собор святых жен в земле российской просиявших
СВЯТЫЕ ЖЕНЫ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИЕ
Священное Писание повествует, что согласно намерению Божию, женщина была сотворена равной мужчине в качестве «помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18).
Когда Творец создал из ребра Адама женщину и привел ее к первому человеку, то «сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек (в русском переводе с еврейского «и оставит муж») отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 23-24). Так появилась первая чета, первая «семья», первое человеческое сообщество. Адам признал жену как неотъемлемую часть своего существа. Из слов Библии следует, что муж и жена представляют собой единство в браке и что жена должна подчиняться мужу, как помощница, созданная для него. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными и пресмыкающимися» (Быт. 1, 28).
Блаженная жизнь первой человеческой четы в раю была прервана событием, которое мы называем теперь «грехопадением прародителей». По внушению диавола в жизнь человека вошел грех, и совершилось это печальное событие через первозданную жену: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 1–6).
Грех совершен, но вместо того, чтобы тотчас призвать к покаянию себя и жену, Адам, призванный к возделыванию райского сада и владению всем творением (Быт. 1, 28) «скрылся… от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3, 8) и на призыв Отца Небесного ответил: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся… Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты сделала? Жена сказала: змей обольстил меня и я ела» (Быт. 3, 10–13). Славянское слово «лесть» означает «обман». И Всемилостивый Господь, видящий сокровенные мысли и чувства, дает Божественное определение судьбы прародителей после грехопадения, учитывающее вину каждого: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 16–19).
Однако есть очень важная особенность Божественного определения, касающаяся жены. Обращаясь к искусителю, Господь сказал: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Эти слова стали пророчеством о том, что от семени жены родится Спаситель мира, Который победит диавола. Адам же, добывая в поте лица своего хлеб насущный, для себя и для жены, должен был возвратиться в землю: «яко земля еси и землю отидеши» (Быт. 3, 19). Смиренно принимая это определение Божие, Адам называет имя своей спутнице: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (Жизнь), ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20).
Древнееврейское имя «Хавва» (в славянском произношении «Ева»), в переводе на греческий «Зоя», и на латинский «Вита», означает «Жизнь». Эти слова стали вторым Божественным определением предназначения первозданной жены.
Первая Ева – праматерь человечества и продолжает жить в своем потомстве. Памятуя Божественное обетование о «семени жены» ветхозаветные праведницы – жены, матери, вдовицы, девы-невесты должны были через многие столетия сохранить, пронести и исполнить это обетование до рубежа Ветхого и Нового Заветов. Человек не был потерян для Бога из-за грехопадения, он был предназначен через искупление от власти греха и смерти к конечному восстановлению своей Божественной природы, к совершенному полному «обожению», которое и является истинной целью каждого человека.
Ветхозаветный закон предписывал жене беспрекословное повиновение своему мужу (Быт. 3, 16), но и муж не освобождался от повиновения жене: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» (Быт. 21, 12),– говорит Господь Аврааму. Этими словами на вечные времена устанавливается взаимное послушание и доверие между мужчиной и женщиной, между мужем и женой. Последующие библейские рассказы из жизни патриархов и пророков Ветхого Завета еще глубже раскрывают эти Божественные установления.
Ветхозаветные праведницы: праматери Спасителя, жены-пророчицы, упомянутые в Священном Писании, и многие, чьи имена нам неведомы, пронесли обетование Отца Небесного о спасении, побеждая своей верою царство греха и смерти. Во многих образах Библии женские судьбы раскрываются как выражение путей души и как ступени, возводящие человека к Богу. Это особенно отмечал святой апостол Павел, говорящий, что Сарра и Агарь – не только конкретные исторические личности, но символы двух заветов: «один от горы Синайской, рождающей рабство, который есть Агарь» (Гал. 4, 24), и второй (Сарра) – «вышний Иерусалим» (Гал. 4, 26), который рождает свободу.
Так восходящий ряд женских образов Ветхого Завета отмечает путь человечества ко спасению. Путь, пройденный праведными женами Ветхого Завета – это явленная всему человечеству духовная лествица, вершиной которой стала Новая Ева – Пресвятая Дева Мария, Царица Небесная, Предстательница и Заступница человеческого рода перед Престолом Вседержителя. В день Сретения Господня в Иерусалимском храме, последнем ветхозаветном храме Истинного Бога, через последних ветхозаветных старцев – праведного Симеона и пророчицу Анну совершилась встреча Ветхого и Нового Заветов. Перед алтарем храма в тот день стояли основоположники Нового Завета: Матерь Божия с Богомладенцем на руках – родоначальником Завета Вечного. Пресвятая Богородица стала прямой наследницей матери всех живущих – первозданной Евы. «Дева (Ева) изгнала нас из рая, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь – чем осуждены, тем и увенчаны».
С приходом Новой Евы началась и новая жизнь, изменилось и отношение к женщине. Мы видим, что к последним дням земной жизни Спасителя Ему сопутствует небольшая женская община, члены которой «служили Ему имением своим» (Лк. 8, 2), то есть снабжали всем необходимым во время Его путешествий. Это они неотступно пребудут со Своим Учителем и Господом на всем Его крестном пути до самой Голгофы.
«Она доброе дело сделала для Меня… Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14, 6, 8–9). Такими словами Сам Господь оценил служение женщины в доме Симона. Простой самарянке Господь открыл высочайшие истины о духовной, благодатной жизни, о служении Богу в духе и истине и о Своем мессианском достоинстве.
Первые последовательницы Христа имели чистое сердце, сострадание, целомудрие, несли близким и всем окружающим людям удивительную сострадательную любовь. Именно женщины более всего способствовали распространению христианства в греко-римском мире. Фанатичный враг христианства Цельс даже называл христианство «религией женщин».
Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское сердце. Женщины меньше рассуждают и больше чувствуют и познают сердцем. Поэтому не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Сам Христос повелел: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф. 28, 10). В этих словах на все времена даровано женщинам новое назначение: благовествовать Воскресшего Господа. По пути, проложенному святыми женами-благовестницами апостольского времени, пошло множество христианок. История Церкви Христовой подарила нам святых равноапостольных Марию Магдалину, Апфию, Феклу, Елену, Нину, Людмилу, Ольгу.
Их подвиг любви вдохновил многих женщин и положил начало их служению Святой Церкви. Уже в Древней Церкви женщины-христианки заботились о воспитании детей, о сиротах, о больных. Их подвиги благочестия, забота о страждущих людях, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Так, один из учителей святителя Иоанна Златоуста, знаменитый ритор, воскликнул в порыве восхищения: «какие женщины у христиан!»
Святой апостол Петр в своем Послании нарисовал идеал женщины-христианки: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, –4).
Женщины в Церкви и в общественной жизни являли образцы верности, любви, сострадания, повседневной заботы о ближних и дальних. Многих спасали они своим молчаливым, заботливым любящим присутствием, сердечным теплом.
За двадцать столетий своего существования на земле Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, отдавших жизнь служению Богу и ближним. Немало их было и на Русской земле. Вся история Русской Православной Церкви со времен ее основания раскрывает исключительную благодатную роль, которую имели в ее судьбе святые женщины. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. Благоговейное почитание Божией Матери, обилие посвященных Ей храмов и монастырей, огромное число чудотворных Ее икон оказали решающее влияние на русскую православную духовность. Христианки на Руси особо почитали святых жен Вселенской Церкви: великомучениц Варвару, Екатерину, Параскеву, Веру, Надежду, Любовь и Софию. Как идеал женской святости, они навсегда вошли в народную память.
Жизнь очень немногих русских праведниц запечатлена была в житийных сказаниях и летописях, тем более драгоценны для нас исторические свидетельства о них. В дореволюционный период Российской истории были общецерковно прославлены 13 святых жен:
1. Святая равноапостольная Великая княгиня Ольга († 969 г., память 11/24 июля) – Х век.
2. Преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Новгородская († 1051 г., память 10/23 февраля) – XI век.
3. Преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Полоцкая † 1173 г., память 23 мая/5 июня) – XII век.
4. Святая благоверная княгиня (преподобная) Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская († 1228 г., память 25 июня/8 июля) – XIII век.
5. Преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Суздальская († 1250 г., память 25 сентября/8 октября) – XIII век.
6. Преподобная (святая благоверная княжна) Харитина Литовская († 1281 г., память 5/18 октября) – XIII век.
7. Преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Кашинская († 1337 г., память 2/15 октября и 12/25 июня) – XIV век.
8. Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская († 1406 г., память 21 декабря/13 января) – XV век.
9. Преподобная (святая благоверная княгиня) Евфросиния Московская († 1407 г., память 7/20 июля и 17/30 мая) – XV век.
10. Святая праведная Гликерия, дева Новгородская († 1522 г., память 13/26 мая) – XVI век.
11. Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская († 1550 г., память 6/19 июля) – XVI век.
12. Святая праведная Иулиания Лазаревская Муромская († 1604 г., память 2/15 января) – XVII век.
13. Святая праведная София, княгиня Слуцкая († 1612 г., память 19 марта/1 апреля) – XVII век.
Кончина последней из них – святой праведной Софии княгини Слуцкой – приходится на 1612 год, то есть рубеж, отделяющий времена Древней Руси от рождения из ее недр новой общности – Российского государства. И вряд ли случайно, что после этого более трехсот лет не было канонизаций святых жен. Само их число говорит о многом: ведь Христос и Его 12 апостолов составляют вместе число 13. Недаром темные так боятся этого числа, пытаясь убедить людей в том, что 13 – несчастливое число.
Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий возложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф. 5, 15). Среди них – семь святых инокинь.
На соборах Русской Православной Церкви 1988 и 1992 годов были прославлены: святая блаженная Ксения Петербургская († начало XIX века, память 24 января/6 февраля), преподобная Мария – мать преп. Сергия Радонежского († 1337 г., память 28 сентября/11 октября), святая преподобномученница Великая княгиня Елисавета († 1918 г., память 5/18 июля), святая преподобномученница Варвара († 1918 г., память 5/18 июля).
Святые и праведные жены как в Древней Руси, так и в послепетровской России создавали ту среду благочестия и чистоты, особую семейную обстановку, которые взрастили многих подвижников Русской Церкви. Образы таких святых матерей проходят через всю нашу церковную историю. Во многих житиях святых упоминаются благочестивые родители, воспитавшие великих подвижников и старцев.
Малое число прославленных святых жен Древней Руси не умаляет их подвига – они стали достойными «помощницами» своих святых братьев, отцов, мужей, сыновей. Через их подвиг на примере бытия великого народа раскрывается духовная лествица, устроенная Благодатью Божией и любовью Божией Матери. Мы должны помнить, что они – лишь малая часть святых жен и дев, утаенных от мира и совершивших свой подвиг в полной безвестности, подражая Пресвятой Богородице. Их завет был воспринят и исполнен: бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял на Русской земле.
Но вот пришел ХХ век – и наш народ явил миру великий Собор новомучеников и исповедников Российских. И среди них – многие тысячи святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. К сожалению, у нас нет возможности дать полный список святых жен и дев, прославленных на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Поэтому обратимся к ним и ко всем их святым сестрам, знаемым нами и незнаемым, словами молитвы: «Вся святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!».
Святые жены Руси
С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Сегодня православные женщины несут многие служения в Церкви и обществе, — это социальное служение, культурная деятельность, поддержка монастырей и приходов, и самое главное — семья, поддержание вечных ценностей, без которых семья не может жить». Он подчеркнул, что «есть еще одно служение, которое еще по советской привычке стоит на последнем месте — это служение передачи мыслей и опыта, служение обмена идей».
«Информационное пространство, в котором мы живем, бросает нам серьезный вызов, в котором вещи более чем второстепенные становятся главными. Иногда вещи совершенно разрушительные являются в этом пространстве чуть ли не смыслом человеческой жизни и чем-то достойным и почетным. В этих условиях очень важно доносить наш опыт и наши идеи через все средства информационной деятельности нашим современникам и современницам. Именно поэтому нужно как можно активнее присутствовать в публичном пространстве, в Интернете, СМИ, предлагать свои материалы, свои мысли, рассказывать о том, что делается, рассказывать об опыте Успеха (с большой буквы), связанного с доброделом, связанного с нашей христианской жизнью». Отец Всеволод призвал к еще большей активности в этом делании, потому что «активность сегодня требуется гораздо более серьезная, чем то, с чем сегодня мы сталкиваемся».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса, член Союза писателей России выступил с докладом «У нас есть примеры для подражания». Вначале он сказал о такой удивительной добродетели, как целомудрие: «Это и цельность, и мудрость, и вера, и верность, и любовь, и мужество».
«Самый надежный способ не встретить любовь — это быть доступной. Вовсе не внешняя привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность. Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины. Тогда он сможет защитить не только свой дом и свою семью, но и свою Родину именно потому, что ему есть кого любить и что защищать».
Как пример горячей любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.
Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы — это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет — я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.
Очень интересное выступление было у инокини Ольги (Гобзевой), Председателя Координационного совета женских благотворительных организаций при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и председателя совета Православного Марфо—Мариинского сестричества. Его тема — «Святая равноапостольная княгиня Ольга и святая преподобномученица Елизавета Федоровна».
Несмотря на то, что этих женщин разделяют десять веков, у них много общего: они обе высокого рода — обе княгини, царственных родов; обе приняли Православие, сделав непростой, но осознанный и глубинный выбор; обе овдовели. Обе святые отличались необыкновенной красотой и настоящим целомудрием.
Инокиня Ольга призвала слушателей стараться перенимать у святых то, что мы все можем воплотить в нашей жизни, например, то, как княгиня Ольга относилась к своему сыну — с терпением, кротостью, любовью. «Разве мы всегда так относимся к своим детям, когда они ведут себя не так, как мы хотим?» — обратилась монахиня к присутствующим. «Обычно мы такого не обнаруживаем», — призналась она.
Подвиги земной жизни Евдокии Московской — материнство, гражданское служение и монашество — стали темой выступления журналиста Любови Акелиной, председателя правления Благотворительного фонда святой Евфросинии (Евдокии) Московской. Святая считается покровительницей жен, матерей, семей. Закончено выступление было словами автора «Слова о житии…» князя Димитрия Донского, который писал о совместной жизни великокняжеской четы Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу».
Светлана Александровна Анисимова, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора в своем докладе рассказала о реформах святой равноапостольной княгини Ольги, которые стали основой русской государственности. Нина Максимовна Пугачева, руководитель Пензенского отделения Союза православных женщин, подготовила выступление на тему «Подвижница благочестия земли Пензенской — Мария Михайловна Киселева».
Ольга Владимировна Гаврилова, председатель Общества во имя святой равноапостольной княгини Ольги сделала доклад о Великой княжне Ольге Романовой «Святая царевна Ольга и традиции воспитания в семье царя-страстотерпца».
Нина Борисовна Жукова, сопредседатель Правления Союза православных женщин, в завершение конференции в выступлении «Проекты Международной общественной организации Союз православных женщин» рассказала про идеи по возрождению памяти святых жен Руси.
Святые жены святой Руси
Размещено 30 Июн, 2014
Женщины-христианки в Церкви и в общественной жизни всегда являли образцы верности, любви, сострадания, повседневной заботы о ближних и дальних. Многих спасали они своим молчаливым, заботливым любящим присутствием, сердечным теплом. За двадцать столетий своего существования на земле Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, отдавших жизнь служению Богу и ближним, к которым мы возносим свои молитвы, прося помощи, утешения, заступничества. К великому счастью, с самого начала существования христианства на Руси, немало святых жен просияло и в нашем Отечестве…
Путь женской святости
Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское… Женщины меньше рассуждают и больше чувствуют. Поэтому, не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Сам Христос повелел: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф. 28, 10). В этих словах на все времена даровано женщинам новое назначение: благовествовать Воскресшего Господа. По пути, проложенному святыми женами апостольских времен, пошло множество христианок. История Церкви Христовой подарила нам святых Фотину, Апфию, Феклу, Елену, Нину…
Их подвиг любви вдохновил многих женщин и положил начало их служению Богу и ближним. Уже в Древней Церкви женщины-христианки заботились о воспитании детей, о сиротах, о больных. Их благочестие, забота о страждущих, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Так, один из учителей святителя Иоанна Златоуста, знаменитый ритор Ливаний, воскликнул как-то в восторге: «Какие женщины у христиан!»
Сами же жены-христианки в своей душе свято хранили слова апостола: «…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 3-5).
Про женщину сказано, что ее первое предназначение — быть источником любви. При этом ее служение любовью не исчерпывается семьей, супружеством и материнством, но простирается на весь мир. Это чисто женское – желание всех накормить, одеть, обогреть, исцелить, — окутать всех и все своей любовью. Потому, задолго до того, как свет Христовой веры озарил наше Отечество, начала оживать в нем душа русской женщины. Свидетельство тому – святая княгиня Ольга. В последствии, вся история Русской Православной Церкви раскрывает исключительную благодатную роль, которую играли в ее судьбе святые жены. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа.
Начальница веры
По своему достоинству женщина ничем не ниже мужчины. Но, сравнивая число святых мужей с числом святых жен Руси, как, в прочем, и других христианских стран, мы видим значительное превосходство числа мужских имен. Почему? Об этом хорошо сказал русский философ Иван Ильин: «Она все может, но это ей ни к чему». Наверное, потому, подвиг женщин во все времена был не так ярок и заметен, как подвиг святых мужей: чаще всего он тих и неприметен. Это подчас не бросающийся в глаза, великий подвиг послушания мужу, воспитания детей в вере Христовой и хранения домашнего очага. И, как отметил церковный писатель Сергей Нилус, надо помнить, что в подвиге каждого святого незримо заключается и подвиг его матери, воспитавшей его. При этом, за долгую историю Церкви женщинам не раз приходилось спасать положение в тот момент, когда меркли и оказывались бесполезными мужская доблесть и сила. И тогда женская кротость, нежность и любящее сердце творили поистине чудеса!
Среди святых русских жен первая, безусловно, равноапостольная Великая княгиня Ольга. Интересно, что почитание ее началось ранее почитания крестителя Руси — святого равноапостольного Великого князя Владимира. Сам он перенес ее гробницу в Десятинную церковь, быть может, в чаянии ее скорейшей канонизации.
В 954 году с дипломатической миссией она отправилась в Царьград, где приняла Святое Крещение. Патриарх Константинопольский Феофилакт благословил новокрещенную крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, Его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
По возвращению из Византии Ольга стала нести христианское благочестие язычникам, воздвигать первые храмы. Именно она воспитала своего внука – равноапостольного Великого князя Владимира, который через 19 лет после ее смерти крестил Русь.
Образ христианской женственности
О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и способности ценить все самое прекрасное в мире веками слагались стихи, предания и легенды, им посвящали самые сокровенные свои строки поэты, писатели… Но, ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа.
Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен: это жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Димитрия Заозерского, Димитрия Донского, Михаила Тверского и многих других. Не случайно Писание говорит; «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч. 18, 23).
Так, жена святого благоверного князя Димитрия Донского преподобная благоверная княгиня Евфросиния Московская, счастливый союз которых был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем, соединила подвиг гражданского служения народу и родной земле с подвигом монашества.
Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, Митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю.
Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. Воспитав пятерых сыновей, Евдокия приняла постриг с именем Евфросия. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная мирно почила в 1407 года и была погребена в основанном ею Вознесенском монастыре.
Нужно сказать, что почти все канонизированные жены Древней Руси — княгини, и это не случайно. Именно на них с первых веков христианства в Русской земле промысел Божий низложил особый подвиг — явить своим сестрам образцы христианкой женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф. 5, 15). Это святая равноапостольная великая княгиня Ольга, преподобная Анна Новгородская, преподобная Евфросиния Полоцкая, благоверная княгиня Феврония Муромская, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Харитина Литовская, преподобная Анна Кашинская, святая благоверная княгиня-мученица Иулиания Вяземская и Новоторжская, преподобная святая благоверная княгиня Евфросиния Московская, святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская, святая праведная София, княгиня Слуцкая. Среди них — семь святых княгинь-инокинь.
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была дочерью князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в 1173 году в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину. Позднее ее мощи были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году — в Полоцк, в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
Ну и конечно, говоря о русских святых княгинях, нельзя не упомянуть святую благоверную Февронию Муромскую, чей союз со святым князем Петром считается образцом христианского брака, а сами они – молитвенными покровителями любви и верности.
Слава Богу за все!
«Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31:26). Но не только святые княгини подавали пример своим сестрам-христианкам в благочестии и любви к Богу и ближним.
Так, кроме благоверной княгини Февронии, Муромская земля прославилась и другой великой подвижницей Юлианей Лазаревской.
Праведная Юлиания была дочерью благочестивых и богатых дворян Недюревых. Юстин, отец ее, служил ключником при дворе царя Иоанна Грозного. В возрасте шести лет оставшись сиротой, она была взята на воспитание своими родственниками
Скромная богобоязненная девушка неукоснительно соблюдала пост и молилась, за что подвергалась насмешкам со стороны родни. Кроткая и безответная, она усердно занималась рукоделием, тогда как другие девушки находили удовольствие в пустых забавах и играх. Для нее утешением было присмотреть за больным бедняком, сшить рубашку для неимущего, приласкать сироту. Юлианию не учили грамоте — такое случалось с сиротами. Ее также не спешили выдавать замуж, хотя другие выходили на пятнадцатом году. Когда Юлиании исполнилось 16, Бог послал сироте богатого и благородного мужа, Юрия Осорьина, владельца села Лазаревское.
Случалось, что муж Юлиании подолгу отсутствовал на царской службе в Астрахани. Тогда она по ночам занималась рукоделием — то пряла, то шила — и вырученные за работу деньги раздавала бедным или относила в храм. Она делала это втайне даже от свекрови, хотя та любила ее.
В голодные времена, когда многие люди умирали от недостатка пищи, Юлиания удвоила свою тайную милостыню. Пищу, предназначенную ей, она раздавала нуждающимся, а сама, как и прежде, ничего не ела до вечера. За голодом последовал мор: люди запирались в домах, боясь заразы. Юлиания втайне от семьи ухаживала за больными и, если кто-нибудь умирал, сама омывала его и сама же хоронила.
После смерти мужа Юлиания раздала милостыню по церквам и монастырям. Ее щедрость порой доходила до того, что для себя не оставалось ни копейки.
При царе Борисе вновь наступили голодные времена. Юлиания просила детей и домашних не касаться чужой собственности. Сколько имела она скота и вещей, все распродала, чтобы купить хлеба, и кормила не только домашних, но и чужих. Наконец она дошла до крайней нищеты и, с упованием на Бога, переселилась в нижегородскую деревню Вочнево. Когда и туда пришел голод, Юлиания, созвав своих слуг, объяснила, что освобождает их — отпускает на волю, дабы сумели сами себя прокормить. Тем, что не захотели уйти, она велела собирать лебеду и древесную кору, чтобы печь их них хлеб, и этот хлеб получался необычайно вкусным. Юлиания не только кормила свою семью, но и угощала бедняков. Когда соседи спрашивали у нищих, посему они ходят к Юлиании, которая сама умирает с голоду, они отвечали: «Много сел обходили мы, но ни у кого не ели такого вкусного хлеба».
Никогда не роптала на судьбу Юлиания — и добро, и зло принимала смиренно, благодаря за все Господа.
Даже болезнь, что пришла в светлый день Рождества, не сломила ее. Все так же молилась Юлиания и не роптала. Почувствовав приближение смерти, она призвала своего духовника, исповедалась и причастилась, потом благословила детей и заповедовала им жить в страхе Божьем. «Еще с юности, — добавила она при этом, — я хотела облечься в иночество, но по грехам моим Бог не сподобил меня сей милости; слава Богу за все!» И мирно предала душу Господу.
Воплощение христианских идеалов правды
Но, кроме этого, крававый XX век даровал нашей Церкви целый сонм новомучеников, которые сегодня предстоят у Престола Всевышнего и молятся за наше Отечество. Среди них — множество святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. И пусть пока многие из них не явлены миру и не прославлены, но Господь-Всевидец знает и ведает о каждой из них, послужившей Ему при жизни и отдавшей эту жизнь за Него.
Как отдала, например, жизнь за Христа преподобномученица Пелагия. С четырнадцати лет почти три десятилетия она подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре, несла послушание портнихи и косца.
После революции монастырь стал существовать как трудовая артель. В конце лета 1919 года власти предложили послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована в первый раз и приговорена к трехлетнему заключению.
Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала восемь лет. В 1927 году началась кампания по ликвидации монастыря, повальные обыски и аресты по спискам ОГПУ.
Как и другие дивеевские сестры, которые находили пристанище у верующих людей, инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах: мать Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а мать Пелагия — при церкви села Воробьево Арзамасского района Нижегородской области. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались.
20 ноября 1937 года инокиню Пелагию вновь арестовали и обвинили в ведении «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера». Решением тройки НКВД от 14 декабря 1937 года она была приговорена к заключению в Карагандинском исправительно-трудовом лагере сроком на восемь лет. Из документов ее личного дела следует, что при потере трудоспособности на 85% мать Пелагия использовалась на общих работах.
Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, в характеристиках заключенной Пелагии Тестовой отмечается: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет»…
3 ноября 1944 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице…
Сегодня в соборе новомучеников и исповедников Российских более 80 святых жен: игумении, инокини, послушницы и мирянки, мученически пострадавшие за веру. И первые в этом списке — святые царственные мученицы императрица Александра и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в ночь на 17 июля 1918 года только за то, что являлись членами семьи последнего русского Царя.
«… Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Вся история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия — по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего…»
Таким образом, сонм святых жен Русской Православной Церкви включает ныне более 100 имен.
«Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия…», — убежден Предстоятель нашей Церкви.
Вси святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!