собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Благовещенский собор в Москве

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался «Благовещения, что на Сенях». Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в «часник», – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы «Нечаянная радость» чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Источник

Благовещенский собор – древнейший храм Московского Кремля

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший храм столицы, освященный в честь одного из двунадесятых православных праздников, Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемый 7 апреля по новому стилю. Небольшой по размерам величественный храм расположен в юго-западной части Соборной площади.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Архитектурные особенности храма

Благовещенский собор состоит из нескольких построек разного времени, гармонично сочетающихся между собой.

От трехглавого к девятиглавому

Первоначальный каменный храм в форме квадрата венчался тремя главами. От столпа, расположенного в центральной части, расходились к каждой стороне низкие арки. Крестово-купольную постройку окружали крытые галереи. Специальные переходы связывали храм с кремлевскими палатами.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

В 1563 году князь Иван IV в честь победы над половцами приказал перестроить храм, возведя на четырех углах крытой галереи небольшие одноглавые церкви-приделы. На восточной стороне крыши возвели два барабана с куполами. Так трехглавый храм стал девятиглавым.

Псковская архитектура

Четырехстолпный, трехаспидный, крестово-купольный белоснежный храм расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются во внешнем украшении храма: каменная кладка образует на стене углубления треугольной формы, поребрик, выложенный вдоль стен.

Полукруглые выступы в стене украшает аркатурный пояс – декоративные украшения в виде ряда глухих арочек, опирающихся на колонки. Стены украшают узорчатые пояса.

Украшения Благовещенского собора

Пол храма выложен из ценных благородных камней: мрамора, агата, яшмы, присланных царю Алексею Михайловичу в дар персидским шахом. Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, желая преумножить красоту кремлевского храма, установил на центральной главе крест из чистого золота.

Весть об этом разнеслась по миру, так что золотой крест долго искал Наполеон, желая завладеть золотом кремлевского храма. Судьба усмехнулась ему в ответ: полководец, перепутав главы соборов, приказал снять крест с колокольни Ивана Великого, всего лишь позолоченный, но не золотой.

Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В XVI веке итальянские резчики украсили резьбой северный и западный порталы собора. Здесь проходили торжественные процессии, следуя на Соборную площадь, поэтому главные входы так торжественны и нарядны.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Затейливая резьба с пышными вьющимися растениями, сложные цветочные гирлянды в позолоте украшают входы в собор. Железные двустворчатые двери украшены ажурными коваными решетками. На полотнищах дверей – сцены Благовещенья и пророки, возвестившие о скором пришествии Спасителя.

Интерьер и внутреннее обустройство

Внутри собор невелик. Проектируя внутреннюю часть собора, архитекторы ввели вертикальные конструкции, которые создают ощущение стремления вверх. Для усиления эффекта особым образом использовано освещение: нижнюю часть затемнили, а поток света льется из окон барабана сверху. Бесценны росписи храма, виртуозно выполненные знаменитыми иконописцами.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Росписи храма

Благовещенский собор впервые расписан в 1508 году. В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.

Основное место в росписях храма – иллюстрации Евангелия: праздники и страсти, чудеса и притчи, явление Христа по воскресении. Здесь представлены «Жития» Василия Великого, Иоанна Златоуста.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Росписи демонстрируют тему преемственности власти великих князей и царей, ведь Благовещенский храм – домовая церковь. Изображения, расположенные на лопатках внутренних стен, прославляют русских князей: Владимира Мономаха и Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Ивана III.

Своды галереи занимает композиция «Древо Иессеево». Кроме родословной Христа здесь изображение пророков, праотцов и праматерей, библейские и евангелические сцены «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Помазание Давида», «Рождество Христово», «Сретение», «Вознесение». Венец композиции – изображение Богоматери с Младенцем у западного входа в собор.

Православные святыни в росписях

На стене храма написан образ Благовещения: Пресвятая Дева Мария изображена у кладезя, черпающей воду. При виде Ангела в облаках она возводит на него взоры удивления. Ведь Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела благую весть о будущем рождении у Нее Спасителя.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

В притворе благовещенского собора – чтимый образ Всемилостивого Спаса, перед которым негасимо горят свечи и лампады. От этого образа чудесную помощь получил кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. К образу приходят люди, ожидая доброй вести и милости.

Здесь хранилась донская икона, поднесенная Дмитрию Донскому после куликовской битвы. В XVII столетии во имя этой иконы, не раз помогавшей России, построили Московский Донской монастырь.

Иконостас

В иконостасе Благовещенского собора – уникальная коллекция икон, выполненных выдающимися мастерами, расположенными в несколько рядов. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежит Феофану Греку. Он же написал 3 центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел».

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Андрей Рублев написал икону «Архангел Михаил» и 7 икон праздничного чина. Композиции выполнены на досках высотой более 2 метров и шириной 1 метр. При перестройке храмов работы перемещались в новый храм.

В центре иконостаса – образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов, по бокам – образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними – Архангел Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Праздничный ряд включает в себя 14 икон. В иконостасе Благовещенского собора пустует место для изображения царя, который правит в отдельный промежуток времени. После смерти монарха икону с его изображением перенесли в Архангельский собор, разместив на надгробье.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Символ точного времени – московские куранты

С великокняжеского двора Благовещенского собора началась история кремлевских курантов.

Впервые Москва стала узнавать точное время в 1404 году, когда мастер Лазарь Сербин установил за деревянным Благовещенским собором на башне часы с механической фигурой человека, который круглые сутки ударял молотком в «часник»-колокол по окончании каждого часа.

В 1624 году русские мастера Ждан и Шумило при помощи англичанина Христофора Головей установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. Потом подобные шатры увенчали и остальные кремлевские башни

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Благовещенский собор сегодня

С 1955 года в Благовещенском соборе работает музей. С 1993 года в храме, закрытом в 1918 году, начались богослужения. Службы в соборе проходят один раз в году – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Перед ежегодным богослужением собор каждый раз освящается заново.

собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Смотреть картинку собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Картинка про собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев. Фото собор московского кремля в росписи которого принимали участие ф грек и а рублев

Благовещенье – светлый весенний праздник, когда по традиции после Литургии Святейший патриарх выпускает на волю птиц – символ свободы каждого Божьего творения.

В Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Видео: загадки и странные факты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *