собор святой софии в константинополе три раза кряду повергал на землю полумесяц магомета
«Айя-София». Мандельштам: стихотворение с эффектом 3D
Приблизительное время чтения: 7 мин.
15 января 2021 мы вспоминаем 130-летие Осипа Мандельштама – поэта с удивительным даром воображения: он мог описать даже то, что ни разу не видел. Так Мандельштам никогда не был в Константинополе и не видел храма Святой Софии. Однако ему удалось создать самое яркое описание этого собора в поэзии. Прекрасная Айя-София в представлении одного из крупнейших поэтов ХХ века — в нашей рубрике «50 великих стихотворений».
Айя-София
Исторический контекст
Автор
О произведении
Непонятные слова
Айя-София
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Исторический контекст
Стихотворение «Айя-София» написано в 1912 году. В это время Осип Мандельштам только начал свой путь в литературе. Он успел побывать за границей, где изучал европейскую философию и культуру; обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1911–1912 году он знакомится с молодыми поэтами Александром Блоком, Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. С последними Мандельштам заводит крепкую дружбу и, разделяя их взгляды на поэтическое творчество, становится участником литературного направления акмеизм, которое было создано в противовес символизму с его абстрактными и туманными стихами. Акмеисты считали, что поэзия должна быть чеканна и стройна, как шедевр архитектуры, а поэт представлялся им одаренным зодчим, изготовителем стихов.
В 1913 году вышла первая книга Мандельштама «Камень», куда и вошло, наряду со знаменитым текстом «Notre Dame», другое «архитектурное» стихотворение — «Айя-София».
Автор
Осип Мандельштам (1909)
За год до написания стихотворения Осип Мандельштам, выросший в еврейской семье, принял Крещение. Чаще всего этому находят простую прагматическую причину — так можно было обойти квоту на иудеев для поступления в Петербургский университет. Однако была и другая, личная, духовная причина, о которой писал сам поэт: «Воспитанный в безрелигиозной среде (семья и школа), я издавна стремился к религии безнадежно и платонически — но все более и более сознательно». Для Мандельштама также было важно креститься не только «в христианство, но и в христианскую культуру». Поэтическим отражением такого крещения стало стихотворение «Айя-София».
Произведение
Стихотворение «Айя-София» было написано в 1912 году, опубликовано в одном из самых престижных журналов Серебряного века «Аполлон» (№ 3 за 1913 год) и вошло в первый сборник стихотворений поэта «Камень» (первое издание — 1913 год). Три заключительных стихотворения первой книги Мандельштама — «Лютеранин», «Айя-София» и «Notre-Dame» — воспринимаются биографами поэта как триптих о религиях Европы — протестантизме, православии и католичестве.
Главным героем стихотворения Мандельштама стала всемирно известная святыня — собор Святой Софии в Константинополе. Однако поэт предпочел назвать стихотворение греческим именем храма — Айя-София (Ἁγία Σοφία), т. е. Святая Премудрость Божия.
О каком древнем предании вспоминает Мандельштам?
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
В начальных строках Мандельштам напоминает предание об основании Константинополя римским императором Константином в 324 году. Император долгое время не мог выбрать место для новой столицы, но помог ему в этом особый случай. В небе над берегами Босфора парил орел со змеей в когтях. Посланники римского императора, увидев битву орла со змеей, расценили ее как божественный знак. Они проследили, где приземлился орел со своей добычей, и на месте старой греческой колонии Византий был основан город Константинополь, который в 330 году провозгласили столицей Римской империи.
В 326 году Константин построил первую в своей столице церковь — во имя Святой Софии на месте существующей сегодня Айя-Софии. Храм несколько раз подвергался разрушениям во время народных восстаний, однако новый император Юстиниан (527–565) заложил на этом же месте новый собор, строительство которого, по данным летописцев, длилось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней и завершилось в декабре 537 года. Освящен он был 27 декабря 538 года.
Храм показан восхищенным поэтом изнутри. Одна из самых поразительных деталей интерьера собора — это его огромный купол, который словно «подвешен к небесам». Его диаметр превышает 31 метр. Длина здания составляет 81 метр, ширина — 72 метров, высота — 55 метров. Современники не могли понять, как купол может держаться на такой высоте без видимых опор, поэтому считали, что здесь не обошлось без помощи Господа. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, современник постройки собора, писал, что Аяй-София создана «не человеческим могуществом, но Божьим соизволением». Прокопий так описывает свое впечатление от купола: «кажется, что он не покоится на твердом сооружении, но, вследствие легкости строения, золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. Все это сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь друг с другом, витает в воздухе…».
Историки архитектуры раскрывают тайну парящего купола собора: «четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками», «возникает иллюзия, что купол ни на чем не держится и парит в воздухе, подвешенный к небесам».
Что похитили у языческой богини?
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Для строительства храма по приказу императора Юстиниана в Константинополь доставлялись драгоценные и полудрагоценные камни, слоновая кость, золото и серебро, порфировые, мраморные и гранитные колонны из античных храмов Греции и Рима. Из Рима были привезены колонны из красного порфира, а из храма Артемиды (Дианы) в Эфесе — колонны из зеленого мрамора, о которых и пишет Мандельштам. Колонны поддерживают галереи, которые окружают главный неф собора. Вместо иконостаса были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями, которые служили основанием для икон.
Сколько было «щедрых строителей»?
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Возможно, что так Мандельштам решил назвать императора Юстиниана, который все свои средства и силы вкладывал в то, чтобы построить самый роскошный собор в мире и в первую очередь превзойти царя Соломона с его Иерусалимским храмом. После того как в 537 году в соборе произошло первое богослужение, Юстиниан воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошел тебя, о Соломон!»
Однако высокими «душой и помыслом» были и главные строители храма. Исторические хроники называют имена двух архитекторов из Малой Азии: Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Анфимия Прокопий Кесарийский даже назвал «образованнейшим человеком своего времени» — он был выдающимся математиком и ученым. Вместе с двумя мастерами работало еще сто архитекторов и около десяти тысяч рабочих, которым удалось создать гармоничную и прочную конструкцию собора.
Во время написания стихотворения храм был мусульманской мечетью
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
Осип Мандельштам ни разу не был в Константинополе и не видел храма Святой Софии, однако его поэтически-архитектурные описания интерьера собора поразительно точны. Интересно, что в 1912 году, когда было написано стихотворение, собор Святой Софии был не христианской святыней, а мусульманской мечетью. После завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году, храм был превращен в мечеть и оставался ею до 1935 года. Крест с купола Софийского собора был заменен на полумесяц, а к самому зданию пристроили минареты. Однако Мандельштам в Айя-Софии видел прежде всего величественную и непоколебимую твердыню христианства. Поэт описывает «храм, купающийся в мире» — благовонном масле, которое используется при освящении только что построенного храма.
Купол храма действительно окружают сорок окон, которые Мандельштам упоминает в стихотворении. Их размер и расположение позволяют солнечному свету проникать так, что он заставляет переливаться различными цветами многочисленные мозаики храма. На парусах Айя-Софии, треугольных сферических сводах, изображены не четыре архангела, как у Мандельштама, а другие представители ангельских чинов — шестикрылые серафимы (о которых поэт пишет в заключительных строках). Четыре серафима на парусах были единственными изображениями в соборе святой Софии, которые мусульмане сочли за талисманы и не замазали штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.
«…мудрое сферическое зданье // Народы и века переживет», — заключает поэт, для которого Айя-София стала вечной хранительницей христианского духа и великолепным образцом христианской культуры.
Непонятные слова
Эфесский — расположенный в Эфесе, древнем городе, где находится одно из семи чудес света — храм греческой богини охоты Артемиды (рим. Дианы) Эфесской. Византийский император Юстиниан приказал поставить колонны из этого храма в храме св. Софии.
Апсида (от греч. свод) — полукруглый, гранёный или прямоугольный выступ здания (храма), обычно перекрытый полукуполом.
Экседра (от греч. сиденье за дверями) — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед. Была распространена в античные времена. Экседры часто служили для укрепления тяжелого купола.
Архангел — ангел, относящийся к одному из высших ангельских чинов
Серафим — высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу.
Паруса — треугольные сферические своды, напоминающие надутые паруса; на эти своды опирается кольцо купола; впервые этот способ крепления купола был применен при строительстве храма св. Софии.
Для подготовки использованы материалы О. Лекманова, М. Аграновской, М. Лотмана и Н. Дмитриевой
Константинопольский Собор Святой Софии
Собор на Крите не обсуждал ситуацию вокруг собора Святой Софии в Стамбуле
http://ria.ru/religion/20160623/1450302794.html
Организаторы Критского Собора хотели бы быть «Вселенскими», но на деле остаются «Стамбульскими» Подробнее:»Царьград-Стамбул». Конечная?
«Власти Турции провели исламский обряд в соборе Святой Софии в Стамбуле
впервые с 1934 года НОВОСТНАЯ СЛУЖБА | 7 ИЮНЯ 2016 Г.
7 июня. ПРАВМИР. В первый день священного исламского месяца Рамадана, после полуночи, турецкий государственный канал телевизионного вещания TRT провел прямую трансляцию мусульманского обряда из собора Святой Софии в Стамбуле.
Имам провел полноценный исламский обряд, читая суры Корана в соборе Святой Софии, впервые с 1934 года. Министерство иностранных дел Греции осудило это решение как регрессивное и граничащее с фанатизмом, передает РИА Новости. Константинопольский Патриархат на произошедшее пока никак не отреагировал.
Обряды будут повторяться ежедневно в течение всего месяца Рамадана. В первый день гостем церемонии стал глава Государственного управления по делам религии Мехмет Гиормез. Чиновник заявил, что передача из собора Святой Софии транслируется с разрешения Министерства культуры и туризма Турции, которому принадлежит музей «Айя София».
В 1943 году по декрету основателя современного турецкого государства Ататюрка здание собора Святой Софии стало музеем и было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. До захвата Константинополя турками и падения Византийской империи собор в течение тысячи лет был крупнейшим христианским храмом мира. Затем собор был переделан в мечеть.
После декрета Ататюрка с фресок и мозаик были сняты скрывавшие их слои штукатурки. Декрет запрещал какие-либо религиозные церемонии в здании. В 2006 году в музейном комплексе была выделена небольшая молельная комната для сотрудников.
Многие христианские общины пытаются вернуть собору Святой Софии первоначальный статус. Руководство Турции много раз заявляло, что намерено сохранять музейный статус здания, чтобы его могли посещать последователи всех религий. Президент Турции Тайип Эрдоган несколько дней назад заявил, что во время месяца мусульманского поста Рамадан ежедневно в Святой Софии будут читать Коран. «Настойчивые, граничащие с фанатизмом мусульманские обряды в памятнике всемирного культурного наследия непонятны и являются проявлением неуважения и отсутствия связи с реальностью, — говорится в заявлении МИД Греции. Такие действия не совместимы с современными демократическими и светскими обществами, добавили в Афинах.
08 июня 2016 «В Афинах возмутились турками, превратившими собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть Турецкий президент Эрдоган разрешил намаз в знаменитом со времен Византии соборе.
и вот. Сегодня, 24 июля 2020 года, в пятницу (в день Распятия на Кресте Господа нашего Иисуса Христа), в день Воспоминания Чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися, и Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги, «Начальницы веры» и «корня Православия» в Русской земле, принявшей святое Крещение в Царь-граде, в Стамбуле в Константинопольском Соборе Святая София впервые за 86 лет проходит первый официальный намаз…
10 июля президент Турции подписал указ об изменении статуса Святой Софии. Этот указ переводит храм в собственность Управления по религиозным делам Турции и разрешает использовать его как мечеть.
Не туда ли, где витием –
Даже пола мрамор, стен
Нынче взятой снова в плен
Церкви древней Византии,
Что всё смотрит на Восток
С Константина кровью в венах,
Всё не вставши на колена
Там, Златой рулит где Рог.
Не туда ль, где полночь гасит
Струн Давидовых, псалмов
Песнь, вплетением стихов
Муэдзина зычным гласом,
Что раздался вновь во тьме,
Аки тать, в святыни все
Православного народа
Под величественным сводом,
Хоть давно Храм не мечеть…
Да и был ли хоть когда-то
Ею тот, что чтит всё свято
Толщей, глыбой в тыщу лет
Память трепетно в себе,
Византийскими крестами
Проступает что всё явней
Из-под извести там. –
Нет!
Да и быть того не может,
Бо Премудрости то Божьей
Был всегда и есть Собор.
Хоть по счету третий он,
Но Собор Святой Софии
В шестикрылых Серафимах
И «Большую церковь» помнит,
И пожар; и храм повторный
На том месте, и мятеж
Под названьем «Ника….
О!
А вот это: «Соломон!
Превзошел тебя я! Слава
Богу, дал что мне возможность
Завершить!» – Юстиниана
Руки к небу! Император
К Рождеству успел Христа,
И – красы той нет дороже:
Аметисты, жемчуга,
………………………
………………………
Злата – тонны целой больше!
Всё Собор, конечно, помнит.
И – Владимира послов
Красна Солнышка, что в нём
Побывав, вернувшись, хором
Доложили, что не в церкви
Побывали, но – в раю!
И – крестил «внук Ольгин» Русь,
Князь святой!
Как окрепли византийцы,
Император Михаил
Новый Рим вернул с Собором,
Но реликвии назад
Не вернулись уж…
И – море
Вновь оплакало Царьград:
Пала…. Пала Византия!
На коне – Мехмед султан….
Шел последней* Литургии
Час Божественной, когда
Ворвались в Храм янычары.
«И в одну минуту все
Образа святы мечами
Порубили. И в момент
Унесли, похитив, чудны
Украшения с икон
И священные сосуды
Драгоценные. » Рекой
Кровь лилась, иль морем, в храме,
В коем служба шла всю ночь,
Где молились христиане…
Все убиты были!
Но,
Сохранили и преданье
Одно греки чрез века
Про священника, с Дарами
Что Святыми уж ступал
На амвон, когда в храм с криком
Диким турки ворвались.
И – разверзлась часть стены
Вдруг алтарной, и укрыла
Его с Чашею в руках,
Где и будет пребывать он
До тех самых пор, пока
Не вернут храм Православным.
И тогда он выйдет и
Завершит Богослуженье
То с Причастием Святым
Тем же, прерванное… Верят,
Верят греки, верим мы,
Что «последний станет первым»
С верой пламенной в груди!
Аль не знаменьем – кресты,
Проступают что на стенах
Цареградского Собора,
Всё притягивая взоры
Инославных, правоверных.
«Полумесяц» – не звезда,
Что на куполе всё там,
Крест где раньше православный
От рожденья был Заглавьем,
Ибо Крест для христиан
Есть «орудие спасенья»;
Церковь-Матерь же – Корабль –
В «полумесяце», что с пеньем
По волнам сей бурной жизни,
Захоти лишь – доведет
В пристань тихую Отчизны
Вечной, Отче где всех ждет.
Царство Божье всех ли впустит.
Серп – луной – на небесах;
Под крестом на куполах –
Цатой – символом Иисуса
Как Христа, царей Царя
И священника во Первый.
С цатой крест – и на иконах
Святой Троицы и Девы
Пресвятой.
Луной неполной
И «звезда во лбу горит»
Даже в сказке о Салтане –
…не султане….
В стародавнем –
Полумесяц знаком был
Государства Византии,
Христианский символ как
Царской власти! …Лишь когда
Византия пала с Римом
Своим Новым – в сам Царьград,
Когда взвыл Константинополь
И зашлась София воплем,
Вдруг лишившись враз креста
На макушке Православья
В небосвод высокий сам,
Лишь тогда эмблемой стал
Серп империи Османов….
А луна себе плывет,
Не касаясь даже вод
Ни морей, ни океанов,
Что сбегают от охраны
В форме буев, берегов,
С взором встретившись лишь только
С нею – Перлом жемчугов,
Над Златым и властной Рогом.
И – плывет луна, в волнах
Утопая неземного
Моря, ниже что лишь Бога,
Проплывая в облаках
Над Стамбульской ночью темной,
Где безсилен сам Фанар,
Рядом с коим всяк фонарь
Много ярче…. Недотрогой
Льет свет лунный там она,
Освещая мрак под нею,
Над Софией всё бледнея –
Над Собором без креста! –
Над поруганной святыней
Православных христиан,
Где читается Коран,
Как тогда в Айя-Софии,
Хоть музей то уж давно;
И мозаик где безценность
В сеть моршин седых веков
Уж расчищена: Младенец
С Богородицей; Христос
Вседержитель – Пантократор
Держит Сам Своей рукой
Свет – Евангелие! Матерь
Приснодева, Иоанн
С Ней – сам Господа креститель;
Их слышны молитв слова,
Само Слово ж – между ними!
И, музеем, помнит Храм
Как тот личный представитель
Папы, римский кардинал,
Патриархом Михаилом
Отлучен от Церкви был,
Что причиной послужило
И раскола… Не забыл
Храм Великой Византии
И в преддверьи тыщи лет
Ту анафему… Как будто,
Всё – вчера …. И вновь – мечеть?
Для молитвы ли в Стамбуле
Места нет для мусульман,
Окромя Царьграда Храма,
Что уж памятником стал,
Хоть открыты его раны….
Но – Собор стоит! Святая
В нём София говорит:
Поругаем не бывает
Сам Господь! И – Бог всё с ним!
Да чего там самолеты,
Что не птицы, хоть в крылах,
На раздутых парусах
Коль Фрегат уж мчится лётом,
Подходя к тем берегам,
Где томится Византия,
Что молчит в красно Витием,
Ибо знает: «Аз воздам,
И отмщение Мне».
Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айия-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya M;zesi).
Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
http://www.youtube.com/watch?v=fnq0c8jEUp4
Осквернение храма Святой Софии [Русский ответ]
* «КРЕСТЫ, КОТОРЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ХРАМЕ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ»
*Раскол христианской Церкви, также Великий раскол и Великая схизма — церковный раскол 1054г., после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.
*В мае 330 года Константин Великий официально заявил о переносе столицы на стратегический полуостров у Босфорского пролива и о переименовании Византия.
На этот момент городу уже было почти 1000 лет.Новой столице империи было дано название Новый Рим. Однако этому названию не суждено было надолго закрепиться в истории. Город все стали называть Константинополем, в честь основавшего его Константина. За время своего правления Константин усиленно перестраивал город, увеличил его размеры в несколько раз, и в общем изменил облик до неузнаваемости. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами.. За это в народе Византий стали называть городом Константина (греч. ;;;;;;;;;;;;;;;;;). Лишь при правлении Феодосия II, около ста лет спустя, город впервые называют Константинополем в официальных документах. В итоге это имя на века закрепилось за византийской столицей.
И в мае же – падение Константинополя.
*Последняя Божественная Литургия в Святой Софии началась вечером
28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь.
Айя София
Тaлaнтливый экспериментaтор дaвних веков не мог зaняться ядерными реaкциями, но сферa применения для его тaлaнтa существовaлa: он рaссчитывaл пирaмиду Хеопсa или фундaмент хрaмa Диaны Эфесской.
Игорь Можейко. «1185»
Храм Святой Софии Константинопольской – одно из самых известных зданий мира. Разумеется, он поражает своей величиной, что особенно заметно в интерьере, 56 метров высотой под куполом, 31 метр в диаметре купола, основной неф в три раза шире известных готических храмов. Однако внешний вид искушенному зрителю не покажется архитектурно собранным. Большая груда объемов из камня и разномастных куполов. Издали это выглядит величественно, вблизи скорее внушает уважение древностью постройки.
Архитектурный процесс в Византийской империи шел в направлении новых форм, отличных от эллинистических и Святая София ознаменовала собой не только определенный этап этих поисков, но и стала образцом для подражания в дальнейшем. Неким эталоном организации внутреннего пространства христианского храма.
Почти все наши русские храмы имеют в подкупольном пространстве столбы, поддерживающие паруса купола, поставленные достаточно близко друг к другу. Только в начале века появились храмы архитектора Косякова с освобожденным единым пространством под куполом – наш Кронштадский собор один из них. Но сравниться по размерам с Айя Софией он не может.
Айя София была построена достаточно быстро, это не Кельнский собор, который достраивался 600 лет. Строительство продолжалось всего около 6 лет, если быть точными, 5 лет, 11 месяцев и 10 дней. Правда, после землятрясения года купол переделывался.
По сути дела, Айя София была некоторым экспериментом, удачно закончившимся.
Если рассказывать по порядку, то следует вспомнить о том, что в течение двух веков до неё было построено довольно много храмов, и даже сама Айя София была не первым зданием, построенным на площади Августеон. Первая базилика была построена еще при императоре Константине в 325-328 годах.
Христианская религия поставила перед зодчими новые задачи в отличие от античной.
Базилика стала основным типом зданиям, прижившимся в религиозной архитектуре на Западе.
Иллюстрация к «Менологиону» Василия второго.
Особенностью Византийской империи как раз стало существование отцов-пустынников и одновременно очень пышных церемоний и роскошества столичной религиозной жизни. Очень хочется провести параллели, всё-таки мы и это сумели заимствовать от Византии.
Особенностью богослужения в греческих храмах было то, что верующие стояли в боковых нефах, а литургия проводилась не в апсиде, а в центральном нефе.
Православный мир принял за основу иную схему – крестово-купольную, которая была выработана постепенно византийскими зодчими.
Крестово-купольная схема развивалась на основе построек баптистериев и мартириев – ротонд, которые ставились в память о христианских святых мучениках.Были и известные римские постройки, в которых зодчие справились с задачей перекрыть большое пространство куполом – это Римский Пантеон, храм всех богов, Купол диаметром 43 метра был на то время самым крупным.
Совершенно непонятным образом держится это воздушное строение – как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба.
Тысячи бунтовщиков выступили против высоких налогов и императора Юстиниана, который был молод и правил пять лет. Однако Юстиниан был амбициозен, мечтал о славе Византии и повернул обстоятельства в свою сторону. Нерон специально поджег Рим, чтобы перестроить по своему желанию, Юстиниан воспользовался случаем. Нет ничего более лучшего, чем занять свободные руки и головы безработных бунтующих масс большой стройкой. Строительство началось 23 февраля 532 года под руководством двух зодчих и ученых : Анфимия Траллского и Исидора Милетского. Есть мнение, что именно они построили незадолго до этого, в 527 году церковь Сергия и Вакха, значительно меньшего размера – 15 метров в диаметре, но центрической формы. Купол этой церкви еще не имеет барабана и опирается прямо на арки.
10000 рабочих трудилось под руководством 100 мастеров, организовать такую стройку и не сойти с ума не каждому под силу. За ходом строительных работ лично следил император Юстиниан, он посещал стройку вместо своего послеобеденного сна, большая, как вы понимаете, жертва. Рачительный хозяин, он не стал разбирать руины предыдущей церкви, часть её оставшихся стен стала частью стен нового храма.
Айя София соединяет в себе как продольную, так и центрическую тенденции. Она еще базилика с тремя нефами, но подкупольное пространство так велико, что мы почти не замечаем этого.
Прокопий Кесарийский описал строительство Софии через 20 лет и упомянул о том, что строители ездили на остров Родос и кирпич производился там. Но при обследовании собора был найден кирпич с маркой константинопольских мастерских, который при работе случайно положили вверх клеймом.
Кладка стен способствует их прочности – слой известкового раствора не уже самого кирпича, сейчас другое соотношение, и в него тоже добавлен кирпичный бой, это способствует тому, что стена лучше схватывается.
Конструкция купола гораздо сложнее, для погашения нагрузок и их перераспределения зодчие идут на ряд последовательных мер, которые они применяли, порой сталкиваясь с тем фактом, что здание начинало трещать по швам. Им приходится бороться с неприятностями по ходу из возникновения, даже опалубки для возведения арок такого размера никогда не делались. Они делают цилиндрическое основание куполу, которое опирается на арки парусов.
С двух сторон делают пристройки, которые накрывают полукуполами, к несущим столбам пристраиваются дополнительные арки – конструкция, хорошо освоенная потом готикой. Арки с внешней стороны здания даже напоминают готические аркбутаны.
Храм тогда не был украшен мозаиками, как сейчас, но поражал своим размером.
Купол, казалось парил из-за обилия близко поставленных окон барабана. Дополнительные полукупола так расширяли зрительно пространство, что оно казалось гигантским. Обилие воздуха ощущалось еще сильнее из-за обилия льющегося света.
Для отделки были использованы самые лучшие материалы. Колонны из порфирского мрамора, которые видимо были взяты откуда-то, с резными капителями.
Отделка стен мрамором, срезы выложены симметрично, что дает на стенах своеобразную графику.
Пол достаточно прост, на нем еще нет таких узоров из камня, как в Сан-Марко, который был построен на несколько веков позже. Храм был украшен 427ю статуями, собранными со всего Константинополя. Створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега, доставленной в столицу специальной экспедицией.
Общая стоимость строительства составила огромную сумму – 3200 кентинариев золота (102400 кг).
Возможно, что убыстренные сроки строительства не позволили выполнить какие-то виды более художественных работ.
Через 20 лет случилось землятрясение и купол не выдержал. Во вторник 7 мая 557 года обрушилась восточная часть перекрытия.
И с тех пор она стоит.
Турки пристроили к ней минареты, богатства были разграблены венецианскими крестоносцами, но мы до сих пор можем восхищаться огромным пространством, которому пока сложно найти аналог.
После Айя Софии идея купольного здания стала архитектурной доминантой, она как нельзя лучше выразила идею храма, как макрокосма. Находясь внутри, человек ощущает себя под сферой небес и храм символизирует Вселенную. Огромность пространства кажется нарушает физические законы тяготения и его стены всего лишь оболочка этого пространства.