содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения таблица кратко
РАЗДЕЛ 3. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
3.1. Особенности системы образования детей с нарушениями зрения
В настоящее время образование детей с нарушениями зрения в Российской Федерации представляет собой развернутую и дифференцированную систему, включающую специальные (коррекционные) образовательные школьные и дошкольные учреждения, специальные группы (классы) при образовательных учреждениях общего назначения. Кроме того, дети с нарушениями зрения могут получать определенные образовательные услуги в психолого-медикопедагогических консультациях, реабилитационных центрах.
В Российской Федерации воспитание и обучение ребенка с нарушениями зрения дошкольного возраста решает три основные задачи:
§ ранняя социализация ребенка через развитие его личности,
§ коррекция и компенсация нарушений,
§ медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая поддержка семьи в вопросах воспитания, коррекции и компенсации нарушений развития ребенка с тяжелыми нарушениями зрения.
В настоящее время дети дошкольного возраста с нарушениями зрения и их родители могут получить медико-психологопедагогическую помощь в учреждениях различных видов.
Одним из видов учреждений, ориентированных на оказание помощи детям дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения и их родителям, выступают реабилитационные дошкольные центры для детей с различными нарушениями развития. Такие реабилитационные дошкольные центры призваны сопровождать развитие ребенка, в том числе слепого или слабовидящего, путем разработки и реализации индивидуальных маршрутов его развития, обеспечения родителей дополнительными знаниями и умениями в области воспитания ребенка, профилактики и коррекции вторичных отклонений.
Одним из новых типов учреждений, деятельность которых направлена на оказание помощи детям младенческого возраста, имеющим глубокие нарушения зрения, и их родителям, является консультативно-практический Центр по реабилитации слепых и слабовидящих детей. В Центре формируются стационарные и консультативные группы.
Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения таблица кратко
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения, что отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии.
Статья:
Особенности детей с нарушениями зрения:
Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух.
Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения, что отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии.
Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.
Необходимо так же учитывать, что периоды развития детей с нарушениями зрения не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени.
Для детей с нарушениями зрения характерны
повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность;
неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению;
не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений);
признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке);
— слабая концентрация внимания; снижены устойчивость и объем внимания;
— быстрое забывание, рассеянность, низкая скорость запоминания;
-В развитии личности много значения имеет социальное окружение.
На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.
У детей с нарушениями зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям часто тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность). Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.
У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают.
Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.
При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии. Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы. У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.
Виды нарушений зрения
Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические.
К функциональным относятся
(снижение зрения не регулируемое оптически)
близорукость или миопия.
это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Поэтому поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.
дальнозоркость или гиперметропия.
здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.
(возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.)
нистагм или дрожание глаз.
при данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок.
Эти нарушения поддаются лечению и корректировке. Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила: Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты. Делать специальные упражнения для глаз. Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора. Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой. Есть витамины в виде свежих овощей и фруктов.
Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте. Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.
Образование для детей с нарушениями зрения.
Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом. Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением.
При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы. В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию.
Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения таблица кратко
Аннотация: Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.
Статья:
Введение
В современных коррекционных учебных заведениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.
При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:
1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
Основной целью организации учебной деятельности является обеспечение полноценного образования учащихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимися с нарушениями зрения. Главной целью правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.
Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций. Составляя учебный план, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения. Для предупреждения зрительных расстройств у школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.
Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:
к освещению и учебному оборудованию;
к организации учебных занятий, имея ввиду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.
Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:
рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;
специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.
Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию правильного наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии со зрительной патологией), правильное цветовое оформление помещений, соблюдение режима зрительных нагрузок и режима дня.
Раздел 1. Офтальмо-гигиенические мероприятия в процессе воспитания и обучения слабовидящих и учащихся с функциональными расстройствами зрения
1.1 Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий, в сочетании с особенностями групп детей со зрительными нарушениями
В современном мире, актуальность вопросов, касающихся офтальмологических основ обучения и воспитания детей значительно возрастает, если речь идет о группах детей, имеющих проблемы со зрением. Степень тяжести и выраженности этих проблем может быть различной, но их наличие определяют жесткие требования к выбору содержания и системной реализации в повседневной жизни охранных и гигиенических мероприятий, поскольку помимо профилактической направленности они обязаны поддерживать и развивать зрительную работоспособность ребенка, имеющего зрительные нарушения. В данном разделе будет освещен патогенный фактор в развитии зрения у детей.
На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы, опираясь на опыт работы многочисленных исследователей данной проблемы, можно выделить и охарактеризовать три группы детей, для каждой из которых можно подобрать свою направленность и офтальмологические охранные мероприятия.
1.Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).
Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.
2.Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05-0,4 ( в условиях оптической коррекции).
При данной патологии, важно поддерживать и развивать все структуры зрительной системы; совершенствовать функции зрительного анализатора; поддерживать и развивать зрительную работоспособность; проводить профилактику осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций, зрительного утомления в процессе зрительного труда.
3.Дети с функциональными расстройствами зрения. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части этих детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции.
Таким образом, в образовательном учреждении важно осуществить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития, организовать режим жизнедеятельности ребенка и психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе, проводить комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия, осуществить комплекс оздоровительно-физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья, организовать предметно-пространственную среду, в соответствии с лечебно-восстановительными задачами, сформировать у детей и их родителей сознательное отношение к врачебным рекомендациям, воспитать у ребенка желание вылечиться, организовать зрительный труд детей в соответствии со степенью и характером зрительного расстройства.
1.2. Средства реализации офтальмо-гигиенических основ воспитания и обучения в образовательных учреждениях
Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством:
Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения;
Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения;
Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;
Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения;
Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;
Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;
Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;
Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.
Таким образом, для успешного проведения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным зрением необходимо четко знать характерную группу и ее особенности, к которой они относятся.
Раздел 2. Офтальмо-гигиенические основы организации учебной деятельности детей с нарушением зрения
2.1 Офтальмо-гигиенические особенности режима учебных занятий
Учебно-трудовая нагрузка учащихся должна соответствовать количеству часов, предусмотренному Типовыми учебными планами специальных общеобразовательных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, утвержденными Министерством просвещения СССР и министерствами просвещения (народного образования) союзных республик. Превышение общей продолжительности занятий, установленной учебными планами, недопустимо. Начало и окончание учебного года, сроки и продолжительность каникул, проведение экзаменов, учебной практики должны полностью соответствовать срокам, установленным для массовых общеобразовательных школ. При организации учебных занятий в течение дня, недели, года, в связи с повышенной утомляемостью учащихся следует исходить из оптимального соотношения и чередования различных предметов по трудности, характеру и степени зрительной нагрузки.
При составлении расписания уроков в течение учебного дня рекомендуется:
— уроки физической культуры планировать на третьи и четвертые часы;
— сдвоенные уроки предусматривать только по труду и на занятиях физкультурой при выполнении программы по лыжной подготовке. В отдельных случаях сдвоенные уроки возможны при проведении контрольных работ; их не следует ставить на последние уроки.
При составлении расписания уроков в течение учебной недели рекомендуется:
— равномерно распределять предметы с большой умственной и зрительной нагрузкой в течение всей недели;
— контрольные работы во всех классах, шестые уроки и факультативные занятия в старших классах проводить в любые дни недели, за исключением понедельника и субботы;
— включать уроки физкультуры и труда в середину недели с целью поддержания относительно высокой работоспособности учащихся;
— предусматривать 1 раз в неделю (желательно в четверг) «облегченный день» учебных занятий для учащихся подготовительных и первых классов. В этот день после двух часов учебных занятий проводить познавательные прогулки и экскурсии.
Важное значение для обеспечения высокой работоспособности слепых и слабовидящих детей во время урока имеет продолжительность и рациональное его построение.
В связи с этим необходимо обеспечить:
— проведение во всех классах в течение урока физкультурных пауз (по 5 минут). Выполнение упражнений, связанных с резкими движениями и наклоном головы вниз, не рекомендуется;
— соблюдение режима непрерывной зрительной нагрузки.
Для снятия утомления, наступающего во время урока, необходим рациональный отдых, для чего следует:
— исключить во время перемены чтение книг, подготовку к последующему занятию, другую зрительную работу на близком расстоянии.
Домашние задания следует предусматривать с учетом возможности выполнения их в пределах:
При этом также должен строго соблюдаться режим непрерывной зрительной нагрузки.
Безусловно, важен и статико-динамический режим в образовательном процессе детей с нарушением зрения, отражающем смену покоя и двигательной активности с максимально возможным удовлетворением последней. Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей должно способствовать поддержанию их психоэмоционального тонуса в кратковременный и долговременный периоды, совершенствованию физического развития во всех его аспектах, профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через это поддержанию зрительной работоспособности ребенка. Во время занятий статического плана педагог должен следить за правильной осанкой учащихся во время письма, предлагать детям менять позу, в середине занятия должна быть проведена физкультминутка. Эти мероприятия должны быть направлены на предотвращение чрезмерного утомления мышц спины, шеи, что в свою очередь приводит к нарушению кровотока и иннервации коры головного мозга и глаз. Нарушения осанки может привести к наступлению быстрого общего утомления, на фоне которого развивается зрительное утомление.
2.2 Офтальмо-гигиенические требования к освещению учебных помещений и предметно-пространственной среде учащихся.
Несомненно, что к важнейшим аспектам организации зрительной работы относится достаточная освещенность рабочего места. Свет, его качество и сила играют важную роль в зрительном процессе. Хорошее освещение мест жизнедеятельности ребенка и рабочих зон учащихся обеспечивает успешность получения зрительной информации, и ее переработки, что в свою очередь положительно влияет на успешное выполнение любой деятельности, в том числе учебной.
Особенности естественного освещения.
Все учебные помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое, левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств (подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, шторы из хлопчатобумажных тканей).
Для максимального использования дневного света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется:
— ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ;
— не ставить столы и парты в простенки между окнами;
— не допускать затемнения окон учебных помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады, обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;
— следить за своевременным включением искусственного освещения в соответствии со световым календарем.
Особенности искусственного освещения.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. В качестве источников света использовать люминесцентные лампы типа «белого» света (БС), «тепло-белого» света (ТБС) и естественного света (ЛЕ), как физиологически наиболее благоприятные и экономичные; обязательно местное освещение классной доски.
В вестибюлях, коридорах, рекреациях, спортивных и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках должно быть аварийное освещение с уровнем освещенности не менее 0,5 лк на полу по линии основных переходов и на ступеньках лестниц. Обязательно должно присутствовать устройство искусственного освещения школьного участка.
Для слепых рекомендуются одноместные столы с горизонтальной доской и приспособлениями для хранения учебников по Брайлю.
Парты (столы) должны расставляться в классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется сажать за парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света. Парты (столы) устанавливаются вдоль класса в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение парт (столов) в зависимости от характера занятий с целью обеспечения наилучшего восприятия демонстрируемых учебных пособий.
2.3 Офтальмо-гигиенические требования к наглядным пособиям и учебному материалу
А.Н. Гнеушева говорит о том, что для лиц имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. Однако в учебном процессе рационально использовать так же светлые (светло-желтый, светло-розовый) и темные фоны (темно-синий, черный). Рекомендуется, чтобы у слабовидящих имелись индивидуальные фоны (например, листы из плотного цветного картона или двусторонние фланелеграфы, размером 25х35 см), вариативное использование которых зависит от цветового тона объекта восприятия. Использование фона важно для повышения контрастной чувствительности.
Важно развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.
Л.В. Фомичева отмечает, что для детей с низкой остротой зрения и имеющих косоглазие рекомендуется располагать наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз учащихся. Если же мы говорим о косоглазии, то на подставке надо ставить материал для детей со сходящимся косоглазием. Если у детей расходящееся косоглазие, то для них нужно располагать материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз. В тоже время для детей с высокой степенью близорукости или дальнозоркости, на фоне чего, как правило, и развивается косоглазие, наглядный материал рекомендуется располагать на уровне глаз, в независимости от косоглазия.
Соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядному и учебному материалу поможет снизить зрительное утомление и будет способствовать учебному процессу и долгой зрительной работоспособности.
2.4 Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий
Большое значение имеет организация занятий. На занятиях слабовидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств, для озвучивания обязательных занятий.
З. Г. Ермолович отмечает, что своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих учащихся младших классов не должно превышать 10 мин., частичнозрячих – 5 мин. В средних и старших классах для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 мин., а для частичнозрячих 5-7 мин.
Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с нарушенным зрением как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.
Физическая культура в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей является одним из важных средств, всестороннего развития учащихся и подготовки их к трудовой деятельности, а также как средство коррекции нарушенных зрительных функций и вторичных отклонений. Основной формой работы по физическому воспитанию являются уроки физкультуры, проводимые по специально разработанным программам.
Допустимая физическая нагрузка на уроках должна определяться врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года индивидуально для каждого учащегося. Для детей с отклонениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы предусматриваются занятия по лечебной гимнастике (ЛФК).
В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.
Правильная и тщательная организация занятий будет способствовать соматическому и физическому здоровью, психоэмоциональному тонусу детей, эффективному обучению и усвоению знаний.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что правильная организация учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.
Соблюдение всех офтальмо-гигиенических и санитарно-гигиенических требований к образовательным учреждениям ведет к сохранению устойчивой зрительной работоспособности школьников в динамике учебного дня и недели, снижение высокой физической и психической утомляемости за счет равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, уменьшение плотности занятий, распределение уроков в зависимости от трудности предметов. Приверженность статико-динамическому режиму и режиму зрительных нагрузок, воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения, организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении так же благоприятно отражается на соматическом и физическом здоровье детей и их психоэмоциональном тонусе.
Самым важным при выполнении офтальмо-гигиенических мероприятий является охрана остаточного зрения и поддержка зрительной системы на фоне глубокого органического поражения.
Список использованной литературы и источников:
Белякова О.В., Ермолович З.Г. Особенности зрения частичнозрячих и слабовидящих учащихся и как беречь зрение в условиях образовательной интеграции// Особенности интегрированного обучения детей с нарушением зрения. – Минск.: НИО, 2004.
Волосовец Т.В. Методические рекомендации
по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении.- Письмо Минобразования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 (электронный ресурс http://www.kartyo.ru/korro/files/ant/Doc/68.htm).
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Владос, 2000.
Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учеб.- Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.