собор троицы живоначальной в аносином борисоглебском монастыре
Собор троицы живоначальной в аносином борисоглебском монастыре
14 октября в Аносином Борисоглебском монастыре встретили праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Видео поздравление
Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских в Аносиной пустыни.
11 октября 2021 года, в день памяти родителей преподобного Сергия Радонежского, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре сугубо отметили день Ангела настоятельницы обители игумении Марии(Солодовниковой).
Память преставления преподобного Сергия Радонежского в Аносиной пустыни.
8 окятбря 2021 года, в день памяти преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре сугубо отметили память этого великого угодника Божия.
игумения Мария (Солодовникова)
иеромонах Адриан (Чаликов)
протоиерей Владислав Сысолятин
иерей Георгий Кириндас
143581, Московская область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37
По вопросам посещения монастыря и треб (Крещение, отпевание, заказ Псалтири и сорокоустов) звонить по указанному ниже телефону
8 909 905-06-54 звонить с 8.30 до 18.00
Этот адрес предназначен исключительно для вопросов и предложений, связанных с работой сайта. На письма иного характера редакция отвечать не будет.
Наша страничка в фейсбуке:
Наша страничка в вконтакте:
Также можно сделать перевод на карту Сбербанка
4276 4000 8704 5812
получатель Наталья Владимировна Б.
Также можно оформить платеж на нашем сайте по ссылке
Размер пожертвования за 1 имя :
сорокоуст (40 литургий) — 200 р
Литургия (1 год) — 700 р
Неусыпаемая Псалтирь:
Банковские реквизиты:
Религиозная организация
«Борисоглебский Аносин ставропигиальный
женский монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ПАО «Сбербанк»
ИНН: 5017026197
КПП: 501701001
Р/сч: 40703810240440100245
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКПО: 33049636
ОКОНХ: 98700
! укажите название требы и перечислите имена!
Борисоглебский Аносин монастырь
Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница.
С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова.
Содержание
История [ править ]
В 1821 году при церкви в подмосковном сельце Аносино была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем, 1823 году, в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым). Княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией.
После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне.
В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий II благословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря.
Современное состояние [ править ]
Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников.
игумения Мария (Солодовникова)
иеромонах Адриан (Чаликов)
протоиерей Владислав Сысолятин
иерей Георгий Кириндас
Храмы [ править ]
Вдоль южной ограды Аносина Борисоглебского монастыря протянулся так называемый больничный корпус с церковью св. великомуч. Анастасии Узорешительницы. Эта церковь – воплощение горячей материнской молитвы о счастье своей дочери. Храм был заложен 6 мая 1828 года, 1 сентября 1829 года – освящен в честь ангела дочери иг. Евгении (Мещерской), Анастасии Борисовны Озеровой. В больничном здании находилась больница на шесть кроватей, келлии игумении, некоторых монахинь и послушниц. Исключительное удобство для больных и немощных сестер представляло то, что корпус был соединен с храмом крытым переходом, так что они получили возможность присутствовать за богослужением, не выходя из помещения. Церковь свт. Димитрия Ростовского При входе в Аносинскую обитель по левую руку от Святых врат встречает богомольцев нарядная церковь святителя Димитрия Ростовского, выстроенная в стиле «ампир». Эта небольшая церковка не только радует глаз соразмерными пропорциями и нарядным убранством, но и согревает боголюбивую душу благочестивыми воспоминаниями.
Соборный храм Святой Живоначальной Троицы (по имени северного придела – Борисоглебский собор) – древнейшее по времени сооружения здание в архитектурном ансамбле Аносина Борисоглебского монастыря. Он был построен тщанием княгини Авдотьи Николаевны Мещерской (впоследствии – игумения Евгения) изначально как приходской храм. В октябре 1809 года Авдотья Николаевна обратилась с прошением к митрополиту Платону (Левшину) о разрешении построить за свой счет церковь в Аносине с условием, что она обеспечит содержание священника и причта. Разрешение последовало незамедлительно, и уже в мае 1810 года был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе).
Святыни [ править ]
Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.
Престольные праздники [ править ]
Ежегодно 1 октября, в день открытия обители и на все престольные праздники обители совершается крестный ход с молебном.
Святыни монастыря
В обители находилась чудотворная икона Успения Богоматери, обретенная на девятом году настоятельства игумении Евгении (Озеровой) и прославившаяся в 1864 году исцелением московского купца Симеона Пыхова. Он заболел так сильно, что не мог лежать, спал на локтях и едва передвигался; доктора, к которым обращался больной, были бессильны. По совету друга, слышавшего о чудотворной иконе в Аносином монастыре, Пыхов поехал в обитель в сопровождении жены и брата. Усердно помолившись Пресвятой Богородице и благоговейно облобызав Ее образ, он тотчас получил исцеление.
Другая святыня обители – Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, с которой монахини совершали крестный ход вдоль наружной стены монастыря с пением стихир «Высшую небес. » и других; икону несли в руках на полотенце. В летнее время этот чтимый образ находился в киоте, закрывая левый клирос в главном Троицком приделе; зимой стоял на особом столике за левым клиросом в Успенском приделе.
К сожалению, эти чудотворные образа были утрачены в годы лихолетья. Но сестры неизменно совершают крестный ход вокруг обители со списком Тихвинской иконы Божией Матери. Старинный список с Тихвинской иконы, находившийся в Аносином монастыре до закрытия обители, вернулся в монастырь в 1995 году и ныне является чтимым образом.
Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, свт. Димитрия Ростовского, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), киево-печерских подвижников, оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары мч. Вонифатия и других святых.
Сестры благоговейно чтят память первоначальницы игумении Евгении (Мещерской), ее внучки игумении Евгении (Озеровой), строгой подвижницы и пламенной молитвенницы игумении Иоанны (Макаровой), стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой, и исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой). Место захоронения двух игумений Евгений (первоначальницы и ее внучки) было обретено у стен Троицкого храма. Сюда же в 2001 году были перенесены честные останки схиигумении Евгении (Таишевой), завершившей свой земной путь в изгнании, вдали от родной обители. Насельницы часто приходят на дорогие могилки, испрашивая помощи в несении благодатного, но нелегкого монашеского креста.
Ежегодно 1 октября (память преподобного Евмения, епископа Гортинского), в день открытия обители, совершается крестный ход с молебном. Крестные хода совершаются также во все престольные праздники: на день Святой Троицы (Пятидесятница), в дни памяти святых. благоверных князей Бориса и Глеба – 15 мая и 6 августа, и святителя Димитрия Ростовского..
Аносин Борисоглебский монастырь
Борисоглебский Аносин монастырь — обитель, сохранившаяся ещё с дореволюционных времён. С 1927 г. она была закрыта, возврат территории церкви был выполнен только в 1992 г. Как монастырь она заработала 29 декабря 1999 г.
Сейчас в монастыре постоянно находятся 25 монахинь и работают почти 60 сотрудников. Они возрождают старые традиции иноческой жизни, усердно работают и совершают благие дела, прославляя Бога.
Расписание богослужений Аносина Борисоглебского монастыря
Монахини обители читают Неусыпаемую Псалтирь круглые сутки. Они поминают об успокоении и здравии православных христиан. По будням насельницы монастыря начинают молиться в 6 утра. Также в Троицком соборе проходят богослужения для прихожан:
В период Великого поста службы проходят в 7:00 и в 17:00. В среду и пятницу проводится Литургия Преждеосвященных Даров.
Исповедь проводится после вечерней службы. Утром попасть на неё могут только немощные и прихожане с маленькими детьми. Молитва во время богослужения перед Причастием обязательна.
Если место проведения службы меняется, прихожане информируются об этом объявлением на специальной доске у храма.
Престольные праздники в монастыре сопровождаются крестным ходом. Основные события приходятся на 15 мая, 18 и 28 августа, 4 октября, 10 ноября и 50-й день после Пасхи. Крестный ход также проводится 1 октября в день открытия монастыря.
Сестры ежедневно несут послушания: ухаживают за животными, выращивают огородные культуры, делают из молока коров творог, сыры, сметану и другие продукты, а пекут знаменитый аносинский хлеб.
Где находится
Борисоглебский монастырь располагается в деревне Аносино, что в северо-западной части Московской области. Эту монашескую общину называют Оптиной пустынью. Она находится в Истринском районе Московской области. Ближе всего к ней город Дедовск — всего 7 км.
Оптина пустынь — действующий ставропигиальный монастырь. Он подчиняется не местной епархии, а непосредственно патриарху. Это самый высокий статус монастыря.
История монастыря Аносиного монастыря
В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.
При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.
В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.
Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.
До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.
Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.
С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».
До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.
В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.
Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах
Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.
Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.
Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.
Постройки на территории
Во времена управления игуменьи Евгении были возведены основные постройки на территории монастыря. Это ограда со святыми воротами, часовня святого Дмитрия Ростовского, каменные кельи для монахинь, церковь Анастасии Узорешительницы, больничный корпус, амбар для хлеба, корпус мастерской, трапезная. Для обеспечения жительниц питанием на территории были организованы 2 пруда с рыбой и сад.
К концу XIX в. в монастыре произошла реконструкция действующих зданий и постройка новых. Её инициировала внучка основательницы, которая при постриге также стала Евгенией. Сюда приезжало много гостей из Московской епархии, поэтому им было возведено отдельное здание. Также восстановлена звонница и возвращены на место колокола. Храм Живоначальной Троицы, часовня Дмитрия Ростовского и храм святой Анастасии Узорешительницы были отреставрированы. Их заново освятили в ноябре 2013 г. Помимо культурных строений, на территории есть административные и жилые здания, хозяйственные постройки.
Как добраться
Точный адрес монастыря — Московская область, Истринский район, деревня Аносино, ул. Троицкая, д. 37.
Добраться до Аносиного монастыря на общественном транспорте проще всего из Москвы. Нужно на Рижском вокзале сесть на электропоезд до станции Нахабино. Оттуда необходимо выехать на автобусе № 22 и выйти на остановке «Аносино».
На автобусе можно доехать и из Москвы. Для этого нужно от станции метро «Щукинская» нужно добраться на автобусе № 480 до остановки «Павловская слобода». Оттуда до Аносино ходит автобус № 22.
До Борисоглебского Аносинского монастыря можно добраться на машине. Для этого нужно ехать по Новорижскому шоссе и повернуть на Павловскую Слободу. В направлении Аносино двигаться ещё 12 км.
Видео об Аносином Борисоглебском монастыре
Аносин монастырь: обитель княгини и тетки поэта
В селе Аносино Истринского района находится Борисоглебский женский монастырь. Эту обитель основала в 1823 году княгиня Евдокия Николаевна Мещерская – родная тетка поэта Ф. И. Тютчева. После смерти мужа Бориса Ивановича Мещерского княгиня приняла монашество с именем Евгения и стала первой игуменьей обители в Аносино. Святыми покровителями монастыря считаются благоверные князья Борис и Глеб, святитель Дмитрий Ростовский. В Аносино также почитают Тихвинскую икону Божией Матери.
Церковь в память о супруге
На 23-м году жизни Евдокия Николаевна Тютчева вышла замуж за князя Бориса Ивановича Мещерского. Спустя два месяца после свадьбы супруг скончался, простудившись во время охоты. Вдова князя решила не выходить больше замуж и посвятила себя воспитанию дочери, которая родилась у нее уже после смерти мужа.
Княгиня дала обет увековечить память супруга. «Со времени кончины князя Бориса Ивановича я имела на душе обет устроить в память ему и в поминовение о его душе что-либо полезное для ближнего» – писала вдова Мещерская в дневнике. В 1799 году княгиня купила имение Аносино в Звенигородском уезде, а спустя несколько лет стала строить здесь Троицкую церковь в память о супруге. Сначала это был приходской храм. Ближайшая к Аносино церковь стояла в шести верстах в Павловской Слободе.
Храм в Аносино возвели незадолго до войны 1812 года. В Троицкой церкви княгиня устроила два придела: в честь святых князей Бориса и Глеба и Тихвинской иконы Божией Матери. Во время нашествия армии Наполеона княгиня бежала с дочерью в Моршанск. «Французские мародеры поломали резьбу на иконостасах, все утащили, что было железного или медного в церкви, книги, лампады… чего не могли унести, побили, поломали» – писал биограф Евдокии Мещерской. В 1813 году княгиня вернулась в Аносино и занялась восстановлением усадьбы и церкви.
Женский монастырь и княгиня-игуменья
Церковь в память о супруге в Аносино была построена, но заветным желанием вдовы князя Бориса Мещерского было основание монастыря. Выдав дочь Анастасию замуж, Евдокия Мещерская в 1820 году основала при церкви общежитие. Это был еще не монастырь, а богадельня, в которой жили 12 женщин. Спустя три года женское общежитие получило статус монастыря, а сама княгиня Мещерская постриглась в монашество с новым именем Евгения. По решению иерархов, основательница монастыря у реки Истры стала первой игуменьей.
После учреждения монастыря в Аносино княгиня-игуменья построила еще две небольшие церкви. Это был храм святителя Дмитрия Ростовского и церковь при монастырской больнице великомученицы Анастасии Узорешительницы. Монастырские постройки относятся к стилю ампир. Он распространился в русской архитектуре после победного завершения войны с Наполеоном. Троицкая церковь имеет некоторые черты стиля барокко. Например, купол главного Троицкого храма украшают люкарны. Это окошки, выступающие вперед из купола. Подобный вид купола с люкарнами можно увидеть также у Никольского храма в Заяицком в Москве.
Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба.
Покровители и святыни Аносина монастыря
Второе название монастыря – Борисоглебский. Оно указывает, что обитель строилась в память о князе Борисе Мещерском. Страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, вошедшие в церковные святцы после принятия христианства на Руси. Они были сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца старший брат Святополк, прозванный в народе Окаянным, послал к Борису и Глебу слуг для расправы над соперниками. Братья знали о предательстве Святополка, но не стали сопротивляться, чтобы избежать междоусобицы.
Почитание Бориса и Глеба как святых началось на Руси почти сразу после их трагической кончины. Несколько столетий русские правители, братья и родственники, называвшие себя христианами, вели жестокие междоусобные войны. Эти войны опустошали города и села, и сделали русские земли уязвимыми для кочевников. Можно понять, почему образ святых князей, отказавшихся от
Святитель Дмитрий Ростовский – это еще один почитаемый в монастыре святой. Автор жизнеописания игуменьи Евгении Мещерской писал в 1876 году: «Не у французских мыслителей XVIII века, сочинения которых читала с таким увлечением в молодости, заимствовала она силу и мужество…Святитель Дмитрий Ростовский был тот духовный писатель, которого сочинения особенно благотворно подействовали на ее дух». Княгиня называла святого своим целителем и приписывала ему свое обращение «от безумного мудрования» к христианской вере.
Будущий святитель родился недалеко от Киева в семье сотника Саввы Туптало в 1651 году. Дмитрий учился в Киево-Братской коллегии, стал монахом и прославился проповедями. В 1701 году он переехал в Москву, а чуть позже Петр I назначил его митрополитом Ростовским. Святитель Дмитрий известен составлением «Четьи-Минеи» – собрания житий православных святых. Это и сегодня популярная книга о жизни древних святых.
Основательница монастыря игуменья Евгения Мещерская чтила Тихвинскую икону Божией Матери. Она писала в дневнике: «положу освящение храма во имя Тихвинской Божией Матери в память чудесного избавления меня с дочерью и другом моим Елисаветою Алексеевною Ельчаниновой от потопления в Ладожском канале в проезд наш из Петербурга к Тихвину в 1798 году». На сайте обители говорится, что в 1995 году одна женщина из Москвы вернула в монастырь список Тихвинской иконы, который хранился в обители до закрытия. В 2013 году в монастырь был передан еще один старинный список Тихвинской иконы, созданный в конце XVIII века.
История княгини Мещерской – это не единственная история знатной вдовы, которая после смерти супруга приняла монашество, а затем создала или возглавила женскую обитель. Основательница знаменитого Дивеевского монастыря схимонахиня Александра до монашества была женой владимирского помещика и генерала Мельгунова. Он скончался вскоре после свадьбы. Первой настоятельницей Казанской обители в Шамордино была София Михайловна Болотова – представительница старинного дворянского рода. София вышла замуж, но супруг тоже скончался всего через год после венчания. Расцвет Введенского Владычного монастыря в Серпухове в XIX веке связан с игуменьей Митрофанией – в миру баронессой Прасковьей Григорьевной Розен. Она была дочерью генерала и родственницей княжеских фамилий Вяземских, Трубецких и Зуевых. Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства супруга великого князя Сергея Александровича Романова посвятила жизнь благотворительности и основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве.
Аносино – одно из двух мест в Подмосковье, связанных с семьей поэта Федора Ивановича Тютчева. В усадьбе Мураново в Пушкинском районе жили сын и вторая жена поэта. Игуменья Евгения Мещерская была родной теткой Федора Ивановича, однако нет свидетельств, что поэт посещал монастырь в Аносино. Известен еще один случай родства литературного гения и монахини. Сестра Льва Николаевича Толстого во второй половине жизни поступила в уже упоминавшийся Шамординский монастырь в Калужской области. В отличие от Тютчева, точно известно о том, что писатель несколько раз посещал сестру-монахиню в Шамордино. Именно к ней он поехал после своего ухода из дома в 1910 году перед смертью.