содержание правосознания согласно учению и а ильина представлено
Учение о правосознании Ильина. Аксиомы правосознания.
Правосознание является источником правопорядка, то есть правовых норм общества и институтов государства.
У Ивана Александровича Ильина: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность».
Правосознание – это внутреннее свойство души. Оно проявляется, как чувство уважения к закону и законности; чувство преклонения перед авторитетом законной власти и суда, и чувство долга. Антропологически: правосознание – образ мышления, синтез человеческих чувств, воли человека к соблюдению права и закона, воли к законопослушанию.
А это – проявление человеческого духа. Для злой воли и хищного инстинкта правоотрицателей либо корыстных людей право и правопорядок необходимы как «намордник».
Уважение прав другого человека – логическое следствие заповеди Христа о любви к ближнему. Кроме того, существует «золотое правило нравственности», которое, в нашем случае, можно переформулировать так: человек обязан признавать и уважать права каждого человека, так как его собственные права живут чужими обязанностями и запретами, его собственные права ограничивают и связывают чужие права. Человек есть существо общественное.
Человеку присуще особое нравственное чувство: правоты, справедливости, ответственности и свободы – эти качества, изначально заложенные Богом в человеческую природу, проявление образа Божьего.
И.А. Ильин формулирует три аксиомы правосознания:
— закон духовного достоинства;
— закон взаимного признания.
Человек не только существо телесное и душевное, но и духовное. Аксиомы правосознания — основные истины, присущие его духу.
Согласно первой и основной аксиоме, в основе нормального правосознания лежит уважение к себе, как духовно благой силе. Достоинство – основа истинной жизни, а уважение к себе есть источник государственной силы и политического здоровья. Это относится как к личности, так и к обществу в целом.
Вторую аксиому Ильин сформулировал так: в основе всей правовой и государственной жизни лежит способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине. Автономия или самозаконность это основная форма духа, основное свойство личности, способ бытия и деятельности. Гражданин должен иметь самостоятельные убеждения о добре и зле, о сущности и назначении человека, о высшей цели права и государства, сознательную и зрелую волю.
Истинная автономия доступна лишь тому, кто совершил духовное самоутверждение и утвердил в себе духовное достоинство. Такова связь между первыми двумя аксиомами правосознания.
Третья аксиома правосознания: в основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей, уважение и доверие их друг к другу.
Человеку невозможно жить на земле, не вступая в отношения с другими людьми. Столкновение интересов порождает состязание, и это состязание должно находить себе конец и разрешение. Оно может разрешаться на путях, достойных духа, и на путях, не достойных его. Право возможно только там, где есть живое отношение между людьми: право зарождается впервые как отношение духа к духу. Это отношение определяется как взаимное духовное признание.
В каждом государстве существует несколько систем правосознания, поскольку социальные классы, группы и слои населения в своих воззрениях на право связаны сложившимся экономическим и политическим положением. Правосознание соотносит законодательство с реально существующими общественными отношениями, интересами классов, различных групп и слоев населения, их нравственными представлениями. Каждый субъект вырабатывает свое отношение к праву и государственно-правовой деятельности. Поэтому, наряду с общественным, уместно говорить о групповом и индивидуальном правосознании.
И.А. Ильин подчеркивает: без правосознания не существует права. Без него нельзя вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок, творить суд. Организовывать частные общества (ученые, акционерные компании, клубы, кооперативы) и публично-правовые организации (законодательные собрания, думы, земства), участвовать в выборах, быть чиновником, президентом и монархом.
Но правосознание не присуще всем изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства. С детства необходимо развивать непоколебимое чувство, что каждый человек — духовное существо, что он есть субъект права. Что ему присуще духовное достоинство, что он призван к самообладанию и самоуправлению, взаимному уважению и доверию. Что государственная власть должна уважать его и доверять ему, а он отвечать ей теми же чувствами
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Учение о правосознании И.А. Ильина. Аксиомы правосознания.
В современных условиях особое место проблемы правосознания объясняется тем, что оно является источником правопорядка, то есть правовых норм и соответствующих институтов, поэтому оно выступает в качестве предмета осмысления права. Ключевой категорией философии права у Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954) становится правосознание. «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность». Правосознание не мыслимо без личности, без человеческой духовности, а оно предполагает человеческое уважение к праву. Ильин считает, что правосознание есть синтез человеческих чувств, воли человека к соблюдению права и закона, воли к законопослушанию и лояльности своего поведения. Человек как общественное существо обязан осознавать свои права и обязанности, то, что ему запрещено. Человек обязан признавать и уважать права каждого человека в отдельности, так как его собственные права живут чужими обязанностями и запретами, а также его собственные права ограничивают и связывают чужие права. Совершенно очевидно, человеку присуще особое чувство правоты, чувство справедливости, чувство ответственности и чувство свободы, которыми ему подобает руководствоваться в общественной жизни. Правосознание есть чувство уважения к закону и законности; чувство преклонения перед авторитетом законной власти и суда, и соответственно чувства долга и связанности им, живое чувство связывающей дисциплины. Правосознание – источник права и правопорядка.
Человек творит законы в соответствии с правосознанием. Правосознание формируют три основных закона, сформулированные И.А. Ильиным:
-соблюдай добровольно действующие законы и борись за новые законы в рамках Конституции;
-обрети свободу через добровольное самообязывание и ищи свободу только через закон и посредством закона;
-закон должен быть основан на естественном христианском правосознании.
Правосознание, по Ильину, есть воля человека к соблюдению права и закона, воля к лояльности своего поведения, воля к законопослушанию. Однако правосознание совсем не сводится к тому, что человек «сознает» свои права и о них «думает». Человек есть существо общественное, и если он об этом забудет, то умаление или прямое попрание его прав быстро напомнит ему об этом. В каждом государстве существует несколько систем правосознания, поскольку социальные классы, группы и слои населения в своих воззрениях на право связаны сложившимся экономическим и политическим положением. Правосознание соотносит законодательство с реально существующими общественными отношениями, интересами классов, различных групп и слоев населения, их нравственными представлениями. Каждый субъект вырабатывает свое отношение к праву и государственно-правовой деятельности. Поэтому, наряду с общественным, уместно говорить о групповом и индивидуальном правосознании. Необходимо, чтобы люди в их совместной жизни соблюли некоторые элементарные, но священные основы права и государства. В теории И.А. Ильина они сформулированы в виде аксиом правосознания.
По И.А. Ильину, аксиомами правосознания являются:
закон духовного достоинства;
закон взаимного признания.
Аксиомы правосознания по сути основные истины, которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования. Форма человеческой жизни определяется тем, что человек не просто живое существо, и не только существо, одаренное душевными способностями, но существо духовное. Человек, даже самый первобытный, таит в себе волю к духу, форму духа, способность к духу. В основе нормального правосознания лежит предметно обоснованное, но социально самодовлеющее уважение субъекта к себе как духовно благой силе.
Итак, согласно первой и основной аксиоме правосознания, духовное достоинство есть корень всякой истинной жизни, а уважение к себе есть источник государственной силы и политического здоровья. Это относится как к личности, так и к обществу в целом. Вторую аксиому Ильин сформулировал так: в основе всей правовой и государственной жизни лежит способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине. Автономия или самозаконность есть подлинная, основная форма духа; это присущий ему необходимый для него способ бытия и деятельности. Духовная жизнь есть самодеятельность в осуществлении высших духовных ценностей. Быть гражданином значит вести автономную духовную жизнь, иметь автономное правосознание и строить им свою жизнь и жизнь своего государства. Ильин убежден, что гражданин должен иметь самостоятельные убеждения о добре и зле, о сущности и назначении человека, о высшей цели права и государства, сознательную и зрелую волю. Истинная автономия доступна лишь тому, кто совершил духовное самоутверждение и утвердил в себе духовное достоинство. Такова связь между первыми двумя аксиомами правосознания. Третья аксиома правосознания гласит, что в основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей, уважение и доверие их друг к другу. Человеку невозможно жить на земле, не вступая в отношения с другими людьми. Столкновение интересов порождает между заинтересованными состязание, и это состязание должно находить себе конец и разрешение. Оно может разрешаться на путях, достойных духа, и на путях, не достойных его. Право возможно только там, где есть живое отношение между людьми: право зарождается впервые как отношение духа к духу. Это отношение определяется как взаимное духовное признание.
В своих работах И.А. Ильин отмечает и особенно подчеркивает ту мысль, что именно правосознание есть тот орган, без которого нельзя жить правом, вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок, тягаться о правах, творить суд, организовывать частные общества (ученые, акционерные компании, клубы, кооперативы) и публичноправовые организации (законодательные собрания, думы, земства), участвовать в выборах, быть чиновником, президентом и монархом. Это необходимо всегда помнить; с этим необходимо всегда сообразоваться. Правосознание необходимо в общественной и политической жизни как главное «орудие». Нельзя предполагать, что оно присуще всем людям изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства. Крушение ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ, которой являлась Россия, весьма повлияло на направление философско-правовой мысли Ивана Александровича Ильина. Его работы убеждают в насущной необходимости разработки философии права в контексте исследования правосознания в России, особенно учитывая актуальность построения у нас правового государства.
Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ
В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.
Смертная казнь в США: иллинойское измерение
Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни.
О правовых средствах обеспечения транспарентности механизма судебной защиты
Система гражданской юрисдикции России: от дезинтеграции к консолидации
Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.
Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мнения
Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?
Сравнительно-правовой анализ защиты авторских прав в Китайской народной республике и России
Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.
Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия
В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ.
Социальные функции боевых искусств (джиу-джитсу) в современном обществе
В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную «индустрию» здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной, работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.
Влияние физических упражнений на здоровье студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракт
В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара.
Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение, длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.
Развитие силовой подготовки при использовании тренажеров
Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.).
Вопросы организации дистанционного образования в вузах
Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.
Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)
Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.
Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции
Об одном подходе к выбору торговой стратегии на фондовом рынке
Одним из важнейших факторов экономического развития России на современном этапе является привлечение внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвесторы хорошо знакомы с основами функционирования фондовых рынков и для них основная проблема – выяснение особенностей инвестиционного рынка России. Внутренние инвесторы – это физические лица и сравнительно небольшое число компаний из реального сектора экономики России.
Ильин И. А., Общее учение о праве и государстве. Глава 9
ОСНОВА ЗДОРОВОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Напрасно думать, будто дух и инстинкт враждебны друг другу: будто они несовместимы и находятся в вечной борьбе. Это не соответствует действительности. Конечно, бывают люди, почти не живущие духом, безразличные к духовному началу и духовным содержаниям; они живут духовно безразличным инстинктом, которому и следует вся их деятельность. Но и у них дух может внезапно загореться в глубине инстинкта и привести их к необычным для них проявлениям совести, молитвы, художественно верного выбора, чувства права или справедливости, милосердия, щедрости и любви. А задача верного воспитания состоит именно в том, чтобы с детства проявить в человеческом инстинкте духовное начало, и притом не в смысле дисциплинарно навязанного обыкновения, а в смысле свободной радости и свободного предпочтения.
Можно было бы сказать, что правосознание есть инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру. Но именно поэтому — живой корень его надо искать в религиозном чувстве и в совести. Можно представить себе, конечно, правосознание вне религии и вне совести, но это будет что-то вроде воли, лишенной неба и земли, это будет дисциплина влечений, а не качественное и не творческое начало жизни, черствая форма, лишенная дара любви и дара созерцания.
Право в его основной сущности есть необходимый для человека образ его духовной жизни на земле, или иначе: необходимая форма «встречи» между верховным благом
и человеческою душою. Право есть прежде всего право человека быть независимым духом, право бытия и право свободы, право самостоятельно обращаться к Богу, искать, находить, исповедовать и осуществлять узренное и предпочтенное совершенство. Одним словом: право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление. А правосознание есть воля к верному праву и к единой, верховной цели права как таковой.
Точно так же каждому человеку присуще тяготение к тому, чтобы найти некоторое безусловное по своей ценности жизненное содержание и прилепиться к нему своею верою и своею любовью ; значительность и зрелость индивидуальной души определяется объективным достоинством этого содержания и интенсивностью личного прикрепления к нему. Это содержание избирается людьми
Индивидуальное тяготение воли к духу, требующее, чтобы «моя личная жизнь» восприняла абсолютно-ценное содержание и осуществила в нем форму автономии,— ведет к тому же самому результату. Для того чтобы я мог вести духовную жизнь, необходимо, во-первых, чтобы центр моего духовного изволения был огражден от насильственных вторжений извне; во-вторых, чтобы я имел досуг и доступ к созданным и осуществленным уже духовным
духа. Поэтому всякое право должно быть признано тем более совершенным, чем полнее и точнее оно выражает эти законы, чем успешнее оно организует мирное и справедливое равновесие субъективных притязающих кругов и чем быстрее и безболезненнее оно воспитывает в душах автономное правосознание.
Правосознание можно рассматривать отдельно от морали и нравственности как сферу, расположенную рядом со всею сферою этики. Тогда обнаружится, что правосознание и нравственное сознание суть особые проявления и стороны духовной жизни человека, одинаково определенные способом бытия, заданиями и пределами человеческого духа. Однако такое обособленное рассмотрение, допустимое по методологическим соображениям, нисколько не упускает из вида того обстоятельства, что в реальной жизни духа эти стороны стоят в необходимом и плодотворном взаимодействии и что разрешение духовных заданий
возможно только при целостном и гармоническом способе жизни.
С одной стороны, самая воля к духу в ее истинном значении слагается как зрелый итог личной и общественной нравственной культуры. Так, она возникает лишь в результате примирения разумно-сознательной силы души с бессознательными влечениями инстинкта, и притом не только в порядке их дисциплинирования, но в порядке их содержательного перерождения и одухотворения ; она остается всегда разновидностью единого и универсального начала любви в его наиболее чистом и благородном — христианском — виде; она требует непрестанного самоотвержения и своеобразного, утонченного бескорыстия; наконец, она расцветает свободно и приносит плоды только там, где имеется налицо высокий общественный уровень, создающий нравственную атмосферу предметного служения.
Наконец, нравственно-зрелая воля несет с собою и духовному служению, и правосознанию великий дар: искусство предметного исследования «совести», на котором может воспитываться и ориентироваться всякое вообще предметное познание. В частности, развитая и углубленная нравственная воля может иногда сама по себе поглотить и заменить своими мотивами — волю к праву: так, например, признание чужих прав на свободу и на достойную жизнь может проистекать не только из сознания сущности духовной жизни и всеобщей взаимной связи субъективных кругов, но и из глубочайшего источника — духовной любви к каждому явлению живого духа.
быть иначе потому, что добро само по себе входит в состав духовных предметов и жизнь его в душе есть уже реальная жизнь духа.
Истинный патриотизм и чувство государственности будут его зрелыми плодами.