согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте

Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.

Содержание

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.

Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.

Уровни иерархии потребностейОпределенияПояснения
ФизиологияУдовлетворение жизнедеятельности организмаСон, еда, естественные нужды, здоровье, секс
БезопасностьЧувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страховКрепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь
Любовь и принадлежностьОбщение, привязанность, семья, дружба — социализацияПоиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть
Уважение и признаниеЖелание быть важным и получить признание в обществеЗаработать больше и показать свой статус, добиться успеха
Творчество и познаниеСтремление к новым знаниямПутешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации
ЭстетикаПоиск гармонии и радости через искусство и красотуИзучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование
СамоактуализацияПоиск смысла жизни, переосмысление ценностейРеализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов

Классическая пирамида выглядит так:

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетПирамида Маслоу. Источник

Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетПирамида Маслоу — потребности человека

Суть теории

Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.

Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:

Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.

Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.

Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.

Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.

Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.

Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.

Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

Недостатки

Применение в маркетинге

В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.

К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхии специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.

Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.

Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.

Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:

Применение в жизни

Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.

А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.

Автоматизация email рассылок

Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.

Альтернативные теории

Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.

Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».

Теория Альдерфера

Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:

Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетТеория ERG Альдерфера

Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.

Теория МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.

Потребность во властиПотребность в успехеПотребность в причастности
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников командыЧеловек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делалСледование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку
Радуются победам и поддерживают соревновательный духЛюди принимают похвалу и отзывы о своей работеГотов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку
Мотивируют других людейСтараются удерживать и прогнозировать рискиИзбегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности
Желают контролировать все процессыЖелание демонстрировать свою компетентность и мастерствоЧеловек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи

Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.

Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.

Теория Герцберга

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетССхема двухфакторной теории Герцберга

Основные тезисы концепции:

Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.

Теория Портера — Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:

Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.

Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетСхема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера

Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.

А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!

Источник

Потребности по Маслоу: разбор концепции и обзор критики

Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?

Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.

Суть концепции потребностей по Маслоу

В чем же заключается теория потребностей Маслоу? В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу изложил свою теорию потребностей. Впервые упомянутая в 1943 и более подробно изложенная в 1954, теория психолога является классификацией человеческих потребностей.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетСуть концепции потребностей по Маслоу

Маслоу разделил потребности человека на несколько уровней по их важности. Более того, психолог предположил, что человек не «переходит» на следующий уровень, пока не достиг целей текущего. Впрочем, не всегда необходимо полностью удовлетворить все нужды одной ступени, чтобы подняться по пирамиде. Изначально Маслоу выделил 5 уровней потребностей, от самых базовых – в пище, например, — до таких, как самореализация:

Принципы Маслоу, характеризующие природу человека

В своих теориях Маслоу изложил свое понимание того, как функционируют механизмы поведения человека. Маслоу исследовал мотивацию, и выдвинул мнение, что она свойственна человеку в любом состоянии, она может меняться, но оставаться двигателем деятельности человека.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Так, изучая мотивацию, Маслоу выдвинул основные принципы:

Высшие потребности человека

Из изложенной выше иерархии потребностей Маслоу следует, что высшие потребности коррелирует с такой стороной человека, как его личность и разум. Они связаны с культурой и представляют из себя, как уже было сказано, потребности в познании мира и своей личности, развитии этой личности и самореализации. По данным самого Маслоу, процент людей, действительно удовлетворяющих высшую потребность – в самореализации – составляет всего 1-2 %.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

В ходе изучения мотивации и потребностей человека, психолог отдельно исследовал людей, работающих над удовлетворением высших потребностей. Он охарактеризовал их образ и описал 15 их качеств:

Практическое применение теории потребностей по Маслоу

Где и как применяется теория потребностей Маслоу? На самом деле, психологическая теория применима ко многим вопросам, связанным с потребностями и мотивацией человека, или основывающихся на них. Она реализуется в маркетинге, менеджменте, психологии, в процессе самоанализа, например.

Примеры можно привести касательно разных уровней потребностей. Базовые потребности – в пище и воде – реализуются в рекламе доступных продуктов или заведения, когда акцент делается на питательности и цене. В маркетинге, связанном с товарами премиум-класса, анализ явно затрагивает потребности в признании, и так далее.

Более того, теория Маслоу позволяет планировать изменение мышления и, соответственно, целей и потребностей аудитории, которая остается с брендом. Механизм и природа потребностей, а также само распределение в иерархии является отличным инструментом для проведения анализа потребностей аудитории и динамики их изменения в определенный период времени.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

Психологическая теория, очевидно, нашла применение и непосредственно в психологии. Так, при определении карьерных целей можно воспользоваться принципами Маслоу, чтобы определить свои цели. Опираясь на теорию потребностей, можно определить:

Работа над собой и психоанализ часто требует оценки своих целей, нужд и потребностей. Конечно, теория потребностей Маслоу может стать полезным ресурсом, на который стоит опираться. Концепция американского психолога может помочь определиться с уровнем потребностей, на котором находиться человек, и разобраться с мотивацией.

Критика концепции потребностей по Маслоу

Впрочем, несмотря на теоретическую применимость концепции Маслоу, на деле она не стала универсальным инструментом, который можно применить в любой ситуации. Основной причиной этого, в свою очередь, является отсутствие точной и объективной оценки уровня удовлетворенности потребностей. Из этого же следует, что не всегда ясен и закономерен момент перехода с одного уровня на другой.

Также теория не учитывает и не объясняет тот факт, что многие потребности остаются мотиватором после их удовлетворения. Таким образом, человек нередко нуждается в удовлетворении потребностей сразу нескольких уровней.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетКритика концепции потребностей по Маслоу

Каждая личность уникальна, и часто один человек может не нуждаться в удовлетворении социальных потребностей так, как ему хотелось бы реализовать познавательные, а другой – наоборот. Не говоря о том, что кто-то вообще не всегда заходит выше потребностей в признании или социальных, а кто-то может резко оказаться на уровне самореализации.

Сам психолог, изучая мотивацию и потребности, выдвинул теорию лишь как свое предположение, подтверждение которого не успел найти. Он не раз менял свою концепцию: еще через несколько лет после добавления двух уровней, Маслоу вообще просто разделил потребности на две группы: высшие и низшие.

Эти поиски и изменения теории Маслоу самим ее автором говорят о том, что теория не объективна и не универсальна. Некоторые ее принципы, конечно, соответствуют действительности. Так, тот факт, что базовые потребности свойственны всем людям в силу их биологической природы, – неоспорим.

Стремление к целям выше следует только после хотя бы частичного удовлетворения физиологических, и это тоже правда. Однако иерархия в целом является очень примерной, и динамика потребностей и мотивации многих людей не соответствует концепции Маслоу.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

Исследование мотивации извне требует детального анализа личности человека и многих условий и факторов, влияющих на него. В процессе самоанализа же теория далеко не всегда может стать полезным инструментом. Человеку стоит самому искать свои цели и достигать их, развиваясь гармонично, а не следовать распределению потребностей в теории Маслоу.

Источник

Пирамида потребностей Маслоу: как использовать в жизни и в маркетинге

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

Натали Азаренко

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимаетОтправить рассылку

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.

В чём суть иерархии потребностей

Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.

Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.

И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.

Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:

Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.

Как появилось изображение пирамиды потребностей

Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.

Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.

Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.

согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Смотреть картинку согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Картинка про согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает. Фото согласно учению а маслоу ведущее место в иерархии потребностей человека занимает

Обновлённая пирамида потребностей

Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.

Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.

Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге

В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.

Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.

Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят и пьют 24 часа», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».

Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.

При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».

Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».

Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.

Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.

Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.

В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *