собор святой софии в охриде
Церковь Святой Софии в Охриде
Один из важнейших памятников Македонии — церковь Св. Софии в Охриде — появился еще в 11 веке нашей эры. Изначально это был Кафедральный собор болгарских архиепископов, а в период правления Османской империи — мечеть. Внутри храма сохранились уникальные фрески 11—13 веков. Церковь Св. Софии изображена на македонской банкноте номиналом в 1000 MKD.
История
Считается, что церковь Св. Софии в Охриде была построена во времена правления болгар, после официального обращения Македонии в христианство. Вероятно, что на месте современного храма был еще более ранний собор. Однако же основателем современной церкви считается архиепископ Лев, возглавлявший церковный престол в 11 веке.
После захвата территории Османской империей православная церковь превратилась в мусульманскую мечеть. Все атрибуты христианства были ликвидированы, старинные фрески замазаны известью, а колокольни превращены в минареты.
Реконструкционные работы по приведению церкви в первоначальный облик начались лишь после Второй мировой войны. Были проведены колоссальные работы по восстановлению фресок, и в конце концов шедевры средневекового церковного искусства вернулись на свои места. Кроме того, были восстановлены и оригинальные интерьеры.
Фрески
Фрески церкви Св. Софии в Охриде считаются едва ли не ценнейшими образцами средневековой македонской живописи. Стены и потолки храма расписаны цветными изображениями выдающихся патриархов и римских пап. Внутри церкви создана крупнейшая галерея византийского искусства в Македонии. В ней сохранились фрески трех средневековых периодов, написанных поочередно в период с 11 по 14 век.
Паломничество
Церковь Св. Софии в Охриде — очень почитаемое место в христианском мире. Храм несет не только художественную и историческую ценность, но и славится как истинно святое место. Сюда тянется череда прихожан и паломников со всего мира. Из Москвы, например, проводятся специальные автобусные паломнические туры, следующие непосредственно в Охрид.
Софийская церковь в Охриде настоятельно рекомендуется к посещению. Это абсолютно уникальный храм, не имеющий аналогов в мире. Об этом свидетельствует и нетипичный архитектурный облик, и богатейшее собрание болгарско-византийского художественного наследия.
Практическая информация
Церковь Св. Софии расположена на южном побережье Охрида на улице Кар Самоила. Из центра города к храму можно добраться по улице Илинденской. Неподалеку от церкви расположена еще одна интересная православная достопримечательность — церковь Св. Николая. В окрестностях имеется множество гостиниц и замечательная пиццерия «Виа Сакра».
Церковь св. Софии. Охрид, Македония, (около сер. XI в.)
Сегодня Охрид – красивый город с развитой туристической инфраструктурой, сохранившиеся памятники архитектуры неизменно привлекают внимание гостей города. Среди них – церковь Святой Софии, одна из самых значимых церквей Средневековья на данной территории. Долгое время она являлась церковью собора Архиепископства Охрида. Пока точно не установлено, когда была построена достопримечательность Охрида, известно только, что восстановлена она была при правлении Архиепископа Лео, что восседал на троне в период 1035-1036 гг. Именно его духовный руководитель подарил картины для оформления церкви.
Первоначально у церкви был только один главный купол, в 16 веке возвели внешнюю пристройку. После нашествия турков церковь преобразовали в мечеть. Фрески заретушировали, иконы от иконостаса использовались для строительства лестницы, поверх северо-западного купола установили минарет. Все эти изменения до неузнаваемости исказили облик церкви. В период 1950-1957 годов, после значительной реконструкции, здание снова приняло свой первоначальный облик, а фрески и иконы вернули на их законное место. Кстати, фрески достопримечательности Македонии включены в перечень самых высоких достижений живописи Средневековья в Македонии, а портреты с изображениями руководителей Партиаршества – самые многочисленные, они размещены в самом центре помещения. Кроме того, стены церкви украшают портреты шести правителей, их также восстановили в последующие годы и вернули на место.
История византийской живописи
VI. Македонская династия (867–1056)
[VI.7. Фрески Салоник и собора Св. Софии в Охриде]
Все остальные фрески времен Македонской династии связаны с Салониками и Охридом, где находилась автокефальная архиепископская кафедра, подчиненная византийскому императору.
177. Богоматерь с младенцем |
178. Жертвоприношение Авраама |
179. Апостолы из Вознесения |
180. Святители |
181. Неизвестный епископ |
177–181. Собор св. Софии, Охрид. Фрески в апсиде [177], на своде вимы [178], на южном склоне алтарного свода [179] и на южной стене диаконника [180–181]. Около 1040 г. |
Было бы неправильно рассматривать фрески св. Софии как произведение македонской школы. На этом этапе развития последняя еще не сложилась. Охрид, который царь Самуил (976–1014) сделал столицей своего огромного царства, конечно, обладал собственными художественными традициями и собственными кадрами мастеров. Это были и греки и славяне. Они работали вместе, и такое сотрудничество, естественно, должно было привести и фактически привело к видоизменению чисто греческой манеры письма в сторону усиления архаических черт. Аналогичную картину мы уже наблюдали в Киеве. Но между Македонией и Киевской Русью имелось существенное различие: в Македонии греческое
¦ население было постоянным элементом и греческие художники, особенно из Салоник, находились в непрерывном контакте со своими славянскими учениками, в Киевской же Руси появление греческих мастеров носило спорадический характер и основные кадры художников принадлежали здесь к местному населению. Поэтому процесс сложения национальной школы протекал в Киевской Руси гораздо интенсивнее, чем в Македонии, попеременно принадлежавшей то византийцам, то болгарам, то сербам. Однако и в Македонии, в частности в Охриде, воздействие местных вкусов на искусство не могло не сказаться. И фрески св. Софии представляют в этом отношении совсем особый интерес. Влияние Константинополя в них почти не чувствуется. Зато весьма многочисленны точки соприкосновения с росписями Салоник и Софии Киевской. Во всех трех случаях мы имеем дело со своеобразным стилистическим вариантом, хотя и обладающим различными оттенками, но в основе своей единым. Отличительное его свойство — архаический строй форм, лишенный и намека на столь характерную для константинопольских памятников утонченность. Тяжелые фигуры, массивные головы, преувеличенно большие глаза, фронтальный разворот композиций, как бы распластанных на плоскости, упрощенный рисунок, резкие контрасты между освещенными и затененными частями — вот те черты, которые типичны для произведений этого направления. Но в росписи церкви св. Софии в Охриде к ним присоединяется и целый ряд специфических особенностей. Это искусство прежде всего подкупает силой и мужественностью. В пронзительных взглядах святых есть что-то резкое, лица очерчены тяжелыми черными линиями, карнация имеет темный зеленовато-коричневый оттенок, румянец положен в виде контрастно выступающих красных пятен, энергичные высветления противостоят плотным зеленым теням. Главным средством художественного выражения является в руках живописцев линия, которую они подвергают гораздо более сильной стилизации, нежели константинопольские мастера. В этом отношении они намного опережают последних, предвосхищая стиль зрелого ХII века. Одеяния некоторых апостолов из Вознесения разбиты на такие мелкие, беспокойно извивающиеся складочки, что невольно вспоминаются английские миниатюры зрелого X века (например, Бенедикционарий св. Этельвольда в собрании герцога Девонширского в Чатсворте), а лещадки скал в сцене Встреча Авраамом трех ангелов образуют столь фантастические нагромождения отвлеченных форм, что они мало чем отличаются от трактовки горок на византийских миниатюрах позднего ХII столетия. Даже света на лицах порою тяготеют к линейному узору. В подборе красок работавшие в св. Софии мастера также следуют своим путем. Они отдают предпочтение плотным и тяжелым краскам, в силу чего в колорите есть что-то суровое, отчуждающее. Охридские фрески лишний раз показывают, сколь разнообразной была монументальная живопись первой половины XI века. Поэтому было бы неверно сводить ее развитие к одному Константинополю и тем самым недооценивать роль и значение местных школ.
Означенными памятниками исчерпываются произведения монументальной живописи эпохи Македонской династии. Эти памятники не оставляют сомнения в том, что к первой половине XI века классический византийский стиль полностью сложился и в стенных росписях. Правда, в наиболее архаических мозаиках и фресках еще чувствуются отголоски тяжеловесных форм искусства конца IX века, но и в них побеждают новые художественные принципы.
¦
Охрид
Город на восточном берегу Охридского озера в Республике Македония. Население — около 55,8 тыс. жителей. В городе большое число живописных домов и памятников, основной статьёй бюджета города является туризм.
Содержание
Общее описание [ править ]
Расположен к востоку от Тираны (Албания) и к юго-западу от Скопье. По одному из предположений название Охрид — славянского происхождения и означает «на гряде», то есть «на горе».
Охрид – древняя столица славянской письменности и культуры. Его неспроста называют Славянским Иерусалимом. Именно здесь первое поколение учеников свв. Кирилла и Мефодия трудилось над развитием кириллического письма, здесь впервые наши предки услышали славянское богослужение, и отсюда в далекую Русь устремлялись духовные сокровища.
История города [ править ]
Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы.
В период римского и византийского владычества город являлся важным торговым пунктом на построенной римлянами дороге от побережья Адриатического моря к Константинополю, известной как Эгнатиева дорога (лат. Via Egnatia). Археологические раскопки подтверждают, что город очень давно принял христианство. Епископы Лихнидские принимали участие в первых вселенских соборах.
К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.
С 990 до 1015 годы Охрид был столицей Болгарского царства царя Самуила. Над городом до сих пор остаются руины его крепости. С 990 по 1018 год в Охриде имелась своя патриархия. Тем не менее, после завоевания Охрида Византией в 1018 году, в Охриде остался лишь архиепископ Охридской архиепископии, подчиняющийся патриарху константинопольскому. При правлении Византии было построено большое число храмов.
При Иване Асене II (1218—1241) был включён в состав вновь образовавшегося независимого Болгарского царства. В 1334 году завоеван сербским королём Стефаном Душаном.
В 1394 году город оккупирует Османская империя, под властью которой он остаётся до 1912 года, постепенно приходя в упадок. В 40-х годов XIX века русский славист Виктор Григорович отметил, что население города преимущественно болгарское, а также валашское и турецкое и частично — греческое и албанское. По данным болгарского этнографа Васила Кынчова в конце XIX века численность населения Охрида составляла 14 860 человек — 8 000 болгары, 5 000 турки, 300 албанцы-мусульмане, 300 албанцы-христиане, 460 волохи и 600 цыгане. В 1913 году, после окончания Первой Балканской войны отошёл к Сербии.
Храмы [ править ]
Собор святой Софии [ править ]
Точная дата строительства этой церкви незвестна, поскольку не сохранилось никаких летописей и источников. Сегодняшняя церковь была восстановлена в течении правления Архиепископа Лео, который восседал на троне в период между 1035-1056 годами. Его духовный руководитель стал дарителем художественных оформлений живописи в церкви Святой Софии.
В период с 1950 до 1957 были выполнены обширная реконструкция и начальный вид церкви был восстановлен. Фрески были очищены и сохранены.
Стоит отметить, что фрески в этой церкви находятся среди самых высоких достижений в средневековой живописи Македонии. Портреты, изображающие руководителей Патриаршества являются самыми многочисленными, и они занимают центральные части церкви. Также можно увидеть портреты шести римских правителей, которые также были реконструированы в последующие годы.
Адрес: Saint Sophia, Tsar Samoil, Ohrid, Macedonia / Македония
Храм святого Иоанна Богослова (Охрид) [ править ]
Храм Св. Иоанна Богослова в Канео находится на холме, который расположен далеко от Охридского озера. Этот храм и в наши дни продолжает удивлять своей красотой всех туристов. Предположительно храм был построен в 1447 году. Это сооружение представляет собой крестообразное строение с основанием прямоугольника. Архитектура храма играет существенную роль в изучении средневековых памятников.
В этом храме отлично гармонируют византийские и армянские архитектурные элементы. В конце 19 века церковь пережила крупные реконструкции. Был построен новый иконостас. Портрет Христа разместили в куполе храма.
Адрес: Ul Koco Racjn, Охрид 06005, Македония
Храм святого Климента (Охрид) [ править ]
Согласно некоторым сведениям, вокруг достопримечательности Охрида был разбит чудесный сад, сожженный в четырнадцатом веке. С течением времени церковь стали называть Большой церковью. Восстановление уникальных фресок в церкви очень поменяло знания о том, как работали мастера последних восьми веков. Эти фрески – последняя веха великого искусства Византии, ценные реликвии о прошлом, которые расскажут будущему о загадках и тайнах истории.
В храме находятся мощи святого Климента Охридского.
Адрес: Kuzman Kapidan, Охрид 6000, Республика
Монастыри [ править ]
Монастырь святого Наума [ править ]
Монастырь Святого Наума — православный монастырь в Македонии, расположенный на юго-восточном берегу Охридского озера, в непосредственной близости от албанской границы (30 км к югу от Охрида). В прошлом в монастыре располагалась резиденция Охридского архиепископа, сейчас монастырь входит в юрисдикцию неканонической Македонской православной церкви.
Монастырь был основан в 893—900 гг. святым Наумом Охридским, младшим учеником Кирилла и Мефодия, при содействии болгарских правителей Бориса и Симеона. После смерти святого 23 декабря 910 года его мощи были перемещены в монастырский храм.
В средние века монастырь был значительным культурным центром, обладал обширными земельными владениями. Свети-Наум пользовался большим уважением мусульман в османскую эпоху, на паломничество приходили многие албанцы и торбеши. Считалось, что мощи излечивали от психических расстройств и заболеваний, что отразилось в пословице «Или ум, или Свети Наум». 2-3 февраля 1875 года монастырь сильно пострадал от пожара.
В послевоенный период в обители проводились археологические раскопки, частично выявившие фасады и часть стен первоначального храма обители. Когда Православную Церковь в Македонии постиг раскол, обитель оказалась в руках у раскольнической «Македонской Православной Церкви». Часть монастырского корпуса была обращена в «гостиницу Святого Наума», а вход в главный храм обители был платным.
«Иерусалим на Балканах»: ТОП-7 мест, которые надо посмотреть в Охриде, Македония
Вместе с вами мы отправимся в Охрид – уникальный древний город, известный еще с античных времен, центр раннесредневекового византийского христианства и колыбель славянской культуры.
ОХРИД: ГОРОД И ОЗЕРО В СПИСКАХ ЮНЕСКО
Город Охрид в Македонии называют «балканским Иерусалимом». Это неудивительно: здесь более 360 церквей различных стилей и эпох. Город Охрид внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь также найдены и одни из самых ранних памятников славянской глаголической письменности, которую в 855 году н.э. создали святые Кирилл и Мефодий. Учениками святых братьев-просветителей была создана впоследсвии кириллица – один из самых широко используемых алфавитов в мире. К слову, святые Кирилл и Мефодий почитаются не только в православной, но и в католической церкви – так, мало кто знает, что дата 14 февраля в римской церкви празднуется вовсе не как «день святого Валентина», а день памяти Кирилла и Мефодия – «святых покровителей Европы».
Помимо уникального исторического и культурного наследия, в Охриде есть все, что необходимо путешественнику – отдых, развлечения, гастрономия, отличные пляжи и знаменитые местные сувениры – ювелирные изделия из охридского озерного жемчуга, который, как говорят, никогда не тускнеет. Наконец, здесь есть архео-дайвинг: погрузившись с аквалангом в чистейшее Охридское озеро, можно увидеть уникальные подводные археологические памятники.
Охридское озеро имеет тектоническое происхождение и является одним из крупнейших резервуаров питьевой воды в Европе. Озеру 4 миллиона лет и оно (помимо города) находится под защитой ЮНЕСКО – на этот раз как объект природного наследия. В Охридском озере обитает более 200 видов-эндемиков, самым широко известным из которых является знаменитая охридская форель (Salmo Leetnica).
Туристический потенциал Охрида огромен – город и озеро являются, помимо всего прочего, местом проведения разнообразных фестивалей и спортивных мероприятий, но давайте все же составим список из самых впечатляющих религиозных и исторических объектов, которые обязательно нужно показать здесь туристам.
1. МОНАСТЫРЬ ИОАННА БОГОСЛОВА В ОХРИДЕ (КАНЕО)
Монастырь Иоанна Богослова, построенный в конце XIII века, расположился в одном из самых красивых мест на озере Охрид, на высокой скале над рыбацким поселением Канео. Здание главного храма выстроено из известняка и кирпича. В период с XVII по XIX вв. монастырь пустовал, а его фрески оказались частично или полностью разрушенными. В конце позапрошлого и в прошлом веке было проведено несколько реконструкций самого здания и приняты меры по восстановлению фресковых росписей. Был построен новый деревянный иконостас и отреставрированы древние фрески.
2. МОНАСТЫРЬ СВЯТЫХ КЛИМЕНТА И ПАНТЕЛЕЙМОНА В ПЛАОШНИКЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОХРИДА)
Святой Климент по праву считается самым одаренным учеником Кирилла и Мефодия, апостолов славян. Церковь святых Климента и Пантелеймона, находящаяся в Плаошнике, считается старейшим памятником славянской церковной культуры. Имя святого Пантелеймона в названии монастыря и главного храма появилось не случайно: главная церковь Охрида, в которую святой Климент был поставлен на служение, показалась ему малой размерами, и он приказал построить и освятить здесь храм св. Пантелеймона – его (Климента) небесного покровителя. Благодаря активной миссионерской и образовательной деятельности Климента монастырь быстро стал «первым славянским университетом», в чей состав входила и самая старая в Европе медицинская школа. В XVвеке, в период османского владычества на Балканах, церковь Святого Пантелеймона была превращена в мечеть.
3. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ СОФИИ
Церковь Св. Софии (Премудрости Божией) в Охриде – кафедральный собор охридских архиепископов, построенный в XIвеке веке на фундаменте раннехристианской базилики. Церковь, вероятно, использовалась как главный собор города еще раньше, в период правления царя Самуила, который в конце X века перенес свой трон из Преспы в Охрид Здесь сохранился интерьер с фресками XI-XII вв., которые представляют собой одно из самых значительных достижений византийской живописи того времени. В этой церкви до XVвека были возведены на престол все охридские архиепископы, сегодня здесь есть и тронное место для главы Македонской Православной Церкви.
4. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ ПЕРИВЛЕПТЫ (ГРЕЧ. – «ПРЕСЛАВНОЙ»)
Церковь Богоматери Перивлепта была возведена в 1295 году византийским императором Андроником II Палеологом. Крестово-купольный храм поражает своим красивым и необычным экстерьером и красивейшей фресковой росписью интерьера. После превращения церкви Святой Софии в мечеть церковь Св. Климента стала соборной церковью Охридского архиепископата. Именно в этой церкви были возведены на престол первый глава Македонской Православной Церкви архиепископ Досифей (1958 г.) и его преемники (напомним, что во время III Церковно-народного собора 19 июля 1967 года в Охриде Македонская православная церковь была провозглашена автокефальной).
5. МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО НАУМА (СВЕТИ-НАУМ)
В самой южной точке побережья Охридского озера, в 30 километрах от самого Охрида, расположен монастырь Св. Наума. Первоначальная церковь здесь была построена в 900 году святым Наумом Охридским, братом святого Климента Охридского. Главный храм монастыря посвящен Сонму Архангелов – небесному воинству Господа. Это старейший монашеский центр в Македонии, возникший еще в IX-X вв. Гробница святого Наума расположена на южной стороне, в отдельной келье монастыря. Легенда гласит, что если приложить ухо к саркофагу с мощами преподобного Наума, можно услышать биение сердца святого.
6. КРЕПОСТЬ ЦАРЯ САМУИЛА
Крепость царя Самуила расположена в исторической части Охрида. В средние века во времена правления царя Самуила именно здесь была столица Первого Болгарского царства. Сегодня этот исторический памятник является одной из главных достопримечательностей города, крепость была реконструирована в 2003 году. Недавние находки македонских археологов свидетельствует, что средневековая крепость была построена на месте более ранних фортификационных сооружений, датирующихся IV веком до н.э. – т.е. временами македонского царя Филиппа (отца Александра Македонского).
7. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР ОХРИДА
Эллинистический театр античного Охрида был построен в 200 году до нашей эры. Он является единственным эллинистическим театром в Македонии – остальные три подобных сооружения в стране (в Скупи, Стоби и Геракле Линскестис) датируются римским временем. Неизвестно, сколько зрителей вмещал оригинальный театр, так как сохранилась только его нижняя секция. Открытый театр Охрида имеет идеальное расположение: два холма, окружающие его, защищают от ветра, который может помешать акустике во время выступлений.
Во времена древнего Рима театр использовался также для гладиаторских боев. Однако так как он служил и местом расправ над христианами, театр заслужил мрачную репутацию у местных жителей и был забыт и заброшен практически сразу после заката Римской империи. Но это же позволило сохранить значительную часть этого строения, которое случайно обнаружили в 1980-х годах (во время строительных работ вокруг некоторых домов в этом районе обнаруживались большие каменные блоки с изображениями греческого бога Диониса и муз, в итоге археологи решили, что греческий театр, должно быть, располагался поблизости). С конца 1980-х годов театр вновь стал местом публичных выступлений, спектаклей, концертов, оперы, балета. В последнее время в рамках фестиваля «Охридское музыкальное лето (TheOhridSummerFestival) здесь проходят культурные мероприятия мирового масштаба, например, выступления артистов Большого театра, Хосе Каррераса и других звезд.