содержание обучения это в педагогике
Понятие содержания обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Содержание обучения – это учебная информация, которая адаптирована педагогом в соответствии с учебными целями, позволяющая передать учащимся необходимые знания, умения, навыки и практический опыт.
Адаптация учебной информации под воспитательные цели является обязательным условием успешности процесса обучения.
Сущность содержания обучения
Содержание обучения – это не статичный набор знаний и учебной информации, оно меняется в зависимости от следующих факторов:
Функции содержания обучения различных для педагога и учащихся.
Усвоение учащимися содержания обучения предусматривает:
Основная функция содержания обучения для педагога – предметно-инструментальная функция, которая выступает как главенствующее средство педагогического воздействия на учащихся.
Данная функция позволяет педагогу:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, содержание обучения является основным инструментом, позволяющим соединить знания и опыт учащихся, а также новую информацию, получаемую в процессе обучения.
Теории содержания обучения
На базовом уровне под содержанием обучения принято понимать то, чему учат детей в различных учебных заведениях. Кроме того, под содержанием обучения понимают еще и то, какие знания необходимы детям, по каким учебникам и методическим указаниям следует работать педагогам, каковы критерии отбора учебного материала. Исходя из данных подходов, выделяют два подхода к процессу обучения:
Каждый из двух подходов имеет положительные стороны, но если использовать их по отдельности друг от друга, то они сильно ограничены и малоэффективны. Именно поэтому Д. Дьюи был предложен третий подход – прагматический.
Прагматический подход – это подход, основанный на идеях получения учащимися практического опыта, на основании приобретения ими полезных знаний в процессе обучения.
Одной из основных отечественных теорий содержания обучения, является теория, разработанная К. Марсом и В. Лениным. В основе данной теории заложена классификация учебных дисциплин, предложенная Ф. Энгельсом. В данную классификацию входят 4 группы направлений научных знаний:
На основании теории содержания обучения К. Маркса и В. Ленина была разработана советская система образования, которая значительно превосходила буржуазную систему и до настоящего времени считается одной из самых эффективных.
Активное развитие образования в советское время проявлялось в виде:
Таким образом, теория содержания обучения в советское время характеризуется тем, что основной его функцией является передача опыта, накопленного предыдущими поколениями. Под опытом понимали виды деятельности, воплощенные в знания, навыки и творчество.
Еще одной достаточно популярной теорией содержания обучения, является теория, предложенная Лернером и Брабантским, в соответствии с которой содержание обучения – это часть общечеловеческой культуры, получаемой учащимися отборно и в структурированном виде.
В основе отбора и структуры содержания обучения лежит направленность на развитие личности учащегося в соответствии с основными педагогическими целями.
Данная теория предусматривает, что содержание обучения обязательно должно включать в себя:
Источники содержания обучения
Источников содержания обучения достаточно много, часть из них являются основными (базовыми), которые обязательно должны быть включены в содержание, вне зависимости от контингента учащихся и образовательных целей:
Основным источником содержания обучения является наука. Однако в рамках образовательного процесса все научные знания не могут быть представлены в полном объеме, так как они достаточно обширны. Исходя из этого, подбор содержания обучения осуществляется под воздействием следующих факторов:
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
15. Содержание образования, его концепции, особенности.
Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:
1) опыт познавательной деятельности, фиксируемый в форме способов осуществления – знаний;
2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;
3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;
4) опыт эмоционально-ценностных отношений.
Сущность содержания образования и его исторический характер
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике содержание образование определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровне развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
В последнее десятилетие в образовании все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот по, ход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткин В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А. В. Петровского.
При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценности являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности.
Концепции организации содержания образования:
Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет.
2. Сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, но недооценивали значение гуманитарных наук.
3. Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера.
Требования: по мнению И.Я. Лернера, в содержании образования должны быть следующие компоненты : система научных знаний, способы деятельности в типовых ситуациях, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально ценностного отношения к миру.
Содержание обучения
Что такое процесс обучения
Обучение — это целенаправленный, социально обусловленный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого происходит освоение знаний, формирование умений и навыков.
Процесс обучения подразумевает передачу социального опыта от знающего преподавателя и его усвоение учениками. Он составляет сущность образования и средство его получения. В социальном опыте каждой эпохи есть основа, которую нужно передать всем и все должны ее освоить. Это могут быть основы познавательной или практической деятельности. Содержание обучения, его методы и сущность зависят от целей и запросов общества. Педагогика как наука отображает уровень осмысления и понимания обществом данных целей, которые она выдвигает учебным заведениям.
Процесс обучения нужно отличать от учебного процесса. Последний является обобщенным вариантом движения обучения при определенных условиях.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Содержание обучения — это система научных знаний, навыков и практических умений, нравственно-этические и мировоззренческие идеи, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Процесс обучения имеет начало и конец. Процесс обучения является набором сменяющих друг друга актов обучения, в ходе которых происходит изменение деятельности преподавателя, учащихся и их личностных качеств. Содержание образования, средства и методы обучения принимают участие в смене актов обучения.
Актами обучения могут быть:
Понятие и сущность в современной системе образования
Обучение представляет собой организованное взаимодействие субъектов познавательной деятельности для освоения учащимися основ социального опыта, накопленного человечеством в различных областях науки.
Осуществляется обучение с целью развития интеллектуальной, чувственно-волевой сфер жизнедеятельности учеников, воспитание потребности в самообразовании и самовоспитании.
Процесс обучения является частью более широкого процесса воспитания. Цель процесса воспитания — гармоническое и всестороннее развитие личности учащегося.
Процесс обучения выполняет такие функции:
Задачами обучения являются:
Содержание процесса обучения
В содержании заложены основы развития будущей личности, потому оно должно быть научно обоснованным. На определение содержания может влиять ряд факторов.
И. Харламов определяет 7 компонентов структуры обучения:
Теории
В пределах истории развития подходов к интерпретации содержания обучения были сформированы 3 основные теории:
Формальное образование
Авторы — Дж. Локк, И. Кант, Г. Песталоцци.
Основа — рационалистическая философия. Разум — главный источник знаний.
Нужно развивать разум и его способности, а не овладевать фактическими знаниями. Идеальный способ развития разума — изучение классических языков. Формальное образование повлияло на формирование классического гуманитарного образования. Используется в современных грамматических школах Англии.
Критиковал формалистов Т. Гексли за то, что не дают учащимся прочных знаний. Э. Торндайк подчеркивал, что результаты обучения в рамках одного предмета невозможно применить для другого.
Материальное образование («дидактический материализм»)
Основа — философия эмпиризма-утилитаризма.
Представители: Г. Спенсер, сторонники реального образования XIX века, сторонники прагматической педагогики XX века.
Опирались на работы Дж. Мильтона, И. Базедова, А. Коменского.
Главное в образовании — полезные фактические знания, которые приобретались из реального опыта и которые возможно применить на практике. Особое внимание — развитие памяти, воображения. Познание вне опыта невозможно.
Основные черты — многопредметность, слабая связь между дисциплинами, перегруженность.
Прагматистская теория
Автор — философ-прагматист Дж. Дьюи.
Критиковал материальную и формальную теории. Его теория носит название дидактического утилитаризма. Основа образования — организация практической деятельности учащихся. Детей нужно развивать не только интеллектуально, но и духовно, обращая внимание на их способности, вырабатывая в них навыки и умения. Практическая и познавательная деятельность происходят путем решения детьми практических задач и проблем, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Составление наперед четких и прописанных программ не допускается, содержание обучения определяется из опыта учащегося, его определения количества и качества обучения.
Деланье — основной метод обучения. По мнению И. Адлера и Дж. Бруннера, теория оказала свою несостоятельность и затормозила развитие американского образования.
Теория проектного обучения
Автор — ученик Дьюи — У. Килпатрик.
Время — 20-е года ХХ в.
Основа — интересы учащихся.
В зависимости от желания и интересов учеников преподаватель проектирует решение задачи. В рамках решения отдельной задачи происходит обучение конкретным навыкам и приобретения практических знаний — обучение рисованию, счету, чтению, письму. Система применялась в рамках советского образования как метод проектов в 20-тых годах ХХ века. Оказалась несостоятельной и была отменена.
К. Ушинский, критикуя формальное и материальное образование, в своих роботах утвердил формулу взаимозависимости и единства формального и материального образования.
Эволюционные теории
К эволюционным теориям, которые повлияли на развитие осмысления содержания образования, причисляют:
Современная педагогика являет собой единство формального и материального образования.
Источники
В соответствии с работами Лернера, Краевского и М. Скаткина, источниками содержания обучения являются:
Для того, чтобы определить наиболее существенные знания и опыт используется ряд факторов:
Понятие содержания обучения
Для того, чтобы передать знания и навыки воспитуемым, педагогу нужно адаптировать информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее усвоить. Это обязательное условие эффективности процесса обучения.
Понятие содержания обучения
Содержание образования – это система адаптированной под цели педагогов информации, которая позволяет передать учащимся знания, умения, необходимые навыки, помочь им получить опыт творческой деятельности, эмоционального восприятия мира, направить их развитие в конструктивное русло.
Содержание образования не является статичным набором знаний. Оно может произвольно меняться в зависимости от:
Содержание образования будет различным для младших школьников и старшеклассников, для тех, кто получает базовое и высшее/среднеспециальное образование. Как видите, содержание образования определяет содержание обучения.
Функции содержания образования для учащегося и педагога различны. Для ученика оно выполняет в первую очередь информационно-коммуникативную функцию, позволяет получить основные знания об окружающем мире, принципах и законах науки. Процесс освоения содержания образования учеником предполагает:
Если говорить о педагоге, то тут главенствующее положение имеет предметно-инструментальная функция, так как содержание – это средство воздействия на учащихся, которое позволяет:
Фактически, содержание становится инструментом, который позволяет соединить воедино знания и опыт, уже имеющиеся у детей, и новую информацию, получаемую учащимися в процессе обучения.
Теории содержания обучения
На базовом уровне можно сказать, что содержание обучения в педагогике – это то, чему учат в школе и других учебных заведениях. Если копнуть глубже, то содержание обучения определяет, какие знания необходимы учащимся, по каким учебникам стоит работать педагогу, по каким критериям отбирать значимый материал.
В зависимости от подходов к решению всех этих вопросов можно выделить два основных подхода:
Среди сторонников формального образования можно отметить таких выдающихся ученых как Джон Локк, Иммануил Кант, И.Г Песталоцци. Последователи этого подхода уверены, что самое главное в образовании – это развитие у детей их познавательных способностей, умения находить нужный материал, анализировать полученные сведения, находить решение поставленных задач.
Материальное образование предполагает, что дети будут получать только тому, что имеет практическое приложение. Это определяет выбор учебных предметов и направленность обучения.
Каждый из подходов имеет свои плюсы, но по отдельности они достаточно ограничены. В связи с эти американский философ и педагог Д. Дьюи предложил третий, так называемый прагматический подход. В основе прагматической педагогики лежит идея развития получения учащимися практического опыта на основе полученных ими полезных познаний.
Советские педагоги в определении содержания образования долгое время исходили из задач развития коммунистического общества и основывали все свои решения на учении Маркса и Ленина. Широкое распространение в то время получила классификация наук Энгельса, которая разделяла все направления научных знаний на 4 группы:
Принято было подчеркивать, что советская система образования значительно превосходит по качеству буржуазную.
Все это дало толчок к активному развитию образования, что проявлялось:
Ведущие педагоги того времени исходили из того, что основная функция образования – это передача накопленного предыдущими поколениями опыта. Опыт в свою очередь они рассматривали как деятельность, воплощенную в знаниях, навыках, творчестве.
По мнению Лернера и Брабантского содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, которую учащийся получает в отобрано и структурированном виде. Отбор и структурирование проводятся таким образом, чтобы усвоение знаний направляло развитие личности в соответствии с целями воспитания.
Если рассматривать отдельные элементы культуры с точки зрения педагогики, то получится, что культура – это совокупность процессов деятельности человека в материальной и духовной сферах, которая может быть передана человеку в процессе воспитания с тем, чтобы гармонизировать его развитие.
По мнению Лернера содержание образования должно включать:
В работах педагога Леднева можно найти классификацию видов деятельности, которая создана на основе философских идей Кагана М.С.
Виды деятельности по Ледневу включают:
Виды деятельности пересекаются с опытом личности, который включает все перечисленные выше компоненты. В соответствии с этими компонентами определяется содержание образования.
Источники содержания образования
Источников содержания образовании несколько. Согласно Лернеру и Скаткину это:
Наука является одним из основных источников образования. Однако представить все области знаний не могут быть представлены в содержании среднего или высшего образования в полном объеме, так как на изучение всего у человека может попросту не хватить жизни. В связи с этим проводится отбор содержания в соответствии с целым рядом факторов:
Содержание обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие содержания обучения
Содержание образования — это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности.
Конкретное содержание образования зависит, прежде всего, от контингента учащихся: младшие школьники или старшеклассники, дошкольники или студенты. Цели, а потом и содержание образования в каждом случае специфичны. И если контингент уже известен, то уже в зависимости от цели определяется конкретное содержание образования и обучения.
Из содержания образования вытекает содержание обучения. Содержание образования имеет разные функции для ученика и для преподавателя. Для учащихся оно выполняет информационно-коммуникативную функцию. Это значит, что именно из содержания образования и обучения они черпают новую информацию о явлениях и предметах окружающего мира, о развитии материального и идеального мира, принципах, понятиях и законах науки и т.д. В процессе усвоения и освоения содержания образования учащиеся овладевают формами и способами взаимодействия, способами общения и коммуникативной культурой.
Для преподавателя характерна предметно-инструментарная функция содержания образования. Для него содержание — это средство прежде всего умственного воспитания и развития учащихся, формирования у них ценностного отношения к миру, выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельностью учащихся. Посредством содержания (т.е. «инструмента») преподаватель приводит в систему предыдущие знания учащихся, из хаотического нагромождения слепков, копий и фрагментов познаваемого мира он организует систему о нем.
Теории содержания обучения
Что же из себя представляет содержание образования и обучения? На обыденном уровне как будто все ясно: это то, чему учат. А чему же учат, или, поточнее, нужно учить? Какой учебный материал нужно включить в содержание образования? Чем, какими принципами и другими начальными положениями нужно руководствоваться при отборе этого материала? Педагоги прошлых времен в решении данного вопроса шли от здравого смысла: один материал пригодится в жизни, другой — понадобится, третий и вовсе необходим. С данной позиции выдвигались теории формального и материального образования. В истории педагогики они отлично известны. Сторонники формального образования Д. Локк (Англия), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) считали: у учащихся нужно развивать познавательные способности: мышление, умение анализировать, память и т.д., так как источником познаний считается ум. После школы утончённый разум несомненно поможет ее выпускнику отыскать разумное решение вопросов, появляющихся в жизни. В содержание образования включаются надлежащие учебные предметы для становления разума.
Концепция эмпиризма лежит в основе доктрины материального образования (Г. Спенсер и др.). Его суть — учить детей нужным знаниям, имеющим практическое приложение. Ограниченность двух раздельно взятых доктрин очевидна. Характеризуя содержание образования, надлежит учесть положительные стороны и той, и другой теории.
Д. Дьюи (1859-1952), американский философ и педагог, создатель прагматической (от греч. pragma— дело, действие) педагогики в основу образования положил идею полезных познаний и становления практического опыта учащихся.
Характеризуя содержание образования, русские педагоги исходили, прежде всего, из задач коммунистического обучения молодых людей и при этом оперировали марксистско-ленинским учением об образовании, а также документами коммунистической партии. Содержание образования подкреплялось идеей классификации наук по Ф. Энгельсу: науки о неживой и живой природе, обществе и мышлении. Утверждалась идея о преимуществе содержания образования в русской школе по сравнению со школой буржуазной.
Совместно с тем бессчетные реформы образования в Советской стране, проводившиеся в 1959—1984 гг., введение всеобщего обязательного среднего образования побудили преподавателей направить интерес и на содержание образования. Формировались комиссии по пересмотру содержания образования на муниципальном уровне. Энтузиазм к содержанию образования особенно оживился с 1988 г. в связи с Всесоюзным съездом учителей и так называемым «новым мышлением».
Исследованием содержания образования занимались многие ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они исходили из того, что основное социальное назначение (функция) образования — это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А опыт, говоря коротко, это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру. Такого же мнения придерживаются B.C. Леднев и Ю.К. Бабанский. «Содержание образования— это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания».
Что же представляет собой социальный опыт, или культура? Проделав анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, И.Я. Лернер утверждал, что культура — это прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. И далее эту мысль он расшифровал так:
«…под содержанием образования следует понимать: 1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности…; 2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей…; 3) опыт творческой деятельности, …обеспечивающий способность к дальнейшему развитию …культуры; 4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу», являющийся условием формирования у личности системы ценностей.
При определении содержания общего образования B.C. Леднев уделяет особое внимание видам деятельности. При классификации последних он берет за основу идею философа М.С. Кагана, причем добавляет еще один вид: физическую культуру. Если сопоставить классификацию деятельности, предложенную философом, с опытом личности в педагогическом смысле, по B.C. Ледневу, то получится такое соотношение: если взять виды деятельности и соответствующий им опыт личности, то с ними пересекаются, как справедливо отмечает B.C. Леднев, опыт предметной (общее и специальное образование), теоретической и практической деятельности (знания и умения) и опыт, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность). И получается, что опыт личности включает четыре группы пересекающихся компонентов. В соответствии с ними и определяется содержание общего и специального образования.
Источники содержания образования
Откуда же берется содержание образования? Каковы его источники? Их несколько. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин к ним относят культуру, виды деятельности, логику развертывания всякой деятельности, средства и организационные формы обучения. Итоги познавательной деятельности сосредоточены в науке. Значит, в частности, она составляет важный источник содержания образования. Однако общечеловеческая культура, в том числе и наука, не могут быть представлены в полном объеме в содержании всеобщего образования. Для исследования даже части культуры не хватило бы всей жизни человека. Имеется факторы, которые воздействуют и на размер, и на характер отбираемого содержания. Те же эксперты-дидакты в числе таких факторов указывают: