собор святителя николая чудотворца в вене

Никольский кафедральный собор (Вена)

Мiръ Австрия Вена Никольский кафедральный собор (Вена)

собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть фото собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть картинку собор святителя николая чудотворца в вене. Картинка про собор святителя николая чудотворца в вене. Фото собор святителя николая чудотворца в вене

Содержание

История [ править ]

Первый храм [ править ]

Первая, Троицкая, церковь была перевезена в Вену в 1762 году по просьбе посла князя Д. М. Голицына из Аугсбурга. В храме был иконостас «на голубой камке». Церковь была размещена в доме князя, а затем «в особливой гостинной».

В 1781 году церковь переехала в другое, но тесное и плохо освещённое место. В 1803 году храм перенесли в новое, более приспособленное место, а в 1812 году — в дом на Вальфишгассе, 5.

Современный собор [ править ]

Храм построен как посольский (при российском императорском посольстве) в 1893—1899 годах по проекту Григория Ивановича Котова итальянским архитектором Луиджи Джакомелли. Значительная часть расходов на строительство (400 000 рублей) составили пожертвования императора Александра III.

Освящён 4 апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом.

После начала первой мировой войны, ввиду разрыва дипломатических отношений между Россией и Австрией, посольство было закрыто, а вместе с ним и собор. По установлении в феврале 1924 года дипломатических отношений между СССР и Австрией, храм был передан в ведение общины в юрисдикции лояльного Москве митрополита Евлогия (Георгиевского). Последний, вместе со своими приходами, перешёл в феврале 1931 года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (Западноевропейский экзархат русских приходов).

После начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года, вся недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, была конфискована Внешнеполитическим ведомством Третьего рейха. 19 мая 1943 года собор был передан во временное пользование общине РПЦЗ во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком.

После освобождения Вены советскими войсками в мае 1945 года, храм перешёл в ведение Московского Патриархата.

В 1962 году, ввиду учреждения Синодом РПЦ Венской и Австрийской епархии, храм стал именоваться кафедральным собором.

19 мая 1969 года приход собора был признан юридическим лицом.

С 1975 года до 1991 года архиепископом (затем митрополит) Венским был Ириней (Зуземиль).

С 2003 по 2008 год в соборе проводилась реставрация, по окончании которой планировалось освящение обновлённого храма. Однако вместо него 21 декабря 2008 года была проведена панихида по покойному Патриарху Алексею II.

Описание [ править ]

собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть фото собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть картинку собор святителя николая чудотворца в вене. Картинка про собор святителя николая чудотворца в вене. Фото собор святителя николая чудотворца в вене

Церковь выполнена в формах псевдорусской архитектуры.

В здании собора 2 этажа: верхний храм освящён во имя святителя Николая Чудотворца; нижний — в память императора Александра III, его покровителя благоверного князя Александра Невского.

Рядом с храмом находятся административные помещения епархии.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Jauresgasse 2, A-1030 Wien

Телефон: +43 / (0)1 / 713 82 50

Общественный транспорт: Ungargasse/Neulinggasse (249 m NO)

трамвай: Strassenbahn O

электричка: Schnellbahn «Rennweg» (станция «Rennweg»)

метро линия U4: U-Bahn U4 «Stadtpark»

Паломнику [ править ]

Источник

Никольский собор в Вене

собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть фото собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть картинку собор святителя николая чудотворца в вене. Картинка про собор святителя николая чудотворца в вене. Фото собор святителя николая чудотворца в вене

собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть фото собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть картинку собор святителя николая чудотворца в вене. Картинка про собор святителя николая чудотворца в вене. Фото собор святителя николая чудотворца в вене

собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть фото собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть картинку собор святителя николая чудотворца в вене. Картинка про собор святителя николая чудотворца в вене. Фото собор святителя николая чудотворца в вене

Никольский собор в Вене Thomas Ledl

За зданием бывшего дворца герцога Нассауского, где размещается посольство РФ в Вене, виднеются зеленая шатровая крыша и позолоченная луковка с крестом. Это навершие собора Святителя и Чудотворца Николая, кафедрального храма православной общины столицы Австрии. Он построен в конце 19 века как посольская церковь представительства Российской Империи. Мировые войны дважды прекращали служение, имущество изымали, но все вернулось на круги своя, и после реставрации храм снова служит православию.

Что посмотреть

Внешне Никольский собор соответствует основным канонам русско-византийского стиля, у него 5 глав и 6-я над звонницей, их основания украшены кокошниками, фасад богато декорирован, стены розовые, отделка — белая. Самый большой из 10 колоколов весом 1200 кг отлит из меди, переданной церкви Советской Армией после взятия Вены.

Широкая каменная лестница ведет ко входу в верхний храм, внутрь свет попадает через высокие окна из цветного стекла теплых тонов и великолепные витражи в апсиде алтаря с изображениями Христа Вседержителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. Фрески в византийском стиле, мозаичная икона Воскресения Христова над входом выполнены Николаем Бруни. Особо чтимы прихожанами образ Божией Матери «Избавительница», частица мощей святого Николая и его икона, подаренная патриархом Алексием I. Нижний храм скромнее, в боковом приделе стоит крещенская купель.

При Никольском соборе действуют воскресная школа, церковный хор, детский сад, православный семейный центр «Венские купола». Члены благотворительного движения «Белый цветок» помогают преодолеть жизненные трудности больным детям, заключенным и паломникам.

Практическая информация

Адрес: Вена, Jauresgasse, 2. Веб-сайт.

Как добраться: на автобусе № 4А или трамвае № О до ост. Ungargasse/Neulinggasse.

Экскурсии проводятся бесплатно группами по предварительной записи.

Источник

ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть фото собор святителя николая чудотворца в вене. Смотреть картинку собор святителя николая чудотворца в вене. Картинка про собор святителя николая чудотворца в вене. Фото собор святителя николая чудотворца в вене
Венский Свято-Никольский Собор

Венский собор во имя свт. Николая Мирликийского, кафедральный собор Венской и Австрийской епархии Русской Православной Церкви.

Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Такая колония была, например, в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Она занималась покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. Для этой колонии была сооружена церковь, а священники для которой присылались из России.

В Австро-Венгрию также входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся Православия: жители Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. В Вене и окресностях издавна проживали православные греки.

Начиная с 1701 года, с назначением в Вену русского посла кн. П.А.Голицына, дипломатические сношения России с Австрией стали постоянными. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством, в греческой церкви во имя Св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735-1739 гг.) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, покинули Вену. В 1761 году на конгрессе в г.Аугсбурге находилась русская миссия, при которой была походная церковь Св.Троицы. При церкви был иеромонах Наркисс (Кветка) и два церковнослужителя. 10 октября 1761 г. миссия прибыла в Вену, и по просьбе Голицына церковь вместе с церковнослужителями была оставлена в Вене. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев, переведенный из русского храма Гааги. Венская церковь была размещена первоначально на квартире посла. Но истово исполняемые при хорошем пении богослужения начинают посещаться также местным православным населением других национальностей. Так, 19 марта 1776 года Голицын писал Екатерине II:

С 1842 по 1884 год настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель протоиерей Миxаил Раевский. Прот. Раевский известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык. Прот. Раевскому принадлежит мысль о необxодимости создания в Вене величественного каменного xрама. В 1885 году в Вену был назначен протоиерей о. Александр Николаевский, которому суждено было осуществить идею и мечту прот. Раевского. Но собранныx средств оказалось недостаточно даже для того, чтобы построить xотя бы небольшой xрам. Тогда русский посол князь Лобанов-Ростовский А.Б. обратился с xодатайством в Санкт-Петербург и получил ассигнование на строительство в сумме 400 тыс.рублей.

Освящение Свято-Николаевского собора

Под постройку собора было отведено место в саду участка, приобретенного для посольства. 3 октября 1893 года состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту академика Г. Котова архитектором-итальянцем Джакомелли и были окончены 1899 году.

Освящение Свято-Николаевского собора совершено было 4 апреля 1899 года арxиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. К этому дню в Вену прибыли настоятели, несшие свою службу в русских храмах Европы: прот. Мальцев из Берлина, прот. Ф. Кардасевич из Будапешта, прот. Протопопов из Висбадена, свящ. Вольский из Штутгарта, свящ. Анненков из Дрездена, прот. Соловьев из Кобурга, прот. Апраксин из Праги и многие другие. Были также настоятели греческой и сербской церквей в Вене, а также священники боснийских русских полков. На освящении xрама присутствовал русский посол граф П.А. Капнист, представители австрийскиx властей и бургомистр Вены Штрабах, дипломаты, представители разных славянеких обществ.

История собора в межвоенный период

25 февраля 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Австрией. В 1927 году правительства двух стран заключили соглашение о передаче бывшей российской дипломатической недвижимости, включая собор, советскому полпредству в Австрии. В протоколе (к советско-австрийскому Соглашению о посольских зданиях от 16 июля 1927 года) о передаче бывшей русской церкви при Посольстве от 26 июля 1927 года говорится, что «постройка в течение 13 лет не отапливалась и не проветривалась». По этому протоколу австрийское правительство передало церковь правительству СССР через его представителей – секретаря консульской части Полпредства в Вене Блуменфельда, зав. финансовой частью Крэбса и коменданта экономической части Луца «вместе с участком земли и инвентарем, принадлежащим данной церкви, согласно списку, по которому он был в свое время передан в Вене испанским посольством». В этой связи, за неимением каких-либо документальных доказательств на сей счет, можно предположить, что до того, как здание церкви перешло в управление австрийского правительства, оно, видимо, еще до революции 1917 года было передано под присмотр посольства Испании в Вене.

Наступил март 1938 года, когда Австрия была поглощена нацистским рейхом. Советское правительство выразило категорическое несогласие с аншлюсом Австрии и предпочло совсем закрыть свое представительство в Вене. По воспоминаниям некоторых современников, ключи от всех зданий советского дипломатического комплекса, в том числе и от храма свт. Николая, якобы были переданы представителям дипмиссии нейтральной Швейцарии, чтобы та осуществляла присмотр за недвижимостью.

Вторая мировая война

В 1941 году Германия напала на Советский Союз. Нацисты быстро приняли решение об использовании советской собственности в Австрии. Внешнеполитическое ведомство рейха конфисковало всю недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, и взяло ее под свое управление. После этого сотрудники венского управления гестапо взломали двери зданий и изъяли интересовавшие их предметы и материалы. 23 сентября 1941 года часть советской недвижимости была передана в пользование Имперской высшей музыкальной школы города Вены (ныне – Венский университет музыки и изобразительного искусства), а другая часть – под общежитие для детей школьного возраста, являвшихся членами Гитлерюгенда. Решение принималось венской городской администрацией по согласованию с внешнеполитическим ведомством Германии, правда, с оговоркой, что оно «носит временный характер, поскольку недвижимость по окончании войны, возможно, будет передана будущему русскому государству». В распоряжении фашистской администрации Вены сказано: «Бывшая церковь может использоваться высшей музыкальной школой для организации представлений как по линии музыкальных, так и танцевальных классов, причем общежитие для детей школьного возраста также может располагаться в здании». Передача советского полпредского комплекса состоялась 2 октября 1941 года.

В конце августа 1942 года здание советской дипмиссии осмотрели сотрудники СС, объяснив цель своего визита простым любопытством. Однако обеспокоенное руководство Музыкальной школы поспешило заявить венским городским властям о недопустимости передачи кому-либо занимаемых учреждением помещений. Но уже в сентябре 1942 года из районного отделения полиции в музыкальную школу поступило уведомление о том, что здание будет использоваться для размещения бездомных, если таковые появятся в результате авианалетов на Вену. Руководство школы в очередной раз выступило против отчуждения «своей» недвижимости, мотивировав возражения в частности тем, что в помещениях имеется много ценных предметов. Протест подействовал.

Вокруг церкви, однако, ощущалось постоянное напряжение. Например, в октябре 1942 года начальник школьных классов музыкального образования и танцев просил вышестоящие инстанции ходатайствовать об усилении полицейской охраны здания. «Множатся случаи, – писал он, – когда незнакомые лица под различными предлогами (мужчина ищет некую женщину, которая обучает грамоте русских детей, или некто хочет забрать из церкви облачения для совершения богослужений и т.д.) пытались проникнуть внутрь. Я давно просил полицейский участок об усилении охраны здания и обращаюсь в связи с этим повторно».

По указанию городских властей Вены от 19 мая 1943 года собор свт. Николая был передан для проведения богослужений во временное пользование русской православной общине во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком. На актах приема-передачи церковного имущества стоит печать Русской православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Вена, Рихтхофенгассе 7). Тем самым было удовлетворено ходатайство Г. фон Генюка к венским властям от 22 июня 1942 года о передаче в пользование здания церкви. Речь здесь идет об уступке, сделанной отделившейся от Московского Патриархата русской Зарубежной православной церкви, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Передача храма в пользование «зарубежникам» могла бы состояться и раньше (соответствующее решение было принято еще в январе 1943 года), однако венские власти распорядились сначала провести в церкви небольшие ремонтно-монтажные работы, так как, во-первых, существовала угроза обрушения центральной бронзовой люстры весом 700 кг и, во-вторых, протекала кровля, поврежденная ураганными ветрами. Весной 1943 года люстра была демонтирована, и в срочном порядке произведены необходимые кровельные работы. Спешка объяснялась тем, что 23 мая в Вене ожидали прибытия митрополита Зарубежной православной церкви. Германское внешнеполитическое ведомство взяло на себя все расходы по упомянутым работам. Это можно понимать как важный «дипломатический» жест по отношению к фашистским коллаборационистам, однако в одном из документов Венской городской управы от 14 января 1943 года говорится, что «использование церкви в целях богослужений ни в коей мере не должно мешать занятиям Венской высшей музыкальной школы». Церковная община не имела права препятствовать проведению в соборе музыкальных занятий и выступлений. О проведении богослужений музыкальную школу надо было информировать заранее. Община должна была также согласиться с тем, что в церкви, там, где обычно стоят певчие, музыкальная школа разместила свой небольшой орган.

Подвальные помещения собора во время войны использовались как склад ценных коллекций Ботанического института при Венском университете и хранилище его научной библиотеки. Ботанический институт полагал, что прятать коллекции в церкви от налетов авиации союзников надежнее, чем в каких-либо других местах. Институт пытался разместить свои коллекции на первом этаже приходских помещений, однако этому воспротивилась музыкальная школа. Было опасение, что коллекции – растения в банках со спиртом и формалином – могут усилить риск крупного пожара в случае налета авиации союзников. Подвальные помещения церкви предусматривалось также использовать под бомбоубежище для учреждений, размещавшихся в посольском комплексе.

История собора после Второй мировой войны

В соборе на средства Венских властей, Московской Патриархии и на пожертвования прихожан проводятся большие ремонтные работы в административных и приходских помещениях собора, со времени войны находившихся в запустении.

19 мая 1969 года приход Свято-Николаевского собора признан юридическим лицом.

Достопримечательности венского собора

Венский собор Святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора, состоит из главного храма во имя cвятителя Николая и нижнего храма cв. Александра Невского.

В настоящее время (зима 2008) в верхнем храме осуществляется роспись стен. Службы идут в нижнем храме, обновлённом в ходе недавнего ремонта. тут же, в левом приделе во имя свят. Мартина, епископа Турского оборудована купель для крещения по полному чину.

Звонница собора в десять колоколов увенчана куполом. Самый большой из колоколов весит 1200 кг.

В бурную эпоху мировой войны и Революции в России Святейший Патриарх Тихон назначил главой русских церквей в Европе Митрополита Евлогия (Георгиевского). Русские приходы заграницей пополнились тогда пленными и эмигрантами. Митрополиту Евлогию, жившему в Берлине и Париже, удалось наладить жизнь русских церквей и приходов в Европе. Митрополиту, в том числе, удалось наладить после Первой мировой войны жизнь венского приxода, поручив его вначале священнику Авениру Дьякову [5]. Он был из довоенных диаконов венской церкви. Но вскоре о. Авенира заменил бывший до войны настоятель венской церкви прот. Рожественский. Далее, после нестроений, в приход прибыл «батюшка» старого типa прот. Ванчaков.

Свято-Николаевский приход объединяет верующих Вены, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит сохранении и свидетельстве Православия среди культурного и религиозного разнообразия; в духовном окормлении православных верующих; и в представительстве Русского Православия в столице Австрии.

Настоятели

Использованные материалы

[4] Iskusstvo i hudozhestvennaja promyschlennost’. Illjustrirovannoe isdanie Imperatorskogo obschestva Pooschrenija Hudozhestv, 1899, Nr. 9-10, s.738.

Источник

История собора

Годом учреждения русской православной церкви в Вене должен быть признан 1762 г., хотя уже в 1725 г. при посланнике при Австрийском Императорском Дворе Ланчинском и по его ходатайству было решено в Петербурге пересылать по сто рублей в год в Вену на священника. В это время русские обращались за удовлетворением своих религиозных нужд к греческим и сербским священникам. Богослужения совершались в греческом храме Св. Георгия.

Так в своем докладе в 1750 г. первый посол России в Вене граф Бестужев-Рюмин писал, что он принял для совершения богослужения сербского священника Михаила, указывая при этом на настоятельную потребность иметь как для себя лично собственного священника, так и для «множества других разнонациональных верующих греко-кафолического исповедания, которые не знают греческого языка». На просьбу графа Бестужева-Рюмина, согласно определению Святейшего Синода было решено отправить священника из России. И только послу в Вене князю Д. М. Голицыну удалось добиться, чтобы отправленная для посольства в Аугсбург на конгресс походная церковь была переведена к нему в Вену.

Высочайшим рескриптом от 19 июля 1762 г. русскому посланнику в Гааге предписывалось отправить находящегося при нем священника Симеона Матвеева в Вену.

Первые годы (до 1765 г.) русская церковь находилась в том же доме, где жил и посол. На содержание ее шли те сто рублей, которые ранее предназначались для греческого храма. В 1765 г. для венской посольской церкви было снято отдельной от посла помещение.

Приемником о. Симеона Матвеева был иеромонах Иезекииль, родом украинец. Приглашенный в Вену князем Голицыным из Токая (Венгрия) он пробыл настоятелем посольской церкви по 1783 г. и по возрасту и по состоянию здоровья ушел на покой с оставлением содержания до смерти.

Отец Иоанн Иосифов (священник петербургской церкви Св. Апостола Андрея Первозванного) указом Святейшего Синода был определен на его место. Его пастырская деятельность совпала с трудным периодом наполеоновских воин. Его продолжительное (по 1823 г.) и полезное для посольской церкви служение было отмечено разнообразными наградами: так в 1800 г. он был награжден орденом Св. Иоанна Иерусалимского, в 1808 г. позолоченным крестом, в 1819 г. по повелению Императора Александра I во время его пребывания в Вене, Святейший Синод пожаловал протоиерея Иосифова камилавкой, на следующий год он получил бронзовый крест за 1812 г., награжден орденом Анны II степени. В 1820 он получил золотой наперсный крест из кабинета Его Величества.

От времени и от вывоза в Дрезден посольская походная церковь пришла в плохое состояние и в 1803 г. была найдено и освящено новое прекрасное помещение и новое имущество в доме баронессы фон Матт, на Гроссе Шульштрассе. Освящение состоялось «в присутствии многочисленных знатных русских путешественников и при большом стечении населявших Австрию славян … стремившихся к духовному единству».

С 1790 г. посла в Австрии Голицына сменил граф Андрей Разумовский (1752 – 1836). В Австрии было много православного населения, как греков, так и славянского происхождения. В начале это были беженцы от турецкого ига, потом Австро-Венгрия расширяясь, приобретала территории со славянским населением. Кроме того, через Австрию, как центр Европы пролегали пути русских подданных, направлявшихся в Италию, Германию, Францию и Испанию.

На место протоиерея Иосифова был избран магистр петербургской духовной консистории священник Гавриил Меглицкий, бывший настоятелем с 1823 – 1840 гг. При нем нашло свое осуществление учреждение при венской посольской церкви хора. Мысль завести такое пение «которое при богослужении в церкви делает не малую красоту» (из письма протоиерея Иосифова князю Волконскому от 8 января 1816 г.), не оставляла еще о. Иосифова. Подходящий случай провести эту мысль скоро представился и в Вену были направлены два брата из Венгрии, что положило начало постепенному развитию мысли о настоящем хоре. В силу прошений для совершения богослужений «с приличной торжественностью» были назначены и направлены в Вену при священнике Меглицком в 1834 г. четверо певчих. Священник Меглицкий писал, что посольская церковь, в которую приходят не только представители российского дворянства, но и «принцы царской крови, иностранные министры и знатнейшие из австрийского дворянства», требует от служащих в ней «возможного совершенства и опытности по своей части». При священнике Гаврииле Меглицком церковь из дома баронессы фон Матт перешла в 1823 г. в новое помещение на улице Вальфишгассе 5, в доме, который был завещан в 1812 г. русскому правительству рыцарем Мальтийского ордена Иваном Батистом Маллиа, состоявшим 20 лет на русской службе чиновником при венском посольстве.

С 1866 г. к венской церкви стали уже назначаться диаконы, из которых известны Александр Николаевич Кудрявцев (1866 – 1873 гг., после протоиерей, профессор церковного права Новороссийского Университета), Евгений Васильевич Соловьев (1874 – 1883 гг., в последствии протоиерей, настоятель Кобургской церкви), Иоанн Иоаннович Ласкин (с 1883 г., скончался диаконом в Берлине), Михаил Николаевич Анненков (скончался настоятелем в Дрездене) и Петр Григорьевич Преображенский (с 1899 г.).

Во время после открытия храма в 1945 г. диаконами собора служили протодиакон Петр Карлашов (род. 1877 г., умер 1951 г.), диакон Александр Арнаудов (впоследствии епископ Авенир, 1963-1975), диакон Богомил Манов, диакон Бранко Живич (1990-1993 гг.), диакон Радослав Ристич (ныне священник, 2001-2003 гг.) и протодиакон Виктор Шиловский (с 1986 г.).

Еще в 1776 г. князь Д. М. Голицын ходатайствует перед Императрицей Екатериной о специальном помещении для церкви. «Не только для людей греческого вероисповедания, кои в немалом числе приходят в оную церковь для слушания божественной службы, но и для здешних, из единого любопытства ее посещающих обывателей, не можно мне обойтись без того, чтобы не иметь для нее ( т. е. церкви) просторнейшей квартиры.» В ответ на эту просьбу Коллегия Иностранных Дел России отпустила сверх жалования священнику и церковнослужителям на содержание храма 600 талеров в год. Уже тогда венская посольская церковь не удовлетворяла своему назначению быть религиозной представительницей могущественной русской державы, она была не в состоянии вместить всех желающих, была мала и тесна.

На сумму в 22 тысячи рублей, собранных протоиереем Раевским как пожертвование, была сооружена кладбищенская церковь во имя Св. праведного Лазаря, в той части Центрального Кладбища в Вене, которая была отведена для погребения русских. Эта церковь была освящена 9 мая (27 апреля ст./ст.) 1895 г. и существует и по ныне. Она содержалась добровольными пожертвованиями. Основное участие в обеспечении церкви принимало Александро-Невское церковное попечительство, основанное при венском храме в 1902 г. Оно также заботилось об устройстве «убежища для больных русских» и оказывало помощь нуждающимся. Кроме попечительства в Вене существовали Австро-русское благотворительное общество и академическое общество «Славянская беседа», которое преследовало научные цели сближения славян между собой. Оно насчитывало более 400 членов, среди которых были И. С. Аксаков, протоиерей М. Ф. Раевский, князь Шварценберг и др. Было также «Славянское певческое общество», которое имело хороший мужской и женский хор и ревностно распространяло славянские песни и музыку.

Как уже упоминалось, Вена служила местом стечения многих православных, которые нуждались в своем религиозном центре. Таким образом, нельзя переоценить значение закладки русского храма в Вене. Особенно важно это было, конечно, для русской части православных, стремления которых к принятию участия в общественной жизни, как указано выше, выражалось в создании различных обществ. Помощником у протоиерея Михаила Раевского был священник Василий Архангельский, который после смерти протоиерея Раевского с мая 1884 г. по май 1885 г. исполнял обязанности настоятеля.

В 1885 г. настоятелем венской посольской церкви был назначен протоиерей из Ревеля (Талина) Александр Николаевский, которому посчастливилось осуществить идею и мечту протоиерея Михаила Раевского. Посол России князь А. Б. Лобанов-Ростовский поддержал идею строительства храма на территории, приобретенной в 1892 г. у герцога Нассау, где уже стояло здание дворцового типа, построенного в стиле венского неоренессанса, архитектором Вурм-Аркройцем. В этом здании располагалось российское посольство.

Император Александр III по представлению посла одобрил инициативу и к тому же лично пожертвовал 200 тысяч рублей на строительство, другую половину 200 тысяч министр финансов И. А. Вышнеградский изыскал из правительственных средств. На внутреннее украшение храма были принимаемы частные пожертвования.

15 (3 ст. ст.) октября 1893 г. по повелению Императора Александра III и по благословению первенствующего члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви митрополита Палладия (Раева-Писарева) состоялась закладка православного кафедрального собора во имя Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийского.

Планы храма составлены петербургским архитектором Г. И. Котовым. Внешний облик храма выполнен в стиле русско-византийского зодчества XVI – XVII веков: пятиглавие, шатровое завершение центрального объема, шестой купол над звонницей, горки кокошников в основании глав, галерея, опоясывающая здание, общее изобиле наружной декорации, ее многоцветие (кирпичный цвет стен, ковровые орнаменты черепицы, шатра и кровли).

Помимо традиционной иконы собор Свт. Николая украшен витражами – образ Свт. Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время II мировой войны, а также образы в трех верхних окнах алтарной апсиды – Господь Вседержитель, Божия Матерь и Св. Иоанн Предтеча.

Нижняя церковь зимняя, меньших размеров, освящена в память Императора Александра III во имя его небесного покровителя св. благов. вел. князя Александра Невского.

Люстры верхнего храма расписаны ажурным старославянским шрифтом были подарены Императором Николаем II.

Непосредственно строительными работами руководили архитекторы Ждакомелли и Румпельмайр.

Храм закончен всего через шесть лет и освящен в воскресенье 16 (4 ст./ст.) апреля 1899 г. архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом (Экземплярским). К этому дню в Вену прибыли настоятели, несшие службу в русских храмах за границей: в Берлине, в Будапеште, Штуттгарте, Дрездене, Праге. Присутствовали также настоятели сербской и греческой церквей в Вене. На торжественное освящение храма пришли члены русского посольства во главе с послом графом П. А. Капнистом, также послы Румынии, Сербии, Греции, представители разных славянских общин. Австрийских властей представляли наместник области граф Кильманнсегг и бургамистр Вены Штрабах. К торжеству освящения храма прибыл тов. (= помощник) Обер-Прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер.

На торжестве освящения храма пел специально прибывший Синодальный хор под управлением регента В. Орлова, который на другой день дал духовный концерт в большом зале Венского Музыкального Общества (Musikverein). Этот концерт был большим событием в жизни Вены.

После литургии русский граф Капнист устроил прием. 20 (8 ст./ст.) апреля посол граф Капнист представил высокопреосвященного архиепископа Иеронима и помощника Обер-Прокурора Синода В. К. Саблера Императору Францу-Иосифу.

Первым настоятелем в новом храме был протоиерей Александр Николаевский, который служил в Вене до своей смерти, последовавшей в 1913 г. С 1906 г. при русском храме в Вене был утвержден постоянный штат, в состав в которого входило не менее двух священников, диакон и псаломщик. Вторым священником с 1906 г. был Дмитрий Якшич из Хорватии, а псаломщиком Николай Рыжков (в последствии протоиерей русской церкви в Праге).

Священник Дмитрий Якшич, окончил Петербургскую Духовную Академию, поступил на философский факультет Венского Университета и был в комиссии по старокатолическому вопросу при Святейшем синоде.

После смерти протоиерея Александра Николаевского в 1913 г. настоятелем был назначен протоиерей Арсений Рождественский.

Во время первой мировой войны храм был закрыт, так как церковь находилась на экстерриториальной земле вместе со зданием русского посольства и с началом войны, когда Россия и Австро-Венгрия оказались враждебными государствами, церковь осталась под попечительством нейтральной Испании. С 1914 г. до конца второй мировой войны храм 31 г. был закрыт! Протоиерей Рождественский проживал в Швейцарии, но потом вернулся больной в Вену, где и скончался в 1923 г. после окончания гражданской войны.

В 1920 г. стараниями среди прочих князя Трубецкого был организован Венско-Баденский православный приход в домовой церкви. По воспоминанием митрополита Евлогия «приход в Вене маленький, слабенький, едва влачит существование». Позднее митрополит Евлогий отмечает, что после ряда неудачных назначений он поручил венский приход протоиерею Александру Ванчакову «хорошему батюшке старого типа». Протоиерей Ванчаков совершал богослужения в предоставленном для этого помещении на Северном вокзале (Nordbahnhof), а некоторые требы у себя, на квартире.

Богослужения карловацкой юрисдикции совершались в домашней, покровской церкви в девятом районе, при которой имелось жилое помещение из двух комнат.

После установления в 1924 г. дипломатических отношений между СССР и Австрией, русская дипломатическая недвижимость, включая собор, были переданы советскому полпредству. В протоколе о передачи церкви от 26 июля 1927 г. говорится, что «постройка в течение 13 лет не отапливалась и не проветривалась». Хотя храм более 10 лет простоял без ухода, но в протоколе «церковные постройки внешней стороны были найдены в хорошем состоянии, кроме большого купола, где местами штукатурка отделилась и повреждены водосточные трубы».

После передачи полпредству церковного здания в нем, по устным свидетельствам, находился склад имущества. Церковь для прихожан была по прежнему закрыта.

Отношение советских руководителей того периода к религии общеизвестно. Многие храмы были разрушены, те, что уцелели, перестали использоваться по назначению. Не миновала сия участь и собор Св. Николая в Вене. После аншлюса Австрии нацистским рейхом в марте 1938 г., советское правительство, не признавая аншлюса, совсем закрыло свое представительство в Вене. По воспоминанием некоторых современников, по неподтвержденным данным, ключи от всех зданий советского дипломатического комплекса, в том числе и от Собора Св. Николая, были якобы переданы посольству нейтральной Швейцарии.

После нападения Германии на СССР внешнеполитическое ведомство рейха, в обход правовых норм, конфисковало всю недвижимость советской дипмиссии в Вене включая собор. В распоряжении фашистской администрации Вены сказано: «Бывшая церковь может использоваться высшей музыкальной школой (имеется в виду Имперская Высшая Музыкальная Школа ныне Венский университет музыки и изобразительного искусства) для организации представлений как по линии музыкальных, так и танцевальных классов, при чем общежитие для детей школьного возраста также может располагаться в здании».

Передача музыкальной школе состоялась 2 октября 1941 г. Но уже в сентябре 1942 г. из районного отделения полиции в школу поступило уведомление о том, что здание будет использоваться для размещения бездомных, если они появятся после авияналетов на Вену. Руководство школы выступило против отчуждения «своей» недвижимости, мотивировав возражение в частности тем, что в помещениях имеется много ценных предметов.

Вокруг церкви ощущалось постоянное напряжение. Например в октябре 1942 г. начальник начальных классов музыки и танцев писал: «Множатся случаи, когда незнакомые лица под разными предлогами пытались приникнуть внутрь. Я давно просил полицейский участок об усилении охраны здания и обращаюсь в связи с этим повторно».

В борьбе с Советским Союзом нацистам необходимы были силы, на которые можно было бы опереться и при создании своего протектората в России, и при вербовке советских военнопленных, а часть русской зарубежной церкви сотрудничала с гитлеровцами.

К приезду в Вену митрополита Серафима (Ладе) в 1943 г. были даже проведены небольшие ремонтно-монтажные работы в храме (кровельные работы и демонтирована центральная люстра весом в 700 кг. Из-за угрозы обрушения). Германское внешне политическое ведомство взяло на себя все расходы по упомянутым работам. Однако этот «дипломатический жест» не в коей мере не означал, что церковная община имеет право препятствовать проведению в соборе музыкальных занятий и выступлений. О проведении богослужений музыкальную школу надо было информировать заранее. И если на хорах собора музыкальная школа разместила свой небольшой органчик, то подвальное помещение во время войны использовались как склад ценных коллекций ботанического института и его библиотеки, а часть помещений полпредства с ноября 1944 г. находилось в пользования генерального консульства в Вене, здание которого пострадало от авияналетов, в подвале русской церкви японские консульские работники прятали свои личные вещи.

13 февраля 1945 г. произошло два прямых попаданий в полпредское здание, повлекшие за собой серьезные разрушения. Собор же на протяжении всего военного периода Бог от разрушения миловал.

После прихода Красной Армии в Вену в апреле 1945 г. все помещения советского полпредства по распоряжению советских оккупационных властей в течение нескольких месяцев были освобождены, а имущество было передано советским представителям.

Так в протоколе от июня 1945 г. указывается о возвращении музыкальной школой ценных китайских ваз из полпредского здания и иконы из русской церкви.

По указанию властей ключи от приходских и подвальных помещений собора были возвращены музыкальной школой старосте русской православной общины Московского Патриархата Л. Чередниченко 11 января 1946 г. А еще раньше в октябре 1945 г. храм был вновь открыт прибывшим в Вену из Москвы «для устроения местных церковных дел» архиепископом Фотием (Топиро).

Как известно, отношение Сталина к церкви, а значит и Советского государства с началом Великой Отечественной войны изменилось в лучшую сторону. Не в последнюю очередь это связано с тем, что церковь Московского Патриархата поддержала борьбу с фашистами, оказывала материальную поддержку в деле оснащения Красной Армии. В 1946 г. при активной поддержке Советской Военной Комендатуры был произведен капитальный ремонт храма, что дало возможность архиепископу Сергию (Королеву) летом 1946 г. (предположительно 4 августа 1946 г.) совершить первое богослужение. Для необходимой подготовки архиерейского богослужения в 1946 г. в Вену был отправлен архимандрит Арсений (Шиловский).

Архиепископ Сергий прибыл их Праги 31 июля 1946 г. на Северный вокзал (Нордбанхоф), где был встречен архимандритом Арсением (Шиловским) и представителями власти. Архиепископ Сергий отличался гостеприимством и большой простотой в личном общении. Он делал попытку объединить верующих через собрания по воскресным и праздничным дням на своей квартире.

Военное Командование оказывало большое внимание материальной поддержке храма (уголь, строительные материалы и продовольствие).

Позже, 18 (5 ст./ст.) апреля 1948 г. в 49-летнюю дату освящения собора состоялось торжественное освящение и поднятие самого могучего из 10 колоколов собора, весящего 1200 кг. Он отлит из кусков меди, явившихся военной добычей, после тяжелых боев за освобождение Вены Советской Армией, и дарованных ее Командованием русскому храму. Надпись на колоколе гласит: «Сей колокол, дар победоносной Русской Армии, собору Святителя Николая, сооружен при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии, при архиепископе Венском Сергии. Город Вена, 1945-47». Отлитие колокола и его поднятие были доведены до конца благодаря средствам, отпущенным Московской Патриархией.

В январе 1947 г. последовал указ Святейшего Патриарха Алексия об учреждении экзархата Московской Патриархии в Средней Европе и о назначении экзархом архиепископа Сергия (Королева), а уже в следующем 1948 г. экзархат был упразднен, и архиепископ Сергий назначен архиепископом Берлинским и Германским.

Покидая Вену архиепископ Сергий оставляет распоряжение: «Архимандрит Арсений назначается моим представителем в Австрии на правах благочинного с жительством в Вене. Он в случае необходимости представляет меня как правящего архиерея перед властями и инославным духовенством».

27 декабря 1950 г. Святейший Патриарх Алексий назначил архимандрита Арсения (Шиловского) настоятелем венских храмов и ставропигиальным благочинным. Он сменил на этом посту протоиерея Александра Ванчакова. Его благотворная деятельность неоднократно отмечалась духовными властями, Святейший Патриарх Алексий наградил архимандрита правом ношения двух крестов с украшениями. При нем сохранялось братское отношение с греческой, румынской, сербской, а также армянской, старокатолической и протестантской церквями. Начал действовать великолепный хор под руководством опытного регента профессора Андрия Гнатышина.

Вот свидетельство Марии Разумовской из ЖМП (1969 г., № 5, стр. 23), которое хотя и относится в позднейшему периоду, но тем не менее правильно освящает и середину 50-х годов: «Если говорить о значении венского прихода, то нужно обратить внимание на географическое положение Вены. Многие делегации иерархов и церковных деятелей по пути на международные богословские конференции за границей или делегации паломников на Святую Землю следуют через венский аэродром (ранее поездами). Всех встречают с радостью и провожают с молитвенными напутствиями».

В ноябре 1962 г. на территории Австрии решением Синода образована самостоятельная епархия. Епископом Венским и Австрийским был назначен Филарет (Денисенко, 1962-1964 гг.) При нем богослужения украсились вновь собранным хором с регентом Александром Нечипором. Это был великолепный регент, он также сочинял церковные песнопения. Некоторые песнопения, на которые Александр Нечипор написал музыку, хор Свт. Николая исполняет и по ныне.

С конча 1964 по июль 1966 г. на венской кафедре служил епископ Варфоломей (Гондаровский). В его деятельности гармонично соединялось строгое уставное служение, тщательное архипастырское внимание к нуждам верующих и отеческое отношение к вверенной ему пастве Христовой.

В сентябре 1966 г. настоятелем собора Свт. Николая был назначен ключарь Луцкого кафедрального собора протоиерей Виталий Малюжкович (1966-1970).

Незабвенны с 1967 г. – 1970 гг. архиерейские богослужения епископа Мелхиседека (Лебедева). Под его началом были проведены большие ремонтные работы в административных и приходских помещениях собора.

19 мая 1969 г в Министерстве просвещения Австрии состоялось вручение акта о признании австрийской государственной властью Свято-Николаевской Русской Православной общины Московского Патриархата в Вене в качестве юридического лица. В голубой зал министерства были приглашены представители Свято-Николаевской общины: епископ Венский и Австрийский Мелхиседек (Лебедев), настоятель кафедрального собора протоиерей Виталий Малюжкович, староста Иван Михайлович Комеко, члены общины. Были приглашены также представители и других православных общин Вены: греческой, румынской, сербской. Болгарская православная община также получила в этот день государственное признание. В приветственной речи министра Пиффль-Перчевича говорилось, что на рубеже 19-го и 20 столетия русские соорудили в Вене великолепный храм, в котором в настоящее время находится епископская кафедра и которая ныне празднует свою 70-ю годовщину. Русская православная община во имя Свт. Николая, получив права юридического лица, обретает положение полноправного субъекта гражданского права Австрии. После пожелания общине дальнейшего процветания и плодотворной деятельности в содружестве братских православных общин в Вене и на экуменическом поприще, состоялся по приглашению представителя старейшей из признанных австрийским правительством православной общины, греческого митрополита Хризостома (Цитера), благодарственный молебен в Свято-Троицком греческом соборе.

Решением Св. Синода от 26 июня 1970 г. епископом Венским и Австрийским был назначен епископ Тихвинский Герман (Тимофеев). При нем отдельные места Божественной Литургии и проповеди стали произносится на немецком языке. Это нововведение сохраняется и по ныне.

Настоятелем собора в этот период являлся протоиерей Виктор Бекаревич (1970-1979). Всегда бодрый, словом и делом укрепляющий души своей паствы, он положил много трудов для привлечения к церкви и Православию и австрийцев.

13 марта 1975 г. архиепископ Баден-Баденский Ириней (Зуземиль) был назначен управляющим Венской и Австрийской епархией. 1986 г. он был возведен в сан митрополита. Венской и Австрийской епархией митрополит Ириней управлял вплоть до своей кончины 26 июля 1999г. Усилиями владыки Иринея было приведено в порядок все церковное здание, произведен ремонт храма.

В этот период в соборе трудились настоятелями протоиерей Евгений Миссеюк (1979-1982), протоиерей Павел Красноцветов (с 1982 по 1987) и протоиерей Михаил Турчин (1987-1997). При протоиерее Михаиле Турчине велись постоянные реставрационные работы, и уделялось особое внимание благолепию храма. Отец Михаил был замечательным проповедником и человеком огромной сердечности, который привлекал в храм много новых людей, жаждущих духовной жизни.

Памятным событием в жизни собора Свт. Николая явилось посещение храма в июне 1997 г. его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В субботу 21 июня после всенощного бдения в нижнем храме собора был устроен прием в честь его Святейшества. На приеме Святейший Патриарх Алексий наградил клириков собора Свт. Николая протоиерея Виктора Шиловского и протодиакона Виктора Шиловского орденом бл. кн. Московского Даниила 3 степени.

В воскресенье 22 июня, в день Всех Святых, Святейший Патриарх совершил Божественную Литургию в соборе Свт. Николая. За богослужением присутствовали высокие гости: архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн и кардинал Франц Кёниг (Католическая Церковь), посол РФ в Австрии В. М. Гринин, посол Австрии в Москве Зигль, посол Австрии в Ватикане Ортнер, представители государственных и городских властей, представители австрийских и русских религиозных и общественных организаций. Святейшему Патриарху Алексию II сослужили: митрополит Австрийский и Экзарх Венгерский и Среднеевропейский Михаил (Стайкос, Константинопольский Патриархат), митрополит Венский и Австрийский Ириней (Зуземиль), митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Кирилл (Гундяев), митрополит Западно и Среднеевропейский Симеон (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин), архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский), настоятель собора протоиерей Михаил Турчин, протоиерей Виктор Петлюченко, протоиерей Виктор Шиловский, протоиерей Хризостом Пийненбург, иеромонах Иларион (Алфеев), протодиакон Владимир Назаркин, протодиакон Виктор Шиловский.

Во время литургии Святейший Патриарх наградил настоятеля собора протоиерея Михаила Турчина правом служения с открытыми царскими вратами и клирика собора протоиерея Хризостома Пийненбурга правом ношения митры.

По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Ириней, который в своей речи указал на исторический факт, что впервые за всю историю собора его посетил Патриарх Московский и всея Руси. Митрополит Ириней подарил его Святейшеству икону Свт. Алексия Московского. В свою очередь его Святейшество обратился к пастве с приветственным словом и подарил собору икону Свт. Николая.

В этот же день вечером Святейший Патриарх Алексий присутствовал на вечерне в венском католическом кафедральном соборе Св. Стефана и обратился к верующим с проповедью.

Венский приход имеет значение не только для духовного окормления верующих, проживающих в Австрии, но и для представительства Русского Православия в Центральной Европе. В Вене создалась благоприятная обстановка, способствующая развитию контактов между разными христианскими церквами. Здесь проводятся международные конференции и семинары по вопросам церковной и общественной жизни, способствующей взаимопониманию и сближению церквей.

Церковные торжества по случаю 100-летия освящения собора 21 сентября возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), который по благословению Святейшего Патриарха Алеския II прибыл в Вену. На Божественной Литургии ему сослужили: епископ Знепольский Авенир (Арнаудов, БПЦ), настоятель собора протоиерей Николай Орлов, архимандрит Нектариос (Малиос, Константинопольский Патриархат), архимандрит Георгий (Вострель, Московский Патриархат), протоиерей Хризостом Пийненбург, священник ДрагоВуич (Сербская Церковь), протодиакон Виктор Шиловский. В храме присутствовали митрополит Австрийский и Экзарх Венгерский и Среднеевропейский Михаил (Стайкос, Константинопольский Патриархат), викарный епископ Хельмут Крэцл (Католическая Церковь) и другие представители общественной и религиозной жизни г. Вены.

Ответную речь произнес настоятель собора, протоиерей Николай Орлов, который в свою очередь от имени клира и прихожан подарил митрополиту Филарету икону Тайной Вечери, изготовленную в иконописной матсерской протоиерея Хризостома Пийненбурга. Затем митрополит Филарет освятил иконы и был отслужен благодарственный молебен. По окончании литургии состоялся торжественный прием в гостиннице Пента.

22 апреля 1997 г. Правительство Российской Федерации постановило передать Московскому Патриархату Русской Православной Церкви здание собора Святителя и Чудотворца Николая в Вене и относящееся к нему движимое имущество «в безвозмездное пользование сроком на 49 лет, а также земельный участок, прилегающий к собору площадью в 1700,4 кв. м.». Постановлением правительства МИДа России предписывалось заключить с Московским Патриархатом договор безвозмездного пользования зданием собора и относящегося к нему движимого имущества. Решением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. здание собора Святителя и Чудотворца Николая в Вене включено в состав объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

29 декабря 1999 епископом Венским и Австрийским был назначен епископ Зарайский Павел (Пономарев) – ныне митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси. В его управление было передано также и венгерское православной благочиние. В апреле 2000 г. благочиние было преобразовано в самостоятельную Будапештскую и Венгерскую епархию, а епископ Павел получил титул «Венского и Будапештского».

В мае 2003 г. епископ Подольский Иларион (Алфеев) (ныне митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС МП) был назначен епископом Венским и Австрийским, временно управляющим Будапештской и Венгерской епархией, и решением Св. Синода ему поручено совмещать его должность с должностью представителя Русской Православной Церкви при Европейских Международных Организациях в Брюсселе.

С 2002 г. настоятелем Свято-Николаевского собора в Вене является протоиерей Владимир Тыщук.

Клириками собора на данный момент являются архимандрит Георгий (Вострель), протоиерей Хризостом Пийненбург, протоиерей Радослав Ристич, иерей Василий Толстунов, иерей Иоанн Краммер, иерей Вячеслав Шибанов, иерей Владислав Азевс, протодиакон Виктор Шиловский, диакон Василий Буш и диакон Георгий Ряшко.

Численность Свято-Николаевской общины за последние годы существенно увеличилась и увеличивается и на сей день составляет около 1700 человек, хотя эта цифра не базируется на статистических данных, так как переписи прихожан нет. При храме действует сестричество, воскресная школа для 4-х возрастных групп, православный семейный центр и детсякий сад, организуются духовные беседы для взрослых. Из фондов книг хранящихся в соборе и частных пожертвований была создана библиотека, предназначенная для прихожан собора. Действует церковный магазин, в котором можно приобрести иконы, книги, духовные записи на кассетах, компакт-дисках и видеокассетах.

Два большых хора, являясь украшением богослужений, привлекают в храм людей бывших чуждых ему до этого.С 1977 до 2001 г. (24 года!) регентом хора являлся чтец Иоанн Румпель. Ныне руководителем хора является Татьяна Щерба. Летом 2004 г. был выпущен первый компакт-диск хора собора, на котором записаны песнопения Великого поста.

С мая 2004 г. постоянное пастырское окормление получил Свято-Покровский приход в г. Граце, где богослужения совершаются несколько раз в месяц. Настоятелем прихода был назначен священник Арсений Черникин. С его отзывом на родину приход окормляляся протоиереем Хрозостомом Пийненбургом, а в настоящее время иереем Василием Толстуновым и иереем Владиславом Азевсом.

С июня 2004 г. начались регулярные богослужения в г. Линце, где в сентябре 2004 г. создан приход во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Исполняющим обязанности настоятеля был назначен священник Радослав Ристич, а на сей день настоятелем является архимандрит Георгий (Вострель).

В феврале 2005 г. была совершена первая служба в г. Клагенфурте, где был создан приход во имя Св. бл. Ксении Петербургской.

В 2011 г. пригоды в г. Граце и линце получили через признание австрийским государством статус юридического лица.

Вскоре после приезда епископа Илариона (Алфеева) в Вену начался капитальный, доселе никогда не проводимый ремонт Свято-Николаевского кафедрального собора, предполагающий обширные работы, как и снаружи, так и внутри храма. Предполагалась полная реконструкция крестов, куполов, крыши и стен храма, полная замена электропроводки, отопления и водоснабжения, значительное расширение подвальных помещений. К августу 2004 г. закончен первый этап ремонта включающий реставрацию и золочение крестов и куполов, замену плитки и камня на купольных башнях.

Исторический обзор истории русского Православия и кафедрального собора Свт. Николая в Вене можно закончить словами одного из ярких представителей пастырского служения в венском храме, архимандрита Арсения (Шиловского): «Много трудностей, вытекающих из специфических особенностей окружающей нас жизни, стоят перед нами, но мы твердо верим, что все препятствия, стоящие на нашем пути, с Божьею милостью нами будут преодолены. Залогом успеха является та моральная и материальная поддержка, которую мы получаем от Московской Патриархии … а также сознание того, что люди, посещающие наш храм, начинают постепенно сознавать, что в Православной Церкви имеется глубокая духовно-созидательная сила».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *