собор зачатия святой анны в ростове великом
Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом
Кстати, мощи Иакова Дмитровского сейчас хранятся под спудом церкви Зачатия Святой Анна, именно с нее мы и начнем знакомство с монастырем.
Церковь Зачатия св. Анны в Ростове Великом
До середины XVII века все здания Спасо-Яковлевского монастыря (тогда Зачатьевского) были деревянными, и до наших дней ни одно из них не сохранилось. Первой каменной постройкой стал Зачатьевский собор (до 1754 года именовался Троицким), построенный в 1686 году. Он был построен на месте той самой деревянной церкви, которую своими руками возвел основатель монастыря, епископ Иаков Ростовский.
Церковь Зачатия Святой Анны (под золотым и голубыми куполами)
В церкви сохранились древние фрески, выполненные ярославскими мастерами. Историки и исследователи имеют документальные подтверждения, что они были сделаны в 1689 году.
Купола Зачатьевского собора
Расцвет Яковлевского монастыря пришелся на начало XVIII века, когда он попал под покровительство Дмитрия Ростовского. Согласно сказаниям, в первый же день (1 марта 1702 года) он отслужил в Зачатевском монастыре молебен, а после указал на место в юго-западной части храма и сообщил, чтобы его похоронили именно здесь.
Церковь Иакова Ростовского
В 1725 году к Троицкому собору Зачатьевского монастыря был пристроен придел, который спустя сто лет разобрали и на его месте возвели самостоятельный храм, который получил название Церковь Иакова Ростовского. Церковь строилась с благословения и под чутким руководством архимандрита Иннокентия и была завершена в 1836 году. Деньги на строительство храма пожертвовала графиня Орлова, близкая знакомая императрицы Екатерины II. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская после смерти отца стала обладательницей многомиллионного состояния и как-то так получилось, что одновременно с этим почувствовала тягу к духовной жизни, много общалась со своим духовным отцом архимандритом Фотием и жертвовала немалые деньги монастырям. Спасо-Яковлевский монастырь стал первой обителью, куда богатая графиня направила свои средства, а позднее очень много денег было направлено в Юрьев монастырь Новгородской области.
Церковь Иакова Ростовского
Церковь Иакова Ростовского вплотную пристроена к Зачатьевскому собору и многим даже кажется, что это один храм, но это не так. Яковлевская церковь считалась теплой и, в отличие от других монастырских храмов, отапливалась круглый год.
Слева церковь Святого Иакова, справа храм Зачатия святой Анны
Мы немного забежали вперед и из 1725 года сразу оказались в середине XIX века, когда закончилось строительство Яковлевского храма, что было довольно легкомысленно, потому что за эти сто лет произошло много знаменательного в жизни монастыря. В 1752 году во время ремонта пола в Троицком соборе были обретены мощи Дмитрия Ростовского, а в 1757 году он был канонизирован.
Практически сразу же число паломников в монастырь увеличилось, была заведена книга, в которую люди записывали исцеления, происходившие с ними после поклонов мощам святого. За 11 лет (1753-1764 года) в ней появилось 288 записей, и эту книгу можно увидеть и сейчас, если отправиться в архив Ростовского музея. В 1764 году приказом Екатерины Второй Спасо-Яковлевский монастырь получил высшее звание ставропигиального и стал подчиняться непосредственно Святейшему Синоду.
Вид на церкви Яковлевской обители с монастырской стены
Тогда же к монастырю были приписаны здания, относящиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, в том числе и сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор, а сам монастырь Спаса-на-Песках упразднен. Предположительно каменный храм Спаса Преображения был построен в 1600 году, а сам монастырь начал свою историю еще в XIII веке.
Стена Яковлевского монастыря и церковь Спаса Преображения
В XVIII веке монастырь продолжал строится и развиваться: деревянные стены были заменены каменными, над восточными воротами появилась колокольня, а образ крепости дополнили башни, которые были размещены в углах.
Каменная ограда Спасо-Яковлевского монастыря
Ажурные башни ограды
Башня на стене Яковлевского монастыря
Колокольня над восточным входом
Дмитровский собор монастыря
Дмитровский собор Спасо-Яковлевского монастыря
Но церковные власти учли желание самого Дмитрия Ростовского, который задолго до смерти указал на место своего погребения, и оставили мощи в Зачатьевском храме. В память о меценате Дмитровский собор довольно часто именуют Шереметьевским.
Ансамбль церквей Спасо-Яковлевского монастыря
Мы уже упоминали, что свое современное название монастырь получил не сразу: до 1836 года он именовался Зачатьевским, и лишь после присвоения ему статуса ставропигиального, стал называться Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. В разное время в монастыре побывало много известных российских деятелей. Помимо всевозможных князей и графов, здесь были и особы царской крови: Екатерина Вторая, Петр Первый, Николай Первый и Николай Второй, Александр Второй.
Территория Спасо-Яковлевского монастыря
Озеро Неро у стен монастыря
Лично нам Спасо-Яковлевский монастырь нравится гораздо больше Ростовского кремля, поэтому каждый раз, когда мы оказываемся в этом небольшом городке, входящим в знаменитый маршрут Золотого кольца, обязательно приезжаем к его стенам.
Празднику Зачатия святой Анны посвящено много икон. Как правило, на них изображалась радостная встреча святых Иоакима и Анны после полученной от Ангела вести об избавлении их от бесчадия.
К празднику Зачатия святой Анны мы подготовили подборку икон, которую предлагаем вниманию наших читателей.
Зачатие святой Анны. Фрагмент фрески (храмового образа) иконостаса Зачатиевского собора Спасо-Яковлевского монастыря. Конец XVII века. Ростов.
Икона Зачатие святой Анны. XV век. Музей Реклингхаузен, Германия.
Икона Зачатие святой Анны (Встреча Иоакима и Анны). Конец XVI века. Государственный исторический музей, Москва.
Икона Зачатие святой Анны. Конец XVI века. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва.
Встреча Иоакима и Анны у Золотых Ворот. XIV в. Фрагмент мозаики церкви монастыря Хора (Кахрие Джами), Стамбул, Турция.
Икона Зачатие святой Анны. Конец XVII века. Музей Коломенское, Москва.
Икона Зачатие святой Анны. Конец XVII века. Частное собрание
Икона Зачатие святой Анны. Конец XVII века.
Икона Зачатие святой Анны. ХVII век.
Икона Зачатие святой Анны. XVIII век.
Икона Зачатие святой Анны. XIX век.
Икона Зачатие святой Анны. Болгария. Начало XIX века София, Болгария. Национальный художественный музей.
Образ Зачатия святой Анны (современная икона).
Образ Зачатия святой Анны (современная икона).
Образ Зачатия святой Анны (современная икона).
Образ Зачатия святой Анны (современная икона).
Образ Зачатия святой Анны (современная икона).
Фрагмент образа Зачатия святой Анны (современная икона)
Зачатие святой Анны. Роспись над северными вратами в Спасо-Яковлевский монастырь (современное изображение). Ростов.
Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского монастыря и его фрески
После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено московским Собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.
Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию правдной Анны) или Иаковлевским — по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).
Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Он так и остался еднственным древнерусским строением на территории обители. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства; в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич (тот самый, что построил Ростовский кремль и угличский Воскресенский монастырь). Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.
В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. На алтарной стене (на уровне местного ряда иконостаса — в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда: Лета 1689 мая 28 день церковь начата стенным писанием ярославскими мастерами.
Вот как они выглядят:
Эти две картины с интерьерами собора принадлежат кисти ростовского художника XIX века Г. В. Юрова:
И, конечно же, сам собор:
Подробнее об истории монастыря (в том числе о почитании св. Димитрия Ростовского, чьи мощи в середины XVIII века находятся в этом соборе) можно почтать здесь (статья ещё не закончена, но надеюсь её завершить).
Собор зачатия святой анны в ростове великом
22 декабря — день, когда престольный праздник празднуют немногочисленные в нашей стране Зачатьевские монастыри и храмы.
Монастырь в честь Зачатия праведной Анны, «егда зачат Пресвятую Богродицу» был основан в Ростове епископом Иаковом, как принято считать, в период 1389 — 1392 годов, когда святитель управлял Ростовской кафедрой, а затем был сведен с нее. Изначально обитель так и называлась Зачатьевской. После кончины основателя и до первой трети XIX века — Зачатьевской Яковлевской, когда в связи с широким почитание святителя Димитрия Ростовского, ради поклонения мощам которого обитель посещало множество людей, и в связи с упразднением соседнего Спасского на Песках монастыря, полное наименование обители стало Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Самым главным и древним храмом монастыря является Зачатьевский собор. Это первая каменная постройка обители. Собор построен в 1686 году. Строился он по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, который таким образом хотел сохранить память о почитаемом подвижнике — епископе Иакове Ростовском, над могилой которого до этого был деревянный храм.
Зачатьевский собор был расписан в 1689 году. Известная исследовательница ярославских стенописей Т. Казакевич, считает, что стенным письмом собор Яковлевского монастыря украшала артель под руководством Дмитрия Григорьева Плеханова, известного ярославского изографа этого времени.
Именно Зачатьевский собор Яковлевской обители первым посетил святитель Димитрий Ростовский, приехав в новый для него город 1 марта 1702 года. Здесь же он завещал себя похоронить, что и было исполнено его другом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским в ноябре 1709 года. В этом соборе мощи святителя были обретены в сентябре 1752 года и здесь же простоял опечатанным его гроб, пока шло расследование о подлинности бывших от него исцелений. Канонизация святителя Димитрия состоялась в апреле 1757 года. Мощи были помещены в серебряную раку, пожертвованную императрицей Елизаветой Петровной.
В Зачатьевском соборе мощи святителя Димитрия пробыли неотлучно до начала XX века, когда в 1909 году впервые были перенесены в Дмитровский собор обители. Находятся они там и в настоящее время.
В престольный праздник Зачатьевского собора предлагаем рассмотреть его замечательные росписи поближе.
Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Собор Зачатия Анны.
Соборная церковь во имя Зачатия святой Анны
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. В юго-восточном углу стоял старый монастырский Троицкий собор, теперь церковь Зачатия св. Анны с теплым приделом Иакова Ростовского, построенная в XVII в.
В 1824 г., при архимандрите Иннокентии, Яковлевский придел Зачатиевского храма был разобран, а на его месте основан новый просторный храм для зимних богослужений. На его устроение графиня А.А. Орлова-Чесменская пожертвовала 75 тысяч рублей. В 1836 г. церковь была освящена в честь основателя Зачатиевского монастыря Ростовского епископа Иакова.
Спасо-Яковлевский Димитриевский 1 класса (с 1834 г.) необщежительный мужской монастырь на западном конце уездного г. Ростова, в полуторах верстах к юго-западу от ростовского кремля, на берегу озера Неро.
В северной стороне соборного храма покоятся под спудом мощи основателя монастыря св. Иакова, епископа ростовского. Над гробницей находится серебряная рака, сооруженная графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, а на стене, за гробницей, в золоченой раме за стеклом находится икона св. Иакова, шитая золотом по малиновому бархату.
В юго-западном углу того же храма почивают на вскрытии в великолепной раке из кованого серебра с чеканкой, устроенной наподобие гробницы императрицей Елизаветой Петровной, мощи св. Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым.
Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г.
Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г.
Основанный в конце XIV века Зачатьевский собор, как и все другие строения обители, был деревянным. В 1686 году деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Подобно другим; храмам, построенным в это время собор имел шатровую колокольню о шести колоколах. В 1725 году усердием епископа Ростовского Георгия (Дашкова) был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный Зачатьевский придел. В 1754 году по указу святителя Арсения (Мацеевича; † 1772) соборный храм обители был переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел — в честь святителя Иакова. В Зачатьевском соборе хранились чудотворная Ватопедская икона и особо чтимая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с припадающими Ростовскими чудотворцами. Обе эти иконы принадлежали святителю Димитрию и были принесены в храм вслед за его гробом. Они почитались богомольцами еще до обретения святых мощей святителя Димитрия, в последующие годы были богато украшены.
Именно с Зачатьевской церковью связано волнующее событие в духовной жизни России второй половины XVIII века — обретение святых мощей Димитрия, митрополита Ростовского. Перед входом в храм в 1836 году построена паперть, внутри она была расписана фресками. В б0-е годы XVIII века в собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный специально для Зачатьевского храма резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. Иконы для иконостаса написал в 1780 году харьковский иконописец В. Вендерский. Как произведение художественной резьбы по дереву, иконостас Зачатьевского храма относится к уникальным памятникам прикладного искусства русского барокко, но в интерьере храма XVII века он выглядел чужеродным, что в прошлом веке отмечали многие паломники, в том числе и Государь Император Николай II во время посещения обители в 1913 году. В 1980-е годы резной иконостас был разобран.
Соборная церковь во имя Зачатия св. Анны пятиглавая, с вызолоченными крестами; вышина ея от основания до кровли 10 саж. и столько же от кровли до креста большой главы, длина 113/4 саж., ширина 7 саж. и 10 вершков. Под одною с нею крышею находится храм во имя св. Иакова: его осеняют пять вызолоченных небольших глав. Железная крыша того и другаго здания покрыта зеленого краскою. Северная сторона Яковлевской церкви, паперть сего храма и Зачатиевскаго обставлены колоннами с капителями ионическаго ордена. Над папертью устроено шесть полукруглых фронтонов, из коих в трех помещены образа: в главном, над входом в соборную церковь – образ Троицы, в правом – св. Димитрия, в левом – св. Иакова; над некоторыми фронтонами поставлены вызолоченные шары, а на среднем водружен крест.
Стенопись храма хотя и поновлена была около 1780 года трудами инока Амфилохия, бывшаго впоследствии гробовым иеромонахом, но осталась без перемены стиля. В трех клеймах изображены: воскресение сына Наинской вдовицы, знамение Божией Матери и погребение св. Иакова. Алтарь отделен резным, вызолоченным иконостасом с выступами и колоннами, около коих обвиваются виноградные кисти, и утвержден в нижнем ярусе на капителях. Иконостас начат был в 1761 году вместе с живописью икон и поставлен в 1764 году; позолота иконостаса начата в 1776 году и приведена к окончанию в 1779 году. Царския врата резныя, вызолочены по полименту.
В алтаре, за престолом, поставлен также иконостас, на коем резьба вызолочена, гладкия места покрыты белою, а в тумбах голубою краскою. Запрестольныя иконы обложены сребропозлащенными венцами, из коих некоторые украшены алмазами и другими драгоценными камнями; в особенности же замечательны: на правой стороне от престола – образ св. Димитрия Митрополита и св. Иннокентия Епископа Иркутскаго; на левой – образ св. Алексея Митрополита Московскаго и св. Амфилохия Епископа Иконийскаго. Святители представлены в полном Архиерейском облачении; лики их изображены живописью, а одежды вышиты золотом и местами серебром по малиновому бархату: образа сии поставлены в золоченных рамах и закрыты цельными стеклами. Помянутая святыня пожертвована Графинею А.А. Орловой-Чесменскою. За престолом поставлена серебряная, позолоченная Дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд 25 фунт. – дар Графа Н.П. Шереметева. Сия драгоценность обратила на себя особенное внимание Государя Императора Александра I-го в бытность его в сем монастыре.
Иконы в иконостасе живописныя, писаны в 1780 году Харьковским живописцом Венедиктом Вендерским и обложены сребропозлащенными ризами и венцами с дорогими камнями: из них на четырех главных оклады устроены Гр. А.А. Орловой-Чесменскою; перед образом Спасителя по правую сторону и Богоматери по левую от царских врат висят серебряныя, вызолоченныя лампады, перед прочими – серебряныя, без позолоты.
Два каменные четырехугольные столба, поддерживающие своды и куполы церкви, обложены в нижнем ярусе иконостасом с драгоценными образами. Особенно достойны замечания:
1) на западной стороне праваго столба – образ Толгския Богоматери, писанный на доске покойным гробовым иеромонахом Амфилохием, длиною в пять четвертей. Позолоченные риза и венец осыпаны бриллиантами и другими драгоценными камнями. На правой руке Богоматери сделан бриллиантовый поруч в виде цветка, в средине его помещен алый яхонт, а края осыпаны изумрудами. В венце начальныя буквы имени Предвечнаго Младенца изображены бриллиантами. Образ поставлен в медном отзолоченном киоте за стеклом и обставлен вокруг богато убранными иконами;
2) келейная святителя Димитрия икона Божией Матери Ватопедския, под образом Толгской Божией Матери, на доске, длиною три четверти аршина; она привезена была Святителем в Ростов при поступлении им на митрополию; жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями; оклады на ту и другую иконы пожертвованы Гр. А.А. Орловой-Чесменскою.
В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь, закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви.
Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное. деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета, имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде.
К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов.
Интерьеры церкви отличаются богатством и красочностью убранства. Сооружение «великолепного резного трехъярусного иконостаса относится к последней трети XVIII столетия. Его изготовили в период с 1762 по 1765 год за тысячу рублей (по тому времени очень высокой цене), осташковские резчики Сысой Изотов Шолмотов и Степан Никитин Бочкарев, а в период с 1776 по 1779 год иконостас был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским.
Стенопись Зачатьевской церкви, исполненная в 1689–1690 годах, является одним из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова. На сводах размещены изображения на темы евангельских праздников. По верхнему ярусу, на внутренних полукружиях закомар – деяния Троицы. Стены расписаны сверху донизу. На северной стене, в нижнем ряду, помещены сцены рождения и погребения основателя монастыря – ростовского епископа Иакова».
Из книги: Баниге В.С., Брюсова В.Г., Гнедовский Б.В., Щапов Н.Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 124–127
Зачатьевская церковь построена в 1686 г. Первоначальный интерьер каменного храма, воздвигнутого митрополитом Ионой в честь Св. Троицы в качестве собора Яковлевского монастыря, был расписан в 1689-1690 ярославскими мастерами, возможно во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым. Система росписи в основном повторяла иконографические приемы, уже сложившиеся в 1670-1680 г.г. в митрополичьих храмах Ростова. Стены были разбиты на 5 ярусов. В четырех нижних иллюстрировалась земная жизнь Христа, преимущественно по Евангелию от Матфея. В углу храма, в нижнем ярусе, там, где стояла гробница св. Иакова Ростовского, были добавлены сцены рождества и преставления основателя монастыря.
Необычна для ростовских храмов система росписи алтаря, более близкая к ярославским традициям. В конхе жертвенника вместо традиционного «Великого входа» и «Агнца в потире» написана «Похвала Богоматери». В конхе дьяконника вместо «Семи таинств» гигантская полуфигура Саваофа, благословляющего двумя руками.
На стене алтаря, там, где обычно в ростовских храмах помещается композиция «Почи Бог», написана «София Премудрость Божия» и «Преломление хлеба апостолом Петром». На столбах, входящих в состав каменной алтарной преграды, и на выступах алтарных апсид в крупных медальонах помещены погрудные изображения прославленных деятелей вселенской и русской церкви (Григория епископа Армении, Стефана Сурожского, Григория Неокесарийского, Дионисия Ареопагита, Дионисия архимандрита Радонежского, Амфилохия Иконийского и др.). Значительная часть высокого помещения алтаря посвящена циклу «Страстей Христовых». Дьяконник отделен от основного помещения алтаря невысокой каменной преградой, на западной стороне которой написано: «Древо Иессеево», а на восточной «Богоматерь Знамение». В апсиде дьяконника написаны архидьяконы, а в центральном алтаре вселенские святители и патриархи.
В 1778 г. артель ростовских иконописцев во главе с Андреем Матвеевым поновила живопись в Зачатьевском храме. Реставрация росписи была проведена под наблюдением и при участии иеромонаха Амфилохия (1740-1824), уроженца Ростова, который в 1770-х г.г. по указу Екатерины II реставрировал соборы Московского Кремля, а впоследствии стал широко известен своей подвижнической аскезой. Гробовой монах Амфилохий похоронен на паперти Зачатьевской церкви рядом со своим не менее знаменитым племянником архимандритом монастыря Иннокентием (1771-1847).
В 1761-1764 г.г. осташковские резчики Сысой Изотов Шоломотов и Степан Никитин Бочкарев сделали великолепный 5-ярусный иконостас церкви, заслонивший первоначальный написанный на стене иконостас Ионы Сысоевича. Сильно раскрепованный и украшенный полукруглыми фронтонами, витыми колоннами, виноградными гроздьями и головками херувимов, иконостас принадлежит к числу лучших произведений монументальной резьбы в стиле русского барокко. Иконостас заканчивается эффектной и динамичной группой «Вознесения», где возносящийся Христос изображен со знаменем на фоне клубящихся облаков и летящих ангелов. В 1776-1779 г.г. иконостас был позолочен крестьянином с. Покровского Иваном Даниловым Сантеевым. Им же были сделаны и не дошедшие до нас резные сени над гробницами св. Иакова и св. Димитрия Ростовского. Иконы для иконостаса в типичной для барокко манере написал в 1780 г. придворный живописец Екатерины II Венедикт Вендерский. Среди храмовой утвари, хранящейся в фондах Ростовского музея, серебряная рака св. Димитрия Ростовского с надписью, сочиненной М. В. Ломоносовым (вклад императрицы Елизаветы Петровны).
В ХIХ в. была выполнена наружная роспись на фронтонах паперти Зачатьевской и примыкающей к ней Яковлевской церкви. Фигуры Христа, Иакова и Димитрия написаны в 1826 г. ростовским иконописцем Н. Д. Гладковым, а клейма с изображением «Зачатия св. Анны» и «Св. Троицы» в 1827 г. монастырским художником В.А. Птишниковым.