собор парижской богоматери что с ним сейчас происходит
Два года спустя: как возвращают к жизни Собора Парижской Богоматери
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Трагические события
Вечером 15 апреля 2019 г. на чердаке Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) началось возгорание. Языки огня очень быстро распространились на шпиль и крышу, после чего они рухнули. За 12 часов непрерывной работы сотни пожарных смогли остановить пламя, но при этом пришлось щедро заливать святыню водой. Как утверждают специалисты, многие элементы конструкции и предметы пострадали больше от воды и дыма, нежели от огня, но по-другому разбушевавшийся огонь остановить было нельзя, учитывая сколько тонн старого дерева находилось на сводах собора.
Также пострадал и близлежащий квартал, который покрылся не только копотью, но и каплями расплавленного свинца. Этим металлом был облицован шпиль, придуманный Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Именно использование свинца и вызывало горячие споры специалистов разных уровней при восстановлении прежнего облика собора, также из-за него пришлось задержать очистительные и ремонтные работы, ведь концентрация тяжелого металла на месте пожара превышала все допустимые нормы безопасности.
2. Неутешительные последствия пожара
Во время пожара больше всего пострадал шпиль, а это 500 тонн древесины дуба и 250 тонн свинца, что повлекло за собой обрушение как его конструкции, так и 2/3 крыши Собора Парижской Богоматери. Обломки, оказавшиеся внутри здания, повредили некоторые ценные предметы, а также элементы интерьера, не говоря уже о сотнях тысяч тонн воды, обрушившихся на святыню во время тушения пожара. Многие старинные реликвии удалось спасти, но они значительно пострадали от копоти и воды, как и главный орган, который все же еще можно восстановить. Все предметы, представляющую особую историческую ценность были извлечены из собора и отправлены в Лувр для очистки, реставрации и хранения, некоторые из них теперь находятся в других церквях.
Положение усугубили строительные леса, установленные до пожара. Сильный огонь способствовал деформации металла и распутать сплавленные элементы конструкции стало непростой задачей. На их демонтаж понадобилось несколько месяцев, ведь пришлось очень аккуратно убирать все поврежденные детали, чтобы не спровоцировать новые обрушения. Задержку восстановительных работ вызвали также бурные обсуждения нового проекта и нагрянувшая пандемия.
3. Горячие споры и подготовка к реставрации
Пока ученые-историки, искусствоведы и архитекторы вели споры о том, в каком виде окажется Notre-Dame de Paris после восстановления, строители расчищали обломки, убирали мусор и по мере возможности укрепляли все, что могли, чтобы избежать новых разрушений. На данный момент они смогли подпереть верхний ярус аркбутанов (каменная наружная полуарка), создав временные арки. Также укреплены мощными деревянными подпорными конструкциями несущая система контрфорсов (опоры, возводимые на углу сооружения), оконные и дверные проемы. От непогоды внутреннее пространство спасает временный парус-тент, установленный вместо рухнувшей крыши, также закрыты оконные проемы.
Особое внимание хотелось бы уделить тому, как решался вопрос о восстановлении здания. Сторонники возврата прежних форм Собору Парижской Богоматери (представители церкви, государственные деятели, историки и большинство именитых архитекторов) очень долго не могли определиться воссоздавать храм в том виде, который он был воздвигнут в XII в. или остановиться на облике, созданном во время грандиозной реставрации, проведенной под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка в XIX в. Поскольку авторская реставрация архитектора, проведенная в 1841-1864 гг., является таким же памятником архитектуры, как и произведение зодчих Средневековья, все же решили остановиться на более свежем варианте.
Сторонники такого решения яростно отстаивали свою точку зрения перед теми, кто решил привнести различные изменения и придать более современный вид святыне (зеркала, воздушный, витражный, хрустальный шпиль, стеклянная крыша и т. д.). По сведениям редакции Novate.ru, лишь 25 марта 2021 г. Национальная комиссия по архитектуре и наследию Франции официально утвердила принцип «разумной реконструкции», основывающуюся на восстановлении исторического облика, который был до пожара.
4. Что уже сделано
К этому времени подходит к завершению технологический процесс заготовки и сушки древесины, которая понадобится на воссоздание нервюрного свода, нефов и стропил, поскольку решено было не применять современные материалы, а создавать все как было – из дерева.
Интересный факт: На данный момент срублено более 200 столетних дубов, необходимых для реконструкции. Причем деревья выбирали по всем регионам страны, чтобы показать национальное единство и сплоченность перед нагрянувшей бедой. Хотя не все жители Франции приветствуют такое безжалостное истребление многовековых деревьев, ведь по предварительным данным, всего понадобиться более тысячи дубов.
Перед архитекторами и плотниками поставлена архисложная задача — создание нервюрного свода идентичным тому, который был выложен средневековыми мастерами в XIII в. При этом предполагается, что современные плотники в восстановительных работах будут использовать лишь те инструменты, которыми пользовались их предшественники – топорами и долотом. После создания свода наступит черед установки новых стропил и крыши, которую все-таки покроют тонкими листами свинца, хотя этот материал и вызывает больше всего опасений.
Несмотря на то, что весь процесс реконструкции нацелен на воссоздание прежнего облика многолетнего символа страны, все же он не будет идентичен тому, что был до пожара. Филипп Вильнев – главный архитектор Парижа, ответственный за реконструкцию, сообщил, что некоторые детали и рисунки на витражах будут несколько отличаться от оригинала, но останутся близки к утраченным шедеврам. Само собой разумеется, что будут внедрены современные системы вентиляции, освещения и безопасности всех уровней, чтобы избежать повторения пожара.
5. Во сколько выльется реставрация
Также появились хорошие новости, подтверждающие, что власти Германии решили помочь в реставрации витражей, предоставляя финансовую поддержку и отправляя в Париж лучших специалистов в этом деле.
Хотелось бы надеяться, что попытки вернуть французскому народу его святыню действительно вдохнут достойную жизнь памятнику готического искусства, а не превратят в посмешище, как это сделали нерадивые и бездарные реставраторы, пытающиеся «спасти» культурное наследие человечества.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Пожар в cоборе Парижской Богоматери: специалисты оценивают, что подлежит восстановлению, а что утрачено навеки
Собор Парижской Богоматери — сокровище готики. Внутри ни одной стены, вместо них — колонны, соединенные арками. Центральный неф — убранство, достойное королей и императоров. Высота — больше 30 метров, поместился бы десятиэтажный дом. Сердце собора — алтарь, освященный в 1182 году.
Сегодня после потока шокирующей информации стали приходить, если можно так сказать, утешительные новости: алтарь и крест уцелели. Сохранились скульптуры и даже деревянные скамейки для прихожан. Выдержала испытание температурой большая часть витражей. Спасена главная реликвия — терновый венец Христа. На противоположной стороне от алтаря — орган, один из самых больших в мире. Как сообщили в мэрии Парижа, орган цел. Он находится под западным окном-розой. Это центральный витраж. Диаметр розы — почти десять метров.
Пока пожарные тушили собор Парижской Богоматери, горожане и туристы молились у его стен о спасении святыни. За свою 856-летнюю историю она пережила многое: пожары, революции, две мировые войны. Выстояла и сейчас. Борьба с пламенем Парижа длилась долгих 14 часов. Возгорание началось в 18:50, по предварительным данным, на крыше. В соборе в это время шла служба. По словам викария Нотр-Дама, до ее окончания внутри о пожаре никто не знал и только когда люди стали выходить, почувствовали запах дыма. Собор к этому моменту горел уже 40 минут. Пламя мгновенно охватило деревянные перекрытия крыши. На глазах у всего мира рухнул знаменитый шпиль. Следом сгорели часы, пламя ворвалось в сам собор.
Казалось, все усилия пожарных подобраться с техникой к собору по узким средневековым улочкам тщетны. По предварительным данным, возгорание могло быть связано с ремонтными работами – часть собора была закрыта лесами. Прокуратура уже допросила строителей и сделала заявление: это не умышленный поджог.
В последний раз масштабные реставрационные работы здесь проводились больше полутора веков назад. Служители Нотр-Дама давно говорили о том, что здание сильно обветшало, но необходимых 185 миллионов евро на работы не было. Не нашли средств на реконструкцию даже к юбилею — 850-летие собора отмечали в 2013-м. Тогда нашей съемочной группе удалось побывать в самых закрытых уголках Нотр-Дама. И уже тогда подсобные помещения были забиты до отказа, в том числе и строительными материалами.
Из репортажа 2013 года: «Пожалуй, самое скрытое от посторонних глаз место во всем соборе, почти под самой крышей. В этих комнатках во времена Средневековья жили так называемые неприкасаемые. Вор, убийца или недруг короля, каждый мог попросить убежище в Нотр-Даме и поселиться здесь. Сюда же Виктор Гюго спрятал в своем романе и Эсмеральду. Снимать внутри запрещают, потому что в наши дни все не так романтично. Помещения теперь используют как подсобки для рабочих, и пресс-служба собора переживает: там не прибрано».
А вот как сейчас выглядит это же место в соборе — в сводах прямо над алтарем зияет огромная дыра. Но все остальные каменные конструкции выдержали и в прямом смысле защитным куполом накрыли убранство собора. Благодаря этому нетронутыми остались знаменитые витражи и главный из них — «Роза ветров».
Уцелели деревянные скамейки для прихожан и крест – это все, что осталось от алтаря в этот вторник Страстной недели для католиков. Удалось спасти и главную реликвию собора — терновый венец, который, согласно Евангелию, был на голове Иисуса Христа перед распятием. Его показывают публике по пятницам, вчера же символ страданий Спасителя был в ризнице.
Уцелела туника короля Людовика и небольшие полотна — те, которые успели снять со стен. Венец вместе с предметами мебели и старинными подсвечниками перенесли в мэрию. Пока неизвестно, есть ли там подарок Нотр-Даму патриарха Алексия Второго — икона Владимирской Божьей Матери, которая висела на одной из стен у алтаря. Удивительно, но нетронутым оказался и орган — целая система из восьми тысяч труб. Статуи 12 апостолов, украшавших крышу собора, уцелели случайно: их накануне сняли для реставрации.
По словам специалистов, впереди долгая и сложная процедура оценки ущерба.
«Очевидно, что основная структура из камня. Она, в общем, и пожар может выдержать, и пострадать меньше, хотя там копоть, косметические всякие вещи. Они относительно легко устраняются, а восстановить убранство интерьера и конструкции, я думаю, что эти уже повреждения можно отнести к серьезным. И, видимо, восстанавливать их непросто будет и долго», — сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Сам Нотр-Дам возводили почти два века. Его строительство началось в 1163 году. За 850 лет собор вырос в прямом смысле этого слова: архитекторы сменяли друг друга, постоянно перестраивая его. Около века у Нотр-Дама не было башен, потом построили одну, затем вторую. Причем специально или нет — история не знает, но левая вышла немного шире, чем правая. Последний штрих, кардинально изменивший облик знаменитого собора: в конце XIX века на 96-метровую высоту вознесся шпиль.
Сейчас снаружи собор выглядит так: шпиль безвозвратно утерян, а вместе с ним и три реликвии — в петухе, венчавшем шпиль, были спрятаны частица тернового венца, фрагменты мощей cвятых Дионисия Парижского и Женевьевы. По замыслу, они должны были защитить прихожан собора и саму святыню.
Одна из самых обсуждаемых тем сейчас – насколько эффективно защищали святыню от огня французские пожарные. Не выдержал даже президент США. Дональд Трамп дал свой совет парижским экстренным службам по традиции через «Твиттер».
«Так ужасно видеть мощный пожар в Нотр-Даме в Париже. Возможно, нужно задействовать пожарную авиацию. Необходимо действовать быстро!» — написал он.
Почему это невозможно, объяснили и французские пожарные, и эксперты.
«Вертолет или самолет, вода, падающая с высоты, могут ослабить конструкцию Нотр-Дама и нанести побочный ущерб зданиям вокруг», — сообщили в Главном управлении гражданской безопасности и кризисного управления Франции.
«Руководитель тушения пожара принял достаточно правильное решение, отказавшись в том числе от тушения с помощью авиации, потому что это было на начальном этапе неэффективно и могло нанести дополнительный ущерб», — сказал эксперт по пожарной безопасности Александр Старостин.
Когда пожарные покидали остров Сите, на котором находится Нотр-Дам, благодарные парижане проводили их аплодисментами.
От собора Парижской Богоматери не просто измеряют все расстояния во Франции — это, конечно, в первую очередь исторический и духовный ориентир. Здесь короновали Наполеона, причислили к лику святых Жанну Д’Арк, сюда в 1944 году отправился Шарль де Голль сразу после освобождения Парижа.
Нотр-Дам — самый посещаемый исторический памятник во Франции. В год здесь бывает 14 миллионов туристов. Президент Пятой республики появился на месте в разгар пожара. Он заглянул внутрь собора и пообещал восстановить святыню. Даже не дожидаясь предварительных смет, французы в едином порыве – и рядовые граждане Пятой республики, и богатейшие люди страны – собрали почти 700 миллионов евро пожертвований.
Помощь пришла и оттуда, откуда не ждали – создатели одной из компьютерных игр несколько лет назад с помощью лазерного сканирования сделали трехмерную копию собора, вплоть до мельчайших деталей.
Тем временем в интернете подскочили продажи романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» — он вошел в тройку самых популярных. Там же, во Всемирной паутине, появилось множество коллажей и рисунков, посвященных пожару. Многие уверены: то, что пламени не удалось уничтожить Нотр-Дам в какой-то степени чудо и наверняка знак.
Как загорелся собор Парижской Богоматери и почему его тушили 12 часов
Царьград строит предположения о возможном поджоге одного из главных символов Франции и всей Европы – Нотр-Дам-де-Пари. Или виной всему всё-таки случайность, помноженная на человеческий фактор?
Случайность или умысел?
Сильный пожар, начавшийся в столице Франции 15 апреля и разрушивший часть собора Парижской Богоматери, заставил плакать тысячи и скорбеть миллионы людей по всему миру. Для многих из них это не просто достопримечательность или храм, а символ христианства и европейской культуры.
Правоохранительные органы уже начали работу по выяснению причин, которые могли привести к возгоранию. Почти со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что всё началось на строительных лесах, после чего огонь перекинулся на само здание. Однако главный вопрос – возник пожар из-за роковой случайности в виде человеческого фактора, или это был поджог. Если первый вариант, то почему при реставрационных работах на столь грандиозном объекте не соблюдается техника пожарной безопасности? Если второй, то кто может стоять за этой диверсией, кому выгодно столь масштабное чрезвычайное происшествие?
В социальных сетях и некоторых СМИ набирает популярность версия о трагическом символизме произошедшего. Слишком много проблем свалилось на Францию, которую практически в буквальном смысле трясёт от терактов (их число резко возросло после 2012 года), массовых акций протеста, сопровождающихся разбитыми витринами, слезоточивым газом и резиновыми пулями. Будто высшие силы предупреждают, что один из столпов Европы продолжает двигаться не в том направлении.
Кто виноват?
Парижской прокуратуре предстоит непростая работа. Какой бы по статусу ни был объект, при строительных и ремонтных работах сложно гарантировать, что на нём будут трудиться исключительно высокообразованные, на сто процентов аккуратные некурящие рабочие. Скорее даже наоборот – чем больше и масштабнее проект, тем больше на нём занято человек, что просто по теории вероятности увеличивает шанс какого-то ЧП.
Фото: www.globallookpress.com
Следователи уже начали допрашивать присутствовавших в тот день рабочих. Однако сложно ожидать, что кто-то из них сознается в брошенном не туда окурке или каком-либо другом проступке. Вероятность того, что на месте бушевавшего несколько часов пожара найдётся какая-то улика, тоже ничтожно мала.
Charlie Hebdo в своём репертуаре
Всё это открывает дорогу фантазии любителей всевозможных теорий заговора. Уже можно встретить версии о том, что указание поджечь Нотр-Дам дал чуть ли не сам президент Франции Эммануэль Макрон, чтобы сплотить народ вокруг новой национальной идеи – восстановления собора.
Скандально известный сатирический журнал Charlie Hebdo посвятил пожару в Нотр-Даме очередной номер. Карикатуристы изобразили президента Франции Эммануэля Макрона, у которого голова в виде собора объята пламенем. Рядом надпись «Реформы» и слова «Я начинаю с Карпента». Карпент – это та самая деревянная рама собора, которая сгорела при пожаре. Ещё один намёк на умысел со стороны главы государства.
Incendie de Notre Dame : exceptionnellement Charlie Hebdo sort ce mardi, dès midi en version numérique et dans 50 kiosques parisiens.
Другие обращают внимание, что пожар начался примерно за час до того как глава государства должен был обратиться к согражданам с телеобращением. Предполагалось, что оно коснётся ситуации вокруг движения «жёлтых жилетов» и их протестов. Чем не повод сорвать планы Макрона, да ещё и поставить на нём эдакое жирное клеймо президента, при котором едва не разрушился собор Парижской Богоматери. А ещё есть левые радикалы и исламские экстремисты…
Примечательно, что 17 марта в Париже загорелась древняя церковь Сен-Сюльпис, расположенная в центре французской столицы. Огонь практически полностью охватил двери храма, но, к счастью, его удалось довольно быстро потушить, и никто из прихожан не пострадал. Местная пресса посчитала, что без криминала в этом случае не обошлось, однако официально это подтверждено не было.
Если диверсия, то идеальная
Фото: www.globallookpress.com
Эксперт по выживанию, аттестованный спасатель МЧС Эдуард Халилов в комментарии Царьграду отметил, что если рассматривать произошедшее как некую «специальную акцию», то такой пожар – это идеальная диверсия. Вместе с тем он отметил, что не только русские полагаются на «авось», для французов это тоже характерно, поэтому и у них в торговых центрах, музеях и на других объектах периодически нарушается техника безопасности, что приводит к пожарам. При этом сами они зачастую неспособны справиться с возгоранием, а на месте может не оказаться первичных средств пожаротушения.
Фактически власти и спецслужбы во Франции не готовы на 100% к таким трагедиям, потому что они также надеются, что всё будет хорошо,
Всё ли правильно делали экстренные службы?
Таким образом, возникает немаловажный вопрос, насколько эффективны были действия пожарных, можно ли было более качественно и быстро тушить собор? Исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», бывший спасатель МЧС и сотрудник «Красного Креста» Александр Старостин в эксклюзивном комментарии Царьграду отметил, что у обывателя своё представление о том, как должно происходить тушение пожара.
Однако на практике, а тем более в случае с таким высоким сооружением с очень сложной архитектурой всё выглядит совсем по-другому. Для старинного здания, являющегося объектом всемирного культурного наследия, неприменимы многие технологии, которые годятся для современных построек. «Если наблюдавшие этот пожар со стороны не видели там большого количества подъёмных механизмов, кавалькады вертолетов и так далее, это не значит, что работы не велись», – отметил специалист.
Фото: www.globallookpress.com
В первые часы много говорилось о том, что необходимо тушить собор с воздуха, сбрасывая на него воду с помощью пожарной авиации. Однако в экстренных службах сразу заявили, что такой способ борьбы с огнём может спровоцировать дальнейшее обрушение здания. Согласен с этим и Александр Старостин:
Помимо динамического удара, то есть обрушения тонн воды на исторический памятник, сразу же происходит большое выделение пара, происходит резкий перепад температуры, и, соответственно, здание получает дополнительные повреждения.
Также, по словам эксперта, пришлось бы выводить личный состав из зоны тушения пожара, чтобы не подвергать их жизнь слишком большому риску. А это также потеря драгоценного времени.
Достаточно ли было техники?
В министерстве внутренних дел Франции заявили, что для борьбы с пожаром в соборе Парижской Богоматери были мобилизованы 400 человек. Отдал должное своим подчинённым и начальник столичных пожарных Жан-Клод Галле. По его словам, именно их невероятные усилия предотвратили распространение огня на колокольню северной башни. В частности, для борьбы с открытым пламенем использовался специальный подъёмный кран, с которого производилось тушение огня. Вместе с тем на парижские власти обрушилась критика, что пожарные были недостаточно экипированы и долгое время не могли справиться с огнём как внутри здания, так и снаружи. Те, в свою очередь, оправдывались, что до верха собора добраться было невозможно.
Фото: www.globallookpress.com
Тем не менее после первых часов пожара казалось, что здание разрушено полностью – настолько масштабным выглядело возгорание. Ещё больший эффект дало обрушение шпиля и крыши. Однако опубликованные фотографии изнутри собора показали, что всё не настолько трагично, как могло бы быть. И всё же собор Парижской Богоматери уже никогда не будет прежним. Скорее всего, его восстановят, однако на это уйдут годы и огромные деньги, и всё же это будет, как выражаются интернет-пользователи, «новодел». Но вернуть Нотр-Дам Парижу, Франции и всему миру необходимо.