соловецкий монастырь на карте россии где находится
Соловецкий монастырь: всё, что надо знать паломнику об островах спасения
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви. Фото: Вячеслав Умнягин
– эти слова церковного песнопения приложимы к инокам, которые некогда пришли сюда, на Соловецкие острова. Им говорили, что здесь не выжить: далеко «большая земля», страшны стихии – а они желали одного: чистой молитвы вдали от мира…
Чем знамениты Соловки
Достопримечательности островов Соловецкого архипелага
Еще с советских времен здешняя природа признана уникальной, так что с 1967 г. на островах функционирует «Соловецкий государственный архитектурный и природный музей-заповедник». Он хранит около 1000 «памятников природы и культуры», включая относящиеся к первобытной истории (например, самое северное из известных языческое святилище), природе, и… работе с ней человека. Туристы с удовольствием посещают Ботанический сад, где растут самые северные в мире арбузы, даже персики. Это – не просто работа современных ученых. Ведь впервые выращивать здесь овощи, фрукты начал монастырь. К Соловецкой обители Преображения Господня сейчас стремится большинство приезжающих.
Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, фото: Вячеслав Умнягин
Год основания
Существование обители официально начинается с 1436 г., но есть в ее истории также более ранняя дата – 1429 г. Именно тогда сюда прибыли первые два инока, Савватий и Герман.
Соловки на карте России: где находится обитель
Административно монастырь находится в поселке Соловецком, Приморского района Архангельской области.
Расстояние до Северного Полярного круга составляет 165 км. Монастырь живет по часовому поясу Москвы.
Белое море и Соловецкие острова на карте России
Какая епархия, кто митрополит
Соловецкий монастырь ставропигиальный. Это значит, что он напрямую подчинен не епископу, а Патриарху и Синоду.
Наместник и игумен в настоящее время
С 10 октября 2009 года это епископ Порфирий (Шутов). Владыка – уроженец Сарова, постриженик Троице-Сергиевой лавры, где некоторое время нес послушание казначея. Наместником обители он стал еще в сане архимандрита, позже стал игуменом. Епископская же хиротония состоялась в 2019 г.
Наместник и игумен Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Озерский Порфирий (Шутов)
Описание территории монастыря
Собственно обитель находится на самом крупном остове, Большом Соловецком. Она с XVI в. окружена крепостными стенами, внутри которых находятся храмы, братские корпуса, хозяйственные постройки.
За пределами стен монастыря – 3 часовни: равноап. Константина, блгв. кн. Александра Невского, апп. Петра и Павла. Близ обители также находится паломническая гостиница – «Преображенская».
Как добраться самостоятельно до островов Архангельской области
Как в XV в., основным видом транспорта, которых доставляет людей на Соловки, остается водный. Но здесь также действует небольшой аэропорт, принимающий самолеты и вертолеты из Архангельска. Попасть на острова можно:
Следует иметь ввиду, что сейчас для посещения монастыря необходимы справки об отсутствии контакта с больными, сертификаты о наличии прививки от коронавируса или перенесенной болезни.
Где остановиться и где покушать
Многим паломникам, прибывшим в Кемь или Беломорск, приходится искать место для ночлега. Ведь часто поезда приходят вечером, когда водных рейсов уже нет. Лучше всего заранее забронировать места в гостиницах или на частных квартирах.
При самой обители действует несколько паломнических гостиниц. Стоимость проживания– от 600 (номер на 7 человек) до 9000 рублей за сутки. На интернет-странице обители также есть телефоны владельцев частных квартир, предоставляющих жилье. Это не случайно: мест в гостиницах не хватает. Сайт обители предупреждает, что их обычно занимают организованные группы паломников. Если же верующий приезжает индивидуально, лучше рассматривать вариант частного сектора.
Трапезная монастыря работает ежедневно, с 9 до 19 ч.
Соловки. Фото Вячеслав Умнягин
Правила посещения и расписания богослужений
Пребывание на Соловках требует подчинения порядку жизни обители. Оно не совместимо с употреблением алкоголя, курением. Не благословляется покидать гостиницу в позднее время, мешать другим шумом.
Службы идут ежедневно. По будням с раннего утра (с 5.30 ч.), вечерние богослужения – с 19 ч. По воскресным дням служатся ранняя (6 ч.) и поздняя (9 ч.) литургии. Всенощное бдение накануне начинается с 18 ч.
Как стать трудником
Желающему потрудиться необходимо заранее согласовать свой приезд по телефону, электронной почте. Трудник должен быть:
Проживание (в общежитии), питание бесплатно, а срок работы обычно составляет до 2 недель. Обитель принимает также трудниц-женщин с 1 июня по 20 сентября на срок не менее 10 дней.
Соловецкий архипелаг (Архангельск)
История создания
Монашеская жизнь здесь началась почти 600 лет назад. За эти годы обитель знала не одно нападение от врагов, полное разорение советского времени, возрождение последних лет.
Основатели
Ими считаются три подвижника:
Храмовая икона на западном фасаде церкви Зосимы и Савватия Соловецких скита Андрея Первозванного на Агафоновом лугу у деревни Коркино Всеволожского района Ленинградской области
Уединенный остров
История будущего монастыря начинается с прпп. Савватия и Германа. Первый из них появился на побережьи Белого моря в 1429 г. Уже убеленный сединами старец удивил местных жителей, расспрашивая о Соловецком острове, куда, по его словам, желал переселиться.
Лишь много позже удалось узнать: преподобный – постриженик Кирилло-Белозерской обители, много лет подвизался там, был так славен святостью жизни, что, дабы избежать превозношения, ушел на Валаам. Но и здесь, по слову Христову «не может укрыться град, стоящий на верху горы», обратил на себя внимание подвижничеством. Бегая суетной славы, Савватий тайно покинул не желавших отпускать его монахов, устремившись на остров, о котором ему говорили, как о месте полного уединения.
Некоторое время жил при часовне у реки Выг – пока, по Божию промыслу, не нашелся сподвижник. Монах Герман, «родом из карельских людей», как пишет о нем «Житие», уже мог бывать на Соловках, но не решился пребывать там один. Теперь же отцы приняли твердое решение жить на острове. Они достигли его за три дня непростого морского плавания (сейчас путь на катере занимает около 2 часов).
«Уйдите с этого места!»
Шесть лет иноки подвизались на острове, терпя духовную борьбу, внешние искушения. Как оказалось, жителям побережья, отговаривавшим старцев жить на Соловецком ввиду его «неудобства», остров внезапно понадобился для промысла и вообще для жительства. Сюда начали приезжать рыбаки, а один из них даже поселился с семейством. Жившие уединенно иноки об этом, конечно, не знали. Однажды, выйдя из кельи, иноки услыхали они как бы звуки ударов, потом женский плач. По словам жены рыбака, ее били некие мужи, требуя немедленно покинуть остров:
«Уйдите от этого места, вы недостойны здесь жить, потому что Бог назначил его для пребывания иноков; скорее же уйдите отсюда, чтобы не погибнуть вам злой смертью».
Рождение обители
Ему предшествовало то, что иноки, к удовлетворению некоторых мирян, Соловецкий все же покинули. Обстоятельства сложились так, что прп. Герману пришлось отправиться на материк за припасами и задержаться здесь. Тем временем его сподвижник, Савватий, духом узнал о приближающейся кончине. Чувствуя необходимость причаститься Св. Таин, он отправился на «большую землю». Здесь он, в уже знакомой часовне на Выге, встретил игумена Нафанаила, у которого исповедался, причастился. В тот же день подвижник преставился.
По кончине прп. Савватия св. Герман некоторое время жил на материке. Но уже осенью 1436 г. вернулся на остров – с молодым монахом Зосимой. Именно ему было суждено устроить монастырь. Ведь однажды инок увидел образ храма, парившего по воздуху – знак Божия благословения на это дело. Впрочем, поначалу оно казалось невозможным: сразу после Божественного видения подвижников постигло искушение.
Прп. Герман отправился на материк и не смог вернуться из-за начала осенних штормов. Зосима остался на острове совершенно один. Но, когда он, не имея припасов, уже приготовился к смерти, ему встретились два незнакомых мужа. Они принесли хлеб, масло, муку. И стали невидимы. Между тем, сообщения с материком не было, бушевала непогода. И, когда Герман вернулся весной, Зосиме оставалось лишь сказать ему, что его спасло не что иное, как прямая помощь свыше.
С того времени на остров стали приезжать иноки, скоро им потребовались храмы, кельи, и, конечно, духовный руководитель. Прп. Зосима и престарелый уже Герман по смирению не соглашались на игуменство, так что священноначалие несколько раз присылало настоятелей. Но выдержать суровую жизнь на острове было непросто – все приезжие наместники оставляли братию. Наконец, монахи решительно потребовали от Зосимы возглавить монастырь. За послушание ему пришлось подчиниться.
Преподобный скончался 17 апреля 1478 г. А еще через год оставил этот мир последний из трех основателей монастыря, прп. Герман: он преставился в Новгороде, где выполнял очередное поручение наместника по доставлению обители припасов.
Игумен Филипп
Новая эпоха жизни обители начинается со св. Филиппа. Бывший боярин Феодор Колычев, с юности покинувший родительский дом ради иночества, появился в монастыре около 1540 г.
О духовном возрастании послушника почти ничего не известно, но монахом (с именем Филиппа) он стал уже через полтора года. А еще через шесть братия выбрали инока, имевшего, кажется сравнительно небольшой монашеский опыт, игуменом.
«Мудрый эконом и механик обители своей»
Так скажут об нем впоследствии. Духовные дарования св. Филиппа действительно поначалу как бы затмевались впечатляющими достижениями настоятеля по монастырского хозяйства. При нем:
Уклад и хозяйство
Во время игуменства Филиппа расширилось, укрепилось монастырское хозяйство:
Монастырский град
Так ныне именуют весь комплекс построек монастыря, ибо это – действительно целый город:
Архитекторы
История сохранила немногие имена создателей действительно впечатляющих построек: зодчие, делавшие Божие дело, не желали увековечивать себя «в памяти потомков», но искали «Царства Божия и правды его». Среди имен, которые сохранили немногие документы:
Интересные факты и загадки
Строительство Соловецкого Кремля продолжалось не более 15 лет. Между тем, строительный сезон был кратким, а каменные блоки, из которых построена стена, весят до 15 тонн. Историки до сих пор спорят, каким образом, крепость была выстроена столь быстро.
Специалисты полагают, что, возможно крепость была построена на месте уже существовавшей ограды: ведь в дохристианские времена на острове, возможно, было языческое святилище.
Подвижники и насельники
Кроме основателей обители, собор Соловецких святых включает большое количество угодников Божиих. Среди них:
В собор святых монастыря входят десятки также новомучеников, пострадавших здесь в начале XX в.
Испытания веры
Жизнь богатой, процветающей обители, духовного сердца Русского Севера, никогда не была безмятежной.
Эти слова св. Павла приложимы к очень многим эпизодам долгой жизни монастыря.
Жертвы опричнины
В 1565 г. наступило трудное время. Царь Иван IV ополчился на собственную опору – боярство, мешавшее ему править самовластно. Считая себя, как царь, вправе судить и казнить подданных, он начал репрессии против «изменников», разделив территорию страны на свой, или «опричный» («опричь» означает «кроме») удел, куда вошли лучшие земли, и «земщину».
Церковь, видя происходящее, не молчала, отношения с ней царя начали обостряться:
Царь, правда, взял с Филиппа грамоту, чтобы ему
«в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять».
Но выполнить обещанное оказалось трудно. Лишь около года не было казней. Но, когда царь вновь начал «карать изменников», святитель не смолчал. Кульминация конфликта – 1568 г., когда митрополит публично отказался благословить царя, потребовал отменить богопротивную опричнину.
Только в 1591 г. мощи святителя перенесли в родной монастырь, положив под папертью придела прпп. Зосимы и Савватия. Здесь они пребывали до 1652 г., когда повелением царя Алексея Михайловича их перенесли еще раз – в Москву.Сопровождал честные останки Новгородский митрополит Никон, постриженик обители, духовный сын прп. Елеазара Анзерского. Именно с Никоном оказалось связано новое испытание, до которого оставались уже считанные месяцы.
Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Сергей Милорадович. 1885. Государственная Третьяковская галерея
Оборона монастыря и вооружённое восстание против церковных реформ патриарха Никона, против новопечатных книг в 1666 году
В 1653 г. началась богослужебная реформа, проводимая Никоном – уже Патриархом. За не более чем 10 летбыли «исправлены» практически все богослужебные тексты, причем прежние книги было велено уничтожать.
Все это вызвало смущение, недоумение верующих. На Русском Севере многие смотрели на духовного лидера – Соловецкую обитель – поддержит реформу или нет? А монахи несколько лет вели переписку с Патриархом, задавая вопросы, прося разъяснений.
В 1668 г. на Соловки прибыл боярин Хитрово с отрядом стрельцов для проведения «розыска» против непокорных. Но вызванные на допрос старцы не явились, обитель закрыла ворота. Так началось «Соловецкое сидение».
Новый поворот «сидения» вызвал раскол братии. Часть монахов была против вооруженного сопротивления, другие – ожесточились. Наконец, в 1676 г. один из иноков показал царским войскам тайным проход в крепость. Расправа с участниками «сидения» была жестокой, казнены почти все «мятежные монахи». Происшедший уже раскол Церкви она не уврачевала, а углубила. Для монастыря же восстание стало чередой материальных и духовных потерь.
Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года
Осады пограничной крепости
Их в истории обители было несколько.
Нападения шведов
Их известно по крайней мере три:
Взять крепость не удалось ни разу.
Нападение англичан и французов в 1854 г.
Во время Крымской войны сюда подошли два английских фрегата «Бриск» и «Миранда» из объединенного англо-французского флота.
Очевидцы рассказывали, что:
А в 5 ч. вечера англичане услышали звон колоколов к вечерней службе. Тогда они пустили единственное ядро, нанесшее реальный ущерб. Оно попало в икону Богородицы над входом Преображенского собора. Защитники обители ожидали высадки врагов на следующий день. Но те просто покинули поле боя. Ни один защитник обители не был даже ранен.
Революция
События 1917 г. стали для иноков новым испытанием веры. После революции обитель действовала не более 3 лет.
Разрушение и реорганизация
На начало XX в. количество насельников здесь почти достигало 600. Среди них было 246 монахов, более 300 послушников, трудников. В 1920 г. монастырь стал одним из первых, официально упраздненных. На его территории появились две организации:
Красноармейцы у стен монастыря
Соловецкий лагерь особого назначения и музей
С 2010 г. в пос. Соловецком на ул. Заозерной (в здании бывшего барака лагеря) находится экспозиция, посвященная «СЛОНу». Здесь –материалы о судьбах не только заключенных, но некоторых палачей, впоследствии также репрессированных. Среди таковых, например, комендант Александр Ногтев, лично расстреливавший по одному человеку из каждой партии заключенных. Впоследствии сам он осужден за «антисоветскую деятельность».
Впрочем, «музеем» лагеря можно считать весь остров. Приезжающие сюда рассказывают: здесь можно наткнуться на остатки ограждений с колючей проволокой, бараков. Мемориал погибшим – Секирная гора, где многие из них были расстреляны. Ныне здесь, по сути, на кладбище – и множество табличек с просьбами соблюдать тишину в памятном месте.
Мученики
Среди заключенных, как установлено к настоящему времени, были:
10 февраля — память новомученика Иоанна Попова (1867 — 1938). Профессор Иван Васильевич Попов был автором текста обращения православных епископов к правительству СССР, известного как «Памятная записка Соловецких епископов», благочестивый старец-аскет, профессор святоотеческой литературы, автор ценнейших печатных трудов, при составлении «Записки» руководился указаниями старшего среди архиереев на Соловках архиепископа Евгения (Зернова).
В годы войны: школа юнг
Она работала здесь три года, с 1942 по 1945, выпустив около 4000 человек. Среди них – один Герой Советского Союза (радист Владимир Моисеенко). До настоящего времени каждые 5 лет ветераны школы приезжают на Соловки.
Возрождение
Датой его начала считается 25 октября 1990 г., а первым возрожденным храмом – часовня свт. Филиппа.
21 августа 1992 г. в монастырь вернулись мощи прпп. Зосимы, Савватия, Германа в советские годы увезенные в сначала в Петербург.
Археологические раскопки
Они проводились 10 лет, с 1997 по 2007 г., сотрудниками работающего здесь музея-заповедника.
Биологическая станция
Однако на территории обители некоторое время продолжали работать светские учреждения, впрочем, некоторые из них имели «монастырское» происхождение, как, например, биостанция, созданная с 1881 г., при игумене обители Мелетии (Шергине), который сам был естествоиспытателем. С 1899 г. станцию с гидробиологической лабораторией закрыли. А в 1996 об этой давней истории вспомнили. Ныне на Соловках – филиал Беломорской биологической станции, где работают ученые Московского университета.
Музей
До 2007 г. большая часть зданий обители была собственностью музея-заповедника, после чего Министерство культуры решило вывести музей за территорию монастыря. Для него планировалось построить отдельное здание, но впоследствии от проекта отказались.
С 2009 г. еп. Порфирий (Шутов), настоятель обители, стал также директором музея-заповедника, что ныне позволяет примирить интересы ученых и Церкви, обеспечить их соработничество в изучении, сохранении, приумножении природного и духовного наследия.
В одном из интервью настоятель говорит:
«Одна из первоочередных практических задач монастыря и музея – бережная научная реставрация памятников и, в итоге, восстановление дореволюционного облика монастырского комплекса.
Возвращение святынь должно произойти и в сердцах людей – когда главными сокровищами душ станут вечные ценности: любовь, самоотверженность, вера, служение, жертвенность. Ради этого возвращения призваны совместно трудиться и насельники монастыря, и сотрудники музея, и все, кто промыслом Божиим приобщился к соловецкой тайне».
Жизнь сегодня
Сейчас в обители совершаются регулярное богослужение. Утро иноков начинается всегда братским молебном у мощей преподобных основателей монастыря, в храме свт. Филиппа. Ведь возрождение невозможно без их молитвенной помощи.
Святое Богоявление на Соловках, фото: Вячеслав Умнягин
Он состоит из насельников монастыря. Они стараются возродить древнее пение: по будням на службе можно услышать древние распевы из «Соловецкого обихода», которые исполнялись здесь еще в XVI в.
Духовное просвещение
Монастырь с 1994 г. занимается изданием православной литературы – календарей, исторических, богословских сочинений. При нем также работает воскресная школа для детей поселка Соловецкий, библиотека из 12000 книг.
Ремесло
При обители работает уникальная кресторезная мастерская. Здесь делают кресты как для размещения в доме, на его освящение, так и большие, поклонные.
Что посмотреть: скиты, пустыни, подворья, храмы — схема
Сейчас обитель занимает 4 крупнейших острова архипелага.
Подробная карта Соловецких островов, есть что посмотреть
Большой Соловецкий
Здесь находятся большинство храмов, братские корпуса, кроме того – три пустыни, два скита.
Среди других церквей:
Кроме того, на Большом Соловецком расположены:
В некоторых из скитов (например, в Савватиевском) постоянно живут 1-2 инока, в других (Вознесенский на Секирной горе) идут регулярные богослужения.
Большая Муксалма
На это острове площадью всего 17 кв. км расположен Сергиевский скит, до революции один из самых больших. Сейчас храм прп. Сергия здесь разрушен, идет восстановление. Богослужение – водосвятные молебны – совершаются здесь только на дни памяти преподобного.
Большой Заяцкий остров
Несмотря на название, это маленький остров площадью чуть более 1 кв. км. Достопримечательность острова – каменные лабиринты, предположительно – бывшее языческое святилище.
Андреевский скит
Он существует с XVI в., когда здесь постоянно жили 1-2 инока. Во времена лагеря на острове был штрафной изолятор. К настоящему времени восстанавливается храм ап. Андрея. Служба здесь бывает только на Собор 12 Апостолов, 13 июля.
Большой Заяцкий остров — уникальный уголок островов Соловецкого архипелага. На площади всего в 1,38 квадратный километр уместился целый комплекс памятников старины и знаменитые соловецкие лабиринты. Тундровый ландшафт. Тишина и безлюдность зимнего острова умиротворяет, когда пробивающиеся солнечные лучи чуть подсвечивают церковь Андрея Первозванного.
Остров Анзер
Здесь действуют два скита, Троицкий и Голгофо-Распятский. Сохранилась пустынь, где жил прп. Елеазар Анзерский, но пока она не восстановлена. Анзерский остров решением государства является «зоной строгой заповедности», так что посещение его индивидуальными туристами и паломниками считается нежелательным.
Скиты и подворья вне монастыря
Сейчас их насчитывается шесть.
В Архангельске
Подворье известно с XVI в. при храме прпп. Зосимы и Савватия. Церковь возрождена с 1998 г., ее настоятель – иером. Стефан. Приход ведет просветительскую работу, несет социальное служение. С 2002 г. при подворье есть также женская монашеская община.
В селе Фаустово Воскресенского района Московской обл.
Монашеская пустынь известна здесь с 1654 г. Возрождение подворья началось с 1990 г., после восстановления храма прпп. Зосимы и Савватия.
Подворье в Москве
Оно существует с 1992 г. при храме вмч. Георгия Победоносца на Садовнической улице. Эта церковь известна с XVII в.
Подворье обители занимается издательской работой, а также координирует усилия благотворителей по помощи в возрождении Соловецкого монастыря.
В Санкт-Петербурге
Оно учреждено недавно, с 2012 г., при вновь построенном храме Благовещения в пригороде северной столицы (пос. Красная Горка). Настоятель храма сейчас – иеромонах Феодорит.
В Кеми
Подворье существует с 1993 г. Здесь принимают на ночлег паломников. Постоянно живут на подворье 1-3 монаха.
Святыни и мощи
К числу главных из них принадлежат:
Отзывы паломников
Приезжающие на Соловки говорят о впечатляющей красоте этого места, особой атмосфере обители. Вот некоторые отзывы (стиль и орфография сохранены):
«Сейчас нахожусь на Соловках. Приехала уже четвёртый раз. Уезжать не хочется. Вот вроде бы уже всё знаю, везде была, а… тянет вновь. Очень советую посетить всем. Хотя по наблюдениям замечаю – не всем заходит… Но кто проникается, того тянет опять» (Юлия Г.)
«Моё паломничество на Соловках с 24-го по 31-е июля произвело на меня неизгладимое впечатление. Все понравилось: и острова, и монастырь, и еда, и погода, и экскурсии, и богослужения. Тяжело было уезжать из этого уголка рая, обязательно ещё приеду сюда» (Арсений Тюпин)
«Холод… Вот основное ощущение первого дня паломничества. А ведь многие были одеты по-летнему. Им отдали всё, у кого что было лишнего из одежды. Выглядели они очень экзотично; «осоловевшие», — так я называла их. Скоро все мы стали такими. И стали понимать, на какую Святую землю приехали — ходим-то по костям, по крови, пролитой страдальцами в лагерях.
Соловки встретили нас мрачными пейзажами посёлка: двухэтажные дощатые дома с выбитыми стёклами, покосившееся заборы, бурьян, нищета и поразительная тишина… Поселили нас в монастырскую гостиницу со спартанскими условиями проживания.
Собиралась в поездку, представляла себе Соловки совсем иначе, думала, что тут повсюду сверкают золотом храмы… Когда приехала, испытала некое разочарование. А потом, включившись в жизнь монастыря, поняла, что простота, суровость и аскетизм Соловецкой обители дают душе больше, чем торжественная парадность. Здесь такая пронзительная духовность и молитвенность…» (Марина Гарапович)
Чудеса и случаи исцеления
Прикосновение к святыне – чудо само по себе. Но многие паломники рассказывают о чудесах, происходивших здесь лично с ними – часто не ярких, но значимых для души.
Для многих из приезжающих сюда, поездка – молитвенное общение с замученными здесь в советские годы родными. Вот что рассказывает Марина:
А вот чудо, виденное самой паломницей:
Многие приезжают на Соловки с больными детьми, или надеясь исцелить собственную болезнь. А вот случай подлинного исцеления не тела, а души, рассказанный журналистом М.Богатыревым:
«Приехал в не самом лучшем расположении духа, терзаемый жизненными невзгодами и неурядицами. Хотелось привести в порядок мысли, обдумать произошедшее и определиться с будущим. Чувствовал, что Соловки – самое лучшее для этого место. И ожидания не обманули. Господь дал мне возможность побыть здесь долго, больше месяца…
На сей раз свой приезд я начал не с прогулок на природе, а с похода в храм. Сойдя на берег, уже через час стоял на воскресной службе в Филипповской церкви… Вечером следующего дня я впервые по-настоящему исповедовался. Через несколько дней последовала генеральная Исповедь и первое в жизни Причастие. Месяц пролетел как один день, хотя, с другой стороны, кажется, что он тянулся половину жизни. Чуть ли не ежедневно я ходил на беседы к игумену Савватию. Общение с батюшкой было душевным и тёплым…
Часто я уходил в одиночку на берег моря и подолгу сидел, вглядываясь вдаль. Море постоянно было разным: то светлым и нежным, как крем на ладони, то напоминало картину Айвазовского «Девятый вал». Однажды ночью началась сильная гроза. Я вымок до нитки, но остался на берегу. Было странное ощущение – что-то обязательно случится…
Я увидел его совсем рядом – маленький заяц сидел на камне и смотрел на меня. Какая-то неведомая сила заставила его покинуть лес в такую непогоду. «Остров первозданной природы», – мелькнула мысль. Ей на смену пришла другая, более глубинная: «Всякое дыхание да хвалит Господа».Так мы – два Божиих создания – несколько долгих минут сидели и смотрели друг на друга. Кажется – какой пустяк, а я именно тогда окончательно уверовал в Творца…»
Островами спасения именуют Соловки – так было всегда, даже во времена, когда здесь был концлагерь.
«Не бойтесь Соловков, там Христос близко» — эти слова, когда-то сказанные художником Михаилом Нестеровым одному из отправляющихся в заключение, до сих под отдаются в сердце каждого из паломников.