собор курчая де аргея
Sacra Argeorum как жреческий документ
Документальное происхождение приведенного Варроном отрывка не вызывает сомнения; проблемным является определение характера этого документа. Нам предстоит ответить на следующие вопросы: относится ли интересующий нас фрагмент к числу жреческих документов; если да, то с какой целью он был составлен.
Жреческая традиция, сохраненная Варроном, имела в его сочинении прикладное значение, выступая часто в роли примеров архаичных слов и выражений. Поэтому для ее истолкования мы постоянно будем обращаться к аналогичной информации, содержащейся в других источниках, представленных разнообразными жанрами — от с. 140 исторических трудов и поэтических произведений до поздних комментариев к сочинениям авторов классической эпохи.
Сведения Варрона и других авторов
Следует отметить, что документ приводится в сочинении Варрона не сплошным текстом, а разбит на четыре отрывка, которые перемежаются собственным комментарием антиквара. В силу этого обстоятельства документ не имеет самостоятельного значения, а иллюстрирует подаваемую Варроном информацию о сакральной топографии древнейшей части Рима, связанной с культовыми церемониями аргеев. Основываясь только на сведениях, которые передает Варрон, мы можем составить себе следующее представление об интересующем нас культе.
Из двадцати семи существовавших святилищ Варрон назвал только четырнадцать. Из этого числа двенадцать святилищ он локализовал, следуя непосредственно документу; в двух остальных случаях он, по-видимому, опирался на авторитет юриста и антиквара II в. до н. э. Юния Гракхана (eidem regioni adtributa Subura; …in eo est Argeorum sacellum sextum. Suburam Iunius scribit ab eo, quod… — V. 48), либо вообще не называет источник своей информации (V. 46). Далее Варрон вновь возвращается к аргеям, комментируя стих из « Анналов » Энния о сакральных установлениях Нумы Помпилия (VII. 44 = Enn. Ann. 120— 21. Vahlen). Цитата из произведения Энния сама по себе представляет интерес, так как позволяет говорить о том, что поэт владел интересной информацией, относящейся к религиозным институтам. В этой связи Варрон предлагает свою этимологию и объяснение происхождения жречества аргеев. Согласуясь с уже упомянутой широко распространенной в его время этимологией, Варрон производит аргеев от аргивян. Однако на этот раз аргеями он называет двадцать семь сплетенных из тростника человеческих фигур, которые каждый год сбрасывались жрецами со Свайного моста в Тибр, причем делалось это всенародно: Argei fiunt e scirpeis, simulacra hominum XXVII; ea quotannis de Ponte Sublicio a sacerdotibus publice deici solent in Tiberim ( VII. 44).
Таким образом, опираясь исключительно на сведения Варрона, можно утверждать, что аргеями назывались сделанные из тростника куклы, напоминавшие людей. Число этих кукол и число святилищ, распределенных по четырем районам Города, совпадало и составляло двадцать семь, что указывает на непосредственную взаимосвязь между с. 141 ними. В святилищах, очевидно, готовили тростниковых кукол, которые сбрасывались в Тибр. Эта церемония повторялась каждый год, и в ней, несомненно, участвовали понтифики (у Варрона они значатся просто как жрецы), связанные, как мы уже видели, со всеми священнодействиями, проходившими на Свайном мосту.
Объяснение происхождения обряда у Макробия почти полностью согласуется с тем, что можно встретить у Овидия, с той лишь разницей, что поэт приписывает авторство этого обычая другому греку. Кроме того, приведенный отрывок из сочинения Макробия является частью рассуждений о наиболее « удобных » жертвоприношениях. Обычаю изготавливать изображения людей при проведении священнодействий автор предпочитает возжигать восковые свечи, как это делается для Сатурна, или приносить за себя некие восковые изображения, как это делается для Юпитера Дита (coepisse Saturno cereos potius accendere et in sacellum Ditis arae Saturni cohaerens oscilla quaedam pro suis capitibus ferre — Sat. I. 11. 49). Таким образом, у нас нет оснований полагать, что Макробий связывал каким-то образом майский ритуал с человеческими жертвоприношениями, а последние — со святилищами аргеев.
Греки Дионисий Галикарнасский и Плутарх проявляли интерес к римским священнодействиям и сохранили важные для нас сведения. Дионисий связывает с нововведениями Геркулеса обряд сбрасывания в Тибр похожих на людей изображений, заменивших человеческие жертвоприношения. Этот обряд являлся частью церемонии, завершавшейся на Свайном мосту 15 мая. Участниками обряда были понтифики, весталки, преторы ( στρατηγοί ) и граждане, которые могли на законном основании присутствовать при этом священнодействии ( τῶν ἄλλων πολιτῶν οὓς παρεῖναι ταῖς ἱερουργίαις θέμις — Ant. Rom. I. 38. 3). По Дионисию, изображения — числом тридцать — сами римляне называли аргеями. Объяснения Дионисия во многом принимает и Плутарх. Он связывает обычай сбрасывать в реку изображения людей или с Геркулесом, или с Эвандром. В обоих случаях Плутарх видит в этом обряде замену человеческих жертвоприношений, для которых использовались пленные эллины или враждовавшие с аркадцами аргивяне ( 32). Время исполнения этого обряда приходится у Плутарха на майское полнолуние, то есть на 14/15 мая. Греческий биограф — единственный из всех авторов, который называет эти майские священнодействия « важнейшими очистительными обрядами » ( ἢ ὅτι τῷ μηνὶ τούτῳ τὸν μέγιστον ποιοῦνται τῶν καθαρμῶν, νῦν μὲν εἴδωλα ῥιπτοῦντες ἀπὸ τῆς γεφύρας εἰς τὸν ποταμὸν πάλαι δ᾿ ἀνθρώπους — 86).
Таким образом, сохраненные в источниках сведения рисуют следующую картину аргейского культа. Согласно единодушному признанию античных авторов, культ аргеев очень древнего происхождения. Он восходит ко времени до основания Рима. Данные о святилищах аргеев и о майской церемонии сбрасывания с моста тростниковых (или соломенных) чучел представляют собой самостоятельные сюжеты в сочинениях античных авторов. Эти авторы (за исключением с. 144 Варрона) описывают более или менее подробно церемонию, проходившую на Свайном мосту. Ее связь с аргеями основывается на принятой Варроном этимологии, восходящей к ᾿Αργεῖοι — грекам-аргивянам, посетившим место будущего Рима. Мотив человеческих жертвоприношений как части аргейских священнодействий появился уже после Варрона и стал одним из возможных толкований майской церемонии.
Историографическое состояние проблемы
Обратимся еще раз к сочинению Дионисия, где сохранилось самое полное прозаическое описание церемонии, которую традиционно связывали с аргеями. Дионисий, пожалуй, единственный автор, который называет всех участников церемонии на Свайном мосту. Это — понтифики, девы, следящие за вечным огнем, то есть весталки, преторы и те граждане, которые законно могли присутствовать при обряде (Ant. Rom. I. 38. 3):
ποντίφικες, ἱερέων οἱ διαφανέστατοι, καὶ σὺν αὐτοῖς, αἱ τὸ ἀθάνατον πῦρ διαφυλάττουσαι παρθένοι στρατηγοί τε καὶ τῶν ἄλλων πολιτῶν οὓς παρεῖναι ταῖς ἱερουργίαις θέμις εἴδωλα μορφαῖς. |
Содержание церемонии аргеев
Установлению первоначального содержания аргейской церемонии может способствовать тот факт, что из зерен, отходы от обмолота которых сбрасывались в Тибр, три весталки готовили муку в Весталии — праздник в честь своей богини Весты, в сентябрьские иды и в Луперкалии. Значит, в этих праздниках, в том числе и в Луперкалиях, весталки принимали какое-то участие.
В то же время, как уже отмечалось, церемония имела очистительный характер, что выразилось в очистке храма Весты (15 июня), то есть выносе из него накопившегося за год мусора. По свидетельству Овидия, храм Весты в древнейшие времена был крыт тростником и его стены были сплетены из « гибкой лозы » (Fasti. VI. 261— 2). Конечно, Овидий отдавал дань « моде » Августова века — идеализации скромного образа жизни и с. 154 строгих нравов предков. Но, по всей видимости, тростник, который в изобилии рос поблизости (Fasti. VI. 411), действительно мог использоваться в общественных и частных постройках догородского периода. В этой связи следует упомянуть « Дом Ромула » (Casa Romuli), который вплоть до времени своего уничтожения в огне пожара, охватившего Рим при Августе, сохранялся как святыня римского народа в первозданном виде, крытый соломой (Dio Cass. XLVIII. 43. 4; καὶ πυρί ἄλλα τε τῆς πόλεως συχνὰ καὶ ἡ τοῦ Ῥωμύλου σκηνὴ ἐκαύθη, κοράκων κρέα ἐς αὐτὴν ἐκ βωμοῦ τινος ἔμπυρα ἐμβαλόντων — LIV. 29. 8). Поэтому свидетельство Овидия о внешнем облике древнейшего храма Весты представляется вполне правдоподобным. Использование тростника в качестве строительного материала требовало постоянного подновления и замены отдельных частей сооружения. Такие работы приводили к скоплению строительного мусора, от которого можно было избавиться, сбросив его в реку. Удобнее всего это было сделать, связав в снопики старые тростниковые стебли. Со временем, когда строительная техника изменилась, обычай вязать тростниковые « куклы » мог сохраниться как напоминание о некогда существовавшей практике.
Время и причины появления документа
Осталось выяснить время создания документа и его назначение. Мы уже обратили внимание на тот факт, что список аргейских священных мест в сохраненном Варроном документе является неполным. В первую очередь в нем отмечались те места, которые уже использовались не по назначению. Остальные по каким-то причинам могли стать привлекательными для потенциальных застройщиков и потому попали в опись.
Как свидетельствует Ливий, Рим столкнулся с подобной ситуацией уже в начале II в. до н. э. Цензоры 180 г. до н. э. М. Эмилий Лепид и М. Фульвий Нобилиор вернули небольшим общественным святилищам, с. 155 занятым к тому времени частными лицами, их прежний статус и сделали их доступными для народа (complura sacella publicaque loca, occupata a privatis, publica sacraqae ut essent paterentque populo curarunt — XL. 51. 8). Примечательно то, что М. Эмилий Лепид одновременно был великим понтификом. Очевидно, он решил заняться решением этой проблемы, ставшей уже актуальной для Рима, опираясь на авторитет главы государственного культа и блюстителя традиций гражданского коллектива.
с. 156 Как следует из вышесказанного, культ аргеев не имел специальных жрецов. В нем принимали участие весталки, фламиника и понтифики, которые контролировали всю церемонию. Поэтому опись священных мест аргеев была предпринята по их инициативе и стала одним из документов, созданных коллегией понтификов. О том, что документ под названием « Священнодействия Аргеев » происходит именно из понтификальной среды, свидетельствует Ливий, отмечая, что именно понтифики назвали « аргеями » определенные места, предназначенные для священнодействий (multa alia sacrificia locaque sacris faciendis quae Argeos pontifices vocant dedicavit — Liv. I. 21. 5). Но документ создавался, по всей видимости, для нужд гражданского коллектива, поэтому в нем были зафиксированы не все 27 аргейских святилищ, а только те, которые испытали на себе экспансию других культов или интересов частных лиц.
Olga V. Sidorovich (Moscow).
Sacra Argeorum as a sacerdotal document
Varro in his work De lingua Latina cites the document named Sacra Argeorum. This document illustrates Varro’s information about sacral topography of the earliest Roman territory related to the Argean ceremony. But the list of these sacred areas Varro referred to is incomplete. The document mentions only 14 out of the well-known 27 Argean territories. This circumstance puts the following questions: first, does this document relate to the sacerdotal one; second, when and with what purpose it was composed.
The analysis of the document, together with the attendant information from other sources, allows us to make the following conclusions. This document mentions only those sacred Argean areas that had been improperly used before. Two of them became residential places for some temple keepers. The other two were blocked inside some ligneous buildings constructed illegally in this territory. The rest were enclosed plots in the open air (sacella). They may have been attractive to the builders as they were located in the centre of Rome, and that is why they were included in the list. Livy notes that such situation was common for the Romans from the early II Thus, Varro’s document lists the most vulnerable Argean areas. The pontiffs who were in charge of the Argean ceremony drew up this record in the second half of the III As this document reflects the need for civitas to protect its sanctuaries, it focuses on those 14 sacred areas out of 27 that were influenced by other cults or private persons.
As the primordial sanctuaries belonged to Argei, they were enclosed plots used as sacred fields for cultivating cereals to prepare flour meant for sacrifice of the City’s purification. The only roofed over construction (aedificium) mentioned in the document was the place of restoration of sacred utensils used for flour production.
Христианские оссуарии (костницы) – это храмы сатанизма и поклонения мёртвым
Христианские оссуарии (костницы)
Интерьер можно сделать из любого материала. Как вам, к примеру, интерьер, выполненный из человеческих костей? И не где-нибудь в пещере людоеда, а в христианском храме. Оссуа́рий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) – «кость») – ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова – ко́стница.
Выкапывание костей из земли и дальнейшая демонстрация их в специальных помещениях (костницах, или кимитириях) – не глумление и не поругание предков. Это нормальный христианский аскетизм греческой (восточной) традиции.
На Афоне спустя некоторое время после погребения умершего его эксгумировали и перезахоранивали останки так, чтобы иметь к ним прямой доступ. Кстати, на черепах зачастую писали имя владельца. Интересно, что у греков нетленное тело считалось признаком неправедной жизни или недостойного поведения после смерти.
Кроме Афона костницы есть в Киевских пещерах на Украине, в Муромском Спасо-Преображенском монастыре в России, в Болгарской Каварне (1981 года!). Там части скелетов не элемент дизайна, а, если можно так выразиться, интерьерная особенность. Самый большой оссуарий в мире находится в катакомбах Парижа, в которых складированы останки более 6 миллионов человек.
Самые яркие примеры именно дизайнерского употребления этого специфического материала – знаменитая костница, расположенная в трех километрах от центра чешского городка Кутна Гора в Седлице, основанная в начале XVI века и принявшая современную форму в 1870 году, и часовня в португальском городе Эвора, датированная XVII веком.
Capela dos Ossos
Capela dos Ossos (букв. «Часовня костей») – один из самых известных памятников в Эворе, Португалия. Это небольшая часовня, расположенная рядом с входом в церковь Святого Франциска. Часовня получила свое название потому, что её внутренние стены покрыты и украшены человеческими черепами и костями.
Capela dos Ossos была построена в XVI веке францисканским монахом, который в духе Контрреформации, свойственном той эпохе, хотел подтолкнуть своих братьев к созерцанию и донести до них мысль о том, что земная жизнь – лишь временное явление. Это наглядно показано в знаменитой надписи при входе в часовню: «Nós ossos que aqui estamos pelos vossos esperamos» («Мы, кости, которые находятся здесь, ждём вас.»).
Мрачная часовня состоит из трёх пролетов 18,7 метров длиной и 11 метров шириной. Свет проникает через три небольших отверстия слева. Её стены и восемь столбов оформлены тщательно упорядоченными «узорами» костей и черепов, скреплённых цементом. Потолок сделан из белого кирпича и расписан фресками на тему смерти. Количество скелетов монахов приблизительно равно 5000 – исходя из кладбищ, которые были расположены в нескольких десятках церквей рядом. Некоторые из этих черепов сегодня исписаны граффити. Два высушенных трупа, один из которых труп ребёнка, свисают с цепей. На крыше часовни написана фраза «Melior est die mortis die nativitatis» («Лучше день смерти, чем день рождения»).
Kostnice v Sedlci
Костехранилище в Седлеце (чеш. Kostnice v Sedlci, Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем) – готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора, отделанная человеческими черепами и костями. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Чёрной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.
Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.
В 1703–1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.
В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.
Santa Maria della Concezione dei Cappuccini
Небольшая церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini) расположена на виа Венето в Риме, неподалеку от палаццо Барберини и фонтана Тритона. Построена по проекту Антонио Казони в 1626-31 гг. Украшена полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. Церковь имеет несколько приделов с мощами католических святых.
Послепостройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, раполагавшегося в районе фонтана Треви были перенесены кости, захороненных там монахов и помещены в крипту церкви. Постепенно из них былы выполнены декоративные украшения всех шести помещений крипты. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг. В пятом зале крипты размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в Седлеце.
The Skull Cathedral of Otranto
Этот собор находится в Италии, в городе Отранто. В нем хранятся черепа 800 католических мучеников, которые отказались принять ислам после захвата города турками в 1480 году и были обезглавлены на холме Минервы.
Катакомбы Парижа
Катакомбы Парижа – сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным – от 187 до 300 километров. С конца XVIII века катакомбы служат местом покоя останкам почти шести миллионов человек.
Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.
Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города – это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже – при Людовике XIV – привело к тому, что к XV веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом – всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.
По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Костницы на Афоне
Хранение костей в специальных помещениях – давняя традиция погребения на горе Афон. Вот как описывает посещение подобного места русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в 20-е годы XX века:
Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нём пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьёзностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» не достает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы».
Борис Зайцев в своей книге отмечает, что в афонской похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков вкладывается сакральный смысл – если усопший был монах праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться. Если нет – то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.
Мироточивые главы в Киево-Печерской лавре
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) – один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония – Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра – в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Мироточивые главы – древняя и чтимая святыня лаврских пещер, о которой повествует Печерский Патерик: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром… Эти главы, вопреки естества источающие не простое миро, но исцеляющее, показывают святость и благодать, действующую в угодниках Божиих…».
В советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мироточить. Сотрудники атеистического музея обвинили «служителей культа» в фальсификации этого чуда. В 1988 году, когда монастырь был открыт, мироточение возобновилось.
Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: «Отец Наместник, виноват, не досмотрел!» – «Что такое?» – «Да, вот, – объясняет, – убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!» Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. «Пошли», – говорю. Захожу в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо – невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты – наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»
Ужас! Церковь на 40000 человеческих костях 1870 год
Capela dos Ossos – Evora, Portugal
Святые мощи – загубленные Души
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…