Что такое идлеры в магнитофоне

Аудио-форум Алекса

Клуб любителей винтажной аппаратуры и качественного звука.

Деки Pioneer: смена idler и пассиков

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофоне

Деки Pioneer: смена idler и пассиков

Валяется у меня кассетный магнитофон Пионер 737.
Oт нечего делать решил я с ним разобраться (что у меня по причине моей лени проис ходит нечасто), заменив пассики и идлер.
Ранее я этим занимался довольно часто, у пионеров это беда. Но никогда не протоколировал.

Предупреждаю сразу, информация от меня абсолютно элементарна, любой человек даже без наличия опыта может повторить такой ремонт.
Итак, пассики. У пионеров 2 (в случае с закрытым трактом 3) пассика, все их надо менять.
Замена пассиков ведущего вала задача тривиальная и сложностей не представляет.
Для начала естественно снимаем крышку, снимаем переднюю металлическую фальшпанель.
Механизм желательно полностью вытащить из корпуса, хотя и не обязательно (речь идет о смене пассиков).
На задней стороне механизма хорошо видны шурюпы, которые необходимо открутить для для доступа к пассикам.
Некоторую сложность представляет замена пассика на открывание калитки.
Сложность в том, что необходимо не сбить положение колеса, которое приводится в действие соотв. двигателем.
Это программное колесо, от датчиков (контактных) подается инфо на процессор деки, в каком положении механизм находится.
Надо либо запомнить его положение, либо кусочком скотча слегка зафиксировать его.
Ну далее удаляются склизкие остатки пассиков (либо целые, но растянутые до невозможности) и устанавливаются новые.

После этой замены дека начинает принимать-отдавать кассету и начинает работать воспроизведение.
Теперь к перемоткам. За перемотки отвечает отд. мотор и деталька (колесико обрезиненное) под названием idler.
Почему идлер, думаю понятно.
Смена его несколько сложнее, но ненамного.
Для этого надо вытащить механизм, открутив 4 шюрупюа спереди. Слева спереди на деке надо сначала снять пластиковую накладку, закрывающую сетевую кнопку, выход на наушники. После этого откроется доступ к нижнему левому шюрупу.
К нжней части корпуса ЛПМ тоже прикручен, это шюрупы надо открутить.
Ну соотв. отсоединить кабели от ЛПМ (хотя они достаточно длинные, можно и не надо).
А, забыл. При снятии фальшпанели надо отсоединить шлейф, от кнопок управления.

Итак, ЛПМ вытащен. Он должен быть в открытом состоянии.
После этого снимается (2 защелки) пластина, закрывающая доступ к ЛПМ спереди.
Необходимо предварительно послабить провода на лампочку подсветки кассетоприемника, чтобы эту пластину можно было пока отодвинуть в сторону.
Вот.
Теперь хорошо видно ЛПМ спереди, но идлер пока не виден. Вернее, он слегка виден из под качалки-тормоза.
Вот этот тормоз надо либо снять, либо хотя бы сдвинуть в сторону.
К низу этого качающегося тормоза прикреплена пружина, ее надо отсоединить (ее нижний конец).
После этого тормоз можно снять, аккураттно провернув в сторону и одновременно на себя. Но можно и не снимать, при проворачивании его в сторону доступ к идлеру открывается.
Вот он. Небольшое белое колесико. Законтренное сверху. Эту контрочку надо аккккккуратно снять, никуда не уронив.
После этого снимется пластиковый стаканчик-набалдашник, под ним пружина, широкая такая. Ее тоже снять. После этого идлер легко и непринужденно снимется с оси.

Далее идлер заменяется либо на новый полностью, либо меняется лишь резиновое обрамление.
Сборка в обратном порядке.

Этот порядок действий справедлив для целого ряда дек пионера, имеющих такие механизмы. Это 737, 900, 939 и так далее.
В заключение несколько стыренных фото, надеюсь по ним мой путаный рассказ будет немного яснее.

Источник

www.katushechnik.ru

Форум посвящён устройствам аналоговой звукозаписи.

немного о деках и не только

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофоне

немного о деках и не только

Сообщение favgust » 14 авг 2015, 19:02

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофоне

Re: немного о деках и не только

Сообщение favgust » 14 сен 2015, 07:57

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофоне

Re: немного о деках и не только

Сообщение favgust » 18 сен 2015, 21:17

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофоне

Re: немного о деках и не только

Сообщение favgust » 25 сен 2015, 07:17

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофоне
В начале девяностых 99% любителей музыки отнесли свои кассеты и кассетные деки на помойки и массово перешли на компакт диски. Сегодня, на пятнадцатом году 21 века, к записи музыки на компакт кассеты неожиданно возвращается интерес. Меломаны покупают отреставрированные кассетные деки 80х годов, гоняются за остатками запечатанных аудиокассет, а в интернете появляются объявления, казалось бы, канувшие в историю навсегда – «запишу музыку на компакт кассету». В середине восьмидесятых годов это был отличный бизнес, и человек, предлагавший «пионерам от музыки» список вроде такого, считался невероятно крутым. Но кому может понадобиться запись на компакт кассеты во времена, когда любую музыку можно в приличном качестве скачать через интеренет? Hiendmusic.ru предлагает вместе разобраться в этом вопросе, и решить каждому для себя – блажь сегодня кассетная запись, или в ней есть какой-то смысл.

Для начала признаем, что 99% меломанов поменявших в начале 90х годов кассеты на компакт диски сделали это неспроста – компакт диски звучали лучше кассет, и на то были причины. Начнем с того, что кассетные деки высшего класса, о которых пойдет разговор в этой статье, в 90-е годы могли позволить себе очень немногие. Большинство имело весьма средние аппараты типа таких, таких или вот таких, а обладатель вот такого чуда техники уже мнил себя владельцем супердеки и считал, что выше только звезды. По-настоящему классные аппараты, любители музыки видели только на картинках, а то и вовсе не знали об их существовании, и то было счастливым неведением, потому что купить подобную технику не отважились бы даже самые серьезные спекулянты – 850-1500 долларов США были в 80-е годы колоссальной суммой.

Второй причиной, по которой кассетная запись без боя сдалась натиску компакт-дисков, было качество исходного сигнала при записи. О дублировании с кассеты на кассету нечего даже говорить, но и те, кто делали свои записи с «пластов», чаще всего воспроизводили винил с посредственных вертушек, на которых стояли дешевые головки звукоснимателей, а фонокорректор был, как правило, встроенным в усилитель. Ни о каком полноценном воспроизведении винила не могло быть и речи, и звонкое, динамичное звучание CD снесло всю кассетную «тухлятину» одним махом.

Есть у кассетной записи и свои минусы. Покупая за 40-50 тысяч рублей аппарат 80х годов выпуска, вы ВСЕГДА покупаете кота в мешке. Техника может исправно работать долгие годы, а может выйти из строя на следующий день. К счастью, сегодня все еще возможно устранить любую неисправность, но «донорских» запчастей с каждым днем становится меньше, и однажды вы можете столкнуться с тем, что дека сломается навсегда. С другой стороны, это может случиться и через 10 лет, а 50 тысяч рублей – не такая большая плата за десятилетие музыкального удовольствия. У многих людей в год столько же уходит на пиво.

Итак, стоит ли заводить сегодня кассетную деку и что с ней делать?

На деки можно записывать музыку с hd-tracks и виниловых пластинок, и получать носители, значительно превосходящие по звучанию любые компакт-диски.
Кассетная дека поможет вам облагородить звучание цифровой музыки.
Кассетная дека может стать основой системы в другом доме. Чтобы не таскать коллекцию дисков с места на место, вы можете переписать их на кассеты и иметь дубликаты ЛУЧШЕ исходников, чего никогда не получится при обычном копировании на болванки.
На кассеты можно записывать сборники. Многие группы выпускали альбомы с 3-4 яркими хитами, разбавляя их посредственным материалом, и слушать такие альбомы целиком – удовольствие сомнительное. Сборник лучших вещей – хорошее решение, а сборник, записанный с виниловых пластинок – идеальное.
Приобретение кассетной деки – самый простой и недорогой способ приобщиться к аналоговому звуку (при условии, что ваши записи будут сделаны с винила). Вся музыка 70-80 годов, изданная на CD звучит ОТВРАТИТЕЛЬНО. Слушать на компакт дисках (да, на фирменных, на фирменных, хоть на японских) Led Zeppelin или Black Sabbath – значит не знать, как должна звучать эта музыка. Получить правильное впечатление от нее можно или, послушав оригинальный винил, или сделав с винила хорошую кассетную запись – второе в разы дешевле. В этом смысле приобретение кассетной деки можно считать первым шагом в познании настоящего звука, не испорченного индустрией CD.
Перечисленных причин уже достаточно, чтобы купить хорошую кассетную деку, пока есть возможность, но прежде, чем привести еще один последний и самый главный довод в пользу кассетной записи в 21 веке, я еще раз напомню главный аргумент против нее – это удовольствие может быть долгим, но, скорее всего, оно будет конечным. Для кассетных дек больше не выпускают запчасти, к ним почти невозможно купить новые головки, и когда вашему аппарату стукнет 40-50 лет (из которых 35 уже стукнуло) он, весьма вероятно, замолчит навсегда. С другой стороны, если аппарат «живой», то почему бы не продлевать ему активную жизнь столько, сколько получится? Квалифицированные мастера утверждают, что это можно делать очень долго.
Последний и главный аргумент в пользу приобретения хорошей кассетной деки – владение ей доставляет огромное удовольствие. Вещь, сделанная тридцать лет назад на пределе технологических возможностей того времени, кажется живой. Музыка, звучащая с кассеты, кажется более «одушевленной», чем цифровая, и не имеет значения – иллюзия это, или так есть на самом деле. Это просто здорово! Попробуйте, пока есть возможность – вам понравится!

Если вы решили купить кассетную деку, то настоятельно рекомендуем интересоваться одной единственной маркой – Nakamichi. Рассматривать другие варианты, по мнению hiendmusic.ru не имеет смысла – в мире кассетных дек есть Nakamichi и все остальное. Что это за марка, и что нужно о ней знать? Передаем слово эксперту по этим легендарным декам Артему Карапетяну.

Начну с того, что Nakamichi это фирма, придумавшая как реализовать сквозной канал (причём три раздельные головки, разнесённые физически друг от друга, как в катушечниках) в очень несовершенных тогда кассетных магнитофонах. Это полезная функция, позволяющая быстро настраивать магнитофон для записи на конкретной плёнке, и контролировать качество самой записи в реальном времени.

Накамичи внедрила сквозной канал первой в мире, в дорогую кассетную деку элитного уровня Nakamichi 1000 «TRI-TRACER». Для этого пришлось сильно усложнить лентопротяжный механизм, введением в систему двухвального натяжения ленты на блоке головок, с двумя прижимными роликами, вместо одновального, как было задумано фирмой Филипс в 60-х годах изначально. Т.н. «закрытый тракт». Только так фирма Накамичи смогла обеспечить должное натяжение ленты на головках, обеспечив тем самым необходимый охват и натяжение ленты на зазорах магнитных головок, стоящих отдалённо друг от друга. В катушечниках эту проблему решают боковые узлы натяжения, а в кассетных магнитофонах их ставить просто некуда, ввиду миниатюрности механизма. Забегая вперёд эволюции кассетной механики, скажу, что впоследствии несколько фирм, например, Кенвуд и Таскам, каждая по-своему, решили проблему натяжения ленты на головках кассетной деки по-иному, опередив Накамичи в этом, по бережности обращения с лентой, и технологии. Но это было позднее, уже в 80-х г.г, и об этом нужно говорить отдельно, т.к. реализовано это было весьма интересно.

А в 1973 г, когда вышла на рынок 1000 TRI-TRACER, равных ей не было. Прочие фирмы равнялись на конструкцию этой деки, как на эталон качества. В 1000-й была реализована также функция регулировки азимута записывающей головки, по сигналу встроенного генератора. Эта опция успешно борется с неточностью отлитых корпусов разных кассет, отличных от эталонного шаблона компакт-кассеты, чтобы в дальнейшем, можно было без потери качества воспроизводить эту кассету на любом магнитофоне. Кстати, наиболее точные корпуса, по моему опыту, изготовляла TDK. Обычно для этих кассет азимут ГЗ выставляется «в нули».

Звучат первые топовые Накамичи очень ясно, чисто и динамично, даже напоминая своих лучших катушечных собратьев. Но, естественно, по динамическому диапазону и шумности, им уступают, ввиду непреодолимых ограничений формата КК.

Впоследствии, звучание «топов» фирмы в 80-х г.г. усложнилось, появилась большая детализация и объём, но, вместе с тем, и неизбежный привкус цифровых технологий, в виде чуть менее «прозрачного» звука, т.к. микропроцессоров в схеме становилось всё больше. Однако, звук следующих поколений дек Накамичи,, всё равно был субъективно лучше, чем всех прочих кассетных дек любых фирм, за очень редкими, единичными исключениями вывода на рынок шедевральных моделей от конкурентов.

Недаром, все внимание фирмы было сосредоточено на качестве звучания. Главный девиз компании соединяет эту стратегическую установку с нравственно-поэтическими основами этики самурая – «Непобедимый звук».

Внутреннее состояние аппарата, дожившего до наших дней в приемлемом внешнем виде.

100% техники 1970-х и 99% 1980-х годов требуют серьёзных реставрационно-восстановительных работ.

Например, в тех же 1000-х и 700-х первого поколения, дохнут двигатели, вытягиваются пассики, дубеют обрезиненные кольца «идлеры», изнашиваются ролики и т.д. В результате удаётся оживить аппараты лишь длительным трудозатратным ремонтом. Для замены расходников годятся только высококачественные, шлифованные пассики и ровные, «небъющие» ролики. Иначе гарантирована повышенная детонация движения ленты. Переборка мотора в большинстве случаев помогает оживить его. Ремонт переключателей, чистка резисторов, замена подсохших конденсаторов также – обычное дело. Естественно, «уходят» многие настройки. Если головки значительно «запилены», ухудшается звучание. Иногда их удаётся «вытянуть», иногда может выручить только замена, а это, как правило, проблема. Живых головок для дек Накамичи в природе осталось значительно меньше, чем самих дек. И цена на аукционах зашкаливает, если вдруг кто-то продаёт.

Также требуется тщательная настройка механических и электрических параметров согласно сервис-мануалу. Без комплекса этих работ никакого «Непобедимого звука», увы, мы не услышим.

По уникальности и сложности конструкции, выделяются модели «Дракон», своим механизмом автоазимута головки воспроизведения («NAAC»), реализованном в режиме реверса и автореверса.

ZX7 стоит в отдельном ряду, практически идеальная дека для записи, любителю покрутить ручки, с возможностью настройки головки записи по азимуту в ручном режиме, встроенным оперативным калибратором и с очень хорошим звучанием.

А, например, ZX9, пришедшая ей на смену, с измененным пассиковым приводом маховика на прямоприводный, звучит жёстче, и не так приятно. Я думаю, это объясняется проникновением наводок капстана в звуковой тракт. Но это такие нюансы, которые можно услышать лишь в сравнении…

Звук большинства лучших дек фирмы выделяется богатством тембров, приятной «серединкой» и «воздушными» высокими частотами. Эти деки хочется слушать и слушать. И поэтому так мало осталось дек Накамичи в хорошем состоянии в наше время.

Но самые вкусные достоинства Накамичи реализуются при записи с аналоговых источников. Прежде всего, с высококачественных студийных лент и виниловых пластинок, особенно тех, что записаны в «доцифровую» эпоху на полностью аналоговом оборудовании. Это, в основном, 70-е годы.

Чтобы информация о деках Nakamichi была исчерпывающей, дадим слово еще одному эксперту – эта статья была размещена на сайте – в чем-то она повторяет статью Артема, чем-то дополняет. Два экспертных мнения помогут вам получить о деках Nakamichi полное представление, и определиться с выбором. МОИ НАБЛЮДЕНИЯ О НАКАМИЧИ
Решил поделится своим опытом.

Через мои руки прошло не просто несколько а много, даже очень много разных аппаратов этой фирмы. Хочу всем немного приоткрыть глаза.

1. Техническое состояние БУ аппарата.

Исходим из того, что заводские настройки никто до Вас не трогал.

2. Качество звучания. DRAGON и CR7 лучшие из современных микросхемных.

700 и 1000 серии звучат почти как катушечники.

Суховато и аналитично звучат BX.

Лучший по звуку двухголовый LX-3.

Надеюсь эта информация поможет Вам в правильном выборе деки при покупке и поможет найти возможные неисправности.

Источник

Кое-что о кассетных деках или сбыча детских мечт недорого

Любой юноша с бледным лицом, но взором горящим, в период позднего СССР периодически навещал распространенные в крупных городах «комиссионки», где на полках, отгороженных широким прилавком, загадочно мерцали логотипами изделия из Японии и Западной Европы. Если среди самых желанных приобретений молодежи были магнитолы, то любители музыки постарше уже хотели отдельные компоненты в виде двухкассетных дек (поражающих воображение обывателя обилием кнопок, переключателей и лампочек с индикаторами), а разбирающиеся граждане смотрели на однокассетные деки высшего класса, бравируя скороговорками типа «клозед луп дуал капстейн» и «мануал тейп калибрейшен».

Давайте попробуем поностальгировать и заодно разобраться в этих, теперь уже кажущихся непонятным бредом, терминах, а заодно прояснить для себя, почему отдельные образцы кассетных дек на аукционах стоят по несколько тысяч долларов. Сразу скажу, мне в середине 80-х было всего 10 лет, стаж работы с топовыми деками у меня крайне небольшой, но техническое образование и пара старших товарищей сильно помогли с написанием этой статьи.

Введение

Сразу обозначим рамки: говорить в этой статье будем только о кассетных деках, то есть отдельных компонентах, без усилителя, без радио, без встроенных динамиков, не переносных, то есть работающих от бытовой сети электропитания. Не потому что магнитолы или «вокманы» не заслуживают упоминания, но потому что иначе размер статьи может превысить все разумные пределы, да и хочется оставить еще пару тем на потом. Также статья не претендует на глубокий технический разбор, а скорее предназначена для энтузиастов начально-среднего уровня подготовки.

А еще я, пожалуй, оставлю за рамками все отечественные изделия. Во-первых, реально хороших дек у нас никогда не было, а то, что было, с переменным успехом слизано с зарубежных образцов. Маяки, Ноты, Вильмы, Радиотехники — чего уж скрывать, любой владелец отечественной деки не сильно долго думая променял бы ее на AKAI или Technics. Даже у очень дорогих отечественных изделий первого и высшего классов (ходят легенды о существовании таких кассетных дек) заметно плавало качество и были распространены тюнинги типа «заменить головку на японскую» и «перепаять конденсаторы на нормальные».

Конструкция. Валы, головки и так далее

Серьезную часть статьи начнем с разбора механики и особенностей конструкции дек. Механика деки большей частью локализована в блоке лентопротяжного механизма, сокращенно ЛПМ.

Основная задача ЛПМ — подавать ленту с максимально стабильной скоростью вдоль головки, забирая ее с подающей катушки, не допускать перекосов и собирать ленту на принимающую катушку. Казалось бы, задача простая, но. на самом деле нет. Учитывая небольшую скорость (всего 4,76 см/сек) и ширину ленты (3,81 мм), отклонение даже на долю процента исказит звук, особенно если скорость не просто ниже или выше, а меняется. Получается эффект «плавающего» воспроизведения.

Тонвалы и протяжка ленты

Как же решали вопрос со стабильностью движения ленты и почему такая большая разница в технических характеристиках? Начнем с примеров.

Простой кассетный механизм, как правило, имел один постоянно вращающийся вал (тонвал), к которому прижимался резиновый ролик. Между ними находилась пленка, и эта пара, собственно, тянула ее вдоль головки. Протянутую вдоль головки ленту сматывал принимающий привод бобинки кассеты. Для приведения конструкции в движение в бюджетном механизме обычно стоял один мотор, крутящий момент с которого с помощью пассиков и идлера (этакого хитрого большого колеса с резиновым краем) передавался на тонвал и на подающий или принимающий привод бобинок кассеты в зависимости от режима работы деки. В английском эта схема называется «Single Capstain» и обычно не упоминается отдельно нигде, кроме технического раздела инструкции по эксплуатации.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеЛПМ отечественной Яузы МП-220С. Оранжевым показан резиновый ролик, зеленым — тонвал, красным — приводы бобинок кассеты. Привод левой бобинки в данном случае используется только при перемотке в обратную сторону. Правой — для смотки пленки в режиме воспроизведения и для перемотки вперед

Для улучшения стабильности подачи пленки в более дорогих и качественных механизмах придумали использовать второй тонвал, в итоге получив подающую и принимающую пары из раздельных тонвалов и роликов, что значительно улучшало тот самый wow & flutter.

Традиционно деки с двумя тонвалами имеют надпись на передней панели «Dual Capstain», а также зачастую используют два, а то и три мотора — раздельные моторы на приводы подмотки бобинок, на тонвалы. Иногда используют и все четыре мотора —например на моторизацию крышки приемного устройства для кассеты. В основном передача крутящего момента передавалась с моторов на валы с помощью пассиков, но довольно часто многие производители использовали и прямой привод (Direct Drive). Почти одновременно начали использовать кварцевую стабилизацию вращения мотора (Quarz Lock) и в маркетинге.

Ну и финальный штрих действительно хорошего ЛПМ — это подающая направляющая, находящаяся до подающего тонвала, сделанная из плотного пластика или металла, которая обеспечивает геометрически идеальную подачу пленки на головку.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеЛПМ кассетной деки Sony TC-KA3ES. Голубым и синим показана дополнительная пара ролик/вал. Желтым — подающая направляющая

Чем еще могли улучшить характеристики ЛПМ производители? Использовать не штампованную, а литую раму, на которую монтировались узлы ЛПМ — моторы, валы и так далее. Это уменьшало вибрацию и, как следствие, детонацию всего механизма. Увеличивать массу маховиков валов — для более стабильного вращения. Использовать прецизионные моторы с высокой точностью вращения.

Все эти усовершенствования, по мнению различных моих знакомых и товарищей, достигли апофеоза примерно к середине-концу 80-х, и где-то в 90-х началась эра удешевления. Бытует мнение, что конец 80-х принес (кроме совершенства механики) существенное упрощение электронной части, когда вместо дискретных элементов в подавляющем большинстве аппаратов использовали интегральные схемы, которые далеко не всегда оказывались лучше подобранных дискретных элементов в усилительных трактах старых аппаратов конца 70-х — начала 80-х годов.

Две или три головки?

С равномерностью движения пленки закончим и перейдем, собственно, к получению и записи сигнала с/на пленку. Важная, если не самая главная часть любой кассетной деки — это головки, они же головы, они же heads.

Если одна головка, то перед вами — плеер без функции записи. Стационарные деки обычно имеют функцию записи, а значит, головок там стоит минимум две. Одна из них — стирающая (чтобы удалить старую фонограмму), а другая — универсальная, умеющая и воспроизводить, и записывать. Эта конструкция называется «Two Heads» и также упоминается только в технических разделах инструкций по эксплуатации.

В действительно хороших деках головок три: стирающая, записывающая и воспроизводящая. Последние две могут быть как в виде «сэндвича» (конструктивно объединенные в один корпус), либо полностью раздельные, дискретные. О наличии тройки уже принято гордо сообщать надписями на передней панели — «Three Heads» или «Discrete Heads». Коллаж ниже иллюстрирует двухголовочную, трехголовочную «сэндвичную» и полностью дискретную конструкции:

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеКрасным показаны стирающие головки, можно заметить, что они отличаются не только внешними габаритами, но и местом расположения. Зеленым — комбинированная головка в двухголовочной деке, совмещающая в себе функции и записи и воспроизведения. Синим — «сэндвич» из двух головок, отдельно записывающей и отдельно воспроизводящей в одном корпусе. Оранжевым и желтым — дискретные головки записи и воспроизведения соответственно

Зачем нужно иметь сразу и воспроизводящую и записывающую головки? Ответ простой и очевидный: три головки могут работать одновременно, и в этом случае можно сразу контролировать результат записи. Записывающая головка всегда находится до воспроизводящей, и на таких деках всегда присутствует переключатель Tape/Source, который переключает выход. В режиме Tape мы услышим сигнал с воспроизводящей головки, а в случае Source — на выход направится сигнал, поданный на вход деки. При правильной коммутации усилителя нажатием этой кнопки можно в реальном времени сравнивать то, что подали и результат после записи. Очень полезная и крайне нужная функция, если вы собираетесь записывать на кассеты сами.

Калибровка ленты

Еще одна крайне полезная и нужная функция для тех, кто собирается записывать сам — наличие в деке функции калибровки записи под конкретную пленку. Теоретически, специальный орган IEC стандартизовал в свое время параметры подмагничивания всех четырех типов кассетной пленки, но в силу различных причин реальные характеристики каждой конкретной пленки могут требовать подстройки тока подмагничивания, уровня записи и так далее — причем желательно поканально. Для этого в серьезные деки встраивают генераторы различных частот (как правило, это 400 Гц и 10 кГц) и переменные резисторы с выведенными на переднюю панель ручками для точной подстройки.

Работает это так: дека переводится в режим калибровки, включается запись и задача пользователя — выставить нужные уровни сигнала на индикаторе, подкручивая регуляторы. Корректировка производится в реальном времени, поэтому ради точной подстройки нужны оба сигнала для сравнения — и поданный для записи, и воспроизведенный после записи, а значит, будет задействованы и обе головки.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеЖелтым прямоугольником обозначено управление ручной подстройкой тока подмагничивания и уровня записи. Дека Kenwood KX-1100HX

Существуют, безусловно, и автоматические функции калибровки — мне такие попадались (как на трех-, так и на двухголовочных деках), но если на трехголовочных поданный и записанный сигнал сравнивает процессор или пользователь в реальном времени, то на двухголовочных сначала записывается сигнал с разными параметрами, потом перематывается пленка и анализируется полученный результат, уже только процессором. Я пробовал как ручную, так и автоматическую калибровку, и мой личный выбор — ручная.

Автореверс

Одна из самых спорных функций в серьезных деках. С одной стороны, это очень удобно, поскольку можно слушать обе стороны кассеты по кругу, не переворачивая кассету в кармане кассетоприемника. С другой — обычное решение с автореверсом в виде поворотной платформы, на которой крепилась одна или несколько головок, имело как минимум одну слабость: со временем механизм несколько изнашивался и сохранить точный азимут головки после переворота уже не удавалось. Поэтому, несмотря на то, что для двухкассетной деки второй половины 80-х и далее автореверс был практически обязательной функцией, большинство серьезных однокассетных двухтонвальных трехголовочных дек автореверса не имели.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеМеханизм двухкассетной автореверсной деки Teac W-990RX. На круглой поворотной платформе (красная стрелка) находятся стирающая и записывающе-воспроизводящая головка. Зеленым отмечена не стирающая головка, как можно предположить, а пластиковая направляющая для ленты

Впрочем, попытки реализовать воспроизведение обеих сторон кассеты без ущерба качеству имели место быть, к тому же весьма успешные. Я не очень уверен, что первыми это сделали именно ребята из Nakamichi, но их RX202/303/505 — совершенно точно сейчас самые распространенные из таких дек. Решение было простым и изящным: если переворот головки нежелателен — давайте переворачивать не головку, а кассету. Итог — совершенно феерический механизм, который при срабатывании реверса поднимает головки, кассета слегка выезжает на платформе, переворачивается и заезжает обратно. Видел вживую один раз. Увижу такую деку за приемлемую цену — куплю обязательно. Это просто магия какая то. Да сами посмотрите:

Еще одним решением для качественной реализации автореверса стала комбинация из автоматической подстройки азимута головки и автореверсного механизма, воплощенная опять же ребятами из Nakamichi в их деке Dragon. Но цена таких решений — очень сложные механизмы, требующие аккуратности, да и ремонт таких изделий может влететь в серьезную копеечку.

Поколения

Глобально можно разделить деки на несколько поколений. Первое поколение отличалось сугубо механическими клавишами управления ЛПМ, головками Ferrite, стрелочными индикаторами и горизонтальной загрузкой кассеты.

Где-то в середине 70-х начали появляться механизмы с соленодами (псевдосенсорное и сенсорное управление) — пользователь нажимал на кнопку, кнопка замыкала контакты электромагнитного реле и, например, блок головок прижимался к ленте.

В конце 70-х и начале 80-х появились сендастовые и прочие усовершенствованные головки, способные работать с лентой IV типа (Metal); далее начали появляться LED и другие цифровые индикаторы вместо стрелочных.

Примерно с середины 80-х началась эра упрощения: дискретные элементы заменялись на микросхемы, но все уже автоматическое, пульты дистанционного управления и прочие бытовые радости.

Поэтому, выбирая деку, надо понимать, что стрелочных индикаторов у деки из 90-х совершенно точно не будет, а если вам нужен максимально винтажный вид, то ленту IV типа на деке 1975 года вы вряд ли перезапишете.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеTechnics RS-630US. Стрелочки, необычный способ загрузки, механическое управление. Красивая, но довольно пустая. Две головки, один тонвал, калибровки нет, выбор типа ленты вручную. Зато есть вход для двух микрофонов!

На этом, пожалуй, закончим с описанием главных техническо-конструкторских изысков и перейдем к обзору производителей, где рассмотрим всякие-разные усовершенствования, изобретенные и внедренные в заметных деках прошлого.

Производители. Кто, что и где

Сразу оговорюсь, что все ниже написанное — субъективно в квадрате. У каждого производителя есть как фанаты и поклонники, так и прохладно относящиеся граждане. Поэтому, если что — поправляйте в комментариях, особенно интересно про новшества и изобретения, характерные для каких-то производителей, потому что этой информации довольно мало.

Nakamichi

Начну с компании, имя которой произносили с придыханием все, кто серьезно разбирался в кассетных деках в то время (да и сейчас). Продукция которой стоила заметно дороже конкурентов, да и сейчас стоит.

Корпорация Nakamichi сделала себе имя исключительно на кассетных деках (несмотря на то, что делали они и усилители, и даже проигрыватели винила), их легендарные модели, 1000ZXL Limited, в хорошем состоянии легко пробивают на аукционах ценник в 10 000 долларов США, а количество патентов и инженерных решений составляет несколько десятков.

У меня в пользовании есть одна из их старших дек, Dragon, и поверьте, после сравнивания с десятком других аппаратов других производителей — факт, это совсем другая лига.

Прежде всего, потому, что запись на кассете крайне чувствительна к положению воспроизводящей головки к пленке, точнее — к записанным на пленку дорожкам. Немного сбитый азимут головки на записывающей головке и качество воспроизведения на другой деке пострадает. Для решения этой проблемы Nakamichi придумали крайне хитрый механизм подстройки азимута головки. Сначала позволяющий делать это вручную с передней панели (это гораздо проще и более точно, чем отверткой крутить винты крепления головки), а потом и в автоматическом режиме.

Также из существенных отличий «Наков» от большинства других производителей стоит отметить полностью дискретные головки в трехголовых деках. Ниже приведен схематический рисунок устройства ручного механизма регулировки азимута головки в деке Nakamichi DR-1.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеВот этот массив шестеренок и крутилок, хорошо заметный при открытой крышке кассетоприемника, легко позволяет определить, что перед вами кассетная дека Nakamichi

Еще одна японская компания из видных, особенно в СССР. Когда я прикупил себе Akai GX-9 под восстановление, один из посетителей, увидев ее, заметил: «О, девятка! На машину меняли в 85 году». И действительно, деки Akai пользовались в народе любовью и уважением за неубиваемые стеклоферритовые головки GX (Glass Xtal), а чуть позже — SuperGX, с улучшенными характеристиками параметров записи для записи на ленту типа Metal. В итоге Akai у многих ассоциируется со стеклоферритом, а стеклоферрит с Akai. Мнений много: одни ругают эти головки за мыльный звук, другие говорят, что пишут они хорошо, а воспроизводят плохо, кто-то считает их вечными, а кто-то уверен, будто они легко скалываются и выкрашиваются. Но совершенно точно без обсуждения Akai и их головок не обходится ни одна дискуссия о том, что хорошо и что плохо.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеКонструкция GX головок (rec-play). Рабочие катушки и прочие проводники защищены от стирания пленкой кристаллом

Моделей компания Akai навыпускала огромное множество, от крайне недорогих до весьма и весьма недешевых. Из относительно легендарных моделей стоит отметить их топовые GX-91, GX-95, GX-88 и т.д., но есть одна модель, которую довольно большое количество энтузиастов считает лучшей. Это дека GXC-570D, ее производили в середине-конце 70-х годов. Выглядит она не совсем обычно, сделана как танк, имеет моторизованную крышку, закрывающую некоторые органы управления, сенсорное управление и совершенно потрясающий звук. Я имел удовольствие поиграться несколько месяцев с такой декой и мое личное мнение — это прекрасный аппарат. В рабочем состоянии может прилично удивить.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеAkai GXC-570DMkII (1977-78). Три головки, два тонвала, три мотора, калибровка под пленку. Монументально сделанный аппарат. Верхняя крышка — моторизованная, крышки кассетоприемника нет

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеВсе обилие кнопочек и индикаторов закрывается крышкой (на фото она откинута)

Akai не сильно радовал пользователей механическими изысками, но зато электронные «фишки» всегда были на высоте. В GX-9, например, (и не только в ней) есть такие интересные опции как определение типа кассеты (дека сама определяет C-45, C60 или C-90 загружена в нее — путем анализа скорости вращения бобинок). Также в GX-9 есть автоматическая калибровка под пленку и куча других интересных функций.

У корпорации Sony есть свои фанаты, ES серии например. Топовые модели типа TC-K777ES, TC-KA7ES и прочие многими желанны и стоят немало, но есть и немало граждан, которые Sony не любят и с трудом признают какие-либо решения от этого японского гиганта. Впрочем, я лично последнее время с продукцией этой уважаемой компании не сталкивался, за исключением того, что периодически смотрю на аукционах либо TC-K81/75, либо TC-K71, которые мне были рекомендованы как интересные. Впрочем, не стоит забывать, что Sony как минимум выпустила Walkman, и этого будет достаточно, чтобы признать ее вклад в развитие кассетного рынка. Но все же мы про деки.

Стоит отметить лазераморфные головки, появившиеся в середине 80-х в топовых моделях Sony, и керамический стабилизирующий держатель кассеты. Пожалуй, и это все, что я знаю. У меня как-то сложилось впечатление, что Sony выступали в роли такого прилежного, очень усидчивого отличника в школе — не блистает экспрессией, но домашнее задание делает всегда и педантично. Модели, которые стоит отметить: TC-K555ESJ, TC-K333ES и прочие ES-ки, сделанные в 80-х.

Pioneer

Лично у меня деки Pioneer всегда вызывали уважение, есть действительно интересные модели, но тут все очень просто: реально хорошие модели типа CT-F1250/1000/950/900 из «голубой» серии, весьма солидно выглядящие и хорошо звучащие, редки и довольно дороги, а что-то интересное-прикольное (типа футуристической CT-9R) слишком капризно в эксплуатации и редко встречается.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеPioneer CT-F1250. Практически лучшая дека Pioneer из знаменитой в узких кругах «голубой» серии. Размером в две среднестатистические деки, сделанная как военный прибор, эта дека нафарширована всевозможными функциями и была спроектирована как конкурент для топовых на тот момент Nakamichi 1000ZX/700ZX. Три головки, два тонвала, закрытый тракт, ручная калибровка. Если найдете дешевле 1000 долларов в версии на 220В и в приличном состоянии — берите смело, не разочарует

Впрочем, есть модели и попроще, благо Pioneer выпускала немало разных аппаратов. В пользу приобретения выступает крайне неплохая система автоматической калибровки пленки AutoBLE (впоследствии улучшенная до SuperBLE), которую многие любят и считают лучшей из автоматических. Я сам довольно давно имел опыт с деками конца 90-х, CT-S830/740, и работали они вполне достойно. Итого — на стороне Pioneer дизайн (не у всех) и AutoBLE. А также, безусловно, неплохое качество звучания.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеTeac V-8030S в черном. Есть и в золоте. В остальном все как надо — стандартные три головки, «клозедлупдуалкапстейн» и прочие штучки

Также хочу отметить, что ныне продающиеся деки Teac (новодельные, с USB-выходом, CD-приводом — AD-800, AD-RW900, AD-RW950), с моей точки зрения, не стоит рассматривать как сколько-нибудь серьезный источник звука. ЛПМ там крайне бюджетный, однотонвальный, автореверсный, всего две головы. В общем, за стоимость такой деки можно смело купить хорошую деку из 80-х, CD плеер начального уровня и на сдачу еще внешнюю аудиокарту USB для оцифровки.

Optonica, Lo-D и другие непонятные производители

Стоит написать немного о не совсем привычных названиях, которые могут вам повстречаться на бескрайних просторах офф- и онлайн барахолок. В 70-е и 80-е годы прошлого века японские крупные промышленные производители почему-то считали правильным придумать другой бренд для хайфайного направления. Так появились Optonica (Sharp), Lo-D (Hitachi), Diatone (Mitsubishi), Trio (Kenwood), Technics (Panasonic), A&D (Akai & Diatone).

Если Technics закрепился и стал самостоятельным брендом — кстати, были у него весьма крутые деки RS-M85/M95, — то с Оптоникой/Ло-Д/Диатоном не задалось. Впрочем, они успели выпустить как минимум по одной модели дек, которые весьма впечатляют как по внешнему виду, так и по характеристикам. Против покупки таких моделей, с моей личной точки зрения, выступают несколько вещей: во-первых, тиражи были маленькие и найти сервис-мануал для ремонта может стать проблемой, как и запчасти, а во-вторых, скорее всего, вам попадется модель для внутреннего японского рынка на 100В, со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости использования внешнего понижающего трансформатора.

Стоп, а как же Европа?

Ладно-ладно, хорошо, вы правы. Без как минимум двух европейских производителей эта статья будет неполной. Начнем с более очевидного — Studer/Revox. Вилли Штудер, основавший компанию Штудер в середине 20-го века, был гениальным инженером. Его катушечные магнитофоны стали де-факто стандартом для записи звука во многих студиях. Не мог Studer оставаться в стороне и от кассетных дек. Особенностями штудеров и ревоксов является оригинальная конструкция без пассиков и совершенно потрясающее качество производства — настоящий «Made in Swiss» со всеми вытекающими. Ну и крайне оригинальный внешний вид, который узнаваем за долю секунды. Спутать Revox можно только со Studer и наоборот — это два бренда одной компании. С осторожностью стоит смотреть только на одну модель Studer/Revox — Revox H1 (стоит она подозрительно дешево и вышла на рынок в начале 90-х, когда Вилли уже отходил от дел и готовил компанию к продаже).

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеRevox B-710 mkII. Сделан как танк, выглядит лаконично и стильно, как Rolex. Штудер не разменивался на компромиссы: три головки и два тонвала — это минимум для любой деки производителя

Еще один производитель, сделавший не очень много моделей, но крайне авторитетный в кругах знатоков — это норвежский Tandberg. Топовая модель компании TCD-3014A мне в руки не попадалась, но я имел опыт с TCD-440A и TCD-310A. Выглядели эти две деки как странный гибрид танковой рации и магнитофона Электроника 302, но в отличии от Электроники ничего не люфтило, не скрипело и работало так, как не снилось и лучшим советским кассетным декам. Даже в двухголовочной 310-й деке, например, механизм имеет два тонвала — то есть записывать она, возможно, и не умеет, но воспроизводить совершенно точно способна, и делает это очень хорошо.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеTandberg TCD 3014A, начало-середина 80-х. Все, как мы любим: три головки, два тонвала, ручная калибровка по двум частотам и даже ручная регулировка азимута воспроизводящей головки

Кроме этих двух, в Европе (да и в Японии тоже) деки производили все кому не лень. Не забывайте, что кассетная дека была тогда одним из вполне себе штатных источников в любой стереосистеме, и не удивляйтесь декам под брендами NAD, Dual и даже Thorens. Разумеется, куда же без Siemens, Telefunken, Grundig, а также почивших ныне в бозе ITT, Nordmende, Braun и прочих аудиобрендов. Braun, кстати, делал очень красивые и стильные деки, да и другие компоненты этого производителя имеют крайне интересный и характерный дизайн. Не зря множество изделий Braun считаются иконами промышленного дизайна.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеМинималистичный комплект Braun Atelier. Дека Braun C2 — верхний компонент в системе. Моторизованная горизонтальная загрузка кассеты, как в CD-проигрывателе ниже, позволила существенно сэкономить высоту компонента. Стоит принять во внимание, что в Европе тех лет стандартом соединительных разъемов был пятиштырьковый DIN, так что придется позаботиться о комплектах проводов или переходников

Ну хорошо, еще немного про Японию на бис

Если смотреть на менее заметные тогда бренды, то стоит отметить Alpine. Да-да, они делали и домашние деки, а не только автомагнитолы, более того, часть алпайновских дек брендировалась как Alpine/Luxman. Alpine AL-85/90, например, может не только побороться за звание самой красивой деки, но и функциональна — калибровка и все остальное в наличии. Luxman делал и деки под своим брендом, говорят, звучат они неплохо.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеAlpine AL-85. Эффектна до невозможности! В руках сам лично не держал, но, судя по отзывам, не только красива, но и очень хороша. Довольно редкая штука, ценник ее обычно превышает 1 000 USD за аппарат в приличном состоянии

Onkyo/Integra, Marantz, Yamaha и прочие тоже делали неплохие аппараты, особенно если рассматривать старшие модели. Aiwa была вполне успешна, но потом ее купила Sony, как, впрочем, и немецкую Wega. Aiwa XK-9000 весьма и весьма неплохой аппарат, а некоторые модели двухкассетных дек Aiwa умели за один прогон записывать сразу две стороны, за что были нежно и трепетно любимы советскими студиями подпольной звукозаписи.

Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть фото Что такое идлеры в магнитофоне. Смотреть картинку Что такое идлеры в магнитофоне. Картинка про Что такое идлеры в магнитофоне. Фото Что такое идлеры в магнитофонеJVC DD-VR9. Прямой привод, три головки, все как надо. Кроме этого — моторизованная выезжающая панель управления (нижняя левая часть, где лого JVC). Там куча дополнительных функций. Красивая, но в случае поломки поиск запчастей станет серьезной проблемой

JVC и Kenwood в 80-е были отдельными компаниями и тоже местами составляли неплохую конкуренцию грандам. У меня в пользовании есть Kenwood KX-1100HX —отличная и недорогая дека с полным функционалом, кроме регулировки азимута. Досталась, можно сказать, за копейки — купил на немецком Ebay за 125 евро. Также неплохая модель KX-2060, но это уже редкость. У JVC есть несколько очень красивых и интересных дек, особенностью которых является расположение кассетоприемника с правой стороны деки. Denon тоже отметился множеством моделей, некоторые из них с плоской моторизованной загрузкой кассеты (как в CD плеер).

Резюме

В общем и целом, в рамках одной статьи невозможно рассказать о всех нюансах и интересных фактах из мира высококачественных кассетных дек. Мир этот забавен: есть в нем место и откровенно посредственным устройствам, маскирующимся под хорошие, и качественным, выглядящим как посредственные. Примерно 40 лет длилась эпоха массового кассетостроения, и за это время наделали их огромное количество.

Опыт мой скромный, но позволю себе дать несколько советов начинающим. Возможно, кому-то они помогут избежать набивания шишек.

Купить деку сейчас, не требующую ремонта, задача почти нереальная. Резиновые изделия — пассики, ролики, идлеры — дубеют, рассыпаются и иногда превращаются в вязкую субстанцию. Даже если вы купили деку с проверкой и она работает — никто никакой гарантии вам не даст, а пассик может порваться в любой момент. Озаботьтесь перед покупкой деки походом на Ebay (или куда-то еще), а также поиском ремкомплекта на выбранную модель. Если вы выбрали редкий кассетник — могут быть проблемы.

Найти вменяемых мастеров в РФ — задача еще более сложная. Если у вас есть проверенный мастер — это прекрасно. На Facebook есть несколько тематических групп, вступите туда ДО покупки деки и не стесняйтесь просить контакты проверенных мастеров, списывайтесь и уточняйте их возможности и график занятости. Помню пост одного товарища, которого перегрузили работой так, что он честно написал: «Ближайшие полгода я ничего не могу сделать — все расписано».

Постарайтесь в момент покупки максимально все проверить. Лучше покупать в своем городе или же просить кого-то из знакомых проверить деку лично в том случае, если продавец из другого города. С собой имеет смысл взять наушники, портативный плеер со шнурком mini-jack на 2хRCA и проверенную на других аппаратах приличную кассету с записью, плюс еще одну чистую для записи. С таким набором вы уже будете готовы проверить деку почти во всех режимах. Не стесняйтесь проверять — чем больше «косяков» вы найдете, тем меньше будет цена и ваши неожиданные затраты на ремонт. А они ведь могут быть существенными: например, резиновый ремкомплект на Akai GX-9 мне обошелся примерно в 4,5 тысячи рублей с доставкой в Москву из Германии с Ebay.

Перед тем как покупать реально дорогую деку (ценой больше тысячи долларов) — тщательно изучите вопрос. Посидите на форумах — возможно, познакомитесь с владельцами таких же, поспрашивайте о «болячках» и опыте эксплуатации. Есть вероятность, что это позволит вам не совершить спонтанную и не очень радостную покупку.

Совершенно точно надо понимать, что кассетная дека вряд ли станет основным источником в вашей стереосистеме. Это дань ностальгии, дань дизайну и технологиям прошлого. Да, хорошая кассетная дека может приятно удивить, но такого обилия хорошо сохранившихся кассет с записью, как пластинок, сейчас не найти. Поэтому, возможно, имеет смысл обратить внимание на просто красивую, но не функциональную деку, нежели на функциональную, но некрасивую. Магия стрелочек и теплой ламповой подсветки способна творить чудеса, повышая качество звука в разы.

Наличие трех головок в деке не делает ее особенной. К середине 80-х эта опция начала появляться во многих деках, даже весьма доступных. Три головки нужны только для мониторинга записи, для воспроизведения гораздо важнее наличие двух тонвалов или прямого привода с кварцевой стабилизацией. А для записи, если уж вы хотите заниматься записью на кассеты, далеко не лишней будет система калибровки под конкретную ленту. Шумоподавление также штука спорная. Пробуйте, смотрите, решайте сами — включать или не включать ее при записи. Если же вам нужна дека только под воспроизведение, то можно рассматривать и более дешевые двухголовочные модели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *