соловецкий монастырь как попасть трудником
Соловецкий монастырь как попасть трудником
Памятка для индивидуальных паломников и трудников, собирающихся посетить Соловецкий монастырь во время паломнического сезона с 1 июня по 30 сентября
Для всех желающих совершить паломничество в Соловецкий монастырь есть общее благословение священноначалия монастыря. Индивидуальное благословение на паломничество испрашивать не нужно. Паломники имеют возможность участвовать в монастырских богослужениях и посещать святые места Соловецкого архипелага с помощью паломнической службы Соловецкого монастыря. Размещение и питание индивидуальные паломники организуют самостоятельно (полезные советы содержатся в разделе «Проживание и питание на Соловках»).
Священнослужитель при желании может разместиться бесплатно в самом монастыре. Священнослужителю необходимо при себе иметь документы от правящего Архиерея о том, что он не находится под запрещением. Просим также священнослужителей быть облаченным в соответствующую их сану одежду.
В связи с ограниченным количеством мест, в монастырских гостиницах проживают только организованные паломнические группы от приходов и трудники обители. Места в монастырских гостиницах для индивидуальных паломников заранее не бронируются, но при наличии свободных мест предоставляются на срок до 4-х дней. Условия проживания: комнаты на 6–10 человек, удобства в коридоре.
Судоводители, механики, матросы для работы на монастырских судах, водители автобуса, повара, экскурсоводы могут быть приняты на работу в паломническую службу Соловецкого монастыря на весь летний сезон за оплату после собеседования и успешной работы в течение испытательного срока при наличии документов, подтверждающих их квалификацию.
Воцерковленные православные христианине (регулярно причащающиеся Святых Христовых Таин), не имеющие вредных привычек (курение, алкоголь) и желающие в летний период (с 1 июня по 30 сентября) от 1 недели до 3 месяцев потрудиться в Соловецком монастыре во Славу Божию, живя по монастырскому уставу, ежедневно посещая все церковные службы, могут приехать в монастырь и обратиться к Благочинному монастыря или его помощникам.
После собеседования с Благочинным монастыря Вам может быть благословлено пожить в качестве трудника в течение двух недель, после чего, в случае соответствия статусу трудника, может быть рассмотрена возможность пребывать трудником и оставшийся срок. Благословение Благочинного можно получить заранее, обратившись по телефону: 8(8183590)298 в будние дни с 10:00 до 11:30 и с 14:00 до 16:00 часов, или письменно по электронной почте (рассказав о себе и целях пребывания) по адресу: palomnik@solovki-monastyr.ru.
Женщина-трудница может потрудиться в Соловецком монастыре в период с 1 июня по 20 сентября, если она православная христианка, может посвятить трудам не менее 10 дней и готова следовать правилам монастырского общежития. Женщины-трудницы посещают богослужения по желанию.
Пожалуйста сообщите в апреле-мае по т. +7(911)5758310, когда и насколько Вы планируете приехать, и подтвердите после того как возьмете билеты.
Проживание в комнатах по 8–10 и более человек, питание 3 раза в день. Проживание и питание бесплатное. Постельное бельё выдаётся, но можно и свое взять, пригодится на подворье в Кеми.
В выходные и праздничные дни можно поучаствовать в паломнических экскурсиях по святым местам Соловецкого архипелага.
Желающие приехать потрудиться в монастыре на срок более 2-х недель должны предварительно получить индивидуальное благословение через паломническую службу Соловецкого монастыря: моб. тел. +7(911)575 8310, e-mail: palomnik@solovki-monastyr.ru
Документов трудникам, кроме паспорта, полиса медицинского страхования и водительского удостоверения (если есть), не требуется. Напоминаем, что пребывание паломников и трудников в Соловецкой обители несовместимо с курением, употреблением алкоголя и другими вредными привычками.
Структур для реабилитации алкогольно- и наркозависимых обитель не имеет.
Ввиду островного положения монастырь также не имеет возможности принимать в качестве трудников людей, нуждающихся в психиатрической помощи или требующих психиатрического наблюдения.
Проезд до Соловков:
Железнодорожным транспортом – до станции Кемь, Мурманского направления. От ж/д вокзала до конечной остановки в поселке Рабочеостровск (10 км) – автобусом №1 (или маршруткой, или, если найдутся попутчики, частной машиной). Здесь находятся подворье Соловецкого монастыря и морская пристань, от которой отходят катера на Соловки. Монастырский катер обычно отправляется в 7:00 часов утра, кроме воскресных дней. Рейсовый катер отходит ежедневно в 8:00 и 12:30. Могут быть и другие, надо сразу узнать на пристани как только окажетесь в Рабочеостровске.
На подворье можно переночевать за пожертвование 250 р. (белье нужно брать с собой или взять за пожертвование на месте) и дождаться прихода судна. За 2–3 дня до приезда нужно записаться на монастырский катер по моб. тел. +7(911)5758310. Сумма пожертвования за проезд в одну сторону на монастырском катере Кемь-Соловки, Соловки-Кемь 2000 руб./чел. Священники, монашествующие и дети до 7 лет бесплатно, до 12 лет – 50%.
На Соловках мужчины-трудники подходят к дежурному в монастыре, женщины-трудницы обращаются лично или по телефону к представителю паломнической службы.
Обратите внимание, что на острове из мобильных операторов работают только «МТС» и «Мегафон».
Соловецкий монастырь как попасть трудником
В жизни насельника обители молитва и труд неотделимы друг от друга. Труд монашеский освящен молитвой. Соловецкая обитель всегда была трудовой. И сегодня братия занята на самых разных послушаниях.
В монастыре проводятся ремонтно-реставрационные работы. Братия совместно с трудниками принимает в них активное участие. Завершена реставрация внутреннего убранства храма святителя Филиппа и примыкающего к нему строения, а также келейного корпуса между Иконописной и Чоботной палатами. Продолжаются работы по восстановлению Спасо-Преображенского собора, Наместнического, Рухлядного, Казначейского, Квасоваренного корпусов, а также работы по благоустройству всех монастырских скитов. Строительные работы ведутся на государственные средства и на пожертвования благотворителей.
Насельники монастыря сами управляют транспортными средствами. Автопарк обители включает в себя несколько автобусов, тракторов, грузовых и легковых автомобилей и экскаватор. Монастырский флот состоит из катеров «Святитель Николай» и «Святитель Филипп», которые перевозят с материка паломников, грузовой самоходной баржи «Преподобный Зосима» и нескольких плашкоутов. В Голгофо-Распятском скиту на Анзере и на Кемском подворье имеются свои морские суда.
В монастыре действуют столярная и швейная мастерские. Братия несет послушания в просфорне и трапезной.
Занимаются насельники обители и сельскохозяйственной деятельностью. На скотном дворе содержатся до десятка коров и полусотни кур. В Савватиеве, у подножия горы Секирной и в Филипповой пустыни выращиваются овощи. Небольшой огород с зеленью находится прямо на территории монастыря. На лугах вблизи Исакова расположены основные монастырские сенокосные угодья. В заготовке сена на зиму братии всегда помогают трудники и паломники.
На всех сельскохозяйственных послушаниях, в швейной мастерской, паломнической службе, воскресной школе, прачечной, в деле помощи больным и престарелым жителям поселка самоотверженно трудятся сестры, проживающие при монастыре.
Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, Архангельская область
На Соловках волонтёрских программ нет, но православные мужчины могут приехать трудниками с 1 мая по 30 сентября. В первую очередь монастырь нуждается в малярах, штукатурах, электриках и плотниках. Чтобы записаться в добровольцы, нужно прибыть в качестве паломника и получить благословение. Живут трудники в комнатах по 6–10 человек с удобствами на этаже.
Добраться до Соловков можно из Санкт-Петербурга или Москвы на мурманском поезде до станции Кемь (от 3000 руб.), а дальше на корабле (1600 руб.) либо на самолёте из Архангельска (около 6000 руб.).
Введенский ставропигиальный мужской монастырь (Оптина пустынь), Калужская область
В Оптину пустынь приезжают работать как взрослые, так и дети. Вот уже 27 лет у стен монастыря с середины июня по конец июля размещается детский православный волонтёрский лагерь. Дети живут в палатках, послушаются в монастыре, ставят спектакли, рисуют, участвуют в соревнованиях.
Добираться проще всего на машине, дорога из Москвы займёт около четырёх часов (по пути стоит сделать остановку в Калуге). Можно ехать и на автобусе до Козельска, а оттуда – на маршрутке. В монастыре есть разные варианты размещения: место в общем номере (200 руб.) или комфортный номер на двоих (2000 руб.). Заявки через паломническую службу: palomnik@optina.ru.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Нижегородская область
Дорога на машине от Москвы – можно сделать остановки во Владимире, Муроме и Арзамасе. Другой способ – поезд: с этого лета введён маршрут Москва–Арзамас–Дивеево по схеме поезд+автобус, цена в одну сторону – 250 руб.
Свято-Покровский женский монастырь, Свердловская область
Верхотурье считается духовным православным центром на Урале. Помимо Свято-Покровского, здесь есть действующий мужской монастырь, несколько храмов и древний маленький кремль. Правила жёсткие: предлагается «оставить мирские привычки и манеры за оградой», следовать заведённому распорядку и спрашивать разрешения для того, чтобы выйти в город. Специального благословения на трудничество не нужно, можно просто приехать.
От Екатеринбурга до Верхотурья добираются на автобусе (от 800 руб.) или поезде (от 2500 руб.), время в пути – около пяти часов.
Буддийская община Шедруб Линг, Свердловская область
Двери единственного на Урале буддийского монастыря открыты для всех – туристов, паломников и волонтёров. Сам монастырь расположен на живописной горе Качканар – местами суровой и скалистой, а местами покрытой альпийскими лугами. В монастыре есть две ступы, храм и библиотека. Также здесь проводят образовательные курсы, и можно совместить приятное с полезным: восполнить пробелы в знании буддизма и поработать на стройке храма. В тёплое время года у монастыря можно разбить палатку, в холодные месяцы жить придётся в общей комнате, а ночевать на полу в спальниках.
Добраться до Шедруб Линга непросто. От Екатеринбурга до города Качканар идёт автобус, время в пути – 4,5 часа (от 600 руб.), далее нужно следовать точным указаниям, которые даны на сайте монастыря (придётся преодолеть пеший подъём длиной 8 км).
Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь, Ставропольский край
Монастырь на склоне Бештау основали афонские монахи в начале ХХ века. Здесь можно не только поработать, но и погулять по пятиглавой горе, насладиться открывающимися со склонов видами на Пятигорск и гору Машук, посетить музей Лермонтова и место его дуэли. В последние годы летом в монастыре многолюдно, помимо паломников и туристов приезжает множество детей и подростков на форум «Зелёный Афон». Если хочется поработать в спокойной обстановке, лучше ехать осенью или весной. Чтобы получить благословение, пишите на beshtau.monastery@mail.ru.
Монастырь находится в 10 км от Пятигорска неподалёку от города Лермонтов. Между населёнными пунктами курсируют маршрутки и такси, время в пути – 15–20 минут, цена – от 35 руб.
Иволгинский дацан, Бурятия
Расположенный в 30 км от Улан-Удэ дацан – главный буддийский монастырь СНГ. Кроме ступ и храмов на его территории находится университет. Паломники и туристы едут сюда ещё и для того, чтобы увидеть нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, который в 1927 году ушёл в нирвану. Иволгинский дацан принимает волонтёров-мужчин и предоставляет им возможность жить и питаться в монастыре. Женщины также могут поработать, но остановиться им придётся в ближайшей деревне. Перед поездкой необходимо связаться с монастырём по тел.: +73014023377 (справочная) или +79834590985 (Тубден-лама).
Добраться до дацана можно от Улан-Удэ на двух маршрутках. Первая – за час и 45 руб. довезёт до села Верхняя Иволга, вторая за 10 мин. и 25 руб. – до монастыря.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковская область
После выхода книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» монас-тырь переживает новый всплеск популярнос-ти. Хотя и раньше жаловаться на недостаток внимания не приходилось – близость Пушкинских гор и Пскова делала его частью увлекательного турмаршрута. Из-за наплыва людей время бесплатного проживания в монастыре может быть ограничено. Мужчины должны связаться с монахом Максимом (+79113697648), а женщины – обратиться в паломническую службу – domlalppm@mail.ru, +79118902163. За информацией можно следить на официальной странице vk.com/pechory.
Добираться удобно от автовокзала города Пскова на автобусе за час и 100 руб.
Сурский Иоанновский женский монастырь, Архангельская область
Крошечный монастырь, где сейчас постоянно живут пять сестёр, очень нуждается в помощи. Каким-то чудом эти смелые женщины управляются с большим хозяйством – несколькими полями, двумя коровами, телёнком и курами. Об этом с неподдельной искренностью пишет на сайте монастыря матушка Митрофания. Помимо сельскохозяйственной деятельности здесь ведётся восстановление разрушенного в советские годы монастыря и строительство Дома милосердия для вдовых священников.
Добираются до Суры на перекладных – сначала до Архангельска, потом на поезде до Карпогор, а оттуда на машине, которую может прислать матушка. Помимо работы и общения с сёстрами трудников ждёт знакомство с природой северного края, настоящий отдых от цивилизации и, если они приедут в начале лета, белые ночи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Соловецкий монастырь (опыт трудника)
Человеческая душа часто ищет покоя. Человеческий ум иногда нуждается в почве для размышлений. К тому же нередко возникает потребность в «иной» жизни. Более духовной. Господи, благослови!
В Спасо – Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (таково его полное название) я поехала трудником в компании с двумя очень верующими и очень душевными людьми, Татьяной и Светланой. Мне хотелось поглубже окунуться в христианство и понять монастырскую жизнь, правила и обряда православия, самой все пощупать и потрогать. И хотелось принести какую-то ощутимую пользу делом своим монастырю. Поэтому трудником. Забегая вперед, скажу, что это, наверное, самый верный способ понять религию, лучше познать себя и познакомиться с такими людьми, которых по жизни встречается очень мало!
Мы не сильно готовились к поездке: лишь купили билеты Москва – Кемь – Москва (ехать в одну сторону ровно сутки), созвонились с Соловецким подворьем в Кеми и договорились, чтобы нас встретили. Не надо бояться ночного приезда поезда Москва – Мурманск в Кемь, так как летом там белые ночи. В Кеми просто светло, на Соловках вообще солнце светит и организм не понимает: спать ему или не спать (такое со мной только на Новый год бывает). От вокзала до подворья ехать примерно минут 20. Подворье находится почти возле причала, в селе Рыбачеостровск, в бывшим здании школы (до революции), потом военного клуба. С 1992 года здесь гостиница для паломников: одна комната, где можно готовить (есть печка) и есть (длинный стол с лавками и шкаф с посудой), и другая комната тоже с печкой, где в три этажа срублены из карельской сосны кровати. Все очень чисто и аккуратно, заведует всем православный татарин Дмитрий, который просит о пожертвовании в 30 рублей с человека. Все идет монастырю. Рядом построена деревянная церковь. Господу помолимся!
Нам сказали, что монастырский катер стоит на причале и надо только дождаться группу украинских паломников из Николаева, которые едут на автобусе всю дорогу. Вот когда они прибудут, нас разбудят и посадят вместе с ними на катер. Но, проснувшись в 9 утра, мы обнаружили, что народа так и нет. Подскочили с вопросами – что такое, когда поедем. А нам так спокойно говорят: «Шторм. Никуда не поедете, пока погода такая. И николаевцев еще тоже нет!»
Был сильный ветер, очень холодно, пасмурно и сурово. Истинный север! Собирали багульник, то и дело смотря под ноги, чтобы не наступить на колючую ржавую проволоку, оставшуюся здесь после лагеря. Потом прошлись немного вдоль воды, и вернулись на подворье пить чай и согреваться. Чай мы всегда пили черный с мятой и с медом. Так вкусно – я первый раз в жизни так чай пью!
Часам к 11 приехали николаевцы со своим владыкой. За час женщины приготовили еду и они, помолившись, сели обедать. Их владыка благословил и других паломников на еду, и мы своей компанией (нас трое, та женщина с мужем и еще 5 студентов тоже из Москвы) накрыли стол в соседней комнате со шпротами и огурчиками. Кто-то сбегал в магазин на причале и купил много местного вкусного хлеба. К чаю достали постные пряники и печенье, ибо Петров пост шел. Молочное и мясное нельзя (поэтому шоколад только горький, черный).
И вот паломники объединились. Нашлись! Можно было бы конечно красиво сказать, что вот шли мы бедненькие с разных концов нашей родины матушки поклониться Соловецким угодникам, и эта наша цель и усердие в вере объединила нас еще на земле, на материке. Но шли мы все из Москвы, и даже в общем-то не шли, а ехали на поезде, и цели у нас были разные: кто-то с палатками по соловецкому архипелагу собирался путешествовать, кто-то трудиться, кто-то поклониться угодникам, но жить в нормальной гостинице. И все-равно: мы вместе и плыть нам уже будет легче. Ведь говорят, долго плыть.
Здесь пахнет деревенским домом, печка топится, дрова потрескивают. После еды помолимся Николаю Чудотворцу. Он защитник путешественников, бури усмирять может. Мы верим. Только вот приходит Дмитрий и говорит, что, наверное, нам тут ночевать придется, потому что шторм продолжается. Мы головы склонили, внемлем тихо. А он дальше продолжает: «Не забывайте, что не одни ночевать будете. К вечеру еще пара автобусов приедет и чтоб всем хоть немного поспать, надо будет по очереди во двор выходить, стоять, а кто-то в это время спать будет». И никто из нас не понял, что это – шутка! Потому что шторм кончился! И мы едем в 16 часов! Хвалите имя Господне!
Монастырский катер «Святитель Николай». Солнце, ветер. Смотровые вышки, оставшиеся от лагерей, все меньше и меньше. Волны, брызги. На носу бабушки паломницы поют молитвы. Мы смотрим на голубое небо, на икону Николая Чудотворца на мачте, на синюю-синюю воду, на белые барашки. Брызги от катера на солнце превращаются в радугу! А вода под нашим кораблем бело-зеленого цвета, пена бурлящая. Островов больше не видно. Вышли в Белое море. После двух часов плавания мы его уже видим!
Средь бурного белого моря
Есть остров красивый на вид.
Купаясь на водном просторе,
Он в тихую пристань манит.
Все паломники, закутанные в платки, в куртки высыпали на палубу. Лица радостные, фотографируют, все смотрят на главный храм. Вот уже и стены видны, вот ведь уже и в бухту Благополучия зашли. Прибыли!
И звон колокольный несется
Как призыв в обитель святых,
И сердце восторженно бьется
При виде крестов золотых.
На причале группу встречают обычно Марина, Ксения или Вика.
Вика – девочка из 10 класса, почти местная. Почти, потому что она здесь родилась, но в 7 классе переехала в Иваново, где доучивается сейчас в школе – интернате. Летом она приезжает сюда, работает в монастыре, помогает маме. Все ее бывшие одноклассники, даже пятерочники, спились. И ничего больше в жизни не хотят. У нее в аттестате пока всего 4 четверки, остальные пятерки. Еще не знает, кем хочет быть. Может быть, юристом. Она очень умненькая. Тут ее все знают и она делает все, о чем ее попросят: моет катера, работает на кухне. И с ней всегда весело. А расставаясь с нами, она даже всплакнула. Да и мы тоже… Спаси ее Господи!
Паломническая гостиница находится у стен монастыря, там же где почта и телефон. Это двухэтажное здание, с очень чистыми туалетами в коридоре, одной кухней с печкой и многими комнатами. Комната для трудников была под номером 1, с видом на монастырь и Священное озеро. Там было 11 железных кроватей, 1 стол и два стула. Жить было можно. Ксения выдала нам по 2 простынке (но лучше привезти постельное белье с собой, потому что здесь нет горячей воды, стирать приходится на руках и часто, и лучше поберечь труд послушников и сэкономить им время для чего-то другого), 2 одеяла и спать было хорошо и даже не холодно. Поселились и пошли в церковь святителя Филиппа, где проходит утреннее и вечернее богослужение. Было уже около 9 вечера, уже закончили целовать крест и только несколько паломников еще стояли в очередь, чтобы прикоснуться к святым мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа.
Основание Соловецкого мужского монастыря относится к 1429 – 1436 годам, когда Савватий из Кирилло-Белозерского монастыря ушел на Валаам, а потом стал искать места еще более отдаленные. Тогда же к нему присоединился Герман, который уже бывал в здешних местах.
С молитвой деревья пилили
И крест воздвигали в глуши,
У Бога же силы просили
Обитель устроить в тиши.
Им чайки да звери служили,
Питались растеньем одним,
Начало трудам положили
И путь указали другим.
Поздней подвизались другие:
Зосима, Филипп, Иринарх.
Останки их всем дорогие
Хранятся нетленно в мощах.
После поклонения святым мощам нас отвели в паломническую трапезную, где мы успели поужинать. Здесь рядами стоят деревянные столы для братьев и сестер, висят иконы. За трапезой кто-то из мужчин – паломников читает истории из Жития Святых, с тем, чтобы мы при приеме пищи сосредотачивались на духовном, и благодарили Господа за то, что он дал. Кроме того, трапеза считается из-за этого продолжением службы.
В этот раз были макароны с фасолью и сладкий тепловатый чай. Потом Марина сказала, чтобы мы остались помогать здесь в течение всего нашего пребывания на Соловках. Меня в этот раз попросили собрать грязную посуду (этим отличаются новички в монастыре – они всегда оставляют за собой посуду на столах) и накрыть столы для следующей трапезы, завтрашнего обеда. Моя мысль: «Отлично. Слава Богу, что мыть полы не поставили. Господи, да что ж это я так думаю плохо. За такое тебе, Наташа, надо наоборот швабру в руки»… Меня позвали и сказали, что надо начинать мыть полы. Я была рада. Выкручиваю грязную тряпку и думаю: «Ладно, хорошо еще, что не посуду мыть: она вся жирная, моющее средство надо экономить, воды горячей тоже мало, плескаться в одной большой раковине с уже нечистой водой удовольствие малоприятное». И снова себя одернула. Как нестыдно! Домыла полы и пошла проситься мыть посуду.
На следующий день мы с Татьяной загрузились по полной программе. Дело в том, что к 9 утра каждый трудник должен подойти к братской и дождаться отца Герасима, который держит в уме все работы монастыря и благословляет на необходимые. («Утреннее богослужение начинается в 6 утра, а после братского молебна братия, паломники и трудники исходят на послушание»). Мы решили, что надо попросить у него благословения работать дальше в паломнической трапезной и вообще благословения на житье при монастыре (хотя Ксения говорит, что, если она нас уже разместила, то «…считайте, что благословение вы итак уже получили»). Но мы все равно дожидаться отца Герасима хотим. А он вышел, смерил нас взглядом и благословил картошку пропалывать на Секирной горе.
Секирная она называется потому, что однажды, уже после того, как преподобные Савватий и Герман поселились здесь, в народе с местных островов и земель пробудилась зависть и жадность: почему монахи нездешние заняли наш остров, мы тоже будем на нем жить. И вот поселился здесь рыбак с женой. Но однажды, преподобные Савватий и Герман увидели у подножия горы плачущую женщину. Она рассказывала, что ее секли прутьями два светлых юноши и говорили они ей, что жить им здесь нельзя, что устроится здесь «жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие». С тех пор до образования лагеря в 1923 году здесь жили только монахи.
На Секирной горе, одной из самых высоких точек острова Большой Соловецкий, находится Свято-Вознесенский Скит. Туда на машине от монастыря минут 20 езды. Руководила нами Надежда, тоже послушница, давно живущая при монастыре. С нами вместе пропалывали картошку два монаха из этого скита. После прополки и окучивания, умылись колодезной водой, и монахи с Надеждой показали нам храм. Были мы и на смотровой площадке (открывается красивый вид на округу из лесов, озер и моря; собственно в храме над куполом был устроен маяк) и спустились потом по длинной-длинной лестнице с горы к Поклонному кресту, воздвигнутому в 1992 году в память о всех погибших узниках Соловецкого лагеря.
К обеду нас привезли в монастырь, а после мы остались на кухне помогать готовить полдник и ужин. Полдник в 4 часа представляет собой не съеденную с обеда еду. Ужин после вечерней службы, то есть около 9. Утренний молебен и вечерняя служба здесь длятся гораздо дольше, чем в городских храмах. И читают молитвы и поют медленнее. И красивее. А как нежно поют мужские голоса хора братии монастыря! Кажется, что поют ангелы! А как вкусно пахнет воском и ладаном! Это настолько умиротворяет, настолько сильно погружаешься в мысли о Боге, настолько сильно восприятие Иисуса Христа, что просто невозможно быть неискренним и со всем сердцем просишь покаяния и прощения у Бога, просишь за всех людей. Помилуй нас, Господи, помилуй нас…
После всех работ на кухне, которые заканчиваются часам к 10 вечера, мы еще любили прогуливаться вокруг монастыря, сидеть на причале, где на ночь застывают «Святитель Николай», «Святитель Зосима». А стены действительно неприступные, из огромных валунов сложенные, которые уже от старости мхом ржавым покрылись. А на вечернем – ночном солнце все это так и сияет красными оттенками. За такими стенами немудрено 8 лет просидеть. Это я к эпизоду в истории монастыря, который вошел в историю под названием «Соловецкое сидение». Когда монахи в 1657 году обнаружили неприемлемые для них новшества в присланных из Москвы книгах (реформы патриарха Никона), они эти книги спрятали и засыпали царя Алексея Михайловича посланиями, исполненными протеста. Мирные способы переговоров с монахами не к чему не привели и на остров для усмирения были посланы царем отряды стрельцов. Так вот, монахи отсиживались за стенами монастыря с 1668 по 1676 год. И может быть, дальше – дольше, но было предательство, и монастырь был взят.
В свою гостиницу возвращаемся обычно около 12. Акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману, каноны перед причастием, молитвы на сон грядущий. На дверях комнат, где живут послушницы и трудники висят молитвы. Если хочешь зайти, то стучишься в дверь, читаешь вслух молитву и заходишь.
Суббота и воскресенье у трудников считаются также выходными. Но те, кто проходил послушание на кухне, должен был трудиться и там.
Мы выступали маленькими помощниками повара: нарезали картошку, терли морковку, перебирали от червячков сухофрукты и перловку, ломали спагетти (чтобы как вермишель была, чтобы ложкой есть удобнее, так как вилками не пользуются), чеснок терли. К слову – наломать 30 пачек спагетти или натереть на мелкой терке 30 головок чеснока – больно, но можно. Начистить мелкой рыбы путасу на 50-литровую кастрюльку, склонившись над краном с ледяной водой тяжело. Помешивать кашу «веслом» (лопаточка такая специальная на большую кастрюлю), стоя у печки, тоже непросто. Но все учит смирению и терпению. Процессом руководила Светлана. Более смиренного, доброго человека я не встречала! Она не повар, но как вкусно у нее все получается! И как она все точно может рассчитать когда на 60, когда на 80 человек! Послушание такое у нее с прошлого лета. Варит вкусные щи, рагу, компоты, каши, расстраивается, когда что-то не получается, но бросить не может – послушание. Светлана из Минска, не работает, каждое лето приезжает сюда. Мы почему-то решили, что она готовится в монахини.
В свободные часы между обедом и полдником и между полдником и ужином мы гуляли по острову. Например, к лабиринтам. Таких языческих капищ, выложенных из булыжников людьми каменного века, в мире всего 50. Из них 30 здесь: на Заяцком острове, на Большом Соловецком.
Вечерняя субботняя служба с 17 до 22:00. Тогда же проходит и исповедь, где священник, являющийся свидетелем человеческой исповеди перед богом, решает, можно ли тебя допустить к причастию или нет. Причастие в воскресенье утром. Служба долгая. Если нет сил стоять, то можно присесть на скамейки, стоящие вдоль стен храма. Смотришь проникновенно на икону Богоматери, оклад которой вышит голубым бисером, слушаешь хор и чувствуешь, как благодать снисходит на тебя. Благословен еси, Господи!
На ужин гречка, салат из капусты, редиски и свеклы, той самой свеклы, которую мы терли. Так приятно видеть, что твой труд не пропал даром, и все едят салат и нахваливают: «Сестрички, вы готовили? Очень вкусно! Спаси Господи!». А еще так здорово, когда тебя называют «сестричка», а тебе они все «братья и сестры»!
После ужина чистка рыбы на завтра, мытье полов, ступенек… До комнаты еле доплелись. Зато (видимо, чтоб бодрость духа не терять) у нас в коридоре репетирует женский хор из Николаева. И так они красиво поют, что слезы наворачиваются. Они готовятся к завтрашней праздничной службе, которую будет читать их владыка! Ибо завтра, 3 июля – праздник всех святых, в земле российской просиявших. И крестный ход вокруг монастыря с иконами, фонариками, хоругвями и небольшой пестрой паствой, следующей за монахами!
Еще мы ездили на Филиппову пустынь, но оказалось, что там картошка взошла плохо и полоть ее еще рано (тут вообще в конце июня сирень и яблони зацветают!), поэтому мы испили колодезной водицы и просто собирали незабудки и валялись на травке, ждали пока за нами приедут. Благодать!
Мы здесь чуть ли не единственные, у кого есть обратный билет. Все остальные в монастыре так долго, как Бог даст. Вообще, пробыв на Соловках семь дней, нам нисколько не хотелось обратно. Старожилы так и говорят: две недели минимум! Тогда и поработать сможешь и кое-что посмотреть. Дело в том, что трудников Марина старается бесплатно пристроить на всевозможные экскурсии. Но делается это естественно с разрешения того, у кого ты проходишь послушание. Он – то и решает, много ли сегодня работы или нет, справятся ли здесь без тебя и вообще – заслуживаешь ли ты экскурсии.
Мы два раза отпрашивались у Светланы на обзорную экскурсию по монастырю и на Большой Заяцкий остров. И то, старались, чтобы в это время на кухне был кто-то еще, кто бы ей помог: Вика, или Ольга, трудница из Питера с сыном, или Виктор из Апатитов. Виктор – тоже золотой человек, очень верующий и очень добрый. Всегда, когда с нами прощался, говорил: «Сестрички, ангела хранителя и Бог вам в помощь!» У него были больные ноги, ходил он еле-еле, но и у него на кухни были свои обязанности: он наполнял хлебницы и ведал, сколько хлеба осталось, а сколько надо еще взять, и топил печку. Топил печку досками, которые братья – реставраторы скидывали с крыши соседней чоботной палаты. Они же их ему притаскивали на второй этаж, разрубали, а Виктор выкручивал из них старые длинные гвозди (XVII век между прочим!) и подбрасывал в печку. Была и обязанность у сына Ольги, Вадика: он снимал полотенца с хлебниц и, когда наступало заветное время, открывал дверь и приглашал братьев и сестер к столу. Они шумно заходили в трапезную, вставали у своих столов, и молились.
Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Экскурсия «на Зайчики» занимает примерно 3 часа, ведет ее Марина, которая так интересно рассказывает!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертый помилуй нас!
Обзорную экскурсию по монастырю (длится три часа) вела послушница Надежда. С ней-то мы и зашли в восстановленный Спасо-Преображенский собор с новым иконостасом, который освятил наш патриарх Алексий II. Он же является и главным настоятелем монастыря. А еще Надежда обратила внимание, что, оказывается, на 500 – рублевой Купере изображен Соловецкий монастырь.
Впечатлений столько, что, приходя на полдник, кажется, будто пришел на обед в новый день.
Вечером в нашей комнате оживленно: кто принес морскую капусту – длинную лентообразную слизь, кто рассказывает, как совершали паломничество в Шамордино и были трудниками в Оптиной (где «режим Пиночета»), кто рассказывает, каким долгим, но красивым оказался путь на остров Большая Муксалма. Мы уже всех знаем: две женщины из Белоруссии здесь помогают в храме и в монастырской пекарне, две из Москвы трудятся на грядках, одна бабушка из Питера. Бабуле той без одного годочка 70, она сюда на все лето приехала и помогает матушке в братской трапезной. Устает страшно, по вечерам даже плачет иногда, плачет и приговаривает «Господи, прости мою немощность и греховность», а утром снова к 6 на молебен и снова за работу.
Ну вот, на экскурсию не пошли, зато прогулялись до Филипповских садков. Это в 30 минутах ходьбы от монастыря. Насыпная из валунов дамба, построенная при игумене Филиппе, где монахи держали пойманную рыбу, как в холодильнике. Камни эти до сих пор лежат, а море оттуда бесконечно далекое открывается. Я ножки помочила, вода холодная, но так здорово потом по теплым валунам прыгать! И опять ножки помыть можно, а то ведь мы тут только один раз в душ сходили, в гостиницу «Соло» (пускают в номер с душем за 70 р на полчаса) Здесь так красиво! И вот после этой рыбы и небольшого кризиса я подумала, что тут не то чтобы страдаешь, а терпишь. Претерпеваешь невзгоды и лишения быта и гигиены, учишься быть терпимым и смиренным. И обходишься минимумом, и живешь в гармонии с собой. Тут так душевно существуешь, что хочешь этим душевным спокойствием поделиться с другими!
Сидим, бывало, на кухне, к обеду все уже приготовили, дел особых нет, а уходить не хочется. Пьем чай с вареньем, которое кто-то из паломников пожертвовал, определяем из каких ягод сварено и беседы ведем о Боге, о людях, которые все больше на зверей похожи, о добрых людях, которых не так много, к сожалению, в нашей стране, о наносном, которое приходит и также уходит, превращаясь в пыль. Татьяна говорит, что иногда фразы Виктора похожи на монологи из «Андрея Рублева» Тарковского. Не смотрела, но сама чувствую, что такие разговоры как здесь, в том, другом мире никто не ведет. А Виктора собственно хочется назвать человеком «не от мира сего», потому что мир сей все больше и больше расходится с добродетелями, а Виктор очень добрый! Потом дружно молимся (Светлана кстати всегда утром говорила: «Перед началом дела помолимся», а когда ей говорили, как все вкусно, она скромно отвечала: «Потому что с молитвой готовится»), а там уж и братьям и сестрам дверь к обеду открывать надо. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков! Аминь.