собор святых апостолов в константинополе

Церковь Двенадцати апостолов (Константинополь)

собор святых апостолов в константинополе. Смотреть фото собор святых апостолов в константинополе. Смотреть картинку собор святых апостолов в константинополе. Картинка про собор святых апостолов в константинополе. Фото собор святых апостолов в константинополе

Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι ) — великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с намерением поместить в ней мощи всех двенадцати апостолов. Закончена его сыном Констанцием II, который поставил в ней гроб с телом своего отца, тем самым положив начало традиции захоронения в храме императоров Восточной Римской империи.

Об облике первой церкви Апостолов известно из свидетельства Евсевия о том, что сей высокий храм был со всех сторон окружён притворами, его стены были из мрамора, а купол — позолочен. С окончанием строительства собора св. Софии первая церковь Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения. Чтобы исправить положение, император Юстиниан поручил Исидору Милетскому возвести на месте Константиновой базилики новый храм, призванный стать усыпальницей всего императорского семейства. Освящен он был 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении семисот лет.

С архитектурной точки зрения Юстинианова церковь Апостолов весьма необычна — это был пятиглавый храм и, по-видимому, прообраз всех многоглавых православных церквей, которые получили широкое распространение, в частности, в России. Василий Македонский затеял обновление храма, а при его внуке Константине Багрянородном поэт Константин Родосский составил описание этого храма в стихах. Среди сокровищ церковной ризницы были черепа апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания. Всё это было разграблено крестоносцами в 1204 году. Гроб Юстиниана подвергся осквернению, а из вскрытой гробницы Ираклия была похищена золотая корона с волосами царственного мученика.

После падения Латинской империи Михаил VIII воздвиг в храме статую своего покровителя, Архангела Михаила, однако восстановлением храма пришлось заниматься его сыну Андронику. Тем не менее скудеющая императорская казна была не в состоянии поддерживать грандиозный храм в должном состоянии, и к моменту взятия города турками в 1453 году он изрядно обветшал и был полузаброшен. Патриарх Геннадий Схоларий перенёс в церковь свв. Апостолов патриаршую кафедру, но в 1461 году Мехмед II велел снести храм и построить на его месте мечеть Фатих. Об облике церкви свв. Апостолов ныне можно судить по венецианской базилике св. Марка и собору в Перигё, которые отчасти воспроизводят её архитектурный образ.

Церкви и монастыри Константинополя
Св. Софии | Свв. Апостолов | Св. Ирины | Студийский монастырь | Монастырь Хора (Кахрие-джами) | Монастырь Паммакаристы (Фетие-джами) | Монастырь Пантократора (Зайрек-джами) | Монастырь Христа Пантепопта (Эски Эмарет-джами) | Монастырь Липса (мечеть Фенари-Иса) | Мирелейон (Будрум-джами) | Монастырь Панагии Одигитрии | Свв. Сергия и Вакха | Св. Андрея в Крисе | Св. Феодосии (Гюль-джами) | Богородицы Кириотиссы (мечеть Календерхане) | Мария Монгольская | Св. Феодора (Килисе-джами) | Иоанна Предтечи (мечеть Ахмат-паши) | Свв. Петра и Марка (мечеть Атик Мустафы-паши) | Св. Николая (Кефели-джами) | Св. Павла (Арап-джами) | Богородицы во Влахернах

Полезное

Смотреть что такое «Церковь Двенадцати апостолов (Константинополь)» в других словарях:

Церковь Святых Апостолов (Константинополь) — Об одноимённых храмах см. храм Двенадцати Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса 1162 г. Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι) великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с … Википедия

Храм Двенадцати Апостолов — Храм Двенадцати Апостолов церкви, освящённые в честь двенадцати учеников Иисуса Христа. Известные церкви Балаклава (Крым). Храм Двенадцати Апостолов. Великий Новгород. Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454 год). Капернаум… … Википедия

Церковь Ризоположения (в Московском Кремле) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Ризоположения. православный храм Церковь Ризоположения … Википедия

Собор Святой Софии (Константинополь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya … Википедия

Армянская апостольская церковь — У этого термина существуют и другие значения, см. Армянская церковь. Армянская апостольская церковь Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի … Википедия

Елена Равноапостольная — греч. Ἑλένη … Википедия

Елена Святая — Елена Равноапостольная Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт Петербург оригинальное имя греч … Википедия

Равноапостольная Елена — Елена Равноапостольная Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт Петербург оригинальное имя греч … Википедия

Источник

Православная энциклопедия (А-К)
АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца.

В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в.

собор святых апостолов в константинополе. Смотреть фото собор святых апостолов в константинополе. Смотреть картинку собор святых апостолов в константинополе. Картинка про собор святых апостолов в константинополе. Фото собор святых апостолов в константинополе

Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. Вульцингера

В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой тур. столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.

В наст. время при отсутствии к.-л. археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней визант. средневек. авторов, а также многочисленных паломников.

А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (кон. IV в.), Филосторгия (1-я пол. V в.) и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением имп. Константина.

собор святых апостолов в константинополе. Смотреть фото собор святых апостолов в константинополе. Смотреть картинку собор святых апостолов в константинополе. Картинка про собор святых апостолов в константинополе. Фото собор святых апостолов в константинополе

Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. Реконструкция А. Высоцкого и Ф. Шелова-Коведяева

В совр. науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется гл. обр. по Евсевию Кесарийскому, к-рый подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к к-рым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная имп. Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71). В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей имп. Константина, к-рые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и др. общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.

Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор).

От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул).

Ист.: Евсевий. Жизнь Константина. IV 58-60, 70-71; Greg. Nazianz. Poem. 16. 59-60; Philostorgius. HE. III 2; Прокопий Кесарийский. О постройках. I 4. 11-16 // он же. Война с готами. М., 1996. [Т. 2]. С. 159-160; Const. Porphyr. De cer. I 10. 4-5; 2. 6-7, 42; Constantinus Rhodius. Description des œuvres d’art et de l’Église des Saints Apôtres à Constantinople / Éd. E. Legrand // REG. T. 9. 1986. P. 36-65; Nicolaus Mesarites. Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople / Ed. G. Downey // Transactions of the American Philosophical Society. Phil., 1957. Vol. 47. P. 855-924.

Лит.: Беглери Г. Храм святых Апостолов и другие памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Од., 1896; Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche, zwei Basiliken Konstantins. Lpz., 1908. Bd. 2; Ebersolt J. Mission archéologique de Constantinople. P., 1921. P. 1-27; Janin R. Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 1964. P. 128-129; idem. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantine. Pt. 1: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. T. 3: Les églises et les monastères. P., 1953, 19692. P. 41-50; Downey G. The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople // DOP. 1951. Vol. 6; Grierson Ph. The Tombs and Obits of the Byzantine Emperors (337-1042) // Ibid. 1962. Vol. 16; Krautheimer R. Zu Konstantins Apostelkirche in Konstantinopel // Mullus: Festschrift Th. Klauser. Münster, 1964. (JAC. Suppl.; Bd. 1); idem. A Note on Justinian’s Church of the Holy Apostles in Constantinople // idem. Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y.; L., 1969; Краутхаймер Р. Три христианские столицы: топография и политика. СПб.; М., 2000. С. 62-64; Dagron G. Naissance d’une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974. P. 401-408 [Библиогр.]; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 405-411; Epstein A. The Rebuilding and Redecoration of the Holy Apostles in Constantinople: Reconsideration // GRBS. 1982. Vol. 23. P. 79-92; Mango C. Constantine’s Mausoleum and the Translation of Relics // BZ. 1990. Bd. 83. S. 51-63; Высоцкий А. М., Шелов-Коведяев Ф. В. Первая церковь Апостолов в Константинополе и ее наследие в средневековом мире // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 65-82; Высоцкий А. М., Осминская Н. А., Шелов-Коведяев Ф. В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников // BB. 2000. T. 59. C. 198-221.

Источник

Церковь Апостолов

собор святых апостолов в константинополе. Смотреть фото собор святых апостолов в константинополе. Смотреть картинку собор святых апостолов в константинополе. Картинка про собор святых апостолов в константинополе. Фото собор святых апостолов в константинополе

Церковь Святых Апостолов (греч. ναός τῶν Ἅγίων Αποστόλων ) в Константинополе — уничтоженный в 1461 году православный храм на месте нынешней мечети Фатих в районе Фатих города Стамбул (Турция).

Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных в ходе Четвёртого крестового похода (1204), хранятся в базилике св. Марка в Венеции (Италия). [1]

Содержание

История и описание

Первоначальное здание базилики было построено около 330 года Константином Великим как главный храм новой столицы Константинополя, закончена его сыном Констанцием II, который поставил в ней гроб с телом своего отца, тем самым положив начало традиции захоронения в храме императоров Восточной Римской империи. Об облике первой церкви Апостолов известно из свидетельства Евсевия о том, храм был высок, прекрасно украшен кусками облицовочного камня разных цветов от основания до кровли, которая была украшена изящной резьбой и позолочена, ажурная каменная резьба по бронзе и золоту опоясывала купол. [1]

С окончанием строительства собора св. Софии первая церковь Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения. Чтобы исправить положение, император Юстиниан поручил Исидору Милетскому возвести на месте Константиновой базилики новый храм, призванный стать усыпальницей всего императорского семейства. Освящен он был 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении семисот лет.

С архитектурной точки зрения Юстинианова церковь Апостолов весьма необычна [источник не указан 185 дней] — это был пятиглавый храм и, по-видимому, прообраз всех многоглавых православных церквей, [источник не указан 185 дней] которые получили широкое распространение, в частности, в России.

Василий I Македонянин предпринял обновление храма, а при его внуке Константине Багрянородном поэт Константин Родосский составил описание этого храма в стихах. [источник не указан 185 дней] Среди хранившихся в храме святынь были главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания (ныне в соборе Святого Георгия в Стамбуле). Храм был разграблен крестоносцами в 1204 году, гроб Юстиниана подвергся осквернению, а из вскрытой гробницы Ираклия была похищена золотая корона с волосами.

После падения Латинской империи Михаил VIII воздвиг в храме статую своего покровителя, Архангела Михаила, однако восстановлением храма пришлось заниматься его сыну Андронику. Тем не менее скудеющая императорская казна была не в состоянии поддерживать грандиозный храм в должном состоянии, и к моменту взятия города турками в 1453 году он изрядно обветшал и был полузаброшен.

После падения Константинополя, в 1453 году Патриарх Геннадий Схоларий перенёс в храм Апостолов свою кафедру, где она находилась до 1456 года, когда была перенесена в Церковь Богородицы Паммакаристы.

После сноса храма в 1461 году на месте последнего по повелению султана Мехмеда II в 1463—1471 годы была возведена мечеть мечеть Фатих. [2]

Погребения

собор святых апостолов в константинополе. Смотреть фото собор святых апостолов в константинополе. Смотреть картинку собор святых апостолов в константинополе. Картинка про собор святых апостолов в константинополе. Фото собор святых апостолов в константинополе

собор святых апостолов в константинополе. Смотреть фото собор святых апостолов в константинополе. Смотреть картинку собор святых апостолов в константинополе. Картинка про собор святых апостолов в константинополе. Фото собор святых апостолов в константинополе

Усыпальницы храма служили местом погребения для большинства императоров Восточной Римской империи, членов их семейств, а также некоторых Вселенских патриархов в течение 7-и веков; здесь, в частности, были похоронены императоры [3] :

Также там были погребены тела патриархов Никифора и Кириака II.

Примечания

Ссылки

Церкви и монастыри Константинополя
Св. Софии | Свв. Апостолов | Св. Ирины | Студийский монастырь | Монастырь Хора (Кахрие-джами) | Монастырь Паммакаристы (Фетие-джами) | Монастырь Пантократора (Зайрек-джами) | Монастырь Христа Пантепопта (Эски Эмарет-джами) | Монастырь Липса (мечеть Фенари-Иса) | Мирелейон (Будрум-джами) | Монастырь Панагии Одигитрии | Свв. Сергия и Вакха | Св. Андрея в Крисе | Св. Феодосии (Гюль-джами) | Богородицы Кириотиссы (мечеть Календерхане) | Мария Монгольская | Св. Феодора (Килисе-джами) | Иоанна Предтечи (мечеть Ахмат-паши) | Свв. Петра и Марка (мечеть Атик Мустафы-паши) | Св. Николая (Кефели-джами) | Св. Павла (Арап-джами) | Богородицы во Влахернах

Полезное

Смотреть что такое «Церковь Апостолов» в других словарях:

Церковь апостолов Петра и Павла (Львов) — Бывший костёл Петра и Павла (ныне Храм Святых апостолов Петра и Павла) Костёл Петра и Павла культовое сооружение во Львове (Украина), памятник архитектуры. Расположен в исторической местности Лычаков, на ул. Лычаковской, 82а. Римско католический… … Википедия

Церковь Святых Апостолов — Церковь Святых Апостолов: Церковь Святых Апостолов (Венеция) церковь в Венеции, в районе Каннареджо. Церковь Святых Апостолов (Салоники) крестокупольная базилика в городе Салоники, Греция. Церковь Святых Апостолов (Афины) … … Википедия

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ — (Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К поля, завершенная к моменту кончины имп.… … Православная энциклопедия

Церковь Двенадцати Апостолов — Об одноимённых храмах см. храм Двенадцати Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса 1162 г. Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι) великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с … Википедия

Церковь Двенадцати апостолов (Константинополь) — Об одноимённых храмах см. храм Двенадцати Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса 1162 г. Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι) великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с … Википедия

Церковь Святых Апостолов (Константинополь) — Об одноимённых храмах см. храм Двенадцати Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса 1162 г. Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι) великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с … Википедия

Церковь Флора и Лавра на Зацепе — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Православный храм … Википедия

Церковь Петра и Павла (Киев) — Достопримечательность Церковь апостолов Петра и Павла Страна Украина Местоположение Киев, церковь находилась в раёне нынешних улиц Фрунзе и … Википедия

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ — Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310–1314 гг. Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310–1314 гг.Основана одновременно с существовавшим здесь мон рем в 1310 1314 гг. Нифонтом I, Патриархом К польским, о чем свидетельствует надпись внутри… … Православная энциклопедия

Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла — Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла православный храм Барнаула В 1994 году, после создания Алтайской епархии, в крае развернулось храмовое строительство. Верующие люди посёлка Южного, вспомнив о небесных покровителях Барнаула … … Википедия

Источник

Собор святых апостолов в константинополе

Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя — так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306–337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера — буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.

Вот что по этому поводу пишет историк Евсевий Кесарийский:

«В этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возносится в честь апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя так, что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских».
«Жизнь блаженного василевса Константина»

В середине XV века церковь Святых Апостолов снесли по приказу султана Мехмета II Фатиха. Нам она тем не менее известна по множеству описаний: Прокопия Кесарийского (середина VI века), Константина Багрянородного (середина X века), Константина Родосского (середина X века) и Николая Месарита (около 1200 года).

Источник

Храм святых апостолов в Константинополе

Апостолов святых церковь в Константинополе (Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца.

В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в.

В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой тур. столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.

В наст. время при отсутствии к.-л. археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней визант. средневек. авторов, а также многочисленных паломников.

А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (кон. IV в.), Филосторгия (1-я пол. V в.) и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением имп. Константина.

В совр. науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется гл. обр. по Евсевию Кесарийскому, к-рый подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к к-рым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная имп. Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов. в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71). В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей имп. Константина, к-рые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и др. общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.

Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор).

От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул).

Источники: Евсевий. Жизнь Константина. IV 58-60, 70-71; Greg. Nazianz. Poem. 16. 59-60; Philostorgius. HE. III 2; Прокопий Кесарийский. О постройках. I 4. 11-16 // он же. Война с готами. М., 1996. [Т. 2]. С. 159-160; Const. Porphyr. De cer. I 10. 4-5; 2. 6-7, 42; Constantinus Rhodius. Description des œuvres d’art et de l’Église des Saints Apôtres à Constantinople / Éd. E. Legrand // REG. T. 9. 1986. P. 36-65; Nicolaus Mesarites. Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople / Ed. G. Downey // Transactions of the American Philosophical Society. Phil., 1957. Vol. 47. P. 855-924.

Литература: Беглери Г. Храм святых Апостолов и другие памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Од., 1896; Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche, zwei Basiliken Konstantins. Lpz., 1908. Bd. 2; Ebersolt J. Mission archéologique de Constantinople. P., 1921. P. 1-27; Janin R. Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 1964. P. 128-129; idem. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantine. Pt. 1: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. T. 3: Les églises et les monastères. P., 1953, 19692. P. 41-50; Downey G. The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople // DOP. 1951. Vol. 6; Grierson Ph. The Tombs and Obits of the Byzantine Emperors (337-1042) // Ibid. 1962. Vol. 16; Krautheimer R. Zu Konstantins Apostelkirche in Konstantinopel // Mullus: Festschrift Th. Klauser. Münster, 1964. (JAC. Suppl.; Bd. 1); idem. A Note on Justinian’s Church of the Holy Apostles in Constantinople // idem. Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y.; L., 1969; Краутхаймер Р. Три христианские столицы: топография и политика. СПб.; М., 2000. С. 62-64; Dagron G. Naissance d’une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974. P. 401-408 [Библиогр.]; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 405-411; Epstein A. The Rebuilding and Redecoration of the Holy Apostles in Constantinople: Reconsideration // GRBS. 1982. Vol. 23. P. 79-92; Mango C. Constantine’s Mausoleum and the Translation of Relics // BZ. 1990. Bd. 83. S. 51-63; Высоцкий А. М., Шелов-Коведяев Ф. В. Первая церковь Апостолов в Константинополе и ее наследие в средневековом мире // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 65-82; Высоцкий А. М., Осминская Н. А., Шелов-Коведяев Ф. В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников // BB. 2000. T. 59. C. 198-221.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *