собор иосифа обручника в могилеве

Могилёв. Собор Иосифа Обручника.

Карта и ближайшие объекты

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилеве

Статьи

Иосифовский собор, построенный по проекту Н. А. Львова в 1781-1798 гг. в Могилеве, стал другой существенной частью императорской храмостроительной программы, связанной с “Греческим проектом”. Собор был заложен Екатериной II и австрийским императором Иосифом II в честь его небесного покровителя – праведного Иосифа Обручника. «Во славу Бога единаго всемогущаго на память знаменитаго свидания Екатерины Вторыя Императрицы и Самодержицы Всероссийския и Иосифа Втораго Императора Римскаго основан храм сей святаго Иосифа в Губернском городе Могилеве в присутствии обоих их Императорских Величеств майя 30 дня… 1780 [года] … при пастырстве Преосвященного Георгия Епископа могилевского и при управлении белорусским наместничеством Генерала фельдмаршала и Государева Наместника Графа Захара Григорьевича Чернышева, строил Николай Львов». Выбор дня закладки собора знаменателен: 30 мая празднуется память преподобного Исаакия Далматского и, как известно, день рождения императора Петра Великого. Тогда же было заключено тайное соглашение России и Австрии о сотрудничестве в осуществлении «греческого проекта».

Основные композиционные и конструктивные принципы в Иосифовском соборе те же, что и в осуществленном Софийском соборе в Царском Селе: пологий купол в интерьере, имеющий в основании 12 арочных люкарн и опирающийся на паруса; невысокий наружный барабан, несущий внешний купол. С запада к собору примыкал развитый греко-дорический портик, напоминавший по пропорциям портик Парфенона. «Дорический орден, украшавший внешность вей церкви, сделан по примеру древнегреческих зданий без базов, коих при сем ордене никогда не употреблялось в лучшее время греческой архитектуры, как то свидетельствуют остатки афинских, также и пестумских храмов». Четырехколонные портики боковых фасадов, исполненные в том же ордере, имели центральный интерколумний вдвое шире боковых, так что колонны казались едва ли не сдвоенными, как и в проекте Ч. Камерона для Софии. Тимпаны фронтонов боковых портиков были прорезаны уже знакомыми нам крупными термальными окнами. Сам по себе этот прием может напоминать о влиянии палладианских идей, однако в контексте содержательной программы Иосифовского собора он удачно поддерживает основную «греческую» мысль, будучи связанным особенностями облика Софии Константинопольской. При взгляде на чертежи Н. А. Львова невольно вспоминаются строки Г. Р. Державина из оды на взятие Измаила: «Афинам возвратить Афину / Град Константинов Константину».

Центральное пространство Иосифовского собора было перекрыто необычным куполом. Как и в Софийском соборе в Царском Селе, купол был двойным. Причем внутренний купол с арочными люкарнами был как бы повернут относительно внешнего. Отчего сквозь двенадцать люкарн купола изнутри были видны фигуры апостолов, изображенные в простенках между световыми отверстиями барабана внешнего купола. Тринадцатое световое отверстие круглой формы было расположено в центре внутреннего купола. Указывая на это, Н. А. Львов писал, что внутренний купол, «имеющий в середине отверстие и двенадцать сквозных нишей, открывает другой свод, на котором написанные в облаках Слава и 12 апостолов, освещенные ярким светом, посредством невидимых изнутри окон [внешнего барабана], отображают открытое небо, через которое, однако, ни дождь, ни снег идти не могут». По прочтении этих строк прежде всего возникает мысль о желании их автора воспроизвести эффектное решение купола римского Пантеона, защитив его от нежелательных воздействий холодного среднерусского климата. Однако три года спустя Н. А. Львов в церкви-усыпальнице собственного имения Никольское-Черенчицы проектирует в зените купола открытое в небо световое отверстие с устройством в нем стеклянного фонаря от дождя и снега. Если же мы обратим внимание на выделенные в тексте Н. А. Львова слова, то обнаружим «содержательную» причину применения столь сложного устройства купола. Пространственная система его росписей в целом близка к купольному варианту византийской иконографии Сошествия Святого Духа. Подобное изображение имелось на одном из боковых куполов на южной галерее хор Софии Константинопольской и было запечатлено на рисунке К. Лооса 1710 г. Другой известный пример – мозаика в куполе собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Н. А. Львов видел такую композицию в западном куполе собора св. Марка в Венеции. Следовательно, под «открытым небом» в куполе Иосифовского собора подразумевалось не столько небо физическое (намеренно скрытое посредством поворота внутреннего купола), сколько мир Горний. Причем круглое отверстие в зените становилось ясным символом божественного света, а задача устранения погодных неприятностей решалась параллельно, отнюдь не являясь определяющей в устройстве купола. «Дождь и снег» из него «идти не могут» не только потому, что храм покрыт вторым куполом, но и потому, что земных осадков не бывает в небесном мире. Заметим также, что двенадцать световых проемов вызывают в памяти окна центрального барабана Софийского собора в Киеве: в простенках между ними также изображены двенадцать апостолов.

В алтаре Иосифовского собора над престолом была возведена круглая в плане купольная сень на коринфских колоннах, приподнятая над полом апсиды на две ступени, «чтобы не быть закрытой передними людьми от взора дальних». Подобным же образом, насколько можно судить по проектному разрезу, предполагалось устроить алтарь Софийского собора в Царском Селе. Ярко освещенное пространство алтаря, отделявшееся от центра храма низкой алтарной преградой в виде ионической колоннады, было зрительно связано воедино с центральным пространством собора. В плане алтарная преграда следовала направлению окружности, определявшейся полукруглым выступом апсиды. Сень располагалась в центре алтарного пространства так что в алтаре как бы образовывалась ротонда, а в структуре собора возникала двуцентричность. Весь интерьер, «где требуется красота и легкость,» как и в Софийском соборе в Царском Селе, был решен в ионическом ордере, близком Эрехтейону.

При сопоставлении этих двух соборов следует иметь ввиду, что затруднительным представляется определить авторство идеи воспроизведения в их убранстве классических греческих ордеров и что могилевский собор поставлен в наших рассуждениях вслед за царскосельским лишь для простоты логического построения мысли (на самом деле могилевский собор был заложен ровно на два года и два месяца раньше царскосельского). В первом варианте Ч. Камерона, исполненном в самом начале 1780-х годов большого ордера еще не было. На фасадах имелись колонны малого дорического ордера (меньшего масштаба в сравнении с интерьером), а в интерьере дорический и ионический ордера были распределены в соответствии с теорией суперпозиции ордеров, отчего ионические колонны оказывались только в ярусе хор. Проект Н. А. Львова, выполненный к лету 1780 г., кажется, не претерпел существенных изменений в процессе строительства. Тогда как София в Царском Селе строилась по проекту, переработанному самим же Ч. Камероном. Вообще, центральное подкупольное пространство царскосельского собора очень похоже на то, что сделал Н. А. Львов в Могилеве, тогда как композиция алтаря могилевского собора явно родственна первому варианту Ч. Камерона. Во всяком случае, следует признать наличие художественного родства всех трех проектов вследствие творческого взаимодействия их авторов.

В Иосифовском соборе можно выделить еще одну “содержательную тему”. Трехнефная трапезная с рядами “античных” колонн, очевидно, напоминала раннехристианские базилики. С одной стороны это должно было указывать на римский императорский титул Иосифа II, с другой же – вызывать в памяти архитектурные образы, связанные со строительной деятельностью императора Константина Великого в Риме и в Святой Земле. Именно Константин Великий в то время считался основателем Софии Константинопольской, которая первоначально была базиликой. «Надо полагать, что церковь, которая была впоследствии возведена в Константинополе с посвящением святой Софии, была распланирована таким же образом [как и базилики]. Она просуществовала не долго: сын Константина Констанций построил здесь новую церковь, которая подверглась более тяжелым испытаниям: частично разрушенная и отремонтированная при императоре Аркадии, она снова сгорела при Гонории и была восстановлена Феодосием младшим; наконец, во время Юстиниана, при бурном мятеже святая София была обращена в пепел. Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, подрядились превзойти своими способностями всех архитекторов, которых пригласил Юстиниан; они составили проект строительства храма, который намного превзошел величием все, что были сделаны, и справились с задачей совсем не использовать дерево, чтобы оградить церковь от пожаров. Так как они имели дерзость испробовать неизвестную до тех пор конструкцию, они подверглись злоключениям, как и все изобретатели: с их зданием произошло много непредвиденных аварий, но, наконец, они удостоились славы его завершения и расположение его было найдено столь прекрасным, что с тех пор оно восхвалялось и воспроизводилось самыми просвещенными народами и самыми варварскими племенами Европы. Действительно, когда входишь во внутрь святой Софии столбенеешь от восхищения ее величием и красотой ее ансамбля…»

Можно сказать, что это историческое повествование нашло отражение в устройстве Иосифовского собора в Могилеве. При приближении к храму зритель сначала различал монументальные античные дорические портики, сквозь которые как бы прорастали формы, напоминающие о последующей византийской эпохе в Греции. Войдя во внутрь, он оказывался в затемненной раннехристианской базилике времен императора Константина, миновав которую, попадал в обширное центральное пространство, озаряемое из купола Софии константинопольской небесным светом Пятидесятницы, светом вечности, который символически отображался наиболее ярко освещенным алтарем. Скульптуры апостолов Петра и Павла, стоявшие в больших нишах фасада храма по обе стороны от трапезной, очевидно, указывали на северный град святого Петра и его Петропавловский собор, основанный императором Петром. «Поднося сию книгу Вашему Императорскому Высочеству восхищаюсь духом, изъявляя предчувствования Греческих народов, ожидающих своея свободы от брегов Невы», – писал, обращаясь к великому князю Константину Павловичу, уже упоминавшийся выше автор книги о греческих островах. Так, в отношении чаяний настоящего времени, все это должно было предвозвещать соединение православной государственности и возрождение античной культуры в будущей Греческой империи под скипетром нового императора Константина.

«Как изменился Могилев за сто лет»

Источник

Собор иосифа обручника в могилеве

СОБОР СВ. ИОСИФА: «ЖЕМЧУЖИНА» ИСТОРИИ

СОБОР СВ. ИОСИФА: «ЖЕМЧУЖИНА» ИСТОРИИ

СОБОР СВ. ИОСИФА: «ЖЕМЧУЖИНА» ИСТОРИИ

24 января 1930 года было принято решение о передаче трудящимся Большого кафедрального собора (так именовался в советское время Иосифовский храм, заложенный в ознаменование встречи в мае 1780 г. в Могилеве российской императрицы Екатерины II с австрийским императором Иосифом II—авт.). Собор, являвшийся первым памятником классицизма, передавался под клуб работников хлебозавода. В декабре 1930 г. последовало очередное решение—о снятии всех колоколов в церквах города. Наступление на религию набирало обороты…

Существует предание о том, что во время закладки Иосифовского храма у императрицы разорвалось жемчужное ожерелье. Когда слуги принесли государыне собранные жемчужины, то она велела передать их в подарок епископу Могилевскому и Белорусскому Георгию Конисскому для четок. Таким образом народная память отдавала признание заслугам архиерея, красоте и величию собора, который до сих пор называют бесценной «жемчужиной» истории и зодчества Могилева.

Иосифовский собор, в который, по свидетельствам очевидцев, не пускали мужиков в лаптях, строился по проекту архитектора Николая Львова. Екатерина Великая выбрала проект малоизвестного молодого, но одаренного автора из множества планов маститых архитекторов, представленных ей на рассмотрение. Царице так понравились предложения Львова, что она презентовала Николаю Александровичу перстень с бриллиантом. Иосиф II одарил Львова за архитектурные новации табакеркой с алмазами.

Восторги императоров вызвало и само величественное здание с колоннами, увенчанными над главным входом портиком с изображением «всевидящего ока», и система освещения храма с помощью «двойного» купола, состоявшего из двух полусфер — внешней и внутренней. «Внутренняя была прорезана двенадцатью арочными проемами по периметру и круглым проемом в центре,— писала Т.И.Чернявская, автор книги «Архитектура Могилева», изданной в 1973 г. —Через эти проемы просматривалась живопись на внешней оболочке». Солнечный свет проникал через 12 круглых окон в наружной полусфере, освещая росписи в виде 12 апостолов на куполе и богатый интерьер храма. Стены собора изнутри были отделаны искусственным светло-желтым мрамором, на котором выделялись мраморные ионические колонны изумрудного цвета. Ниши со скульптурами, рельефные медальоны, иконы, писанные на медных досках русским живописцем Владимиром Боровиковским. В образе св.Екатерины художник изобразил императрицу Екатерину Великую, св.Иосиф Обручник предстал с «ликом» Иосифа II, но украшенного бородой.

Львов разработал не только проект Иосифовского храма, но и план реконструкции Соборной площади, имевшей овальную форму. Разместилась площадь на месте лощины, для выравнивания которой в грунт под насыпью укладывались огромные дубовые стволы, обнаруженные в XIX веке при прокладке водопроводных труб.

«По приказу и мамонт выйдет»

В Государственном архиве Могилевской области хранятся документы, имеющие отношение к истории Иосифовского кафедрального собора накануне его закрытия.

В марте 1929г. церковно-приходской совет храма доводил до сведения Могилевского окружного коммунального отдела и начальника 1-го отдела Могилевской гормилиции, что заявляет «об отказе от уборки улицы по Кооперативному переулку (ныне пер.Мигая — авт.). Поскольку сторожка и низ колокольни находятся в ведении комхоза, который получает за них квартирную плату».16 апреля 1929 г. заключается договор аренды между Могилевским городским отделом коммунального хозяйства «в лице заведующего Немирского Сигизмунда Яковлевича» и церковно-приходским советом «в лице Тернова Александра Ермолаевича, Филипповича Ивана Ермолаевича и Максимова Прокофия Яковлевича». Комхоз щедро передал в пользование собора с назначением арендной платы сторожку и низ колокольни на три года ради обеспечения уборки улицы, от которой верующие отказывались ранее. Оговоренный срок аренды не помешал властям закрыть храм и отобрать все постройки через 10 месяцев после заключения договора.

О дальнейшей судьбе собора известно, что с 1934 по 1937 год в нем размещался музей истории религии и атеизма (по образцу использования Казанского собора). В экспозиции представлялись палеонтологическая и археологическая коллекции, которые иллюстрировали историю христианства и атеизма в Беларуси. Здесь же находились 8 икон Боровиковского. В центре здания был установлен маятник Фуко. Достопримечательностью соборного музея являлся скелет мамонта. Когда директору музея приказали освободить занимаемое помещение, он объяснял задержку с переносом экспонатов тем, что сложно демонтировать мамонта. Чиновники «многообещающе» пошутили, дескать, по приказу мамонт сам из музея выйдет.

В 1937 г. был арестован и расстрелян по приговору тройки НКВД «за контрреволюционную деятельность» протоиерей Александр Тернов. Настоятель собора так и не узнал об уничтожении памятника истории и архитектуры, ставшего символом встречи в Могилеве двух императоров.

В газете «Камунар Магiлёў-шчыны» от 26 августа 1938 г., которая хранится в Государственном архиве общественных объединений Могилевской области, публиковалась заметка «Находки»: «25 августа десятник строительства гостиницы т.Каган С.Н. и бригадир т.Маслов при разборке фундамента здания бывшего собора в кладке нашли 4 золотые монеты екатерининских времен весом в 26,475 грамма. Одна из них ценностью в 10 рублей (1780 г.), другая в 5 рублей этого же года. 2 золотые монеты без обозначения номинала — 1768 и 1778 года. Здесь же найдены 4 серебряные монеты весом в 45,9 грамма. Кроме этого была обнаружена серебряная доска весом в 403 грамма размером 246 на 212 миллиметров, с надписью о времени открытия собора». В газете не упоминалось о том, что на монетах, положенных в ларец, красовались чеканные профили: на одной — Екатерины II, на другой — Иосифа II Австрийского. Ларец находился в железном ящике, замурованном в алтарной части здания. Текст на серебряной табличке дублировался на бронзовой овальной доске, укрепленной над главным входом в Иосифовский собор: «Во славу Бога Единого, на память знаменитого свидания Екатерины вторыя Императрицы и самодержицы Всероссийския и Иосифа второго Императора Римского основан храм сей Святого Иосифа в губернском городе Могилеве в присутствии обеих их Императорских Величеств майя 30 дня в лето от создания мира 7288 от Рождества Христова 1780 … при пастырстве Преосвященного Георгия Епископа Могилевского и при управлении Белорусским наместничеством генерал-фельдмаршала и Государева наместника графа Захария Григорьевича Чернышева. Построил Николай Львов».

До сегодняшнего дня уцелели 3 иконы, написанные Боровиковским, находятся они в экспозиции Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Р.Романова и в его филиале — музее этнографии. В Трехсвятительском соборе пребывает икона св. Иосифа Обручника с частицей мощей святого, которая прежде принадлежала Иосифовскому собору.

Спасение иконы «Сон Иакова»

Иосифовский собор уничтожили в 1938 г. для освобождения места под постройку гостиницы «Днепр», введенной в эксплуатацию в 1940 году. О том, как взрывали храм, вспоминает могилевчанка Надежда Ивановна Ф., которая жила с родителями в доме, находившемся во дворе школы № 2 в Пожарном переулке:

По словам собеседницы, верующие высматривали «просветы», где не было охраны, и пробирались в них ради поиска уцелевших святынь. У пожилой женщины хранится часть иконы, писанной на холсте, которую ее мать нашла в руинах собора и принесла домой. По своему малолетству Надежда рассказала подружке об иконе. Вскоре в их квартиру нагрянули люди из НКВД. В предчувствии возможного обыска родители спрятали святыню под рабочую одежду отца, висевшую на гвоздях. Никто из незваных гостей не стал перебирать ее.

— Они забрали и увели маму и отца, — рассказывает Надежда Ивановна. — Перед уходом мама предупредила: «Если не вернемся, идите к деду с бабой на Мышаковку». Но вечером родители вернулись.

Без малого 80 лет минуло после описанных событий. Но до сих пор на уцелевшем фрагменте можно рассмотреть изображение в верхнем левом углу ангелов и святых, в центре, вероятно, Бога-отца (видна половина фигуры сидящего на троне, перед которым стоит коленопреклоненный Христос с хоругвью в руке), в самом низу (тоже в центре) — крупная голова человека, смотрящего вверх. Сюжет напоминает содержание иконы «Сон Иакова».

Источник

В поисках утраченного: как императорские орбиты пересеклись в Могилеве

Императорские одежки, по которым встречали

В 1881 году драматург Оскар Уайльд в одном из своих писем заметил: «Все блестящие личности должны встречаться на своих орбитах. » Российская императрица Екатерина II и император Священной Римской империи, король Германии и австрийский правитель Иосиф II — особы в мировой истории известные и действительно блестящие. Но сегодня речь пойдет не столько о них самих, сколько о тех самых орбитах, по которым в определенный момент пролегли их императорские пути‑дороги и которые даже пересеклись. Речь идет о поездке Екатерины в Могилев на встречу с Иосифом. Попутно самодержица проинспектировала также ряд городов в пределах своих владений, в том числе Полоцк. А восстановить события в уникальной степени достоверности помогут нам записи, сделанные еще практически по живым следам неким иезуитом Стебельским.

Во вторник, 19 мая 1780 года, в 5 часов пополудни «Ее Императорское Величество Государыня Императрица Екатерина II осчастливила город Полоцк своею бытностью, проведя в нем три дня».

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеПолоцк. Церковь Нач. ХХ века.

Дворяне «верхами на богато убранных лошадях» встретили императрицу за несколько миль от города: знатнейшие из них ехали впереди кареты августейшей особы, затем почтмейстер с 12 почтальонами; после, «верхами же», пикинеры. Самодержица в позолоченной карете с опущенными стеклами кланялась столпившемуся народу. При самой карете по правую сторону на прекрасной лошади ехал наместник белорусский граф Чернышев. За каретой следовали лейб‑кирасиры, за ними придворные кареты, запряженные в шесть лошадей. И далее от триумфальных ворот, «нарочно для сего случая устроенных за городом», по обе стороны дороги в праздничных платьях стоял местный люд, а также духовенство. Когда императрица подъехала к воротам, в городе во всех церквах зазвонили колокола, а с городского вала холостыми зарядами производилась стрельба из орудий. В Полоцке Екатерина зашла в так называемую русскую церковь, где ее встретил архиерей Иннокентий, и затем отправилась в приготовленный для нее над рекой Двиной деревянный дворец: «каменного ж дворца на рынке Государыне Императрице не было угодно занять из опасения сырости, какая могла быть в новопостроенных стенах».

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеПолоцк. Вид на город. Конец XIX века.

В тот день государыне угодно было назначить аудиенцию одному только племяннику польского короля, князю Станиславу Понятовскому.

«Случившийся в вечеру дождь с ветром помешал жителям осветить улицы плошками — зато во всем городе в окнах горели свечи. В монастыре и конвикте у иезуитов в окнах 3‑го этажа стояли разноцветные пирамиды, на которых шкалики и фонари были прикреплены и повешены весьма красиво и разнообразно, что издали представляло очаровательный вид: не менее великолепно был освещен фасад Софийского собора у базильянов». Вообще иллюминации было много.

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеПолоцк. Софийский собор и бывший базилианский монастырь. Конец XIX века.

В Полоцке «высокая посетительница» осмотрела построенные на рынке присутственные места; наведала костел иезуитов и там «сидела на приготовленном для нее троне во все время отправления Божественной службы»; иезуитский монастырь, где осмотрела рисунки учеников, «между которыми выбрав несколько, отдала их своему генерал‑адъютанту Ланскому, приказав отнести к ней»; присутствовала у графа Чернышева на ужине, а после — «в Маскераде».

21 мая, в день именин великого князя Константина Павловича, внука императрицы, во всех церквах и костелах шли молебствования. Сама же Екатерина «изволила в тот день слушать обедню в церкви Богоявленского монастыря».

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеПолоцк. Бывший монастырь иезуитов. Нач. ХХ века.

22 мая в 9 часов утра выезд императрицы из Полоцка «был так же торжественен, как и въезд».

По дороге, когда проезжали мимо Струни, Екатерину II встречал при церкви униатский епископ Смогоржевский. В Струни Смогоржевский выстроил «церковь с двумя минаретами у ворот и 12‑ю малыми круглыми кельями, поделанными в окружающей церковь каменной стене с зубцами», а также «обширный каменный дом с прекрасным плодовым садом и рощею».

Преждевременное прибытие австрийского, на тот момент, соправителя и императора Священной Римской империи Иосифа II в Могилев побудило императрицу поспешить. «Въехав в Россию под именем графа Фалькенштейна, император Иосиф, сопровождаемый от самой границы генерал‑фельдмаршалом Румянцовым, прибыл до Могилева 21 мая в 9 часов утра. Его свиту составляли 30 человек. Сохраняя величайшее инкогнито, в мундире капитана австрийских войск, без орденов, император 22 мая в 7 часов утра пешком отправился в костел иезуитов, где, стоя на коленях, молился».

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеМогилев. Иосифовский кафедральный собор. Конец XIX века.

23 мая в 11 часов утра колокольный звон и гром пушек, расставленных по городскому валу, возвестили жителям о приближении императрицы к Могилеву. В очередных триумфальных воротах ее встретили члены магистрата и в знак верноподданства поднесли городские ключи — золотой и серебряный.

Католический епископ Сестренцевич с духовенством приветствовал императрицу при костеле кармелитов, православный епископ Георгий Конисский — при соборной церкви Св. Спаса. Из церкви Екатерина отправилась на Шкловское предместье во дворец, «где нашла ожидавшего Ея Императора, который подойдя к Ней, поцеловал Ее в руку, а Она Его по русскому обычаю в лице». Надо сказать, император отказался от предложенных ему почетного караула, прислуги и пажей; во время своих прогулок по городу «он оставался доволен, если не был узнаваем». Хотя в то же время «шикарность» российской императрицы Иосифа весьма впечатлила.

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеМогилев. Внутренний вид Иосифовского кафедрального собора. Конец XIX века.

24 мая, в главный день приема, съезд «вельмож польских и российских, дворян и чиновников был так велик, что в городе все дома были заняты приезжими, одних карет у дворца стояло до трехсот».

25 мая государыне императрице «имели счастье представляться» дамы; после обеда высокие посетители изволили быть в концерте.

26 мая императрица с императором осматривали присутственные места; после вместе поехали в костел кармелитов.

27 мая императрица с императором были в церкви Св. Спаса.

28 мая Иосиф слушал литургию в костеле иезуитов. Вечером с императрицей находился в театре на опере.

29 мая императрица с императором поехали к деревянной церкви Воскресения Христова, и там «в память своей бытности в Могилеве оба положили первый камень для фундамента каменной церкви» — будущего собора Св. Иосифа, выстроенного по проекту архитектора Николая Львова и украшенного росписью и иконами известного русского портретиста Владимира Боровиковского. Иосифовский собор разрушили в 1930‑е годы.

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеМогилев. Костел. Нач. ХХ века.

После обеда, в третьем часу, оба императорских величества в карете выехали из Могилева и в 6 часов пополудни прибыли в Шклов. Генерал‑поручик Зорич принимал дорогих гостей в летнем деревянном дворце против озера. И снова монархов ждал обильный изысканный ужин, бал, фейерверк и иллюминация. Наверное, они уже должны были устать от того.

На другой день Екатерина II и Иосиф II отправились в Оршу, где обедали. В три часа, в одной карете, ехали до Смоленска: оттуда императрица направилась в Петербург, а император — в Москву и затем в Петербург. В Вену он вернулся только 8 августа 1780 года, проследовав на обратном пути через Ригу, Ковно, Гродно, Львов.

собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть фото собор иосифа обручника в могилеве. Смотреть картинку собор иосифа обручника в могилеве. Картинка про собор иосифа обручника в могилеве. Фото собор иосифа обручника в могилевеМогилев. Вид на бывший иезуитский монастырь. Нач. ХХ века.

Что же подвигло двух правителей на личную встречу? Как известно, у великих держав нет постоянных союзников, а есть постоянные интересы. Эти‑то самые, вдруг совпавшие, интересы сумели сгладить существовавшие до того российско‑австрийские противоречия и подтолкнули Россию и Австрию к определенному союзничеству. Но это уже не наши орбиты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *