согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти
Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти
Сочетание хронологического и проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить и осветить общее и особенное в различных политико-правовых учениях, проследить роль традиций и «скачков» в истории идей, соотношение объективного и субъективного в истории политико-правовых учений, взаимодействие и взаимовлияние всеобщего (всемирной истории политических и правовых учений), особенного (истории политико-правовой мысли в соответствующих регионах и странах в тот или иной период времени) и единичного (концепции определенного мыслителя и т. д.).
Значительную роль при этом играют приемы и средства историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ (в синхронном и диахронном плане) различных концепций, конкретизируя наши знания об их общих и специфических чертах, вместе с тем содействует выявлению более точных критериев классификации и типологизации политико-правовых учений и, следовательно, более верной оценке их содержания.
Причем если для уяснения логики и закономерностей развития всемирной истории политико-правовой мысли необходимо предварительно располагать достоверной синтетической картиной истории политико-правовых учений в целом, составными частями которой являются ретональные истории и отдельные учения, то, в свою очередь, адекватная характеристика и оценка места и значимости этих составных частей возможна лишь в контексте целого, в рамках всемирной истории политических и правовых учений.
Глава 2 У ИСТОКОВ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
1. Мифологические воззрения о власти и законе
Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.
В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе — у египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. — восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен, согласно мифам, присутствием и усилиями богов. Земные же порядки (в том числе и порядок человеческих взаимоотношений) — часть (и следствие) общемирового, космического порядка.
Для мифов характерно тождество информативного (сообщение об имевших место событиях и знаменательных деяниях богов) и императивно-нормативного (безусловная необходимость для людей считаться с этими событиями и т. д.) моментов повествования о мифических фактах.
Земные порядки, согласно древним мифам, — неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифах тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей — словом, всего того, что им позволено и что им запрещено.
Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков — основная идея и тема древних мифов по интересующим нас здесь аспектам их содержания. В мифах древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Различные мифические версии этой связи по-своему отражают своеобразие того строя и тех социально-политических порядков, мировоззренческое оправдание которых фиксируется в мифе: определенная мифическая версия освящает высшим авторитетом и санкционирует соответствующий (наличный) порядок, являясь одновременно основой его происхождения и легитимации, оправданием его существования и вечного, неизменного сохранения, принципом и нормой его функционирования.
Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти
Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является, таким образом, общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т. п.: сомнение в мифе есть начало его рационализации, но это, как правило, дело довольно позднее.
Различные версии мифа представляют интерес прежде всего как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.
В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, в своей «Истории» Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в. до н. э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей и в течение всего этого времени (11 340 лет) в Египте правили только смертные люди. До этого же, по словам жрецов, «в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным». Сходные представления о богах как первоначальных правителях и законодателях имеются и в древнегреческой мифологии (мифы о правлении Крона, Зевса, Афины и т. д.).
Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Заслуживает внимания используемое здесь представление о договорном характере власти.
Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от Бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т. п.).
Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом — лишь помощники личностной власти правителя. Источники сообщают, что некоторые правители из-за слабости их личной потенции и на самом деле отказывались от власти.
Приведенные мифические версии о божественном характере земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии и т. д.
В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат (Маат). Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют (или должны по своему смыслу соответствовать) ма-ат — естественно-божественному порядку справедливости. Понятие «ма-ат» здесь несет, по существу, ту же смысловую нагрузку, что и понятия «рта» (рита) в Ригведе (священных гимнах индоариев), «дао» — в древнекитайской мифологии, «даке» — у древнйх греков и т. д.; речь во всех этих случаях идет о «правде-справедливости», которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.
Восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится в целом ряде древнеегипетских источников, в частности в «Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.), «Книге мертвых» (ок. XXV—XXIV в. до н. э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (ок. XXII в. до н. э.) и др. В «Поучении Птахотепа» присутствует представление о естественном равенстве всех свободных («нет рожденного мудрым») и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу ка — своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения. В «Поучении гераклеопольского царя» наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: История правовых и политических учений. Шпаргалка
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Ольга Леонидовна Шумаева
История политических и правовых учений. Шпаргалка
1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений
Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.
Под соответствующими учениями имеются в виду теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания, те концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное отражение процесса углубления познания политических и правовых явлений.
Вне предмета истории политических и правовых учений остаются фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей о политических и правовых явлениях.
История политических учений – история борьбы передовых прогрессивных идей и взглядов с реакционными антигуманными воззрениями, борьба сторонников демократической и автократической тенденций в развитии гражданского общества.
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта особенность обусловлена тем, что в рамках данной дисциплины исследуются, и освещается специфический предмет.
Основные проблемы истории политических и правовых учений:
1) определение понятия и сущности государства;
2) процесс создания государства и границы его деятельности;
3) исследование соотношения понятий «гражданское общество» и «государство»;
4) изучение форм государства и их преимуществ и недостатков;
5) в каком соотношении находятся понятия «политика» и «мораль» и т. д.
Этапы становления истории политических и правовых учений:
1) Древний мир – эпоха зарождения первых политических правовых учений (до V в. н. э);
2) Средние века (V– сер. XII вв. н. э) – феодализм;
3) Возрождение (XIV–XVII вв.) – возврат к античной философии, поиск новых основ развития человека и государства;
4) Буржуазная революция (XVII–XVIII вв.) – господство разума, появление естественного права человека и общественного договора;
5) Свободная конкуренция (XIX в.) – рождение либеральных идей и течений, «движение свободной буржуазии», борьба за политическую и экономическую власть буржуазии. Свобода рассматривается с точки зрения вынужденной необходимости;
6) Эпоха монополистического капитала (XX в.) – подъем в национал- социалистическом движении, появление революционеров.
Политические учения прошлого представлены в предмете истории политических и правовых учений в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними.
В своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и входят в предметную область истории политических и правовых учений.
Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно четко видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки в целом, представляющей собой единый комплекс государствоведения и правоведения.
2. Соотношение истории политических и правовых учений и политологии
Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук (правоведения, философии, социологии, политологии, этики и т. д.).
Сообразно своему предмету история политических и правовых учений взаимодействует с политологией, изучающей политику и политические системы современности. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, история политических и правовых учений рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.
Предмет политологии:
1) научить людей жить в демократическом обществе;
2) знать основные тенденции политической жизни;
3) познать внутренний мир человека, который вступает в политику и этому способствует;
4) процесс социализации-приобщения к политике;
5) человек должен знать основные политические и политологические течения, которые сложились в мире.
История политических и правовых учений и политология применяют одинаковые методы изучения:
5) семиотический (наука о знаках);
6) контент-анализ (изучение речи).
В отличие от предметов юридических наук, изучающих политологию, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политических и правовых учений и идей с одной стороны, и политологических форм, учреждений, институтов – с другой.
Без знания политологии невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико- правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.
Основные функции метода, присущие как истории политических учений, так и политологии:
1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории (принципы и внутренняя логика построения определенной системы теоретического знания, структура, компоненты данной системы, взаимосвязь этих компонентов);
2) метод как способ интерпретации и оценки предшествующих политико – правовых учений (содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически-развивающейся правовой мысли);
3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного).
Специфика приемов и средств исследования отчетливо проявляется там, где дело касается таких проблем, как своеобразие теоретического познания и трактовки политико-правовых явлений, особенности взаимосвязей различных политико-правовых теорий прошлого, отличительные черты механизмов
История политических и правовых учений. Тренинг 3
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?
«Поучение Птахотепа»
«Книга мертвых»
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну»
все ответы верны
2. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?
Хань Фэй
Лаоцзы
Моцзы
Цзын Чань
3. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма?
призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях
отказ от письменности, орудий труда
тотальная критика культуры и достижений цивилизации
все ответы верны
4. Назовите кредо юридического позитивизма
анархизм
аскетизм
формализм
нигилизм
5. В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин — «господин». Это термин отражает:
понимание всемогущего и всесильного бога
идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства
раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине
церковную власть, ее превосходство над светской властью
6. Членом какого общества был П.Я. Чаадаев?
«Союза благоденствия»
«Общество соединенных славян»
Южное общество
«Аллой розы»
8. Как вы понимаете термин «нирвана»?
узкий круг приверженцев буддизма
состояние высшей просветленности
доброе отношение к другим людям
рационалистический подход к политико-правовой мысли
9. Что является основным источником мусульманского права?
идеология Корана
идеология шиизма
идеология суннизма
все ответы верны
10. В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в:
слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….»
предательстве Византией православия
засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»
непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии
11. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?
древнекитайскому
древнеегипетскому
древнегреческому
древнеримскому
12. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»?
идеализация государственного строя при Ярославе Мудром
процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси
то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины
социальная политика, направленная на смягчение классовых противоречий
13. Важнейшим произведением Ибн Халдуна является:
«Книга назиданий»
«Сборник проповедей»
«Мир Ближнего и Среднего Востока»
«О взглядах жителей добродетельного города»
14. Какой термин был введен в политико-правовой обиход монархомахами — писателями, защищавшими интересы дворянско-оппозиционных кругов?
«суверенитет народа», «общественный договор»
«законность государственной власти»
«право на сопротивление»
все ответы верны
15. Воззрения французского утопического социалиста А. де Сен-Симона на государство и право определялись его концепцией:
народного восстания
исторического прогресса
буржуазного либерализма
тотального коммунизма
16. Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия:
субстанциальное (землевладельцы — дворяне и крестьяне)
промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)
всеобщее (чиновники)
криминальное (воры, рецидивисты)
17. Назовите известного итальянского политического деятеля конца XIX в., ученика К. Маркса и Ф. Энгельса
А. Лабриола
А. Бебель
В. Либкнехт
П. Лафарг
18. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании:
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г.
К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй»
Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо»
П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы»
19. Раскройте смысл теории элит (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное) Г. Моски, В. Парето.
политическая жизнь есть борьба, смена, «циркуляция» элит
принадлежность к элите зависит от способности тех или иных людей руководить массами, господствовать над подчиненными «классами», навязывать свою волю другим
идея неспособности народных масс к управлению
все ответы верны
20. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым?
тирания единоличного владыки
власть толпы
господство клики
все ответы верны
21. Кто является основоположником даосизма?
Лаоцзы
Конфуций
Моцзы
Хань Фэй
22. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания?
«арифметическое равенство»
«геометрическое равенство»
магия чисел
аксиоматические выводы
23. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?
Дж. Уиклиф
Ян Гус
М. Лютер
М. Падуанский
24. Назовите представителя юридического позитивизма второй половины XIX в
Г. Канторович
25. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:
релятивизма
гностицизма
рационализма
историзма
История политических и правовых учений. Тренинг 3
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?
«Поучение Птахотепа»
«Книга мертвых»
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну»
все ответы верны
2. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?
Хань Фэй
Лаоцзы
Моцзы
Цзын Чань
3. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма?
призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях
отказ от письменности, орудий труда
тотальная критика культуры и достижений цивилизации
все ответы верны
4. Назовите кредо юридического позитивизма
анархизм
аскетизм
формализм
нигилизм
5. В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин — «господин». Это термин отражает:
понимание всемогущего и всесильного бога
идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства
раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине
церковную власть, ее превосходство над светской властью
6. Членом какого общества был П.Я. Чаадаев?
«Союза благоденствия»
«Общество соединенных славян»
Южное общество
«Аллой розы»
8. Как вы понимаете термин «нирвана»?
узкий круг приверженцев буддизма
состояние высшей просветленности
доброе отношение к другим людям
рационалистический подход к политико-правовой мысли
9. Что является основным источником мусульманского права?
идеология Корана
идеология шиизма
идеология суннизма
все ответы верны
10. В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в:
слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….»
предательстве Византией православия
засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»
непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии
11. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?
древнекитайскому
древнеегипетскому
древнегреческому
древнеримскому
12. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»?
идеализация государственного строя при Ярославе Мудром
процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси
то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины
социальная политика, направленная на смягчение классовых противоречий
13. Важнейшим произведением Ибн Халдуна является:
«Книга назиданий»
«Сборник проповедей»
«Мир Ближнего и Среднего Востока»
«О взглядах жителей добродетельного города»
14. Какой термин был введен в политико-правовой обиход монархомахами — писателями, защищавшими интересы дворянско-оппозиционных кругов?
«суверенитет народа», «общественный договор»
«законность государственной власти»
«право на сопротивление»
все ответы верны
15. Воззрения французского утопического социалиста А. де Сен-Симона на государство и право определялись его концепцией:
народного восстания
исторического прогресса
буржуазного либерализма
тотального коммунизма
16. Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия:
субстанциальное (землевладельцы — дворяне и крестьяне)
промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)
всеобщее (чиновники)
криминальное (воры, рецидивисты)
17. Назовите известного итальянского политического деятеля конца XIX в., ученика К. Маркса и Ф. Энгельса
А. Лабриола
А. Бебель
В. Либкнехт
П. Лафарг
18. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании:
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г.
К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй»
Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо»
П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы»
19. Раскройте смысл теории элит (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное) Г. Моски, В. Парето.
политическая жизнь есть борьба, смена, «циркуляция» элит
принадлежность к элите зависит от способности тех или иных людей руководить массами, господствовать над подчиненными «классами», навязывать свою волю другим
идея неспособности народных масс к управлению
все ответы верны
20. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым?
тирания единоличного владыки
власть толпы
господство клики
все ответы верны
21. Кто является основоположником даосизма?
Лаоцзы
Конфуций
Моцзы
Хань Фэй
22. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания?
«арифметическое равенство»
«геометрическое равенство»
магия чисел
аксиоматические выводы
23. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?
Дж. Уиклиф
Ян Гус
М. Лютер
М. Падуанский
24. Назовите представителя юридического позитивизма второй половины XIX в
Г. Канторович
25. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:
релятивизма
гностицизма
рационализма
историзма