собор валаамских святых икона
Игумения Северного Афона. Чтимые иконы Валаамского монастыря
Спасо-Преображенский монастырь хранит многие почитаемые иконы Божией Матери, о чем говорят названия скитов – Коневский, Смоленский, а также часовен – Знаменская, Покровская, во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Но одной из главных святынь обители является чудотворная Валаамская икона.
Валаамская икона Божией Матери
На Валаамской иконе Богоматерь изображена стоящей в рост, легко касаясь открытыми стопами освященного теплым светом облака. Матерь Божия одета в темно-синий с бирюзовым оттенком гиматий и ярко-красный мафорий. Ее голова и плечи увенчаны тремя звездами приснодевства. Взор Богородицы опущен и молитвенно погружен в сердце. Весь Ее облик полон царственного достоинства и кротости одновременно.
Богомладенец изображен в белом гиматии, отороченном золотыми нитями. Правая рука Его приподнята в благословляющем жесте. В левой руке – голубая держава, увенчанная крестом. Взгляд Богомладенца устремлен прямо на молящихся. Несмотря на нежные, младенческие черты, в лике Его ощущается сила и власть, присущие Вседержителю.
Вместо обычной чеканки по золоту для создания фона иконописец использовал объемный рисунок, выполненный методом наращивания левкаса. От этого фигура Богоматери стала еще более объемной.
Глубокий молитвенный покой, монументальность и величественность всего облика Богородицы сближает эту икону с известным образом Божией Матери – Игумении Афона. Уединенность островной жизни, а также высота монашеского подвига роднит между собой греческую и русскую обители. Явление чудотворной иконы Божией Матери на Валааме словно подтверждает справедливость этого сравнения.
Икона была написана в 1878 г. валаамским иеромонахом Алипием (в миру – Алексей Константинов, 1851–1901), уроженцем Рыбинского уезда Ярославской губернии. Иеромонах Алипий вместе с другими монастырскими живописцами, в том числе иеромонахом Лукой (Богдановым), писал иконы для пятиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора. Отец Алипий трудился в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов. 26 лет было мастеру, когда написал он образ Игумении «Северного Афона».
Валаамская икона Божией Матери
Интересна судьба Валаамской иконы Божией Матери. Сначала образ находился в нижнем храме (Назарьевском) во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. После возведения нового Спасо-Преображенского собора икона в 1890 г. была перенесена в церковь Успения Божией Матери. Впоследствии образ убрали в кладовую ризницы в упраздненной церкви Святителя Николая.
Икона была обретена в 1897 г. по указанию Самой Царицы Небесной.
Жительница Петербурга, Наталья Андреевна Андреева, много лет страдала ревматизмом рук и ног. В 1887 г. по указанию, данному ей в сонном видении Божией Матерью, она отправилась на поклонение преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам.
В церкви Успения Божией Матери она увидела икону Пресвятой Богородицы, явленную ей во сне. Получив облегчение в болезни после молитв к преподобным, раба Божия Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам. Прошло девять лет, и в 1896 г. в сонном видении ей вновь явилась Божия Матерь – с укором за невыполнение обещания. Наталья тут же отправилась на Валаам, но в церкви Успения уже не нашла той иконы. Никто из братии не мог указать, где она находится. Ризничный отец Пафнутий предположил, что образ отправлен на Петербургское подворье монастыря.
Не найдя иконы в Петербурге, Наталья в 1897 г., к празднику святых апостолов Петра и Павла, вновь приехала на Валаам. Во сне ей было указано, что икона находится в ризнице церкви Святителя Николая Чудотворца, тогда же она увидела торжественное перенесение образа. Свой сон Наталья рассказала отцу Пафнутию. И он действительно нашел икону на том самом месте, которое было указано Наталье.
Валаамская икона была перенесена в нижнюю церковь преподобных Сергия и Германа. По просьбе Натальи перед образом отслужили молебен. Через неделю она смогла ходить без палки, а к Пасхе, милостью Божией, была совершенно здорова. В 1899 г. игумен Валаамского монастыря Гавриил устроил в иконе ковчежец с частицей Ризы Божией Матери.
Икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до марта 1940 г. После присоединения территории Карельского перешейка и северной Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в основанный ими на территории Финляндии монастырь, названный впоследствии Новым Валаамом. Здесь, в Преображенском соборе, за левым клиросом, Валаамская икона Божией Матери пребывает и по сей день.
В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище.
9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель.
10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская».
Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители.
Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».
В 2002 г. произошло чудесное исцеление благотворителя обители С., на чьи средства был отреставрирован храм во имя Валаамской иконы Божией Матери. Незадолго до дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в который С. намеревался приехать, у него была обнаружена злокачественная опухоль в тяжелой форме. Требовалась незамедлительная операция. Братия монастыря во главе с игуменом ежедневно совершали молебное пение перед Валаамской иконой Божией Матери, за Божественной Литургией читали особую молитву о болящем. Многочасовая операция прошла успешно, и никаких рецидивов болезни не было. Однако настоящим чудом врачи посчитали, что, несмотря на сильные повреждения голосовых связок, голос больного полностью восстановился. В благодарность Пресвятой Богородице на средства, пожертвованные исцелившимся С., в церкви в честь Валаамской иконы Божией Матери был устроен позолоченный резной иконостас и написана точная копия Валаамской иконы, пребывающей в Финляндии, на Новом Валааме.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Еще одна особо чтимая на Валааме икона – Пресвятой Богородицы «Всецарица». Ее первообраз находится в Греции, на Святой Горе Афон, в Ватопедском монастыре. Эта икона была написана в XVII в. и явилась благословением известного афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам. До наших дней дошла история об этом образе, рассказанная самим старцем.
Как-то пред иконой Божией Матери «Всецарица» появился странник. Он стоял, что-то невнятно бормоча. Вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила отбросила юношу в сторону. Придя в себя, он отправился исповедоваться. В слезах признался паломник, что жил без Бога в душе, занимаясь магией. В монастырь же пришел, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Но чудотворное вмешательство Богородицы убедило его изменить свою жизнь и стать благочестивым. Исцелившись от душевного недуга, молодой человек остался на Афоне.
Так, впервые проявив свою чудотворную силу против чар магии и колдовства (заполонивших христианский мир подобно раковой опухоли), «Всецарица» позже прославилась своей благодатью исцелять многие онкологические заболевания.
Летом 2002 г. на Валааме побывал игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем. Игумен привез в дар Валаамской обители храмовый образ, список с чудотворной иконы «Пантанасса» («Всецарица»), написанный специально для Валаама и освященный на Святой Горе Афон. Также он передал в дар обители частицу мощей старца Иосифа Исихаста, одного из величайших православных подвижников современности, ныне хранящуюся под этим образом.
Собор валаамских святых икона
Харитон Дунаев запись закреплена
Собор Валаамских святых
Собор Валаамских святых составляют:
Святитель Иоанн Новгородский. XII в. В годы пребывания святителя Иоанна на Новгородской кафедре были обретены и укрыты от неприятеля в Великом Новгороде мощи преподобных Сергия и Германа и укрыты от неприятеля в Великом Новгороде. (В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне:) При святителе Иоанне установлено было местное, в пределах Новгородской епархии, почитание преподобных Сергия и Германа.
Преподобный Корнилий Палеостровский. XII в. Древнее рукописное житие утрачено. Позднее житие (XIX в.), основанное на церковной традиции, содержит сведения о пребывании преподобного Корнилия на Валааме в XII в. Пребывание преподобного Корнилия на Валааме подтверждается преданиями Валаамского и Палеостровского монастырей.
Преподобный Арсений Коневский, XIV в. Житие XVIII в. Согласно житию, преподобный Арсений прибыл на Валаам около 1393 года, подвизался в Валаамском монастыре некоторое время, затем основал Коневский монастырь на Ладоге.
Преподобный Афанасий Сяндемский. XVI в. Подвизался на Валааме в конце XV века. Преподобный Афанасий был учеником и сомолитвенником преподобного Александра Свирского. После кончины своего наставника он основал в лесах Карелии, недалеко от города Олонца, между озерами Сяндема и Рощинское., Успенскую пустынь.
Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (XIX в.) Будучи настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, святитель Игнатий с 1838 по 1847 год исполнял обязанности благочинного монастырей Петербургской епархии. Он способствовал расцвету духовной жизни Валаамского монастыря, занимался изучением истории монастыря, заботился о сохранении его древностей. В 1838 году при содействии святителя Игнатия, настоятелем Валаамского монастыря был назначен игумен Дамаскин. До конца своей жизни святитель был попечителем и наставником Валаамского монастыря. Это проникновенно выразил игумен Дамаскин в своем письме владыке Игнатию от 30 декабря 1866 года: (Вы так заботливо, так отечески хранили Валаам. Своими попечениями Вы взрастили его. Это неизгладимо и в наших сердцах, и на страницах истории).
Преподобный Лев Оптинский (XIX в.) Старец Лев (вместе со старцем Клеопой) переселился на Валаам из Белобережской пустыни после 1808 года. На Валааме преподоюный Лев пробыл около шести лет. Приняв дар старчества от ученика преподобного Паисия (Величковского) старца Феодора, преподобный Лев был мудрым и смиренным духовным руководителем валаамской братии. В 1997 году прославлен в соборе Оптинских старцев.
Преподобный Антипа Валаамский (Афонский) (в миру Александр Георгиевич Лукиан) родился в Бессарабии (в Молдавии) в 1816 году. Начал монашеский подвиг в Валахии (в Южной Румынии), а затем пришел на Афон. Около 4 лет отец Антипа трудился в греческом Есфигменовом монастыре на поварне. Затем принял схиму и стал жить отшельником. В это время на Афоне стал обустраиваться Молдавский скит, здесь отец Антипа был рукоположен в иеросхимонаха и стал келарем. Однако афонская жизнь закончилась для подвижника, когда игумен Нифонт дал ему послушание эконома на подворье Афонского Молдавского монастыря в Яссе в Молдавии. Дальнейшая жизнь старца оказалась связана с Россией. Игумен Афонского монастыря Нифонт взял с собой отца Антипу для сбора пожертвований в Москве и Санкт-Петербурге. По окончании этого дела отец Антипа пожелал остаться в Валаамском монастыре, где нашел тот молитвенно-сосредоточенный покой, по которому так тосковал, уехав с Афона. Скончался преподобный Антипа в 1882 году, в возрасте 66 лет. Согласно завещанию он был похоронен вне стен скита, чтобы паломники и духовные чада, почитающие его, могли беспрепятственно приходить на его могилу. В 1960 году могила старца Антипы с целью разграбления была разрыта местными жителями. Следы от этого вскрытия могилы сохранялись в течение долгих лет до возрождения монашеской жизни на Валааме. В 1991 году были обретены мощи преподобного, от которых исходило сильное благоухание. В 1993 году Румынской Православной Церковью было принято решение о причислении старца Антипы к лику святых. Позднее Священноначалием Русской Православной Церкви было определено внести имя преподобного Антипы Валаамского(Афонского) в Месяцеслов Русской Православной Церкви (память 10/23 января). Рака с мощами преподобного Антипы установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских Спасо-Преображенского Собора.
Преп. Назарий,игумен Валаамский (XVIIIв.)
Благодаря трудам и попечению игумена Назария, Саровского постриженика, Валаамская обитель в конце XVIII века возродилась из запустения и к середине XIX века стала одним из известнейших российских монастырей, почитаемом в народе за строгий устав и благочестие насельников. Еще при жизни игумен Назарий пользовался особым почитанием за свою подвижническую жизнь как среди простого народа, так и в кругу высшего Петербургского общества. Сохранились письменные свидетельства о прозорливости старца, его духовной мудрости и молитвенной помощи. Проводя жизнь постническую и нестяжательную, игумен Назарий того же требовал и от братии. Всем, кто просил у него наставления, учил, прежде всего, смирению, кротости и послушанию. «Совлецыся своея воли, яко срамные одежды; смирение – ограждение, терпение – подтверждение, любовь – покров, а где любовь, тамо Бог, тамо и вся благая по писанному: любящему Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28). Пребываяй в любви, в Боге пребывает и Бог в нем пребывает (Иоан. 4:16). Любовь покрывает множество грехов» (I Петр, 4,8). К согрешающим без пренебрежения проявлял снисхождение и любовь, стараясь искоренить гордость и отчаяние. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) игумен Назарий ввел общежительный порядок в десяти монастырях Новгородской и двух Санкт-Петербургской епархии. В Тамбовской и Нижегородской епархиях под его руководством и наставлении образовалось много женских обителей, которые он назидал своими пастырскими посланиями. В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, составленной архимандритом Серафимом (Чичаговым), говорится, что когда произошло явление Пресвятой Богородицы преподобного Серафиму и монахине Евпраксии, то ей было сказано, что она удостоилась этого видения за молитвы отцов Серафима, Марка, Назария и Пахомия, которые, по выражению Концевича, представляли единую духовную семью (Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время). Трудами старца Назария в 1793 г. впервые в России было переведено и издано «Добротолюбие» на славянском языке.
При Святейшем Патриархе Пимене имя игумена Назария было включено в Собор Тамбовских святых, а определением Священного Синода от 11 мая 2004 года включено в Собор Валаамских святых.
34 Преподобномученика Валаамских (XVI в.)
В течении своей многовековой истории Валаамская обитель, находившаяся близ границы владений Великого Новгорода со Швецией, неоднократно разорялась шведами. При короле Густаве Ваза (1523-1560 гг.) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III, военный отряд из новообращённых лютеран — которые, по словам святого Игнатия (Брянчанинова), «пылали ещё фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере» — преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твёрдость в православной вере. Их имена с пометой «побиты от Немец на Валааме старцев и слуг» были внесены в синодик, оказавшийся впоследствии в Васильевском монастыре: священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Серий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Нападения шведов продолжались. На Валааме нет камня, который не был запечатлён кровью подвижническою.
В XIX веке один из валаамских иноков близ пустыни игумена Назария сподобился видения неведомых черноризцев: «они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зелёной рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Шли они сложив руки на груди, образом же были пресветлы и очи имели кротости несказанной. Только когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где прошли они, трава оказалась не помятой. Они исчезли так же, как и явились, в зелёной чаще, причём тихие отголоски погребального напева долго носились в воздухе».
С благословения игумена Дамаскина в день мученич
ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Валаамская икона Божией Матери. XIX в. |
Валаамская икона Божией Матери, чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре
История обретения зафиксирована в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская» и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губ. Корчевского уезда дер. Зорино Н. А. Андреевой, проживавшей в Санкт-Петербурге, в богадельне Брусницына. Андреевой во сне явилась Богородица и повелела ехать в Валаамский монастырь, где она получит исцеление от Ее иконы. Приехав на Валаам, Андреева нашла икону и, вернувшись в Санкт-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во второе свое посещение Валаамского монастыря летом 1896 года Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий монастыря о. Пафнутий не нашел образ и решил, что икону отправили в Санкт-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском острове, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 году, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и Валаамская икона была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Андреева получила исцеление. С явлением Валаамской иконы связывают духовное свидетельство Божией Матери о Ее Покрове Валааму как Северному Афону.
Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 года, на «царском месте» близ Валаамской иконы молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания [2] и в иконописной мастерской Валаама выполнен список Валаамской иконы, посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в декабре 1914 года пожертвовал монастырю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» [3].
Валаамская икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 году к Финляндии, до 1940 года, когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в монастырь Новый Валаам, в Преображенском соборе которого (за левым клиросом) Валаамская икона находится в настоящее время.
Одно из последних чудес от Валаамской иконы зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского монастыря архим. Сергия: в 1996 году получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у Валаамской иконы.
Празднование иконе Финляндской Православной Церковью совершается 7 августа [1]. Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь иконе. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского монастыря составила финская православная поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, которая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери.
10 июля 2002 года патриарх освятил в честь Валаамской иконы Никольскую церковь (была упразднена в 1853). Служба Валаамской иконе на церковнославянском языке составлена в 2003 году схиигум. Серафимом (Бараделем).
Известны списки Валаамской иконы, отличающиеся от иконы иером. Алипия некоторыми деталями. 14 июля 1992 году православным обществом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому монастырю был подарен список иконы, выполненный в 1992 году иконописцем С. Павловым. В 1995 году этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье Валаамского монастыря, где в настоящее время находится в киоте слева от центрального придела церкви во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.
В Казанском храме Валаамского подворья в Санкт-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список Валаамской иконы, с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 году Юлией Боголюбовой.
В мае 1974 году, во время визита патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена Валаамская икона (в настоящее время местонахождение неизвестно), написанная специально к приезду первосвятителя финским иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.
Молитвословия
Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Литература
Собор Валаамских святых
Дорогие братья и сестры!
Вчера мы чтили память всех святых, на Валааме просиявших. Это особенный праздник для нашей обители. Поэтому сердца наши наполняются светлой радостью за ту великую славу, которую Господь милостивно даровал отцам, подвизавшимся на Валааме.
За время своего многовекового существования Валаамский монастырь, как писал летописец обители монах Иувиан (Красноперов, + 1957), «воспитал много дивных подвижников; некоторые из них уже прославлены Святою Церковью, а другие еще не удостоились открытого прославления, но известны своею несокрушимою духовною крепостию, славны подвигами веры и благочестия». В 1989 году, после полувекового запустения, монашеская жизнь на Валааме возобновилась. Минувшие годы свидетельствуют о непрестанном, глубоком молитвенном почитании Валаамских подвижников, которое являют монашествующие, многочисленные паломники обители, а также прихожане подворий Валаамского монастыря в Петербурге, Москве, Приозерске, Сортавале и Сочи. Благоговейное почитание подвижников продолжает и утверждает многовековую традицию. Валаамский монастырь хранит многочисленные печатные и рукописные описания жизни и духовных подвигов как прославленных Церковью святых, подвизавшихся на Валааме, так и местночтимых Валаамских подвижников.
26 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно утверждения Собора Валаамских святых № ПК-01/151 от 30.01.2015 г.: лист 1, лист 2) благословил празднование Собора Валаамских святых в первое воскресенье после Преображения Господня (6/19 августа).
В состав Собора Валаамских святых включены следующие имена святых:
Мы каждый день вспоминаем известных святых: прпп. Сергия и Германа Валаамских, прп. Германа Аляскинского, прп. Антипу Валаамского, прп. Александра Свирского и многих других. Но на Валааме были не только преподобные, но и мученики и священномученики, чьей кровью, слезами и потом полита и освящена эта святая земля. Поэтому, живя на этом месте, мы должны всегда помнить о величии и подвиге наших святых, а также укрепляться их примером.
Глядя на иконы святых, будем смотреть на них, как на тех посланников, которые смотрят на нас с горнего мира и призывают нас через всё то, что было даровано нам в этой жизни для спасения, приблизиться к подобию Иисуса Христа. Потому что всех нас Господь призвал к святости, к вечному блаженству. И от нас зависит, как мы последуем всем святым, на Валааме просиявшим.
Все святые, на Валааме просиявшие, молите Бога о нас!