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборыСтарейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Первый камень был заложен в 1472 году, авторы проекта — псковские мастера Мышкин и Кривцов. В 1474 году возведенный до сводов храм обрушился, и для руководства работами из Италии пригласили Аристотеля Фиораванти. В 1479 году собор был освящен, а спустя два года расписан. Регулярно реставрировался, до 1917 года оставался кафедральным собором Московской патриархии. В настоящее время — часть музейного комплекса.

Храм Василия Блаженного (1561)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборыПостроен в Москве по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Собор объединяет 11 церквей (некоторые — времен Василия III). Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы. Архитектором считают псковского мастера Постника Яковлева. Имя Василия Блаженного собор получил в 1588 году, когда к нему была пристроена церковь, посвященная легендарному московскому юродивому.

Церковь в Кижах (1714)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборыЦерковь Преображения Господня расположена на острове Кижи в северной части Онежского озера. Построена на месте сгоревшей шатровой церкви XIII века. Шедевр деревянного зодчества. Основой конструкции является восьмигранный сруб. На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами. Основа интерьера — четырехъярусный иконостас, включающий 102 иконы. Нуждается в срочном ремонте, но специалисты не могут выбрать метод.

Храм Спаса на Крови (1907)

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборыХрам построен в Санкт-Петербурге на месте убийства Александра II. Его сын Александр III лично выбрал проектировщика — Альфреда Парланда, средства собирали по всей России. Храм немного напоминает собор Василия Блаженного. Мозаики Спаса на Крови настолько сложны и велики (7065 кв. м), что их выполнение оттянуло окончание работ на 10 лет. Первое культовое сооружение в России, полностью электрифицированное.

Источник

Кратко о церковных Соборах

сообщение на тему соборы. Смотреть фото сообщение на тему соборы. Смотреть картинку сообщение на тему соборы. Картинка про сообщение на тему соборы. Фото сообщение на тему соборы

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *