собор пресвятой девы марии елгава
Елгава. Собор Симеона и Анны.
Jelgavas Sv. Simeona un Sv. Annas pareizticīgo katedrāle
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Для окормления простых православных жителей Митавы в 1726 г. за дворцом был выстроен деревянный храм в честь свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Вероятно, посвящение этого храма было связано с днем тезоименитства Анны Иоанновны, которое праздновалось 3 февраля. Предположительно, маленькая деревянная приходская церковь стояла на том самом месте, где находится нынешняя церковь. С отбытием Анны Иоанновны из Курляндии Симеоно-Аннинский храм стал главным в Митаве. В 1750 году по причине ветхости его разобрали, и в 1755 году построили фахверковую церковь, простоявшую до 1779 года.
Тем временем начались работы по проектированию каменного храма. В 1764 году три варианта представил курземский придворный архитектор Иоганн Готфрид Зейдель, в 1765 году еще один проект разработал Антонио Ринальди, а в 1767 году власти рассмотрели два проектных варианта Франческо Бартоломео Растрелли, один из которых был утвержден. И только 23 июня 1774 года были заложены фундаменты новой каменной церкви. Строительными работами руководил О.Ф. Лауе. В 1780 году новый храм был освящен. Каменная церковь была однопрестольная, зального типа, с плоским деревянным перекрытием, оштукатуренная, «покрыта листами железными». Над церковью возвышалась маленькая деревянная глава, обитая железом и покрашенная краской, над притвором была построена каменная колокольня в один ярус, с часами. Форма главок и скромный декор фасадов были решены в стиле барокко. В эту церковь перенесли трехярусный иконостас из старой фахверковой церкви. Есть информация также о том, что новый иконостас выполнил мастер Ян Янковский. В 1883 году случился пожар, от которого пострадал иконостас и иконы. При ремонте после пожара изменилась форма глав. Растреллиевская церковь простояла 110 лет, до 12 февраля 1890 года. С 1850 года церковь получила статус кафедрального собора.
К концу 19 века собор стал мал для разросшегося прихода. На личные средства императора Александра III в 1890 году началось новое строительство. Проект храма разработал петербургский архитектор Николай Чагин. Алтарь и стены старого каменного храма частично были включены в объем нового здания, но облик его совсем не напоминал маленькую церковь Растрелли. Торжественное освящение большого храма состоялось 14 ноября 1892 года, статус собора он получил 23 ноября того же года. Построенный в русском стиле, в формах эклектики, этот храм несет в себе едва уловимые черты нарождающегося стиля модерн. Большая глава с барабаном опирается на стены старого храма, перестроенные в виде арок. Вместо сферической поверхности парусов здесь видим ступенчатые тромпы, нависающие друг над другом в четырех углах. Просторный интерьер открывается входящему в храм, хотя снаружи храм совсем не кажется большим и не подавляет своими размерами, сомасштабен окружающей невысокой застройке. Две пары малых глав венчают боковые пристройки, расширяющие объем храма. Шатровая колокольня пристроена с запада, притвор украшен двумя маленькими изящными главками. Первоначально в соборе был трехярусный иконостас.
После возвращения собора Православной Церкви начались работы по восстановлению храма. Много сил стройке было отдано о. Серафимом Шенроком. Пожилой батюшка сам взбирался на леса, организовывал строительные работы, находил спонсоров, обсуждал эскизы с проектировщиком и художником. С помощью старосты прихода и о. Евгения Румянцева были выполнены самые сложные работы по восстановлению несущих конструкций, проведено отопление. Задача восстановление прежнего интерьера не ставилась. По причине материальных трудностей научного изучения останков собора не проводилось. В интерьере по инициативе о. Серафима Шенрока были использованы фрагменты иконостаса бывшего Рижского Алексеевского монастыря. Новый иконостас был изготовлен в свободной форме, без учета стилистики фасадов собора. По этой причине цельность образа храма была утрачена. Ныне собор сияет белизной стен и ярко-синими куполами, он стал украшением города, и не верится, что совсем недавно на этом месте были мрачные развалины.
Источники информации :
1) «Jelgavas baznīcas», Izglītība, 1992.
2) «Выборка из сведений, доставленных Императорскому Московскому археологическому обществу православным духовенством по распоряжению рижского архиепископа Арсения.» М., 1896.
3) «Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края»,том 2.
4) Указы Петра 1-го Лифляндским губернаторам.
5) Putniņa Mārīte «Sakrālās arhitektūras un mākslas mantojums Zemgalē», Neputns, Rīga 2015, 64.lpp.
Большое спасибо Александру Вишневу, указавшему на неточности в первой версии этой статьи.
Графиня Екатерина, урождённая Бестужева-Рюмина, сделала денежный вклад в Санкт-Петербургский банк, по которому проценты с него, отчислялись по 32 рубля в год на ремонт часов. Но из-за невозможности ремонта эти деньги употреблялись на ремонт храма, вместе с 86 рублями 67 коп. отпускаемых казною ежегодно на ремонт собора. Крыша покрыта железом. Престол в соборе один – во имя Святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Одновременно с собором был построен каменный одноэтажный флигель с двумя квартирами, строительство которого обошлось в 11119 рублей 34 коп., отпущеные Св.Синодом. Имеется прачечная, крытая черепицей и церковная сторожка.
Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1264. «О ремонте и расширении православной церкви в г.Митаве (Симеона-Анненской) и постройке церкви на Митавском кладбище. Начато 1886 г. Окончено 1895 г. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 185 за 1900 год., и дело 226 за 1910 год.
После 1945 года восстановлением храма занимался архитектор Владимир Максимович Шервинский( до своего ареста в 1951 году).
О первой попытке восстановления собора после Второй Мировой войны вспоминал архитектор Владимир Шервинский: «Владыка Корнилий (Попов, в 1945-1948 гг. архиепископ Виленский и Литовский) был энергичным и хорошим хозяином, и когда Елгавский приход обратился к нему с просьбой помочь отстроить сгоревший Елгавский собор, сейчас же откликнулся и помог во всех отношениях, и словом, и делом. Мне было поручено составить проект и одновременно я назначался в строительную комиссию. Председателем комиссии был назначен о. Петр Берзинь. И так выглядел собор после войны, когда я его в первый раз увидел! Жгли немцы его немилосердно, но благодаря тому, что перекрыты помещения кирпичными сводами, огонь во внутрь проникнуть не мог. Немцы, однако, таким результатом не удовлетворились и, очевидно, разлили внутри бензин и жгли внутри отдельно.
С чрезвычайной энергией взялся о. Леонид (Костко) за работу. Он находил и материалы, и рабочих, сам все время был на постройке, сам всем на месте руководил, сам брал инструмент в руки и помогал, и я уверен в том, что только благодаря ему работа так успешно продвигалась вперед. С о. Петром я выезжал туда периодически для общих указаний, для приема отдельных работ и для проверки отчетности в израсходаванных суммах. Члены строительной комиссии тоже усердно и каждый чем мог помогали работе – кто советом, а кто и личным трудом.
. Не знаю, почему, но Вениамин наших стараний в Елгаве не оценил и решил больше денег не давать, а приход сам продолжать работу не был в состоянии. И это еще было бы полбеды, настроение Владыки ведь могло еще измениться, но когда враги Церкви обратились к Владыке с просьбой временно отдать храм под военный склад, Владыка, не посоветовавшись, согласился, и все наши труды пропали даром. Были растасканы заготовленные материалы, и несмотря на то, что склада там больше нет, работы по восстановлению продолжить теперь уже не разрешают, хотя прихожане за тысячью подписей обращались даже в Москву».
Примечание: воспоминания написаны в 60-70 годы XX века.
Источник: «Православие в Балтии», № 3(12), Рига 2015, С. 158-162.
Лютеранский кафедральный собор святой Анны в Елгаве (Латвия)
Лютеранский кафедральный собор святой Анны в Елгаве (Jelgavas Svētās Annas evaņģēliski luteriskā baznīca)
Адрес церкви: Lielā iela 22a, Jelgava, LV-3001, Latvija
Я уже писала о таких из них, как:
Сегодняшняя же статья посвящена, как мы помним, лютеранскому кафедральному собору святой Анны.
Немного истории
Начало жизни лютеранского кафедрального собора святой Анны в Елгаве историки связывают с обретением населенного пункта (именовавшегося, как Митава) статуса города. Произошло это в 1573 году. К тому времени здесь, согласно информации, представленной на официальном сайте церкви, стоял деревянный храм.
Став в 1578 году столицей Курляндского герцогства, в Митаве стал формироваться центр политической, культурной, духовной и экономической жизни граждан края, основной состав которых составляли латыши и немцы. Наличие этих двух доминирующих общин и предопределило конфессиональную принадлежность жителей вплоть до 17-го века, где главенствующее место занимала описываемая церковь.
Свой новый каменный облик она начала обретать в 1573 году, будучи полностью завершенной к 1649 году, когда на церкви была установлена башня.
Столь долгий период постройки храма обусловлен еще тем, что в 1621 году в ходе польско-шведской войны город сильно пострадал, а вместе с ним и незавершенный храм.
Но и отстроенный храм в целости и сохранности простоял недолго. В 1682 году из-за неправильной конструкции здания рухнула его крыша и стены. Получить средства на реконструкцию здания удалось только в 1692 году.
Это сейчас церковь расположена в самом центре города, окруженная со всех сторон асфальтированной дорогой. А в 17 веке ее окружал канал, соединявший реки Svēte и Driksa и снабжавший город питьевой водой и водой для крещения.
Кроме того, церковь располагалась на самом возвышенном месте в городе и когда разрушительное наводнение, предположительно, конца 19 века снесло на своем пути все деревянные строения, церковь выстояла, представляя собой сооружение на уединенном острове.
В последующие годы церковь достраивалась и совершенствовалась, пока 7 мая 1859 года в нее не ударила молния. Башню пришлось перестраивать, в результате чего она потеряла свой статус своего высокого шпиля в городе. Ее превзошла новая башня церкви святой Троицы (о которой я напишу позже).
И хоть одна из дверей в храм была заманчиво открыта, внутрь церкви я, к сожалению, не попала. За ней оказалась другая коварная дверь, закрытая на ключ.
Ну, ничего! Уверена, в тех краях я буду еще не раз и обязательно попаду внутрь лютеранского кафедрального собора святой Анны в Елгаве.
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Официальная группа римско-католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в г. Москве (кафедральный собор).
Храм открыт ежедневно с 07:00 до 20:00.
Приходская библиотека: вск 11:30-14:00 (крипта).
Показать полностью.
Ризница: 8-499-252-39-11 (08:00-12:45 и 15:30-20:00).
Концерты: 8-499-252-40-51 https://deboniarte.org/
ТЕРРИТОРИЯ ПРИХОДА В МОСКВЕ И МО:
САО, СЗАО, ЗАО (кроме районов «Внуково», «Проспект Вернадского», «Тропарёво-Никулино»), ЦАО (районы «Пресненский», «Тверской», «Арбат», «Хамовники»), Зеленоград.
Районы МО: Волоколамский, Истринский, Красногорский, Лотошинский, Можайский, Рузский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Клинский, Солнечногорский, Шаховской, округа Власиха, Восход, Звенигород, Краснознаменск, Молодёжный, г. Химки.
***
По вопросам, связанным с принятием в группу, обращаться к администраторам.
СЛАВА ИИСУСУ ХРИСТУ!
РЯДОВОЕ ВРЕМЯ IV рядовая неделя | IV неделя Псалтири | Воскресный цикл чтений A | Будний цикл чтений II
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НА ФЕВРАЛЬ 2020 ГОДА
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НА МАРТ 2020 ГОДА
РАСПИСАНИЕ СВЯТЫХ МЕСС И БОГОСЛУЖЕНИЙ
БОГОСЛУЖЕНИЯ ДЛЯ КАТОЛИКОВ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА
Каждое воскресенье в 12.30 в часовне крипты Собора
Справки по тел.: 8-985-008-52-21 (о. Василий Вайда)
АРМЯНО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ПРИХОД СВ. ГРИГОРА ПРОСВЕТИТЕЛЯ
Справки по тел.: 8-961-124-04-77 (о. Петрос Есаян).
БОГОСЛУЖЕНИЯ НА ИСПАНСКОМ И ПОРТУГАЛЬСКОМ ЯЗЫКАХ
Справки по тел.: 8-499-252-66-88.
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Архиепархия Божией Матери в Москве
С 8 по 10 ноября Москву посетит секретарь Святого Престола по отношениям с государствами архиепископ Пол Ричард Галлахер.
9 ноября запланированы его переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Официальный представитель МИДа сообщает, что в ходе встречи «планируется обмен мнениями о перспективах российско-ватиканского двустороннего сотрудничества и взаимодействия на многосторонних площадках, а также обсуждение актуальной международной повестки дня».
В тот же день архиепископ Галлахер будет служить Святую Мессу в Кафедральном соборе (18.00). О других деталях церковной программы будет сообщено дополнительно.
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Design of Architectural Environment
Римско-католический Кафедральный собор
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Архиепархия Божией Матери в Москве
Дорогие братья и сестры,
наряду со всеми жителями нашей планеты и нашей страны, мы, католики, испытываем печаль оттого, что ситуация с covid-19 длится уже полтора года и, более того, этой осенью снова значительно ухудшается.
Показать полностью.
Нам жаль каждую жизнь, которую эта болезнь уносит, каждого человека, который пережил ее, но уже долгое время борется с ее последствиями. Нам жаль, что нынешняя ситуация для многих людей стала причиной изоляции, одиночества, потери работы. Как христиане, мы также страдаем при мысли о том, что люди болеют и умирают без контакта с родными и близкими людьми, более того — без таинств, и что порою приходится даже хоронить их без присутствия родных.
Поэтому мы вас настоятельно просим защищать себя и других от инфекции, в т. ч. и серьезно задуматься о вакцинации и целиком последовать своей совести. Совесть не призывает поступать так, как нам удобно или приятно, но как можно больше стремиться служить Богу и прославлять Его, любя своего ближнего, как самого себя.
Разумеется, продолжает действовать диспенсация от обязанности принимать участие в воскресной Евхаристии, так же, как и призыв следовать легитимным требованиям санитарных властей, как федеральных, так и местных. Наконец, напоминаем указания, изданные нами больше года назад и действующие по сей день (см.: https://bit.ly/3Ch4k56)
Обращаемся вместе, по заступничеству Пресвятой Богородицы, «болящим Исцеление», к милосердному Богу в Иисусе Христе с просьбой об избавлении от пандемии для людей нашей страны и всего мира!
От имени Конференции католических епископов России
+ Павел Пецци,
Председатель,
Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Архиепархия Божией Матери в Москве
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Издательство «Белый Камень»
Хосемари́я Эскрива́ де Балаге́р-и-Альба́с — католический святой, испанский священник, основатель Opus Dei, организации Католической церкви.
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии запись закреплена
Архиепархия Божией Матери в Москве
На прошлой неделе на территории Базилики Благовещения в Назарете разместили мозаику, выполненную на основе иконы Фатимской Божией Матери «Тобою единство», особенно почитаемой российскими католиками в рамках Года Пресвятой Девы Марии – Матери Слова Божия. О том, как появилась эта мозаика и как она связана с Годом Матери Слова, рассказал отец Дариуш Пеляк, SVD.
Показать полностью.
В Базилике Благовещения в Назарете находится небольшой дворик, стены которого украшены мозаиками с изображениями Богородицы из разных стран мира. Как правило, это самые значимые изображения для каждой страны. Однако паломники из России, посещающие Базилику, не находили изображения Девы Марии из своей страны. Тогда Конференция Католических Епископов России предложила исправить это упущение.
Первым делом нужно было выбрать конкретное изображение, которое представляло бы Россию. Поскольку у католиков в России нет собственного исторического изображения Девы Марии, как, например, Пресвятая Дева Мария Будславская в Беларуси, то епископы одобрили предложение разместить там копию иконы Фатимской Божией Матери, оригинал которой находится в г. Пушкине рядом с Санкт-Петербургом. Это изображение пользуется почитанием не только в России, но и в других странах. Икона даже совершила паломничество в Фатиму. С другой стороны, казалось недостаточным просто разместить в Назарете это изображение. Хотелось предпринять какую-то духовную инициативу в связи с этим фактом. Поскольку Назарет – это место, где Слово стало плотью, где Мария сказала «да будет мне по слову Твоему» в ответ на призыв Архангела Гавриила, было решено объявить Год Пресвятой Девы Марии – Матери Слова Божия для своеобразной духовной подготовки. Чтобы народ Божий ближе познакомился с этой иконой, с одной стороны, и с другой – глубже пережил мистику Назарета, суть которой – принятие Слова Божьего в жизни каждого из нас.
Поэтому были напечатаны копии иконы Фатимской Богородицы «Тобою единство» и разосланы по всем католическим приходам России. Эти иконы сопровождала небольшая брошюра с катехетическими материалами, объясняющими идею этого года и призывающими прислушиваться к Слову Божию. Идея была взята из Апостольского обращения Папы Бенедикта XVI «Verbum Domini», где он говорит о «симфонии Слова». Он говорит, что Слово Божие – это не только то, что мы читаем в Библии, но Господь обращается к нам, как говорится в Послании к Евреям, «многократно и многообразно».
Члены Народа Божия брали икону с брошюрой в свои дома на наделю и в течение этого времени молились и слушали Слово Божие. Также им предлагалось принять какое-то постановление, связанное с Библией. Например, прочитать её целиком в течение года, или каждый день размышлять над Словом Божиим методом Lectio Divina, который подробно объясняется в брошюре, или выучить наизусть отрывок из Святого Писания и т.д.
Параллельно шла подготовка мозаики, которая была заказана в Святой Земле. Она не является точной копией иконы, а скорее стремится соединить эту икону Девы Марии и Год Матери Слова, который мы переживаем. Поэтому на мозаике вместо привычного названия «Тобою единство» находится латинское воззвание «Mater Verbi». И благодаря Году Матери Слова, и потому что это изображение будет находиться в Назарете, где Слово стало плотью.
Изначально освящение мозаики было запланировано на 25 марта текущего года, но из-за пандемии коронавируса это оказалось невозможным. Поэтому мозаика размещена и доступна для паломников уже сейчас, а наша встреча с ней состоится во время Всероссийского паломничества в Святую Землю «По следам Пресвятой Девы Марии» в марте следующего, 2022 года.
*Ниже прикрепляем брошюру, сопровождающую паломничество иконы в рамках Года Пресвятой Девы Марии – Матери Слова Божия.