софийский собор в смоленске
Свято-Успенский кафедральный собор
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5.
Тел.: 8 (4812) 38-12-62, 38-07-57.
E-mail: SmolenskiyUspenskiySobor@gmail.com
Web-site: www.smolsobor.ru
Страница в социальной сети: vk.com/cathedral.sobor.smolensk
Настоятель: иерей Владислав Баган
Священнослужители:
протоиерей Михаил Горовой
протоиерей Григорий Трубин
протоиерей Александр Мельничук
иеромонах Рафаил (Ивочкин)
иерей Геннадий Дегтяр
протодиакон Игорь Маллер
протодиакон Игорь Пешков
протодиакон Павел Каратаев
диакон Тарасий Супрыкин
Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Возрождение Успенского собора на прежнем месте
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Архитектурное устройство собора
В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.
Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.
По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками. Собор имеет три портала – входа. Главный – западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами.
Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.
Внутреннее убранство
Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.
Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
В 1820 при Преосвященном Иосифе была «обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены». В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона «Великий Архиерей». Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.
В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.
Святыни Успенского собора
К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб» – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.
Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Мiръ Россия Смоленская область Смоленск Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
Содержание
История [ править ]
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Святыни [ править ]
Главная святыня собора – Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии. К ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма. У левого опорного столба находится другая святыня – плащаница «Положение во гроб» из мастерских Ефросинии Старицкой (1561). Казанская икона Богородицы, вынесенная в левый придел из алтаря после мироточения 22 ноября 1991 г. Икона прп. Серафима Саровского – стала особенно почитаема после мироточения 14-15 марта 1994 г. Большое деревянное Распятие в правой части храма, его роспись приписывается В. Васнецову. Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.
Тайны Смоленского собора
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря идет реставрация, которая уже принесла много сюрпризов и открытий. Открытием года можно без всяких преувеличений назвать обнаружение реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (АО «МНРХУ) неизвестных композиций стенных росписей XVI века.
И когда появилась возможность своими глазами увидеть работу реставраторов и побывать под куполом собора, я ее не упустил.
Я вошел на территорию монастыря через нарядную Преображенскую надвратную церковь, предварительно изучив план реставрации, и, конечно, с удовольствием фотографировал и монастырь, и пруд возле него, и работу реставраторов и рабочих, благо преображается весь монастырь, а не один собор.
Обычно в монастыре довольно многолюдно, его любят туристы, которые сфотографировали и исследовали, кажется, уже все закоулки и кирпичи. Но период самоизоляции и пандемии сделал свое дело, сейчас в монастыре почти нет посетителей, только батюшка на лавочке беседовал с прихожанкой, чья дочь тут же возле скамейки изучала цветы, да рабочие с инструментами проходили споро и скоро мимо по своим делам.
На территории всегда тихого женского монастыря сейчас есть и грязь, и обилие строительных материалов.
Реставраторы встретили и проводили меня в собор, заранее предупредив, что придется забираться по лесам, поэтому все тяжелое лучше оставить внизу.
Интерьер Смоленского собора – полностью в реставрационных лесах. Огромное пространство разгорожено на несколько ярусов, и на каждом – вплоть до главного купола – трудятся реставраторы. Из того, что мы видим, и из рассказов сопровождавшего художника-реставратора I категории Дмитрия Черемисина становится понятно, с какой тщательностью работают реставраторы в Смоленском соборе. Например, только живописью в малой скуфье северо-западного барабана – это 23 квадратных метра – занимались два с половиной месяца.
Старинная плитка пола четко обозначала всем известного производителя: МюрЪ и МерилизЪ. Конечно, век с небольшим этим никого нельзя было удивить, а для сегодняшнего времени это уже событие и повод рассмотреть все повнимательней.
Когда же, наконец, я поднялся на второй уровень лесов, где разгрузился и оставил вещи, началось самое интересное.
Мы с друзьями краведеами рассматривали и фотографировали фрески, которые впервые увидели так близко.
Сейчас реставраторы и высшее духовенство монастыря обсуждают, как не нарушить сложившийся образ храма и оставить фрески открытыми, для всеобщего обозрения. Терять такую красоту еще раз было бы просто преступлением.
Расчищаются фрески всего собора. Это профессиональная, академическая реставрация.
Реставраторы подсветили фрески и уходить совсем не хотелось, но ждали и другие открытия под самым куполом, куда мы медленно, но верно продвигались по многочисленным лесенкам.
Дмитрий Черемисин разъяснил тонкости проектирования реставрационных работ по живописи. Это процесс очень сложный и даже непредсказуемый. Ведь выполнить проект, заранее предусматривающий все необходимые работы и операции, почти невозможно. Очень многое раскрывается и узнается непосредственно в процессе работ – и состояние штукатурки, и состояние живописи на конкретных участках, и необходимость тех или иных реставрационных вмешательств. В главном куполе перед нашими глазами предстала композиция «Отечество». Обычно посетители собора воспринимают ее снизу, на высоте около 30 метров. И только благодаря реставрации нам повезло увидеть древние фрески вплотную, так, что можно даже потрогать.
Нас ждал Саваоф, чей суровый взгляд оценивал каждого поднявшегося. Разве что привычные реставраторы уже не так вздрагивали под его взглядом и взахлеб рассказывали нам о красках, которые использовали древние иконописцы, и о проведенных работах.
И тут вдруг я обратил внимание на двоеперстие, которое указывало на время написание фрески еще до никонианства.
А за новым алтарем был обнаружен древний XVI-XVII веков. Его восстановили, но посетители его не увидят, так как деревянный алтарь закрыт новым. А еще я увидел отопительную систему в стиле модерн, которая появилась в храме век назад, но так и не была запущена. Причиной тому – неудачный опыт Успенского собора в Кремле, где тоже сделали теплый пол и отопление аналогичное Смоленскому собору, но фрески «потекли», и систему, уже готовую к эксплуатации, решили не запускать. Так она и стоит «под парами».
Обнаружился в алтаре и вход в подземелье, ведущее в подклет.
В качестве бонуса мне показали древнюю кованную дверь, в которую были вставлены слюдяные окошки-украшения с красной тканью внутри. Можно только представить, как они ярко горят под солнечными лучами!
Ну и напоследок, заговорщицки сказал сопровождающий, я вам покажу некрополь в подклете и плиты, которые мы нашли на улице. Реставраторы обещают, что вскоре желающие смогут тоже попасть в эти святые места. Готовится большая программа музеефикации объектов монастыря, в том числе и крипты Смоленского собора. Это будет и место поминовения усопших, и место, где будет экспонироваться древнейшая часть некрополя. Сами захоронения не потревожены. Были расчищены плиты, уточнена топография захоронений, прочитаны эпитафии.
Сам некрополь, как драгоценная святыня был бережно сохранен. Одна беда – близость воды не дает реставраторам покоя – на стенах постоянно выступает соль, и с этой напастью пока справиться не получается.
А на улице под фундаментом тоже были в ходе работ найдены белокаменные надгробные плиты. В прежние столетия это была обычная практика – использовать старые плиты из белого камня при строительстве. Часть из них, возможно, удастся идентифицировать.
Справка
Собор Смоленской иконы Божией Матери принадлежит к старейшим храмам Новодевичьего монастыря. Он построен в 1524-1525 годах в честь возвращения в состав Русского государства города Смоленска и является объектом культурного наследия.
В том, кто его построил, встречаются разночтения. По одним данным итальянский архитектор Алевиз Новый, по другим – Нестор. Это древнейшая каменная постройка монастыря, которая представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви.
Собор всегда был в центре исторических событий в России. В 1598 году именно в нем Борис Годунов принял избрание на царство, здесь же, в соборе, одно время жила и сестра Бориса Годунова – Ирина. Именно при Годунове Смоленский собор был обновлен, в нём были построены новые кельи, трапезная и домовая церковь. Из письменных источников известно, что во время правления Годунова были обновлены росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, а для вдовствующей царевны-инокини были построены Иринины палаты.
В период смуты в соборе перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Ивана Болотникова находилось войско, доставленное по приказу князя Василия Шуйского. В 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского разгромило у стен монастыря польско-шведских интервентов, освободив себе тем самым путь на Кремль.
При перестройке обители в петровские времена царевна Софья поставила новые, богато украшенные стены с «зубцами» и башни, на которых появились декоративные завершения в виде корон. Так монастырь обрёл свой современный вид.
Строительство Собора шло по образцу Успенского собора в Кремле, но с некоторыми архитектурными особенностями. Он напоминает церковь-усыпальницу римской (раннехристианской) разновидности. Службы проводились наверху, а погребения расположены в подцерковье.
В советский период Собор был единственным сооружением Новодевичьего монастыря, не использовавшимся под хозяйственные службы.
В соборе сохранились две из четырех придельных церкви: святых апостолов Прохора, Тимона, Никанора и Пармена (их память совпадает с празднованием Смоленской иконы, а также святой мученицы Софии). Столпы собора расписаны изображениям святых воинов-мучеников, русских князей и византийских цариц, преподобных жён.
Кроме этого, в соборе сохранились росписи мастеров «Оружейной палаты» во главе с Симоном Ушаковым.
Основные темы настенной росписи, относящейся к концу XVI века — Акафист Пресвятой Богородице, и Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе. В люнете над восточной аркой находится монументальный образ Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм. К годуновскому времени относятся иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, а также украшенные орнаментальной росписью тябла иконостаса. Роскошная вызолоченная рама с 84-мя колонками в виде виноградных лоз, выполненная мастерами Оружейной палаты в технике «флемской» сквозной резьбы, была сделана при царевне Софье, в 1683-1685 годах. Тогда же к пяти рядам годуновских икон сверху был добавлен страстной ряд, разобранный в начале XX века при реставрации собора.
В некрополе собора погребены царевны Софья Алексеевна, Евдокия Алексеевна, Екатерина Алексеевна, а также царица Евдокия Фёдоровна Лопухина. В подклете находятся захоронения дочерей Ивана Грозного, князя Ивана Кубенского, знатных бояр, других князей, княгинь, представителей аристократических родов, монахинь-схимниц.
Новодевичья археологическая экспедиция ИА РАН работает в обители с 2016 года. Ее возглавляет член-корреспондент РАН Леонид Беляев.
Раскопки ведутся в рамках программы реставрации и подготовки к празднованию 500-летия монастыря в 2024 году.
Известно, что в 1666 году под началом ярославских иконописцев Ивана Елизарова и Федора Карпова росписи поновлялись на сводах и подпружных арках собора. В 1684–1685 годах мастерами Оружейной палаты Никифором Бовыкиным и Василием Леонтьевым прописывались отдельные фигуры и лики святых после промывки стен от копоти и пыли. В 1759 году по поручению императрицы Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина были растесаны окна, а фрески были плотно записаны масляными красками, нимбы и детали одежд – позолочены. В конце XIX – начале XX века артелью иконописцев Софоновых была проведена серия «реставрационных работ» по росписям Смоленского собора. Живопись грубо очищалась от масла и плотно записывалась в «древнерусском стиле». Укрепление древней штукатурки тогда не производилось, отслоившийся грунт вместе с живописью удалялся и восполнялся гипсом, рисунок восстанавливали по заранее снятым калькам. В 30-е годы ХХ века Новодевичий монастырь становится музеем.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов