собор во владимире с фресками андрея рублева
Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева
В 2008 г. Успенскому собору во Владимире (1158 г.) исполнилось 850 лет, а настенным росписям собора преподобных Андрея Рублёва и Даниила Чёрного (1408 г.) – 600 лет.
Белокаменный Успенский собор XII в. во Владимире – один из старейших русских храмов, свидетель важнейших исторических событий, крупнейший великокняжеский некрополь, хранилище древних росписей, единственный храм, сохранивший фрески иконописца Андрея Рублёва.
Вот колокольня собора под сумрачным осенним небом:
Это общий вид собора летом:
Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Первоначально он был построен в 1158–1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами. 21 сентября 1164 года в собор была перенесена величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божьей Матери, для которой он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божьей Матери ( перед ней очень любил молиться Андрей Боголюбский. Сейчас эта византийская икона находится в храме при Третьяковской галерее). После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись.
Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII века и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 году. Им же были написаны иконы для иконостаса. В XVIII веке иконостас Рублева был заменен роскошным барочным иконостасом.
Главный алтарь:
Сейчас многие иконы Рублева находятся в Третьяковской галерее, а «Владимирская богоматерь» его авторства – во Владимирском музее-заповеднике.
Фотографировать в соборе нельзя, так что фотографии взяты из интернета.
Итак, «Страшный суд». Общий вид фрескок:
Апокалипсические звери, совсем не страшные, скорее забавные:
Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.
Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.
Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988.
Памятник Андрею Рублеву недалеко от собора (с открытки):
Живописное убранство Успенского собора
От древних росписей эпохи Андрея Боголюбского до стенописей середины XX века. Знаменитый «Страшный суд» иконописца Андрея Рублева, работы палехской артели художника-реставратора Николая Софонова и даже средневековое граффити 1536 года, нацарапанное на стенах собора и повествующее об очередном большом пожаре, уничтожившем город.
Владимирский кафедральный Успенский собор – единственный в России храм, где можно проследить историю русской монументальной живописи в образцах с XII по XX век. Это поистине уникальный памятник. Народный гид Алексей Валентинович приглашает продолжить путешествие по кафедральному собору. В прошлый раз мы узнали об основании и архитектуре главного храма Владимирской области. Сегодня погрузимся в историю его живописного убранства. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте».
«Уличная» роспись эпохи Андрея Боголюбского
В 1185 году Успенский собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо (младший брат Андрея Боголюбского, основателя собора) здание реконструировал, обнеся его галереей. Таким образом, внешние стены первоначального храма оказались внутри. Как повествует Радзивилловская летопись, в лето 6669 (1161) года златоверхий собор был расписан. До наших дней дошла одна из стенописей тех времен.
Здесь изображены древние пророки со свитками. Фигуры симметрично развернуты друг к другу. В центре — растительный орнамент с павлинами. Это настоящая русская древность, которую каждый из нас сегодня может увидеть, посетив Успенский собор во Владимире.
«Страшный суд» Андрея Рублёва
Настоящим сокровищем живописного убранства собора является фреска «Страшный суд», выполненная в 1408 году артелью древнерусского иконописца Андрея Рублёва. Уникальная стенопись причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО. Ее по праву называют национальным достоянием России.
Тема Страшного суда была ключевой в средневековом искусстве. И в большинстве своем русские иконописцы продолжали европейскую традицию, изображая этот сюжет в его анатомическом воплощении. Особенно это проявляется в сценах ада, где на первом плане муки грешников, сжигаемых языками адского пламени. За грехи человека судят и жестоко наказывают.
Всего этого вы не найдете у Андрея Рублёва. Его «Страшный суд» не разъединяет, а объединяет, указывая душе человека путь к спасению. Здесь все пронизано светом, милостью и покаянием. Не случайно, к примеру, именно в раю иконописец изображает благоразумного разбойника, который был распят вместе с Христом и раскаялся в своих грехах. Так, через покаяние грешник становится праведником.
Благоразумный разбойник с крестом
Кстати, праведники всего мира представлены у Рублёва в образе младенцев, сидящих на руках древнего патриарха Авраама в лоне Авраамовом (месте упокоения праведников).
А каков же ад? Прост, символичен и лаконичен. Здесь точно нет тех самых грешников, которые корчатся в страшных мучениях. Перед нами три разноцветных прямоугольника: черный, красный и коричневый.
На них восемнадцать лиц: по шесть в каждой зоне. Символичное число 666 — прямое указание на печать зверя, или Антихриста. Того, кто противопоставил себя Богу. Под «шестерками» подписи: «Тьма кромешная», «Скрежет зубом» и «Червь неусыпаемый».
Вероятно, это и есть три самых страшных человеческих греха, которые здесь изображены в лицах. Неведение (тьма), гнев (скрежет) и порок (червь). И они смотрят на тебя в упор. Образы отчуждения от праведной жизни, образы погибающей души. Это и есть ад в трактовке монаха-иконописца Андрея Рублёва.
Палехские живописцы
Еще одна интересная страница в живописной истории храма относится к XIX столетию. Тогда в Успенском соборе работала артель палехского иконописца и реставратора Николая Михайловича Софонова. Художники тогда расписали весь храм. Однако во второй половине прошлого века труды мастеров из Палеха были закрашены. И появившиеся поверх современные росписи, к сожалению, уже не представляют собой особой художественной ценности. Интересно, но сам Софонов тоже сбивал фрески Андрея Рублёва, а сверху наносил свои. Изображение, которое вы видите на фото ниже, именно так и появилось. И это подлинная работа палехских художников. Ее и сегодня можно увидеть на стенах собора.
Более полная история живописного убранства «златоверхой церкви Успения Богородицы» представлена в видео, которое размещено в начале этого текста. Мы же остановились на самых ярких моментах. Но на этом точка в этой истории опять не будет поставлена. В следующем выпуске речь пойдет о великих людях, которые покоятся под сенью древнего храма, то есть в знаменитом некрополе Успенского собора во Владимире.
Р.S. И последнее. В одном из недавних выпусков мы рассказывали о росписи «Страшный суд», выполненной в 1838 году неизвестным художником на стенах храма села Лыково Юрьев-Польского района. Это произведение написано в академической манере и существенно отличается от работы Андрея Рублёва. Переходите по ссылке, чтобы сравнить. Примечательно также, что трое русских князей, чьи мощи лежат в соборе и о которых Валентиныч расскажет в следующей серии, тоже связаны с окрестностями села Лыково. Каким же образом? Узнаете через неделю.
Подготовила Дарья Ермолина
Съемка и монтаж Дмитрия Киреева
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Андрей Рублев: Фрески в соборе Успения во Владимире
Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.
Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.
В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.
Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408).
Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.
Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».
Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.
Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).
«Потайные» фрески Андрея Рублева в Успенском соборе
По информации Министерства Культуры РФ, присланной в ответ на запрос Зебра ТВ, реставрация пройдет в три этапа. В первой половине 2015 года планируется заняться фресками Рублева над хорами, в северном люнете и за иконостасом, а также древнейшими росписями 1161 и 1189 годов северной галереи и за иконостасом. Во второй половине этого года реставраторы продолжат работать с росписями на пилястрах и пилонах за иконостасом, фрагментами росписей 1189 и 1237 годов в южной галерее, фресками Рублева в южном люнете, в южном подкупольном пилоне, в жертвеннике. В 2016 году специалисты приступят к росписям Рублева под хорами в центральном нефе и южном малом нефе под хорами.
В соответствии с технологией реставрации красочный слой росписей будет укреплен, будут удалены загрязнения, копоть и плесень, живопись обработают антисептиком и покроют защитным слоем, утраты красочного слоя подвергнут «тонированию-пригашению».
Работы будут основываться на разработанной «Владимирреставрацией» технологии реставрации монументальной фресковой и темперной живописи 1161, 1189, 1237 годов и росписей 1408 года Андрея Рублева. Министерство Культуры сообщает, что восстановление фресок будет проходить исключительно «сверху-вниз», на чем настаивал известный владимирский реставратор Александр Скворцов. К работе должны быть привлечены только опытные, имеющие соответствующую квалификацию специалисты.
Во время этой процедуры, разбирая часть алтарного перекрытия около гробницы Андрея Боголюбского, реставраторы раскрыли фрагментарно сохранившиеся росписи 1161, 1189 и 1408 кисти Андрея Рублева, которые закрывал барочный иконостас времен Екатерины II.
В XX веке о существовании «скрытых» фресок кисти Рублева исследователи Успенского собора догадывались, но впервые эти росписи увидели во время масштабных реставрационных работ 1975-1982 годов. Тогда часть иконостаса была демонтирована, специалисты Владимирской научно-реставрационной мастерской увидели эти фрески, а также обнаружили неизвестные ранее изображения двух фигур пророков на пилястрах за иконостасом.
Эти «потайные» росписи в конце 1970 годов были отреставрированы и снова закрыты алтарной перегородкой.
Сохранность этих малоизвестных за пределами кругов реставраторов и искусствоведов росписей, по сравнению с открытыми фресками Успенского собора, значительно лучше. Тем не менее, им тоже будет уделено внимание во время текущей реставрации.
Кроме того, сообщает Министерство Культуры, после окончания всех реставрационных операций может быть решен вопрос об изменении контура иконостаса и открытии уникальных фресок для всеобщего обозрения. Технологически, подтвердили во «Владимирреставрации», такая возможность есть.
В настоящее время работы по обеспыливанию иконостаса и тщательная фотофиксация росписей продолжается. Составляются картограммы текущего состояния фресок. В ближайшее время, как сообщает Министерство Культуры, будут проведены пробные укрепления. Только после одобрения специалистами полученных результатов, начнется проведение запланированных работ на первом этапе реставрации.
Работы выполняются под строгим контролем научно-методического Совета Минкульта. Создана рабочая группа, которая будет оказывать методическую поддержку в проведении реконструкции.
Учитывая сложность и уникальность работ, для этой реставрации Минкульт предусмотрел максимально возможный срок выполнения работ согласно существующему законодательству в сфере государственных закупок. Восстановление фресок Успенского собора города Владимира должно быть закончено до 31 октября 2016 года. Разработанный ОАО «Владимирреставрацией» поэтапный план-график работ предполагает, что доступ верующих и туристов в Успенский собор по возможности ограничиваться не будет. Отмена богослужений также не планируется.
Андрей Рублев. Успенский собор. Владимир. Страшный суд.
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Над Христом, на том же своде, представлены два парящих ангела со свитком в руках. На свитке изображены луна и звезды. Ангелы свивают завесу неба, что означает конец земного мира. Их фигуры в легких хитонах и свободно развевающихся плащах полны необычайной грации и изящества, невольно заставляя вспомнить об ангелах из прославленной иконы Троицы.
И вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась как кровь; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.
Над ангелами, уже в замке прилегающей к своду восточной арки, размещена вписанная в круг композиция, символизирующая четыре царства, чьему владычеству суждено окончиться вместе с концом жизни на земле. Эти земные царства должны уступить место царству правды и справедливости. С замечательным искусством разместил художник в круге фигуры четырех зверей из видения пророка Даниила (VII, 2–28). Уверенной, широкой поступью выступает крылатый лев — «Римское царство». Рядом с ним энергично шагает светлый крылатый барс — «Царство Македонское». Как вкопанный застыл на месте медведь. Опустив голову, он зло косит глазом, никому не собираясь уступить хотя бы пядь своей земли. Это «Царство Вавилонское». Четвертый зверь, символизирующий «Царство Антихристово», обладает самой страшной внешностью: у него морда хищника, между рогами помещено человеческое лицо, хвост завершается змеиной головой.
После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
На северном столбе этой же восточной арки сохранились две фигуры, непосредственно связанные с тематикой украшающего замок арки медальона, в который вписаны символизирующие четыре царства звери. Это ангел и пророк Даниил. Приникшему к земле Даниилу ангел указывает рукой на свершающийся суд, как бы говоря: «Вот исполняется твое предсказание».
В полукружии, над примыкающей к коробовому своду западной аркой, представлен «престол уготованный». Христос, изображенный в центре свода, кажется как бы устремляющимся к престолу, чтобы занять на нем место в «страшный судный день». На престоле лежит книга, в которую вписаны деяния людей. К подножию престола припали на колени трепещущие Адам и Ева, виновники грехопадения человека. Слева и справа спешат к престолу Богоматерь и Креститель — заступники за род людской. Они выступают здесь носителями идеи милосердия, красной нитью проходящей через всю композицию «Страшного суда». Их склоненные фигуры, вместе с слегка изогнутыми фигурами ангелов и апостолов Петра и Павла, как бы вторят параболе свода и арки.
Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
Петр и Павел возглавляют два ряда апостолов, чьи фигуры размещены уже на склонах свода и на прилегающей восточной арке. За апостолами стоит несколько рядов ангелов. Правая и левая группы так скомпонованы, что нимбы, образующие ряд повторных горизонталей, как бы поддерживают свод. Но, кроме того, они и вторят украшающим свод кругам, в которые вписаны фигуры Христа и символизирующих четыре царства зверей.
приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним
Стоящие позади апостолов ангелы могут показаться на первый взгляд несколько однообразными. Но чем внимательнее в них вглядываешься, тем большее очарование обретают они в наших глазах. В них есть и наивное простодушие, и тихая мечтательность, и внимательное прислушивание к своему внутреннему голосу. Особое место занимают фигуры ангелов, украшающие западную арку, в центре которой расположен медальон с огромной кистью руки, держащей «души праведных» в образе младенцев, и два медальона с полуфигурами пророков Исайи и Давида. Эти трубящие ангелы созывают живых и мертвых на Страшный суд.
В арке, ведущей из центрального нефа в южный, и на юго-восточном столбе центрального нефа художники изобразили лики праведных мужей и жен, восставших из мертвых. Тут и святители, и мученики, и монахи, и цари, и царицы. У них простые русские лица, на большинстве из них русские одеяния. Над аркой, ведущей в южный неф, размещены две плохо сохранившиеся композиции — «Земля» и «Море» отдают мертвецов.
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и
смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и
судим был каждый по делам своим.
Роспись южного нефа связана с тематикой «Рая». Центральное место здесь занимает «Шествие святых в рай» (сопроводительная надпись — «Идут святые в рай»). Группу возглавляют апостолы Петр и Павел. Со страстным призывом простер Павел левую руку со свитком, в то время как правой он указывает на врата рая. На свитке надпись: «Приидите со мною». Сами врата рая с сопроводительной надписью «Свет невечерний» украшают западную люнету под южным сводом; херувим держит жезл, рядом виден благоразумный разбойник, первым вошедший в рай. В противоположной люнете представлена Богоматерь с предстоящими ангелами, а на восточном склоне свода — «Лоно Авраамово» с сидящими под райскими деревьями Авраамом, Исааком и Иаковом, причем за пазухой в лоне Авраама изображены «праведные души» в виде мальчиков, и такие же мальчики стоят подле него ). Кроме того, сохранились фигуры святых (Макария, Онуфрия, Саввы Освященного и Антония Великого, в арках южного нефа. Несколько интересных фрагментов уцелели также на алтарных столбах, скрытых за деревянным иконостасом (мученик Зосима в медальоне; две фигуры неизвестных святых в рост) и в арке жертвенника (две фигуры неизвестных молодых святителей, остатки двух сцен из жития Иоанна Предтечи).