на что живут партии в россии
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Сколько стоят России политические партии
Сколько стоят России политические партии
Сколько стоит демократия в России
Все зарегистрированные политические партии сдают ежегодные финансовые отчёты в Центризбирком. Все отчёты публикуются на сайте ЦИК, каждый желающий может с ними ознакомиться. Мы решили поинтересоваться, как устроены финансы наших партий: сколько они привлекают средств и на что их тратят. Всё это постарались визуализировать с помощью понятных диаграмм.
Мы взяли отчёты за 2015 год от пяти самых популярных партий, набравших на прошлых выборах в Думу больше всего голосов. Все эти партии собрали на выборах более 3% голосов и получили государственное финансирование, что нас особенно интересует. Эти же партии, кроме одной, получили представительство в Думе, так как прошли необходимый для этого 7% барьер.
Как партии формируют свой бюджет
В первой части рассмотрим, как формируются бюджеты партий и каково их абсолютное и относительное значение. Во второй части посмотрим, как эти бюджеты расходуются.
Годовые бюджеты пяти самых популярных партий
Годовой бюджет крупнейшей партии «Единая Россия» больше суммы бюджетов всех остальных партий вместе взятых и составляет более 5.5 млрд. рублей в год. У трёх других партий годовой бюджет превышает 1 млрд. рублей.
Денежные и имущественные поступления
Все поступления в партийный бюджет делятся на денежные и имущественные. Как видим, имущественные поступления у всех партий составляют лишь незначительную часть. За исключением КПРФ, где эта часть составляет пятую часть бюджета. Поэтому дальше сосредоточимся только на денежной части бюджетов.
Источники денежных поступлений
Бюджеты всех партий наполняются преимущественно за счёт денежных поступлений от государства. Для некоторых партий важным источником финансирования также выступают добровольные пожертвования их сторонников. Остальные источники, включая членские взносы, не играют большой роли. Дальше остановимся подробней только на этих двух самых крупных источниках.
Государственное финансирование
Согласно Федеральному закону РФ о политических партиях, тем партиям, которые на выборах в думу или на выборах президента набрали не менее 3% голосов избирателей, полагается ежегодное финансирование из государственного бюджета. Объем финансирования напрямую зависит от числа голосов, отданных избирателями на выборах:
«Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее 20 рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах».
К закону постоянно вносятся поправки, всё время увеличивающие стоимость одного избирателя, последняя поправка назначила 110 рублей за каждого избирателя.
В итоге, имеем следующие суммы государственного финансирования партий и его относительного распределения между ними.
Денежные поступления от пожертвований
Второй важный источник денежных поступлений для некоторых партий — после государственного финансирования — это добровольные пожертвования своих сторонников. Три четверти всех пожертвований приходится на «Единую Россию». Поступления от пожертвований составляют почти 25% бюджета этой партии. У ЛДПР пожертвования составляют 20% бюджета, у «Справедливой России» — 10%, у КПРФ — 2%, у «Яблока» — менее 1%.
Жертвовать могут как физические, так и юридические лица. Как видим, преобладают пожертвования от юридических лиц. Выделяются только КПРФ, где соотношение пожертвований от физических и юридических лиц примерно равное. И «Яблоко», где пожертвования от физических лиц составляют треть.
Куда партии тратят свой бюджет
Расходы партий можно условно поделить на две составляющие:
Сначала рассмотрим все расходы, связанные с общественной деятельностью, а затем — с деятельностью организационной.
Общая структура расходов партий
Сразу видно, что одни партии «специализируются» на пропагандистской деятельности — ЛДПР и «Справедливая Россия», а другие на поддержке региональных отделений — «Единая Россия», КПРФ и «Яблоко». Одни партии тратят значительную часть бюджета на руководство — КПРФ, «Справедливая Россия» и «Единая Россия», а у других траты на руководство мизерные, но откровенно выражены «другие расходы» — «Яблоко» и ЛДПР. Далее рассмотрим каждую статью расходов по порядку.
Расходы на пропагандистскую деятельность
В пропагандистскую деятельность включается информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность. В абсолютных показателях это самая большая суммарная статья расходов среди расходов на общественную деятельность партий. Больше всего пропагандистской деятельностью занимается ЛДПР, её расходы в этой области составляют более трети от расходов всех партий и две трети её собственного бюджета. У «Справедливой России» расходы в этой области также велики относительно её бюджета и составляют почти его половину. Для обоих партий пропагандистская деятельность является основным источником расходов.
Расходы на публичные мероприятия
По абсолютным показателям расходы на публичные мероприятия занимают второе место по суммарным расходам на общественную деятельность партий. В тратах на публичные мероприятия доминирует «Единая Россия», на долю которой приходится почти три четверти от расходов всех партий. Однако в рамах бюджета ЕР это составляет всего 13%.
Расходы на содержание издательств, образовательных учреждений и СМИ
В этой области общественной деятельности явный лидер КПРФ, на долю которой приходится почти четыре пятых от расходов всех партий. В бюджете же самой партии это только десятая часть всех расходов. Оставшаяся одна пятая часть от всех расходов приходится на ЛДПР. Другие партии практически ничего не вкладывают в этой сфере, в их бюджетах данные расходы занимают менее 0.5%.
Расходы на благотворительность
Хоть какой-то благотворительностью занимаются только «Справедливая Россия» и КПРФ, на долю которых приходится 56% и 39% соотвественно от расходов всех партий. Но в их внутренних бюджетах это составляет всего лишь не более 2% и не более 1%. У остальных партий этот показатель менее 0.5%
Содержание региональных отделений
Теперь перейдём к расходам на внутрипартийную организацию. Содержание региональных отделений по совокупной сумме расходов всех партий занимает первое место как среди общественных, так и среди организационных расходов. «Единая Россия» и КПРФ на это тратят более трети своих бюджетов, для обоих партий это самая крупная статья расходов. «Яблоко» и «Справедливая Россия» тратят пятую часть. Яркое исключение — ЛДПР: в их статьях расходов это всего 5%.
Содержание руководства
Больше всех на своё руководство тратит КПРФ. Данные траты у этой партии составляют пятую часть от всего бюджета и занимают второе место после трат на региональные представительства. Яблоко и ЛДПР тратит на руководство заметно меньше всех. В их бюджетах это всего пара-тройка процентов.
Перечислено в избирательные фонды
На поддержку своих представителей на выборах больше всего, относительно своего бюджета, тратит «Яблоко», для них это основной источник всех расходов и составляет треть всего бюджета. А меньше всего в этом направлении тратит КПРФ, выделяя на перечисление в избирательные фонды всего 3.5% бюджета.
Расходы на проведение съездов
На проведение съездов все партии тратят одинаково, 1–3% от своего бюджета. А ЛДПР и того меньше.
Другие расходы
О «прочих расходах» можно было бы вообще не говорить. Так как это скорее всего некоторая погрешность классификации. И действительно, у всех партий они занимают не более 1% от бюджета. Однако у двух партий эта статья расходов составляет существенную часть бюджета. У «Яблока» это почти треть бюджета и занимает второе место после расходов на поддержку выборов, а у ЛДПР — пятая часть бюджета. В финансовых отчётах Центризбиркома нет ответа, что это за расходы.
Зарплаты депутатов Думы
Напоследок, ещё стоит отметить, что деньги от государства получают не только партии, преодолевшие 3% барьер, но также и все их представители, вошедшие в Думу на правах депутатов. На 2015 год на зарплаты депутатам было выделено 8 млрд. 80 млн. рублей. Это даже больше того, что получают от государства непосредственно сами партии (они получают все вместе почти 7 млрд. руб.). Всего у нас 450 депутатов, значит каждый в среднем за год получает 18 млн. рублей. Если распределить по партиям, в соотвествии с числом их мест в Думе, то получится следующая картина.
P.S. Предыдущие статьи Максима Каракулова:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Миллиарды каждый год, еще и из бюджета. На какие деньги живут российские партии и куда они их тратят?
Перед очередными выборами российские города напрочь заклеены политической рекламой, партии проводят бесконечные мероприятия, а активность руководства партий резко возрастает. Но все это стоит денег – от самой маленькой листовки до зарплаты руководителя регионального филиала партии. И эти деньги партии должны где-то найти. Как ни странно, платят за это преимущественно налогоплательщики, на остальные источники приходится совсем мало. Мы разобрались, почему так происходит и откуда партии получают свое финансирование.
Кто финансирует партии сейчас
Партии – обязательный атрибут политической жизни современного государства. Партии (и их соотношение в законодательных органах) определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, а также формируют его идеологическую основу. В России не так много партий – их чуть больше 50, причем за последние годы число партий только сокращается. Всему виной постоянное ужесточение избирательного законодательства, а также масштабы государства.
Для нормального функционирования партии нужны большие деньги – как минимум, чтобы оплачивать присутствие партийных органов во всех 85 регионах страны, а также проводить мероприятия и вести просветительскую и пропагандистскую деятельность. В советское время партия получала основное финансирование от членских взносов (их платили, потому что членство в КПСС было привилегией), но сейчас ситуация изменилась.
Политические партии получают финансирование сразу из нескольких источников:
Из крупнейших партий большая часть финансирования приходится на федеральный бюджет – так партии получают более 90% своих доходов. Финансирование могут получать только партии, которые преодолели барьер в 3% на прошлых выборах в Госдуму. Что интересно, проходной барьер на выборах выше и составляет 5% (хотя не так давно это было вообще 7%) – это значит, что финансирование получают даже те партии, которые не прошли в Госдуму. Логика проста – даже 3% показывают популярность партии у избирателей, поэтому государство готово поощрять ее успехи.
В дополнение к «оплате» голосов, партии могут получать бюджетное финансирование на свои специальные проекты. Например, у КПРФ это «Лидерские проекты», у ЛДПР есть Институт мировых цивилизаций (получающий из бюджета буквально сотни миллионов), у «Справедливой России» – «Центр защиты прав граждан».
Что касается пожертвований, то эта часть поступлений пока не очень прозрачна – партии (особенно крупные) получают пожертвования от малоизвестных компаний, депутатов региональных собраний и органов местного самоуправления, или даже от действующих депутатов Госдумы. При этом иногда оказывается, что компания, пожертвовавшая одной из партий миллионы рублей, работает с государственными заказами. Конечно, это не запрещено напрямую – но с точки зрения прозрачности политики выглядит не очень хорошо.
Что касается членских взносов, сейчас они теряют свое значение – например, из парламентских партий больше всего в процентном отношении на взносах получает КПРФ, но и это всего около 6% от бюджета партии. «Единая Россия» получает взносами еще меньше – порядка 4,4%. У остальных партий взносы совсем небольшие или их нет вообще.
Другие источники доходов – чистая формальность, так как партии обычно тратятся на мероприятия, а не зарабатывают на них. Как и не получают ощутимых доходов от сделок или предпринимательства – в приоритете все-таки остается политическая деятельность.
Зачем бюджет финансирует партии?
Государство неплохо финансирует политические партии – за каждый голос, отданный за партию на последних выборах. Это касается как парламентских выборов (учитываются голоса, отданные за партию в голосовании по спискам), так и президентских выборов (учитываются голоса, отданные за кандидата, выдвинутого партией). При этом за партию или кандидата должны проголосовать не менее 3% избирателей. За полученные на президентских выборах голоса партии финансируют разово, а за голоса, отданные за федеральный список – ежегодно.
Объем финансирования партий постоянно увеличивался:
То есть, за десятилетие финансирование партий выросло практически на два порядка. Параллельно число представленных в парламенте партий снижалось – то есть, оставшиеся получают все больше.
Сама по себе модель бюджетного финансирования политических партий – общепринятая в мире практика. Впервые выплаты для партий закрепили в бюджете Уругвая в 1928 году, с тех пор аналогичные нормы появились в законодательстве десятков государств. Распределяются деньги везде по-разному – где-то с привязкой к последним выборам, где-то пропорционально на все партии, где-то – в зависимости от полученных мест в парламенте.
Проще всего получить финансирование в Германии – там оплачивается каждый голос, отданный за партию, преодолевшую барьер в 0,5%. Правда, выплаты разовые, а не ежегодные. А в Израиле государство финансирует даже внутрипартийные выборы (праймериз), а также дает деньги их участникам. Если кандидат провалится на выборах в Кнессет, он должен будет вернуть всю полученную им сумму.
Основная идея государственного финансирования партий – создать здоровую политическую среду, когда представители крупного бизнеса не могут оказывать влияние на политику, финансируя свои «карманные» партии. Правда, в России партии все же могут получать пожертвования, и их (часто – внушительные по сумме) могут делать частные лица или компании, поэтому такая норма работает лишь номинально.
Кроме того, независимое финансирование позволяет партиям профинансировать избирательную кампанию в полном объеме – оплатить эфирное время, наружную рекламу, агитаторов и партийные мероприятия. По сути, оно уравнивает в правах партии с разными финансовыми возможностями – и даже не очень крупная партия может конкурировать с более известной.
Однако в России последних лет все чаще решающую роль играет не финансирование, а административный ресурс (часто завязанный на одной правящей партии). Поэтому другие партии зачастую не в состоянии нарастить поддержку, даже имея бюджетное финансирование, и теряют своих избирателей, а вместе с ними – и право на выплаты от государства.
Какие партии получают больше
Поскольку партии получают бюджетное финансирование в зависимости от числа полученных на последних выборах голосов, лидирует, по понятным причинам, «Единая Россия». По данным отчета партии за 2019 год (более свежих данных пока нет), партия получила 4,3 миллиарда рублей из бюджета – при общем объеме поступлений в 5,8 миллиарда рублей.
На данный момент последние парламентские выборы – это выборы 2016 года. На них 3%-ный барьер преодолели только 4 партии, которые и представлены в парламенте.
Отданные за них голоса и объем финансирования распределились так:
Как можно заметить, «системная оппозиция» живет практически только на бюджетное финансирование, а остальные источники занимают совсем небольшую долю в поступлениях. И их весьма невнятные политические программы могут быть связаны именно с этим – когда партии слишком сильно зависят от бюджетных денег, они не решаются жестко критиковать действия власти, допуская лишь незначительную критику по несущественным вопросам.
Кстати, недавно стало известно, что «Единая Россия» намерена получить 45% голосов избирателей при явке в 45%. С учетом результатов прошлых выборов это даже шаг назад – в партии понимают, что с учетом недовольства населения социально-экономической ситуацией результаты будут соответствующими. И это непосредственно отразится на финансировании – вместо 4,3 миллиардов рублей в год партия получит около 3,4 миллиардов рублей, если все пойдет по намеченному плану. Но до следующего года еще может измениться законодательство, и выплаты за каждый голос могут стать больше 152 рублей.
Что касается других источников поступлений, то ощутимые деньги партии получают только от частных пожертвований. «Единая Россия» традиционно получает деньги от компаний, так или иначе связанны с государственными контрактами (например, в 2017 году партия получила от 30 компаний более 4 миллионов рублей от каждой, из них 16 получали госконтракты самостоятельно или через связанные структуры). Перечисляют деньги партии некие региональные фонды поддержки регионального сотрудничества и развития, которые, по сути, раньше были внутрипартийными структурами.
А совсем недавно в «Медузе» вышло расследование, из которого стало понятно, что «Единая Россия» может использовать неофициальные избирательные фонды – «черные кассы». Дело в том, что официально выделяемых на предвыборные кампании по линии партии средств явно недостаточно, чтобы профинансировать выборы во всех регионах. А, например, на избирательную кампанию кандидата в президенты вообще можно потратить только 400 миллионов рублей – хотя за такие деньги в России можно избрать разве что губернатора.
Неофициальные фонды, как говорят источники журналистов, пополняют представители бизнеса – как местного, так и федерального. За это руководители и собственники могут получить места в выборных органах власти (например, «проходную» позицию в партийном списке в регионе или федеральном списке).
Другие партии получают деньги буквально откуда придется. Например, КПРФ получает часть пожертвований от компаний, которые возглавляют коммунисты, «Справедливая Россия» – от неких фондов содействия, а ЛДПР – тоже от «своего» бизнеса.
Более мелкие партии обычно вообще не получают денег и существуют чисто номинально – таких партий как минимум 25, и за 2018 год они указали в отчетах нулевые доходы.
Кто больше тратит и на что
Как уже можно было понять, партии официально могут потратить только те деньги, которые они официально получили – без серых схем и неофициальных фондов. К тому же партии обязаны раз в квартал предоставлять в ЦИК развернутый финансовый отчет, где расписать все поступления и расходы.
Если посмотреть на общие траты партий за III квартал 2020 года, то станет понятно – расходы одной партии выше, чем суммарные расходы всех остальных:
Как видно, если расходы «Единой России» за квартал превысили 2 миллиарда рублей, то партия снизу списка потратила всего 270 рублей, а все остальные (которые были бы ниже) – не потратили вообще ни копейки.
При этом третий квартал 2020 года – это как раз Единый день голосования и 2 месяца перед ним, когда расходы партий на агитацию и другие цели были максимальными. Правда, не все расходы идут на пропагандистскую деятельность – значительная часть официально идет на содержание руководства, региональных подразделений и другие расходы на обеспечение деятельности.
Что интересно, партии отчитываются не только о доходах и расходах, но также указывают и остатки денег на счетах. Например, у «Единой России» даже после выборов осталось полтора миллиарда рублей, в сумме около миллиарда есть у КПРФ и ЛДПР. А новые партии – «Новые люди» и «За правду» потратили буквально все, оставив лишь по 400 тысяч рублей.
Эффективность расходов – не всегда высока. Например, «Новые люди» потратили на выборы 179 миллионов рублей, но смогли провести лишь 7 человек в региональные законодательные собрания. Впрочем, даже такой результат даст партии шанс баллотироваться на выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей.
И, конечно, стоит помнить, что в официальных отчетах отображаются далеко не все траты партий – вряд ли «Единая Россия» смогла провести все региональные кампании в 2020 году за 261 миллион рублей, это цена кампании в одном-двух регионах страны. Соответственно, какие-то траты (например, социологические исследования, агитаторы, реклама) могли оплачиваться через сторонние счета, и не попасть в официальную отчетность.
Как партии зарабатывают и куда тратят? Предвыборное расследование
Разница в доходах политических партий колоссальна (согласно результатам выборов 2011 года). Даже внутри «Большой пятерки» она превышает 20 раз. Партии, не имеющие государственного финансирования, в своем большинстве работают лишь в период выборов, так как на большее не имеют средств, следует из финансовых отчетов, опубликованных в частности, организацией «Голос».
Заметно, что в случае с ЛДПР и «Яблоком» существенного увеличения совокупных бюджетов партий не произошло, поскольку значительно уменьшились частные пожертвования. В ЛДПР они сократились в 5,4 раза и в 2015 году составили всего 223 млн рублей в сравнении с 1 208 млн рублей годом ранее, а в партии «Яблоко» частные пожертвования вообще практически исчезли, составив в 2015 году менее 1 млн рублей (в 2014 году было 111 млн рублей). Возможно, это связано с тем, что партии решили «поберечь» своих спонсоров перед федеральной избирательной кампанией. В таком случае нам стоит ждать существенного увеличения бюджетов этих партий в 2016 году, либо переориентации традиционных спонсоров партий на поддержку кандидатов-одномандатников.
За предыдущий период политическим партиям удалось также сделать определенные сбережения, которые также наверняка будут потрачены в ходе 2016 года. В случае с «Единой Россией» и КПРФ речь идет об очень крупных суммах – более 1 млрд рублей у каждой из партий.
Кому нужны эти членские взносы?!
К выборам 2016 году в стабильном финансовом состоянии из всех партий «второго ряда» подошли лишь «Патриоты России», хотя и их бюджет в 2015 году сократился почти в 2 раза в сравнении с предыдущим годом. Небольшие собственные резервы также удалось накопить «Родине» и РППС, которых, однако, явно не достаточно. В любом случае, можно констатировать, что все партии «второго эшелона» находятся в полной зависимости от ресурсообеспеченных кандидатов.
Кто скидывается на партии?
Самая большая доля госфинансирования наблюдается у «Яблока» (99%), затем следуют КПРФ (89,4%), «Справедливая Россия» (86,4%) и ЛДПР (74,6%). Меньше всего от официальной государственной поддержки зависит «Единая Россия» – в ее доходах эти перечисления составляют 68,6%.
Самую большую долю членских взносов в доходах партии сегодня имеет КПРФ – 6,4% (годом ранее было 10,7%). Далее следуют: «Единая Россия» – 4,4% (было 5,4%), «Справедливая Россия» – 0,7% (было 2,7%), ЛДПР – 0,03% (было 0,3%). Фактически, партии, являющиеся по закону общественными объединениями, сегодня существуют не на средства своих сторонников и членов, а за счет всех налогоплательщиков и ограниченного круга частных спонсоров. Среди партий, не имеющих государственного финансирования, членские взносы есть только у «Коммунистов России» – они составляют 0,3% от всей доходной части.
За прошедший год существенные изменения произошли лишь в отношении пожертвований со стороны общественных организаций. Как и в предыдущие годы, в 2015 году на счета «Единой России» поступил некоторый объем средств от аффилированных с партией общественных организаций. Однако в этот раз этот поток был гораздо скромнее, а большая часть этих денег была возвращена жертвователям.
От общественных фондов, аффилированных с партией, было принято в 2015 году 6 100 000 рублей Еще 5 350 000 рублей было привлечено от аналогичных организаций в виде заемных средств с нулевой процентной ставкой. Интересно, что 27,5 млн рублей, правомерно поступивших средств, было возвращено добровольно. Эти суммы гораздо скромнее тех, что были выявлены в прошлом году.
Пожертвования от некоммерческих организаций в 2015 году были выявлены и у других партий. У КПРФ в 2015 году самое крупное пожертвование (3,6 млн рублей) поступило от Омской областной культурно-просветительской общественной организации «ИНТЕГРАЦИЯ», председатель совета которой Александр Кравец по совместительству является первым секретарем омского областного отделения партии. Аналогичная ситуация наблюдается и с финансированием партии «Яблоко» – пожертвование в виде поступления имущества (квартира стоимостью 1,5 млн рублей) поступило от общественной организации «Мурманский центр экономических и политических исследований» – организации, аффилированной с мурманским отделением «Яблока», – руководителем обеих структур был Игорь Лебедев.
Структура расходов крупнейших политических партий представляет интерес для избирателей хотя бы потому, что значительную часть средств они получают из государственного бюджета, фактически – из средств самих избирателей (у некоторых из членов «Большой пятерки» доля поступлений из федерального бюджета в структуре доходов партии превышает 90% и ни у кого не опускается ниже 2/3).
Анализ расходных статей бюджетов пяти крупнейших партий показал различие в подходах к партийному строительству. Две крупнейшие партии – «Единая Россия» и КПРФ – почти 60% своих бюджетов тратят на содержание центральных органов и региональных отделений, создавая обширные бюрократические аппараты (в т.ч. расходы на аренду офисов и зарплаты сотрудникам аппаратов партий). При этом обращает внимание, что если «Единая Россия» значительное внимание уделяет развитию региональной сети, создавая «регулярную электоральную машину», то в КПРФ баланс расходов, в значительной степени смещен в сторону центрального аппарата партии.
Центральный офис КПРФ потребляет приблизительно четверть всех партийных расходов, в то время как на 85 регионов выделяется лишь 36,5% бюджета. При этом, из всех парламентских партий КПРФ меньше других перечисляла непосредственно на участие своих сторонников в региональных и местных выборах (в относительных цифрах). Учитывая, что в бюджете КПРФ самая большая доля членских взносов (см. ниже), такая диспропорция выглядит странной – получается, что члены партии и налогоплательщики со всей страны в большей степени финансируют центральный аппарат партии, а не ее деятельность в регионах или участие в выборах.
Похожая ситуация складывается и в «Справедливой России», хотя и в меньших масштабах. У эсеров соотношение трат на центральный аппарат и регионы – почти один к одному, но зато относительно много тратит на финансирование агитационно-пропагандистской работы (например, выпуск «партийных» СМИ) и участие в выборах.
Относительно других партий, ЛДПР тратит наибольшую долю из собственных средств на агитационно-пропагандистской работу – более половины своего бюджета. Обращает также внимание крайне незначительная доля, которая официально расходуется на поддержание партийного аппарата, как в Москве, так и в регионах. Региональная сеть практически не развивается, партия живет исключительно за счет своего федерального бренда, не погружаясь в региональные проблемы. Даже та политическая агитация, которую можно увидеть по всей стране – преимущественно типовая, без учета местной специфики. Большая доля трат происходит по статье «Иные расходы». При их анализе легко обнаружить, что там значатся преимущественно транспортные услуги и размещение рекламно-агитационных материалов.
Наибольшую долю полученных средств непосредственно на участие в выборах тратит партия «Яблоко» – 35,9%. Кроме того, у «Яблока» многие расходы проходят по статье «Иные расходы» – почти четверть. Даже при беглом анализе этих расходов видно, что они содержат преимущественно два типа трат – оказание юридических и консультационных услуг и аренда нежилых помещений. Консультационные услуги, скорее всего, также можно смело относить к расходам на участие в выборах. «Яблоко» уделяет достаточное внимание поддержке своей региональной сети – это соотношение лучше, чем у «Единой России».
Из партий, не имеющих государственного финансирования, были рассмотрены лишь те, чей бюджет в 2015 году превысил 1 млн рублей. Таких партий всего 6 – «Гражданская платформа», «Коммунисты России», ПАРНАС, «Патриоты России», «Родина», РППС.
Среди партий второго уровня наиболее сбалансированным выглядит бюджет партии «Родина». Остальные партии впадают в крайности. РППС не потратила ни копейки на содержание центрального аппарата, существенно вложившись, как и «Патриоты России», в региональные отделения. ПАРНАС потратил больше половины средств на содержание центрального аппарата партии и не дал ни рубля регионам (при этом партия потратила почти 5% на международную деятельность). «Коммунисты России» отдают приоритет финансированию выборных кампаний и агитационно-пропагандистской деятельности.