собор в ярославле на набережной
Успенский собор в Ярославле: новое рождение древней святыни
В Ярославле, на Стрелке рек Волги и Которосли, стоит величественный Успенский кафедральный собор. Трагична его судьба. Построенный в начале XIII века, он несколько раз горел и перестраивался, пока в 1937 году не был снесен окончательно. В 2004-2010 годах его восстановили, приурочив событие к 1000-летию Ярославля. Многие века это был духовный и культурный центр города.
История строительства Успенского собора
В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.
Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.
В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.
В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.
XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.
В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.
В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.
В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.
На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.
Внутреннее убранство Успенского собора
Успенский собор в Советские годы и в наши дни
Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.
Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания
В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.
В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.
Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.
Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.
Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора
Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.
Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор Купола Успенского кафедрального собора Сквозь молодую листву… Белые стены и золотые купола Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор Колокола Успенского кафедрального собора Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора Иконостас Успенского кафедрального собора Золотые купола Успенского собора
Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.
Успенский собор и Вечный огонь вечером Успенский собор вечером Купола Успенского собора В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.
Зимним вечером Белое и золотое
Информация для посетителей и карта
Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
Расписание богослужений:
Сайт: yar-uspenie.cerkov.ru
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Ярославль — место, где очень хочется побывать, но куда мы пока не доехали. Вообще в тех краях многое что хотелось бы посмотреть. Муж там видел гораздо больше, чем я, но он и жил там у бабушки каждое лето.
Интересная история строительства собора. А колокола — так вообще восхитительные! Настоящее произведение искусства.
Да, в Ярославле обязательно стоит побывать, город очень интересный, очень самобытная архитектура. А вот насчет собора — меня несколько удивляет, что его восстановили в совершенно новых формах. Интересно, почему не стали копировать тот, который был прежде?
Мне тоже это странно. У нас в городе та же история. Одну из самых первых церквей города «восстановили» в абсолютно современном стиле, я бы сказала даже — модерновом. С учётом того, что исторический центр города — довольно странно смотрится.
Мне всегда кажется, что лучше сохранять старое. А если не сумели сохранить — восстанавливать в том же виде. Есть в этом какая-то прелесть.
Но этот собор всё же смотрится вполне органично.
Он построен в классически-нейтральном стиле, как сейчас часто строят церкви, потому не особо выбивается. Но, на мой взгляд, судя по фотографиям, старый был красивее.
Мне тоже кажется, что старый был гораздо красивее. Новый тоже неплох. Но он довольно стандартный. Я такие видела. А у старого очень интересное оформление фасада, портал с чешуёй — очень эффектно, изящно и запоминается.
Я люблю, когда храмы один не похож на другой. Раньше умели так строить. Сейчас не особо заморачиваются на эту тему. Все новые храм имеют даже не свои прототипы, а зачастую — просто являются практически копиями уже существующих. Или, может, каноны определённые настолько сильны в современном храмовом зодчестве, что уже не остаётся места для творчества?
У меня временами складывается ощущение, что сейчас нет самобытных церковных архитекторов. В основном копируют старые образцы: либо строят на основе древнерусских храмов, или храмов XVI века. Реже можно увидеть классический стиль. В Финляндии и Швеции я видела современные церкви, у них очень интересная архитектура! Например, церковь Темппелиаукио в Хельсинки — ни на какую другую не похожа, настоящий шедевр! (фото с сайта e-finland.ru)
Очень интересно сопоставить дореволюционный образ с современным.
А Троица осталась загадочной — такой получился художественный эффект фотографии.
Мне дореволюционных храм нравится больше, по крайней мере, если судить по фотографиям. А современный… Вот даже не знаю, как точно определить. Красивый, да. Но не самобытный.
Новый Успенский собор в Ярославле — один из немногих, которые язык не поворачивается назвать новодельным. Достойная архитектура, вполне соответствует статусу городского кафедрального собора.
А Троица действительно как-то не пришлась по душе ярославцам. Я не знаю, слышала ли ты меткое ярославское выражение об этой скульптурной композиции, жители города окрестили её «три мешка с деньгами». Не буду ёрничать, но и сильно расхваливать скульптурную «Троицу» тоже не стану. Наверное, тут дело не столько в художественных достоинствах, сколько в исторических. Идея придать объём иконографическому изображению очень достойна. Воплощение слабовато.
Мария, ты воплотила интересную идею — собрать снимки собора в разное время года в одну статью. Получилось великолепно!
У меня двойственное отношение к архитектуре Успенского собора. С одной стороны, вполне каноническая постройка, в традициях русского церковного зодчества. Но вот что ли изюминки в нем нет… Я уже выше в комментарии Галине Шефер писала, что такое ощущение, что современные церковные архитекторы никак не могут найти свой собственный стиль. На Руси же всегда были самобытные традиции церковной архитектуры. Каждая эпоха привносила что-то свое, новаторское. Сколько было построено храмов, которые ни с какими другими не спутаешь, которые врезаются в память. А сейчас, как мне кажется, боятся предложить что-то новое и потому строят на основе традиций прошлых веков, что-то копируя. В результате — красивые постройки, но всегда в каком-то стиле. Я вспоминаю современные церкви, которые видела в Финляндии, Швеции, Андорре. Вот это, действительно, новый взгляд! Например, уже упоминавшаяся выше церковь Темппелиаукио в Хельсинки. Она запоминается, врезается в память. Её хочется смотреть вновь и вновь. Другой такой нет. А Успенский собор этим качеством, увы, не обладает. В отличие от старого, разрушенного. Скорее, он запоминается просто своим местоположением. К сожалению, как-то так 🙁
Маша, мы тоже, когда проходим Польшу насквозь не по автостраде «Вольность», а по маленьким мелким дорожкам постоянно разеваем рот на современные костёлы. Я уже порядочно снимков набрала на отдельный пост о современной польской культовой архитектуре. Я думаю, что дело тут не только в архитекторах, а в первую очередь, в заказчиках. Уверена, что наши зодчие могли бы нарисовать и воплотить достойные проекты. Но церковь их не воспринимает. Поэтому и строят — вроде как было. А на самом деле храмы получаются жалкой неинтересной копией прошлых церквей. Боюсь, что РПЦ вряд ли поменяет своё мировоззрение, поэтому строят и будут строить некрасивые и неинтересные соборы. Увы.
Да, я тоже подумала, что дело именно в заказчиках. Церковь сейчас у нас в силу ряда исторических причин выполняет очень сильную охранительную функцию, не допуская практически никакого новаторства. И это отображается, в том числе, и на современной церковной архитектуре. Вспомнилась церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Да, угадываются черты новгородских, псковских, ростовских храмов. Но в результате-то появился абсолютно гармоничный храм, не похожий на другие!
После Вашего замечательного рассказа, захотелось съездить в Ярославль. Разрабатываю маршрут.
Успенский собор в Ярославле
Успенский собор в Ярославле является главным храмом города, так как имеет статус Кафедрального собора Русской православной церкви. Белокаменное культовое здание с пятью сверкающими на солнце куполами, величественно возвышающееся над правым берегом Волги, по праву считается одним из символов древнего города, его визитной карточкой и местом паломничества верующих.
На протяжении столетий, с перерывом в несколько десятков лет, в Успенском соборе хранились святые мощи благоверных ярославских князей Василия и Константина, а также особо почитаемая христианской церковью Ярославская икона Божьей матери.
История Успенского собора
Кафедральный собор Ярославля находится на месте существовавшего здесь ранее храма, упоминания о котором выявлены в летописных свидетельствах XIII века как о первой каменной церкви города. Ее построили в 1215 году по волеизъявлению князя Ростовского и Владимирского Константина Всеволодовича (1185-1218 гг.) на территории защищавшей город крепости, располагавшейся на стрелке Волги и ее правого притока – реки Которосль. Освященная в 1219 году в праздник Успения Пресвятой Богородицы, она стала главным собором Ярославля.
За свою многовековую историю город не раз подвергался испепеляющим пожарам, в результате которых храм обветшал настолько, что в 1659 году царским указом было предписано разобрать прежнюю постройку, чтобы возвести на ее месте новую соборную церковь. С тех пор здание, выполненное в византийском стиле, с пятью куполами и богатейшей росписью интерьера, сделанной в период 1671-1674 гг., на протяжении нескольких столетий не подвергалось практически никаким существенным изменениям. После переноса из Ростова в Ярославль епархиального центра, Успенский собор в 1788 году получил статус кафедрального. В этой связи было решено возвести и новую колокольню. Ее построили по проекту архитектора Мельникова в 1832 году.
Лихолетье XX века во многом определило дальнейшую историческую судьбу храма. В 1918 году, во время белогвардейского мятежа 6 июля, он получил значительные повреждения от прямого попадания артиллерийского снаряда. Впоследствии здание отремонтировали и отдали под биржу труда, а с 1930-го собор приспособили под зернохранилище. В ходе очередной антирелигиозной кампании, проводимой большевистской властью, 26 августа 1937 года Успенский кафедральный собор взорвали, а на его месте разбили городской парк.
Восстановление Успенского собора в Ярославле
Переосмысление прошлого страны в конце 80-х годов поспособствовало возрождению Русской православной Церкви. Именно в этот период начали возрождаться старые и строиться новые храмы. Давняя идея воссоздания исторического Успенского собора в Ярославле получила реальное подтверждение в рамках широкомасштабного празднования 1000-летия Крещения Руси. В проведенном конкурсе утвердили проект московского архитектора А. Денисова, предложившего построить на месте взорванного здания более масштабное по размерам сооружение. Идею же ярославского реставратора В. Сафронова, разработавшего план возведения точной копии разрушенного в 30-е годы собора, отклонили.
В ходе проектных работ планировалось строительство 70-метровой колокольни, взамен снесенной в 1922 году. Однако проведенные исследования грунтовых условий на стрелке рек Волги и Которосли показали, что осуществление задуманного в полном объеме невозможно по причине слабости почвенных слоев. Дополнительная нагрузка привела бы к проседанию массивного строения и его дальнейшему разрушению. Грунты оказались слишком слабыми, а закладка глубокого фундамента, замена грунта или отсыпка насыпи не оправдывались ни с технической, ни экономической точки зрения. Огромная сметная стоимость могла послужить причиной долгого сбора средств и поиска добровольных инвесторов.
Уже утвержденный проект Успенского собора в Ярославле подвергался нещадной критике в связи с тем, что экстерьер будущего сооружения не вписывался в исторический образ города. Внешний вид храма представлялся чуждым верхневолжским народным и культурным традициям. Со стороны Комитета Всемирного наследия были выражены опасения, что вновь возведенный собор может изменить облик Ярославля, находящегося под эгидой ЮНЕСКО.
После археологических изысканий, выполненных под руководством специалистов Института истории РАН накануне начала строительства объекта, и передачи найденных артефактов в фонд Ярославского музея-заповедника, 26 октября 2005 года митрополитом Кириллом был установлен и освящен закладной камень. Начавшееся в следующем году возведение нового здания Успенского собора продолжалось в течение четырех лет. Дату его открытия и освящения приурочили к празднованию тысячелетия со дня основания Ярославля –12 сентября 2010 года. В этот же день сюда были возвращены святые мощи князей Василия и Константина, а также Ярославская икона Богородицы.
Архитектура
Архитектура Успенского собора Ярославля повторяет кубическую форму и византийский стиль снесенного ранее храма, но в гораздо большем объеме.
Над входом в Собор размещена икона Пресвятой Богородицы, выполненная в мозаичной технике. Внешние белоснежные стены украшают цветные изразцы. Сверкающие на солнце семь куполов покрыты тонким слоем нитрита титана, являющегося сегодня достойной заменой позолоты в современной индустрии строительства. В просторном цокольном этаже находятся:
Внутреннее убранство Успенского собора
Сегодня интерьер Успенского собора выглядит несколько аскетично, так как стены и своды куполов пока еще не покрыты церковной росписью. Однако снежная белизна расширяет внутреннее пространство храма, делая его еще более просторным. Главным украшением является иконостас, который был окончательно собран 28 августа 2012 года, к престольному празднику кафедрального собора – Успению пресвятой Богородицы. По настоятельному пожеланию Патриарха Кирилла, иконостас делали строго каноническим и традиционным. На нем присутствуют лики Ярослава Мудрого, князя Владимира, святителя Тихона и др. канонические образы Русской Православной Церкви.
Особый интерес прихожан и обычных посетителей вызывают установленные в музее собора стенды с документальными свидетельствами, повествующими о непростой истории Успенского собора Ярославля и фотографическими изображениями его внутреннего богатого убранства конца XIX – начала XX вв. Здесь же представлены некоторые древние артефакты, найденные при раскопках, предшествовавших строительству.
Что посмотреть возле Успенского собора
Во дворе храма находится скульптурная композиция «Троица», являющаяся единственным подобным художественным изображением Святой Троицы в России. Изваяние скульптора Н. Мухина было установлено в 1995 году с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Здесь же находится звонница, насчитывающая более десятка колоколов принадлежавших ранее различным закрытым в Ярославле храмам. Они были доставлены из московского мужского Данилова монастыря для колокольни, споры о строительстве которой ведутся до сих пор. Самый большой колокол весом в две с половиной тонны был отлит в 2010 году в небольшом городе Тутаев, входящем в состав Золотого кольца России, и отдан в дар восстановленному Успенскому собору Ярославля.
Расписание богослужений в Успенском соборе Ярославля
Кафедральный собор Ярославля открыт ежедневно с 8.00 утра, а по воскресеньям – с 8.40. Богослужения совершаются правящим архиереем ежедневно по следующему расписанию:
Как добраться до Успенского собора
До остановки «Богоявленская площадь» можно доехать автобусами № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 416, а также троллейбусным маршрутом № 5 и маршрутным такси № 51. Далее следует пройти пешком по Первомайской улице до пересечения с Которосльной набережной и повернуть налево в сторону реки Волга. Расстояние от остановки «Богоявленская площадь» до Успенского собора составляет 900 метров.
В Ярославле можно воспользоваться мобильными приложениями такси – Gett, Maxim, Яндекс.Такси, АБС, Rutaxi.