Что такое дуальное образование

Сущность и основные признаки дуальной модели обучения

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Дата публикации: 11.03.2016

Статья просмотрена: 9595 раз

Библиографическое описание:

Сидакова, Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения / Л. В. Сидакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/803/ (дата обращения: 03.12.2021).

В статье обосновываются преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.

В поисках наиболее эффективных путей модернизации отечественного образования многие ученые обращаются к опыту зарубежных стран, в частности Германии. Наиболее известными популяризаторами идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [1].

Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии [2].

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации [3].

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.

Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза [4].

Можно выделить следующие преимущества и недостатки дуальной модели.

Недостатки дуальной системы:

Я считаю, что дуальное обучение — эффективный путь повышения качества образования.

Для производства дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации. К тому же, есть возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует студентов учиться не для галочки. Молодые специалисты могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для предприятий немаловажно.

Для студентов дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность. Дуальная модель обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одна образовательная организация не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:

Дуальная модель обучения как производственная компонента базового профессионального обучения очень привлекательна для образовательных организаций СПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения в обществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировых интеграционных процессов в образовании, существующих законодательных и нормативных актов и менталитета российских граждан.

Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов. Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.

Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия железнодорожной отрасли.

Источник

Мастер оcтается за кадром

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Дата весьма условная, конечно. Тем не менее отсчет принято вести с того момента, когда программу дуального обучения запустила компания «Фольксваген Груп Рус». Программа была нацелена на подготовку продвинутых в техническом плане рабочих для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода. По словам гендиректора компании Маркуса Озеговича, 1 сентября 2010 года впервые в РФ 24 студента начали обучение в Калужском колледже информационных технологий и управления по специальностям «мехатроника» и «автомехатроника». Студенты согласно российским и немецким стандартам профобразования получили необходимые знания и производственные компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

А на предприятиях Группы ГАЗ начали применять систему дуального обучения еще с 2007 года, и ежегодно свыше 500 учащихся базовых колледжей и техникумов изучают практическую часть на Горьковском автозаводе, Ликинском и Павловском автобусных заводах, Ярославском моторном заводе. Также автопроизводители создали первую в России кафедру по производственной системе в машиностроении и кафедру «Создание продукта в автомобилестроении» в Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева. Основной упор в процессе обучения также делается на практические занятия на ГАЗе.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Германской промышленности в период активного роста в конце XIX века для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требовался постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. Для быстрого роста их количества на производствах создавались рабочие школы, а также шло обучение на рабочем месте под руководством наставников.

Тогда же российские промышленники и предприниматели начали перенимать этот, на тот момент передовой опыт.

В 1920-х годах во время индустриализации Советский Союз приглашает иностранных специалистов, среди которых много немецких инженеров. Именно они привнесли в профессиональное обучение рабочих и технологов на предприятиях подготовку у станка, на рабочем месте, передачу знаний, умений и навыков в процессе обучения от наставника к стажеру.

Источник

Дуальная система обучения в высшей школе: особенности организации

Duales Studium, или дуальное обучение, — наиболее известный тренд в мировой практике обучения, который зародился в Германии. Дуальное обучение предполагает, что студенты проходят теоретические основы в университете, а практические навыки получают уже на рабочем месте, то есть в конкретной организации, решая реальные задачи.

Развивая такую модель обучения, Германия добилась успехов в подготовке молодых кадров. Экономический кризис 2008−2012 гг., из которого страна вышла с незначительными потерями, подтвердил эффективность такого формата обучения.

Наблюдая за успехами Германии, многие страны решили заимствовать опыт дуального обучения, адаптируя его под национальные особенности. На сегодняшний день немецкая модель нашла применение в Испании, Италии, Китае, Греции, Румынии и Южной Корее.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Дуальное обучение пришло и в Россию. Один из первых примеров использования этой модели — в компании «Фольксваген». В 2010 году компания запустила программу дуального обучения в области мехатроники. Цель программы заключалась в том, чтобы подготовить рабочих и технологов для строящегося автомобильного завода.

В развитии и внедрении практики дуального обучения в России было заинтересовано не только АСИ, но и Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Ключевыми задачами при реализации проектов по модели дуального обучения стали выработка современных моделей и форматов взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке молодых кадров, стимулирование и мотивация участия работодателей в финансировании нового формата программ обучения.

В чем же именно заключаются преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным?

Таким образом, дуальное обучение предполагает активное участие компаний в обучении и подготовке квалифицированных сотрудников. Участие компаний в дуальном обучении является элементом социальной ответственности, поскольку именно специалисты с хорошей подготовкой способны развивать экономику страны.

Какие выгоды получат разные участники дуального обучения?

Предприятия — квалифицированных специалистов, которые полностью соответствуют их требованиям.
Вузы — гарантированное трудоустройство выпускников, возможность стажировки преподавателей и выпускников, реализация программ в рамках социального партнерства.
Государство и общество — экономия госбюджета, решение проблемы дефицита рабочей силы, ускорение инновационных процессов и развитие экономики страны.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Организация дуального обучения в России предполагает сотрудничество и совместную работу образовательных учреждений и предприятий. Готовить студентов в учебных учреждениях должны в соответствии с запросами и потребностями предприятия. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы преподаватели проходили подготовку и переподготовку на базе предприятия.

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

На сегодняшний день многие учебные заведения готовы к внедрению дуального обучения. Однако процесс реализации затруднен выбором предприятий, которые готовы сотрудничать с образовательным учреждением.

Для вузов лучшим вариантом считаются инновационные и экономически развитые предприятия и компании. Есть небольшой нюанс: не все такие предприятия готовы взять под крыло студентов.

Кроме того, стоит учитывать, что негативное отношение к участию в дуальной системе формируется из-за необходимости финансового обеспечения и сопровождения дуального обучения.

Дополнительным отягчающим фактором является необходимость получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Здесь подразумевается, что организации нужно выполнить целый ряд лицензионных условий.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Имеет место и другая проблема — студент не видит себя в профессии, поскольку выбирал специальность не очень осознанно. В результате всего получаем нехватку квалифицированных специалистов.

Решить эту проблему можно с помощью занятий по профориентации в старших классах школы. Так ребенок и будущий студент сможет понимать, что ему интересно и что его ждет на потенциальной работе.

Опыт вузов, которые применяют дуальное обучение

В КарТУ (Карагандинский государственный технический университет) создали инновационно-образовательный консорциум, который объединил в себе университет и 55 крупных промышленных предприятий. В основе всего лежит распределенный учебный процесс, где теоретические знания студенты получают с использованием веб-ресурсов и онлайн-обучения вечером, а практические — вечером на производстве.

В ТПУ (Томском политехническом университете) по запросам крупнейших российских и зарубежных компаний абитуриенты проходят конкурсный отбор. С будущим студентом заключается договор, который гарантирует трудоустройство в организации, дополнительные меры соцподдержки от работодателя, прохождение практик и стажировок на будущем месте работы.

В ИнЕУ (Инновационный евразийский университет) в рамках обучения по дуальной модели студенты в течение 3-х курсов бакалавриата получают теоретические знания в вузе, а затем переходят к получению практических навыков.

Опыт вузов показал, что дуальное обучение может по-разному реализовываться в вузах. И действительно, Закон «Об образовании» предполагает, что в вузах могут создаваться кафедры, которые будут обеспечивать практическую подготовку студентов на базе коммерческих предприятий. Главное, чтобы организация подходила по профилю обучения студента в вузе.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Особенности работы в дуальной системе для преподавателей

Рефлексия в производственной практике обучающихся имеет большое значение, так как именно рефлексирующее осмысление своих первых шагов в избранной профессии нацеливает будущего специалиста на более осознанное и активное управление собственной карьерой.

Рефлексия может быть как устной, так и письменной в формате эссе или мини-сочинения. В вузе рефлексия может быть организована в группе студентов или проводиться индивидуально каждым учащимся.

Ценность рефлексии напрямую зависит от того, насколько глубоко студент осознает значимость учебной работы, причины своих успехов и неудач.

Наиболее эффективно рефлексия проходит в формате дискуссий, мозговых штурмов и круглых столов, когда у студентов есть возможность оценить результаты своей деятельности и сравнить ее с результатами деятельности коллег.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

В целом, дуальное обучение в вузе — перспективное направление для развития в России. Но важно понимать, что помимо плюсов, есть и минусы: недостаточное финансирование и отсутствие заинтересованности у работодателя принимать к себе новоиспеченных студентов.

Что касается самих студентов: они не всегда после школы представляют свою будущую профессию, сомневаются, сможет ли выбранная профессия реализовать их потенциал. Если человек неверно выберет для себя работу и компанию по дуальной модели, он должен будет отрабатывать вложенные в него средства. Впоследствии это может стать обременительным для специалиста.

В такой ситуации кажется разумным реформировать систему образования для того, чтобы студенты получали действительно полезные и актуальные знания. Понятно, что процесс реформирования образовательной системы может занять значительное время и для решения задачи потребуется привлечь множество ресурсов. Но в результате выиграют все — и студенты, и вузы, и работодатели.

Источник

Дуальное обучение

Нестерова И.А. Дуальное обучение // Энциклопедия Нестеровых

Понятие дуального обучения

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина «дуальное обучение»:

Дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.

Дуальное обучение появилось в Европе. Если говорить точнее, то родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения.

Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров. Советское образование в свое время успешно использовало элементы дуального обучения и в школах и в СПО и в вузах. Однако развал СССР привел к упадку отечественного образования и отходу от дуального обучения. В начале двухтысячных дуальное обучение стали продвигать как инновационный метод в образовании. Однако, с этим можно поспорить.

Успешные примеры использования дуального обучения в России были зафиксированы лишь в 2010 году, когда в сентябре ООО «Фольксваген Груп Рус» запустило программу дуального обучения в области мехатроники. Она была нацелена на подготовку рабочих и технологов для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода [1].

Предпочтение отдаётся теоретическим основам (60% всего времени)

Предпочтение отдаётся практическим основам (60% всего времени)

Производственная практика до 40%

Производственная практика занимает до 75% всего времени обучения

Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС.

Образовательная программа, составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и потребностями реального работодателя-партнера.

Производственная практика либо полностью формальность, либо не отвечает реальным требованиям потенциальных работодателей.

Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях.

Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации.

Дуальное обучение позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии.

Обучение коммерческое или бюджетное

Обучение спонсируется предприятием

Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являют собой формальность. Они обычно не отражает специфику производства.

Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера.

Наставничество зачастую очень

Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами.

Итак, дуальное обучение подразумевает участие крупного бизнеса в воспитании квалифицированных кадров на базе современного российского образования. Участие предприятий в дуальном образовании является элементом социальной ответственности предпринимательства. Именно профессиональные кадры смогут развивать отечественную промышленность, здравоохранение и культуру.

Организация дуального обучения

Дуальное образование предполагает построенное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках взаимодействия, которое базируется на трех основополагающих методах:

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Цели дуального обучения

Если внимательно рассмотреть представленные на рисунке выше цели, то можно выделить важный аспект: в организации дуального обучения в России необходимо участие государства.

Организация дуального обучения в современных российских условиях предполагает сотрудничество и как его следствие, большую совместную работу образовательных организаций и предприятий. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого преподаватели должны проходить подготовку на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей образовательного учреждения по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на производственных участках завода [2].

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Схема дуального обучения

Организация дуального обучения требует заключение договора между студентом и организацией, на базе которой будет реализовано дуальное обучение.

Договор о дуальном обучении представляет собой письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения практического обучения, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения дуального обучения.

Организация дуального обучения предполагает наличия следующих компонентов:

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

В настоящее время многие учебные заведения готовы к организации дуального обучения. Несмотря на это, процесс его реализации затруднен выбором предприятий, готовых сотрудничать с заведением СПО или вузом. Для вузов и заведений СПО лучшим вариантом считаются инновационные, экономически развитые предприятия. Но такие предприятия зачастую не готовы брать к себе на практику студентов.

Что такое дуальное образование. Смотреть фото Что такое дуальное образование. Смотреть картинку Что такое дуальное образование. Картинка про Что такое дуальное образование. Фото Что такое дуальное образование

Шаги реализации дуального обучения

Теперь следует рассмотреть основные критерии, на которые опираются образовательные учреждения при выборе предприятий для участия программах дуального обучения:

В процедуре организации дуального обучения в вузе или в заведении СПО есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это, прежде всего это то, что потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. Другой проблемой является то, что студенты не видят себя в профессии. Многие поступали не по призванию, а «куда проще и дешевле». Как результат – острая нехватка квалифицированных кадров.

Для решения заявленных проблем необходимо вмешательство государство. Нужно организовать занятия по профориентации в старших классах школ и гимназий, чтобы ребенок уже мог понимать, что ждет его на той или иной работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *