собор в бамберге германия
Фигуры Адама и Евы на одном из порталов этого древнего храма считаются первыми скульптурными изображениями обнаженного тела в искусстве средневековой Европы.
Репортаж о Бамберге. Часть IV
За каменными фасадами Старого придворного штата, богато украшенными скульптурами, во внутреннем дворе скрываются средневековые фахверковые постройки. Летом они служат кулисой для спектаклей, которые ставит под открытым небом Театр имени Эрнста Теодора Амадея Гофмана (E.T.A. Hoffmann-Theater). Немецкий писатель-романтик, художник, композитор некоторое время жил и работал в Бамберге.
Бамбергский собор, Новая резиденция и розарий
Со своего зеленого «балкона» епископы и их гости могли любоваться не только панорамой Бамберга, но и монастырем Святого Михаила (Kloster Sankt Michael). Он возвышается на соседней горе Михаэльсберг (Michaelsberg), а выглядит настолько притягательно, что возникает желание незамедлительно отправиться к нему, не задерживаясь долго у Соборной площади. Однако это было бы непростительной ошибкой, хотя монастырь с его церковью иногда даже называют «конкурентом» собора.
На подробный осмотр достопримечательностей и музеев у Соборной площади можно потратить целый день. Если время позволяет, не стоит от этого отказываться. Интересно будет заглянуть сюда и после захода солнца. В сумерках исторические фасады преображаются, становятся более строгими, загадочными. Мягкий свет прожекторов эффектно подчеркивает их силуэты и формы.
Фотогалерея: Бамбергский собор
Храм был заложен в 1004 году по указанию императора Священной Римской империи Генриха II Святого, выбравшего Бамберг в качестве своей основной резиденции.
Этот романский храм был освящен в 1012 году. На церемонию со всей империи прибыло более четырех десятков епископов и архиепископов Римско-католической церкви.
Продольный неф Бамбергского собора.
Распятие в восточной части продольного нефа. Середина XVII века, барокко.
Фреска 1928 года с изображением Иисуса Христа в апсиде Бамбергского собора.
Могила папы римского Климента II в Бамбергском соборе.
Завершая знакомство с этой немецкой достопримечательностью, посмотрим на храм в безоблачную лунную ночь.
Автор: Максим Нелюбин
Во время строительных работ в XIII веке собор должен был оставаться действующей церковью, поэтому они проводились поэтапно: здание разбирали и строили заново по частям, используя как новые, так и старые материалы. После окончания этой перестройки внешний облик собора существенно не менялся, чего нельзя сказать о внутреннем убранстве.
Собор и его покровители
Отметим, что Генрих II отличался очень высоким уровнем образования и, в частности, мог вести теологические дискуссии с ведущими представителями церкви. Молодой Генрих пять лет находился под опекой епископа во Фрайзинге (Freising), а затем посещал известную Соборную школу в Хильдесхайме.
Но история распорядилась иначе: сын герцога Генриха Строптивого стал не только германским королем, но и императором. Его активная деятельность по укреплению церкви и созданию новых епископств отчасти объясняется глубокими религиозными знаниями, которые он получил в детстве.
Бамбергский всадник и другие произведения искусства
Генрих II и его супруга были причислены католической церковью к лику святых. Они являются единственной императорской супружеской парой, канонизированной католической церковью. Их богато украшенная гробница, выполненная мастером готико-ренессансной скульптуры Тильманом Рименшнейдером, находится в Императорском соборе.
Бамбергский всадник в виде игрушечной фигурки Playmobil
Кафедральный собор Бамберга
Кафедральный собор Бамберга в его нынешнем виде был построен в 13 в. Но изначально это великолепное романское здание заложил еще император Генрих II в 1002 г., и собор освятили в 1012 г. Первая постройка была частично уничтожена при пожаре в 1081 г., и новый собор, выстроенный св. Отто Бамбергским, был освящён в 1111 г. А в 13 в. он приобрёл свой современный позднероманский вид.
Конструкция собора насчитывает около 94 м в длину, 28 м в ширину и 26 м в высоту. Церковь может похвастать четырьмя башнями, каждая примерно 81 м высотой. Среди многочисленных предметов искусства собора стоит упомянуть великолепную мраморную гробницу основателя и его супруги, императрицы Кунигунды, которые общепризнаны как шедевры работы Тильмана Райменшнайдера, выполненные в 1499—1513 гг. и украшенные резьбой.
Другое сокровище собора — конная статуя, известная под именем «Бамбергский всадник». Эта статуя, вероятно, изображающая венгерского правителя Стефана I, датируется ориентировочно периодом 1225—1237 гг.
Бамберг стал епископским городом только в 1007 г., уже после того, как был заложен первый камень в строительстве собора. Вероятно, этим объясняются его относительно скромные размеры по сравнению с другими «имперскими» соборами — в частности, «Рийнской троицей» (в Майнце, Вормсе и Шпейере). Изначально в конструкции здания на холме было предусмотрено только две башни. Сегодня в архитектуре собора можно обнаружить следы разных архитектурных направлений, в частности, готики и переходного стиля, что особенно заметно по нефу.
Декоративная отделка собора способна поразить воображение даже тех, кто уже навидался в путешествиях средневековых церквей. Входной портал украшают статуи Кунигунды и Генриха II. Алтарь в южном трансепте вышел из-под резца знаменитого художника Вайта Штосса, причём автор сделал его в возрасте 80 лет по просьбе сына, приора кармелитов в соседнем Нюрнберге. Обратите внимание и на гробницу папы Климента II, который был похоронен в соборе в 1047 г.: она не столь обильно украшена, но очень древняя и редкая.
Интересны колокола, установленные на башнях собора. Каждый из них имеет собственное имя, и среди них есть по-настоящему древние. Так, к примеру, колокол Кунигунда был сделан, предположительно, в 1185 г. (вес — около 3,5 тонн), пятитонный с лишним Генрих диаметром 1,8 м — в 1311 г., а сравнительно небольшие Армесилин и Мессе датируются 12 и 13 вв.
Знаменитый «Бамбергский всадник» до сих пор порождает различные легенды. В течение многих веков люди пытаются догадаться, кем на самом деле был этот конник. Романтики считают, что это германский император из династии Гогенштауфенов. Нацисты полагали, что это рыцарь, символизирующий немецкое превосходство над другими народами, поскольку он обращён лицом на восток (на самом деле — не обращён). Известно, что первоначально рыцарь был другого цвета, и сейчас продолжаются попытки восстановить оригинальную окраску, которая, возможно, поможет разрешить загадку. Скульптор, создавший «Бамбергского всадника», также остался неизвестным: на скульптуре вырезана только его маска.
Ещё одна драгоценность собора — это его орган. Первый орган был создан для него в 1415 г.; следующий — в 1868 г., но он создавал множество проблем и перестраивался позднее. Нынешний орган был создан в мастерской Ригера в 1976 г., и его украшают четыре фигуры ангелов по углам корпуса. Исторически все органы собора располагались напротив северной стены, потому что так звук получался лучше. И сегодня примерно 40 органных концертов даётся в соборе ежегодно.
Бамбергский кафедральный собор (Bamberger Dom)
Официальное название собора: Бамбергский кафедральный собор святого Петра и святого Георгия (Bamberger Dom St. Peter und St. Georg).
Собор был основан в 1002 году королем (а затем и императором) Генрихом II (Heinrich II). Собор был освящен в 39 день рождения Генриха 2, 6 мая 1012 года.
3 апреля 1081 года, в Страстную субботу, собор сгорел. Святой епископ, Отто I, управлявший Бамбергом в 1102-1139 годах, начал новое строительство собора, но уже в 1185 году в соборе вновь произошел пожар.
В 1215 году, при епископе Экхарте из династии графов Андекс-Меранских началось строительство третьего по счету и нового собора в романском стиле, уже с четырьмя башнями, а не как до этого, только двумя на востоке. Больший по размеру собор (нынешний) был освящен 6 мая 1237 года.
На северо-восточной башне размещены башенные часы, которые изначально были первыми механическими часами и использовались для разделения времени на молитву и рабочей день. Эти часы были самым важным хронометром города Бамберг до 1954 года. В последующем часы заменяли.
С восточной (центральной) стороны находятся врата Богоматери Марии и Адамовы врата, украшенные фигурами Стефана, Кунигунда, Генриха, Петра, Адамы и Евы (сегодня это копии).
С северной (боковой) стороны находятся:
В тимпане (арочная зона над порталом) находится тимпан с изображением Страшного суда, на двух стенках воронки пророки Ветхого Завета и апостолы Нового Завета помещены друг над другом. В архивольтах (внутри круглой арки) и по обе стороны портала на колоннах расположены скульптуры.
Данные врата открываются только по особым праздничным богослужениям, например, для процессии в праздник Тела Господня.
На протяжении своей долгой истории собор Бамберга был местом захоронения более или менее известных людей. Помимо императора и папы, здесь были похоронены несколько епископов, потому что каждый епископ имел право быть похороненным в своей епископальной церкви. Гробницы в стиле барокко были сняты в 19 веке и перенесены в церковь бывшего Михайловского монастыря.
Интерьер Бамбергского собора
В 17 веке внутреннее пространство собора было украшено по стилю барокко. В 1828-1837 годах барочное убранство было утрачено и заменено неороманским, которое в целом и сохранилось до наших дней.
При последнем обновлении собора, в 1969-1974 годах, были сделаны изменения в соответствии с начатой Вторым Ватиканским Собором литургической реформой: главный алтарь (престол) с восточной апсиды был перенесен в западную. Таким образом, хор есть на каждом конце собора.
Восточный алтарь, возвышенный из-за наличия под ним склепа, посвящен святому Георгию.
Под восточной апсидой находится склеп (Восточная крипта), представляющий собой трехнефный зал. Это самая старая часть сегодняшнего собора.
В крипте находятся гробницы, которые были перенесены в неё в 19-20 веках из восточных хоров и центрального нефа. По южной стене возле купели в неороманском саркофаге покоятся останки бамбергских епископов 11 и 12 веков, а также останки умершего в Бамберге в 1152 году короля Конрада III. На уровне алтаря находятся гробницы епископов Гунтера и Отто II.
Купель в крипте и сегодня используется для крещений.
Западный хор, посвященный святому Петру и имеет большое литургическое значение, потому что это литургический центр собора с алтарем, общим для епископа, капитула собора и соборного прихода.
Здесь же находится кафедра епископа и гробница римского папы Климента II (1046-1047 гг.), правившего второго епископа Бамберга как Суитгер I (1040-1046 годы). Впечатляет и большая люстра, подвешенная в своде.
Главный алтарь и амвон были созданы мюнхенским мастером Клаусом Бакмундом (1974-1975 годы). Основание алтаря выполнено из песчаника, доска алтаря со всех сторон выступает над основанием и украшена бронзовыми панелями с изображениями Христа.
Распятие с окружающей его группой (Мария Магдалина, Мария Мать Иисуса и Иоанн) были выполнены в 1649 году Юстусом Глескером из позолоченной липы в духе барокко. Распятие было продано после 1835 года, когда собор освобождали от элементов барокко, и вновь выкуплено в 1912 и в 1937 установлено на западных хорах.
Здесь есть хорошо сохранившаяся северная и восточная части склепа, что включает в себя полную северную внешнюю стену с пятью оригинальными арочными окнами и бывшие входы в склеп с севера и юго-востока.
В нем находится статуя Святого Отто работы Фрица Кенига. На западе есть простой алтарный блок.
Гробницы епископов были выполнены по плану архитекторов Александра фон Бранка и скульптора Фрица Кёнига. В 1996 году они были освящены. Первым здесь упокоился архиепископ Йозеф Шнайдер (1955-1976 гг.).
Проход к гробницам епископов и часовне глав находится в правом боковом проходе собора.
Центральный неф собора соединяет восточный и западный хоры и составляет около трети общей длины церкви. С обеих сторон нефа есть боковые проходы.
В данной части собора выделяются:
На покрытие саркофага изображена святая чета, а по бокам 5 рельефов, сцены из жизни обоих правителей;
—кафедра, построенная в 1835 и 1836 годах и обставленная в неороманском стиле. Горельефы в аркадах изображают Христа и четырех евангелистов;
— орган. В 1415 году в Бамбергском соборе появился первый орган и уже тогда органная музыка была визитной карточкой праздничных церковных служб.
Сегодняшний орган был установлен в 1976 году. Ежегодно проводится около 40 концертов с участием соборного органа;
Алтарь Кирхгаттендорфер больше не используется для богослужений. Данный алтарь исходит из 16 столетия, из евангелической приходской церкви Кирхгаттендорф при Хофе, с 1921 года установлен в соборе;
— алтарь Рименшнайдера (Riemenschneider-Altar), собранный в 1926 году из различных скульптур. В нем нет алтарного стола;
Неугасающая лампада над порталом указывает на то, что в часовне находится ларец, в котором хранятся священные просвиры. Картина четок приписывается Лукасу Кранаху (1520 год);
— картины Крестного пути, созданные Феликсом Баумхауером (1922 год). Нарисованные под впечатлением 1-ой мировой войны, они являются одновременно памятником жертвам и их страданиям;
Скульптура размещена на северной колонне у входа в восточный хор.
В трансепте собора расположены:
— алтарь Марии Вайта Штосса (Veit-Stoß-Altar), 1520-1523 годы.
Данный алтарь прежде был главным алтарем кармелитской церкви в Нюрнберге. Сын нюрнбергского резчика по дереву Вайт Штосс и Андрес Штоссс, который позднее стал настоятелем кармелитского монастыря в Бамберге, около 1530 года перевез составлявший часть большого ансамбля алтарь из протестантского Нюрнберга в Бамберг.
Короб и створки выполнены из ели, резные скульптуры из липы. Изначально алтарь был медового оттенка, но в результате консервационных работ 19 века потемнел. Алтарь Марии был передан собору капитулом бамбергской церкви Богоматери и с 1937 года занимает своё место в Бамбергском соборе.
— Георгиевский алтарь или алтарь Георгия (Georgenaltar) 1575 года, который сохранился только фрагментально.
Большинство сцен алтаря показывает различные средневековые сцены пыток, которыми был до смерти замучен Георг.
Святой Георг был очень почитаем императором Генрихом II и даже сегодня считается покровителем собора и города Бамберга;
— Мюльхаузнер алтарь (Mühlhausener Altar). Созданный около 1500 года алтарь Марии происходит из евангелической приходской церкви Мюльхаузен при Поммерсфельдене. Он использовался там в качестве приходского алтаря до 1781 года, пока его не сменил новый алтарь. В 1891 году алтарь был куплен и подарен архиепископу фон Шорку, который пожертвовал его в 1904 году Бамбергскому собору.
В мае и октябре, месяцах Марии, эта фигура Марии из алтаря Мюльхаузнера, украшенная цветами, устанавливается на пилоне алтарного помещения;
— часовня святого Гвоздя (Nagelkapelle), предназначенная для малого богослужения и тихой молитвы.
Музей собора
В соседнем доме капитула, с юга (справа) от самого Бамбергского собора, сегодня находится Музей собора (Diözesanmuseum Bamberg).
Капитула собора была построена мастером-строителем в стиле барокко Бальтазаром Нойманом между 1731 и 1733 годами. Первые планы музея были сделаны еще в 1907 году, но только в 1966 году он открылся под эгидой митрополит. Выставочные залы были открыты в 1991 и 1992 годах и расширены в 2005 году.
В центре внимания коллекции музея епархии Бамберга находятся сокровища и архитектурные скульптуры из Бамбергского собора, начиная со времен Генриха II и его супруги и до 21 столетия. В музее представлены средневековые облачения, франконские скульптуры эпохи поздней готики и барокко, а также предметы религиозного народного искусства. Самые важные экспонаты в музее включают плащ императора Генриха II, плащ императрицы Кунигунды, регалии папы Климента II и так называемую ткань Гюнтера, шелковую ткань из Византии.
Практическая информация
Бамбергский собор расположен в историческом центре города Бамберга, на Соборной площади (Domplatz), рядом с Новой Резиденцией (Neue Residenz) с галереей, библиотекой и садом роз, а также Старым двором (Alte Hofhaltung) с фахверковыми домами, Историческим музеем и театром.
Координаты Бамбергского собора: 49°53’27.0″N 10°52’57.0″E (49.890833, 10.882500).
Вход в собор свободный (бесплатный). В соборе проводят экскурсии.
Все средства размещения в Бамберге, в том числе в историческом центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Императорский Кафедральный Собор Бамберга
В целостном комплексе архитектурных достопримечате…
Императорский Кафедральный Собор Бамберга
В целостном комплексе архитектурных достопримечательностей Бамберга выделяется целый ряд наиболее интересных сооружений, в том числе Императорский кафедральный собор, один из семи Императорских соборов Германии.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Восточный фасад Собора.
Бамбергский Императорский кафедральный Собор Святого Петра и Святого Георгия (Bamberger Keiserdom St. Peter und St. Georg) был заложен в 1004 году императором Генрихом II Святым. Завершено было строительство в начале 1012 года и 6 мая он был торжественно освящен. Еще до окончания строительства в 1007 году император основал епископство Бамберг.
Kaiserdom – Императорский собор – так традиционно назывались те романские соборы Германии, которые были построены под непосредственным покровительством императора Священной Римской империи германской нации. Обычно рядом с собором строился императорский дворец (Pfalz, Residenz). В таком соборе учреждалась кафедра епископа.
В Императорских соборах были устроены вторые, дополнительные хоры в начале среднего нефа. Они предназначались для императора и его семьи, власть которых ставилась тем самым на один уровень с властью Бога. Расположение хоров в противоположных концах главного нефа наводило на мысль о разделении власти между Богом и императором («Богу – Богово, кайзеру – кайзерово»).
Всего в ту эпоху было построено семь Императорских соборов:
Бамбергскому Императорскому собору в начале своей истории довелось пережить разрушительный пожар 1081 года, новое строительство и новое освящение Отто Бамбергским в 1111 году, а затем еще один пожар. Третье здание Собора было построено в 1217 году и освящено 6 мая, как и первое. Это здание, заметное своими четырьмя высокими островерхими башнями, мы и видим сегодня на вершине холма Domberg в Городе на холмах, протянувшемся по левому берегу реки Регнитц. Из пространства кварталов пешеходной зоны островной части Бамберга можно подняться к Собору пройдя сначала по Верхнему мосту Старой Ратуши, затем вверх по оживленной Karolinenstraße, в конце которой повернуть направо, на Residenzstraße, а с нее надо перейти на Domplatz.
Собор построен в романском стиле, господствовавшем в западноевропейском искусстве X – XII веков. Для этого стиля характерна суровая, крепостного вида архитектура. Построенные в то время монастырские комплексы, церкви, замки устанавливались на возвышенных местах, господствуя над округой. Так и собор в Бамберге стоит на холме, самим расположением впрямую, со спокойным достоинством указывая на свое место в структуре мира. Он приподнят над городом, над всем окружающим пространством, находится между людьми и небом. Чтобы попасть в собор, надо преодолеть довольно крутой подъем, подняться над уровнем земли куда-то высоко, почти до неба. И только там, в поднебесье, находится место незримого присутствия Бога.
Кроме того, в те далекие времена такое расположение собора давало дополнительные преимущества с точки зрения безопасности: любой приближающийся к собору был виден издалека.
Размеры собора: длина 94 м, ширина 28 м, высота 26 м.
Одним из основных элементов романской архитектуры были высокие башни. Четыре башни Бамбергского собора стоят на четырех углах прямоугольника храма. Высота каждой башни 81 м.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Католический храм в плане.
Церкви были ориентированы по сторонам света и строились в виде базилики – вытянутого, прямоугольного в плане здания, разделенного внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. В плане средневековый храм повторял латинский крест. Его большая протяженность была обусловлена не только желанием вместить побольше верующих, но и показывала символически длинный путь, который должен пройти человек в своем совершенствовании, долгий путь к Богу. На боковых стенах церквей часто помещали 14 картин или рельефов, изображающих сцены Крестного пути Христа.
Средний неф строился выше боковых. Верхняя часть его стен поднималась над крышами боковых нефов и прорезалась окнами, из которых освещалось все пространство среднего нефа.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Верхняя часть стен центрального нефа, прорезанная окнами. Высокие башни собора.
Перед входом в церковь располагался поперечный притвор (нартекс). Здесь обычно находились отлученные от церкви и оглашенные, то есть готовящиеся к обряду крещения.
Два входных портала Бамбергского Собора, ведущие в боковые нефы, смотрят на восток, в сторону Города на островах. Таким образом, прихожане, поднявшись к собору из города сразу попадают к входу. Слева расположены Адамовы ворота, через которые выпускались из церкви кающиеся, изгнанные из церкви, как Адам из рая.
В боковом нефе, у первой колонны установлена надгробная плита папы Клеменса II (1047 г.), который был также епископом Бамберга.
На второй колонне, на консоли стоит статуя Елизаветы, «смеющегося ангела». А дальше, на третьем столбе, у входа в Георгиевский хор, высоко на консоли – поистине шедевр скульптуры романского периода (начало XIII века): конная статуя, названная «Бамбергский всадник» («Der Bamberger Reiter»). Это индивидуальное, портретное изображение молодого короля в короне, спокойного и горделивого, с вдохновенным поворотом головы. Напряженный взгляд всадника устремлен в направлении западного хора, вдаль, как будто что-то привлекло его внимание. Всадник безоружен, облачен в длинное платье и плащ. Обруч короны украшен двумя рядами драгоценных камней, а края – королевскими лилиями. Такое конкретное изображение одежды и снаряжения еще не встречалось до этого ни в одном произведении. Фигура всадника возвышается на коне, словно на пьедестале. Эта пирамидальная композиция, усиленная массивным многоярусным балдахином, придает фигуре торжественность, величие. Скульптура поставлена так, что целиком видна из среднего нефа, издалека привлекая внимание зрителя, овладевая огромным пространством нефа. Поражают в скульптуре строгие и правильные пропорции человеческой фигуры и коня, что необычно для раннего средневековья. Только в XVII веке будут открыты идеальные пропорции человеческого тела (Леонардо да Винчи).
Чье же это изображение? Неизвестно. Есть множество предположений. Наиболее вероятные из них называют короля Конрада III, похороненного в соборе в 1152 году, либо первого венгерского короля Штефана I Святого, крестившего венгров и канонизированного католической церковью в 1087 году. Его женой была сестра Генриха II Гизела. Оправданна еще одна гипотеза, утверждающая, что «Бамбергский всадник» изображает первого христианского императора Константина I Великого (306 – 337 г.г.). Главным доказательством приверженцы этой гипотезы считают поворот головы всадника в сторону западного хора, что соответствует легенде о видении императором креста «в закатный час на западной стороне небосклона, как раз над заходящим солнцем».
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Взгляд в сторону восточных хоров Св. Георга. Хорошо виден «Бамбергский всадник» на столбе возле входа на хоры.
В среднем нефе, между лестницами в восточную алтарную часть возвышается надгробие учредителей собора императора Генриха II и его супруги Кунигунды. Это надгробие изготовлено между 1499 и 1513 г.г. скульптором Тильманом Рименшнайдером из зольнхофского мрамора. На крышке изображена лежащая императорская пара в полный рост. На боковых рельефах видны сцены из легенд: появление Св. Бенедикта у постели больного императора; сон Генриха II о взвешивании его души архангелом Михаэлем; Кунигунда, выплачивающая жалованье мастеровым и «чудо пфенниг»; Кунигунда, ступающая по раскаленным углям в доказательство своей супружеской верности.
Восточные хоры посвящены Св. Георгу. Отсюда началось строительство собора в романском стиле, а противоположные, западные хоры Св. Петра уже содержат некоторые элементы ранней готики.
Пересечение среднего и поперечного нефа образует средокрестие.
Южнее него, в поперечном нефе находится «Рождественский алтарь», вырезанный из дерева художником-резчиком Вайтом Штоссом (1523 год). На алтаре показаны события Рождества Христова.
Западные хоры Св. Петра – место для духовенства во время богослужения, символический образ рая. Самыми священными местами храма, главными его смысловыми элементами являются алтарь и дарохранительница. Алтарь – накрытый покрывалом стол, на котором ставится богослужебная утварь, лежат богослужебные книги. У алтаря совершаются основные священнодействия, которые видят все верующие, так как он всегда открыт. Алтарь католического храма отделяется от нефа низкой перегородкой. Поэтому внутреннее его пространство более открыто и зрительно воспринимается значительно бо,льшим, чем пространство православного храма при равных внешних размерах.
В западной алтарной части стоят два надгробия: архиепископа Филиппу графу фон Хеннебергу (1487 год) и папы Клеменса II (1047 год) – единственная папская могила севернее Альп.
В больших католических храмах обязательно есть кафедра, с которой священник произносит проповедь. Если в храме постоянно ведет службу епископ, храм называется кафедральным собором.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Кафедра епископа и трубы органа на северной стене главного нефа.
Для обхода хоров устроены специальные проходы – деамбулатории.
В поздних романских церквях, каким является Бамбергский собор, применялись разработанные зодчими системы сводчатых перекрытий, цилиндрических и крестовых сводов. Такие своды, опирающиеся на нервюры, мы и видим в Соборе.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Своды собора. Яркие лучи солнца проникают сквозь окна верхней части стен и освещают внутреннее пространство главного нефа. На потолке, спрятанные за нервюрами, видны хулиганские физиономии.
На своде среднего нефа, ближе к западным хорам, хорошо заметны две разрисованные хулиганские физиономии. Говорят, кто-то из епископов, наняв художников для ремонта росписей, поскупился и не полностью выплатил им оговоренное жалованье. Обозленные художники намалевали две рожи с высунутыми языками и тут же сломали строительные леса. При этом художники уважительно отнеслись к верующим, не задели их чувств: они спрятали свои каракули за выступающие нервюры, их не видно верующим со стороны наоса. Зато епископ, находясь в алтарной части, прекрасно видел эти дразнящие высунутые языки. Как они сохранились, почему не стерты до сих пор? Вопрос.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. «Месть» обиженного художника.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. «Месть» обиженного художника.
Под хорами, ниже уровня пола храма устроена крипта («тайное место») – склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм, или иных достойных личностей. В крипте Бамбергского собора размещены саркофаги первого епископа Бамберга и короля Конрада III, умершего в городе в 1152 году после возвращения из очередного крестового похода.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Мемориал Св. Генриха и Св. Кунигунды. «Bittet für uns!» (Молитесь за нас).
Здесь же устроен мемориал Святой Императорской пары – Генриха II и Кунигунды. На невысокой мраморной колонне стоят, накрытые стеклом, их короны. Надпись на колонне гласит: «Heiliger Heinrich, Heilige Kunigunde. Bittet für uns! – Святой Генрих, Святая Кунигунда. Молитесь за нас!»
В соседнем с собором доме соборного капитула размещены экспонаты епархиального музея.
В середине продольной стороны Собора, обращенной к Соборной площади, встроен княжеский портал, который служил для торжественного входа в Собор во время больших праздников. На скошенных, устремленных к воротам боках портала находятся символические барельефы, изображающие 12 фигур апостолов, стоящих на плечах пророков. Так Новый Завет стоит на прочном фундаменте Ветхого Завета, так все новое вырастает из старого. Над ними в тимпане изображен Страшный Суд.
Как и любой храм, собор всеми доступными средствами говорит о величии Бога, его непостижимости. Но будучи Императорским, он одновременно утверждает, что Император находится в небесных высях рядом с Богом, власть его божественна, дана Богом. Удел же прихожан, народа: находясь на полу нефа (от лат. navis – корабль), как на палубе ковчега, плывущего по бурному морю жизни, истово молиться Богу и уповать на Божий промысел, твердость рук и умение ведущего ковчег Божьего Помазанника.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Западные хоры, посвященные Св. Петру. Прихожане, сидя на скамьях лицом в сторону алтаря, внимательно слушают проповедь, не отвлекаясь на плотские неудобства.
А чтобы народу было удобнее, в наосе установлены скамьи. Это небольшая уступка плоти, так как трудно полностью отдаваться молитве в процессе длительного богослужения, не отвлекаясь при этом на чисто физические неудобства. Так установлено несколько столетий назад, а ранее, в средние века прихожане стояли, как и в православных храмах. Однако, несмотря на скамьи, в ряде моментов богослужения католики молятся стоя или на коленях. Для удобства коленопреклонённого моления на скамьях устроены ступени.
Надо отметить, что наличие скамей в храме очень удобно для туристов, гуляющих по городам Европы. Всегда можно зайти и отдохнуть, посидеть в тишине, любуясь прекрасным интерьером храма, если повезет, послушать звуки органа, уводящие куда-то в небесные выси, далеко от суеты и шума городских улиц. Не возбраняется и помолиться, неважно, что храм католический. И только когда проходит служба – не надо мешать, если уж зашел в храм, постой в уголочке тихо, помолчи, послушай.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Вид Собора и Резиденции со стороны Михаэльсберга.
Как доехать до Императорского Кафедрального Собора Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Карта дорог в Бамберг.
На автомашине:
Автомагистрали А70, А73 пересекаются в пригороде Бамберга, образуя «Бамбергский крест».
По железной дороге:
Бамберг – крупный железнодорожный узел. Здесь останавливаются скоростные поезда ICE и IC направления Мюнхен – Берлин, а также многочисленные поезда местных линий, курсирующие по направлениям в Мюнхен, Франкфурт, Нюрнберг, Вюрцбург.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Карта Бамберга.
Императорский кафедральный Собор обозначен на карте города цифрой 9.
Время работы Императорского Кафедрального Соборы Бамберга
Собор открыт ежедневно с 8.00 часов до 17.00 часов. Осмотр Собора возможен только когда нет богослужений.
Епархиальный музей открыт: вторник – воскресенье с 10.00 часов до 17.00 часов.
24, 25 и 31 декабря, в масленичный вторник, в страстную пятницу – закрыто.