собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

Церковь Спаса Нерукотворного образа в Эрмитаже (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Спаса Нерукотворного образа в Эрмитаже (Санкт-Петербург)

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

Домовой храм Спаса Нерукотворного образа был освящен в 1763, ныне является объектом культурного наследия РФ. Престольный праздник: 29 августа, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).

Содержание

История [ править ]

Закладка Церкви состоялась 14 октября 1753 года, когда у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Придворная церковь была размещена в юго-восточной части второго этажа — на месте существовавшей при дворце Анны Иоанновны, которая 19 октября 1735 года была освящена архиепископом Феофаном Прокоповичем.

Когда 6 апреля 1762 года архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, строительство собора не был ещё завершено, ввиду чего вместо него была освящена временная Воскресенская церковь.

12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, был помещён в молённой при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый после пожара собор.

В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений, в частности святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь этого обретения реликвий Правительствующий Синод установил в честь «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» новый церковный праздник, отмечаемый, начиная с 1800 года, 12 (25) октября. С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине.

В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей А. А. Израилев.

Собор был домовым храмом Императорской семьи. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарём. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 (25) октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена совершалось 26 ноября, в Юрьев день.

С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним — Николай Григорьевич Кедринский.

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

Современное состояние [ править ]

9 декабря 2014 года Церковь Спаса Нерукотворного Образа, спустя многие годы, открылась для посетителей. Открытие было приурочено к торжествам в честь 250-летия Государственного Эрмитажа.

25 декабря 2014 года в открывшейся после реставрации церкви была отслужена первая за 96 лет Божественная Литургия. Перед началом службы настоятель протоиерей Владимир Сорокин освятил храм иерейским чином.

Святыни [ править ]

Архитектура [ править ]

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

После закладки храма 14 октября 1753 года долго не приступали к отделке интерьера. Только в январе 1756 года мастер Эйгер начал изготавливать деревянную модель купола, и только в 1759 году Растрелли представил одобренный чертёж «лепному и живописному украшению» Церкви. Купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть — Д. Венерони; лепка — Дж. Б. Джани. Эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан, были сочинены Растрелли. Иконы в трёхъярусном иконостасе исполнили И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков. Евангелисты в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе были написаны приехавшим из Италии Ф. Фонтебассо.

По своему решению дворцовая Церковь не отвечала ни древней крестово-купольной схеме, ни базиликальному типу храма. Растрелли создаёт единый интерьер подобный дворцовому залу. Соединённые с массивом стены подкупольные пилоны расчленяют помещение на трапезную, подкупольную и алтарную части. Зодчий любовно и тщательно проектировал мельчайшие детали отделки. Так, для овального церковного окна он исполнил не только эскиз наружного наличника, но и чертёж переплёта с резными деталями. Иконостас Растрелли насыщает таким же убранством, как и весь церковный интерьер. Резьба и живопись иконостаса сливаются воедино с живописью и лепкой парусов стен, а подпружная арка над алтарём удачно завершает всю композицию.

После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью в прежнем виде», хотя потребных для того чертежей оказалось мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи — В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым. Золочёный иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись «под лепку» — П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером.

Фото [ править ]

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

Как добраться [ править ]

Адрес: 191186, г. Санкт-Петербург, Центральный р-н, Дворцовая наб., 34

Расписание богослужений [ править ]

Богослужения совершаются по особому расписанию.

Источник

Собор Спаса Нерукотворного

Аудиогид

Фотографии

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворцесобор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

Строительство храма

Закладка храма была произведена 14 октября 1753 года на месте ранее существовавшей придворной церкви. К отделке храма приступили через шесть лет. Его автором стал придворный архитектор Бартоломео Растрелли, которому волей судьбы выпало строить четвертый по счету Зимний дворец. Купола были расписаны итальянцами Карло Цукки и Франческо Мартини, алтарная часть – Джованни Венерони.

С особым вниманием Растрелли сочинял эскизы иконостаса, сеней и кафедры. В работах принимали участие великолепные резчики и художники, такие как Иван Дункер, Иван Иванович Бельский с братьями и Иван Яковлевич Вишняков. Неповторимый по своей красоте плафон написал итальянец Франческо Фонтебассо.

К концу строительства Зимнего дворца храм готов еще не был, поэтому вместе с дворцом, 6 апреля 1762 года была освящена Воскресенская церковь. Собор же был освящен год спустя, 12 июня 1763 года и назван он был в честь образа Спасителя.

Сильных морозов купол не выдерживал и достаточно сильно промерзал. Это стало причиной дополнения внутренней отделки храма потолком, над художественной росписью которого трудились Антонио Перезинотти и Иван Бельский. Через некоторое время, из московской оружейной палаты, поступили несколько золотых крестов и сосудов 17 века, ранее принадлежавшие русским царям, позолоченные кресты-мощевики, и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя.

Восстановление

Пожар 1837 года нанес существенный урон строению. Его восстановлением занимался Василий Петрович Стасов. Требования к восстановлению были лаконичны и просты «…возвести в прежнем виде». На этот раз большую часть убранства выполнили не из дерева, а из папье-маше. Сохранилось много икон, которые были помещены на полагающиеся им места. 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря царской семье в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. Греческий монастырь Влатес, в 1850 поднес в дар Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. В 19 веке соорудили звонницу с пятью колоколами, которые настраивал сам протоирей Аристарх Александрович Израилев.

Этот собор был построен исключительно для членов царской семьи и посторонние люди туда не допускались. Здесь проходили радостные и печальные события: венчания, крестины, панихиды. Исключением являлся престольный праздник. Именно во время этого праздника, из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ.

При штурме Зимнего собор существенно пострадал. В апреле 1918 года храм для богослужений был закрыт большевиками.

На сегодняшний день храм Спаса Нерукотворного образа находится под юрисдикцией музеев Эрмитажа.

Интересные факты истории

Как известно, Петр ІІІ в Зимнем дворце практически не жил. Но сохранились легенды о его непристойном поведении во время церковных служб. Не скрывая, он насмехался над священнослужителями, ходил по церкви и пытался остричь бороды дворцовому духовенству. Также ходили слухи, что он устроил в Зимнем нечто подобное лютеранской церкви.

Собор был названный во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф.Ф. Ухтомским. По легенде, этот образ принадлежал Петру I. Он находился в молельне при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. Согласно легенда именно перед этим образом Петр І «испрашивал благословение Божие на новую столицу». С этим образом он никогда не расставался и на смертном одре он стоял у его изголовья.

При Павле І была заведена традиция присутствия военных у церкви при выходах Императорской семьи, а со временем Николай І продолжил эту традицию. При нем опоздание на церковную службу считалось тяжким «придворным грехом».

Екатерина ІІ демонстрировала свою приверженность к православию, однако это не помешало ей устроить свою мыльню прямо под алтарем собора, на первом этаже. Также в ее окружении злословили о фаворитах, сопровождавших ее даже туда.

Источник

Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце

История их

Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде.

В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс.

1. Большой собор. Описание большого собора

Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

1762 года – освящен членом Святейшего Синода преосвященным Димитрием, епископом Велико-новгородским и Велико-луцким.

1763 года 12 июля – Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским.

1789 года сентября 5 дня – Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

1791 года августа 21 дня – Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

1819 года ноября 3 дня – Михаилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

1826 года июня 8 дня – Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским.

1830 года февраля 11 дня – Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским.

1839 года февраля 2 дня для малой церкви – Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким, освящен в С.-Петербурге.

Трое западных дверей ведут в храм, имеющий в длину – от западных врат до восточной стены алтарной у горнего места – шестнадцать caжен, 2 аршина 6 вершков; в ширину пять сажен, 2 аршина, 15 вершков, а наибольшую высоту под куполом над амвоном 13 сажен, 4 вершка. Алтарь отделен от храма трёхъярусным, деревянным, столярной работы с золоченой резьбой, иконостасом, по средине на верху украшенным почти в натуральную величину деревянным золоченым резным Распятием, с предстоящими при нем резными золочеными, тоже почти в натуральный рост, Евангелистом Иоанном и Божьей Матерью.

В алтарь ведут три двери: Царские врата – деревянные, сквозные, резные, а северные и южные – глухие.

В царских вратах образа круглые в золоченых деревянных рамах, именно: Благовещения и Евангелистов, – все писанные на холсте в 1764 г. Иваном Бельским.

На южных дверях образ Архангела Михаила; на северных – Архангела Гавриила, кисти того же художника.

По иконостасу иконы, в первом нижнем ярусе, с правой стороны царских врат – Вседержителя, сидящего на престоле в Архиерейском облачении; с левой стороны – Божьей Матери с Предвечным Младенцем, сидящей на престоле со скипетром в правой руке. Обе иконы в золоченых деревянных резных рамах, писаны на холсте в 1764 года Иваном Бельским.

Во втором ярусе, образ над царскими вратами – Тайной Вечери. По правую сторону его, образа Святой Великомученицы Екатерины и Святых Апостолов Петра и Павла. По левую сторону – Святых Священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского, и Святых Праведных Захарии и Елизаветы.

В третьем ярусе образа: над Тайной Вечерей образ – Воскресения Христова. По правую его сторону образ священномученика Януария и Мученика Севастиана; по левую священномученика Харлампия и великомученика Евстафия.

За левым клиросом помещена кафедра для проповедников, украшенная резьбой, позолотой и изображением Христа Спасителя, поучающего народ.

Хоругви на обоих клиросах с образами; на одной изображены Святые, соименные членам ныне царствующей Императорской фамилии и Воскресение Христово, на другой – Архангел Михаил, поражающий дракона и Крещение Господне.

В четырех треугольниках под куполом изображены 4 Евангелиста, писанные в 1838 году профессором Бруни. На всем церковном плафоне изображено Воскресение Христово, поражающее своей живописью и громадностью.

За алтарем с восточной его стороны находится комната, бывшая при Императоре Павле I моленною eгo, ныне сообщающаяся дверями с алтарем; она уставлена шкафами с древней утварью церковной, новыми и древними иконами, ковчегами со святыми мощами и проч. и служит местом облачения для членов Св. Синода. Здесь же иногда присутствуют члены императорской фамилии для слушания литургии и всенощной. При сем храме имеется колокольня с 5 колоколами, из коих один служит для благовеста, три для трезвона, и один для ясака или сигнальный.

2.Малый собор или малая церковь

Описание малой церкви

Малая церковь устроена в комнате длиной от горнего места до западных дверей 7 сажен 9 1 /2 вершков, шириной 10 аршин и 11 вершков, вышиной 9 аршин 9 вершков.

Алтарь отделен от храма деревянным двухъярусным, столярной работы с позолотой, иконостасом. Царские врата – сквозные резные; а северные и южные – глухие. Образа в царских дверях: Благовещенья и Евангелистов.

По иконостасу с правой стороны царских врат – образ Сретенья Господня, с левой – путешествие Божьей Матери с Предвечным Младенцем и Иосифом в Египет. На северных вратах изображена эмблема Ветхого Завета, а на южных – эмблема Нового Завета. Все эти иконы написаны на холсте в 1768 году.

Во втором ярусе, над царскими вратами – образ Тайной Вечери; по правую его сторону – явление Ангела Симеону Богоприимцу, написано в 1768 г., и священномученика Харлампия; по левую же сторону – Святые Анны Пророчицы и Святого Великомученика Евстафия, писаны в 1839 году академиком Неффом.

На плафоне церкви изображение Сошествия Святого Духа на Апостолов, работы Майкова.

По стенам храма, написанные на холсте академиком Неффом, образа: на южной стене за правым клиросом – Святого Апостола Иакова, брата Господня; на северной – Святителя Григория Богослова, а над ним вверху – образ Крещения Господня.

На западной стене; по обе стороны дверей образа: Василия Великого, и Иоанна Златоуста, а над дверьми – изображение поклонения волхвов родившемуся Господу Иисусу. На правой и левой стене, по входе в церковь, симметрично расставлено несколько замечательнейших образов, поднесенных Его Величеству после 4 апреля 1866 г. Пред ними лампады. При сем храме имеется колокольня с 5 колоколами, из которых один для благовеста, три для трезвона, и один для ясака.

См. Пушкарева. Описание С.-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии 1839 года стр. 331.

Прим. Три Образа Воскресения Христова в одном храме подтверждают, некоторым образом, показание Пушкарева – описывателя Петербурга и его уездных городов, что престол большого придворного собора первоначально был освящен во имя Воскрексения Христова (см. его описание стр. 321)

Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Эрмитаже

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

Бывший придворный собор в Зимнем дворце; в настоящее время один из выставочных залов Эрмитажа.

Заложен 14 октября 1753 года еще до окончательного формирования проекта дворцовых помещений.

В конце XIX века на крыше дворца была сооружена храмовая звонница с 5 колоколами

В 1917 году интерьер собора пострадал при взятии большевиками Зимнего дворца. В 1918 году храм был закрыт, иконостас утрачен. После 1991 года не был возвращен церкви, несмотря на многочисленные просьбы верующих. В настоящий момент в соборе демонстрируется часть коллекции Эрмитажа.

Интересные факты о Соборе Спаса Нерукотворного Образа в Эрмитаже

Собор получил свое название во имя образа Спаса Нерукотворного, написанного в 1693 году известным иконописцем Феодотом Ухтомским. Икона находилась в моленной комнате за алтарем и была облачена в золотую ризу с бриллиантами.

В 1914 году, после службы в соборе, император Николай II вышел на дворцовый балкон и обратился к народу по случаю обьевления войны Германии.

После пожара 1837 года значительная часть внутреннего убранства храма была воссоздана из папье-маше.

В храме хранился ряд святынь и ценных художественных произведений, принадлежавших императорской фамилии, среди них поднесенные в 1799 году Павлу I Мальтийским орденом: десница Иоанна Предтечи, икона Филермской Божией Матери, золотой ковчег с частью ризы Господней.

Источник

Центральный район. Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце.

Большая церковь Зимнего дворца

Карта и ближайшие объекты

собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Смотреть картинку собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Картинка про собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце. Фото собор спаса нерукотворного образа в зимнем дворце

Статьи

Санкт-Петербург, 9 декабря 2014г. Государственный Эрмитаж во вторник открыл после ремонта Большую церковь Зимнего дворца, сообщает «Интерфакс-Религия». Там будет размещаться постоянная экспозиция русского церковного искусства. Работы по реставрации предметов декоративного и прикладного искусства велись с декабря 2013 года по октябрь 2014-го. Общая площадь отреставрированных помещений составляет 525 кв. метров.

В ходе ремонта выполнены работы по реставрации гладкой штукатурной поверхности стен, профилированных и лепных элементов, гладкой и профилированной золоченой поверхности оконных и дверных откосов. Отреставрированы также каменные подоконные доски и золоченые скульптурные композиции из папье-маше. Специалисты воссоздали предметы декоративно-прикладного искусства и отреставрировали иконостас с сохранением отдельных элементов. Перед открытием церкви в Большом тронном (Георгиевском) зале Зимнего дворца прошла торжественная церемония по случаю Дня святого Георгия. В зал внесли исторические знамена полков русской армии, играл праздничный оркестр.

Большая церковь Зимнего дворца построена в 1753-1762 годах одновременно с возведением самого дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. В первоначальном виде церковь сохранялась до пожара 1837 года. В 1839 году ее восстановил архитектор Василий Стасов в приближении к первоначальному виду. Долгие годы церковь являлась домашним храмом императорской семьи. С 1917 года этот храм использовался как музейное помещение.

По стародавнему обычаю, при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато. Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 г. освятил архиепископ Феофан (Прокопович).

Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753 г., но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж „лепному и живописному убранству“, выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж.Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон „Воскресение Христово“ в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.

Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 г. освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763 г., архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 г. Ф.Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 г. плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с „командою“. Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя. В 1831 г. плащаницу „по образу старой“ написал акад. А.Е. Егоров.

Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 г. архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани. После опустошительного пожара 1837 г. эта церковь была восстановлена В.П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 г. митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. В двухъярусном иконостасе работы В. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т.А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа написал Н.А. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.

Большой собор после пожара восстанавливал тоже В.П. Стасов, которому было велено сделать это „с возможной точностью… в прежнем виде“, хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В.И. Демут-Малиновским и П.В. Свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П.В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф.А. Бруни, роспись „под лепку“ – П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 г. митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев.

С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 9 декабря 2014 года, спустя многие годы, открыта для посетителей. Это событие было приурочено к 250-летию Государственного Эрмитажа. Возрожденный храм стал частью экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века».

Придворный собор Зимнего дворца, домовой храм императорской семьи был построен в 1753-1762 годах по проекту Франческо-Бартоломео Растрелли. Храм был освящен 25 июля 1763 года. Икона Спаса кисти Феодота Ухтомского, написанная в 1693 году, находилась в моленной при алтаре. С 1799 года в соборе хранились десница святого Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери и золотой ковчег с частью ризы Господней. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей Аристарх Израилев. Последним настоятелем собора (и духовником царской семьи) в 1914-1918 годах был протоиерей Александр Васильев. Храм был закрыт в 1918 году, а в 1922-м передан Эрмитажу. Церковный интерьер был разобран, частично уничтожен в конце 1930-х, помещение храма использовалось как музейная зала. Реставрационные работы велись с 2008 года.

Главная домовая церковь Зимнего дворца официально именовалась Собором Спаса Нерукотворного образа. Однако в повседневной жизни и в официальных документах он значился просто как Большая церковь (собор) Зимнего дворца.

Расположение Большой церкви в юго-восточной части Зимнего дворца не случайно. Во-первых, поблизости должны были располагаться покои императрицы Елизаветы Петровны, окнами на луг. Во-вторых, примерно на этом же месте находилась придворная церковь в третьем Зимнем дворце. Ну и, конечно, в соответствии с каноническими традициями собор сориентирован строго по оси «запад – восток». Особо отметим и то, что если помещения и залы Зимнего дворца многократно перекраивались по воле их хозяев, то Большой и Малый соборы Зимнего дворца оставались некой константой, вокруг которой шла парадная и повседневная жизнь главной императорской резиденции.

Церемонию закладки храма провели 14 октября 1753 г., т. е. тогда, когда еще не были окончательно оформлены планировочные контуры самого Зимнего дворца. Однако отделка интерьеров собора началась только спустя шесть лет.

Интерьер собора Спаса Нерукотворного образа оформляли преимущественно итальянцы. Купола собора расписали К. Цуки и Ф. Мартини, алтарную часть Д. Венерони, лепкой занимался Дж.-Б. Джани. Но иконы в трёхъярусном иконостасе исполнили И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Интерьер Большой церкви, созданный по проекту Ф.Б. Растрелли, стал одним из самых пышных в Зимнем дворце.

Поскольку Петр III пожелал въехать в Зимний дворец на Пасху 1762 г., возведение Большой церкви всячески форсировали, но достроить ее так и не удалось. Поэтому 6 апреля 1762 г. архиепископ Новгородский Дмитрий, освятив недостроенную резиденцию, освятил вместо собора временную Воскресенскую церковь.

Император Петр III в Зимнем дворце в 1762 г. фактически не жил, поскольку через несколько недель он выехал из Петербурга в пригородные резиденции. Но тем не менее в дворцовом фольклоре остались легенды о совершено непристойном поведении молодого императора во время церковных служб. Он открыто насмехался над священниками, бродил по храму во время службы и намеревался остричь бороды дворцовому духовенству. Все это раздражало, не прибавляя симпатий внуку Петра Великого. Более того, из поколения в поколение передавались слухи о том, что Петр III успел устроить в Зимнем дворце нечто вроде лютеранской церкви.

Екатерина II, воспринявшая идеи атеистического века просвещения, в полной мере учла «религиозные просчеты» своего супруга. Будучи не самым религиозным человеком, императрица это не демонстрировала. Наоборот, она всячески подчеркивала свою приверженность православным канонам. Один из очевидцев вспоминал: «Когда священник что-либо читал или пел речитативом, то Государыня, подобно простонародью, делала весьма глубокие поклоны верхним корпусом и при каждом поклоне крестилась трижды… Таких крестных знамений делала монархиня в течение получаса, пожалуй, до 50 и доказывала вообще во всем своем внешнем образе действий необычайное благочестие».

Впрочем, несмотря на демонстрируемую приверженность православию, Екатерина II могла себе позволить устроить свою мыльню прямо под алтарем собора, на антресолях первого этажа Зимнего дворца. Наверное, ей просто было так удобнее, но в окружении немало злословили по этому поводу, поскольку фавориты сопровождали императрицу и в мыльню.

Демонстративная приверженность Екатерины II православию проявилась и в том, что она в марте 1763 г. лично «отменила некоторые образа в Большой церкви» и на иконостасе лично определила приоритет ряда икон, обозначив это собственноручно: «1. Св. мученика Харлампия и великомученика Евстафия; 2. Св. мученика Январия и великомученицы Екатерины; 3. Апостола Петра; 4. Апостола Павла». При этом «отмененные образа» по её распоряжению отправили в Малую церковь Зимнего дворца.

Замена икон, конечно, не была случайной. Стоявшие в верхнем ряду иконостаса «Святые Харлампий и Евстафий» были связаны с днями рождения Петра III и Павла I, а также с избранием на всероссийский престол Михаила Федоровича Романова и переселением царской фамилии в Санкт-Петербург. «Святые Январий и великомученица Екатерина» – с днями рождения Елизаветы Петровны и Екатерины II. Святые апостолы Петр и Павел напоминали о днях тезоименитства Петра III и Павла I. Икона «Святых Праведных Захарии и Елисаветы» – о тезоименитстве Елизаветы Петровны.

Таким образом, сюжеты икон иконостаса Большой церкви Зимнего дворца представляли святых покровителей членов императорской фамилии в память их рождений (третий ряд), тезоименитств (второй ряд) и сопутствующих этим дням праздников в семье Романовых.

Собор во имя Спаса Нерукотворного образа освятил 12 июля 1763 г. архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). Свое наименование собор получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф.Ф. Ухтомским. Этот образ, по легенде принадлежавший Петру I, находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Внешний облик Большого собора Зимнего дворца неоднократно менялся. Поскольку помещение было огромным, то из-за промерзания купол внутри храма заменили уже в 1764–1765 гг. плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с «командою».

При Екатерине II Большой собор стал постоянным участником парадной жизни Зимнего дворца. Фактически все главные события в жизни императорской резиденции логически завершались в его стенах. Там крестили внуков и внучек Екатерины II, там они женились и выходили замуж. В Большом соборе проходили все положенные церковные церемонии.

При Павле I, в соответствии с характером царя, в религиозную жизнь императорского двора было привнесено отчетливое военное начало. По воспоминаниям, «по воскресным и праздничным дням, после вахтпарадов, все военные вообще должны были находиться при выходах в церковь их величеств, в башмаках, застегивая мундиры на три крючка противу средних пуговиц».

11 марта 1807 г. Александр I «Высочайше указать соизволил: Зимнего дворца большую церковь именовать отныне Его Императорского Величества Придворным собором».

Традицию «военизированных» церковных служб продолжил Николай I. При нем опоздание на церковную службу считалось тяжким «придворным грехом», чреватым личным выговором императора. Николай Павлович лично следил за тем, насколько исправна выправка его сыновей и внуков во время служб. Однако все эти наследственные религиозные черты смягчались искренней православностью императора.

После пожара 1837 г. Большой собор, как и очень многое во дворце, восстанавливал В.П. Стасов. Как уже говорилось, Николай I желал восстановить дворец в прежнем виде. Поскольку в огне пожара погибла большая часть убранства собора вместе с иконостасом, то потребовалось воссоздавать заново все интерьеры. Отметим, что сохраненная Стасовым барочная отделка собора является одним из лучших образцов церковной интерьерной барочной стилистики.

Следует упомянуть и о том, что после гибели Зимнего дворца, уже 20 декабря 1837 г., в Шепелевском доме развернули походную церковь, в которой император приказал установить «образ Христа Спасителя, который находился в Алтаре Большой придворной церкви в Зимнем Дворце» и который спасли во время пожара. Именно там состоялась панихида по всем погибшим на пожаре.

Этот чудотворный образ Спаса Нерукотворного, буквально выхваченный из огня рушившейся церкви, был необычайно важен для Романовых. Исследователи считают, что этот образ написан Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича. Позже образ перешел к Петру I от его матушки Натальи Кирилловны. Перед этим чудотворным образом Петр I «испрашивал благословение Божие на новую столицу», с этим образом Петр I никогда не расставался, и на смертном одре он стоял в изголовье императора. Чудотворный образ Спаса Нерукотворного перенесли в Зимний дворец из Москвы после коронации Екатерины II, что послужило основанием для нового освящения храма в честь Спаса Нерукотворного Образа.

В ноябре 1838 г. Комиссия по восстановлению дворца определилась с «Предположением об освещении Большой и Малой церквей Зимнего Дворца». Так, в алтаре, на те же места установили допожарные настенные бра. Поскольку часть торшеров и светильников утратили, то их воссоздавали по образцу сохранившихся старых. Единственное изменение допускалось в сторону увеличения количества свечей. Император желал сделать Большой собор более светлым.

Во время пожара иконы спасали в первую очередь и сняли даже те, которые были укреплены в верхнем ряду трехъярусного иконостаса. Видимо, Николай I находился в храме во время спасения икон, поскольку после пожара он счел нужным наградить деньгами тех, кто с опасностью для жизни спас эти иконы. Удалось спасти и большую часть канделябров и люстр, украшавших собор. После восстановления собора все это, тщательно вычистив, вернули на привычные места. Например, удалось спасти во время пожара серебряное паникадило, его отреставрировал мастер Дж. Банистер. А то, что утратили, воссоздали по сохранившимся образцам.

Купола Большого и Малого соборов в ходе восстановления дворца вызолотили. Решение об этом Николай I принял 6 апреля 1838 г.: «купола Большой и Малой церкви Зимнего Дворца с колокольней вызолотить».

Как и во всем дворце, в соборе при его восстановлении вместо резного дерева широко использовалось папье-маше. Вылепленные из папье-маше сложные барочные декоры тщательно вызолотили.

Убранство в соборе восстанавливали скульпторы Д. Адж и Ю. Штрейхенберг, кариатиды и статуи – В.И. Демут-Малиновский и П.В. Свинцов. Золочёный иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. 25 марта 1839 г. в день Св. Пасхи митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии императорской семьи освятил обновленный собор.

Именно в Большом соборе Зимнего дворца 2 июля 1839 г. состоялось венчание старшей дочери Николая I, великой княгини Марии Николаевны. Согласно «Высочайше утвержденному церемониалу Бракосочетания Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княжны Марии Николаевны с Его Светлостью герцогом Максимилианом Лейхтенбергским», «Их Императорские Величества Государь Император и Государыня Императрица» изволили «из внутренних покоев шествовать в придворную церковь». Венчание проходило по двум обрядам: православному и католическому.

В соборе во время венчания присутствовал маркиз де Кюстин. Он вспоминал: «Дворцовая церковь невелика по размерам; в ее стенах собрались посланцы всех государей Европы и, пожалуй, даже Азии. Никогда прежде не случалось мне видеть зрелища столь же великолепного и торжественного, что и появление императора в этой сверкающей золотом церкви. Хотя церковь невелика, а придворных на церемонии присутствовало множество, все совершалось в безупречном порядке. Яркое солнце освещало внутренность церкви, где, как мне сказали, жара дошла до тридцати градусов. Венец великой княжны держал ее брат, наследник престола, которому император, в очередной раз оторвавшись от молитвенника, сделал замечание относительно его позы, причем в лице государя непонятным для меня образом соединились в этот миг добродушие и мелочная требовательность; венец герцога Лейхтенбергского держал граф Пален, русский посол в Париже. Перед благословением в церкви, по обычаю, выпустили на волю двух серых голубей; они уселись на золоченый карниз прямо над головами молодых супругов и до самого конца церемонии целовались там».

Традиции церковного пения, воспринятые с детства, свято чтились в семье правящих императоров. Всякие отступления от сложившихся традиций немедленно пресекались. Довольно громкая придворная история, связанная с придворными распевами, случилась в 1862 г. История началась в 1861 г., когда во главе Придворной капеллы встал отставной полковник Н.И. Бахметьев (1807–1891). Это был светский человек, учившийся музыке в Германии и довольно далекий от русских православных музыкальных традиций. Возглавив Придворную капеллу, он внес в традиционные распевы существенные изменения, создав собственный устав церковной мелодии под названием «Обиход образцового придворного церковного пения».

О деталях этой реформы имеется соответствующая литература. Как пишет один из специалистов в области церковного пения, Бахметьев «по долгу своей придворной службы обязан был создать в области церковного пения такие условия, в которых светская полурелигиозная «публика» могла бы без скуки провести «брочное» время присутствия при богослужении».

Но первое исполнение напевов Бахметьева едва не стала концом его карьеры, поскольку Александр II, простояв службу под модернизированный распев, немедленно распорядился «О недозволении употреблять в церквах Зимнего Дворца при богослужении других напевов, кроме Высочайше утвержденных, и о замечании Статскому Советнику Бахметьеву за допущение им пения в сих церквах собственного сочинения». Как бывший военный, Бахметьев немедленно исправился и благополучно занимал далее свою должность вплоть до 1883 г.

В Большом соборе отпевали «почивших в Бозе» императоров. Так было в марте 1881 г. с телом Александра II. В камер-фурьерском журнале перечислены залы, через которые сыновья погибшего императора на плечах пронесли гроб с его телом: Приемная Александра II, Темный коридор, Ротонда, Арабская, парадные залы Невской анфилады, парадные залы Большой анфилады, Пикетная и Большая церковь.

Большой собор Зимнего дворца на протяжении многих лет наполнялся духовными святынями и ценными художественными произведениями. Уже во второй половине 1760-х гг. в собор из московской Оружейной палаты поступило несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII в. русским царям. Из Москвы доставили и позолоченные кресты-мощевики, в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова, и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя.

В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес императрице Александре Федоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенной в серебряную оправу. Святыню она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мученика Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами Св. Спиридона, великомученика Георгия, апостола Иоанна Богослова и киево-печерских угодников, ряд замечательных икон начала XVII в. из родового имущества Романовых, а также редкая плащаница 1602 г. При Павле I в собор поступили древние святыни, поднесенные Павлу I Мальтийским орденом – десница Св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери и золотой ковчег с частицей древа Креста Господня. В честь обретения этих реликвий Святейший Синод установил новый церковный праздник, отмечаемый с 12 (25) октября 1800 г. На время праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Гатчинский собор. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания.

По традиции, введенной Николаем I, детям правящего императора в нательные крестики вкладывалась частица «Спасовой ризы». Та же самая процедура проделывалась и с крестиками цесаревен после их миропомазания.

Большой собор был домовым храмом императорской семьи. О нем заботились и его украшали, наполняя святынями и иконами. Со временем икон становилось так много, что их периодически жертвовали различным учреждениям. Конечно, жертвовали только те иконы, которые «не имели особой ценности». Императоры заботились и о развитии Большого собора. Так, в конце XIX в. на крыше Зимнего дворца соорудили звонницу с пятью колоколами. Из Большого собора после литургии император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии в июле 1914 г. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались. Исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили его чудотворный образ. 12 (25) октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

В Большом соборе заканчивались Большие выходы с участием всех членов императорской фамилии в окружении пышной свиты. В мемуарах современников есть любопытные упоминания о полурелигиозной публике, наполнявшей Зимний дворец. Уже при Александре II стало нормой вести беседы во время церковной службы, решая деловые вопросы, выскакивать на Церковную лестницу перекурить, выскальзывать из собора для того, чтобы, пробежавшись по передним великих князей, записывая обязательные визиты, вернуться в собор к окончанию службы. Люди, как и во все времена, были очень разные.

С 1798 г. настоятели Большого собора Зимнего дворца, из которых обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них упомянем И.И. Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем Большого Собора Зимнего дворца был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Н.Г. Кедринский. Они в разные годы являлись духовниками Николая II и Александры Федоровны.

С декабря 1852 г. повелением Николая I в Большом соборе стали вести «метрическую книгу о рождении, бракосочетании и прочем членов Императорской фамилии». При этом Николай Павлович приказал начать вести книгу, «начиная с императора Павла Петровича». Следовательно, духовенству приказано было, пользуясь камер-фурьерскими журналами, восстановить все события, происходившие в Большом соборе за 50 лет.

В итоге восстановленные события излагались в метрической книге следующим образом: «1832 г. 13 октября – Михаил Николаевич. Крещение 8 ноября в Большом соборе Зимнего Дворца в Высочайшем присутствии. Восприемники – Его Королевское Величество король Прусский Фридрих Вильгельм III (не лично), Его Императорское Высочество великий князь Михаил Павлович, Ея Императорское Высочество Государыня Великая княжна Ольга Николаевна и Ея Императорское Высочество Государыня Великая княгиня Анна Павловна (не лично)».

Поскольку предполагалось вести книгу «вечно», то в 1853 г. заказали и изготовили сразу четыре книги, «обделанные серебром с позолотою, с бархатом». Выполнил «обделку серебром» известный московский ювелир П.И. Сазиков, который не только изготовил «оправы на метрические книги по рисунку академика Солнцева по 700 руб. каждая», но и «хранилище для оных… в виде ларца». Весь заказ обошелся казне в 1600 руб.

Последний раз Большой собор отремонтировали в 1911 г. Ремонт приурочили к торжествам по случаю 300-летия правящей династии. В справке, приложенной к строительной смете, указывается, что «Собор не был ремонтирован более 15 лет. стены и потолок сильно закопчены. золоченые украшения потемнели, а местами подправлены бронзовым порошком или поталью (искусственное золото. – И. З.). Все эти поправки настолько отличаются по цвету, что бросаются в глаза и вместе с закопченными стенами и потолком нарушают эстетическое чувство молящихся. предлагается Собор реставрировать. Копоть от восковых свечей и амосовского отопления». Ремонтная комиссия признала, что Собор Зимнего дворца находится «в весьма плохом состоянии и давно уже нуждается в капитальном ремонте». Кроме работ по восстановлению позолоты предполагалось провести столярные и малярные работы, исправить паркет, балюстрады и лепнину. К 1913 г. все эти работы были выполнены.

По материалам книги: И.В. Зимин «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917», http://itexts.net/avtor-igor-viktorovich-zimin/155700-zimniy-dvorec-lyudi-i-steny-istoriya-imperatorskoy-rezidencii-1762-1917-igor-zimin/read/page-11.html

Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга стал четвёртый, ныне существующий Зимний дворец, затмивший все прежние своими размерами и великолепием. Его строительство началось в 1754 году по проекту Б.-Ф. Растрелли и завершилось в 1762 году. Дворец принадлежал к наиболее ярким памятникам петербургского барокко.

Определённые изменения в отделке церкви были внесены при её восстановлении после пожара дворца в 1837 году. В целом растреллиевский, барочный характер храма сохранился. Во всём своём великолепии были возрождены мастером П. Кретаном иконостас, алтарная сень и кафедра. Живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на сводах написал Ф. А. Бруни. Виртуозно исполненный лепной растительный орнамент, покрытый позолотой, украсил стены. К святыням церкви относилась частица древа Креста Господня, десница святого Иоанна Крестителя, древний образ Флоренской Божией Матери, писанный, по преданию, Евангелистом Лукой, картина «Воскресение Христово» и образ «Благовещение Пресвятой Богородицы» предположительно кисти Рафаэля Санти.

В феврале 1839 года церковь была освящена. Сейчас о былом назначении церковного зала, разорённого в 1920-х годах, не напоминает практически ничего, кроме живописного плафона работы Ф. Фонтебассо и фрагментов настенного декора. И только золочёный купол церкви по-прежнему возносится над крышей дворца, восхищая глаз своим барочным изяществом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *