сокровищница в храме у евреев

Сокровища Иерусалимского храма

сокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреевсокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреевсокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреевсокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреевсокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреевсокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреев

сокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреев«Здесь не останется камня на камне», – именно такие слова, согласно Евангелию от Матфея, произнёс Христос о судьбе Иерусалимского храма. Это пророчество осуществилось через тридцать с небольшим лет после Крестной смерти Спасителя. Храм был разрушен римлянами до основания. Сохранилась лишь часть опорной стены, поддерживающей огромную земляную насыпь, на которой стояло здание – иудеи называют этот артефакт «Стеной плача». Уцелело ли что-нибудь из богатого убранства священного здания? Долгое время было принято считать, что ровным счетом ничего. Однако, в середине двадцатого века появилась призрачная надежда найти сокровища Иерусалимского храма.

Среди кумранских рукописей – древних документов, обнаруженных в 1947 году в Палестине, в местечке Кумран близ Мертвого моря,один свиток выделялся особо. Текст был написан не на коже и не на папирусе, а на листе меди. За два тысячелетия металл окислился, стал хрупким и грозил рассыпаться при разворачивании. Несколько лет правительство Иордании, на территории которой проходили исследования, препятствовало научному изучению документа. В сентябре 1953 году немецкий профессор Карл Георг Кун, изучив медный свиток в свернутом виде, предположил, что он содержит инвентарную опись сокровищ – возможно, принадлежавших Иерусалимкому храму и спрятанных во время иудейско-римского противостояния в первом веке. А еще спустя два года документ был направлен в Великобританию, в Манчестерский технологический институт, где под руководством члена Международной кумрановедческой группы Джона Марко Аллегро была проведена подробная дешифровка древнего текста.

С помощью специально изобретенной установки медный кумранский свиток был разрезан на двенадцать сегментов – это позволило учёным полностью прочитать текст, и убедиться, что речь в нём действительно идет о неких спрятанных сокровищах! Неизвестный автор называл места, где схоронены богатства, но это ничуть не проясняло, где их искать. Перечисленные в медном свитке названия районов и другие топографические ориентиры оставались загадкой для учёных. Ясным было лишь общее количество таинственных сокровищ – оно равнялось шестидесяти пяти тоннам серебра и двадцати пяти тоннам золота!

Сразу же после дешифровки загадочного манускрипта были высказаны первые предположения о его происхождении. Прозвучала версия, что это всего лишь отображение народной легенды о сокровищах Иерусалимского храма. Однако, многие ученые склонялись к мнению, что речь идёт о реальных драгоценностях, которые священники успели вывезти и спрятать до того, как римляне подавили восстание иудеев и разрушили Иерусалим в семидесятом году.

Но было ли в Иерусалимском храме такое количество золота и серебра, как указано в Медном кумранском свитке? Безусловно! Храм в жизни древних евреев был не только культовым зданием. Иудейская система жертвоприношений предполагала регулярные вклады каждого еврея в храмовую казну. Храм фактически был национальным банком. Само сооружение, согласно описанию в Мишне – собрании устных еврейских законов, отличалось роскошью. Священная часть храма – Святая святых, была полностью покрыта золотом. Золотом и серебром были отделаны все ворота и двери. Над ступенями, ведущими внутрь храма, свисала золотая виноградная лоза, усыпанная кистями в человеческий рост – чтобы ее поднять, требовались усилия трехсот человек. Золотой была абсолютно вся утварь храма. То есть, сокровища, описанные в Медном свитке, вполне могли быть частью храмового богатства!

Однако, в 2001 году во время раскопок в Римском Колизее немецкие ученые нашли мраморную плиту, надпись на которой, переведенная профессором Гальдербергского университета Гезой Альфёльди, умерила надежду искателей сокровищ Иерусалимского храма.

Массивная мраморная перекладина с заурядным объявлением о проведении ремонтных работ в Колизее скрывала тайну – на ней сохранились шестьдесят семь отверстий от предыдущей надписи. Строчки были реконструированы, и вот что получилось: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал создать новый амфитеатр на доходы от продажи трофеев войны». Упомянутый император заслужил звание полководца во время подавления иудейского восстания в шестьдесят шестом – семидесятом годах. А строительство Колизея началось через пять лет после разрушения и разграбления Иерусалима и обошлось римлянам, по недавним подсчётам учёных, в двести миллионов евро в переводе на современные деньги. Вполне вероятно, что в этом денежном потоке утонули и сокровища, упомянутые в Медном кумранском списке.

История израильского народа отражена в Священном писании, как путь возвращения человечества к Богу. В те времена, когда все земные племена отвернулись от Создателя, уклонились в язычество, лишь иудеи хранили единобожие, как связь со Творцом. Центром поклонения Богу на протяжении многих веков был Иерусалимский храм. Построенный царём Соломоном в десятом веке до Рождества Христова, он разрушался оккупантами и восставал из праха, бывал разграблен, и вновь обретал великолепие. Он оставался духовным центром Иерусалима, сердцем и смыслом древнего города – до того момента, когда Богочеловек Иисус Христос вышел на проповедь, а иудеи не признали в Нём Мессию и предали на Распятие. По слову Спасителя, от величественного храма не осталось камня на камне, и сокровища, накопленные столетиями, развеялись прахом по ветру времён.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Иерусалимский храм как финансовый центр

сокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреев

Книга представляет попытку понять сущность и закономерности развития современного мира финансов путем раскрытия некоего «генетического кода» земной истории человечества. Автор показывает поразительное сходство многих особенностей современной финансовой системы с теми системами, которые существовали в древности. На основе Священного Писания, трудов Святых Отцов, научных исследований воссоздается древняя финансовая история еврейского народа. Показывается, что Иерусалимский храм был не только духовно-религиозным центром, но также финансовым центром древних евреев. После вавилонского пленения еврейский народ стал носителем «духа капитализма», перехватив эту эстафету от обитателей древнего Вавилона. Раскрывается духовная сущность современной капиталистической системы как олицетворения каинитской цивилизации, берущей свое начало от истоков существования человечества. Работа адресована всем читателям, интересующимся историей, финансами, религией.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иерусалимский храм как финансовый центр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Иерусалимский храм как казна

Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм [56] и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир [57] ; возьми его и отдай за Меня и за себя.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты.

Остерегайтесь книжников, которые… поедают домы вдов.

2.1. Иерусалимский храм как финансовый и экономический центр Иудеи

Кроме богатств, которые нужны были для отправления религиозных обрядов (храмовая утварь), а также запасов продовольствия (для прокормления священников), в храме еще хранились сокровища, которые были, выражаясь современным языком, «финансовыми активами», или «ликвидными активами». Это были запасы монет и драгоценных металлов, которые выполняли функции денег и которые составляли казну храма. Ведь — еще раз подчеркнем — храм в Иерусалиме выполнял не только богослужебные функции, но также финансовые. Можно назвать три основные финансовые функции храма:

— сбор налогов и податей для обеспечения функционирования храма, а также отчасти для решения некоторых социально-экономических проблем еврейского народа;

— обеспечение сбора налогов для метрополии (т. е. государства, под властью которого находилась Иудея);

Безусловно, основной была первая из названных функций. В разные моменты времени храм выполнял одну, две или все три финансовые функции.

В эпоху Первого храма складывалась национальная финансовая система иудеев. Это было время, когда они имели свое государство. Соответственно, финансовая система древних евреев в то время включала два основных компонента:

а) государственные финансы (казна царя);

б) финансы Иерусалимского храма (казна храма).

Изначально казна храма создавалась для того, чтобы обеспечивать, прежде всего, нормальное функционирование самого храма — выплачивать жалованье священникам и левитам, осуществлять ремонт и строительные работы в пределах храмовой территории, приобретать необходимые для богослужений предметы (масло, ладан, вино, священнические одеяния и т. п.).

В истории еврейского народа случались «чрезвычайные ситуации» — например, голод или пожары. В таких случаях из казны храма могли выделяться средства для помощи нуждающимся жителям. В отсутствие государства храм мог выполнять и некоторые другие квазигосударственные функции — например, поддержание систем водоснабжения в Иерусалиме, ремонт дорог и улиц в пределах городских границ (особенно накануне больших праздников).

Читаем у К. Каутского: «Храмовые сборы и паломники должны были приносить огромные суммы денег в Иерусалим и кормить там немало людей. За счет культа Яхве жили в Иерусалиме, прямо или косвенно, не только храмовые священники и книжники, но и лавочники, менялы, ремесленники, а также селяне, земледельцы, скотоводы из Иудеи и Галилеи, находившие в Иерусалиме прекрасный сбыт для пшеницы и меда, для овец и коз, для рыбы, которую они ловили в море или Генисаретском озере и отправляли в Иерусалим в сушеном или соленом виде» [66]

Источник

Храмовое сокровище Иерусалима

сокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреев

Содержание

Состав храмового сокровища

Иерусалимский храм как экономический центр

В результате централизации культа при Иосии храм в Иерусалиме стал экономическим центром: «В этом смысле он служил казначейством, банком, налоговой службой и (с персидского периода) монетным двором». В Неем. 10.39-40 LUT описываются различные товары. хранились в сокровищнице Второго Храма в персидский период. В последующий период храмовый налог, поступавший в Иерусалим со всей диаспоры, стал самым важным компонентом храмовых сокровищ.

В эллинистические времена

Менелай, член иерусалимской священнической аристократии, дал обещание Антиоху IV в 172 г. до н. Э. Увеличение дани на 300 талантов в обмен на должность первосвященника. Когда Менелай задержал эти выплаты, он сначала смог разрядить ситуацию, подкупив ответственного чиновника Андроника храмовым инвентарем ( 2 макка 4,32 LUT ). Андроник впал в немилость по другим причинам и был казнен. Антиох теперь настаивал на возмещении обещанной суммы Менелаем, а Менелай не хотел и не мог выплатить эту сумму из своих личных активов или собрать ее за счет сбора от высшего сословия Иерусалима. Итак, Лисимах, брат Менелая, со своими знаниями взял определенную сумму из храмовых сокровищ.

В царстве Ирода

Поскольку сам Ирод не происходил из священнической семьи, для его правления критически важно было контролировать занятие первосвященства. Ирод использовал храмовые сокровища для финансирования своего нового храма.

Когда Монетный двор Тира в 19 г. до н.э. До н.э. прекратил производство серебряных шекелей, Ирод выкупил право этого города на чеканку и перенес его в Иерусалимский храм, где с тех пор чеканили тирские шекели, храмовую валюту. Иерусалимский монетный двор можно идентифицировать (согласно Яакову Мешореру ) по греческим буквам ΚΡ (сокращение от KΡΑΤΟΣ, «правило»), выбитым на монетах.

В римской провинции Иудея

Контроль за сокровищами храма

Управление сокровищами храма

Капитан храма (סגן саган ) командовал охраной, которая (в дополнение к другим задачам контроля на территории храма) охраняла сокровища храма. Казначеи (גזברים gizbarim ) отвечали за финансы святилища; אמרכלין аммаркелин, вероятно, занимали подчиненную должность в финансовом управлении.

Хранение храмовых сокровищ

В Храме Ирода храмовый дом использовался для хранения храмовых сокровищ. Согласно Мишне (Миддот IV 3) на нескольких этажах с северной, южной и западной сторон было в общей сложности 38 камер; с восточной стороны был большой входной портал. В Мишне (Щекалим V 6) также упоминаются две палаты: одна камера функционировала как своего рода социальный фонд, в который платили анонимные жертвователи и из которого поддерживались бедные члены благородных семей. Другая камера использовалась для хранения ритуальных устройств, посвященных храму верующими; казначеи исследовали эти дары, чтобы увидеть, следует ли использовать их в культе, в противном случае они были проданы, а вырученные средства переданы в храмовую сокровищницу.

Использование сокровищ храма

Важнейшей задачей было поддержание культа. Кроме того, был ряд других применений, которые еврейское население считало законными, но только по указанию Смотрителя храма:

Несанкционированное изъятие денег из храмовой сокровищницы (обзор)

Еврейская война

С завоеванием Иерусалима в 70-м году Тит и Веспасиан добыли себе подходящие предметы, которые должны были сыграть роль в их долго подготовленном триумфальном шествии. Сюда входили ценные ритуальные предметы из храма (менора, хлебный стол, свиток Торы ). Большая часть захваченных храмовых сокровищ хранилась в Кесарии зимой 70/71 г. и доставлена ​​в Рим морем.

Источник

Сокровищница в храме у евреев

сокровищница в храме у евреев. Смотреть фото сокровищница в храме у евреев. Смотреть картинку сокровищница в храме у евреев. Картинка про сокровищница в храме у евреев. Фото сокровищница в храме у евреев

В одном из лучших фильмов сериала об Индиане Джонсе Джордж Лукас и Стивен Спилберг отправляют своего героя на поиски легендарного ковчега Завета – одного из самых сакральных артефактов человечества, стоявшего в святая святых Иерусалимского храма. Выбор сюжета для блокбластера был, безусловно, не случаен…

На протяжении многих столетий кладоискатели, мистики, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского храма. При этом они основываются на свидетельствах Тацита, Флавия и других древних историков о том, что именно в храм на протяжении столетий стекались огромные пожертвования – сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей. Все это – не считая золотого храмового светильника (меноры), столов для хлебов вознесения, умывальников священников и других аксессуаров храма – представляет сокровище, стоимость которого невозможно выразить ни в каких цифрах. А ведь в Иерусалимском храме хранились и другие, сакральные реликвии. Одно упоминание о них заставляет трепетать сердце любого мистика – посохи пророка Моисея и его брата Аарона, ковчег Завета, кольцо и корона царя Соломона…

Трудно поверить, что все это было уничтожено или бесследно исчезло. И потому поиски сокровищ Иерусалимского храма продолжаются. Причем, по общему мнению, мест, где они могли бы быть спрятаны, не так уж и много…

ТАМ, ГДЕ СТОЯЛ ХРАМ…

Одно из известных еврейских преданий утверждает, что главные сокровища Первого Иерусалимского храма были спрятаны в самом храме – в подземелье, где царь Соломон, по преданию, томил демонов, или, если угодно, джиннов. Сейчас здесь располагается мечеть «Купол Скалы»; в сущности, она специально была построена именно там, где, согласно Библии, размещалась святая святых храма, а еще раньше, в дохрамовые времена, находился камень, на котором Авраам едва не принес в жертву своего сына Исаака.

Проведение каких-либо раскопок на территории иерусалимской Храмовой горы в течение последних столетий строго воспрещалось мусульманским духовенством, и потому мы можем только догадываться о том, какие тайны хранят ее недра. И все же, судя по всему, смельчаки, решавшие на свой страх и риск произвести здесь раскопки, время от времени находились.

Просматривая подшивку выходящей на иврите в начале ХХ века в Палестине газеты «Херут» («Свобода»), автор этих строк наткнулся на бушевавший весной 1911 года грандиозный скандал, связанный с именем британского офицера капитана Монтегю Браунеля Паркера. Участник Англо-бурской войны, авантюрист по натуре, Паркер подкупил шейха мечети «Купол Скалы», и тот разрешил англичанину ночью проникнуть в здание вместе с несколькими помощниками.

Дело происходило в дни мусульманского праздника в честь «наби Мусы» (пророка Моисея), когда Храмовая гора пустеет, и вдобавок шейх отослал домой всю охрану. В течение десяти дней Паркер вел тайные раскопки в мечети, пока наконец не докопался до массивной мраморной плиты, прикрывавшей вход в то самое «подземелье джиннов». Что было дальше, история умалчивает.

На десятый день раскопок охранники мечети обнаружили незваных археологов, подняли шум, и Паркеру и его подручным пришлось бежать. Еще через несколько дней некий мусульманин сообщил муфтию Иерусалима, что Паркер вынес из мечети несколько тяжелых мешков, в которых лежали… ковчег Завета, посохи Моисея и Аарона, кольцо и корона царя Соломона и многое другое. Муфтий поспешил в полицию. Власти объявили капитана Паркера в розыск, но тот поспешил зафрахтовать яхту и ускользнул прямо из-под носа блюстителей порядка. Со слов полицейских газета «Херут» и опубликовала всю эту историю.

Но будем откровенны: в ее достоверность почти не верится. Если бы Монтегю Паркер и в самом деле нашел хотя бы один из вышеперечисленных артефактов, он бы непременно всплыл в каком-нибудь музее или в частной коллекции.

Многие видные раввины и ряд израильских историков убеждены, что по меньшей мере часть храмовой утвари следует искать в запасниках Ватикана, который унаследовал ее от Римской империи. Такая мысль невольно приходит в голову, когда смотришь на знаменитый барельеф на арке Тита, на котором римские воины несут взятые в качестве трофеев семисвечник и другие предметы из храма. Однако ни ковчега Завета (с лежащими в нем вторыми скрижалями с десятью заповедями и останками разбитых Моисеем первых скрижалей), ни посохов Моисея и Аарона, ни кувшинчика с манной небесной (которой евреи питались во время странствий по пустыне) в Ватикане не может быть по определению. Все эти артефакты бесследно исчезли еще в 586 году до н. э., когда вавилонская армия под предводительством Навузардана разрушила Первый храм. А может быть, еще раньше…

Согласно талмудическому трактату «Йома» (лист 53: 2) ковчег Завета, столы для хлебов приношения, золотой жертвенник для воскурений и другие священные предметы были переправлены захватчиками в Вавилон. Другое еврейское предание утверждает, что ковчег спрятали в надежном месте еще при царе Иосии (640–609 гг. до н. э.), опасавшемся захвата храма.

Однако Маймонид в своей книге «Мишна Тора» приводит несколько другую версию. По его словам, царю Соломону в пророческом видении было открыто, что построенный им храм будет разрушен. Поэтому он заранее приготовил в храме тайник, в который можно было спрятать самые священные из находившихся там предметов.

Таким образом, Маймонид снова приводит нас к мечети «Купол Скалы», в то самое место, куда в 1911 году сумел тайно проникнуть капитан Паркер. Под этой мечетью и в самом деле располагается огромное подземелье, но есть ли там ковчег Завета или нет – это тайна за семью печатями. Мусульманские духовные авторитеты, как уже было сказано, запрещают проводить какие-либо археологические раскопки. При этом они признаются, что и сами толком не знают, какие ценности могут быть в этом подземелье, поскольку стараются спускаться туда как можно реже.

Но другой талмудический трактат – «Шкалим» – настаивает на том, что сакральные сокровища Первого храма были упрятаны под землю в той части, где располагалось «женское отделение», то есть на несколько десятков метров к северо-востоку от «Купола Скалы».

Легенда рассказывает, что на сам этот тайник наложено кабалистическое заклятие, снять которое можно будет только после прихода Мессии. Один из священников Второго храма, продолжает легенда, случайно открыл этот тайник, когда колол дрова для жертвенника. Неожиданно он обратил внимание на то, что одна из каменных плит, которыми был выложен храмовый двор, отличается от других. Приподняв ее, он увидел лежащий в глубоком подвале ковчег Завета и, ошеломленный своей находкой, побежал рассказать о ней товарищам. Но прежде чем он успел закончить этот рассказ и указать место тайника, священнослужитель повалился на землю и испустил дух.

Но дело не только в этом. Ковчег – это единственный предмет Иерусалимского храма, который практически невозможно воссоздать. Если мы более-менее представляем себе, как выглядели тот же храмовый светильник, жертвенник, огромный медный умывальник и т. д., то каким был ковчег, неизвестно, хотя в Библии приводятся его точные размеры. И уж тем более мы не знаем, как выглядели скрижали Завета, принесенные Моисеем с горы Синай. То, как их принято изображать в мировой живописи, не более чем домыслы художников.

А вот что касается сокровищ Второго храма, то почему их бы и в самом деле не поискать в Ватикане?

ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В РИМ?

О том, что многие артефакты Второго храма после его разрушения римлянами в 73 году были взяты в качестве добычи Титом Веспасианом, свидетельствуют не только изображения на знаменитой Триумфальной арке. Об этом же писали Иосиф Флавий в своей «Иудейской войне» и римские историки. Аналогичные сведения приводятся и в еврейских источниках. Так, в уже упоминавшемся трактате «Йома» утверждается, что рабби Элазар, сын рабби Йоси (II век), видел в Риме завесу, отделявшую святая святых храма от остальной его части, а на ней – следы запекшейся крови последних защитников храма. Другая талмудическая легенда подтверждает этот рассказ, внося в него новые краски. Она рассказывает, что после того, как рабби Элазар изгнал беса, вселившегося в дочь императора, последний велел отвести его в свою сокровищницу, чтобы он мог вынести оттуда все, что захочет. Там раввин и увидел предметы из храма, однако именно их взять в качестве награды ему не разрешили.

По другому преданию, в Риме в итоге оказался и ковчег Завета с лежащими в нем скрижалями, кувшинчиком с манной и посохами Моисея и Аарона.

По версии известного американского исследователя профессора Стивена Файна, взятые в Иерусалимском храме трофеи римляне поместили в своем Храме Мира, который был построен в честь победы над евреями сразу после Иудейской войны – примерно в 74 году. Плиний, называющий здание Храма Мира «самым прекрасным строением, которое когда-либо видел мир», сообщает, что в нем были помещены многие замечательные военные трофеи римлян, в том числе и из «храма иудеев». Профессор Файн предполагает, что после разрушения Иерусалима многие евреи, несмотря на запрет посещать языческие храмы, приходили в Храм Мира, просто чтобы взглянуть на предметы из Второго храма, и именно там рабби Элазар, сын рабби Йоси, и видел храмовую завесу, а вот легенда об изгнании беса из принцессы – это уже более поздняя выдумка. Как известно, в 192 году Храм Мира был прочти полностью уничтожен пожаром, так что, возможно, в этом пожаре сгорели и трофеи, вывезенные из Иерусалима.

В последующие столетия Рим не раз подвергался набегам различных завоевателей, страдал от подарков и землетрясений, так что шансы на то, что артефакты Иерусалимского храма сохранились в этих переделках целыми и невредимыми, очень невелики. Однако среди римских евреев и в древности, и в Средневековье, и в Новое время ходили упорные слухи, что тем не менее все эти ценности сохранились и по-прежнему находятся в Вечном городе.

Знаменитый путешественник Биньямин из Туделы, посетивший Рим в XII веке, писал, что в городе есть пещера, куда «злодей Тит» сложил всю храмовую утварь. Кроме того, по словам Биньямина, он лично видел в Риме церковь, у входа в которую в виде украшения были поставлены «Боаз» и «Яхин» – декоративные медные столбы, в свое время стоявшие у входа в Иерусалимский храм. Местные жители рассказали путешественнику, что каждый год в день разрушения храма по столбам начинает струиться вода – как будто слезы по давней катастрофе.

Следует отметить, что израильские власти и видные раввины в последние десятилетия не раз предпринимали попытки получить от Ватикана ответ, имеются ли в его запасниках какие-либо предметы из Второго храма.

Бывший израильский министр по делам религии профессор Шимон Шитрит вспоминает, как в 1995 году, учитывая дружеские отношения, которые сложились между Израилем и Ватиканом, он направил письмо с вопросом о том, нет ли в сокровищнице римских пап храмового светильника, изображенного на арке Тита? Ответа на это свое послание ни в письменной, ни в устной форме он так и не получил, хотя израильские политики продолжали активно общаться с представителями Ватикана.

Тот же вопрос был задан римскому папе главным раввином Израиля Исраэлем Меиром Лау во время посещения им Рима в 2004 году, и снова понтифик предпочел перевести разговор на другую тему.

Два года спустя во время визита в Ватикан бывший президент Израиля Моше Кацав (ныне отбывающий тюремное наказание за сексуальные преступления) вновь поднял этот вопрос и добился того, чтобы Святой престол разрешил сотрудникам израильского Управления древностей осмотреть свои запасники. Представительная делегация израильских ученых прибыла в Рим, побывала в трех сокровищницах Ватикана, но не обнаружила никаких артефактов, которые как-то были связаны с Иерусалимским храмом. «Во всяком случае, ничего, что представляло бы какую-нибудь историческую ценность», – говорится в отчете делегации.

Однако многие в Израиле и сегодня убеждены, что Ватикан показал тогда сотрудникам Управления древностей далеко не все, а лишь то, что хотел показать. Эти фанаты по-прежнему уверены, что искать ценности храма надо именно в Риме.

В качестве правоты своей позиции они приводят несколько, прямо скажем, не очень сильных доводов.

Во-первых, на монете, отчеканенной в 1590 году в честь избрания папой Урбана VII, изображен семисвечник – точная копия того, что стоял в Иерусалимском храме. Ватикан вряд ли стал бы выбивать на монете предмет, не имеющий к нему никакого отношения.

Во-вторых, в 1882 году известный польский раввин Ханох Лейзер посетил Ватикан в надежде открыть тайну приготовления бирюзовой краски, которой евреи в период Второго Иерусалимского храма окрашивали кисти молитвенного покрывала. Тайны он не открыл, но увидел ткань, окрашенную этой краской, а также… различную храмовую утварь.

В-третьих, бизнесмен Исраэль Винтер утверждает, что его отец, будучи офицером американской армии, в 1945 году оказался в подвалах Ватикана, где видел различные предметы из Иерусалимского храма – золотой совок для сбора золы с жертвенника, стол для хлебов подношения, храмовую завесу, но вот семисвечника там не было.

В-четвертых, американский политик Йосеф Прагер свидетельствует, что в 1962 году историк Оскар Гольдман рассказал ему, будто осматривал подвалы Ватикана по личному приглашению папы Иоанна XXIII. Там он видел множество предметов еврейского культа, включая семисвечник без подставки. Но вот был ли это светильник именно из Иерусалимского храма, Гольдман наверняка утверждать не решился.

Не так давно в Ватикан из Израиля снова были направлены письма с вопросом о сокровищах храма. На самом деле сами авторы этих писем в неофициальных беседах признают: шансы на то, что бесценные артефакты и в самом деле находятся в Риме, невелики. Но они есть.

И все же главное направление поисков сокровищ уже давно связано с Израилем.

ТАЙНА КУМРАНСКОГО КОДА

Те, кто отрицает, что золото и священные аксессуары храма находятся в Ватикане, опираются на несколько источников.

Первый из них – это сочинение византийского историка VI века Прокофия Кесарийского, утверждающего, что Велизарий (504–565), полководец императора Юстиниана, сумел отбить у вандалов различные золотые изделия из Иерусалимского храма, которые за семь лет до того вандалы вывезли из Рима, в ходе его разграбления.

Император Юстиниан пожертвовал эти трофеи собору, который он построил в Иерусалиме к западу от того места, где стоял храм.

Согласно христианским хроникам, когда над Иерусалимом в очередной раз нависла угроза захвата, реликвии храма были перенесены в хорошо укрепленный православный монастырь Святого Креста, где их зарыли в надежном месте. Этот основанный в III веке монастырь стоит в Иерусалиме и поныне. Вот только где именно спрятаны реликвии, никто, разумеется, не помнит. Похоже, цепочка передачи сведений о местонахождении клада прервалась у монахов еще во времена Крестовых походов.

И все же главный упор в поисках сокровищ делается на знаменитый «медный свиток», найденный в Кумране в 1953 году и хранящийся в Иорданском археологическом музее.

Написанный, в отличие от других кумранских свитков, не на пергаменте, а на медной фольге, он явно представляет собой инструкцию по поиску сокровищ.

«В большой цистерне, что находится во дворе колонного зала, в углублении напротив двери, в углу, спрятано девятьсот талантов.

В цистерне под стеной с восточной стороны — шестьсот серебряных слитков.

В южном углу колонного зала у могилы Цадока и под колонной в зале собраний — еловый сосуд для благовоний и такой же сосуд из дерева кассии…» – гласит текст свитка.

Свиток датируется второй половиной I века до н. э. (то есть временем разрушения Второго храма) и содержит сведения о 64 тайниках, в которых суммарно спрятано 1280 талантов золота, 3282 таланта серебра, не считая различной утвари из драгоценных металлов. Но еврейский талант – это 44,8 килограмма. То есть суммарно клады содержат в себе 57 344 килограмма золота и 14 7033 килограмма серебра.

Однако подобным богатством в Иудее I века не мог обладать ни один человек. Следовательно, речь идет именно о сокровищах храма. В свитке также упоминаются аксессуары храма, причем для их обозначения используются слова, которых нет в Библии, поскольку они пришли в иврит позже, из арамейского, греческого и других языков.

По наиболее распространенной версии, когда над Иерусалимом нависла угроза осады, священники решил вывезти из храма все ценности, оставив только то, что было необходимо для ведения храмовой службы, – семисвечник, столы для хлебов, жертвенник для воскурений и т. д. При этом «медный свиток» явно не был предназначен для будущих поколений – его автор не знал, что осада закончится столь трагически, и явно надеялся вернуться и вырыть клады. Он кодировал запись таким образом, чтобы на клады не мог выйти тот, кто случайно прочтет свиток, но при этом сам знал места расположения тайников как свои пять пальцев.

Вот уже почти шесть десятилетий историки, археологи, любители приключений пытаются расшифровать указания «медного свитка» и найти упоминаемые в нем клады. На протяжении десятилетий этой идеей был буквально одержим Виндел Джонс – бывший пастор, перешедший в иудаизм и ставший в итоге профессиональным археологом. Как считается, именно Виндел Джонс и стал для Джорджа Лукаса прототипом Индианы Джонса.

В 2011 году Джонс скончался, так и не найдя сокровищ Второго храма, и сейчас его дело продолжает дочь, Сарра Ричардсон.

В заключение отметим: подтверждение того, что клады, описываемые в «медном свитке», являются реальностью, мы находим в старинной рукописи, созданной, судя по упоминаемым в ней реалиям, приблизительно в 350 году, найденной спустя столетия в Цфате и затем присоединенной в качестве приложения к книге известного раввина-каббалиста из Франкфурта рабби Нафтали Гирца Бахраха. В рукописи говорится, что пять мудрецов вынесли сокровища храма и захоронили их так, что теперь они будут открыты только после прихода Мессии. При этом в качестве места захоронения сокровищ называется Тель-Кахлон – то же самое место, о котором идет речь в «медном свитке». Но автор рукописи, приложенной к книге каббалиста, никак не мог быть знаком с автором «медного свитка» (он жил на 300 лет позже), равно как не мог знать и о существовании последнего – свиток был захоронен и обнаружен только в ХХ веке. Очевидно, кто-то слышал о кладах, информация о них передавалась изустно. Но вот что это за место – Тель-Кахлон, – пока угадать не удалось. Не исключено, что оно вообще находится на территории Иордании.

Словом, поиски самого большого в мире клада (общая стоимость триллионы долларов) продолжаются. Как продолжаются и попытки найти ковчег Завета и другие бесценные реликвии. Хотя, возможно, найдутся они только после пришествия Мессии…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *