собор пресвятой девы марии кармельской
Собор Пресвятой Девы Марии Кармельской
Фото и описание
Собор Девы Марии Кармельской – католический храм в центре Рио-де-Жанейро, расположенный напротив исторической площади 15 Ноября рядом с зданиями старого монастыря и церкви кармелитов. До 1976 года это была резиденция архиепископа, поэтому он иногда упоминается как Старый собор.
Датой основания церкви считается закладка часовни у близлежащего монастыря Карму, одного из старейших в городе. Около 1590 года кармелиты пришли в город и получили в дар небольшую часовню, посвященную Богоматери. На протяжении 17-18 вв. братья построили крупный монастырь рядом с часовней, существующий до сих пор. Меленькая церквушка была перестроена в новый храм мастером Мануэлем Алвесос Сетубалом. Работы начались в 1761 году и продолжались в течение пятнадцати лет, хотя новая церковь была торжественно освящена 22 июля 1770 года. В 1875 году интерьер оформил Инасиу Фреррейра Пинта в стиле рококо.
По прибытии португальской королевской семьи в Рио-де-Жанейро в 1808 году они заняли ближайшие здания в качестве резиденции. Рядом, в монастыре Карму, был погребена королева Мария I (1777-1816). В качестве часовни царствующей семьи Жуана VI была выбрана церковь Богоматери Кармель, которая позже стала Кафедральным собором Рио-де-Жанейро, и являлась им до 1976 года. После провозглашения независимости Бразилии, церковь стала императорской капеллой, здесь проходили коронации императоров Педро I и Педро II, а также венчание принцессы Елизаветы с Луи Филиппом Гастоном Орлеанским 15 октября 1864 года. В 1976 году в Рио-де-Жанейро был построен новый собор Сан-Себастьян и церковь Носса-Сеньора-ду-Карму утратила свой статус.
Церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской (Гатчина)
Содержание
История
Закладка каменной Римско-католической церкви в городе Гатчине было совершено 3 июля 1906 года. Строительство шло возле ветхой деревянной часовни Христа Спасителя. Церковь строилась по проекту гражданского архитектора Льва Петровича Шишко. Строительство продолжалось с перерывами до 1911 года при участии архитекторов П. П. Трифонова, Л. М. Харламова и А. А. Барышникова.
Церковь была торжественно освящена 13 ноября 1911 года епископом Иоанном Цепляком во имя Пресвятой Девы Марии и приписана к католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге.
Здание было выдержано в стиле европейской неоготики.
Церковь подвергалась временному закрытию с 17 июля 1922 года по 2 июня 1923 года. Фактически она перестала действовать в 1937 году, хотя священник В. Чегис был арестован ещё в 1931 году за «антисоветскую пропаганду и организацию нелегальных католических обществ». Официально же храм был закрыт по постановлению Президиума Леноблисполкома лишь 15 января 1939 года. До войны в её стенах была устроена пекарня. В годы Великой Отечественной войны здание церкви серьёзно пострадало, и после окончания войны в её развалинах разместили столярную мастерскую и гараж.
В 1992 году в Гатчине начато возрождение католического прихода, который был зарегистрирован 6 апреля 1993 года. Уже 11 апреля 1993 года священник Джузеппе Пеллиццари SDB совершил Пасхальную литургию в городской библиотеке им. А. И. Куприна. Первоначально богослужения в основном проводились в актовом зале профтехучилища № 213.
Гатчина католическая
История гатчинской католической общины насчитывает более двухсот лет. За эти годы она переживала и периоды подъема, и время упадка и разорения. Одним из главных символов и духовной святыней Гатчины католической более ста лет назад стала церковь, посвященная Пресвятой Деве Марии – прекрасный, сохранившийся до наших дней храм, построенный в самом сердце дореволюционной Гатчины.
Восстановить историческую панораму жизни гатчинских католиков нам помогли настоятель прихода Божией Матери Кармельской отец Аркадиуш Грабовски SDB (салезианец Дона Боско) и катехизатор Александр Щербак.
Католическая община в Гатчине всегда была небольшой, хотя католики оставили заметный след как в истории, так и в культуре города. Как указывает в наиболее полной на сегодняшний день монографии о гатчинских католиках историк С.Г. Козлов-Струтинский, католиками были некоторое время живший здесь последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, инженер Осип Манцевич, художник Александр Бенуа, архитекторы А. Ринальди, В. Бренна, Ф. и Д. Квадри, Д. Висконти, морганатическая супруга великого князя Константина Павловича, княгиня Иоанна Лович (Грудзинская), военный летчик Я. И. Нагурский и многие другие.
«Да пребудут в любви и согласии. »
Первые упоминания о католиках в Гатчине появляются в связи с именем императора Павла I, который 23 сентября 1794 года, еще будучи великим князем, издал указ о строительстве в городе храма для католической и лютеранской общин – при условии, что «они пребудут в любви и согласии. и деятельно докажут истинным братолюбием своим, что они последователи такой веры, которой главный характер есть терпение и человеколюбие».
Как рассказывает Александр Щербак, на тот момент католиков в Гатчине было достаточно мало – всего несколько семей. В связи с этим будущий император принял решение оплачивать из личного бюджета не только строительство новой церкви, но и содержание католического священника, который будет в ней служить.
В 1797-1799 годах на главной улице Гатчины, приблизительно на том месте, где сейчас стоит лютеранская церковь святого Николая, была «сооружена деревянная церковь для общего моления католиков и лютеран». Известно, что некоторое время представители обеих конфессий действительно использовали храм для богослужений попеременно. Однако соблюсти главное условие императора, видимо, не удалось, и католики ушли из этой церкви, оказавшись на долгие десятилетия без постоянного места для богослужений.
Несмотря на это, католических страничек в истории Гатчины все добавлялось. В 1798-1800 годах по повелению Павла I, принявшего на себя звание Великого магистра Мальтийского Ордена, в Гатчине построили Приоратский замок, наместником которого стал граф Юлий Литта. 12 октября 1799 года в благодарность за защиту и приют в России мальтийские рыцари поднесли в дар Павлу часть Древа Св. Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери и десницу св. Иоанна Предтечи. В 1804-1806 годах при поддержке императрицы Марии Федоровны в гатчинском госпитале сестрами милосердия работали монахини Конгрегации св. Викентия де Поля («шаритки»).
К 1843 году католическая община Гатчины выросла почти до семисот человек, среди которых были поляки, немцы, французы, литовцы, чехи и другие.
Церковь во имя Пресвятой Девы Марии
На протяжении многих лет католические богослужения проходили в самых разных местах города — в Николаевском сиротском институте (нынешняя школа №11), в здании городской богадельни (сейчас — стоматологическая поликлиника), в городской женской гимназии (музей города Гатчины), где были обустроены временные часовни.
Только в 1876 году гатчинскими католиками был приобретен участок для сооружения церкви. Он находился приблизительно там, где сейчас стоит гатчинский католический храм: в Ингербургской части, на углу Николаевской и Безымянной улиц (ныне ул. Володарского, д. 28а). Первая часовня Христа Спасителя была оборудована в обыкновенном деревянном доме. Здание это быстро обветшало, приход заметно вырос, и в 1887 году на этом участке построили новую деревянную часовню. Территория часовни была обнесена оградой, внутри которой также располагались дом священника, дворницкая, сараи.
Гатчинский католический приход продолжал расти: к началу XX века общее число прихожан достигло почти полутора тысяч человек. Среди католиков Гатчины были служащие дворцового управления, городской администрации, земских учреждений и училищ, Варшавской и Балтийской железных дорог. В 1906 году приход получил разрешение от государства на строительство нового каменного храма, при условии, что оно будет проходить на средства общины.
Строительство церкви было начато 3 июля 1906 года и завершено 11 ноября 1911 года. Проект храма в псевдоготическом стиле был подготовлен католиком, петербургским архитектором Л. Шишко. Достраивали церковь архитекторы А. Барышников и Л. Харламов. Новая церковь была освящена 13 ноября 1911 года во имя Пресвятой Девы Марии.
Антирелигиозная пропаганда, начавшаяся после Октябрьской революции 1917 года, затронула все религиозные конфессии, включая и гатчинских католиков. Некоторое время верующим удавалось сохранять некоторую независимость, вплоть до 1922 года, когда под лозунгом помощи голодающим Поволжья началась кампания по изъятию ценностей из храмов. Гатчинский католический приход был довольно бедным, и поэтому изъять что-то особо ценное у него не могли. Однако верующие были крайне возмущены святотатством, когда при изъятия серебряной утвари советские чиновники взломали дарохранительницы и рассыпали Святые Дары.
17 июля 1922 года гатчинская церковь Пресвятой Девы Марии была опечатана. Какое-то время верующие собирались на богослужения в сохранившейся деревянной часовне Христа Спасителя, но и она, несмотря на протесты верующих, была вскоре закрыта властями. В июне 1923 года, после обращения верующих в Совнарком, каменный храм открыли. К этому времени гатчинская католическая община заметно уменьшилась за счет выезда из города оптантов (лиц, принявших гражданство других стран).
В августе 1931 года «за антисоветскую пропаганду и организацию нелегальных католических обществ» был арестован настоятель прихода Владислав Чегис. Он был приговорен к десяти годам лагерей, но в 1933 году выехал в Литву, по обмену на одного из коммунистических политзаключенных.
Гатчинский храм продолжал действовать до 1937 года: редкие богослужения проводили французские доминиканцы-священники, приезжая в Гатчину из Ленинграда. Опечатанный храм закрыли уже официально в 1939 году. Накануне Великой Отечественной войны в нем была оборудована хлебопекарня. Пробный выпуск хлеба был запланирован на июнь 1941 года, но, похоже, хлебопекарня так и не начала давать готовую продукцию.
Гатчинская церковь Пресвятой Девы Марии сильно пострадала во время войны: были разрушены боковые нефы, колокольня, стены сместились относительно фундамента, дав значительные трещины. После войны в развалинах католического храма разместили гараж и столярную мастерскую, действовавшие до 1994 года.
Послевоенная католическая община была очень незначительной: за годы советской власти гатчинские католики фактически утратили контакты друг с другом. Однако по данным, которые приводит С.Г. Козлов-Струтинский, зимой 1963 года на Гатчинском кладбище ленинградским священником Иоанном Буткевичем была отслужена Святая Месса, на которую собралось не менее ста человек.
О возрождении гатчинского католического прихода всерьез заговорили осенью 1992 года. В «Гатчинской правде», по инициативе одного из петербургских католиков, появилось объявление с приглашением принять участие в заупокойной мессе в День поминовения всех усопших верных. 2 ноября 1992 года несколько местных католиков встретились на Гатчинском кладбище, где прошло богослужение, которое провел викарий петербургского прихода Божией Матери Лурдской отец Эдмунд Каптуркевич. По решению верующих 6 апреля 1993 года в Гатчине был зарегистрирован приход Римско-Католической церкви. А уже 11 апреля, впервые после многолетнего перерыва в Гатчине состоялась Пасхальная литургия: в городской библиотеке им. А.И. Куприна ее отслужил салезианец-священник отец Джузеппе Пеллиццари SDB, приехавший в Гатчину для открытия Салезианского Центра «Дон Боско».
В 1994 году полуразрушенный католический храм вернули верующим, которые стали именовать его в честь Пресвятой Девы Марии Кармельской. С этого времени начался бесконечный труд прихожан по восстановлению храма, который достался им в руинированном состоянии. За эти годы удалось отремонтировать наиболее сохранившуюся часть храма — алтарную. Начиная с 1997 года, в церкви регулярно проходят богослужения. Четыре года назад в храм провели центральное отопление. В прошлом году удалось залатать протекающую над местом для молитв крышу и установить ограждение в проеме правого нефа.
Дальнейшая судьба католического храма — болезненный вопрос для прихожан и духовенства. Как объяснил настоятель храма, отец Аркадиуш Грабовски, храм передан приходу в безвозмездное пользование на 49 лет.
— Так как это объект культурного наследия регионального значения, мы ничего не можем с ним сделать, кроме восстановления, и то только по согласованию с собственником — областью, – говорит он. – Есть разные варианты будущего для храма. Один — трагический: разобрать наименее сохранную часть храма и достроить что-то новое. Но сердце не позволяет разобрать храм: для меня это преступление! Мое желание — отстроить храм. Будем просить, чтобы нам сперва помогли восстановить хотя бы нефы, а потом уже будем решать вопрос с восстановлением остальной части крыши, которая находится в очень плохом состоянии. Наша часть храма к зиме готова, а в другой части невозможно предвидеть, что будет. Нужно хотя бы временную крышу поставить, чтобы спасти здание от проникающей внутрь воды.
Прежде всего, нужны замеры и экспертиза, чтобы оценить надежность существующих конструкций. К сожалению, официальная, полная, с привлечением специалистов, экспертиза храма не проводилась — для прихода это сложная, дорогостоящая процедура.
Так или иначе, церковь, выглядящая достаточно плачевно снаружи, внутри кажется очень уютной и светлой. Многих по вечерам привлекает теплый свет, льющийся из окон старого, все еще прекрасного здания. При храме сложилась католическая община, насчитывающая около ста прихожан, хотя, как говорит отец Аркадиуш, в Гатчине их по крайней мере в два раза больше. К сожалению, о том, что человек был католиком, в приходе иногда узнают только после его смерти, когда в семье встает вопрос о похоронах.
Как ни странно, о том, что в храме проходят богослужения, все еще знают немногие. Наши собеседники вспомнили любопытный случай. В соседнем с храмом доме живут католики, которые лишь спустя несколько лет из объявления в газете узнали о том, что в церкви проходят богослужения.
О существовании прихода узнают и во время ежегодного Международного органного фестиваля «Поющие трубы», который проходит в Гатчине в течение трех дней на разных площадках, одной из которых по традиции является католическая церковь Божией Матери Кармельской. В этом году концерт здесь состоится в воскресенье, 18 ноября, в 17.00.
Салезианский центр «Дон Боско» в Гатчине
Практически одновременно с возрождением гатчинского католического прихода началась история уникального образовательного учреждения, созданного в Гатчине католическими монахами Салезианской конгрегации (Общества Святого Франциска Сальского). Интересна как история самой конгрегации, так и единственного в России Салезианского центра «Дон Боско» в Гатчине.
Общество Святого Франциска Сальского было основано итальянским священником св. Иоанном (Джованни) Боско (1815-1888) в 1859 году в Турине, бывшем тогда столицей Сардинского королевства (Пьемонт). Для Пьемонта это были особенно трудные времена: промышленная революция и социальное расслоение повлекли за собой нищету и страдания самых незащищенных слоев населения. Особенно трудно приходилось детям. Дон Боско стал собирать их, проводя катехизацию, организовывая их досуг, обучение и воспитание, давая профессию. За минувшие полтора столетия Салезианское общество получило огромную поддержку и распространилось по всему миру. Сейчас салезианцы – одна из крупнейших монашеских конгрегаций Католической церкви.
Как рассказывает отец Аркадиуш, сам салезианский монах, поляк по происхождению, двенадцать лет прослуживший в России и два года из них в Гатчине, салезианцы открывают образовательные профессиональные учреждения по всему миру, в первую очередь в странах, где имеются проблемы с развитием общества. В настоящее время около 15 тысяч салезианцев работают с молодежью в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, молодежных центрах и приходах 132 стран мира. В Россию салезианские монахи пришли в тяжелые для нее годы — после развала Советского Союза, когда российская молодежь фактически потерялась в условиях всеобщего хаоса.
В 1991 году в Венецию, по приглашению Венецианской ассоциации промышленников, прибыла официальная делегация представителей Российской Федерации. Наши чиновники, в частности, были весьма впечатлены салезианской полиграфической школой в Венеции и захотели создать нечто подобное в России. Так получилось, что Салезианский центр «Дон Боско» в России открылся именно в Гатчине, по согласованию с администрацией районного и областного уровней – на базе СПТУ №213.
Для подготовки открытия Центра осенью 1992 года в Гатчину приехал салезианский священник Джузеппе Пеллиццари SDB. Салезианский центр «Дон Боско» принял первых студентов 1 сентября 1993 года, предоставив им возможность приобрести профессию полиграфиста. Через год добавился еще один курс — экономический, в рамках которого подростки изучали бухгалтерское и банковское дело. При Салезианском центре был открыт Ораторий — центр отдыха и социально-воспитательской деятельности для детей, на базе которого ежегодно проводятся летние и зимние лагерь для детей. Также здесь работали издательство и типография.
К сожалению, в 2011 году Салезианская школа, дающая профессии гатчинским подросткам, была закрыта. Сам же Салезианский центр имени Дона Боско продолжает свою деятельность по воспитанию молодых людей. По-прежнему работает Ораторий, ежегодно организовываются летние и зимние лагеря, проводятся воскресные встречи, волонтерами-аниматорами становятся повзрослевшие воспитанники Центра.
— Это ребята, которые остаются, чтобы дарить полученное добро другим, – говорит Александр Щербак, отучившийся у салезианцев на бухгалтера, а теперь являющийся аниматором, – очень многие из них становятся преподавателями и воспитателями.
Как объясняет отец Аркадиуш, в Салезианском центре не ставят цель обратить детей в католическую веру.
— Мы служим людям, – говорит он. – В Оратории есть дети, многие из которых лишены родительского тепла. Они приходят к нам и просят помочь, и мы помогаем. Для нас важно воспитать хорошего гражданина, который потом будет искать смысл жизни и сам дойдет до воцерковления в Православной или Католической церкви. Главное, чтобы до спасения дошел. В Евангелии говорится: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». На самом деле многие из этих ребят принимают в свое сердце Евангелие, открывают в себе Дух Божий, хотя сами могут и не знать об этом. Они возрастают настолько, чтобы отдавать себя. Это просто такой порядок, такой план Божий. И когда ты начинаешь делиться, когда безвозмездно начинаешь отдавать свою жизнь другому, ты просто совершаешь то, что Господь хочет от тебя.
Фото Ольги Фирсовой
В статье использованы интернет-ресурсы, материалы из книги
С.Г. Козлова-Струтинского «100 лет гатчинскому католическому храму» (Гатчина, 2011).
Католический храм Божией Матери Кармельской расположен по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Володарского, д. 28а.
Богослужения проходят ежедневно на русском языке. В настоящее время в храме служат салезианцы-священники: настоятель прихода о. Аркадиуш Грабовски SDB и викарий прихода о. Петрос Петросян SDB. Катехизацию для детей разных возрастов и взрослых проводят священники и миряне.
16 июля ПАМЯТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ КАРМЕЛЬСКОЙ
Священное Писание неоднократно упоминает гору Кармил (или Кармель), с которой, в частности, так много было связано в жизни Илии пророка. Здесь он посрамил жрецов Ваала и укрепил веру Израиля в Бога живого (3 Цар 18,17-40); здесь он молился о ниспослании Израилю дождя (там же, 41-45), а в облаке, поднявшемся над морем и принесшем этот живительный дождь, кармелитская традиция видит образ Пресвятой Богородицы.
В XII в. после Р. Хр. на горе Кармель поселился св. Бертольд (+1195) и другие отшельники, проводившие здесь созерцательную жизнь по примеру Илии, из чего возник монашеский орден с очень суровым уставом, посвящённый Пресвятой Деве Марии, который в обиходе называют орденом кармелитов. В XIII в. под давлением турок монахам пришлось переселиться в Европу. Здесь их встретили поначалу не слишком приветливо, однако Апостольский Престол, оценив их самоотречение и аскетическую жизнь, способствовал созданию новых монастырей этого ордена.
Особенно быстро орден развивался в Англии, чему особенно послужил великий почитатель Пресвятой Девы Марии св. Симеон Сток (+1268), шестой генеральный настоятель кармелитского ордена. Многократно он молился Пресвятой Деве о помощи для ордена. Во время одной из таких молитв, в Кембридже, в ночь с 15 на 16 июля 1251 г., ему явилась Богородица в окружении Ангелов. Она подала ему коричневое одеяние — так наз. «скапуляр» (от лат. scapula— «плечо»): полоса ткани с прорезью для головы посередине, которая носится на плечах, покрывая спину и грудь, — и произнесла:
«Прими, Мой сын, этот скапуляр твоего ордена, как знак Моей приязни и привилегию для тебя и для всех кармелитов. Кто в нём встретит свой смертный час, не познает адского огня. Это знак спасения, помощи в опасностях, завет мира и вечных обетований».
Симеон Сток с радостью принял этот дар и повелел его носить членам своего ордена, а также распространять его употребление за орденскими пределами. В XIV в. Пресвятая Дева Мария явилась Папе Иоанну XXII и поручила его опеке «Свой орден» — орден кармелитов. При этом Она обещала обильные милости и спасение лицам, принадлежащим к ордену и верно соблюдающим свои обеты. Она обещала также всем, кто будет носить скапуляр, что освободит их из чистилища в первую субботу после их смерти. Целый ряд Апостольских Первосвященников одобрительно высказывался о такой форме почитания Пресвятой Девы Марии и связал с ней многочисленные отпусты. Было издано ок. 40 энциклик и других нормативных документов по этому вопросу.
Ношение скапуляра и связанные с ним молитвы некогда относились к самым популярным формам почитания Пресвятой Богородицы. По сей день встречается великое множество образов Матери Божией Скапулярной (Кармельской), посвящённые Ей алтари и храмы. В Италии имеется несколько сот церквей Матери Божией Кармельской, в Польше их ок. ста. Много образов и статуй Матери Божией Кармельской прославилось чудесами и стало центрами паломничества. Совершенно очевидно, что ношения скапуляра мобилизует и способствует возрастанию почитания Пресвятой Девы Марии.
Скапуляр носили многие европейские монархи и почти все короли Польши (начиная от св. Ядвиги и Владислава Ягелло), а также многочисленные святые, в т. ч. и не относящиеся к ордену кармелитов, в частности, св. Иоанн Боско, св. Максимилиан Кольбе, св. Викентий де Поль и др. Сама Матерь Божия под конец Своих явлений в Лурде и Фатиме появлялась одетой в скапуляр и выражала пожелание, чтобы все его носили. По образцу кармелитского скапуляра появились и другие, но кармелитский остался самым важным и распространённым. В 10-летнем возрасте принял скапуляр также бл. Иоанн Павел II, и носил его до смерти.
Праздник Матери Божией Кармельской кармелиты справляют с XIV в. Папа Бенедикт XIII(+1730) утвердил его для всей Церкви. В Польше этот праздник стал называться праздником Матери Божией Скапулярной.
Первоначально скапуляр представлял собой верхнюю одежду, которую носили древние монахи во время повседневных трудов, чтобы не пачкать хабита, и представлял собой ни что иное, как род хозяйственного передника. Затем под скапуляром стали понимать одежду, носимую поверх хабита. О нём упоминается уже в Уставе св. Бенедикта, в кан. 55, относящемся к одежде и обуви братьев. Все древние ордена носят скапуляр по сей день. Современный скапуляр представляет собой предмет одежды, являющийся внешним знаком принадлежности к какому-либо конкретному ордену либо к связанному с ним братству, и в зависимости от ордена различается по цвету: у кармелитов — коричневый, у сервитов — чёрный, и т. д.
Но поскольку носить монашеский скапуляр людям, живущим вне ордена, неудобно, со временем его заменили на два лоскутка плотной материи с соответствующими изображениями на них, и соединённых двумя тесёмками. Их надевают через голову и носят один на груди, другой на спине. Такую форму скапуляры сохраняют по сей день. На кармелитском скапуляре на одном из лоскутков помещается изображение Матери Божией Скапулярной, а на другом — Святейшего Сердца Иисуса. В 1910 г. Папа св. Пий Х позволил, исходя из соображений удобства, ношение вместо скапуляра особого скапулярного медальона с теми же изображениями. Скапуляр должен быть освящён по специальному обряду. Ношение скапуляра должно сопровождаться особой ежедневной молитвой, которую указывает дающий скапуляр священник. Обычно это Молитва Господня, Ангельское Приветствие и Слава, либо же антифон «Под Твою милость».
Многим христианам, в особенности протестантам, может показаться, что придавать такое значение предмету одежды, а тем более, лоскуткам материи или же медальону, граничит с идолопоклонством. «Носи скапуляр, и в чистилище не засидишься» — разве не суеверие? Разве для спасения не довольно веры и добродетели?
Ответ на это возражение содержится в тексте Службы Чтений Литургии Часов на субботу 15-й недели литургического года, 4 Цар 2,1-15, который в этом году, так совпало, читается именно сегодня. Вот нужный нам фрагмент: перед взятием Илии на небо Илия с Елисеем подходят к Иордану.
«И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4 Цар 2,8).
Затем, уже после вознесения Илии, Елисей:
«поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар 13-14).
Веры у Илии с Елисеем хватало. Но для чуда, как мы видим, им понадобилась и милоть — предмет одежды.
Память Пресвятой Девы Марии Кармильской — Это особый праздник у общины в Новосибирске – женской обители Воскресения Христова Ордена Босоногих Кармелитов — день их Небесной Покровительницы.
В Новосибирске Кармил Воскресения Христова (монастырь Босоногих Кармелиток) официально появился в 1998 г.
О его истории рассказывает Владыка Иосиф Верт:
«Я помню, как во время моего первого визита в Рим в качестве епископа нам рассказали о том, что Папа Иоанн Павел II, едва приступив к служению понтифика, очень скоро по приезде в Ватикан пригласил к себе сестер-кармелиток и построил для них обитель. Эти сестры постоянно молились в намерениях Святого Отца, сопровождали его своей молитвой во всех пастырских трудах. Поэтому, когда я в начале 90-х годов познакомился по почтовой переписке с матушкой Терезой Марией и она предложила основать кармелитский монастырь в Сибири, для меня не стояло вопроса “быть или не быть?”. Конечно, такой монастырь крайне нужен, особенно в стране, где 70 лет господствовал атеизм и вера изгонялась из жизни человека. С тех пор минуло немало времени, и теперь мы можем утверждать, что первый период становления Сибирского Кармила завершен. Наконец-то у него появилось свое собственное монастырское здание, и все мы очень радуемся этому событию».
Что самое главное в служении кармелиток?
Конечно же, это молитва, неустанная молитва за свою епархию, за ее клир и народ, ее правящего епископа, за Папу и всю Вселенскую Церковь.
Молитва сестер-монахинь вдохновлена любовью, согласно завету их наставницы, святой Терезы Младенца Иисуса, желавшей «быть любовью в сердце Божием».
«Обитель существует не ради себя самой, а ради прославления Господа и ради народа Божия. Мы здесь ради того, чтобы непрестанно молиться за вас. Для всех вас всегда найдется место в нашем сердце, как и в наших молитвах, и в нашем прославлении», — говорит с. Тереза Мария, OCD, настоятельница Новосибирской кармелитской общины.
Первые годы община не имела своего здания и вынуждена была ютиться в городской квартире в обычном многоэтажном доме. Между тем, устав монастыря предусматривает строгий затвор, а значит, и место его размещения должно быть уединенным, подальше от шумных городских улиц и повседневной суеты. Такое здание строилось в пригороде Новосибирска целых пять лет (сказывался недостаток средств), и в 2009 году строительство и отделка были почти закончены. Обряд освящения здания Владыкой Иосифом Вертом в том же году подвел черту под этим периодом жизни орденской общины.
Он включал в себя окропление часовни, всех жилых и служебных помещений святой водой, а также освящение алтаря часовни. В престол были вмурованы частицы святых мощей – святого преподобного Мартирия, о котором мы уже упоминали, а также двух святых из числа кармелитов: великого реформатора ордена Терезы Иисуса (Авильской) и иеромонаха Рафаила св. Иосифа (Калиновского), чье священническое и монашеское призвание вызрело во время десятилетней ссылки в Сибири. Затем епископ Иосиф совершил помазание алтаря святым миром и был зачитан декрет правящего епископа об установлении монастырского затвора.
Кармелиты и сегодня верны двум принципам духовной жизни: молитве и апостольской деятельности.
Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ