собор казанской иконы божией матери даниловского казанского женского монастыря на горушке
СОБОР КАЗАНСКИЙ
в Данилове
Даниловский Казанский монастырь на Горушке создан в 1894 — 1901 годах монахиней Михаилой ( Параскева Козлова) по благословению отца Иоанна Кронштадтского. 31 июля 1894 года архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан освятил деревянную домовую церковь и остальные монастырские постройки ( подробнее см. статью « Монастырь Казанский женский в Данилове»).
В 1897 году во время визита в Данилов отца Иоанна Кронштадтского монахиня Михаила испросила у него святое благословение на возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Отец Иоанн благословил строительство и пообещал помочь с поиском архитектора.
Проект собора выполнил уже известный к тому времени архитектор Василий Антонович Косяков. Отец Иоанн был давно с ним знаком, освящал некоторые из построенных по его проектам храмов.
Василий Антонович Косяков
В основу проекта Даниловского Казанского собора был положен ранее разработанный Косяковым проект храма Успения Божией Матери для подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге. В этом проекте Косяков применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Это позволило освободить внутреннее пространство храма от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новым словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.
Успенская церковь строилась в 1895—1900 годах. Когда её строительство уже завершалось, Косякову поступил заказ на проект собора во имя Николая Чудотворца для города Либава ( ныне Лиепая, Латвия). Архитектор использовал ту же конструкцию, что и в Успенской церкви, добавив колокольню над главным входом, три входных крыльца и несколько переработав оформление фасадов. Этот же проект он предложил и для Даниловского Казанского монастыря, но без колокольни, поскольку в монастыре она уже была к тому времени почти построена. Вероятно, это очень удешевило стоимость проекта. Не исключено, что Косяков мог его сделать вообще бесплатно, в знак уважения к просьбе о. Иоанна. Есть легенда, что Иоанн Кронштадтский даже освятил закладку будущего собора.
Морской Никольский собор в Либаве —
почти близнец Даниловского Казанского собора
Однако после кончины Иоанна Кронштадтского в 1908 году поток пожертвований почти совершенно прекратился. Через год скончалась и игуменья Михаила.
Прибывшая на её место монахиня Иоанна застала дела монастыря в плачевном состоянии. Из-за отсутствия средств она приняла решение приостановить стройку, хотя на неё уже было израсходовано 75 тысяч рублей. Её усилия по поиску благотворителей были тщетны. В феврале 1912 года она писала обер-прокурору Синода : «Я употребляю все старание, отыскиваю благотворителей, но к величайшему моему огорчению, все мои труды напрасны, так как в настоящее время почти невозможно найти благотворителей, которые бы сочувственно относились к святым храмам, а особенно к монастырям…»
Игуменья Иоанна смогла несколько поправить дела Даниловского Казанского монастыря, но продолжить возведение собора ей не удалось. После письма Синод выделил несколько тысяч рублей, но их не хватило даже на то, чтобы просто покрыть собор. Современники оценивали строительные затраты в 155 тысяч рублей. Не найдя поддержки, игуменья Иоанна в 1912 году запросила отставки. Вскоре она скончалась.
Новая игуменья Мария ( Пирожкова) летом 1915 года решилась обратиться с призывом о помощи к общественности. В даниловской типографии Ломиковского были напечатаны подписные листы для сбора пожертвований. В них содержался следующий текст: «Воззвание к жертвователям. С благословения Св. Синода умоляем Вас, Христолюбивейшие благодетели, помогите нам достроить соборный храм, начатый в нашей обители с благословения О. Иоанна Кронштадтского с 1900 года во имя Казанской иконы Божьей Матери. За неимением средств храм по сие время не покрыт, каменная кладка портится от сырости, леса сгнили. Сама Царица Небесная примет Вашу лепту и воздаст Вам сторицею, а обитель будет вечно молиться за храмоздателей. Председательница Комитета Игуменья Мария». Так необходимые средства были собраны.
Основное здание трехпридельного храма представляет в плане квадрат, усложненный с западной стены чуть более низким, чем основной объем, притвором, а с восточной стены — трехчастной апсидой с огибающей ее по периметру обходной галереей, также более низкой, чем сами апсиды.
Храм имеет три идентичных входа — главный с запада и два боковых с севера и с юга, к каждому из которых ведет высокая лестница. У западного входа лестница прямая и широкая, у двух других — узкие двухмаршевые. Три арочных крыльца с гирьками стоят на резных колоннах, завершающихся крутыми треугольными фронтонами.
Собору присущи высокие, узкие, щелевидные окна. Окна первого этажа обрамляют рамочные наличники. В середине всех фасадов, кроме западного, — огромная килевидная закомара. На северном, западном и южном фасадах выполнены большие резные фронтоны, образованные двумя пилястрами, соединяющимися полукружием вверху. Пилястры украшены ширинками. По трем фасадам расположены карнизы с дентикулами.
Здание увенчивается мощным пятиглавием. ( Изначально все барабаны были световыми, но после восстановления куполов в конце XX в. окна четырех меньших глав были заложены. Сейчас только одна центральная глава — световая, открытая в пространство интерьера.) Основания боковых глав украшают пояса кокошников. ( Одна из боковых глав служит теперь колокольней.)
Храм поднят на высокий цоколь и имеет ажурную кладку из красного кирпича. Вместо облицовочной плитки собор был покрашен золотисто-песчаной краской, облезшей со временем и оставшейся только в некоторых местах. В целом все внешнее убранство собора очень симметрично и пропорционально.
Замышлялся храм как зимний, в подвале были две большие печи, в стенах проходят дымоходы. Но требовалось слишком много древесных ресурсов и угля, чтобы протопить весь собор, поэтому функционировал он только в качестве летнего храма.
Внутреннее убранство собора было и остается весьма скромным. Расписана была только алтарная часть, остальное храмовое пространство покрашено белой краской. По колоннам и карнизам раньше были лепные гипсовые украшения растительного орнамента.
В храме была выполнена высокая шестиступенчатая солея с двухъярусным киотным иконостасом, не сохранившимся до наших дней. Солея была отделана цветной плиткой. В окнах редко встречаются цветные стекла. На четырех мощных цепях от перекрещивающихся арок сводов, поддерживающих купол, было подвешено массивное медное паникадило, к настоящему моменту утраченное. Перекрестия арок сводов также были декорированы лепниной.
На крыше собора центральную световую главу обходит крытая галерея с выходами в пространство барабанов меньших боковых глав. На западной стене расположены хоры.
…В течение десяти лет после освящения в соборе регулярно совершались службы. Зимой 1927 года вооруженные люди пришли в женскую обитель и приказали сестрам освободить территорию монастыря. Все монастырское имущество было конфисковано.
После разгона монашествующих в главном корпусе монастыря разместили общежитие педагогического института, в здании трапезной был создан детский приют. В 1931 году в монастыре была организована сельскохозяйственная артель « Красная Горушка». В 1932 году взорвали монастырскую колокольню, которая находилась прямо напротив восточного фасада Казанского собора. Сейчас от нее остался лишь бугорок. В самом соборе были оборудованы колхозные склады, располагалась водонапорная башня и работала небольшая электростанция. В алтарной части храма одно время располагался магазин-сельпо.
В 1960-х годах монастырские здания остались без присмотра и начали быстро разрушаться. В августе 1980 года во время пожара сгорели купола собора.
В таком состоянии в 1988 году соборный храм был передан Русской Православной церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви. Освящение Казанского храма состоялось 21 июля 1990 года.
В конце 1995 года Казанский собор получил статус памятника культуры федерального значения. Были заложены лакуны в стенах, частично восстановлены стекла и возведены новые купола.
В 2002 году было принято решение о возрождении женской монашеской обители. В следующие два года были установлены кресты на купола соборного храма.
По северной стене собора организован небольшой музей ценностей Даниловского монастыря, которые удалось сохранить после его закрытия. В основном это предметы обихода и личного пользования бывших настоятелей собора и сестер: одежда, посуда, швейная машинка
Внутри собора в юго-западном углу устроен маленький храм, в котором в настоящее время проходят службы. Храм отапливается, что позволяет проводить там службы весь год. Расписан он местным художником Владимиром Середой в 2005 году.
Из трёх соборов, построенных по похожим авторским проектам Василия Косякова, Казанский в Данилове находится в самом тяжёлом положении. На его возрождение нужны огромные средства, которых у Рыбинской епархии и Даниловского Казанского монастыря нет.
Никольский собор в Лиепае после многолетнего запустения возвращён верующим. Он находится в хорошем состоянии, в нём постоянно проводятся службы.
Успенская церковь в Санкт-Петербурге в советское время была доведена до аварийного состояния. В 1960-е годы в храме был устроен… каток с искусственным льдом, на котором проводили тренировки фигуристы. В 2000-е годы была проведена серьёзная реставрация, в ходе которой фасадам и интерьерам храма возвращено былое великолепие.
Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Горушка. Казанский Даниловский женский монастырь.
Храмы монастыря:
Другие постройки и сооружения:
4. Сень над колодцем
5. Трапезный корпус (нач. XX в.)
6. Место странноприиимного дома с гостиницей (утрачен между 2015 и 2020 гг.)
7. Деревянный дом (монастырский [?])
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 г. монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. 13 августа 1894 г. была освящена деревянная Казанская церковь. В 1897 г. в ныне несуществующей деревне Нохрино, монастырь устроил собственный кирпичный завод и было начато строительство святых врат с двухъярусной колокольней, которое было завершено в 1900 г. Эти постройки не сохранились. В 1901 г. приступили к строительству большого трехпридельного храма. Святейший Синод одобрил проект петербургского архитектора В.А. Косякова. Из-за нехватки средств, после смерти первой настоятельницы монастыря матушки Михаилы, в 1909 г. строительство было приостановлено почти на семь лет и было возобновлено лишь летом 1915 г. 16 сентября 1918 г. состоялось освящение храма святейшим патриархом Тихоном. Строился храм, как зимний: в подвале расположены печи, в стенах проходят дымоходы, трубы выходят на вершины полукруглых кровель, но в то трудное время протопить огромный собор не было возможности, и храм использовался как летний.
Информация: Ярославские епархиальные ведомости, июль 2008. http://gorushka.narod.ru; http://www.demetra.yar.ru
Казанский монастырь, общежительный, близ города Данилова. Учрежден в 1901 году из женской общины, основанной в 1894 году.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Годом основания Казанского женского монастыря считается 1894 год, когда по благословению Иоанна Кронштадского был построен деревянный, оштукатуренный келейный корпус с церковью Казанской Богоматери (до настоящего времени не сохранился). В 1900 году началось возведение нового каменного собора. Этот грандиозный храм, сохранившееся до сих пор, выполнен в «русском стиле» по проекту известного петербургского архитектора Владимира Антоновича Косякова. Строился собор вплоть до 1918 года, но отделочные работы до конца так и не были доведены.
Огромный пятиглавый храм, поставленный на мощный цоколь. В его западной части устроен высокий притвор, на втором этаже которого размещались хоры. Центральная часть северного, южного и западного фасадов выделена плоским выступом, завершенным огромным кокошником. Такой же кокошник венчает и восточный фасад, пластическое решение которого обогащают три полукруглые апсиды и галерея, охватывающая нижнюю часть центральной апсиды. Главный, западный вход в храм расположен по центру фасада и решен в виде открытой площадки, на которую ведет широкая лестница. На площадке перед самым порталом — крыльцо ярославского типа с двускатным островерхим покрытием и белокаменной гирькой на висячих арках. Северный и южный порталы имеют сходное, но более скромное решение. Стройные крыльца с боковыми лестницами примыкают к невысоким притворам.
Внутри собор выглядит столь же величественно, благодаря использованию огромных железобетонных арок открывается обширное, залитое светом из шестнадцати окон в центральном барабане подкупольное пространство. Поднятая на шесть ступеней солея прежде была облицована зеленой кафельной плиткой. Пол выложен метлахской плиткой с цветными вставками в виде креста и трилистника. Стены остались нерасписанными. Могучие пилоны, служащие опорами для арок, декорированы парными колоннами и лепными карнизами.
Освящать Казанский собор в сентябре 1918 года приезжал патриарх Московский и всея Руси Тихон. Собор включен в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Ярославской области.
Помимо величественного храма из бывших монастырских построек сохранились два деревянных келейных корпуса и кирпичное здание трапезной. Между трапезной и келейным корпусом высилась не сохранившаяся до нашего времени колокольня, возведенная в начале ХХ столетия в неорусском стиле.
В настоящий момент Даниловский Казанский женский монастырь является действующим монастырем.
Казанский женский монастырь расположен на севере Ярославской епархии, близ города Данилова, в местности, называемой Горушка. О его былом существовании сегодня нам напоминают только собор в честь Казанской иконы Божией Матери и несколько монастырских зданий. Всего 33 года просуществовал монастырь, но за это время он оставил глубокий след в духовной жизни города.
Монастырь был основан 1894 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Батюшка постоянно помогал строительству своими средствами, привлекал благодетелей и внимательно следил за духовным ростом новорожденной общины. Старшей сестрой вновь образованной общины была назначена монахиня Михаила (Козлова). 9 июля 1894 года (по н. ст. 21 июля) указом Святейшего Правительствующего Синода, по представлению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, официально учреждена Даниловская Казанская женская община. На личные средства основательницы началось строительство 16-келейного деревянного корпуса с церковью. Верующие стремились на монастырские службы. В домовый храм все не помещались, приходилось молиться на улице.
В 1897 году Казанскую общину посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Пораженной молитвенностью сестер и проникнутый их заботами о благоустроении общины, отец Иоанн благословил строительство храма и деятельно взялся за помощь в его сооружении. Проект храма был заказан им знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921 г.г.). 6 февраля 1901 года, указом царя Николая II, Казанской общине был присвоен статус Казанского женского монастыря. В том же году был утвержден проект и заложен фундамент собора. К 1908 году строительство было доведено до главного карниза, но в конце декабря умер батюшка Иоанн Кронштадтский, покровитель и благодетель монастыря. Из-за нехватки средств стройка останавливается. Измученная трудами и заботами, лишенная духовной поддержки, 22 сентября (ст. ст.) 1909 года, по болезни сердца, умерла игуменья Михаила.
Зимой 1909 года настоятельницей Казанского монастыря была поставлена монахиня Иоанна (Скабская). Матушка Иоанна, благодаря своему большому опыту и твердости характера, быстро привела в порядок хозяйственную деятельность. В 1910-11 г.г. были построены каменная трапезная с просфорной, иконописной мастерской и кельями, дом для сестер-скотниц, котельная, амбары. Обитель зажила полнокровной жизнью, но собор продолжал оставаться незавершенным. Император Николай II, узнав о тяжелой ситуации обители, лично пожертвовал несколько тысяч рублей. Но средств оказалось мало. Собор, совершенно не покрытый, под открытым небом, дождями и ветрами, постепенно разрушался и погибал. 7 мая 1912 года матушка Иоанна скоропостижно скончалась, настоятельницей Казанского монастыря была назначена монахиня Мария (Пирожкова).
Трудами будущего Патриарха Тихона и сменившего его на Ярославской кафедре архиепископа Агафангела, по ходатайству матушки Марии в 1915 году возобновилось строительство собора. Началась Первая мировая война, прогремела революция, разжегшая кровавый пожар гражданской войны, и в это страшное время в маленьком и небогатом женском монастыре возводился величественный храм, покорявший всех своими царственными размерами и дивной красотой. В 1917 году помогать монастырю стало небезопасно. Под прикрытием названия коллективной женской артели по-прежнему трудились сестры. В 1918 году удалось его завершить, именно в это тяжелое для всей России время и состоялось освящение Казанского собора.
В сентябре 1918 года, при большом стечении народа, Святейший Патриарх Тихон вместе с митрополитом Агафангелом освятил Казанский собор. В соборе начались постоянные Богослужения, его настоятелем был назначен священник Захария Бенедиктов. В 1927 году, по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела, был назначен духовник монастыря епископ Софроний (Старков). Зимой 1928 года в монастырь ворвались вооруженные люди и приказали очистить территорию обители. Тяжело пришлось сестрам в то время, оставшиеся в Данилове жили милостыней и подаяниями, на работу никуда не брали, некоторые устроились при Вознесенской кладбищенской церкви, многие разошлись по родственникам. Матушка Мария, истерзанная столь великим горем, умерла в начале 1930-х годов, похоронена она на Вознесенском кладбище. Все монастырское хозяйство, скот, пасека, дома, церковная утварь были отняты и разграблены. В зданиях поместили общежитие и детский дом.
В 1931 году организовалась сельхозартель под названием «Красная Горушка», все желающие быстро заселялись в монашеских кельях. Воспользовавшись монастырским хозяйством, колхоз сразу же стал передовым. Колокольня была взорвана до основания. Собор использовали под колхозное хранилище и склады, позже соорудили водонапорную башню, также в нем работала электростанция, в алтарной части устроили магазин. Терновым венцом разрушения стал пожар в августе 1980 года, благодаря стараниям подгулявшей компании сгорели могучие купола собора.
В 1988 году он был передан Русской Православной Церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви как требный. В 1990 году собор был открыт как самостоятельный приход. 24 июля этого же года состоялось малое освящение собора, впервые за многие годы запустения он был полон верующими. Зимой 2002 года архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) благословил монахиню Екатерину (Гаеву) возрождать обитель на Горушке. Она была переведена из Казанского женского монастыря города Ярославля в город Данилов, как некогда это случилось и с основательницей монастыря игуменьей Михаилой (Козловой). От разоренного монастыря новым сестрам достался только главный храм. В сохранившихся старых зданиях до сих пор расположены детский дом и квартиры. Сестры проживают в небольшом кирпичном доме через дорогу.
В 2003 году Святейшим Синодом, по представлению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного), было принято решение вернуть Казанскому собору статус Казанского женского монастыря и назначить настоятельницей монахиню Екатерину (Гаеву). И вновь ожила Даниловская святыня. В том же году, в день памяти святит. Николая состоялась первая Архиерейская служба, которую возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, по окончании которой Владыка освятил крест малой главы. В 2004-2005 г.г. были установлены на купола остальные кресты, осуществлены дренажные работы по отводу воды из подвала храма, сделана временная металлическая ограда вокруг храма. Выстроен в притворе малый отапливаемый храм, освященный Владыкой Кириллом в честь святит. Тихона, Патриарха Московского, в память о его посещении монастыря и освящении собора. В 2006 году монахиня Екатерина была переведена настоятельницей в Казанский женский монастырь г. Ярославля, на ее место была назначена монахиня Филарета (Гусакова).
Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь. 3 ноября 2007 года, в канун празднования Казанской иконы Божией Матери, на одну из башен собора был поднят ансамбль из 7 колоколов.
С сайта монастыря http://kazan-mon.prihod.ru/aboutmonastir
В 1897 году Казанскую общину посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Пораженной молитвенностью сестер и проникнутый их заботами о благоустроении общины, отец Иоанн благословил строительство храма и деятельно взялся за помощь в его сооружении. Проект храма был заказан им знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921 гг.). 6 февраля 1901 года указом царя Николая II Казанской общине был присвоен статус Казанского женского монастыря. В том же году был утвержден проект и заложен фундамент собора. К 1908 году строительство было доведено до главного карниза, но в конце декабря умер батюшка Иоанн Кронштадтский, покровитель и благодетель монастыря. Из-за нехватки средств стройка останавливается.
Император Николай II, узнав о тяжелой ситуации обители, лично пожертвовал несколько тысяч рублей. Но средств оказалось мало. Собор, совершенно не покрытый, под открытым небом, дождями и ветрами постепенно разрушался и погибал. 7 мая 1912 года матушка Иоанна скоропостижно скончалась, настоятельницей Казанского монастыря была назначена монахиня Мария (Пирожкова). Трудами будущего Патриарха Тихона и сменившего его на Ярославской кафедре архиепископа Агафангела, по ходатайству матушки Марии в 1915 году возобновилось строительство собора. Началась Первая мировая война, прогремела революция, разжегшая кровавый пожар гражданской войны, и в это страшное время в маленьком и небогатом женском монастыре возводился величественный храм, покорявший всех своими царственными размерами и дивной красотой. В 1917 году помогать монастырю стало небезопасно. Под прикрытием названия коллективной женской артели по-прежнему трудились сестры. В 1918 году удалось его завершить, именно в это тяжелое для всей России время и состоялось освящение Казанского собора. В сентябре 1918 года, при большом стечении народа, Святейший Патриарх Тихон вместе с митрополитом Агафангелом освятил Казанский собор. В соборе начались постоянные Богослужения, его настоятелем был назначен священник Захария Бенедиктов.
В 1927 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела был назначен духовник монастыря епископ Софроний (Старков). Зимой 1928 года в монастырь ворвались вооруженные люди и приказали очистить территорию обители. Собор использовали под колхозное хранилище и склады, позже соорудили водонапорную башню, в нем работала электростанция, в алтарной части устроили магазин. Терновым венцом разрушения стал пожар в августе 1980 года, благодаря стараниям подгулявшей компании сгорели могучие купола собора.
В 1988 году он был передан Русской Православной Церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви как требный. В 1990 году собор был открыт как самостоятельный приход. 24 июля этого же года состоялось малое освящение собора, впервые за многие годы запустения он был полон верующими.
3 ноября 2007 года, в канун празднования Казанской иконы Божией Матери, на одну из башен собора был поднят ансамбль из 7 колоколов.