собор михаила архангела уральск
Кафедральный Собор Архангела Михаила г. Уральск
Группа духовно семейного толка. О православной вере.
(Наша группа в Ватцапе https://chat.whatsapp.com/FKZmEZ7ykRF3e1rGOUVNI2 )
Показать полностью.
Группа для мирного общения без ругани, ссор, вражды и выяснения отношений. Так же группа НЕ является площадкой для религиозных диспутов и агрессивных богословских бесед.
______________________________________________
Адрес Собора: 090000 г. Уральск, пр. Нурсултана Назарбаева 68, тел:(711-2)26-50-26.
Расписание служб:
Часы и Таинство исповеди 8:00
Божественная Литургия (Евхаристия)
Вс и праздники 9:00
Пн-сб 8:30
Вечерняя служба: 17:00
Кафедральный Собор Архангела Михаила Уральской Епархии зарегистрирован департаментом юстиции Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, как Религиозное объединение «Приход Собора Архангела-Михаила Уральской Епархии.
Адрес Собора: 090000 г. Уральск, пр. Нурсултана Назарбаева 68, тел:(711-2)26-50-26.
mail: soboruralsk@mail.ru
По мнению Карпова А.Б., Михайловский собор «нужно, несомненно, считать первой церковью, появившейся у вольного яицкого казачества». Есть основание считать, что собор отстроен в честь царя Алексея Михайловича, при котором казаки приняли подданство Москвы. Собор, возможно, назвали в честь Архистратига Михаила, желая тем самым почтить память царя Михаила Федоровича, ведь по преданию именно он даровал казакам право на обладание Яиком.
В 1773 году вокруг собора была выстроена крепость, в которой комендант Симонов с гарнизоном и частью казаков оборонялся от Е.И. Пугачева.
В конце 18 века Урал стал менять свое течение и начал подмывать берег, на котором стоял собор. Для укрепления берега у собора в 1780 году оренбургский генерал- губернатор Рейнсдорп выделил для укрепления берега 300 деревьев мореного дуба.
Доподлинно известно, что осенью 1833 года с 21 по 23 сентября Старый собор посетил А.С. Пушкин. Кроме него, Собор посещали Крылов И.А., Суворов А.В., Жуковский В.А., Короленко В.Г., Даль В.А.
Будучи наследниками императоров, в нем молились российские императоры Александр Второй и Николай Второй.
Со второй половины 19-го столетия центр Уральска перемещается все дальше на север. Здесь строятся новые дома, магазины, прокладываются новые улицы, образуются площади и начинает действовать вновь построенный православный собор святого Александра Невского. Так как в соборе Архангела-Михаила служба совершалась по-старообрядчески, и он был единоверческим, то за ним закрепилось название Старый собор. В нем убавляется число прихожан и службы совершаются только по праздникам. Чтобы привлечь молящихся, собор стал отапливаться в холодное время. С 1862 года усердиями прихожан в Михайло-Архангельском соборе были установлены печи. В 1861 году к собору была пристроена трапезная часть и колокольня.
После революции 1917 года, в годы гражданской войны и в начале 30-х годов собор неоднократно открывался и закрывался. До начала Великой Отечественной войны около 10 лет собор пустовал и перед войной в одном из приделов собора был организован небольшой музей Е.И.Пугачева.
В 1940 году в Старом соборе открылся антирелигиозный музей. В 1943 году Собор был возвращен верующим и до 1961 года в нем совершались богослужения. С 1961 года по распоряжению местной власти собор был закрыт и до 1966 года пустовал. С 1966 года по 1988 год в нем находился областной краеведческий музей. Городские власти за этот период осуществили ремонт крыши и куполов собора.
В 1988 году, в год 1000-летия крещения Руси, верующие Уральска обратились в Исполком городского Совета народных депутатов с просьбой возвратить собор православным. В 1989 году, с разрешения Совета по делам религий при Совете Министров СССР, здание собора было возвращено верующим религиозной общины русской православной церкви.
Летом 1989 года епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин ) освятил возвращенный собор. Первым настоятелем собора был протоиерей Алексий Бородай. Первоначальные труды по открытию собора понесли протоиерей Владимир Корчажников и Павел Николаевич Чечин, впоследствии ставший священником собора.
В это же время была благоустроена прилегающая к собору территория, положена брусчатка и заасфальтирована площадь, разбиты цветники и клумбы.
В данное время настоятелем собора является архимандрит Феодосий. В штате собора кроме него состоят также игумен Дионисий, игумен Илия, архидиакон Василий и диакон Максим.
Имеется чтимая икона Богородицы «Одигитрии» и икона Архангела Михаила, афонского письма 1899 года.
Кафедральный Собор Архангела Михаила. Уральск. Сайт Уральской епархии
Кафедральный Собор Архангела Михаила г. Уральск запись закреплена
«Всем ведомо, что всякому желающему спастись следует прежде всего соблюдать веру и вести жизнь сообразно с нею. Ибо жизнь воздержная, но без правой веры, не принесет пользы; также и вера без благих дел не может приблизить нас к Господу. Но для совершенства следует, чтобы было и то и другое. Вера же должна быть «действующая любовью» (Гал.5:6). Любовь – начало всех добродетелей, все они произошли от нее. Следует нам удаляться от злых дел и держаться добрых, помышляя о том лишь, что достойно небес. Следует нам, согласно Христову Евангелию, жить в смирении, послушании, в чистоте, воздержании от телесных наслаждений, в любви, милосердии, человеколюбии и в страхе Божием по слову: «трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь» (Пс.118:120). Не следует нам пропускать времени для своего исправления; мы не знаем, что принесет нам завтрашний день, ибо, задумав многое, часто на другой день мы ничего из задуманного не достигаем. Итак, если мы будем удаляться от зла и возревнуем указанным добродетелям, то спасемся и, шествуя узким и прискорбным путем, достигнем Царствия Небесного.»
Святой Иоанн, епископ Суздальский
Кафедральный Собор Архангела Михаила г. Уральск запись закреплена
*ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА ЗАВТРА СРЕДУ*
Старый стиль 28 октября
Новый стиль 10 ноября
Постный день. Глас 3-й
Вмц. Параске́вы, нареченной Пятница (III); мч. Тере́нтия и мц. Неони́ллы и чад их мчч. Сарви́ла, Фота, Феоду́ла, Иера́кса, Нита, Ви́ла и мц. Евни́кии (249–250); прп. Стефа́на Савваита, творца канонов (IX); свт. Арсе́ния I, архиепископа Сербского (1266); *прп. И́ова Почаевского, игумена (1651); свт. Дими́трия Ростовского, митрополита (1709).*
Прп. Фео́фила Киевского, Христа ради юродивого (1853); мчч. Африка́на, Тере́нтия, Макси́ма, По́мпия (Пу́блия) и иных 36-ти (III); сщмч. Кириа́ка Иерусалимского, патриарха (363); прп. Иоа́нна Хозевита, епископа Кесарийского (VI); сщмч. Неофи́та Урбнисского, епископа (VII) (Груз.); прп. Арсе́ния Каппадокийского, архимандрита (1924).
Сщмч. Иоа́нна Виленского, пресвитера (1918); сщмч. Геннадия (Парфентьева), архимандрита (1919).
Кафедральный Собор Архангела Михаила г. Уральск запись закреплена
Кафедральный Собор Архангела Михаила г. Уральск запись закреплена
«Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.» Второзаконие 32:7
Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания.
Показать полностью. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитав начертанное ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей, Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас, и тем вызвал у нас благодарение Богу6997. Он написал нам о начале и первом устроении нашего русского мира, не только внешнего, но и особенно внутреннего, духовного, – то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре, а равно о духовном родоначальнике нашем, преподобном Антонии, и о других последовавших ему и порожденных его духом Печерских святых. Одним из них был достохвальный сей писатель, который совершеннейшие жития их записал не только тростию на хартии, но и подобными же подвижническими деяниями на непорочной душе своей. Этим трудом он и самого себя вписал в книги живота вечного, так что и сам он достоин слышать о себе: «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20).
В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения. Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых святых Печерских – Антония и Феодосия. От сей святой двоицы он принимал в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец – молоко от сосцов и как жаждущий олень – воду из двух источников, текущих среди гор, в пещерах. И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря – любовь, являемую «не словом или языком, но делом и истиною» (1Иоан.3:18). Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил российского неба, он усердно прославлял Бога «в теле своем и в душе своей» (ср. 1Кор.6:20). После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония и Феодосия, блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, – что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского. Потом им же был он возведен и в сан диакона. Тогда, видя на себе двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину, чтобы совершенно освободиться от власти плоти и стать вполне духовным, а равно истинным рабом и поклонником Бога. Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя «недостойным, грубым, невеждою и исполненным множества грехов».
Когда же по внушению Божию, братия решили на совете – выкопать честные мощи преподобного Феодосия и перенести их из пещеры в святую, Богом созданную, Печерскую церковь, первый принял на себя сие послушание блаженный Нестор. Копая землю с великою верою и молитвою, он трудился всю ночь и ископал для святого Печерского монастыря многоценный бисер, – мощи преподобного Феодосия. Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при сем, чудес, о чем сам свидетельствовал.
И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания. Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небе и удостоился нетленного венца в царстве Божием. По молитвам преподобного сего писателя, да сподобимся и мы быть вписанными в книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Кафедральный Собор Архангела Михаила. Уральск.
Кафедральный Собор Архангела Михаила Уральской Епархии зарегистрирован департаментом юстиции Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, как Религиозное объединение «Приход Собора Архангела-Михаила Уральской Епархии.
Адрес Собора: 090000 г. Уральск, пр. Достык-Дружба 68, тел:(711-2)26-50-26.
mail: soboruralsk@mail.ru
По мнению Карпова А.Б., Михайловский собор «нужно, несомненно, считать первой церковью, появившейся у вольного яицкого казачества». Есть основание считать, что собор отстроен в честь царя Алексея Михайловича, при котором казаки приняли подданство Москвы. Собор, возможно, назвали в честь Архистратига Михаила, желая тем самым почтить память царя Михаила Федоровича, ведь по преданию именно он даровал казакам право на обладание Яиком.
В 1773 году вокруг собора была выстроена крепость, в которой комендант Симонов с гарнизоном и частью казаков оборонялся от Е.И. Пугачева.
В конце 18 века Урал стал менять свое течение и начал подмывать берег, на котором стоял собор. Для укрепления берега у собора в 1780 году оренбургский генерал- губернатор Рейнсдорп выделил для укрепления берега 300 деревьев мореного дуба.
Доподлинно известно, что осенью 1833 года с 21 по 23 сентября Старый собор посетил А.С. Пушкин. Кроме него, Собор посещали Крылов И.А., Суворов А.В., Жуковский В.А., Короленко В.Г., Даль В.А.
Будучи наследниками императоров, в нем молились российские императоры Александр Второй и Николай Второй.
Со второй половины 19-го столетия центр Уральска перемещается все дальше на север. Здесь строятся новые дома, магазины, прокладываются новые улицы, образуются площади и начинает действовать вновь построенный православный собор святого Александра Невского. Так как в соборе Архангела-Михаила служба совершалась по-старообрядчески, и он был единоверческим, то за ним закрепилось название Старый собор. В нем убавляется число прихожан и службы совершаются только по праздникам. Чтобы привлечь молящихся, собор стал отапливаться в холодное время. С 1862 года усердиями прихожан в Михайло-Архангельском соборе были установлены печи. В 1861 году к собору была пристроена трапезная часть и колокольня.
После революции 1917 года, в годы гражданской войны и в начале 30-х годов собор неоднократно открывался и закрывался. До начала Великой Отечественной войны около 10 лет собор пустовал и перед войной в одном из приделов собора был организован небольшой музей Е.И.Пугачева.
В 1940 году в Старом соборе открылся антирелигиозный музей. В 1943 году Собор был возвращен верующим и до 1961 года в нем совершались богослужения. С 1961 года по распоряжению местной власти собор был закрыт и до 1966 года пустовал. С 1966 года по 1988 год в нем находился областной краеведческий музей. Городские власти за этот период осуществили ремонт крыши и куполов собора.
В 1988 году, в год 1000-летия крещения Руси, верующие Уральска обратились в Исполком городского Совета народных депутатов с просьбой возвратить собор православным. В 1989 году, с разрешения Совета по делам религий при Совете Министров СССР, здание собора было возвращено верующим религиозной общины русской православной церкви.
Летом 1989 года епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин ) освятил возвращенный собор. Первым настоятелем собора был протоиерей Алексий Бородай. Первоначальные труды по открытию собора понесли протоиерей Владимир Корчажников и Павел Николаевич Чечин, впоследствии ставший священником собора.
В это же время была благоустроена прилегающая к собору территория, положена брусчатка и заасфальтирована площадь, разбиты цветники и клумбы.
В данное время настоятелем собора является архимандрит Феодосий (Курьянов).
Имеется чтимая икона Богородицы «Одигитрии» и икона Архангела Михаила, афонского письма 1899 года.
УРАЛЬСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
Собор во имя Архистратига Михаила в городе Уральске, 2014 год. Фото с сайта Соборы.Ru |
Собор во имя Архистратига Михаила в городе Уральске, кафедральный собор Уральской епархии
Первый деревянный собор в городе был построен не позднее 1705-1706 годов неизвестными мастерами. В 1723 году деревянная церковь сгорела.
В 1725 году был выстроен новый деревянный собор. В 1740 году по инициативе атамана казачьего войска Андрея Бородина казаки решили строить новый кирпичный храм вместо деревянной церкви.
В 1751 году собор был освящен протопопом Максимом Павловым по благословению епископа Казанского и Свияжского Луки (Конашевича).
В 1773 году вокруг собора была выстроена крепость, в которой комендант Симонов с гарнизоном и частью казаков оборонялся от Емельяна Пугачева.
В конце XVIII века река Урал стала менять свое течение и начала подмывать берег, на котором стоял собор. Для укрепления берега у собора в 1780 году оренбургский генерал-губернатор Рейнсдорп выделил для укрепления берега 300 деревьев мореного дуба.
В 1850 году было закончено строительство собора Александра Невского, к которому перешло звание главного войскового собора. С этого момента за Михаило-Архангельским собором закрепилось название Старый собор.
В 1861 году к собору была пристроена трапезная часть и колокольня. В 1862 году стараниями прихожан в соборе были установлены отопительные печи.
После революции 1917 года, в годы гражданской войны и в начале 1930-х годов собор неоднократно открывался и закрывался. До начала Великой Отечественной войны около 10 лет собор пустовал и перед войной в одном из его приделов был организован небольшой музей Емельяна Пугачева. В 1940 году в здании собора был открыт антирелигиозный музей.
В 1943 году собор был возвращен верующим и до 1961 года в нем совершались богослужения.
В 1961 году по распоряжению местной власти собор был закрыт и до 1966 года пустовал. С 1966 года по 1988 год в нем находился областной краеведческий музей. Городские власти за этот период осуществили ремонт крыши и куполов собора.
В 1988 году верующие города Уральска обратились в Исполком городского Совета народных депутатов с просьбой возвратить собор православным. В 1989 году здание собора было возвращено Русской Православной Церкви. Первоначальные труды по открытию собора понесли протоиерей Владимир Корчажников и Павел Николаевич Чечин, впоследствии ставший священником собора.
Летом 1989 года епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин) освятил возвращенный собор. Первым настоятелем собора был протоиерей Алексий Бородай.
В 1991 году после образованием Уральской епархии собор стал кафедральным.
В 1997-1998 годах была произведена реставрация иконостаса, проведена работа по сохранению фресок, выполнен наружный и внутренний ремонт помещений, позолочены купола и сооружены новые киоты и были установлены новые колокола. А также была благоустроена прилегающая к собору территория, положена брусчатка и заасфальтирована площадь, разбиты цветники и клумбы.
Святыни
Михайло-Архангельский собор (Уральск)
Михайло-Архангельский собор (более известен как Старый собор) в Уральске — древнейшее здание города, заложен в 1741 году, освящён в 1751 году. Посвящён Архангелу Михаилу — небесному покровителю Яицкого (Уральского) казачьего войска. Имена зодчих собора, построенного в Псковско-Новгородском стиле, не сохранились. Расположен в старинном историческом районе города — Куренях, на берегу реки Урал.
До середины XIX века собор был главным храмом Яицкого (Уральского) войска, на площади перед собором собирались войсковые круги, рядом с собором в XVIII веке размещалась войсковая канцелярия. Перед собором происходили трагические события начала Яицкого восстания 1772 года, когда по приказу генерала Траубенберга в январе был открыт огонь из пушек по казакам, собравшимся выразить возмущение арестами делегатов, ездивших подавать челобитные в столицу. Казаки порубили Траубенберга на куски, войсковой атаман П.Тамбовцев был убит вместе с присланным из Оренбурга генералом, старшины заперты под замок, а на войсковом круге были выбраны новые. Здесь же перед собором в июне было решено отправиться в поход навстречу карательной экспедиции, а после поражения на этой же площади казаков казнили, клеймили, рвали им ноздри, пороли и приговаривали к вечной каторге.
В начале похода яицких казаков вместе с Пугачёвым, 18 и 19 сентября 1773 года, ещё малочисленный отряд восставших не смог взять Яицкий городок и обойдя его, направился к Оренбургу. Комендант правительственного гарнизона, размещенного в Яицком городке после восстания 1772 года, подполковник Симонов И. Д. приказал начать строительство «ретраншмента» — внутренней городовой крепости вокруг Михайло-Архангельского собора. Комендант не мог доверять большинству оставшихся в городе казаков, видя как часть их перешла на сторону самозванца при первой же вылазке. Вокруг собора, войсковой канцелярии и гауптвахты были возведены валы со рвом перед ними. Окружая собор с трёх сторон, валы упирались в крутой береговой яр. При этом сам собор служил главной цитаделью крепости, в его подвалах были размещены склады провианта, а в колокольне — пороховой склад. Так как весь правительственный гарнизон во главе с капитаном Крыловым А. П. был переведён внутрь ретраншмента, в качестве жилья на территории крепости с внутренней стороны валов были вырыты землянки. Всего в крепости разместилось 738 солдат и офицеров 6-й и 7-й легких полевых команд, 94 оренбургских и 72 исетских казака. Артиллерия крепости составляла 18 пушек.
30 декабря 1773 года, когда, разбив на подходе к городу отряд войскового старшины Мостовщикова, атаман Толкачёв вошёл в город, к гарнизону крепости присоединились верные правительству казаки старшинской стороны, а также их семьи. Началась осада крепости Михайло-Архангельского собора, продлившаяся в итоге до 15 апреля 1774 года. При первом штурме крепости огнём крепостных пушек были разрушены и сожжены ближайшие к валу дома, так как они использовались восставшими для укрытия и ведения огня. Кроме того в первую ночь комендант Симонов направил группу охотников для поджога уцелевших изб. В результате перед крепостью образовалось открытое пространство, затруднявшее скрытые перемещения пугачёвцев. 6 января 1774 года в Яицкий городок прибыл атаман Овчинников со своим отрядом, несколькими днями ранее удачно штурмовавшим кремль Гурьева городка. А 7 января прибыл и сам Е. И. Пугачёв. После военного совета было решено произвести подкопы под вал в сторону расположения крепостной пушечной батареи. После завершения подкопа 20 января был предпринят очередной штурм, руководил которым сам Пугачёв.
11 сентября в Яицкий городок прибыли пугачёвские полковники Чумаков и Творогов, объявившие что готовы выдать связанного ими самозванца взамен помилования. Получив согласие, они доставили 15 сентября Пугачёва в город, где он был посажен в тесную клетку и прикован к стене подвала Михайло-Архангельского собора. По легенде, когда его вели к собору, Пугачёв глядя на его купола, вздохнул: «Эх, не сумел я тебя взять…» До 18 сентября были проведены первые допросы, один из которых провёл А. В. Суворов, направленный для подавления восстания с турецких границ. Он же вызвался лично возглавить конвоирование Пугачёва в Симбирск.
После подавления восстания Яицкий городок и река Яик были переименованы в Уральск и Урал. Собор оставался главным храмом Уральского казачьего войска. В начале XIX века он был отнесён к единоверческим, то есть формально стал относиться к официальной православной церкви, но так как большинство уральских казаков были староверами, то в единоверческих церквях допускалось ведение службы старообрядческими протопопами по старым книгам и канонам. В 1825 году во время большого пожара, уничтожившего большую часть Уральска, сгорела деревянная колокольня, построенная на месте взорванной пугачёвцами. Вместо неё под руководством войскового архитектора Микеле Дельмедино была отстроена каменная, сохранившаяся до наших дней. Ежегодно день Архангела Михаила 8 ноября отмечался в качестве войскового праздника, в соборе проводился торжественный молебен, на площади перед собором проходил парад.
В сентябре 1833 года Уральск посетил А. С. Пушкин, собиравший материалы для «Истории Пугачёвского бунта». Он осмотрел собор, выслушал рассказы казаков о временах его осады. Когда в разговоре с одним из старых казаков поэт назвал Пугачёва самозванцем, то выслушал в свой адрес гневное: «Он для тебя Пугачев…, а для меня он был великий государь Петр Фёдорович». Из разговоров с уральцами Пушкин вынес заключение о том, что «уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева». 80-летняя казачка говорила поэту: «Грех сказать, на него мы не жалуемся; он нам зла не делал».
В 1837 году в соборе молился августейший атаман всех казачьих войск цесаревич Александр Николаевич и его воспитатель поэт Жуковский. Чиновник по особым поручениям при оренбургском губернаторе Владимир Даль, сопровождавший наследника в поездке записал слова казачки из толпы, окружавшей собор: «Царского племени не видывали от самого от государя Петра Фёдоровича…»
В 1850 году было закончено строительство собора Святого Александра Невского, к которому перешло звание главного войскового собора. С этого момента за Михайло-Архангельским собором прочно закрепляется имя Старый собор.
После революции 1917 года площадь перед собором получает имя Степана Разина. Позже храм был закрыт, внутри был размещён музей Пугачёвского восстания. В годы Великой Отечественной войны в храме вновь начались службы, но после войны собор снова был отдан под областной историко-краеведческий музей. В 1989 году Михайло-Архангельский собор передан Русской Православной церкви.